В зависимости от представления непосредственных объектов преступлений существуют различные взгляды на классификацию преступлений главы 29 УК «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства». А. В. Наумов, предлагает следующую классификацию преступлений:
1) преступления, посягающие на внешнюю безопасность Российской Федерации: государственная измена (ст. 275 УК) и шпионаж (ст. 276 УК);
2) преступления, посягающие на легитимность государственной власти, т. е. направленные на насильственный захват или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации (ст. 278 УК); вооруженный мятеж (ст. 279 УК); публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации (ст. 280 УК);
3) преступления, посягающие на конституционный принцип политического многообразия и многопартийности (как один из составляющих основы конституционного строя), — посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК);
4) преступления, посягающие на экономическую безопасность и обороноспособность Российской Федерации: диверсия (ст. 281 УК), разглашение государственной тайны (ст. 283 УК), утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК);
5) преступления, посягающие на конституционный запрет разжигания расовой, национальной и религиозной розни (как один из составляющих основы конституционного строя), — возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282 УК)[1].
По нашему мнению, представленная классификация уязвима по ряду причин:
- во-первых, не просматривается единое основание классификации, без чего она лишается научной четкости;
- во-вторых, преступления, предусмотренные в п. 2 (ст. 278— 280) посягают не на легитимность государственной власти, а на внутреннюю безопасность или политическую систему Российской Федерации. Легитимность, как «признание или подтверждение законности какого-либо права, полномочия»[2], безусловно страдает при совершении указанных преступлений. Однако их объектом является не она, а сама внутренняя безопасность как состояние защищенности конституционного строя от внутренних угроз. Вполне правомерно можно ставить вопрос о легитимности существующего конституционного строя вне ситуаций совершения преступлений указанной группы;
- в-третьих, было бы неточным относить разглашение государственной тайны (ст. 283 УК) и утрату документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК), к преступлениям, посягающим на экономическую безопасность и обороноспособность. Государственная тайна, как известно, имеет место не только в сферах экономики и обороны.
А.Н. Игнатов, Ю.А. Красиков предлагают классификацию преступлений главы 29 УК «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства», в основе которой, как полагают авторы классификации, должна лежать направленность источников угроз. «В обобщенной форме эти источники угроз могут быть извне, внутри страны, а также иметь место в экономической сфере. Источники угроз в экономике могут быть в принципе и извне, и внутри. Выделение и рассмотрение их отдельно обоснованно и актуально в связи с переходом России к новым общественно-экономическим отношениям. Причем речь идет о тех сферах экономики, где и в условиях рынка сохраняются монопольные права государства (на выпуск официальных денежных знаков, перемещение товаров и предметов через таможенную границу, контроль и преследование за выпуск фальшивых денежных знаков и т. п.).
Принципы конституционного строя РФ
... принципов конституционного строя Российской Федерации. Задачи исследования курсовой работы предопределены выше обозначенной целью и заключаются - определить понятие и закрепление конституционного строя Российской Федерации. - подробно изучить основы конституционного строя Российской Федерации. Объектом исследования данной курсовой работы является конституционный строй Российской Федерации. ...
Именно эти сферы экономики, по мнению авторов классификации, должны защищаться уголовно-правовыми средствами путем указания признаков составов государственных преступлений, т.е. речь идет о государственной экономической безопасности».[3]
Соответственно источникам угроз родовой объект — основы конституционного строя и безопасности государства — авторы классификации делят на три непосредственных объекта: внешняя безопасность внутренняя, внутренняя безопасность и экономическая безопасность.
Таким образом классификация преступлений главы 29 УК «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства» представлена А.Н. Игнатовым, Ю.А. Красиковым в следующем виде:
Преступления, посягающие на внешнюю безопасность:
- государственная измена (ст. 275 УК);
- шпионаж (ст. 276 УК);
- разглашение государственной тайны (ст. 283 УК);
- утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК).
Преступления, посягающие на внутреннюю безопасность:
- посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК);
- насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278 УК);
- вооруженный мятеж (ст. 279 УК);
- публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации (ст. 280 УК);
- возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282 УК).
Преступление, посягающее на экономическую безопасность: диверсия (ст. 281 УК).
По мнению автора представленной курсовой работы, учитывая цель и тему настоящей работы, представляется целесообразным изложить классификацию преступлений главы 29 «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства» в виде 2 групп преступлений в зависимости от объекта преступного деяния:
преступления, посягающие на безопасность государства
преступления, посягающие на основы конституционного строя
Глава 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя» закрепляет исходные принципы конституционного регулирования основополагающих сфер жизни и деятельности современной России: определяет сущность Российского государства, правовое положение личности, принципы экономических отношений, пользования землей и другими народными ресурсами, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религиозных объединений.
Форма государства. Государственная власть. Государственный строй
... государство, федерация и конфедерация. А) Унитарное (простое) государство -- это целостное централизованное государство, состоящее из административно-территориальных единиц (областей, губерний, округов, департаментов, провинций), не имеющих статуса государственных ... глава государства одновременно представляет светскую и религиозную власть (Ватикан, Саудовская Аравия). Конституционная (ограниченная) ...
Характерная особенность основ конституционного строя состоит в том, что они составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции, всей системы действующего законодательства и иных нормативно — правовых актов Российской Федерации. Учитывая вышеизложенное, а также цель и тему настоящей курсовой работы, на наш взгляд, крайне важно рассмотреть положения первой главы Конституции РФ, устанавливающие основы конституционного строя РФ.
Главное внимание в главе уделяется принципам организации и деятельности государства, что объясняется его значимостью в современном обществе, а также необходимостью защиты личности, гражданского общества, их частных интересов от необоснованного вмешательства государственных органов и должностных лиц.
Ст.1 Конституции РФ гласит: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».[4]
Данная статья имеет основополагающее значение. В ней устанавливаются форма государственной власти в Российской Федерации и, соответственно, режим политической, экономической и иных свобод личности в обществе.
Государственные органы находятся между собой в той или иной взаимосвязи, определенным образом организованы в единое целое. Эти способы организации государства и понимаются как его форма. При этом в форме государства выделяют три основные стороны: форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Конституционное закрепление Российской Федерации как федеративной демократической республики означает следующее.
1. В стране действует республиканская форма правления. Все граждане России, согласно Конституции, имеют право участвовать в формировании законодательной власти Российской Федерации — Федерального Собрания, а также избрании главы государства — Президента Российской Федерации.
2. Российское государство представляет собой федерацию. Представительные (законодательные) органы субъекта Федерации в пределах, предоставленных им Конституцией, самостоятельно осуществляют полномочия по ряду важнейших направлений государственно — правовой деятельности, принимают законы и иные нормативно — правовые акты. В то же время значительную часть вопросов решают непосредственно федеральные органы государственной власти: Федеральное Собрание, Президент Российской Федерации и Правительство.
3. Российская Федерация — демократическое государство. Россиянам предоставляется возможность участвовать в делах государства и формировании его органов, а также предоставляются иные политические права.
Принципиально важным является провозглашение государства Российской Федерации в качестве правового.
Правовым государством признается демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы каждого человека.
Правопорядок и пути его укрепления в Российском государстве
... судебной системе Российской Федерации». Структура работы. Исходя из слабой изученности темы, а, также учитывая ее значимость и актуальность, целью работы является изучение правопорядка и пути его укрепления в Российском государстве. Для достижения ...
Верховенство закона как необходимый принцип правового государства означает не только признание за Конституцией и иными законодательными актами высшей юридической силы, их способность устанавливать исходные, первичные нормы правового регулирования в обществе, но и безусловное подчинение всех членов общества и государства в целом действующему закону.
Другим непременным признаком правового государства является последовательное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Все три ветви власти действуют самостоятельно и независимо друг от друга таким образом, чтобы не позволять ни одной из них доминировать над другими либо сосредоточить власть в руках одного должностного лица.
В правовом государстве признаются и гарантируются права и свободы человека, закрепленные общепризнанными нормами международного права, а также законами и иными нормативно — правовыми актами. Это свободы в сфере экономики, политики, культуры, науки, искусства, право на жизнь, достоинство личности, личную неприкосновенность и др.
Статья 2 Конституции РФ гласит: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».[5]
Данная статья формулирует одну из фундаментальных основ конституционного строя Российской Федерации. В Конституции понятие «высшая ценность» отнесено к человеку, его правам и свободам. При этом личность получает надежную конституционную защиту от любых посягательств на права человека и гражданина, признаваемые международными.
Следует обратить внимание и на тот факт, что приоритет прав личности не ограничивается только политической сферой. Основы конституционного строя отдают предпочтение правам личности и в экономической сфере.
Конституционным провозглашением прав и свобод человека как высшей ценности Российская Федерация признала требования демократического международного сообщества, таких общепризнанных актов международного права, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.[6] С вступлением России в Совет Европы обрела значение Европейская конвенция «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 г.[7]
Основой прав и свобод является человеческое достоинство. Согласно преамбулам Всеобщей декларации прав человека и Пактов о правах человека признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира.
В статье формулируется правовой принцип в наиболее общем виде. Конкретный перечень прав и свобод излагается в ст. ст. 6, 7, 13, 15 гл. 1 и в главе 2 Конституции. Государство при этом не только воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод: обязанность соблюдать права и свободы предусматривает активную деятельность государства по созданию условий для их реализации.
Таким образом, ст. 2 Конституции обеспечивает свободу человеческой личности, демократизм и жизнеспособность государства и общества.
Проблемы защиты прав потребителей в сфере оказания услуг
... (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой граж-данин пользуется правами стороны в обязательстве в соответст-вии с ГК, а также правами, предоставленными потребителю За-коном Российской Федерации “О защите прав потребителей” и изданными в соответствии ...
Согласно ст.3 Конституции РФ «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».[8]
Данное положение является исходным для закрепления демократической природы Российской Федерации. Признание народа единственным источником власти и носителем суверенитета является отличительным свойством демократических государств с республиканской формой правления.
Конституцией устанавливается принцип неделимости суверенитета в Российской Федерации. Соответственно, любые действия отдельных органов государственной власти Российской Федерации, волеизъявление населения, составляющего лишь часть многонационального народа Российской Федерации, не могут считаться суверенными акциями, совершаемыми абсолютно самостоятельно и независимо от конституционного строя, установленного Конституцией и федеральными законами. Провозглашение государственного суверенитета, не основанное на воле многонационального народа Российской Федерации, противоречит Конституции.
Непосредственное осуществление власти народа путем проведения свободных выборов — исходный принцип организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Воля народа, выраженная на выборах, собственно, и позволяет осуществить демократическую организацию власти в Российской Федерации.