Правопорядок и пути его укрепления в Российском государстве

Курсовая работа

Актуальность. Правопорядок — величайшая социальная ценность, основа нормальной жизни общества, его граждан. Поэтому его укрепление — одна из главных задач, стоящих перед обществом, одно из основных направлений деятельности государства, его функция. К сожалению, состояние правопорядка в нашей стране подошло к критической черте, его состояние на современном этапе оставляет желать лучшего. Несовершенство действующего законодательства усугубляется многочисленными фактами его неисполнения. За последние годы резко возросло количество правонарушений, в том числе наиболее опасных из них — преступлений. Достаточно сказать, что в 2010 г. в России зарегистрировано около 2 млн. преступлений. Поэтому укрепление правопорядка, борьба с возрастающей преступностью — жизненно важные задачи на сегодняшний день. Вот почему в нынешних условиях необходимы глубокие исследования проблемы правопорядка. правопорядок реформирование укрепление российский

Также отметим, что вступивший в силу 1 марта 2011 года федеральный закон «О полиции» внес принципиальные изменения не только в содержание работы системы МВД, но и в корне изменил саму профессиональную идеологию органов правопорядка. Целью реформы, является создание эффективной и высокопрофессиональной структуры, обеспечивающей полноценную защиту общества, отвечающей реалиям сегодняшнего дня и ожиданиям граждан страны. Возвращение исторического названия связано с изменением социальной миссии сил правопорядка, которые должны не стоять над обществом, а работать для него. Открытость, гласность и тесное взаимодействие со всеми институтами гражданского общества должны стать базовыми принципами деятельности российской полиции. Это обстоятельство имеет особое значение для перспектив совместной работы правоохранительных органов и государственно-общественных объединений правоохранительной направленности, которая уже несколько лет успешно ведется в Москве и ряде российских регионов.

Например в Санкт Петербурге, в целях реализации мер по воспитанию патриотизма и профилактики правонарушений среди молодежи, действует проект Молодёжных Отрядов Правопорядка (МОП) ДНД. Задача молодежных отрядов правопорядка — оказание содействия правоохранительным органам в охране общественного порядка, предупреждении и пресечении правонарушений.

Степень научной разработанности

Монографические работы, посвященные вопросам правопорядка, были опубликованы в 60-80-х годах. После чего данная проблема практически выпала из поля зрения юридической науки, а если и рассматривалась, то походя, в связи с исследованием законности и некоторых других проблем теории права.

4 стр., 1525 слов

Правонарушение как основание административной ответственности. ...

... и содержание административного правонарушения, различные теории о причинах существования данного явления, а также содержание и основные принципы административной ответственности. В своей работе мы использовали общие методы исследования, такие как диалектический ...

К советской историографии относиться книга В. В. Борисова «Правовой порядок развитого социализма». Она представляет собой обстоятельное исследование правового порядка в современном советском обществе. В ней характеризуются социалистическая природа и основные черты правового порядка, его предпосылки, содержание, формы и цель, структура и функции, соотношение социалистической законности и правопорядка, принципы, тенденции развития и пути совершенствования правового порядка в развитом социалистическом обществе.

Приведенному определению автор предпосылает анализ различных точек зрения относительно понимания правового порядка и его существенных признаков, показывает реакционный характер концепций правопорядка буржуазных ученых, пытающихся оправдать антинародную практику правящих кругов империалистических государств.

Далее автор показывает роль советской государственной власти и социалистического права в установлении и поддержании правопорядка, отводя правовым нормам роль связующего звена между государственной властью и социальным порядком, из которого они (нормы права) выделяют соответствующую его часть, превращая ее в правопорядок.

Анализ предпосылок правопорядка завершается характеристикой роли правоотношений, составляющих основу социального порядка.

Две главы монографии посвящены внутренней организации, механизму правопорядка, его содержанию, форме, цели, структуре и функциям применительно к современному периоду развития советского общества. При этом наиболее интересен материал о содержании и форме правопорядка, его цели и структуре.

В целом же книга заслуживает положительной оценки как творческое исследование одной из актуальных проблем советской юридической науки.

К современной литературе мы отнесем монографию И. И. Сыдорука «Государственно-правовое обеспечение правопорядка в Российской Федерации. Теоретико-прикладные проблемы». Которая посвящена исследованию проблем формирования и поддержания правопорядка в России. Рассмотрены понятие, содержание и функциональное назначение правопорядка, раскрыты особенности государственно-правовой системы, в том числе роль и место исполнительной власти в его обеспечении, а также формы и методы участия органов прокуратуры и внутренних дел в укреплении правопорядка и законности.

Сюда же относиться книга Азаряна Е.Н. «Преступление. Наказание. Правопорядок». Здесь в многоаспектном плане рассматриваются проблемы сущности, видов и содержания понятий преступления, наказания и уголовного правопорядка, совершенствования системы уголовных, судебно-процессуальных и уголовно-исполнительных критериев возведения права в закон и правомерного его применения на практике. Отмечается циклическая повторяемость этих понятий в форме постоянного круговорота правопорядок-преступление-наказание-правопорядок. Для преподавателей, аспирантов, студентов юридических вузов, а также всех интересующихся вопросами уголовного права.

В книге Н.М. Хесина «Административно-правовое обеспечение режима законности и правопорядка в Российской Федерации» рассмотрены вопросы механизма формирования и функционирования режима законности и правопорядка: понятие, социально-политическое и юридическое содержание, институционально-правовое обеспечение, социальные и юридические основания оптимизации в контексте административной реформы.

2 стр., 993 слов

Законность и правопорядок, их значение в строительстве

... Стоит отметить тесную связь различных отраслей права, причем наглядно это заметно как раз в сфере строительства. Поэтому соблюдение законности и правопорядка в этой отрасли является ключевой ... можно охарактеризовать как совокупность правовых отношений, складывающихся на основе законности, как порядок в отношениях людей, базирующийся на законах и их строгом выполнении. Правопорядок так же тесно ...

В работе также присутствуют нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации (12.12.1993.), Федеральный конституционный закон (31.12.1996) «О судебной системе Российской Федерации».

Структура работы.

Исходя из слабой изученности темы, а, также учитывая ее значимость и актуальность, целью работы является изучение правопорядка и пути его укрепления в Российском государстве.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

  • анализ основ правопорядка;
  • выявление путей укрепления правопорядка в Российском государстве.

    1.

Основы правового порядка

1.1 Понятие правопорядка

Если применительно к какой-то сфере общественных отношений используют понятие “порядок”, то под ним понимают сложившуюся устойчивую их упорядоченность. В этом плане говорят о социальном, экономическом, политическом и правовом порядке. В интересующем нас плане слово “правовой” указывает на то, что порядок как явление образуется в связи с правом и базируется на нем. Иными словами, в качестве важнейшей предпосылки возникновения правопорядка надо считать юридическую норму и механизмы, обеспечивающие ее издание и претворение в жизнь. Следовательно, правопорядок — результат реализации юридических норм.

В понятие, содержание правопорядка, его определение (выделение сущностных признаков) вкладываются обычно самые разнообразные моменты. Говорят о совокупности, системе правовых отношений, прядке в них, о реализованности законности, прав и свобод, прав и обязанностей граждан; о режиме законности или права, о подчиненности субъектов правовым предписаниям и их взаимных отношениях; о формах реализации права и воплощении законности в реальных отношениях, о состоянии упорядоченности общественных отношений, основанных на праве, и т. д. и т.п. Подобное многообразие в подходах свидетельствует о многом. Во-первых, о слабой разработанности, а точнее, об отсутствии научно обоснованной теории правового порядка. Только этим можно объяснить то положение, что во многих учебниках, учебных пособиях, курсах лекций, монографиях по теории права отсутствуют разделы о правопорядке, либо ему посвящает 0,5-1,5 страницы. Вряд ли такое положение можно признать нормальным. Вся юридическая наука в конечном счете должна служить торжеству правопорядка. А этому целевому результату не находится должного места в научных исканиях.

Во-вторых, нельзя отождествлять правовой порядок с другими социальными или правовыми явлениями и категориями. Он имеет свои характерные черты и качественную определенность, что обусловливает недопустимость его отождествления с совокупностью или системой правовых отношений, с правом и законностью, с правовым режимом и т. п. Непозволительно не различать цель и средства ее достижения, причины и следствия, условия и результат осуществления поставленной задачи.

В-третьих, выделение одного из существенных признаков правопорядка в качестве всеобщего и исчерпывающего не раскрывает сложность и многогранность явления, а такие попытки в литературе наблюдаются. Обычно выделяются далеко не равнозначные моменты, что подчеркивает односторонность подхода. А здесь необходим комплексный анализ. Важно показать сущностную, содержательную и внешнюю стороны, основные формы проявления; состояния и свойства участников и их отношений; систематичность, последовательность, очередность, повторяемость процессов, степень их распространенности; выделить социальные характеристики и оценочные требования.

3 стр., 1366 слов

Прекращение брака: основания, порядок и правовые последствия

... брака; рассмотреть условия и порядок заключения брака. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе расторжения брака. Предметом же нашего исследования являются современное состояние правовых основ в области расторжения брака. При написании работы ...

Иногда утверждают, что правопорядок суть государственный, конституционный порядок. Конечно, в главном и основном эти понятия совпадают. Но нельзя не учитывать и другого. Не всегда государственные вопросы получают надлежащее правовое регулирование и оформление. Да и Конституция регулирует не все правовые стороны жизни. Она может быть действенной и фиктивной, не все ее положения могут быть реализованы. Поэтому ставить знак равенства между этими категориями недопустимо. В данном случае выделяется лишь одна связь, хотя и существенная, — государственная, конституционная подчиненность и характеристика порядка. Но масштабные и объемные характеристики далеко не совпадают, они неравнозначны и по существу. В любом государстве есть право, законы, их реализация, возникающая на этой основе совокупность отношений. Но в одних государствах существует правовой порядок, а в других — эти средства выступают правовой оболочкой произвола и беззакония, как это имеет место при фашистских тоталитарных режимах.

Только при демократических и гуманных режимах, когда право проявляет себя как искусство добра и справедливости, порождаются правовые порядки. При недемократических формах это правовая оболочка произвола. Поэтому при анализе правового порядка важно учитывать социальную сущность государственной власти и действующей Конституции.

В-четвертых, правовой порядок подлежит анализу как целостное и оформленное образование. Здесь наблюдаются различные уровни упорядоченности — например, законодательный, избирательный, судебный и т. д. порядок. Части и целое имеют свои характерные особенности. Далеко не все сферы социальной жизни, входящие в правопорядок или активно влияющие на него, упорядочены нормативными актами. В правопорядке довольно много общесоциальных тенденций, требований, характеристик, которые не имеют юридического содержания, но без которых он невозможен, такие как справедливость, нравственность, демократизм, требования социальной нормативности и т. п.

Все это необходимо учитывать при анализе целостного и оформленного образования.

Итак, очевидно, и законность, и правопорядок противостоят произволу, нарушению законных прав и интересов граждан (организаций).

Это подчеркивает то, что “законность” и “правопорядок” близки друг к другу, используются в одном понятийном ряду, но не совпадают по смыслу.

Законность — это совокупность известных требований, предъявляемых ко всем субъектам в сфере правового регулирования.

По мнению проф. С.С. Алексеева, “это требования не только строжайшего, неукоснительного соблюдения и исполнения норм позитивного права, но и:

  • а) верховенства законов по отношению ко всем иным правовым актам;
  • б) равенства всех перед законом;
  • в) обеспечения для всех субъектов полного и реального осуществления субъективных прав;
  • г) независимого и эффективного правосудия;
  • д) эффективной работы всех правоохранительных органов.

Как видно, правопорядок означает реальное обеспечение и реализацию субъективных прав, соблюдение юридических обязанностей всеми гражданами, должностными лицами, органами и организациями. В этой связи в учебной и научной литературе правопорядок определяется как определенная система общественных отношений, складывающаяся на основе права и законности, как основанная на праве и законности организация общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений или как состояние фактической упорядоченности общественных отношений, выражающих реальное, практическое осуществление требований законности.

4 стр., 1648 слов

Понятие частного права

... в этой сфере частных отношений. Таким образом, понятие "гражданское (частное) право" в известной степени отражает существо правового регулирования многообразных взаимоотношений граждан. 1.2 Частное и публичное право Развитый современный правопорядок основывается на ...

М.Н. Марченко при определении правопорядка «исходит из понимания правопорядка как объективно обусловленного состояния, свойства социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью и урегулированностью системы правовых отношений и связей, основанных на реализации демократических, гуманистических принципов и нормативных основ права и законности; прав, свобод и обязанностей всех субъектов».

Правовой порядок отражает коренной вопрос политики — вопрос государственной власти, как свидетельство ее реальности и осуществления, достижения поставленных целей. Это подтверждает конституционное, административное и иное законодательство как центральное звено правопорядка. В нем отражаются экономические интересы, формы собственности на орудия и средства производства, производственные отношения и процессы, формы и размеры распределения произведенного продукта. Закрепляются формы организации, структура и полномочия государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Взгляды социальных групп об идеалах правопорядка и реальная практика часто не совпадают. Оно дело идеи, другое — их воплощение в жизнь. Далеко не всегда властвующим силам удается в полном объеме реализовать свои потребности и интересы. Правопорядок — форма организации общественной жизни. Однако нередко он перерастает в свою противоположность — узаконенный произвол и беззаконие. Пограничные зоны перерастания представляют собой весьма тонкую и незаметную грань. Это одна сторона. Другая состоит в том, что содержание правопорядка весьма динамичная категория. Здесь имеют место такие дезорганизующие факторы, как преступность и беззаконие.

Поэтому при исследовании правопорядка важно учитывать не только идеи и стремления, но и их реальное воплощение на практике. Анализ реальности правового бытия позволяет делать прогнозы о путях формирования, совершенствования и развития правового порядка.

В нем сливаются два исходных начала. С одной стороны, объективные законы и тенденции развития, жизненные реалии, социальная нормативность и потребность в упорядоченности как обязательное условие функционирования общества. С другой — деятельность государства, людей по правовому оформлению потребностей реальных процессов, правовая нормативность в упорядочении отношений.

Социальная нормативность вносит упорядоченность в реальную жизнь и это есть ее объективное свойство. Возникновение и осуществление правового порядка выступает закономерностью социального развития. Но признание объективной необходимости правопорядка не означает, что все идет стихийно и самотеком. Наоборот, только тогда, когда люди со знанием дела и профессионально используют юридические возможности и рычаги и на требования социальной нормативности накладывают четкую правовую урегулированность (нормативность), возможен успех. Общество нуждается в упорядочении важнейших сфер человеческого общежития, что и делается правовыми средствами. Любая беспорядочность и бессистемность, анархизм и распущенность немедленно ударяют по интересам общества и человека, нанося серьезный урон. Наоборот, высокая организованность, упорядоченность и согласованность обеспечивают успех делу.

11 стр., 5111 слов

Применение автоматизированных информационных систем в криминалистике

... между собой в методологическом, технологическом и правовом отношении систем АИС, обслуживающих интересы различных правоохранительных органов, но ... этого в работе рассмотрены именно автоматизированные криминалистические системы, где рассказывается по какому принципу работает на или ... стране требует укрепления режима законности и правопорядка, обеспечения эффективной борьбы с преступностью. К ...

Правопорядок формируется при решающем участии государства и народа. Его содержание и функционирование напрямую зависит от этих начал. Совпадение их интересов и усилий обусловливает решение задачи. Расхождение интересов государства и народа дестабилизирует и разрушает порядок.

Правопорядок — государственно-правовое явление. Он возникает и существует там и тогда, где и когда возникает государственная власть, которая в нем заинтересована. Она устанавливает и поддерживает его, охраняет от нарушений, а в необходимых случаях защищает имеющейся в ее распоряжении принудительной силой. Без этого невозможна реализация государственных задач, осуществление сущности, формы и функций власти, решение государственных дел.

В нем сливаются два исходных начала. С одной стороны, объективные законы и тенденции развития, жизненные реалии, социальная нормативность и потребность в упорядоченности как обязательное условие функционирования общества. С другой — деятельность государства, людей по правовому оформлению потребностей реальных процессов, правовая нормативность в упорядочении отношений.

Социальная нормативность вносит упорядоченность в реальную жизнь и это есть ее объективное свойство. Возникновение и осуществление правового порядка выступает закономерностью социального развития. Но признание объективной необходимости правопорядка не означает, что все идет стихийно и самотеком. Наоборот, только тогда, когда люди со знанием дела и профессионально используют юридические возможности и рычаги и на требования социальной нормативности накладывают четкую правовую урегулированность (нормативность), возможен успех. Общество нуждается в упорядочении важнейших сфер человеческого общежития, что и делается правовыми средствами. Любая беспорядочность и бессистемность, анархизм и распущенность немедленно ударяют по интересам общества и человека, нанося серьезный урон. Наоборот, высокая организованность, упорядоченность и согласованность обеспечивают успех делу.

Правопорядок формируется при решающем участии государства и народа. Его содержание и функционирование напрямую зависит от этих начал. Совпадение их интересов и усилий обусловливает решение задачи. Расхождение интересов государства и народа дестабилизирует и разрушает порядок.

Правопорядок — государственно-правовое явление. Он возникает и существует там и тогда, где и когда возникает государственная власть, которая в нем заинтересована. Она устанавливает и поддерживает его, охраняет от нарушений, а в необходимых случаях защищает имеющейся в ее распоряжении принудительной силой. Без этого невозможна реализация государственных задач, осуществление сущности, формы и функций власти, решение государственных дел.

Юридические качества и свойства правопорядок получает от законов, от тех правовых идей, принципов, деятельности и институтов, которые использует государственная власть. Он тесно взаимосвязан с правовой идеологией и психологией, с сущностью и формами права, с правотворческим и правореализационным процессами, с правосудием, законностью. Получая от них многое, он сам выступает одним из их свойств, ибо право, правотворчество и правореализация, правовые принципы и их воплощение в жизнь имеют одно из существенных свойств — упорядоченность.

14 стр., 6573 слов

Конституционно-правовое регулирование роспуска Государственной Думы

... практически не изученными. В связи с этим, целесообразно рассмотреть конституционно-правовой порядок и особенности роспуска Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Объект - институт роспуска парламента, предмет - конституционно-правовое регулирование роспуска Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. ...

Речь идет о различных уровнях и характеристиках упорядоченности. Правовой порядок — завершающий этап всех юридических форм и процессов. Он вбирает в себя все упорядочивающие начала, которые исходят из разнообразных правовых явлений, выступая некой суммирующей величиной. Это совершенно не означает, что правопорядок суть всеобъемлющая величина по отношению к правосознанию, законодательству, правореализационной практике, правоотношениям и законности, что его можно отождествлять с правовой системой, надстройкой, совокупностью или системой правоотношений. Это близкие, но неравнозначные категории. Отмеченные и другие правовые категории, и их свойства трансформируются в правопорядке, теряют многие свои качества и передают ему лишь определенные свойства, взаимодействующая совокупность которых формирует новое качество.

Правопорядок есть тот юридический результат, к которому стремится государственная власть и все субъекты права, используя разнообразные приемы и пути. В этом социальном результате органически сливаются объективные потребности упорядоченности жизни с деятельностью людей по урегулированию их поведения и поступков.

Данный порядок является юридическим. В законах страны закрепляются все вопросы, связанные с его оформлением, функционированием, поддержанием. Они определяют отношения, включаемые в систему правопорядка, участников, их правовые характеристики и связи; методы и процедуру регулирования, пространственно-временные и личностные характеристики и др.

Правопорядок связан с образцами правового поведения, которыми выступают юридические нормы, правила материального и процессуального права. Да и сам порядок есть правило, а правило всегда связано с ограничениями. Как известно, ограничения выступают мерилом свободы личности. Своеобразным масштабом свободы личности выступает существующий порядок. А по комплексу прав и свобод, установленных ограничений личности различаются правопорядок и узаконенный произвол.

Правопорядок есть область наиболее значимых и весомых социальных отношений, которые подвергаются регулированию нормами права. Это отношения в экономике (по поводу собственности, взаимоотношений в производстве и распределении материальных благ), в политической жизни (взаимоотношения государства и личности, между социальными группами, нациями, субъектами права), в социальной жизни (имущественные, личные, семейно-брачные, природоохранительные и т. п.).

Совокупность этих отношений может быть различной по характеристике: системной и упорядоченной или механической и неупорядоченной, демократической и недемократической, справедливой и несправедливой, гуманной и негуманной; обеспечивающей права, свободы человека и попирающие их; защищающие порядок или оправдывающие произвол.

13 стр., 6143 слов

Правовое положение международных юридических лиц

... группы – транснациональной или межгосударственной. Это происходит в соответствии с Положением «О порядке ведения государственного реестра финансово-промышленных групп ... правовых вопросов создания и деятельности транснациональных ФПГ в рамках СНГ занимает рекомендательный законодательный акт «О финансово-промышленных группах», ... компаниями на выполнение особых работ или поставку отдельных товаров, ...

Поэтому чрезвычайно важно выделить социальные качества совокупности правовых отношений, которые они получают от общего режима и устоев общественной жизни, от принципов демократии, гуманизма, справедливости, нравственности и от принципов права и законности. На этой основе достигается стабильность и упроченность, уравновешенность и гармония, реализованность прав, свобод и исполненность обязанностей, ответственности; гарантированность правовых провозглашений и ритмичность, последовательность, очередность действий, поступков и поведения.

Сердцевиной правового порядка является человек, его интересы и стремления, жизненные потребности, которые во многом получают свое правовое оформление в правах и свободах, обязанностях и ответственности гражданина, которые реализуются в отношениях между ними, а также во взаимосвязях с государством и обществом. Поэтому характерными чертами и качественными свойствами правопорядка являются гуманизм, демократизм, высоконравственный характер, торжество справедливости. Анализируя правопорядок, нельзя замыкаться лишь в правовой материи и игнорировать общесоциальные характеристики. Как составная часть общества он несет на себе груз тех принципов, устоев и тенденций, на основе которых функционирует вся социальная система.

1.2 Функции правопорядка

Правопорядок, как юридическая цель и направление движения общества и государства имеет сложившуюся систему функций и принципов.

Для их выделения при анализе правопорядка необходимо вычленить и его основные функциональные нагрузки. Вопрос о его функциях есть проявление основных свойств и их значение в способе существования, которые проявляются во внешних и внутренних связях, обеспечивающих устойчивость и взаимодействие с другими образованиями.

Функции целого затрагивают область внешнего — взаимодействие с большими системами, в которые он входит на правах элемента. Функции частей затрагивают область внутреннего — взаимодействие частей объекта между собой и целым. Функции частей и функции целого находятся в упорядоченной взаимозависимой связи, ибо действует целостный «организм».

При рассмотрении функций правопорядка как целостного образования выделяются связи, в которых проявляется его отношение с окружающей действительностью. Выясняется та функциональная роль, которую он выполняет в правовой системе общества, в государственном конституционном порядке, в режиме демократии. Правовой порядок и законность выступают правовой основой и средством функционирования государственной власти и демократии, получая от них многие сущностные характеристики. Он выполняет функциональные нагрузки, связанные с упорядочением важнейших государственных связей и отношений, оформляя и отражая структурную и динамическую стороны демократии. Не случайно законность и правопорядок рассматриваются как основа нормальной жизни общества и функционирования государственной власти, демократии. Это одна сторона. Другая проявляется во взаимосвязи с внутренними элементами и процессами, во взаимосвязи целого и составных частей. Это качественная характеристика внутренних связей. Наконец, есть и еще одно проявление — деятельность, направленная на сохранение своей качественной определенности, как необходимого условия выполнения социального назначения.

11 стр., 5468 слов

Частное и публичное право

... различения частного и публичного права служит интерес - для частного преимущественное значение имеют интересы отдельных лиц, их правовое положение и имущественные отношения, для публичного главными являются государственные ... данный интерес есть интерес хотя одного отдельного лица, но занимающего в обществе такое положение, что его интерес получает общее значение, например интересы монарха. ...

Исходя из этого можно выделить три основные функции, функциональные нагрузки правопорядка.

1. Функция взаимодействия с внешней средой, функция упорядочения, упрочения и стабилизации тех больших систем, составным элементом которых он является. Правопорядок функционирует в определенных условиях, с которыми взаимодействует каждый его элемент. Поведение системы в целом и каждого участника должны иметь оптимальный вариант взаимодействия.

В окружающей среде особенно сильное влияние на правопорядок оказывают экономические, политические, разнообразные социальные факторы, с которыми он взаимодействует и к которым должен приспосабливаться в ответ на их благотворное или угнетающее влияние. Он испытывает на себе решающее влияние среды и в свою очередь активно влияет на нее. Он не только приспосабливается к среде, но и выступает правовой основой демократии, политической, государственной системы, поддерживая и защищая их, упорядочивая эти системы, обеспечивая их нормальное существование. Он упорядочивает и стабилизирует важнейшие государственные связи и отношения.

Занимая вполне определенное место в больших системах и испытывая их благотворное или угнетающее влияние, правопорядок оказывает обратное активное влияние, выполняя функцию стабилизации и упорядочивания, упрочения их. Благотворное влияние среды усиливает обратное воздействие. Угнетающему влиянию он противостоит. Чем совершеннее и прочнее правовой порядок, тем решительнее он отвергает негативные на него влияния.

2. Функция обособления качественной определенности — функция упрочения внутренних связей и отношений. Она направлена вовнутрь и затрагивает область взаимодействия целого и его составных частей. Она призвана свести различные уровни упорядоченности в единое системное образование. Внутренние аспекты многообразны. Они сводятся к упорядочению действующей структуры; субординации и иерархической соподчиненности субъектов, свойств и состояний субъектов, программ их поведения и функционирования; правовых отношений, процессов, связей во времени и пространстве, корреляционных взаимодействий прав и обязанностей субъектов; сведения всех элементов в стройную согласованную систему. Данная функция определяет автономное поведение системы, ее сущностные признаки. От этой функции зависит целостность и организованность сложного механизма и упорядоченность взаимодействий элементов, т. е. его частей, что в конечном счете обусловливает обособленность качественной определенности правопорядка как правовое состояние системности правовых отношений и связей.

3. Функция сохранения и совершенствования правопорядка. Эта деятельность направлена «на себя» как на целостное образование, позволяющее сохранить качественную определенность. Устойчивость и сохранение системы обеспечивается ее собственными функциями.

Правопорядок окружен внешней средой. Это общество, государственная власть, режим демократии и др., что оказывает на него активное влияние. Оно может быть стимулирующего и угнетающего характера, укрепляющего и разрушающего порядок. Более того, окружающая среда может привести к полной неприспособленности его и видоизменить в правовую оболочку произвола и беззакония.

Окружающая среда, большие системы, в которые входит правопорядок, обязаны его укреплять и поддерживать путем совершенствования законов, укрепления законности, улучшения правовой деятельности правоохранительных и правоприменительных органов, судебной системы, прокурорского надзора и т. д.

Но она и разрушает его правовым нигилизмом, субъективизмом и волюнтаризмом принимаемых решений, коррумпированностью, местническими тенденциями, злоупотреблениями, преступностью, анархизмом, правовым невежеством и т. п. Правопорядок противостоит этим силам и должен постоянно совершенствоваться, укрепляться, сохранять свою качественную определенность. Это обусловливает деятельность каждого звена системы и особенно ведущих структур постоянно заниматься самосовершенствованием как единственным средством выживания и развития.

Данная функция складывается из различных направлений, в том числе управление правопорядком, защита его от угнетающего влияния негативных факторов, упрочение организованности и целостности системы, упорядочение всех элементов, поддержание свойств стабильности и устойчивости; обособленности и автономии как целостного образования; усиления начал законности, справедливости, гуманизма и демократизма.

Все элементы и звенья правопорядка участвуют в осуществлении функций.

1.3 Принципы правопорядка

При исследовании данного вопроса необходимо выделить те исходные и первоначальные реалии, основы, фундамент, на которых формируется и функционирует правопорядок в демократическом обществе, которым объявляет себя Российская Федерация. С одной стороны, они предшествуют, вызывают к жизни, формируют порядок, а с другой — являются основой его существования и функционирования.

Характер и значимость принципов различны. Их можно классифицировать. Оправданным и обоснованным является выделение следующих уровней.

Во-первых, общесоциальные принципы. Они определяются закономерностями и тенденциями общественного развития, на них опирается реальность жизни. На этих основах развивается экономика, политическая жизнь, социальная и культурная сферы. Эти общие требования определяют демократизм правопорядка, его подчиненность интересам человека, гуманный и справедливый характер и многое другое, что затем получает правовое оформление.

Во-вторых, следует выделить принципы, которые присущи всем правовым реалиям. Не преследуя цели дать описание всем общеюридическим принципам, назовем некоторые из них: равенство всех перед законом и обязательность закона для всех; верховенство Конституции, справедливое предоставление правовых возможностей, неотвратимость воздействия на правонарушителя и др. Поскольку они присущи всем правовым явлениям, то находят свое выражение и в правовом порядке, с той особенностью, которая ему присуща.

В-третьих, правопорядок как самостоятельная качественная определенность и целостная структура знает свои исходные и основополагающие устои. Их можно было бы свести к следующим требованиям.

Принцип конституционности. Он означает, что правопорядок подчинен Конституции и обеспечивает ее реализацию. Все требования Конституции находят в нем конкретное выражение. Не случайно обычно говорят о конституционном государственном порядке. Это и есть не что иное как олицетворение в действии данного требования. Конституционные установки определяют основные параметры содержания и формы. Высшее проявление данного требования происходит тогда, когда фактическая конституция общества и основной закон страны сливаются в установленном порядке жизни.

Принцип законности. Как отмечалось, законность выступает необходимым условием возникновения и функционирования правопорядка. Она является и определяющей юридической характеристикой, пронизывая все стороны его существования и давая ему вполне определенное качество. Без законности правопорядок невозможен. Это и те критерии, по которым он отличается от правового произвола и беззакония.

Принцип целостности и структурности. Правопорядок как сложная динамическая система выступает в единстве целостности и структурности. Это целостный и сложный механизм с точным целенаправленным взаимодействием многочисленных структурных элементов. Целостность и структурность выступают теми жизненно необходимыми свойствами, которые позволяют тысячи и миллионы разрозненных правовых актов самых разнообразных субъектов свести в одно целостное образование — механизм функционирования государственной власти и общества. Без требования целостности и структурности нельзя свести воедино такую сложную динамическую категорию, какой является социальная жизнь. В этом сила и действенность правопорядка, его сущностное требование.

Принцип субординации и соподчинения, корреляционных связей. Структура правопорядка означает не только наличие оформленных элементов, самостоятельных образований, но и их строгое соподчинение и иерархическую субординацию. Реальные жизненные потребности и предоставительно-обязывающее содержание правовых норм обусловливают корреляционное взаимодействие участников по функциям, компетенции, правам и обязанностям. Это имеет место по вертикали как иерархическая субординация и по горизонтали как соподчинение равных.

Данные требования обусловлены целым рядом фактических и юридических обстоятельств. В одном случае речь идет о соподчинении реальных жизненных процессов и ситуаций, как проявление закона причинных связей. В другом — их устанавливает законодатель, что отражено в законе: здесь всеобщая подчиненность участников правопорядка закону и равенство перед ним. А предоставительно-обязывающее содержание правовых норм, регулирующих правовые отношения путем взаимосвязанных прав и обязанностей, обусловливают корреляционные взаимодействия участников.

Ставя участников правопорядка в отношения субординации и соподчинения, данный принцип обеспечивает упорядоченность их связей. Это проявляется:

  • в субординации органов государства, должностных лиц, организаций, в соподчинении всех участников. По социальному назначению, функциям, положению и пр. они находятся в иерархической системе. Это проявляется и в правах-обязанностях субъектов, оформляющих корреляционность связей;
  • в соподчинении нормативных актов, при верховенстве Конституции, по юридической силе;
  • в соподчинении актов реализации права, особенно при применении его норм;
  • в соподчинении правовых свойств, отношений и связей.

Принцип упорядоченности и нормативности. Упорядоченность как одно из свойств развития материи приобретает особую значимость в общественной жизни. В ее основе социальная нормативность. В правовой сфере они находят своеобразные формы проявления. Объективные требования нормативности и упорядоченности должны получать полное отражение в правовой нормативности и в упорядочивающей деятельности субъектов. Законодатель на требования объективной реальности призван упорядочить: перечень субъектов, их правовые отношения и состояния, связи между ними, образцы правового поведения, методы регулирования, пространственно-временные параметры. Достигается это при помощи правовых норм. Поэтому правовая нормативность выступает основой и средством упорядочения. Без этого требования правопорядок невозможен, как и нельзя достичь устойчивости, стабильности, равновесия в обществе.

Принцип справедливости и нравственности. Людям нужен не всякий порядок, а только такой, который пронизан требованиями справедливости и основан на высоких нравственных устоях. Это обеспечивается путем демократии и гуманизма. Если в правовой сфере процветает социальная несправедливость и безнравственность, если отвергаются демократические и гуманистические начала, то это первое свидетельство беззакония и произвола. Правопорядок не может быть аморальным и несправедливым. Данное требование общесоциальное, но оно настолько значимо и определяюще, что выступает основой формирования и функционирования правопорядка. Выступает его сущностной качественной характеристикой.

Принцип гарантированности. Главным звеном правопорядка выступают интересы людей, человека. Гражданин наделен правами и свободами, на него возложены обязанности и ответственность. Интересы имеются у всех участников. Для их удовлетворения субъекты вступают в отношения и находятся в определенных связях. Для их реализации важны не призывы и декларации, а реальные средства обеспечения. Поэтому гарантированность правовых провозглашений выступает неотъемлемым свойством правопорядка и его важнейшим принципом. Гарантируются права быть участником правопорядка и реальность правового состояния, предоставленные права, свободы и законные интересы и возможности, обязанности, ответственность; достижение правомерными средствами законного результата. Когда правовые установки и провозглашения превращаются в мифы, правопорядок разрушается и превращается в правовую оболочку произвола.

Принцип простоты, оптимальности и универсальности. Чем совершеннее общество и выше уровень его развития, чем сложнее социальные связи, тем проще и универсальнее должна быть организована общественная жизнь. Не примитивизм, свойственный начальным этапам развития человеческого общества, а простота, всеобщая универсальность отношений и порядка, гармония и слаженность, четкость и доступность, оптимальная целесообразность вот требования, которые раскрывают содержание данного принципа. На этой основе формируется гармония отношения: личность государство — общество.

Правопорядок не терпит перенасыщенности связями, ибо это препятствует его нормальному функционированию и развитию. Оптимальность и рациональность связей, их простота и контролируемость, отсутствие ненужных и дублирующих компонентов, лишних звеньев — необходимое условие развития правопорядка. Принцип подконтрольности. Для нормального функционирования правового порядка необходим постоянный контроль, который должен быть повсеместным, всеобщим и универсальным. Данный контроль осуществляется обществом (его структурами), государством и гражданами. Он осуществляется за качеством законом и правореализационной практики, за совершенствованием нормативных образцов правового поведения, за реализованностью прав и свобод субъектами и выполнение ими обязанностей, за правомерностью достигнутого результата.

Правовая практика выступает критерием истины. Она позволяет вскрыть и устранить ошибки, совершенствовать средства установления и функционирования правопорядка, давать четкую целенаправленную ориентацию в деятельности каждого звена. Без контроля не будет надлежащего качества во всех звеньях.

Таким образом, правопорядок составляет реальный порядок современной цивилизованной жизни общества. Качество и степень правоупорядоченности общественной жизни во многом определяет общее «здоровье» всего общественного организма и его индивидов. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной властей, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяются его материальные и духовные потребности.

2. Пути укрепления правопорядка в Российском государстве

На основе анализа имеющейся научной литературы следует отметить, что решение проблем укрепления правопорядка рассматриваются в разных аспектах, что является положительным, поскольку внимание уделяется не только различным сферам общественной жизни, но и различным возможным путям решения обозначенной проблемы. Укрепление правопорядка, рассматривается, таким образом, в разных аспектах.

О.П. Сауляк утверждает — и с этим вполне можно согласиться, что «обеспечить должный правопорядок раз и навсегда — принципиально невозможная задача». Его образ, который еще недавно представлялся безупречным, сегодня уже может не отвечать потребностям текущего момента. Достижение правопорядка — эта вечная головоломка, за разрешение которой каждое очередное поколение, живущее в специфичной для него сетке пространственно-временных и социально-культурных координат, вынуждено браться снова и снова.

Реальный уровень правопорядка, сложившегося в конкретном социуме, обусловлен сложным характером взаимодействия множества факторов, хитросплетениями разнообразных детерминант. Методология требует учитывать в процессе правовых преобразований не только объективные закономерности общественного реформирования, работающие подобно часовому механизму, но и социально-культурные реалии и традиции, господствующие в рамках конкретного социума. Правопорядок всегда имеет конкретно-исторический смысл. Отсюда правильным представляется тезис: «Каково общество — таков и правопорядок». В известной мере верно и обратное утверждение: «Каков правопорядок — таково и общество».

Такое видение правопорядка позволяет преодолеть юридический романтизм, получивший в последние годы широкое распространение в теории и практике государственно-правового строительства, согласно которому можно изменить характеристики правопорядка, опираясь лишь на систему юридических методов и средств. В действительности же его качественные параметры во многом определяются метаправовыми причинами и условиями. Одним из таких факторов является нравственный потенциал общества — показатель морального состояния последнего социума, определяющий способности людей к общению и коллективным действиям.

Исследование роли нравственного потенциала общества в совершенствовании правопорядка позволяет в определенной мере прогнозировать динамику последнего, определить наиболее уязвимые места, выработать меры, необходимые для его защиты и укрепления. Эти проблемы представляются особенно значимыми для нашей страны. Идеология рыночного фундаментализма, основанная на свойственных ей ценностях, постулирует веру в безграничные возможности механизмов рынка, способных разрешить все проблемы, с которыми сталкивается общество, включая и обеспечение подлинно демократического правопорядка, согласование интересов различных социальных групп, торжество закона и социальной справедливости. Но новые нравственные нормы и ориентиры не настолько реалистичны и жизнеспособны.

Не будет преувеличением сказать, что сегодня деньги правят жизнью людей в большей степени, чем когда-либо раньше. Конкуренция — это движущая сила, заставляющая рыночную экономику работать. Однако для того, чтобы она оказывала положительное воздействие на развитие социально-экономических процессов, необходимо наличие целого ряда других условий.

Прежде всего, развитая система государственного регулирования, включая прогнозирование экономики, определение приоритетов в научно-техническом развитии и образовании, проведение жесткой антимонопольной политики. Кроме того, позитивный эффект конкуренции возможен только там, где хозяйствующие субъекты готовы соблюдать юридические правила экономической игры и накладывать нравственные цепи на собственные аппетиты, где побеждает мораль честной наживы, стремление к справедливости оказывается сильнее жадности, а здравое мышление выше тщеславия и самонадеянности. В противном случае, когда правовые и нравственные аксиомы, принципы и нормы участниками конкурентной борьбы предаются забвению, ее результаты могут быть губительны для правового и социального порядков.

Результаты радикальных преобразований, с которыми многие связывали надежды на подъем национальной экономики и улучшение уровня жизни, вследствие отсутствия четкой государственной стратегии и низкого качества управления в начальный период реформ оказались крайне далеки от первоначальных ожиданий. Провал шоковой терапии обернулся не только падением экономического потенциала страны, вынужденной догонять свои прежние достижения, но и резким снижением качества жизни населения. Низкий уровень дохода лишает человека возможности полноценно питаться, лечиться и получать образование. Увеличение масштабов бедности, отбрасывающей все более широкие слои населения на обочину жизни, провоцирует устойчивый рост противоправного поведения и ситуативной преступности. Следовательно, преодоление этих явлений — одно из первейших условий укрепления правопорядка.

Таким образом, устойчивый правопорядок недостижим без определенных изменений в духовно-нравственных, идейно-правовых устоях социальных групп, в ценностных установках и уровне правовой культуры граждан, без осознания и добровольного выполнения абсолютным их большинством своих обязанностей перед обществом и государством. Для создания такого состояния общества необходима планомерная и целенаправленная работа государственных институтов, и прежде всего правоохранительных, по формированию и развитию определенной правовой политики, соответствующей идеологии с четко выраженными, реально достижимыми и конкретно реализуемыми задачами в области правовой культуры как российского социума, так и его граждан. Ведь в конечном итоге не государство, а именно общество является носителем и основным субъектом правопорядка.

Фактор единения социальных сил вокруг идей права проявил себя в ходе принятия и введения в действие новой Конституции РФ. Утверждение принципа господства права предполагает законодательное признание, закрепление и защиту всех юридически значимых аспектов свободы человека как независимого и автономного субъекта во всех сферах общественной жизни. Меру реализации согласия между государством и обществом определяют концептуальные основы права, на фундаменте которых строится конституционный порядок.

Идеи верховенства правового закона и требования правовой законности и правопорядка нашли свое закрепление в Конституции РФ. Прежде всего закрепление в Основном Законе прирожденных и неотчуждаемых прав и свобод человека означает, что все действующее в России позитивное право (закон) должно соответствовать этим естественным человеческим правам (т.е. праву).

Актуальнейшая задача современного российского общества — воплощение конституционных положений в реальную жизнь.

В современный период в российском праве на первый план выходит концепция, согласно которой человек, его права и свободы — высшая ценность не «на бумаге», а на практике. Права и свободы человека и гражданина определяют всю правовую систему общества, основы конституционного строя государства, характер административного управления, независимость судебной власти, разветвленность и работоспособность системы органов местного самоуправления, гарантирующих эти права и свободы.

Вместе с тем без соответствующих гарантий провозглашенные в конституции права и свободы — пустой звук. Вопрос о гарантиях возникает всякий раз, когда осуществляется переход от должного к сущему. Наибольшую необходимость в гарантиях права и свободы испытывают потому, что их реализация требует не только благоприятных условий, но и подкрепленной эффективными средствами активной деятельности как государства, его органов, общественных объединений, так и самих. Вот почему в Конституции РФ, наряду с закреплением неотчуждаемых и прирожденных прав и свобод человека и их характеристикой в качестве высшей ценности, одновременно подчеркивается обязанность государства в области действия и реализации этих прав и свобод.

Некоторые ученые считают, что для того, чтобы основные принципы организации и деятельности государства были осуществлены на деле, необходимо, чтобы в конституции содержались положения, регламентирующие не только структуру и компетенцию органов государственной власти, но также гражданские права и свободы, которые являются целью демократически устроенного. Кроме того, конституция должна устанавливать пределы посягательств государства на свободу и самостоятельность личности, определять границы свободы человека и надежно гарантировать эти свободы.

Юридические гарантии прав и свобод непосредственно связаны с применением правовых норм и выражаются в правовой деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений, наконец, самих граждан. Однако надо иметь в виду, что в качестве правовых гарантий выступает не любая деятельность, а только та, с которой закон связывает наступление определенных юридических последствий.

Формирование правового государства и уважение прав человека — задача чрезвычайно трудная, и ее решение возможно лишь в результате многих лет усилий всего общества, связанных с преодолением как наследия прошлого, так и тех ошибок и просчетов, которые были допущены в последние годы.

Происходящие в нашем обществе динамичные процессы политического, экономического, социального и культурного развития, совершенствование общественных отношений, рост нетерпимости граждан к различным антиобщественным проявлениям — все это требует значительного повышения эффективности охраны всех видов собственности, законности и правопорядка, участия в этом процессе граждан. Это требование в равной степени относится как к предупреждению (профилактике) преступлений, обеспечению правопорядка в городах и сельской местности, так и участию граждан в обеспечении исправления лиц, вовлекаемых в сферу предупредительного воздействия, и их ресоциализацию, что органически соответствует сущности правового государства, его гуманистической направленности, принципам законности и социальной справедливости.