Принципы конституционного строя РФ

Курсовая работа

Целью данной курсовой работы является подробное изучение принципов конституционного строя Российской Федерации.

Задачи исследования курсовой работы предопределены выше обозначенной целью и заключаются в следующем:

  • определить понятие и закрепление конституционного строя Российской Федерации.
  • подробно изучить основы конституционного строя Российской Федерации.

Объектом исследования данной курсовой работы является конституционный строй Российской Федерации.

Предметом исследования являются основы конституционного строя Российской Федерации.

Содержание, Актуальность темы.

Однако как наша, так и зарубежная конституционно-правовая наука не ограничивается лишь этим аспектом исследования конституции. Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика.

Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или о государственном строе.

Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Таким образом, конституционный строй — это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции.

Однако есть и другое понятие конституционного строя, заложенное, в частности, в Конституции РФ и относящееся не ко всякому государству, а лишь к такому, форма, способ организации которого имеет строго определенные черты, позволяющие считать его конституционным государством.

Дело в том, что наличие в государстве конституции совсем не означает, что такое государство можно считать конституционным. Конституционное государство характеризуется прежде всего тем, что в нем обеспечено подчинение государства праву.

Известно, что всякое государство, включая и тоталитарное, в той или иной мере подчинено праву, являясь одновременно и субъектом права, и фактором правообразования.

Но для того чтобы государство в полной мере подчинялось праву, нужны соответствующие гарантии. В своей совокупности они обеспечивают такую форму, такой способ организации государства, который может быть назван конституционным строем.

13 стр., 6262 слов

Экономические и политические основы конституционного строя Российской Федерации

... основы конституционного строя Российской Федерации Народовластие и система государственной власти Признаки правого государства. Институт гражданства Политический строй государства: многопартийность и идеологическая многообразия Принципы Федеративного устройства Заключение. Глава 1. Экономические основы конституционного строя Российской Федерации Экономические основы конституционного строя РФ ...

Следовательно, конституционный строй — это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство.

Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества, являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства.

Целью данной курсовой работы является подробное изучение принципов конституционного строя Российской Федерации.

Задачи исследования курсовой работы предопределены выше обозначенной целью и заключаются

— определить понятие и закрепление конституционного строя Российской Федерации.

— подробно изучить основы конституционного строя Российской Федерации.

Объектом исследования данной курсовой работы является конституционный строй Российской Федерации.

Предметом исследования являются основы конституционного строя Российской Федерации.

Методологическая основа исследования., Теоретическую основу исследования, Структура работы.

Гражданское общество представляет собой систему самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер.

Гражданское общество охватывает совокупность моральных, правовых, экономических, политических отношений, включая собственность, труд, предпринимательство, организацию и деятельность общественных объединений, воспитание, образование, науку и культуру, семью как первичную основу общежития, систему средств массовой информации, неписаные нормы этики, многие конкретные стороны политического режима1 .

Гражданское общество отождествляется в целом со сферой частных интересов и потребностей. Именно в его рамках реализуется большая часть прав и свобод человека. Однако гражданское общество нельзя представлять себе как мир изолированных индивидов. Оно не арифметическая сумма составляющих его субъектов, а их совокупность, образующая его сущностное единство. Это единство состоит в том, что в гражданском обществе действуют разнородные социальные силы, институты, организации и т.д., объединенные общими стремлениями к совместной жизни.

Понятие «гражданское общество» возникло еще в Древней Греции и вплоть до XVIII в. использовалось как синоним понятия «государство». Переход от средневековья к новому времени привел к формированию гражданского общества и осознанию того, что, кроме различий между ним и сугубо государственными институтами, существуют различия, порожденные идеями о свободе человека как гражданина общества, независимого от государства.

11 стр., 5014 слов

Понятие и предмет конституционного права как отрасли права

... Федерации как юридической науки и как отрасли права. Задачи работы: 1) рассмотреть понятие и предмет конституционного права как отрасли права; 2) рассмотреть предмет и источники науки конституционного права; 3) раскрыть особенности конституционного права России. Объект работы - конституционное право Российской Федерации. Предмет работы - предмет конституционного права как отрасли и как науки. ...

Постепенно различия между гражданским обществом и государством становятся важным аргументом в борьбе за социальное равенство, гражданские свободы и конституционное государство, получившие развернутое освещение в программном документе Великой французской революции — Декларации прав человека и гражданина.

В нашей стране в годы советской власти понятие «гражданское общество» не использовалось.

С позиций либерального конституционализма XIX в. конституция должна устанавливать такие пределы государственной власти, которые вообще исключали бы возможность ее вмешательства в сферу гражданского общества. Однако в наше время, по мере развития общественных отношений, процесс саморегулирования в рамках гражданского общества настолько усложнился, что вмешательство государства облегчает это саморегулирование. Правда, существует опасность чрезмерности государственного вмешательства, что может свести на нет пользу, которую оно приносит. Вот почему задача конституции всякого конституционного государства сегодня состоит в установлении пределов государственного вмешательства в сферу общественного саморегулирования для того, чтобы это вмешательство не смогло нанести вред институтам и механизмам саморегулирования, действующим в рамках гражданского общества.

Ограничение общественного саморегулирования выражается в недопустимости удовлетворения социально-экономических прав граждан в ущерб политической, экономической и духовной свободе; государственного регулирования экономики в ущерб рыночному; подмены судебной процедуры арбитражной, упрощающей разбирательство, и т.д.

В результате ограничения государственной власти правом современное конституционное государство функционирует таким образом: оно постоянно стремится к усилению своего вмешательства в дела гражданского общества, особенно посредством своей социальной деятельности; однако дойдя до определенной степени вмешательства, которую фиксируют механизмы саморегулирования гражданского общества, государство активизирует свои правовые начала, сдерживающие это вмешательство тем сильнее, чем шире государственное регулирование.

Как светское государство, Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия, согласно Конституции РФ (ст. 14), «не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

Подводя итог вышеизложенной работе, можно сказать, что конституционный строй — это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство.

Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй России, занимают нормы Конституции РФ, поскольку Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства.

14 стр., 6573 слов

Конституционно-правовое регулирование роспуска Государственной Думы

... конституционно-правовое регулирование роспуска Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Задачи: 1) рассмотреть понятие и особенности роспуска парламента в Российской Федерации и в других демократических странах; 2) рассмотреть порядок роспуска Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на основании ст. 111 Конституции Российской Федерации; ...

Среди же норм Конституции определяющую роль играют нормы, закрепляющие устои российского конституционного строя, в которых выражается его гуманная сущность, принадлежность России к семье демократических стран. Это нормы об основах конституционного строя, которые характеризуют Российскую Федерацию как конституционное государство.

Иными словами, под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить России характер конституционного государства.

К основам конституционного строя, согласно Конституции РФ, относятся прежде всего основы, присущие каждому конституционному государству. В их число входят демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, в признании и гарантировании местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство.

Основу конституционного государства составляют и признание им человека, его прав и свобод высшей ценностью, а также социальное рыночное хозяйство, в рамках которого главным образом осуществляются производство и распределение товаров и благ.

С этими основами неразрывно связаны и такие основы конституционного строя, как социальное государство, главной задачей которого является претворение в жизнь закрепленных правом принципов социального равенства, и светское государство, дополняющее принцип политического многообразия многообразием духовным.

К основам конституционного строя, закрепленным Конституцией РФ, относятся и федерализм, суверенность Российского государства и республиканская форма правления.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Конституция признает в качестве высшей ценности человека, его права и свободы; идеологическое и политическое многообразие; равноправие государственной и частной собственности, включая собственность на землю.

В соответствии с Конституцией Российская Федерация строится как президентская республика.

В Конституции РФ указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством.

I Нормативные акты и опубликованная практика

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. — 2009. — 21 января.
  2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 27.12.2009) // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 40. — Ст. 3822.

II Книги

9 стр., 4449 слов

Порядок формирования и состав Правительства Российской Федерации

... Российской Федерации, в соответствии со статьей 134 Конституции Российской Федерации. Система конституционного права РФ Исходя из сказанного можно сделать вывод, что в соответствии с главным законом нашего государства - Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», Правительстве Российской Федерации, ...

  1. Автономов, А.С. Конституционное право / А.С. Автономов. — М.: Юрист, 2007. — 455 с.
  2. Баглай, М.В. Конституционное право России / М.В. Баглай. — М.: Норма, 2008. — 856 с.
  3. Габричидзе, Б.Н. Конституционное право / Б.Н. Габричидзе. — М.: Проспект, 2007. — 455 с.
  4. Карпович, В.В. Комментарий к Конституции Российской Федерации / В.В. Карпович. — М.: Статут, 2008. — 490 с.
  5. Князев, А.Я. Комментарий к Конституции Российской Федерации / А.Я. Князев. — М.: Проспект, 2007. — 655 с.
  6. Козлова, Е.И. Конституционное право России / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. — М.: Проспект, 2010. — 608 с.
  7. Лазарев, В.В. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / В.В. Лазарев. — М.: Спарк, 2008. — 756 с.
  8. Мошелков, Е.Н. Переходные процессы в России / Е.Н. Мошелков. — М.: Статут, 2006. — 380 с.
  9. Орехова, Р.Г. Конституционное право России / Р.Г. Орехова. — М.: Норма, 2006. — 612 с.
  10. Перевалов, В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. — М.: Норма, 2007. — 496 с.
  11. Политология / Под ред. М.А. Василька. — М.: Гардарики, 2004. — 588 с.
  12. Савицкий, В.А. Конституционное право зарубежных стран / В.А. Савицкий. — М.: Статут, 2006. — 434 с.
  13. Топорнин, Б.Н. Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно — правовое исследование) / Б.Н. Топорнин. — М.: Юрист, 2004. — 376 с.
  14. Топорнин, Б.Н. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Б.Н. Топорнин, Ю.М. Батурнин, Р.Г. Орехова. — М.: Юрид. лит., 2007. — 624с.
  15. Хабреева, Т.Я. Парламентское право России / Т.Я. Хабреева. — М.: Статут, 2008. — 520 с.
  16. Чиркин, В.Е. Конституционное право России / В.Е. Чиркин. — М.: Норма, 2008. — 496 с.
  17. Эбзеев, Б.С. Конституция. Правовое государство. Демократия / Б.С. Эбзеев. — М: Юрист, 2006. — 455 с.

III Статьи

  1. Барциц, И.Н. О единстве государственной власти в РФ / И.Н. Барциц // Законодательство. — 2009. — № 9. — С. 11-12.
  2. Байтин, М.И. Правовое государство: понятие, принципы, формирование / М.И. Байтин // Вестник Саратовской государственной академии права. — 2001. — № 2. — С. 22-24.
  3. Гаджиев, Г.А. Конституционные принципы самостоятельности исполнительной власти в РФ / Г.А. Гаджиев // Журнал российского права. — 2008. — № 7. — С. 21-22.
  4. Давлеканов, А.А. Демократические режимы / А.А. Давлеканов // Юрист. — 2007. — № 10. — С. 14-15.
  5. Крылов, Б.С. Разделение власти: система сдержек и противовесов / Б.С. Крылов // Журнал российского права. — 2009. — № 7. — С. 4-7.
  6. Ноздрачева, А.Ф. Исполнительная власть в РФ. Проблемы развития / А.Ф. Ноздрачева // Государство и право. — 2004. — № 7. — С. 21-26.
  7. Окуньков, Л.А. Перспективы перераспределения полномочий между Президентом, Правительством и Федеральным Собранием Российской Федерации / Л.А. Окуньков // Законодательство. — 2009. — № 9. — С. 10-11.
  8. Осавелюк, А.М. Вспомогательные органы в системе государственной власти западноевропейских стран / А.М. Осавелюк // Правоведение. — 2008. — № 4. — С. 3-11.
  9. Полянский, И.А. Реализация принципа разделения властей в РФ / И.А. Полянский // Государственная власть и местное самоуправление. — 2009. — № 11. — С. 16-17.
  10. Синюков, В.Г. Россия в ХХI веке: пути развития / В.Г. Синюков // Журнал Российского права. — 2001. — № 11. — С. 12-14.
  11. Томинов, В.А. Государственная власть и юриспруденция в России: уроки истории / В.А. Томинов // Законодательство. — 2008. — № 2. — С. 9-10.