Экономические и политические основы конституционного строя Российской Федерации

Курсовая работа

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Конституционный строй — это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции, обеспечивающий подчинение его праву и характеризующий его как конституционное государство. Под конституционным строем можно понимать сложившийся в государстве порядок (систему) взаимоотношений между гражданами, органами власти, государственными и общественными организациями, при котором их права и обязанности закреплены в конституции (основном законе) государства и непременно соблюдаются.

Понятие «основы конституционного строя» является новым для конституционного права не только нашего государства, но и конституционного права зарубежных стран. Впервые это понятие формализовано в Конституции Российской Федерации 1993 года, глава 1 которой называется «Основы конституционного строя». В завершающей первую главу Конституции РФ ст. 16 записано, что никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ. Так, многие ученые рассматривают конституционный строй как «форму (способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство». См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.,2004.С.121 Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества, являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства. В учебнике М.В.Баглая под конституционным строем понимается «порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией». См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации.

М., 2002. С.98 Авторы упомянутых определений ограничивают конституционный строй организацией только государства. Признавая ценность таких определений, следует отметить, что природу конституционного строя нельзя отождествлять с политическим режимом, существующим в конкретной стране. Государство может быть далеко от идеалов демократии, верховенства права, но это не означает, что в нём не существует конституционный строй вообще. См.: Мамонов В.В. Конституционный строй Российской Федерации: понятие, основы, гарантии. // Государство и право. 2004.№ 10.С.42. Наличие конституционного строя вытекает из народного суверенитета, предполагает право населения самостоятельно устанавливать форму организации жизни на принадлежащей территории. По мнению Мамонова В.В. конституционный строй — это система конституционных отношений, закреплённых народом в Конституции РФ и определяющих статус человека, форму государства, его политический режим, взаимоотношения между властями, положение в мировом сообществе.

5 стр., 2187 слов

Принципы конституционного строя РФ

... отделены от государства и никакая религия, согласно Конституции РФ (ст. 14), "не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". Подводя итог вышеизложенной работе, можно сказать, что конституционный строй - это форма ...

В научной литературе многообразие и разнообразие принципов и положений, составляющих «Основы конституционного строя РФ» классифицируют на основе разных критериев. Одним из критериев является сфера распространения конституционных принципов и положений и, соответственно, применения их к функционирующим в её пределах институтам.

В зависимости от данного критерия основы конституционного строя РФ подразделяются на:

  • основы политической системы общества;
  • основы социальной системы (социальных отношений в обществе);
  • основы экономической системы;
  • основы духовной жизни общества.

Объектом исследования курсовой работы является общее отношение экономических и политических основ конституционного строя Российской Федерации, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

Предметом исследования — являются экономические и политические основы конституционного строя Российской Федерации.

Цель нашей работы — выявить и раскрыть содержание экономических и политических основ конституционного строя Российской Федерации.

Задачами данной курсовой работы являются:

1.Определить какое место в структуре Конституции Российской Федерации занимают экономические и политические основы конституционного строя.

2.Определить понятие этих основ конституционного строя.

3. Раскрыть принцип экономического и политического многообразия.

В нашей работе мы пользовались такими методами исследования, как изучение теоретических источников, анализ их содержания и дальнейшая систематизация полученной информации. В нашей работе была использована нормативная основа, представленная Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами Российской Федерации и теоретическая основа, которая представлена учебниками по курсу конституционного права, справочной литературой, электронными источниками сети Интернет.

Данная курсовая работа состоит из трех глав:

Глава 1. Экономические основы конституционного строя Российской Федерации

  • Отношения собственности
  • Конкуренция
  • Модель современной российской рыночной экономики
  • Режим категорий земель. Единство экономического пространства

Глава 2. Политические основы конституционного строя Российской Федерации

  • Народовластие и система государственной власти
  • Признаки правого государства. Институт гражданства
  • Политический строй государства: многопартийность и идеологическая многообразия
  • Принципы Федеративного устройства

Заключение.

Глава 1. Экономические основы конституционного строя Российской Федерации

7 стр., 3383 слов

Подготовка и принятие Конституции Российской Федерации 1993 года

... и историческом измерении;  раскрыть основы учения о конституции;  исследовать исторические предпосылки Конституции России;  проанализировать процесс подготовки и принятия Конституции Российской Федерации 1993 года;  раскрыть период подготовки Конституции Российской Федерации 1993 года;  исследовать принятие Конституции, её положительные и отрицательные стороны. Предпринятое в курсовой работе ...

Экономические основы конституционного строя РФ — отношения собственности, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ. Особенностью экономического регулирования РФ является то, что в РФ действует система рыночной экономики. Элементы экономических основ конституционного строя РФ: 1) отношения собственности (в РФ признаются и в равной степени охраняются государственная и частная собственность); 2) материальное производство (оно — основной способ организации труда населения, значит, основа всего экономического строя РФ).

РФ гарантирует право граждан на занятие таким видом экономической деятельности как предпринимательская, которая, хотя и не является производственной, все же обслуживает указанную деятельность, а потому обеспечивает товарооборот в стране и рыночный уклад экономики.

В качестве экономической основы конституционного строя Российской Федерации выступает социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется на основе рыночных отношений (ст. 8 Конституции РФ).

Экономические основы конституционного строя РФ включают:

  • разнообразие и равенство всех форм собственности (государственная, муниципальная, частная и иные), в том числе на землю и другие природные ресурсы — право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами;
  • никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда;
  • принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в случае необходимости производится лишь при условии предварительного и равноценного возмещения (ст. 35 Конституции РФ);
  • свобода экономической деятельности и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств предполагает: возможность беспрепятственного создания и преобразования предприятий, распоряжения продуктами своей деятельности с целью извлечения прибыли;
  • свободу торговли, банковской и биржевой деятельности, создание хозяйственных объединений;
  • добросовестная конкуренция и ее поддержка государством — выражается в подавлении монополизма и монополистических тенденций в борьбе за получение прибыли (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ) и включает разгосударствление, приватизацию и акционирование предприятий, специальные антимонопольные меры, стимулирование инвестиционной активности.

    (Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г.);

  • единство экономического пространства — означает свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; территория России представляет собой своеобразный общий рынок с едиными правилами.

В Конституции Российской Федерации нет термина «рыночная экономика», но содержащиеся в ней нормы не оставляют сомнений в том, что государство охраняет основные принципы именно рыночной экономики. Тем самым кардинально меняется соотношение государства и экономики из организации, которая непосредственно управляла народным хозяйством, государство превращается только в регулятора экономических отношений. Но это уже принципиально другая роль, она исключает административно-командные функции государственного аппарата и признает свободу экономической деятельности людей и их объединений Государство теперь не вправе устанавливать плановые задания, диктовать цены, сохранять монополию внешней торговли, заведовать сбытом и снабжением, руководить сельским хозяйством и т.д.

13 стр., 6205 слов

Международный научно-технический обмен как форма международных ...

... рамках мирового сообщества. 1. Международный технологический обмен: предпосылки и экономическая целесообразность 1.1 Общая характеристика форм международного технологического обмена Международная передача технологии на ... передача технологий: промышленный шпионаж - вид недобросовестной конкуренции; деятельность по незаконному добыванию сведений, представляющих коммерческую ценность; техническое ...

Экономическая роль государства обрисована в Конституции России весьма лаконично и, в сущности, только косвенно. Но в большинстве конституций мира нет даже такого объема экономических обязанностей государства, чем подчеркиваются самостоятельность экономики и ее саморегуляция. В то же время складывается впечатление, что российская Конституция более озабочена не закреплением принципов рыночной экономики, а утверждением их действенности на всей территории сложного федеративного государства с его амбициозными субъектами и укоренившимся местничеством. Но в любом случае даже лаконичные формулировки ст. 8, возведенные в ранг основ конституционного строя, не оставляют сомнений в том, что на базе данной Конституции возврат к административно-командной экономике невозможен. Впрочем, те основы конституционного строя, которые сформулированы в ст. 8, не свидетельствуют о полном отстранении государства от управления экономикой и установлении стопроцентно либеральной экономики .Они не исключают мощного государственного сектора в экономике и немалых возможностей для административного вмешательства в экономическую жизнь. Тем самым открывается широкий спектр экономической политики, которая может существенно различаться при разных правительствах. Если учесть, что современная российская экономика по существу складывается как смешанная, т.е. государственно-частная, то можно считать, что эта модель имеет достаточную конституционную основу.

1.1 Отношения собственности

Основу экономической системы должны составлять отношения собственности. Они всегда были тем стержнем в обществе, вокруг которого формировались и развивались все другие общественные отношения. Присвоение материальных и духовных благ в разных экономических системах составляет суть экономических отношений, которые выражаются понятиям «собственность». Однако среди ученых-экономистов до сих пор нет единства в трактовке отношений собственности.

Одним из важнейшим в наше время экономическим определением собственности есть такое: собственность — это отношение между людьми по поводу вещей. В известной мере это определение отбивает именно экономический, а не правовой, социальный или какой-то другой аспект собственности. Ведь самый богатый капиталист станет нищим, если очутится один на один со своими заводами, дворцами, кораблями и никому будет ни работать на них, ни покупать выработанное. Богатство капиталистического общества — товар. Его должен кто-то произвести, кто-то купить и употребить и таким образом принести владельцу капитала прибыль.

Понятие «собственность» достаточно сложная категория. Чаще всего его отождествляют с присвоением. Отношения присвоения во многих концепциях собственности считаются базовыми. Присвоение указывает, кому принадлежат блага (объекты собственности), как они распределяются и с какой целью используются. Объектами собственности являются вещи, которые присваиваются, то есть все элементы общественного богатства, результаты и факторы производства. Субъектами собственности могут быть отдельные личности (граждане), коллективы, организации, фирмы, ассоциации, государство. Важным критерием принадлежности отношений собственности к предмету экономической теории является непосредственная связь отношений собственности с производственными отношениями, отношениями между людьми по производству, распределению и использованию средств производства. Именно средства производства являются главным наиболее стойким объектом собственности.

17 стр., 8341 слов

Предприятие и предпринемательство в условиях рыночной экономики

... В рыночной системе все имеет цену. Различные виды человеческого труда также имеют цену уровень зарплаты, тариф на услуги. Рыночная экономика для неосознанной координации людей и предприятий через систему цен и ... процесс. С вступлением новых фирм в отрасль рыночное предложение ее продукта возрастет по отношению к рыночному спросу. Это постепенно снижает рыночную цену на данный продукт, пока она ...

Таким образом, отношения собственности — это определенная система отношений по поводу владения, распоряжения, пользования, присвоения и потребления людьми как средств производства, так и результатов труда. Владение — главная предпосылка собственности. Но само по себе владение еще не означает собственность в ее полном экономическом содержании. Владеть можно и пассивно. Владение только фиксирует объект собственности, определяет его конкретно.

Владение ценно тем, которое дает возможность распоряжаться имуществом. Чтобы почувствовать разницу между правом владения и правом распоряжения, достаточно вспомнить некоторые формы завещаний из художественной литературы: «Оставляю такому-то…то-то и то-то, но до стольких-то лет или выполнения им таких-то условий…он не может им распоряжаться». Здесь четко и понятно расставленные акценты между двумя правами — владение и распоряжение.

Пользование — это отношения к объекту использования, направленные на получение из него полезного эффекта, при этом реализуется идея полезности, которая является абсолютным стимулом эволюции как производства конкретных ценностей, так и социально-экономического развития общества. Когда владелец отдает объект собственности в аренду, он, соответственно, в пределах договора аренды, передает право распоряжения и использования арендатору. Присвоение они осуществляют совместно: арендодатель присваивает арендную плату, арендатор — прибыль от хозяйственной деятельности минус арендная плата.

Следовательно, экономическое содержание отношений собственности заключается в реальных действиях субъектов по владению, распоряжению и использованию объектов собственности. Собственность составляет сердцевину системы экономических отношений общества. Стабильность развития экономической системы зависит от наличия в ней таких форм собственности, которые бы в наибольшей мере содействовали развитию производительных сил. Поэтому изменение форм собственности открывает новые горизонты развития экономической системы.

Человечеству известны две основных формы собственности — частная и общественная. Отличительной чертой частной собственности является то, что владелец непосредственно осуществляет и реализует право владения, распоряжения, использования и присвоения. Подчеркиваем — непосредственно. Лично. На свой страх и риск. Действует он на рынке, где хозяйничает жестокая конкуренция. Однако успех на рынке может быть полным. И это заслуга владельца. Он присваивает достижения своего успеха. Но на рынке господствует стихия и анархия. Следовательно, он может и проиграть. Но и проигрыш — его вина. Если он не извлек выгоду, то она досталась другому. Поэтому частный собственник учится, ищет, узнает, придумывает, покупает, финансирует научные исследования. Однозначно развивает производительные силы, а соответственно, общество в целом. В этом глубокое, прогрессивное значение частной собственности. Общественная собственность предусматривает общее владение, распоряжение и исключает индивидуальное. Все члены общества владеют совместно, индивидуально же — никто. Общественная собственность на средства производства уравнивает всех членов общества как совладельцев. Они все владельцы. Никто не имеет права на преимущество во владении. Вместе с тем в пределах общественной собственности, поскольку общество не может распоряжаться объектами собственности непосредственно, возникает административная монополия, и при общественном владении распоряжения и присвоения осуществляется бюрократией (bureucratie — буквально власть стола).

13 стр., 6231 слов

Эволюция отношений собственности

... в пороках социалистической экономики с её искажением форм и видов собственности. Общепризнано, что любая национальная экономика включает три типа экономических отношений. Во-первых, технико-экономические отношения, детерминируемые уровнем развития ... таких производственных результатов, каких в обычных условиях не удавалось достичь и за много лет. Процветание же стран с развитой рыночной экономикой, в ...

Формы собственности не являются неизменными. Они возникают, развиваются, модифицируются и исчезают с изменением условий и среды, в которых они существуют. В основе эволюции форм собственности лежит механизм постоянного обновления экономического уклада общества. Исторически первой формой собственности была коллективная, общинная собственность на землю. Она выражала общее присвоение результатов труда всеми членами общины как единственно возможное средство ее выживания. Вся многогранность первобытных отношений земельной собственности сводится к трем основным формам: азиатская (восточная).

В этих условиях вся земля распределялась между общинами, а индивиды и их семьи пользовались земельными участками как лица, которые принадлежали к данному первобытному коллективу. Общины, в свою очередь, находились под властью деспотического государства и не были самостоятельными владельцами. Они отдавали государству часть продукта в форме дани; античная (греко-римская).

Здесь одна часть земли находилась в распоряжении общины (государства), а другая — в виде мелких участков, парцелл — обрабатывалась отдельными семьями и была их частной собственностью; немецкая. При ней наблюдалась высшая степень обособленности земли от общины. Общая собственность на пастбища, леса служила только простым дополнением частной собственности. базировалась на труде самого владельца.

В процессе развития производительных сил и общественного разделения труда проходив распад общины и выделение частных собственников. Развивался обмен, росло имущественное неравенство населения. Появилась частная собственность, которая была основана на эксплуатации труда рабов и крепостных.

С развитием рыночной экономики господствующего характера приобрела частная единоличная собственность, которая постепенно модифицировалась в акционерную (корпоративную) собственность. Современная рыночная экономика основывается на таких основных формах собственности: мелкотоварная, частная индивидуальная, акционерная, собственность трудовых коллективов предприятий, государственная, интегрированная корпоративная и интегрированная межгосударственная. Такая разнообразность форм собственности свидетельствует, что современная рыночная экономика — это смешанная экономика.

1.2 Конкуренция

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции.

Конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере .

21 стр., 10132 слов

Экономическая теория.Сущность товарного производства

... простого товарного производства) и чужого труда (в эксплуататорских формациях, в первую очередь при капитализме). В современных условиях формами проявления экономической обособленности товаропроизводителей являются: 1) частная собственность на средства производства (основанная ...

Конкурентная борьба — это динамический ( ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием — рынок.

По определению рынок — это организованная структура, где «встречаются» производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение — это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения. Рынок представляет собой определенный способ взаимодействия производителей и потребителей продукции.

Рыночный порядок взаимодействия экономических субъектов предполагает наличие конкуренции, экономического соперничества производителей, потребителей, производителей и потребителей. Вопрос конкурентности в экономике — это вопрос, в каком количестве представлены на рынках различных товаров и услуг независимо действующие производители и потребители, а также вопрос степени свободы их прихода на эти рынки и ухода. Частную собственность, свободное ценообразование, конкуренцию принято считать столпами рыночной системы.

В современных условиях рынки с чистой конкурентной структурой занимают небольшое место. Выяснение других типов конкуренции позволит углубить понимание экономических процессов, определить специфику взаимодействия экономических субъектов, их возможности, условия ценообразования и другое. Решив завести «четвероногого друга» — собаку, человек обычно берет специальную справочную литературу, чтобы познакомиться с физиологией, привычками, рекомендациями по уходу за собаками. Вместе с тем не существует собаки вообще, есть конкретные породы собак — овчарка, ризеншнауцер, сенбернар, колли и т. д. И кто будет спорить с тем, что между бульдогом и пуделем существует разница? Поэтому будущему владельцу важно получить сведения не только о собаках вообще, но и об особенностях конкретной породы. Человеку, стремящемуся разобраться в экономике, необходимо понять устройство рыночной связи вообще и конкретные ее условия при различных типах конкуренции. Каждый из нас выступает в роли покупателя, большинство из трудоспособных людей — в роли продавца (например, реализуя трудовые услуги), некоторые из нас — в роли предпринимателя. Знание условий конкуренции поможет лучше оценить собственные возможности и шансы, прогнозировать ситуацию, попытаться заранее подготовить альтернативные варианты поведения.

9 стр., 4449 слов

Порядок формирования и состав Правительства Российской Федерации

... Конституции Российской Федерации. Система конституционного права РФ Исходя из сказанного можно сделать вывод, что в соответствии с главным законом нашего государства - Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», Правительстве Российской Федерации, являясь самостоятельным органом государственной власти, ...

Рынок не может эффективно работать без конкуренции. В то же время он не обладает достаточным иммунитетом против устремлений ограничить или даже устранить конкуренцию.

1.3 Модель современной российской рыночной экономики

Модель современной российской рыночной экономики представляет смешанную экономику со значительным государственным сектором и неустойчивым государственным регулированием. Социальная ориентация экономики предполагает существенный патернализм государства по отношению ко всем членам общества: обеспечение гарантий прожиточного минимума, современного уровня потребностей населения в услугах образования, здравоохранения, социальной защиты приобретении или перераспределении жилья, регулирование занятости населения с ориентацией на минимальную безработицу. Конкретные формы этой модели рыночной экономики должны учитывать особенности России.

Становление новой отечественной экономики связано с проблемой экономического роста. Тип экономического роста зависит от того, на какие рынки, на какой спрос ориентирована экономика. Для России существуют два варианта экономического роста.

— Первый вариант связан с ориентацией на экспорт сырьевых ресурсов как наиболее устойчивый, надежный и доступный путь, так как Россия располагает значительными природными богатствами. Внутренние инвестиции направляются на добычу сырья и энергоресурсов, в непроизводственную сферу, а основные производственные инвестиции будут оставаться вне страны. При этом рыночный спрос на сырьевые и другие природные ресурсы формируется развитыми странами, которые хотят покупать сырье подешевле, а нам продавать товар подороже. Наиболее заинтересованы в таком типе отечественного экономического роста отрасли топливно-энергетического комплекса и добывающей промышленности.

  • Второй вариант связан с оживлением внутреннего рынка, однако это требует реорганизации производства, роста его эффективности на отдельных предприятиях. Процесс технологического роста воспроизводится через межотраслевые связи.

Помочь инвестиционной деятельности предприятий призвано государство путем освобождения от части налогов или предоставления различных отсрочек по их выплате. Рост на технической основе выгоден отраслям потребительского и инвестиционного спроса.

Для развития отечественной экономики необходима ее ориентация на повышение эффективности функционирования капитала через активное внедрение нововведений. Этого можно достичь только в рамках новой экономики, основанной на инвестиционном и инновационном развитии, реализации долгосрочных стратегических планов государства и конкретных предпринимателей.

Современное социально-экономическое развитие России — это многофакторное и многоаспектное явление. Теоретический анализ позволяет выделить несколько аспектов исследования, которые в своей совокупности, с одной стороны, не искажают реальную картину происходящих событий, а с другой — позволяют вычленить ключевые элементы российских рыночных преобразований. Среди многочисленных публикаций в отечественной и зарубежной литературе, посвящённых итогам десятилетнего переходного периода в России и ряде других стран, выделяется только что вышедшее исследование Всемирного банка «Переходный период: анализ и уроки первого десятилетия для стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза». Используя, в частности, и отдельные выводы указанного фундаментального доклада, а также и другие источники, можно предложить следующую логику и структуру анализа.

8 стр., 3914 слов

Становление Российской Федерации

... В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается союзной конституцией. Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют ...

Во-первых, представить общетеоретическую модель рыночной экономики, которая в известном смысле выступает как идеальный вариант, не зависящий от научных парадигм и политических пристрастий.

Во-вторых, раскрыть те специфические черты России, которые при любом варианте событий неизбежно оказывают своё влияние и формируют «национальный мундир» как перехода к рынку, так и самого рыночного развития.

В-третьих, остановиться на реальных результатах прошедшего десятилетия, политико-экономически оценить ту атмосферу, в которой сегодня находится наше общество и экономика.

В-четвёртых, сформулировать теоретическую основу назревших изменений и выверить вектор преобразований в рыночных координатах.

В рыночной системе общественные интересы — это защита общества и каждого гражданина, это обеспечение уверенного плавания в бушующем конкурентном море мирового хозяйства «общей лодки», в которой находятся все граждане страны. Однако с такими обязанностями государство может справится только в том случае, если оно является частью демократичного общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля за государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем в соответствии с существующими законами. Получается, что государство может стать одним из институтов рыночной модели, если оно является прежде всего институтом демократического общества. Так происходит во многих передовых странах. Правда, история человечества, как известно, богата исключениями. Были случаи, когда государство поддерживало частную собственность и рыночное развитие, но при этом преследовало любые демократические начала. Такое состояние не могло продержатся долго. И в конечном счёте объективные закономерности проложили себе дорогу, связав рыночную модель с демократическим устройством.

Особо следует обратить внимание на ту сторону теоретической рыночной модели, которая, на первый взгляд, размывает её «рыночную чистоту», так как по различным параметрам представляет её как модель «смешанной экономики». Это относится и к сочетанию различных форм собственности и предпринимательства, и к взаимосвязи различных по сути и масштабу видов регулирования — рыночного, корпоративного, государственного, международного, — и к повышению значимости общественных интересов — экономических, культурологических, национальных и др. — в выборе стратегии и тактики развития страны, да и просто в механизме функционирования экономики. Индивидуальный, частный интерес сохраняет свою роль как источник необходимый обществу инициативы и предприимчивости. Поэтому когда речь идёт о рыночной модели экономики, то и теоретически, и фактически в наше время имеется в виду «модель смешанной экономики», стержнем которой является именно рыночная модель, сохраняющая все атрибуты рыночного развития и функционирования, но не в условиях необузданной конкурентной стихии, а с учётом требований человеческой цивилизации ХХI века

Прежде всего важно подчеркнуть, что Россия начала переход на рыночные принципы, опираясь на единый народнохозяйственный комплекс национальной экономики, охватывавший всю территорию страны и опиравшийся на соответствующую энергетическую, транспортную и информационную инфраструктуру. Не с чистого листа, а обладая громадным потенциалом, страна выставила себе рыночные ориентиры. Общество поддержало перемены и поверило в то, что рыночная мотивация приведёт к росту эффективности экономики и повышению уже достигнутого на тот момент уровня жизни населения. По многим параметрам стартовая позиция России вполне вписывалась в рыночные вызовы новой эпохи, эпохи глобализации рыночных принципов экономического развития.

Между тем Россия — единственная в мире страна, обладающая самой большой территорией, которая покрывает десяток часовых поясов и имеет практически все природные зоны. Вовлечение всей территории в экономический оборот было одним из результатов советского периода развития. Для страны характерен также многонациональный состав населения, этнические группы которого проживают, как правило, на исторически закреплённой за ними территории. Ясно, что в условиях рыночного развития сохранение единства страны невозможно без обеспечения единого рыночного пространства на всей территории России. А это невозможно достичь без учёта территориального, национально-культурного, социально-исторического и других факторов, которые напрямую не подвластны рыночной мотивации, а нередко и противоречат ей. Снять такие противоречия возможно путём гармонизации общенациональных, общегосударственных и частных интересов, что особенно актуально для российских условий. Одномоментный переход на ориентацию только на частные интересы неизбежно приводит (о чём свидетельствует опыт российского переходного периода) к формированию угрозы целостности страны, созданию основ для противоречий между 89 российскими регионами, появлению признаков рыночной дезинтеграции.

Вместе с тем само геополитическое положение России, по существу выступающей связующим звеном между Востоком и Западом, Севером и Югом, даёт несомненные преимущества стране в её рыночном развитии. Однако, ни те, ни другие факторы автоматически не включаются в рыночный процесс и предполагают национальный консенсус для своего использования.

1.4 Режим категорий земель. Единство экономического пространства

В 2001 г. принят Земельный кодекс РФ, который устанавливает правовой режим нескольких категорий земель (земли поселений, лесного фонда, земли специального назначения — обороны, транспорта и др.), разрешает их свободный оборот (куплю-продажу земель населённых пунктов, земель под строениями, дачных, садовых участков и др.).

Из оборота исключаются земли лесного фонда, водоохранные земли, особо охраняемых территорий и др. Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется федеральным законом См.: Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ (ред. 18.07.2005 г.) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // СЗ РФ от 29.07.2002, № 30, Ст. 3018.. Сельскохозяйственные земли могут находиться только в российской собственности (государства, муниципальных образований, граждан РФ, юридических лиц РФ).

Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также юридические лица, где доля неграждан РФ в уставном (складочном) капитале составляет более 50%, могут обладать участками земель сельскохозяйственного назначения только на правах аренды. Максимальные и минимальные размеры земельных участков устанавливаются субъектами Федерации. Так, в соответствии с п.2 ст.9 Закона «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Белгородской области» от 31 декабря 2003г. минимальный размер земельного участка не может быть менее 50гектаров. См.: Белгородские известия. 2004. 14 января. В случае ненадлежащего использования сельскохозяйственных земель участок может быть принудительно изъят через суд. Участок земли может быть реквизирован (за плату) в случае стихийных бедствий и других ситуаций, изъят по суду (за плату) или национализирован для государственных или муниципальных нужд (переход частной собственности в публичную), но только на возмездных началах и при справедливой оплате, которая не может устанавливаться принудительно государственными или муниципальными органами.

Развитие частной собственности в России связано с приватизацией государственных и муниципальных предприятий, участков земли, а также жилья. В настоящее время приватизация продолжается в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ (ред. от 18.07.2005 г.) «О приватизации государственного и муниципального имущества» См.: СЗ РФ от 28.01.2002, № 4, Ст. 251. путём продажи на аукционах (публичных торгах).

Правительство ежегодно устанавливает сроки и списки предприятий, подлежащих приватизации. Эти списки рассматриваются парламентом одновременно с утверждением бюджета. Конституция РФ разрешает и обратный процесс: принудительное отчуждение частной собственности (в том числе юридических лиц) в интересах общества и государства (ч.3 ст.35).

Это может быть осуществлено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Учитывая федеративный характер национально-государственного устройства России, Конституция РФ 1993 года определяет: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности» (ст.8 п.1 Конституции РФ).

Под конституционным термином «гарантируются» понимается требование ко всем органам государственной власти России и их должностным лицам не нарушать единства экономического пространства, не создавать каких-либо препятствий для перемещения внутри страны товаров, услуг, финансовых средств, не принимать решений не предпринимать каких-либо действий, направленных на ограничение конкуренции или самостоятельной экономической деятельности граждан и других субъектов экономических отношений.

Гарантия свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств состоит в обеспечении режима с отсутствием внутренних таможенных границ, одинаковым (равным) положением предпринимателей на всей территории России, независимо от места их регистрации и расположения. Кроме того, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств должно обеспечиваться едиными стандартами правового регулирования порядка образования и деятельности предприятий, едиными стандартами сертификации товаров и услуг, едиными правилами лицензирования различных видов предпринимательской деятельности.

Глава 2. Политические основы конституционного строя Российской Федерации

Центральное место среди принципов и положений, составляющих структуру и содержание Основ конституционного строя РФ, занимают принципы и положения, касающиеся политической системы современного российского общества.

Среди политических основ конституционного строя РФ, относящихся к осуществлению государственной власти можно назвать следующие:

  • народ;
  • государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и федеральные суды;
  • государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти;
  • органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны;
  • идеологическое многообразие;
  • политическое многообразие и многопартийность.

2.1 Народовластие и система государственной власти

В ст.1 Конституции РФ провозглашается: Российская Федерация — Россия, есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Демократия в дословном переводе с греческого, как известно, означает народовластие. Демократический характер Российского государства проявляется в том, что согласно ст.3 Конституции РФ, «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

Важнейшим признаком демократического государства является обеспечение в нем прав и свобод человека и гражданина. Только в условиях демократического государства это обеспечение может быть реальным. Никакие другие признаки и черты не способны придать государству демократический характер, если не обеспечиваются реальные права и свободы. Этот признак нашел свое закрепление в ст.2 Конституции Российской федерации, которая устанавливает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Конституция закрепляет основные формы реализации народом своего суверенного полновластия. «Народ, подчеркивается в ст.3 п.2 Конституции РФ, — осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Формами непосредственного осуществления народовластия являются референдум и свободные выборы (ст.3 п.3 Конституции РФ).

В содержание основ конституционного строя, закрепленных Конституцией РФ 1993 года, входят и нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти. В своей совокупности они регулируют политические основы общественного устройства или политическую систему Российской Федерации.

Народ — единственный законный и правомерный носитель власти в государстве, осуществляющий её независимо и самостоятельно. Как подчеркивается в ст.3 п.1 Конституции РФ, «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Власть народа в любом государстве не может осуществляться вне организационных форм, посредством которых народ реализует свой суверенитет. Народ управляет государством, свободно выражает свою волю и придает ей общеобязательный характер путем закрепления в законодательных актах.

Реализация народовластия осуществляется в различных формах: через систему государственных органов, общественные организации и партии, через институты непосредственной демократии. Единство, взаимосвязь и функционирование этих форм составляет политическую систему общественного строя. Под политической системой, таким образом, понимается совокупность государственных, политических и общественных организаций, через которые народ реализует принадлежащую ему в соответствии с Конституцией власть, управляет государством, определяет и проводит в жизнь внутреннюю и внешнюю политику.

В число конституционных основ Российской Федерации включен также классический для большинства стран мира принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную, органы которых являются самостоятельными (ст. 10 Конституции РФ).

Государственную власть в Российской Федерации, как установлено в ст. 11 п.1 Конституции РФ, осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Для механизма реализации полновластия народа важное значение имеет местное самоуправление. Согласно ст. 12 Конституции РФ, «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Впервые в конституционном законодательстве России в самом тексте Конституции указывается на особую защиту системы государственной власти. Как подчеркивается в ст.3 п.4 Конституции РФ, «никто не может присвоить власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».

2.2 Признаки правого государства. Институт гражданства

Российская Федерация определяется ее Конституцией как правовое государство. Для правового государства характерно верховенство закона во всех сферах общественной и государственной жизни; реальность прав и свобод личности, обеспечение ее свободного развития; взаимная ответственность государства и личности, обязательность закона не только для граждан, но и для самого государства; строгое исполнение требований закона, господство в государстве принципа законности; осуществление государством эффективного контроля за исполнением законодательства.

Характерные признаки правового государства нашли свое отражение в нормах Конституции, устанавливающих основы конституционного строя, а также в других главах Конституции РФ. В ст. 15 Конституции РФ определяется, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.

В этой же статье непосредственно закреплен и другой характерный признак правового государства. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения, подчеркивается в ст.45 п.2 Конституции РФ, обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Для того чтобы законы исполнялись, они должны быть известны гражданам. В этой связи Конституция РФ 1993 года впервые в нашем конституционном законодательстве устанавливает: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (ст. 15 п.3 Конституции РФ).

Стремление придать правовой характер Российскому государству привело к конституционной новелле. Конституция РФ 1993 года закрепила, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ст. 15 п.4 Конституции РФ).

В этой норме закреплен общий принцип примата международного права над национальным законодательством. Конституция пронизана ссылками на международное право. Так, п.1 ст.17 устанавливает, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются в Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Юрисдикция России на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне осуществляется в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права (п.2 ст.67).

Составной частью российской правовой системы могут быть не всякие принципы и нормы международного права, а только те из них, которые являются общепризнанными и договорными, так как не все нормы международного права, действующие в настоящее время, признаются всеми государствами в качестве обязательных для себя. В совокупности этих норм есть региональные, партикулярные или локальные нормы, которые являются обязательными для какой-либо группы или даже для двух государств или международных организаций. Таких норм в международном праве подавляющее большинство. Тем не менее, в современном международном праве есть большое число норм, которые официально признаны всеми или почти всеми государствами независимо от их социального строя в качестве обязательных. Эти нормы и называются общепризнанными.1 1 См.: Сандуца Г.И. Применение общепризнанных принципов и норм международного права в правовой системе России.//Международное публичное и частное право.2001.№ 3.С.10. Такой подход получил подтверждение в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 10 октября 2003 г. №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», согласно которому общепризнанными следует считать нормы универсального характера, закреплённые как письменно, так и «неписаные» правила, в соответствии с которыми согласуют свои действия все или большинство государств.

К общепризнанным принципам международного права следует отнести лишь приведённые в Декларации «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации объединенных наций» от 24.10.1970 г.

Заключение Российской Федерацией договоров с другими государствами регулируется Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 года. Закон устанавливает, что положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующих издания внутригосударственных актов для применения, действуют в России непосредственно. Хотя Конституция РФ не конкретизирует, что речь идёт лишь о ратифицированном международном договоре, именно такой договор выступает в качестве источника российского права. Именно в момент ратификации международного договора Россия принимает на себя обязательства по нему. 1 1 См.: Барциц И.Н. Международное право и правовая система России. // Журнал российского права. 2001.№2. С.63.

К основам конституционного строя Российской Федерации отнесены и некоторые нормы, устанавливающие характер взаимоотношений между обществом и человеком, государством и личностью. Эти нормы не только характеризуют демократизм нашего государства, но и определяют его конституционный строй в целом. Статья 2 Конституции РФ 1993 года закрепляет: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». В статье воплощен гуманный принцип взаимоотношений между государством и личностью. Не человек для государства, а государство существует для человека, для обеспечения его прав и свобод.

Для правового положения человека в государстве важное значение имеет институт гражданства. Наиболее принципиальные положения этого института законодатель включил в содержание основ конституционного строя. В частности, статья 6 Конституции РФ устанавливает, что «гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения». В статье последовательно проводится принцип равноправия. Каждый гражданин Российской Федерации, подчеркивается в ст.8 п.2 Конституции РФ, обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Защищая права человека, Конституция РФ устанавливает также, что «гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его» (ст.6 п.3 Конституции РФ).

Данное положение дополняется установленными в ст. 61, 62 Конституции РФ нормами, согласно которым гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Эти нормы не включены в содержание основ конституционного строя, но имеют принципиально важное значение для характера взаимоотношений между гражданином и государством.

2.3 Политический строй государства: многопартийность и идеологическое многообразие

конституционный строй государственная власть многопартийность

Политическая система РФ базируется на принципах многопартийности и идеологического многообразия.

Государственная Дума РФ представлена значительным числом политических партий, отстаивающих интересы различных слоев населения, что обеспечивает реализацию принципа многопартийности в РФ.

Идеологическое многообразие включает в себя:

1) свободу идей и убеждений граждан;

2) политический плюрализм и свободу политических организаций;

3) религиозную свободу.

На идеологическом многообразии основывается многообразие политическое, проявляющееся в наличии разнообразных подходов и направлений в практической политической деятельности. Важнейшая роль в такой деятельности принадлежит политическим партиям и иным общественным объединениям, преследующим те или иные политические цели. Статус различных видов общественных объединений (общественных организаций, общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений, органов общественной самодеятельности, профсоюзов, религиозных организаций и др.) закреплен в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» (с последующими изменениями и дополнениями), а также в ряде других законов и иных правовых актах.

Политическое многообразие (плюрализм) — наличие разнообразных направлений в практической политической деятельности в государстве, выраженное в агитации за или против определенных течений, программ, законопроектов и т. п. в политической жизни, за или против определенных кандидатов на выборах, за то или иное решение вопросов, выносимых на референдумы, и т. д.

Гражданское общество предполагает широкий идеологический и политический плюрализм, вытекающий из свободы человека выражать свои взгляды и участвовать в политической деятельности. Люди от природы не одинаковы, различны и их интересы, условия жизни Никто не в состоянии свести многообразие человеческих мнений к какой-то одной цели. Гражданское общество и правовое государство не придумывают это многообразие, они принимают его как естественное состояние, не пытаясь насильственно изменить.

В большинстве конституций мира признается идеологический и политический плюрализм через закрепление соответствующих прав и свобод человека и гражданина. Но Конституция России возводит принцип идеологического многообразия в ранг основ конституционного строя. Помимо прочего, это сделано и из-за опасности возврата к тоталитарному прошлому, тем более, что и силы, заинтересованные в подобной реставрации, в стране легально существуют. Общество поэтому наделяет государство правом и обязанностью гарантировать незыблемость политической свободы и соответствующих прав человека.