«Обучение тактическим действиям в волейболе детей среднего школьного возраста на секционных занятиях»

Курсовая работа

Формирование тактических умений начинается с первых шагов обучения волейболу — с развития у занимающихся быстроты реакции и ориентировки, сообразительности, а также умений, специфичных для игровой деятельности (принять правильное решение и быстро выполнить его, взаимодействовать с партнерами, наблюдать за игрой и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия и др).

Поэтому, для успешного результата обучению тактическим действиям в волейболе необходимо начинать именно с подросткового возраста, пока ребенок легко «впитывает» информацию и усваивает её [15].

Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность, в которую входит рабочая программа по спортивно-оздоровительной направленности «Волейбол» для детей среднего школьного возраста. Программа курса волейбол для учащихся среднего школьного возраста рассчитана на один год, 70 часов, при 2-х разовых занятиях в неделю по 1,5 часа. Включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы тактики игры в волейбол. В практической части углублено изучаются тактические комбинации.

В педагогической литературе широко представлены исследования, посвященные теоретико-методологическим основам проблемы обучения тактическим действиям в волейболе у детей среднего школьного возраста на секционных занятиях – работы Конюхова Н. И., Андреева В.И.

В исследованиях Чернова Ю.И. представлен обширный материал по вопросам структуры взаимодействия игроков при организации групповых тактических действий в волейболе.

Методические и психолого-педагогические основы теории и методики тренировки, комплексной тренировки связующего игрока, средства и методы обучения и совершенствования тактики вторых передач подготовка связующего игрока, процесс спортивной подготовки игроков, возрастные особенности физического развития и физической подготовки юных волейболистов изучали Беляев А.В., Булыкина Л.В., Шляпников С.К., Кривошеин А.А., Романенко В.О., Фомин Е.В., Силаева Л.В., Белова Н.Ю., Костюков В.В., Нирка В.В., Суханов А.В.

Противоречие:

Проблема: из выявленного противоречия нами сформулирована следующая проблема исследования: Каковы условия обучения тактическим действиям в волейболе детей среднего школьного возраста на секционных занятиях?

21 стр., 10193 слов

Методика обучения технико-тактическим действиям юных футболистов 10-12 лет

... компонентов при построении технической и тактической подготовки, особенно на этапе начального обучения. Практическая значимость. Установленные количественные и качественные параметры технико-тактической деятельности юных футболистов разного возраста позволяют корректировать содержание технико-тактической подготовки спортсменов путем подбора ...

Цель исследования:, Объект исследования:, Предмет исследования —

Задачи теоретического этапа посвящены изучению объекта исследования:

  1. изучить понятие и сущность процесса обучения тактическим действиям в волейболе;

  2. рассмотреть особенности обучения тактическим действиям в волейболе детей среднего школьного возраста на секционных занятиях;

  3. изучить педагогический опыт по проблеме обучения тактическим действиям в волейболе детей среднего школьного возраста на секционных занятиях.

Гипотеза исследования:

Обучение тактическим действиям в волейболе у детей среднего школьного возраста на секционных занятиях будет успешнее, если в педагогической практике реализуются следующие условия:

— реализуется принцип систематичности и последовательности в обучении тактическим действиям в волейболе;

— обеспечивается

— реализуется решение ситуационных задач при обучении тактическим действиям детей среднего школьного возраста на секционных занятиях.

Методы исследования:, Теоретическая значимость, Структура работы:

Глава I . Теоретические основы обучения тактическим действиям в волейболе детей среднего школьного возраста на секционных занятиях

1.1 Понятие и сущность обучения тактическим действиям в волейболе

Обучение тактическим действиям является основой для овладения игрой в волейбол. Современный волейбол характеризуется высокой двигательной активностью. Эффективное выполнение прыжковых игровых действий, технических приемов и большинства тактических комбинаций на протяжении одной игры, или нескольких игровых дней основано на высоком уровне развития физических качеств (отдельные стороны двигательных возможностей детей).

Волейбол входит в обязательные разделы программы по физическому воспитанию в школе. Он позволяет детям преодолеть какие-либо комплексы, связанные с трудностью общения, благотворно влияет на легкие и дыхательную мускулатуру, участвует в развитии реакции, координации движений, ловкости и гибкости.

Волейбол — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника ( добить до пола ), либо чтобы игрок защищающейся команды допустил ошибку. При этом для организации атаки игрокам одной команды разрешаются не более трёх касаний мяча подряд (в дополнение к касанию на блоке) [18].

21 стр., 10008 слов

«ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВОЛЕЙБОЛЕ»

... особенности технической подготовки спортсменов в волейболе; 3. Выявить основные методы и средства по технической подготовке волейболистов; Техника волейбола - это средство ведения игры с решением конкретных технических задач. Овладение спортивной техникой в процессе обучения осуществляется ...

Волейбол — неконтактный, комбинационный вид спорта, где каждый игрок имеет строгую специализацию на площадке. Важнейшими качествами для игроков в волейбол являются прыгучесть для возможности высоко подняться над сеткой, реакция, координация, физическая сила для эффективного произведения атакующих ударов.

«обучение»

Тактическая подготовка

Формирование тактических умений начинается с первых шагов обучения волейболу — с развития у занимающихся быстроты реакции и ориентировки, сообразительности, а также умений, специфичных для игровой деятельности. Сюда относится умение принять правильное решение и быстро выполнить его, умение взаимодействовать с партнерами, умение наблюдать за игрой и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия и др.

Обучение тактике происходит в тесной взаимосвязи с обучением технике. Это проявляется не только в том, что при обучении техническому приему занимающемуся сообщается его тактическое назначение в игре.

Тактика – это совокупность средств и приемов, умелая и разумная организация действий необходимых для достижения поставленных целей, в нашем случае победы над соперником [9].

Тактика игры, Тактика в волейболе

Неразрывная связь тактики с техникой выражается в том, что во время выполнения специальных (подготовительных и подводящих) упражнений у занимающихся формируются тактические умения, связанные с изучаемым техническим приемом.

Тактическое действие

Процесс формирования тактических умений значительно усиливается в тех случаях, когда при проведении упражнений по технике создаются определенные условия их выполнения.

Тактическая комбинация

Характерным для таких условий является то, что направление полета мяча и характер перемещения занимающихся в упражнениях в известной степени соответствуют направлению полета мяча и перемещению игроков в игре в волейбол. Наиболее полного выражения формирование тактических умений достигает в упражнениях по тактике, в учебных играх и соревнованиях по волейболу.

Понятие «тактическая подготовка» более емкое, чем понятие «обучение тактике». Можно хорошо знать тактику спортивной игры, изучить ее теоретически, но тактически действовать в игре малоэффективно. Изучения только тактических действий (индивидуальных, групповых и командных) также недостаточно для достижения высокой результативности в игре. В процессе обучения необходимо добиться органического единства тактики и техники.

12 стр., 5807 слов

Методика обучения поведение тактических действий нападении в баскетболе

... индивидуального тактического мастерства игроков определяет результат коллективных действий. В соответствии с принятой классификацией тактики баскетбола среди индивидуальных действий нападения выделяют действия игрока ... играх без ограничений в действиях нападающих и защитников. Обучение выходу для овладения отскоком мяча. 1. Объяснение и показ разновидностей изучаемого технико-тактического действия ...

Можно выделить ряд факторов, предопределяющих успешность тактических действий обучающихся в игре и соревнованиях. Во-первых, высокий уровень развития специальных качеств быстроты сложных реакций, быстроты ответных действий, ориентировки, сообразительности и т. п. Во-вторых, высокая степень надежности арсенала технических приемов в сложных игровых условиях. В-третьих, высокий уровень овладения навыками индивидуальных и коллективных тактических действий в нападении и защите.

Поэтому тактическую подготовку нельзя сводить к обучению занимающихся только тактическим действиям. Основу успешных действий в игре составляют специальные качества, умение рационально и эффективно использовать технические приемы (соревновательные действия) [16].

Собственно тактические действия служат своеобразной формой организации соревновательной деятельности учеников индивидуально, в группах и команде в условиях противоборства с соперником. На этом основаны этапы тактической подготовки:

Первый этап, Второй этап, Третий этап, Четвертый этап

Таким образом, формирование тактических умений начинается еще с подготовительных и подводящих упражнений, продолжается в упражнениях по технике, достигая наивысшего выражения в упражнениях по тактике, в учебных, контрольных играх и соревнованиях. В современных игровых видах спорта ярко выражена тенденция развития скоростной игры и усложнения тактических комбинаций. Поэтому особенно важно научить детей оценивать расположение игроков (своих и соперника) на площадке, положение и направление полета мяча, предугадывать действия партнеров и разгадывать замысел соперников, быстро анализировать сложившуюся обстановку и, выбрав наиболее целесообразное действие, эффективно выполнить его [2].

Высокий уровень тактической подготовленности характеризуется:

Основными задачами тактической подготовки являются:

1. развитие психофизиологических способностей и физических качеств;

2. приобретение тактических знаний (общие основы теории тактики волейбола, анализ тактических действий, основы взаимодействия 2-х, 3-х, 4-х игроков, тактика сильнейших игроков и команд, и др.);

3. обучение практическому использованию приемов, элементов, вариантов тактики;

4. совершенствование тактического умения с учетом игровых функций обучающихся;

15 стр., 7139 слов

Официальные правила игры в баскетбол. Техника защиты и нападения в игре

... определенной расстановки игроков в передовой зоне против организованной защиты противника. Прессинг - активная защита, характеризующаяся противодействием всем нападающим по всей площадке. Часто применяется командой, проигрывающей на последних минутах игры. Пробежка - бег ...

5. формирование умения быстро переходить от нападения к защите и наоборот;

6. формирование умения эффективно использовать технические приемы и тактические действия в различных игровых ситуациях;

7. изучение применяемых игровых систем в защите и нападении и их вариантов;

8. изучение команд соперника (технико-тактическая и волевая подготовленность);

9. анализ участия в соревнованиях.

Тактические действия в нападении осуществляются посредством подач, передач и собственно нападающих ударов. Тактика подачи имеет основную задачу — ввести мяч в игру, предельно затрудняя его приём и организацию последующих действий противников [18].

Основной задачей тактики передач для нападения является создание наиболее благоприятных условий для выполнения завершающего удара.

Тактика нападающего удара разнообразна и связана непосредственно от комбинаций, проводимых на площадке [23].

Таким образом, рассмотрев понятие и сущность обучения тактическим действиям в волейболе можно сделать следующий вывод:

— волейбол является обязательной частью программы по физической культуре в средней школе;

— обучение тактике происходит в тесной взаимосвязи с обучением технике.

— общие и специальные знания составляют необходимую предпосылку изучения тактических действий и развития тактических навыков.

1.2. Особенности обучения тактическим действиям в волейболе детей среднего школьного возраста

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича [17].

По учебно-методическому пособию «Физическая культура по «Комплексной программе физического воспитания учащихся I-XI классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича в среднем школьном возрасте по волейболу проходят терминологию избранной игры, технику безопасности при проведении занятий, тактику подач и нападающих ударов, тактику игры в защите и игру по упрощенным правилам.

Занятия в кружках и секциях по волейболу во внеучебное время служат важным дополнением к урокам физической культуры. Внеклассные занятия могут быть и основной формой изучения этой игры в школе.

На уроках физической культуры по разделу волейбол в среднем школьном возрасте уделяют больше внимания обучению технической подготовке, нежели тактической. Поэтому на секционных занятиях по волейболу может быть опережение или усложнение программы.

6 стр., 2560 слов

Анализ техники и методика обучения ведению мяча и обводке соперника

... Техника ведения мяча Ведение - технический прием, при котором игрок одной рукой толчкообразным движением посылает мяч в пол. Голова должна быть поднята, а взгляд устремлен вперед. В баскетболе чаще всего применяют ведение ... применяют ведение с высоким отскоком мяча. Ведение мяча со сниженным отскоком игрок осуществляет в более низкой стойке и раньше встречает мяч, отскакивающий от площадки. Это ...

Особенности обучения тактическим действиям у подростков выражены в продолжении исправлении ошибок и разучивании новых тактических вариантов как во взаимодействии с партнером, так и в совершенствовании индивидуальных действий. Также совершенствуются ранее изученные тактические действия и разучиваются новые игровые взаимосвязи с учетом тенденции развития тактики игры (выход «связующего» игрока из зон 1,6,5; подключение к атаке игрока задней линии; изучение новых тактических взаимодействий в нападении и защите, и т.д.) [14].

Если техника – это выполнение того или иного приема игры, то тактика — какой из приемов выполнять (выбрать), куда направить мяч и по какой траектории, где располагаться на площадке (в тот или иной момент игры).

В тактической подготовке можно выделить четыре методически взаимосвязанные задачи:

1) развитие у подростков тактического мышления, быстроты сложных реакций, ориентировки на площадке, сообразительности, творческой инициативы и способности прогнозирования при решении различных двигательных задач;

2) обучение индивидуальным действиям и взаимодействию с партнерами в нападении и защите; командным действиям, характеризующимся определенным расположением игроков на площадке и их функциями;

3)формирование умения эффективно использовать технические приемы и тактические навыки в зависимости от возможностей самого обучающегося, особенностей игры противника ивнешних условий;

4) развитие способности быстро и гибко переключаться с одних тактических систем и вариантов на другие также в зависимости от конкретной обстановки на площадке и особенностей действий противника [22].

Основу защитных действий в волейболе, помимо блокирования, составляют прием мяча после нападающих ударов, летящих с различной скоростью, и страховка [19].

Существует две разновидности тактической реализации игры команды в защите:

— углом назад, когда игрок зоны 6 находится вблизи лицевой линии и контролирует тыловые зоны, взаимодействуя с игроками зон 5 и 1. Страхует блокирующих и нападающих игроков в первую очередь игрок зоны 6. Страховку осуществляют и игроки зоны 2, 3 или 4, не участвующие в блоке;

— углом вперед, когда игрок зоны 6 расположен около линии нападения и контролирует среднюю часть площадки; и, наконец, существует самостраховка.

Детей полезно научить подстраховывать своих партнеров при передачах, приемах подачи и т. д. Подстраховывающий игрок находится в средней стойке и стремится занять на площадке такое место, чтобы ему было удобно контролировать как можно большую часть площадки. Если нападающий удар или блокирование не состоялись, то страхующий игрок возвращается на исходную позицию, в свою зону. Ценным качеством страхующего является умение принять мяч и выполнить передачу наиболее рациональным способом, а иногда и сразу нападающему на удар [4].

13 стр., 6428 слов

По физике «Игра и игровые технологии обучения. Организационно-деятельностные ...

... форму ее проведения, подготавливают материал, необходимый для проведения игры. Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра: Хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности ... данной технологии во внеурочное время. Конечно, игра не должна являться самоцелью, не должна проводиться только ради развлечения детей. Она обязательно должна быть дидактической, т. ...

Тактика защитных действий состоит в умении занимающихся точно и своевременно выбирать место для приема мяча. Расположение защитников и страхующих игроков в обороняющейся команде определяется системой игры в защите и зоной, откуда соперник осуществляет атаку.

На начальном этапе обучения тактика является одним из критериев правильности техники. Если обучающийся не может выполнить тактическую задачу, значит, его техника неверна [10].

Если занимающийся, принимая мяч с подачи, не может послать его связующему игроку, он выполняет прием неправильно. Однако довольно часто в методической литературе рекомендуют делать иначе.

Приведем одну цитату, которая характерна для многих книг: «К изучению разнообразных тактических вариантов приемов игры следует приступать только после прочного овладения основами ее техники» [16].

Обучение технике надо проводить параллельно с обучением тактике. Как только дети освоили начальные упражнения, которые выполняли индивидуально, и переходят к работе в парах, значит, пришло время для обучения тактике.

Такой подход гораздо эффективнее и требует меньше времени для обучения, причем как технике, так и тактике, потому что одно помогает другому [18].

Дети не всегда понимают, почему надо так, а не иначе выполнять технические приемы, и выполняют их так, как считают нужным в данных условиях, а условия сильно отличаются от игровых. Во-первых, стоят на любом свободном месте, независимо от разметки площадки. Во-вторых, обучение проводится без сетки, а в игре она есть и будет сильно мешать начинающим. В-третьих, в игре гораздо чаще надо точно делать передачи своим игрокам, чем просто посылать мяч на сторону соперника [22].

В то же время, разметку площадки и сетку можно и нужно использовать для обучения приемам игры. Например, чтобы было понятно, почему не надо посылать мяч за голову партнеру, он должен располагаться спиной около сетки. В этом случае мяч надо будет направлять по более высокой и крутой траектории, чтобы он падал у сетки, если его никто не сыграет. Следовательно, при передаче надо активнее работать ногами и не допускать лишних движений кистями. Кроме того, ребенок, стоящий у сетки, учится играть так, чтобы не касаться ее, и, следовательно, уже привыкает к игровым условиям. В этом случае при переходе к игре сетка не будет для него лишним раздражителем, а будет лишь обычным местом игры на площадке [20].

Второй пример. Дети часто при выполнении передач расходятся далеко друг от друга. В связи с этим нарушается техника выполнения передач, так как не хватает сил для того, чтобы «докинуть» мяч до партнера. В этом случае расположение одного игрока у сетки, а другого у трехметровой линии фиксирует расстояние между игроками. С другой стороны, они будут выполнять передачи в условиях, максимально приближенных к игровым (как при первой и второй передачах).

12 стр., 5508 слов

Технико-тактическая подготовка в футболе

... игры, б) тактическая подготовка в двусторонней игре. В изолированной от игры тактической подготовке различают индивидуальную и групповую подготовку; последняя проводится с помощью игровых упражнений и разыгрыванием специальных тактических комбинаций. 2.1. Индивидуальная тактическая тренировка в футболе В индивидуальной тактической ...

Дети с трудом переключаются с одних условий на другие. Привыкнув играть в одних условиях, они не знают, что делать в других, хотя эти условия аналогичны. Как правило, для привыкания к новому месту требуется время. Именно поэтому тренировочное место на площадке должно быть таким же, как и в игре.

Обучение тактике волейбола имеет ряд особенностей, которые надо обязательно учитывать при выборе методики:

— обучение проводится в условиях сильно ограниченного времени, отведенного на изучение данного раздела программы;

— необходимо обучать волейболу частями, в соответствии с программой и возрастом;

— приходится одинаково обучать всех, независимо от их способностей;

— учитывая то, что в игре в волейбол разрешено лишь 3 касания мяча на одной стороне площадки, а 2 раза подряд касаться мяча одному игроку запрещено, то на начальном этапе, вся игра сводится к взаимодействию двух-трех игроков. Остальные 3 — 4 игрока лишь должны быть готовы к этому взаимодействию. Однако они должны уметь то же, что и игроки, которым удалось потренироваться с мячом;

— основной упор при обучении тактике игры на начальном этапедолжен быть сделан на взаимодействии двух игроков. Именно двух, так как двое могут выполнить практически все, что иногда делится на троих. Только после усвоения парных тактических упражнений можно переходить к упражнениям в тройках и всей командой. Кроме того, упражнения в парах позволяют игрокам постоянно работать с мячом, а не ожидать его прилета. Данное состояние несвойственно начинающим, поэтому в командной игре они быстро «отключаются» и расслабляются, а, следовательно, не способны продолжать игру, когда мяч вдруг попадает к ним. А попадает он к ним именно вдруг, потому что большинство ребят его не может предвидеть;

— упражнения в парах позволяют учащимся наработать тактический опыт, который потом помогает легче войти в командную игру. Во всяком случае, каждый обучающийся уже знает, что нужно делать с мячом, находясь в том или ином месте площадки.

Одной из тактических ошибок, совершаемых детьми, является касание мяча два раза подряд, причем независимо от того, выполняет обучающийся при втором касании игровой прием или просто ловит мяч. Эта ошибка крайне отрицательно влияет на обучение игре всей команды в целом [6].

Такая привычка не дает возможности другим ребятам двигаться на мяч и выручать партнера, который ошибся. Она приучает обучающихся прекращать игру при первой же ошибке. И если учесть, что ошибок в начале обучения бывает много, то основную часть игрового времени занимающиеся будут стоять. Кроме того, иногда партнеры, разбивая коленки, бросаются под мяч и могут запросто его поднять, а ребенок одним махом руки все портит. Причина двух касаний всегда одна – плохое выполнение игрового приема (над собой).

Но формы касаний и оправдания их «целесообразности» бывают различны [3].

9 стр., 4130 слов

Методика обучения игры в баскетбол

... технике владения мячом: ловле, передаче, бросках и ведении. В четвертой части будут даны общие указания относительно тактики команды и план по развитию командных тактических действий. Баскетбол состоит из естественных движений (ходьба, бег, прыжки) и ...

Например:

— выполнение двух игровых приемов подряд, для «продолжения игры» (при обучении, в разминке и т.п.);

— ловля мяча после неудачного выполнения приема с целью прекращения упражнения и более быстрого начала новой попытки;

— то же из-за лени наклоняться за мячом;

— ловля или касание, утверждая: «Все равно никто не сыграет»;

— непроизвольное касание мяча по привычке;

— выполнение упражнений, даваемых учителем, с двумя касаниями подряд, вырабатывающими такую привычку;

— неумение увернуться от мяча, падающего на игрока после его же передачи, и т.п.

Обучающимся надо запомнить, что нельзя касаться мяча два раза подряд ни при каких условиях. Если упражнение не получилось, то пусть выручает партнер или мяч падает на пол. Только после падения мяча на пол (касания пола) его можно брать в руки. Это правило касается как игры, так и абсолютно всех упражнений [1].

Учителю необходимо разъяснять детям это правило и требовать его соблюдения при выполнении любых упражнений. Иногда вплоть до наказания некоторых обучающихся или команды. Например, проигрыш 3-х очков, а не одного. Не следует давать ребятам упражнений, в которых они выполняют два игровых приема подряд: например, нижнюю передачу — над собой, а верхнюю — партнеру [8].

Большинство игр и игровых упражнений проводится с тремя касаниями мяча на каждой стороне площадки. Это обязательное условие заставляет детей учиться управлять мячом, что является необходимой подготовкой к игре с нападающими ударами. В этом случае дети вынуждены осуществлять групповые взаимодействия (тактические), из которых и складывается игра в волейбол [23].

Обязательная игра в 3 касания на каждой стороне вовлекает в игру большее число учащихся. При этом отсутствует бессмысленная «перестрелка» 2-3 игроков с разных сторон сетки.

Занятия всегда должны организовываться так, чтобы в них принимали участие все обучающиеся. Даже в том случае, когда это бывает невозможно из-за специфики упражнения, дети должны меняться так, чтобы на площадке обязательно побывали все. Если при выполнении упражнения в учебной игре занимающихся больше 6-ти, то смена производится круговым способом. При переходе ребенок из зоны второго номера садится на скамейку, а очередной со скамейки встает в зону первого номера. Аналогичным образом проводится замена и при любом другом количестве занимающихся на площадке [5].

На начальном этапе обучения тактике обращают внимание ребят на следующее:

— расположение детей на площадке в тот или иной момент игры;

— кому или куда (в какое место площадки) посылать мяч;

— какой игровой прием применить;

— по какой траектории посылать мяч.

Причем на все эти пункты обращают внимание при обучении, как индивидуальной тактике, так и групповой и командной. Обычно описание и подбор упражнений даются в их методической последовательности, т.е. по степени возрастания сложности. Считается, что это наиболее удобно в работе. При подборе упражнений с акцентом на технику игры необходимо вносить соответствующие коррективы.

Все выше перечисленные методические рекомендации способствуют более быстрому обучению игре в целом. А это, в свою очередь, приводит к тому, что дети начинают проявлять больший интерес к игре и с удовольствием играют в нее [12].

Однако учителю не стоит огорчаться, если дети слабо усвоят тактику игры на первом году обучения. Систематическая работа из года в год обязательно даст свои плоды, и приведет к хорошим результатам по окончании обучения детей в школе.

Проверка знаний по тактике и их оценка проводятся во время учебных игр. Здесь следует отметить, что знать и уметь — это одно и то же. Во время учебных игр, направленных на совершенствование конкретных тактических действий, учитель наблюдает за обучающимися и оценивает их. В данном случае основной упор делается именно на тактику, а не на техническое исполнение приемов игры. Может оцениваться как тактика игры в целом, так и отдельное тактическое действие. Например:

— выбор правильного места на площадке при переходе в другую зону;

— выбор правильного места на площадке в зависимости от ситуации;

— умение правильно выбрать технический прием;

— полет мяча по определенной траектории;

— направление мяча в определенную часть своей площадки;

— направление мяча в определенную часть площадки соперника.

Оценка ставится каждому конкретному ребенку именно за его тактические действия, а не команде в целом [ 13].

Таким образом, особенности обучения тактическим действиям в волейболе детей среднего школьного возраста заключаются в следующем:

— в специфике упражнений;

— оценивать можно как тактику игры в целом, так и отдельное тактическое действие;

-подбор упражнений дается в их методической последовательности, т.е. по степени возрастания сложности.

    1. Педагогический опыт по проблеме обучения тактическим действиям в волейболе детей среднего школьного возраста на секционных занятиях

По мнению многих специалистов в волейболе очень важно принимать тактически верные решения в зависимости от игровых ситуаций. Поэтому они уделяют большое внимание тактической подготовке в тренировочном процессе. Особенно это проявляется в среднем школьном возрасте.

Высокий уровень тактической подготовленности волейболистов характеризуется:

развитым тактическим мышлением (умение анализировать игру, быстро переключаться с одних действий на другие, умение прогнозировать и быстро решать двигательные задачи);

постоянной соревновательной активностью (она достигается за счет максимального напряжения волевых и физических возможностей спортсменов и управление ею осуществляется самим игроком, тренером или лидером команды);

  • хорошей ориентировкой на площадке и взаимодействием с партнерами;

эффективным использованием технических приемов;

вариативностью тактических действий [15].

Общие и специальные знания составляют необходимую предпосылку изучения тактических действий и развития тактических навыков. Источники знаний в области тактики многообразны: литература по волейболу, лекции, беседы, семинары, наблюдения на соревнованиях, практические занятия и их анализ и др.

Обучение тактике основывается на правилах и положениях образования двигательных навыков [7].

Ведущее место в тактической подготовке занимают упражнения по тактике (индивидуальные, групповые, командные) двусторонние, контрольные, календарные игры, теория тактики волейбола, а также подготовительные упражнения для развития быстроты реакции и перемещения, ориентировки, подвижные и спортивные игры, упражнения на переключение внимания и др.

Методы тактической подготовки те же, что и при решении задач технической подготовки, но с учетом специфики тактики. При показе необходимо использовать макеты площадки, фильмы, схемы, плакаты, видеофильмы и др. При изучении тактических действий применять определенные ориентиры, сигналы.

Тактическая подготовка должна быть органически связана с физической, технической, волевой и теоретической подготовкой.

Главное средство обучения и совершенствования тактики игры — многократное выполнение упражнений, действий, элементов.

Любое тактическое действие, направленное на оптимальный успех, должно строиться в соответствии с тактическими знаниями, техническими навыками, уровнем развития физических способностей, волевых качеств и другими компонентами.

В условиях постоянного восприятия информации и оценки наблюдаемых явлений возникает возможность по особенностям движений партнеров или соперника, по траектории полета мяча определить их тактический замысел и последующие действия. Это осуществляется в результате запоминания [10].

Психомоторные процессы тактического действия совершаются в трех главных фазах:

— восприятие и анализ соревновательной ситуации;

— мыслительное решение тактической задачи;

— двигательное решение тактической задачи. Эти три фазы находятся в тесной взаимосвязи, причем решающую роль здесь играет память.

Качество восприятия зависит от объема и поля зрения, устойчивости внимания и его концентрации, быстроты протекания мыслительных процессов, от тактического опыта [2].

Воспринимая и анализируя соревновательную ситуацию, ребенок определяет тактическую задачу, которую он должен решить сначала мысленно, а потом двигательно. Игрок должен принимать лишь такие решения, которые он сумеет выполнить двигательно.

Двигательное решение фактически и есть тактическое действие, которое требует проявления как интеллектуальных, так и физических способностей и навыков.

Тактическое мышление развивается с помощью абстрактных, наглядных пособий и практических упражнений.

Становление тактического действия идет в следующей последовательности:

— образование тактического навыка (автоматизированный ряд движений) в стандартных условиях;

— проявление вариантов тактического навыка (в определенных ситуациях различные способы решения тактических задач);

— самостоятельное творческое мышление, благодаря которому обучающиеся находят субъективно новые решения.

Такой подход к становлению тактического действия позволяет соблюдать основные принципы секционного занятия: от известного к неизвестному, от простого к сложному и др. [3].

В период начального обучения разучиваемые тактические действия и комбинации внедряются в практику соревнований не сразу, а по мере постепенного количественного накопления знаний и тактического опыта.

Освоение подростками тактических действий должно идти в следующей последовательности (организация упражнений):

— без сопротивления партнеров;

— с пассивным сопротивлением;

— с активным «управляемым» противником;

— в соревновательной форме с партнерами по команде;

— в соревновательной форме с противником;

Период начального обучения тактике условно можно разделить на 4 этапа:

I этап — главное внимание уделяется развитию специальных качеств, необходимых для реализации тактических действий в игре — быстроты сложных реакций, быстроты отдельных движений и действий, ориентировки, быстроты перемещений, наблюдательности, переключения с одних действий на другие (основу тренировки составляют задания в ответ на зрительные и слуховые сигналы).

II этап — формирование тактических умений в процессе обучения техническим приемам (выполнение упражнений по заданию, по сигналу, на точность).

III этап — обучение индивидуальным тактическим действиям с помощью упражнений по тактике (суть упражнений сводится к тому, чтобы создавать условия,

при которых дети должны выбирать действия в зависимости от направления и траектории полета мяча, от действия нападающих или защитников и др.).

IV этап — изучение групповых тактических действий и на этой основе освоение командных тактических действий с помощью подготовительных, подводящих упражнений и упражнений по технике и тактике игры [18].

Тактику игры в волейбол принято делить на тактику нападения и тактику защиты, а в зависимости от принципа организации действий занимающихся различают индивидуальные, групповые и командные действия.

Индивидуальные

Главная цель индивидуальной тактической подготовки — овладеть в совершенстве техническим действием с правильной тактической реализацией в различных игровых ситуациях.

Групповые тактические действия — представляют собой взаимодействия двух или нескольких занимающихся, решающих часть задачи, поставленной перед командой.

Принятое деление команды в момент расстановки на игроков передней и задней линии выражается во взаимодействии их внутри линий и между линиями.

Главная цель групповой тактической подготовки — добиться согласованности действий в атаке нескольких занимающихся по времени и месту действия для получения положительного результата.

Нападающие по своим функциям в команде могут быть:

а) игроками 1-го темпа (перемещаются с максимальной скоростью к связующему до передачи для нападающего удара и, опережая передачу, прыгают) или игроками 1-й очереди атаки;

б) игроками 2-го темпа (перемещение на удар после начала разбега нападающего 1-го темпа) или игрокам 2-й очереди атаки.

По данным научных исследований признаками согласования для атакующего игрока 1-го темпа являются:

— для начала разбега к нападающему удару — начальная часть траектории полета мяча при первой передаче;

-для окончания разбега и прыжка — момент касания мячом рук связующего игрока, выполняющего вторую передачу.

Для атакующих игроков второго темпа эти признаки такие:

— для начала разбега — после начала разбега игрока 1-го темпа;

-для окончания разбега — траектория полета мяча при второй передаче.

В современном волейболе используются различные комбинации (взаимодействия), основой которых является активная игра атакующего 1-го темпа (атакующего первой очереди).

Изучение групповых тактических действий в нападении проводится с помощью подготовительных, подводящих упражнений и упражнений по технике и такие игры.

Методические приемы обучения следующие:

— назвать тактическое взаимодействие;

— показать это взаимодействие на схемах, плакатах, видео и т.д.;

— показать место и путь занимающихся при выполнении тактического взаимодействия;

— имитация этого взаимодействия;

— практическое выполнение взаимодействия с первой передачи атакующего, затем с первой передачи игрока зоны 6.

Командные тактические действия — результативность нападения зависит от индивидуальной технической и тактической подготовленности ребят, четкого взаимодействия звеньев, от единства и слаженности всей команды.

Командное нападение в волейболе по тактической направленности разделяется на два вида: при ударах со второй передачи и при ударах с первой передачи.

Каждый вид нападения состоит из определенных систем командных действий:

система игры в нападении через связующего игрока передней линии;

система игры в нападении через связующего игрока, выходящего с задней линии;

система игры в нападении с первых передач и откидок. Применение того или иного варианта этих систем зависит от места игрока, выполняющего передачу на удар, и от места игроков зоны нападения [16].

Таким образом, при обучении тактическим действиям в волейболе у детей среднего школьного возраста специалисты используют различные средства, приемы и методы обучения, проявляя у занимающихся психомоторные процессы тактических действий. Применяются различные упражнения для обучения индивидуальным, групповым и командным тактическим действиям.

Заключение

Актуальность темы в условиях общеобразовательной школы заключается в том, что учебная программа позволяет вносить изменения, и при желании всегда можно увеличить время за счет внеурочных форм занятий. Как один из вариантов, школьные соревнования по волейболу во внеурочное время, проводимые параллельно с изучением раздела «Волейбол» на уроках, позволяют значительно расширить количество часов, отводимых на данный вид спорта. Кроме того, такие соревнования стимулируют обучение и повышают интерес к урокам.

Изучение и обобщение теоретических основ проблемы обучения тактическим действиям в волейболе детей среднего школьного возраста на секционных занятиях позволили сделать следующие выводы:

  1. Теоретическая сущность обучения тактическим действиям в волейболе определяется тем, что волейбол является обязательной частью программы по физической культуре в средней школе; обучение тактике происходит в тесной взаимосвязи с обучением технике; общие и специальные знания составляют необходимую предпосылку изучения тактических действий и развития тактических навыков.

В процессе исследования было выявлено, что тактические действия служат своеобразной формой организации соревновательной деятельности учеников индивидуально, в группах и команде в условиях противоборства с соперником.

Изучение проблемы показало, что высокий уровень тактической подготовленности характеризуется:

— развитым тактическим мышлением

— постоянной соревновательной активностью

— хорошей ориентировкой на площадке и взаимодействием с партнерами;

— эффективным использованием технических приемов;

— вариативностью тактических действий.

2. В процессе исследования были выявлены основные особенности обучения тактическим действиям в волейболе детей среднего школьного возраста, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единую систему:

— обучение проводится в условиях сильно ограниченного времени, отведенного на изучение данного раздела программы;

— необходимо обучать волейболу частями, в соответствии с программой и возрастом;

— приходится одинаково обучать всех, независимо от их способностей;

3. Опыт учителей физической культуры показывает, что любое тактическое действие, направленное на оптимальный успех, должно строиться в соответствии с тактическими знаниями, техническими навыками, уровнем развития физических способностей, волевых качеств и другими компонентами.

Список использованных источников

  1. Беляев, А.В. Волейбол [Текст] : учебник / А.В. Беляев, М.В. Савин. — М. : Физкультура, образование и наука, 2013. — 368 с.

  2. Беляев, А.В.Волейбол [Текст] : учебное пособие / А.В. Беляев, М.В. Савин. – М. : СпортАкадемПресс, 2011. – 63 с.

  3. Виера, Б.Л. Волейбол — шаги к успеху [Текст] : практическое руководство для начинающих / Б.Л. Виера, Б.Д. Фергюсон. – М. : Физкультура и спорт, 2011. – 215 с.

  4. Голомазов, В.А. Волейбол в школе [Текст] : учебное пособие / В.А. Голомазов, В.Д. Ковалев, А.Г. Мельников. – М. : Просвещение, 2014. – 110 с.

  5. Железняк, Ю.Д. К мастерству в волейболе [Текст] : учебное пособие / Ю.Д. Железняк. – М. : «Физкультура и спорт», 2014.- 224 с.

  6. Железняк, Ю.Д. Юный волейболист [Текст] : учебное пособие для тренеров / Ю.Д. Железняк. – М. : Физкультура и спорт, 2011. – 192 с.

  7. Железняк, Ю.Д. Волейбол в школе [Текст] : пособие для учителя / Ю.Д. Железняк, Л.Н. Слунский. — М. : Просвещение, 2013.- 128 с.

  8. Железняк, Ю.Д. 120 уроков по волейболу [Текст] : учебник / Ю.Д. Железняк. – М. : Физкультура и спорт, 2014. – 188 с.

  9. Железняк, Ю.Д. Юный волейболист [Текст] : учебное пособие для тренеров / Ю.Д. Железняк. — М. : Физкультура и спорт, 2011. — 192 с.

  10. Железняк, Ю.Д., Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения [Текст] : учебник / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин. – М. : Академия, 2014. – 136 с.

  11. Ивойлов, А.В. Тактическая подготовка волейболистов [Текст] : учебное пособие /А.В. Ивойлов. — М. : Физкультура и спорт, 2015. – 111 с.

  12. Ивойлов, А.В. Волейбол [Текст] : методика тренировки / А.В. Ивойлов. — М. : Физкультура и спорт, 2015. — 162 с.

  13. Клещев, Ю.Н. Волейбол [Текст] : учебник / Ю.Н. Клещев. — М. : Физкультура и спорт, 2011. – 92 с.

  14. Клещев, Ю.Н. Юный волейболист [Текст] : учебник / Ю.Н. Клещев, А.С. Фурманов— М. : Физкультура и спорт, 2015. – 228 с.

  15. Костюков, В.В. Возрастные особенности физического развития и физической подготовки юных волейболистов [Текст] : методическое пособие №18 / В.В. Костюков, В.В. Нирка, Е.В. Фомин. – М. : ВФВ, 2014. — 63 с.

  16. Лях, В.И. Физическая культура по «Комплексной программе физического воспитания учащихся I-XI классов [Текст] : учебно-методическое пособие / В.И. Лях, А.А. Зданевич. — В. : Просвещение, 2012. – 169 с.

  17. Чуркин, А.А. Основы тактической подготовки начинающих волейболистов [Текст] : учебное пособие /А.А. Чуркин. – СПб : ТЭИ, 2014. – 94 с.

  18. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь [Текст]. В 1 ч. Т. 4. Волейбол / Д.Н. Ушаков. – М. : Репринтное издание, 2000. – 47 с.

Журнал

  1. Время волейбола. – 2013. — № 1. — 2013. – 49 с.

Электронные ресурсы

  1. Андреев, В.И. Педагогика [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

  2. Официальный сайт ФИВБ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

  3. Шайхутдинов, Д.Г. К вопросу обучения двигательным действиям в волейболе [Электронный ресурс] // Успехи современного естествознания. – 2015. — № 3. — Режим доступа:

  4. Эдельман, А.С. Волейбол // Справочник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: