«ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВОЛЕЙБОЛЕ»

Курсовая работа
Содержание скрыть

Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Он очень популярен. Достоинства волейбола заключаются в сравнительной простоте инвентаря, мест для игры, правил ее ведения, большой зрелищности.

Игра в волейбол стала не только чисто спортивной, но и происходит развитие волейбола как игры ради отдыха, игра в волейбол стала средством организации досуга, поддержания здоровья и восстановления работоспособности.

Характерной особенностью современного спорта является высокий уровень подготовленности команд и исключительная подготовленность спортсменов, как следствие этого всё более возрастающая плотность спортивных результатов. При высокой плотности результатов и возрастания спортивной конкуренции преимущество имеет тот, кто моментально и правильно оценит, быстро примет целесообразное решение, а затем эффективно осуществит их в ходе спортивной борьбы. При повышении уровня спортивных результатов большее значение приобретает физическая подготовленность и тактическое мастерство спортсменов.

Техническая подготовка является необходимой основой для волейболистов. Игры, предъявляют высокие требования к разносторонней подготовленности спортсмена, развитию его двигательных качеств и функциональных возможностей. Более того, овладеть большинством технических приемов волейбола (нападающим ударом, блокированием, быстрыми передвижениями, акробатическими бросками и перекатами) можно только при условии довольно высокого уровня развития физических качеств.

Кроме того, все технические приемы волейбола обусловлены точным соразмерением усилий в пространстве и времени, что требует развития тонких мышечных дифференцировок и хорошей ориентировки в пространстве.

В волейболе существует взаимная связь между физической подготовкой и обучением технике игры, между обучением тактике и обучением технике, а также между физической подготовкой и формированием тактических умений.

Актуальность темы:

В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры. В соответствии с комплексной программой физического воспитания школьников волейбол является одним из средств физического воспитания. Техника игры в волейбол многообразна.

13 стр., 6428 слов

По физике «Игра и игровые технологии обучения. Организационно-деятельностные ...

... для проведения игры. Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра: Хорошо известная, ... сам (преодоление себя, своего результата). В игре участника устраивает любой приз: материальный, моральный ... технологии во внеурочное время. Конечно, игра не должна являться самоцелью, не должна проводиться только ради развлечения детей. Она обязательно должна быть дидактической, ...

Цель исследования:, Объект исследования:, Предмет исследования, Гипотеза исследования:, Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать теоретические источники по проблеме исследования;

2. Рассмотреть проблему технической подготовки в спорте; выявить особенности технической подготовки спортсменов в волейболе;

3. Выявить основные методы и средства по технической подготовке волейболистов;

Техника волейбола — это средство ведения игры с решением конкретных технических задач. Овладение спортивной техникой в процессе обучения осуществляется по следующей схеме:

1) у спортсмена создается двигательное представление;

2) делаются попытки его практического претворения;

3) по мере повторения изучаемого движения приобретается умение, которое в дальнейшем превращается в двигательный навык.

При обучении технике необходимо учитывать физическую и психическую подготовленность спортсменов. Главным, с педагогических позиций, является отчетливое двигательное представление.

В теории и практике волейбола сложилась определенная классификация техники игры, состоящей из частей, взаимодействующих друг с другом.

По целевому признаку организации действий техника игры делится на технику нападения и технику защиты [5, 112].

Техника нападения включает в себя технику перемещений (стойки и разновидности перемещений) и технику владения мячом (подачи, передачи для нападающего удара, нападающие удары и перебивания).

    1. Стойки и перемещения

Стойка – положение игрока в ожидании выполнения передачи или нападающего удара. Различают высокую и среднюю стойки, отличающиеся по степени сгибания ног. Выделяют также исходные положения – позы игрока, удобные для выполнения приема игры после перемещения и стойки. Исходные положения входят в подготовительную фазу приема игры, отличаются от стойки положением рук.

В зависимости от характера технического приема и игровой ситуации используются различные способы перемещения: ходьба, приставной шаг, двойной шаг, бег, скачок, прыжок.

Ходьба начинается с переноса веса тела на переднюю часть стопы, выполняется мягкими, пружинистыми шагами.

Приставные шаги начинают с ноги, ближней к направлению движения.

5 стр., 2362 слов

Исследование фонтанных скважин

... Р=20-40 МПа). 3.3 Исследование фонтанных скважин Исследование фонтанных скважин проводятся по двум методам. На установившихся и неустановившихся режимах. Исследование на установившихся режимах ... которым понимают максимальный дебит скважины, допустимый условиям рациональной эксплуатации залежи и обеспечиваемый продуктивной характеристикой скважин. Исследования на неустановившихся режимах заключается ...

Бег – обычный и с ускорением, выполняется мягко, без колебаний О.Ц.Т., за счет неполного выпрямления ног.

Прыжок – выполняется с места или с разбега, толчком одной или двумя ногами (описание техники выполнения в последующих разделах).

Двойной шаг – перенося вес тела на впередистоящую ногу, делаем шаг вперед ногой, стоящей сзади, затем подставляем вторую, принимаем необходимую стойку.

Скачок выполняется быстрее, резче, шире, чем двойной шаг.

Выпады – вперед и в стороны, перенося вес тела на ногу, выполняющую выпад.

Обучение стойкам и перемещениям.

Начинают изучать технику перемещений с обычного бега лицом вперед. При показе и объяснении техники бега следует акцентировать внимание, прежде всего на степени сгибания ног и особенности постановки стоп на площадку, а затем уже на других сторонах – скорости, ритме и т.д. Вначале упражнения должны способствовать усвоению техники бегового шага, для чего используют бег на месте с переходом на бег прямой, семенящий бег с переходом на обычный, бег по дистанции, бег с высоким подниманием бедер, прыжки с ноги на ногу с небольшим передвижением вперед, с ноги на ногу по специальным отметкам с последующим переходом на бег, бег с прыжками, высоко поднимая бедра и высоко взлетая, с прыжками, высоко поднимая бедра и далеко пролетая.

При выполнении таких упражнений следует обращать внимание на полное и активное выпрямление ноги и ускорение к концу движения.

Дальше изучают перемещение приставными шагами, для чего используют такие упражнения, как перемещение приставными шагами вправо, влево и поочередно то вправо, то влево. Навыки, полученные при освоении этих упражнений, позволяют перейти к изучению техники бега с ускорениями. Здесь следует обратить внимание на оптимальную величину шагов (индивидуально для каждого занимающегося), активные движения руками и эффективное отталкивание от опоры.

Следующий этап – освоение бега спиной вперед. Следует особое внимание обратить на оптимальную величину шагов (индивидуально для каждого занимающегося), скорость перемещения занимающихся, а также на страховку в начале обучения.

При совершенствовании перемещений необходимо отрабатывать их быстроту, скорость движения, формировать навыки внезапно изменять направление. Для волейбола характерно выполнение технических приемов после остановки. Поэтому одновременно с техникой бега необходимо обучать и остановкам.

Технику различных способов перемещений совершенствуют, используя их в различных сочетаниях, характерных для игры. Совершенствование идет по пути: улучшения структуры и ритма выполнения каждого способа перемещения, овладения навыками применения всех вариантов перемещений в конкретных игровых ситуациях, сочетания различных перемещений между собой и с другими техническими приемами в различной последовательности.

5 стр., 2424 слов

«Верхняя передача и техника приема мяча после подачи»

... падением Верхняя передача мяча., Верхняя передача мяча двумя руками — основной способ приема подачи и передачи на удар Описываем технику выполнения верхней передачи двумя руками. Исходное положение. Различают верхнюю, среднюю и низкую стойки. При высокой стойке ноги слегка согнуты в ...

Типичные ошибки:

1. Перемещение на прямых ногах;

2. Неправильное сочетание перемещений с принятием стоек.

    1. Подачи

Единственный технический элемент, исполнение которого полностью зависит от игрока, а не определяется игровой ситуацией и взаимодействием с партнѐрами или противником. В определѐнном смысле, можно сказать, что подающий игрок владеет мячом – он сам выбирает место подачи, способ еѐ выполнения и решает, куда направить мяч. Это обстоятельство предъявляет самые высокие требования к техничному исполнению подачи.

В современном волейболе используются верхняя прямая подача с планирующей траекторией полета мяча и подача в прыжке. На начальном этапе обучения волейболу применяется нижняя прямая подача и верхняя прямая подача.

Нижняя прямая подача

Исходное положение:

стоя лицом к сетке, левая нога на полшага впереди;

ноги слегка согнуты в коленях;

мяч в согнутой левой руке на уровне пояса;

Подбрасывание мяча и замах:

левой рукой вверх на высоту 0,5 – 1,0 м., перед правым плечом;

тяжесть тела переносится на правую ногу;

правая рука отводится вниз»

назад (замах производится одновременно с подбрасыванием мяча).

Ударное движение

вес тела переносится на левую ногу;

туловище, подается вперед;

правая рука прямая движется вниз, затем вперед;

пальцы соединены, кисть напряжена;

удар наносится основанием кисти или кулаком по мячу снизу – сзади;

рука сопровождает движение мяча.

Верхняя прямая подача:

Исходное положение

стоя лицом сетке, ноги на ширине плеч или левая нога впереди;

мяч в левой руке на уровне пояса;

Подбрасывание мяча и замах:

мяч подбрасывается вверх перед правым плечом;

одновременно с подбрасыванием мяча, вес тела переносится на правую ногу, нога сгибается в колене, туловище отклоняется назад;

замах выполняется правой согнутой рукой за голову;

Ударное движение

при ударе правая рука резко разгибается, туловище подается вперед;

14 стр., 6929 слов

Техника нападающего удара в волейболе

... нападающий удар) [1,3,5]. Прямой нападающий удар При прямом нападающем ударе ударное движение выполняют в сагиттальной плоскости. Начальное положение аналогично стойке при выполнении передачи. Подготовительная ... действий техника игры делится на технику нападения и технику защиты. 1.2 Характеристика нападающего удара Нападающий удар - технический прием атаки, заключающийся в перебивании мяча одной ...

тяжесть тела переносится на левую ногу;

удар производится напряженной ладонью сверху — сзади по мячу.

Планирующая подача

Исходное положение:

высокая, не напряжѐнная стойка;

ступня передней ноги и положение корпуса определяют направление полѐта мяча;

оценка расположения игроков противника;

Подбрасывание мяча и замах

мяч надо подбрасывать каждый раз в одну и ту же точку, на небольшую высоту, вперѐд по направлению удара, без вращения;

с момента подбрасывание необходим полный зрительный контроль мяча;

одновременно с подбрасыванием мяча происходит замах на удар – разворачивается корпус, плечо и локоть бьющей руки отводятся назад;

Удар по мячу

  • естественное бьющее движение руки (небольшой шаг помогает «вложится» в удар с большей силой);

удар осуществляется основанием ладони без сопровождения мяча;

кисть в момент удара жѐстко закреплена в запястье (это достигается максимальным разведением пальцев бьющей руки);

удар наносится строго по центру мяча;

необходим полный зрительный контроль мяча – видеть точку удара.

Подача в прыжке.

Техника исполнения подачи в прыжке практически повторяет технику нападающего удара.

Можно добавить: мяч должен подбрасываться в одну и ту же точку: высоко, вперѐд (на 1,0 – 1,5 метра в игровую площадку), по линии разбега и направления удара. Индивидуально – одной или двумя руками, с вращением или без него.

Удар:

в высшей точке; направление удара – по линии разбега;

акцентированный удар кистью с приданием мячу верхнего или бокового вращения;

в момент удара – полный зрительный контроль мяча.

Типичные ошибки:

1. Неправильное исходное положение.

2. Неправильное подбрасывание мяча.

3. Удар по мячу расслабленной кистью.

4. Недостаточная скорость бьющей руки.

5. Неточный удар по мячу.

Обучение технике подачи (для всех видов подач)

1. Многократное подбрасывание мяча из исходного положения;

2. Подбрасывание мяча и замах;

23 стр., 11164 слов

Совершенствование техники нападающего удара у юношей старших ...

... совершенствованием техники нападающего удара у юношей старших классов, занимающихся волейболом в школе Предметом данного исследования является совершенствование техники нападающего удара, а объектом исследования – юноши старших классов, занимающиеся волейболом в школе. Целью данной выпускной квалификационной работы ...

3. Имитация подачи в целом без мяча и с мячом, ловя его левой рукой одновременно с ударом;

4. Подача мяча на расстоянии 6 – 10 метров в стену, в парах поперек зала, в колоннах;

5. Подача через сетку на расстояния 4 – 6 метров (через сетку на меньшей высоте);

6. Подачи с зоны подач;

7. Подачи с зоны подач в левую и правую часть площадки;

8. Подачи в определенные зоны;

9. Выполнение подач на скорость;

10. Подачи в определенную зону передней или задней линии. Следует добиваться, чтобы в одну и ту же зону игрок мог направить подачу различными способами, с различной траекторией и скоростью полета мяча.

11. Подачи «на силу», добиваясь максимальной скорости полета мяча.

12. Подачи с заданием добиваться высокой скорости полета мяча и попадать в обозначенную на площадке цель (круг, стул и т. д.).

    1. Передача мяча двумя руками сверху

После приѐма подачи, после успешных защитных действий выполняется передача на удар своему нападающему (пас).

Этот технический элемент как бы связывает действия партнѐров – принимающего и бьющего, защитника и нападающего и является очень важным в плане организации атаки команды после приѐма подачи и контратаки после приема удара противника [5, 520].

Передача мяча является основным приемом для организации нападающих действий, поэтому на протяжении всего периода обучения этот прием находится в центре внимания. При передаче важны, во – первых: тонкий расчет движений в соответствии с направлением и скоростью полета мяча для своевременного принятия исходного положения, во – вторых: правильное воздействие руками на мяч. Это следует учитывать при обучении данному техническому приему.

По направлению (относительно пасующего) передачи бывают: вперед, назад, над собой. По длине: длинные – через зону, короткие – из зоны в зону, укороченные в пределах зоны. По высоте траектории: высокие – более 2м, средние – до 2м, низкие – до 1м. Сочетание этих параметров (длина и высота) определяют скорость полета мяча при передачах (медленные, ускоренные и скоростные).

Передачи могут быть направлены близко к сетке – до 0,5м и удаленные от сетки – более 0,5м.

Передача в опорном положении

Выход под мяч:

  • выполняется кратчайшим путем, одним из удобных способов перемещений в данной игровой ситуации.

Исходная стойка

корпус немного наклонѐн вперед, колени слегка согнуты;

кисти слегка напряжены и развѐрнуты таким образом, что образуют «ковш»;

4 стр., 1695 слов

«Нижняя прямая подача»

... наносят по мячу снизу-сзади. После удара руку вытягивают в направлении подачи и затем фиксируют в таком положении Совершенствование техники подачи мяча. Подача в волейболе занимает ... приема мяча с подачи и игра в волейбол проходит активнее и веселее. При нижней прямой подаче подающий видит площадку целиком и мяч можно точнее послать через сетку, чем при нижней боковой подаче. Преимущество нижней ...

пальцы естественно разведены, а указательные и большие пальцы, как бы, формируют треугольник (большие пальцы направлены в нос игрока, а не навстречу мячу!).

При передаче в высокой стойке кисти рук находятся у лба.

При передаче в низкой стойке – у подбородка или чуть ниже, при этом амплитуда ног, рук и туловища короче.

Контакт с мячом:

окончательная точка контакта с мячом определяется: траекторией полѐта мяча, особенностями техники передачи самого связующего игрока, тактическим решением в каждом конкретном случае;

  • пас выполняется последовательными движениями: разгибание ног, выпрямление корпуса, встречный вынос рук на мяч (разгибание локтей), направление мяча кистями и пальцами;
  • – в момент контакта кисти как бы приобретают форму мяча («ковша»);

касание мяча весьма индивидуально и, как правило, осуществляется:

а) двумя верхними фалангами большого, указательного и среднего пальцев,

б) (выполняя высокую и дальнюю передачу) внутренним периметром «ковша»: (двумя верхними фалангами средних пальцев, внутренней поверхностью и основанием указательных пальцев, двумя верхними фалангами больших пальцев), безымянные пальцы и мизинцы, тоже касаясь мяча, выполняют вспомогательную роль – стабилизируют положение мяча в «ковше», но не направляют его;

руки – кисти – пальцы сопровождают мяч, придавая ему нужное направление и скорость;

скорость, высота и направление передачи определяются разгибанием локтей и активной работой кистей – пальцев;

необходим полный зрительный контроль мяча.

Продолжение игры

после выполнения передачи игрок должен сразу переключиться на выполнение других игровых действий: страховку своего нападающего или блокирование нападающего игрока противника.

Верхняя передача мяча в прыжке

Принципы, сформулированные для передачи в опорном положении, остаются в силе: позиция, оценка ситуации, выход на передачу, зрительный контроль мяча в момент касания, продолжение игры.

Особенности

прилетающий к игроку мяч должен как бы падать ему на голову;

ноги и корпус не участвуют в передаче;

передача осуществляется активной работой рук (разгибание локтей) и, главным образом, кистей и пальцев.

Типичные ошибки

1. Плохой выход в зону передачи (по времени, по месту).

5 стр., 2268 слов

Методика обучения техники метания гранаты и мяча

... малыми мячами Подбрасывание мяча вверх правой (левой) рукой, лов­ля двумя руками. То же, ловля одной рукой. Подбрасывание мяча вверх правой (левой) рукой. Пос­ле удара мяча об пол поймать его: а) двумя руками; б) снизу ... 3. Метание мяча. Метание мяча выполняется из различных положений - ­стоя, с колена, лежа. Метание мяча делится на фазы: разбег, финаль­ное усилие (бросок), торможение. Техника хвата ...

2. Неправильная форма «ковша» – большие пальцы выставлены навстречу мячу.

3. Высокая передача без разгибания ног и корпуса.

4. Отсутствие должного зрительного контроля мяча.

5. Мяч направляется слишком близко к сетке или, наоборот, далеко от неѐ.

Обучение технике передачи мяча сверху двумя руками

Подводящие упражнения

1. Имитация передачи мяча двумя руками сверху на месте и после перемещения. Внимание акцентируется на следующих основных моментах техники. «Мяч приближается» – выпрямиться и поднять руки вверх. «Погасить скорость полета мяча» – незначительно согнуть руки в локтях и ноги в коленях. «Передать мяч» – потянуться вперед – вверх, выпрямляя руки и ноги. Принять исходное положение.

2. Освоение расположения кистей и пальцев рук на мяче, мяч на полу. Кисти рук располагаются таким образом, чтобы большие пальцы были направлены друг к другу, а все остальные обхватывают мяч сбоку – сверху. Мяч поднять с пола в исходное положение над лицом (несколько повторений).

Затем в исходном положении для передачи занимающемуся вкладывают волейбольный мяч (несколько раз), проверяя положение пальцев и степень их напряжения.

3. Передача сверху волейбольного мяча, подвешенного на шнуре: на месте вперед – вверх, над собой, назад; после перемещения и остановки лицом к мячу и боком с последующим поворотом к мячу.

4. В парах: один игрок набрасывает мяч партнеру, тот верхней передачей возвращает ему мяч. Вначале броски выполняются точно по определенной траектории, затем траектория и направление изменяются. То же, но в прыжке.

5. Два игрока располагаются у баскетбольного кольца. Один из них набрасывает мяч, другой перемещается к нему, принимает исходное положение и выполняет передачу, стремясь попасть мячом в кольцо.

6. Игрок двумя руками ударяет мячом об пол, после отскока перемещается под мяч, принимает исходное положение и выполняет передачу. Для усложнения задания можно давать задание – выполнить передачу на партнера, в баскетбольное кольцо, в мишень на стене и т.д.

    1. Прием мяча

К изучению приема мяча снизу одной или двумя руками следует переходить после овладения техникой передачи мяча сверху. Передачу мяча снизу изучают и совершенствуют в той же последовательности, что и передачу сверху.

Качество приема подачи может быть высоким, если мяч опускается в зоне нападения так, что создаются благоприятные условия для организации любых нападающих действий.

Прием подачи производится снизу двумя руками. В исходном положении ноги согнуты. Одна нога немного впереди, руки подготовлены для приема мяча. Большое значение имеет положение рук. Кисти сомкнуты и отведены вниз. Руки прямые, развернуты снаружи и сближены. Чтобы своевременно занять исходное положение, игрок должен уметь предвидеть возможное направление подачи.

6 стр., 2560 слов

Анализ техники и методика обучения ведению мяча и обводке соперника

... Техника ведения мяча Ведение - технический прием, при котором игрок одной рукой толчкообразным движением посылает мяч в пол. Голова должна быть поднята, а взгляд устремлен вперед. В баскетболе чаще всего применяют ведение ... внимание на ошибки: кисть накладывается на мяч ударом (шлепком), неправильная координация работы рук и ног, ноги прямые, ведение мяча перед собой с недостаточно сильным ...

Прием мяча осуществляется на нижнюю часть предплечий или кисти, руки в момент приема мяча выпрямлены, ошибкой будет сгибание их в локтевых суставах. Руки приближаются к месту встречи с мячом за счет некоторого разгибания ног – руки подставляют под мяч, но не отбивают его. Здесь очень 27 важен своевременный выбор исходного положения. Степень сгибания ног зависит от траектории подачи, своевременности выхода к мячу.

На начальном этапе обучения приему подачи необходимо использовать нижнюю прямую подачу, навык ее приема формируется при этом гораздо успешнее. Рекомендуется при приеме подачи мяч посылать в цель (обручи, участок площадки и т.д.).

Типичные ошибки:

1. Прием мяча не на предплечья.

2. Согнутые руки в момент приема мяча.

3. Кисти не соединены.

4. Несвоевременный выход под мяч.

5. Не принята стойка волейболиста (прямые ноги, ноги вместе, руки опущены).

6. Нет плавного встречного движения рук вперед, резкое движение рук навстречу мячу.

Обучение технике приема мяча двумя руками снизу

Подводящие упражнения.

1. Имитации приема мяча двумя руками или одной рукой снизу.

2. Занимающиеся располагаются парами друг против друга на расстоянии 3 – 4 м. Один набрасывает мяч, другой принимает его снизу двумя руками и возвращает партнеру. Изменяя высоту и направление полета мяча при набрасывании, можно создавать принимающему игроку более сложные условия.

3. В парах. Игрок ударяет мяч об пол, партнер перемещается к отскочившему мячу и принимает его двумя руками снизу, возвращая партнеру передачей. Это упражнение можно выполнять, принимая мяч снизу одной рукой.

4. Занимающийся выполняет передачи над собой снизу двумя руками (одной), перемещаясь по всей площадке. Его задача – не уронить мяч и выполнить, как можно больше таких передач.

5. У стены: отбивание мяча снизу многократно, встречное движение рук незначительно и производится преимущественно за счет разгибания ног.

6. Удар в стену одной рукой, прием отскочившего мяча снизу двумя руками.

7. Прием мяча в зоне 6 с доводкой в зоны 2, 3, 4, мяч через сетку набрасывает партнер.

Прием мяча одной рукой

Примерные упражнения.

1. Имитация приема с одного шага – выпада в сторону.

2. То же, но после двух – трех шагов.

3. Прием мяча, наброшенного партнером после одного шага-выпада.

4. То же, после двух – трех шагов.

5. То же, но после удара мяча партнером.

Прием мяча одной рукой в падении назад, Прием одной рукой в падении на бедро-бок

Обучению приему мяча с падением предшествуют акробатические упражнения – перекаты, кувырки, упражнения с набивным мячом. После этого приступают к упражнениям с волейбольным мячом.

Типичные ошибки:

1. Высокая стойка перед выполнением приема.

2. Игрок не видит полета мяча.

3. При отбивании одной рукой кисть не напряжена.

Обучение технике приема мяча в падении.

Примерные упражнения

1. Падение назад из низкого положения с перекатом на спину или бедро – спину.

2. Шагом вперед принять низкое исходное положение – падение назад с перекатом на спину или бедро – спину.

3. Из среднего исходного положения выпад в сторону и падение перекатом на спину или бедро – спину.

4. После медленного бега принять низкое исходное положение – падение с перекатом на спину или бедро – спину.

5. Упражнения, включающие различные сочетания способов перемещения, для совершенствования техники падений.

6. Ловля набивного мяча в низкой стойке и перекат назад на спину. То же, с выпадом правой ногой вперед – вправо (левой вперед – влево) и перекатом в сторону на бедро и спину.

7. С набивным мячом в руках – выпад правой ногой вперед – вправо, в момент падения вытолкнуть мяч вперед – вверх и выполнить перекат на бедро и спину.

8. Прием сверху двумя руками подвешенного мяча с падением и перекатом назад, то же снизу одной или двумя руками.

9. Прием снизу подвешенного мяча с падением и перекатом в сторону на бедро (вправо и влево).

10.Прием мяча снизу с падением, мяч набрасывает или посылает передачей партнер.

Прием мяча одной рукой в падении вперед

Падению перекатом на грудь следует обучать только с помощью расчлененного метода. Вначале занимающиеся учатся выполнять перекат на грудь, для чего рекомендуются следующие упражнения:

1. Занимающиеся, лежа на груди, по команде выносят руки в стороны, прогибаются в грудной и поясничной частях туловища, согнутые в коленях ноги отводят назад и выполняют покачивание на груди.

2. Игрок в упоре лежа на руках, партнер держит его за голеностопные суставы. Из упора ложа занимающийся сгибает руки и выполняет перекат на грудь.

3. С одного шага из низкого выпада игрок толчком одной ногой выполняет перекат на грудь.

Когда перекат на грудь освоен, переходят к изучению приема мяча снизу одной рукой (или двумя) с падением.

1. Занимающиеся в парах стоят друг против друга. Один в положении глубокого выпада. Партнер набрасывает мяч несколько впереди игрока, который выполняет удар по мячу тыльной стороной ладони и падение с перекатом на грудь.

2. Расположение то же. Партнер набрасывает мяч несколько впереди игрока, последний делает шаг-выпад к нему, ударяет по мячу и, одновременно отталкиваясь находящейся сзади ногой, выполняет перекат на грудь.

3. Партнер набрасывает мяч, изменяя направление (вперед, в зоны) и предупредив об этом игрока. Тот выходит к мячу, выполняет падение перекатом на грудь.

Изменяя высоту подбрасывания мяча, скорость его полета и направление, усложняют условия выполнения упражнений, что помогает совершенствовать прием мяча снизу в падении с перекатом на грудь.

    1. Нападающий удар

Техника исполнения нападающего удара относительно проста, так как само движение естественно и встречается в обычной жизни (бросание в цель) и в спортивных играх (ручной мяч, бейсбол, лапта) [11,400]. В волейболе это естественное движение осложняется тем, что нападающий в момент удара находится в безопорном положении и должен бить по движущемуся мячу, что значительно сложнее, чем простой бросок.

Поскольку само ударное движение естественно, техничное исполнение нападающего удара (само движение) сугубо индивидуально:

рост, высота прыжка, длина рук, правша-левша;

скорость движения бьющей руки, форма кисти при ударе и др.

Всѐ это совершенно необходимо учитывать при обучении и совершенствовании нападающего удара.

Разбег и прыжок на удар:

  • 2 – 3 коротких шага с помощью которых игрок окончательно определяет направление разбега и рассчитывает место и время прыжка;
  • затем 3 – 4 длинных энергичных с ускорением шага, которые обеспечивают своевременный выход в нужную точку прыжка;

последние два шага – «стопорящий» и «приставной» это прекращение разбега и приседание перед прыжком. Для правшей «стопорящий» шаг выполняется правой ногой, а «приставной» шаг – левой толчковой ногой.

Если игрок, в силу своих индивидуальных особенностей, «стопорит» и «приставляет» ноги в другой последовательности, вряд ли есть смысл его переучивать.

При обучении важно учитывать следующие рекомендации: после «стопорящего» и «приставного» шагов ступни должны быть почти параллельны и на небольшом расстоянии друг от друга (50 – 60 см.).

«Разброс» ступней (одна впереди другой и т.п.) снижает эффект одновременного взрывного усилия ног для последующего прыжка – время отталкивания (после шага «приставной» ноги) должно быть минимальным (порядка 0,20 – 0,25 сек.).

Руки выполняют две основные функции: помогают сохранить направление разбега и равновесие игрока, помогают игроку максимально «вложиться» в прыжок; для этого при последнем шаге обе почти выпрямленные руки отводятся до предела назад, а затем, во время самого прыжка, маховым движением с ускорением выносятся вверх.

Прыжок должен быть вертикальным. Нападающий зрительно контролирует траекторию направленной ему передачи.

Замах:

в воздухе корпус разворачивается вокруг вертикальной оси;

правая рука естественно согнута в локте, кисть расслаблена, локоть отведѐн назад – вверх как это возможно (удобно бьющему!);

  • левая рука почти выпрямлена и направлена вперѐд – вверх (как будто бы в точку предстоящего удара).

Ударное движение:

начинается с вращения корпуса вокруг вертикальной оси (разворота плеч);

затем включается плечо бьющей руки;

быстро вперѐд – вверх разгибается локоть, бьющая рука выпрямляется;

с максимальным ускорением жесткая кисть наносит удар по мячу;

точка удара – как можно выше и оптимально удобно впереди бьющего;

сопровождение мяча бьющей кистью должно быть минимальным по времени и по расстоянию;

с момента прыжка и вплоть до удара необходим полный зрительный контроль мяча.

Корпус – плечо – локоть – кисть это звенья одной кинематической системы, каждое последующее звено которой, движется с большей скоростью (ускорением), чем предыдущее.

По направлению атаки различают: удары по ходу, удары с переводом.

Нападающий удар по ходу

Направление полета мяча соответствует направлению разбега игрока.

Нападающий удар с переводом и поворотом туловища.

Подготовительные действия (разбег, прыжок и замах) выполняются как ударе по ходу. Особенности техники составляют: небольшой поворот туловища в сторону удара и нанесение удара по мячу сверху – сзади – справа. При переводе вправо туловище начинает поворот сразу же после отталкивания, затем его несколько наклоняют влево, а левое плечо отводят от сетки.

Нападающий удар с переводом без поворота туловища

Здесь движение туловища в сторону мало выражено. Основную роль играет нанесение удара кистью по мячу сверху – справа. С точки зрения биомеханики удар с переводом осуществляется за счет финального активного движения предплечья и кисти. В то время как силовой удар (прямой по ходу) осуществляется вращательным движением плеча в вертикальной плоскости в направлении последующего полета мяча.

Нападающий удар с задней линии.

Выполняется он также как и у сетки. Однако здесь для удара характерно поступательное движение вперед после отталкивания. Движение кистью при ударе выполняют не сверху вниз, а вперед – вниз, мячу придают более пологую траекторию.

При разучивании техники нападающего удара применяют расчлененный метод:

1. Изучается заключительное движение (финальное усилие) – замах и удар по мячу в опорном положении;

2. Прыжок вверх толчком двумя ногами с места и с разбега;

3. Удар в безопорном положении (в прыжке) с места и после разбега в один, два, три шага;

4. Удар с различных по высоте и расстоянию передач;

5. Удар при сопротивлении блокирующих.

Упражнения и их методическая последовательность одинаковы по своему характеру для всех способов нападения. Необходимо обучать ударам правой и левой рукой.

Типичные ошибки

1. Несвоевременный разбег.

2. Глубокий или недостаточный присед.

3. Медленное отталкивание.

4. Неэнергичный мах руками или одной рукой при отталкивании.

5. Удар согнутой рукой.

6. Удар расслабленной кистью.

7. Отсутствие «хлеста» кистью.

8. Слабый удар по мячу.

9. Приземление на прямые ноги, впереди отталкивания.

Обучение технике нападающих ударов, Подводящие упражнения

1. Имитация ударного движения по мячу (мяч впереди в левой руке).

2. То же, но удар по мячу с отскоком партнеру.

3. Удар по мячу, наброшенному левой рукой вперед – вверх у правого плеча (удар в пол на расстояние 2 – 3 м).

4. Удары по наброшенному партнером или учителем мячу.

5. Удары через сетку с места (сетка на уровне головы).

6. Прыжок толчком двумя ногами с места вверх; то же после перемещений и остановки.

7. То же с поворотом на 90

8. Овладение ритмом разбега: шаги по разметке, с помощью звуковых ориентиров (воспроизведение ритма шагов хлопками, счетом и т.д.)

9. Бросок теннисного мяча через сетку в прыжке с разбега.

10.Нападающий удар по мячу, закрепленному на резиновых амортизаторах с места и с разбега.

11.Нападающий удар через сетку с собственного подбрасывания.

12.Нападающий удар через сетку с подбрасывания партнера или тренера.

13.Нападающий удар через сетку с передачи

    1. Блокирование

Блокирование – это прием игры, который применяется для противодействия нападающим ударам соперника. Это самый эффективный прием защиты и один из самых сложных приемов игры. [6,10].

Блокирование может выполняться одним игроком – одиночное или двумя, тремя – групповое. С места и после перемещения. Игрок располагается в непосредственной близости от сетки, руки согнуты, кисти на уровне плеч, стопы параллельны. Перемещения вдоль сетки осуществляется приставными шагами, скрестным шагом, бегом или скачком в зависимости от расстояния к месту прыжка. Независимо от способа перемещения необходимо его закончить наскоком. Игрок выпрыгивает вверх, разгибает руки в локтях, вынося их над сеткой. Кисти рук максимально напряжены, пальцы разведены в стороны. Движение рук над сеткой вверх – вперед на сторону соперника. В момент удара по мячу кисти максимально приближают к нему и активно сгибают в лучезапястных суставах для того, чтобы противодействовать удару и направить мяч вперед – вниз на площадку соперника. Руки не следует разводить широко.

При блокировании нападающих ударов на краях сетки и при попытке соперника нанести удар по блоку с целью отскока мяча в аут, ладонь руки, ближней к краю, поворачивают в сторону площадки так, чтобы при ударе в блок мяч отскочил на площадку соперника.

Техника блока:, Перемещение

Прыжок – из положения стопы в узкой стойке, ноги согнуты, согнутые руки отведены назад. Одновременным толчком двумя ногами, разгибанием ног и выпрямлением туловища, а так же активным махом рук вниз, вперед, затем вверх.

Вынос рук – кратчайшим путем вверх над сеткой или с переносом через сетку одновременно с прыжком. Блокируется мяч в высшей точке прыжка напряженными кистями (пальцы разведены, в стороны, расстояние между ними 6 – 8 см).

Приземление

При групповом блокировании техника такая же, но с учетом близко расположенного партнера.

При обучении технике блокирования целесообразно использовать расчлененный метод. Вначале необходимо освоить прыжок у сетки, далее вынос и постановку рук над сеткой, а затем перемещение. Необходимо прививать занимающимся навык внимательно наблюдать за действиями нападающего игрока.

Типичные ошибки:

1. Неправильный подход под мяч; неправильное определение направления атаки.

2. Несвоевременный прыжок.

3. Толчок одной ногой.

4. Согнутые ноги.

5. Расслабленные пальцы, соединенные пальцы, большие пальцы выставлены вперед.

6. Кисти близко или далеко друг от друга.

7. Приземление на прямые ноги.

8. Прыжок вперед. Обучение технике индивидуального блокирования.

Примерные упражнения

1. Имитация выноса рук.

2. Имитация выноса рук с выпрямлением ног и туловища.

3. Имитация блокирования в прыжке на месте и у сетки или стоя на подставке.

4. Два игрока располагаются парами по обе стороны сетки. Па сигналу преподавателя оба прыгают и ударяют друг друга ладонями над сеткой.

5. Броски мяча двумя руками через сетку. Здесь следует обратить внимание на движение кистей.

6. Имитация блока после перемещения вдоль сетки: вправо и влево. Упражнения можно выполнять многократно после перемещения в один или два приставных шага.

7. Блокирование неподвижных (подвешенных) мячей над сеткой на месте и после перемещений.

8. Игроки парами располагаются по обе стороны сетки. Один игрок находится на линии нападения. Он разбегается и имитирует нападающий удар. Другой игрок, стоящий у сетки на противоположной стороне площадки, определяет место и время прыжка по разбегу нападающего, перемещается туда и имитирует блок, закрывая руками направление удара.

9. Задерживание мячей (резиновых, теннисных или поролоновых) над сеткой. Мячи бросают нападающие через сетку в прыжке. Блокирование «блок — щитками», стоя на подставке.

10.Блокирующий игрок стоит у сетки в исходном положении. С другой стороны сетки игрок (тренер) набрасывает мяч над сеткой. Блокирующий в прыжке отбивает ладонями мяч в высшей точке взлета. То же, но с обманными действиями подбрасывающего игрока (тренера).

11. Нападающий игрок выполняет удар с собственного подбрасывания в строго определенном направлении (например, в зону 5).

Другой игрок, стоящий у сетки на противоположной стороне, ставит блок, закрывая известное ему направление полета мяча.

12. Блокирующий – на подставке, нападающий удар выполняют с передачи: зона одна, направление ударов известно блокирующему игроку.

13. Нападающие удары выполняют из двух соседних зон (4 – 3, 2 – 3), дальних (2 – 4), блокирующий знает из какой зоны выполняется удар и в каком направлении (сигнал дается с опережением передачи на удар).

14. Блокирующий игрок на подставке, остальные игроки выполняют нападающие удары из зон 4 или 3 с передачи из зоны 2. Из какой зоны будет выполнен удар, блокирующий не знает, но ему известно направление удара из каждой зоны.

16. Блокирующий игрок на подставке, удары выполняются из зон 4 или 2 с передачи из зоны 3, стоя лицом и спиной по направлению передачи, зона удара неизвестна, направления ударов известны.

17. То же, но блокирующий на площадке, блокирование в прыжке.

18. Блокирующий на подставке, удары выполняются поочередно из зон 4, 3, 2, 4 и т.д. с передачи из зоны 3. Направление удара и зона неизвестны.

20. Блокирующий на подставке, на противоположной стороне выполняют групповые тактические действия в нападении, в них участвуют игроки зон 4, 3 и 2 с передачи связующего игрока. Зона и направление удара неизвестны блокирующему.

Необходимо прививать занимающимся навык внимательно наблюдать за действиями нападающего игрока. Кроме того, важно, чтобы игроки имели четкое представление о выборе места и времени для прыжка на блок в ответ на определенные действия нападающего.

Обучение технике группового блокирования

Обучение групповому блокированию происходит в такой же последовательности, как и обучение одиночному. Особое внимание уделяется согласованности действий блокирующих: своевременность прыжка и выноса рук над сеткой, «плотность» блока.

Примерные упражнения

1. Блокирующие в зонах 2, 3, 4. Имитации двойного блока в 2, 3, 4 зонах

2. С одной стороны сетки блокирующие в зонах 2, 3, 4. В зоне 2 двое блокирующих. С другой стороны – нападающие в колонне в зоне 4. Имитации нападающего удара поочередно в зонах 4, 3, 2. Имитация двойного блока против каждого нападающего. В зоне 2 – двойной блок, затем левый блокирующий перемещается в зону 3 для постановки двойного блока и остается в этой зоне, а левый блокирующий из зоны 3 перемещается в зону 4 для постановки двойного блока и т.д. 3. Блокирующие в зонах 2, 3, 4. Нападающие удары с собственного набрасывания. Блокирование вдвоем ударов из зон 4 и 2, втроем удара из зоны

3. Направление ударов вначале известно, затем нет.

4. То же, но удары выполняются с передачи связующего.

5. То же, но мяч связующему направляют из глубины площадки (направление второй передачи блокирующим неизвестно).

6. То же, но с приемом подачи.

7. Противодействие тактическим комбинациям. Действия нападающих блокирующим известны, направление ударов – неизвестно.

    1. Значение технической подготовки в волейболе

Обучение технике — важнейшая и ответственная задача тренировочной работы с волейболистами. Основное условие повышения уровня мастерства волейболистов — отличное владение техникой. [14,56] . Однако это не такая простая задача и требует большого трудолюбия и настойчивости волейболистов, а также мастерства тренера.

Также важной задачей в волейболе является задача определения траектории и скорости полёта мяча и умение своевременно «выйти на мяч» — занять удобное исходное положение для приема передачи, нападающего удара, блокирования. Способность быстро решать такие задачи можно развивать специальными упражнениями.

Ведущую роль играют быстрота и сила в определенных сочетаниях. При этом первостепенное значение имеет скорость мышечного сокращения и регулирования скорости движений. Особое значение придается пространственной точности движений, крайне необходимой при первых и вторых передачах мяча, подачах, нападающих ударах.

Важна быстрота двигательной реакции и способность управлять временем движений.

Ещё одна отличительная черта волейбола — сложность и быстрота решения двигательных задач в игровых ситуациях. Волейбол должен учитывать расположение игроков на площадке, предугадать действия партнеров и разгадать замысел противника, быстро произвести анализ сложившейся обстановки, вынести решение о наиболее целесообразном действии, эффективно выполнить это действие. При скоростной игре степень и срочность решения задач, которые зависят от быстроты действий игроков, значительно повышаются.

Спортивные достижения волейболистов во многом зависят от уровня их технического мастерства, поэтому поиски путей оптимизации процесса технической подготовки — одна из важнейших проблем современного волейбола.

В волейболе технику составляют приемы и способы, необходимые для ведения игры. Для понимания техники игры как комплекса (арсенала) приемов и способов существует классификация техники.

Четкая классификация техники игры имеет важное значение для программирования технической подготовки, установления последовательности изучения технических приемов, объема (арсенала) в процессе много летней подготовки. Она служит основой для систематизации упражнений по технике, которые входят в общую классификацию средств.

Следует рассматривать не только технику как комплекс приемов, но и каждый отдельный технический прием как систему — единое целое, состоящее из связанных и взаимодействующих частей или фаз движения. В любом приеме выделяют начальное (исходное) положение, подготовительную, основную и заключительную фазы. Под начальным положением подразумевают исходную позицию или стойку. Стойки различны применительно к разновидностям технических приемов. В подготовительной фазе выделяют перемещение к месту встречи с мячом; вынос рук в передачах и приеме мяча; подбрасывание мяча и замах при подачах; разбег, прыжок и замах при нападающих ударах; разбег, прыжок и вынос рук при блокировании. Основную фазу составляет встречное ударное движение — момент воздействия («на лету») руками на мяч — в подачах, приеме и передачах, нападающих ударах и блокировании. В заключительной фазе выделяют опускание рук, переход к новым действиям в нападающих ударах и блокировании и приземление.

Важно также установить время и параметры фаз приема, выявить кинематические и динамические характеристики движения. Научные исследования и методические разработки в этом направлении представляют большой теоретический и практический интерес.

Техническая подготовка — это педагогический процесс, направленный на совершенное овладение техническими приемами игры и обеспечивающий надежность игровых действий волейболистов.

Совершенное овладение техникой игры — одна из центральных задач подготовки волейболистов. Процесс этот сложный, требует длительного времени, поэтому специализированные занятия волейболом начинают в детском возрасте, а техническая подготовка на всем протяжении многолетней подготовки занимает большое место. Чтобы техническая подготовка на начальном этапе проходила успешно, необходимо учитывать следующее. Во-первых, волейболисты должны овладеть рациональной, наиболее целесообразной техникой. Во-вторых, эту технику надо сделать доступной для занимающихся, т. е. привести ее в соответствие с уровнем их возможностей. Сам процесс обучения следует строить интересно.

Рациональная техника игры в волейбол доступна уже детям 10—12 лет. Первое условие успешного обучения — хороший отбор занимающихся, второе — развитие специальных физических качеств и способностей, от которых зависит овладение техникой. Непосредственное же овладение техникой зависит от умелого использования подводящих упражнений. Подводящие упражнения делают сложную технику доступной для новичков, не искажая при этом ее сущности. Примером может служить нападающий удар по мячу в держателе, блокирование, стоя на подставке с ластами на кистях, и т. д. Эти упражнения позволяют занимающимся сразу видеть реальный результат своих действий. Подводящие упражнения на последующих этапах обучения служат для исправления ошибок, а также совершенствования отдельных частей технических приемов. В процессе совершенствования техники добиваются прочного овладения приемами игры. При этом очень важно обеспечить надежность навыков выполнения технических приемов, как в обычных, так и в сложных условиях игры и соревнований. Совершенствование техники осуществляется с учетом индивидуальных особенностей волейболистов, а также той игровой функции, какую они выполняют в своей команде. В процессе совершенствования техники необходимо избегать шаблона. Технических приемов в волейболе немного, но условия, в которых они могут выполняться, бесконечно разнообразны.

Можно выделить основные факторы, обусловливающие совершенствование технического мастерства волейболиста, которые необходимо учитывать при построении учебно-тренировочного процесса:

1. Высокий уровень развития специальных физических способностей, от которых зависит эффективность технических приемов.

2. Совершенное владение техникой всех приемов и способами их выполнения. Высокая степень надежности техники в сложных условиях игры и соревнований.

3. Высокий уровень овладения индивидуальными тактическими действиями при выполнении технических приемов.

4. Высокая степень надежности органов и систем организма, несущих основную нагрузку при многократном выполнении того или иного технического приема.

На данной основе может быть достигнут и высокий уровень взаимодействий игроков в нападении и защите, и эффективная организация командных тактических действий.

Учитывая это, необходимо процесс обучения техническому приему строить в такой последовательности:

1. Развитие специальных физических способностей, органов и систем организма волейболиста, несущих основную нагрузку при выполнении изучаемого технического приема (подготовительные и общеразвивающие упражнения).

2. Овладение компонентами навыка, «блоками», составляющими технический прием (подводящие упражнения).

Например, в нападающем ударе это вертикальный взлет при отталкивании двумя ногами, ритм разбега в три шага, заключительное движение удара по мячу.

3. Соединение «блоков» в единый целостный акт технического приема (упражнения по технике).

Например, в нападающем ударе это прыжок с разбега, удар по мячу в прыжке (мяч в статическом положении) вначале с места, затем с разбега; нападающий удар по движущемуся по заданной траектории мячу; нападающий удар с передачи; «соединение» специальных физических способностей с отдельными компонентами навыка и навыками удара в целом»

4. Совершенное овладение способами реализации технического приема (упражнения по технике и тактике).

Умение полностью использовать высокий уровень развития специальных физических способностей.

5. Умение целесообразно применять технические приемы и их способы в игре с учетом конкретной игровой обстановки (двусторонние игры и соревнования).

Указанной последовательности обучения придерживаются, используя специальные — подготовительные и подводящие — упражнения, а также упражнения по технике и тактике. В конечном счете объединению всех компонентов способствуют специальные задания, которые ставятся перед занимающимися в игре (о становлении навыков игры, классификации средств см. в разделе «Задачи и содержание учебно-тренировочного процесса…»).

Первостепенная задача технической подготовки — правильное овладение основой рациональной техники игры в волейбол. Важное значение имеет выявление тенденций развития техники игры и прогнозирование рациональной техники, позволяющие более полно разработать модельные характеристики команды и отдельного спортсмена. Основой рациональной техники овладевают все начинающие. Они должны прочно освоить технику основных приемов игры. Средства и методы решения этой задачи универсальны для всех занимающихся.

Совершенствование технике происходит с учетом индивидуальных особенностей каждого занимающегося. Это необходимо, во-первых, для максимального использования положительных индивидуальных особенностей спортсмена и, во-вторых, для определения игровой функции волейболиста. После определения игровой функции технику совершенствуют также с учетом этой функции.

С точки зрения эффективности действий волейболиста в игре на первый план выступает задача обеспечения высокой надежности технических приемов как в обычных игровых, так и, особенно в более трудных условиях соревнований.

В конечном счете следует стремиться к высокому уровню всесторонней технической подготовленности волейболистов. Это предполагает прочную координационную основу технических приемов, устойчивую к сбивающим факторам, высокую надежность основных приемов игры каждого спортсмена и, наконец, техническое мастерство применительно к игровой функции волейболиста в команде.

Итак, рациональная техника с учетом требований игры и тенденций ее развития; широкий арсенал, обеспечивающий высокий уровень игры, специализация, надежность.

    1. Методы и средства технической подготовки волейболистов

Методы обучения — это наиболее рациональные приемы, посредством которых учитель воспитывает у учащихся необходимые умения и навыки и передает им свои знания. В учебно-тренировочном процессе по спортивным играм используются три основные группы методов обучения — словесные, наглядные и практические.

Словесные методы

Объяснение

Рассказ

Беседа

Замечания

Распоряжения и команды

Указания

Наглядные методы

Показ

демонстрации

Практические методы.

По методу целостного обучения упражнение

Игровой и соревновательный методы

При проведении учебной работы наибольшего успеха можно достигнуть при использовании различных методов во взаимосвязи, комплексно, что определяется в основном задачей предстоящего урока, подготовленностью и возрастом занимающихся, сложностью изучаемого движения и др.

Основные средства обучения

К основным средствам обучения в спортивных играх относятся физические упражнения, которые разделяются на две группы: основные (упражнения по технике и тактике) и вспомогательные. Вспомогательные в свою очередь подразделяются на общеразвивающие и специально-вспомогательные (подготовительные и подводящие) упражнения.

Упражнения по технике применяются в целях освоения и совершенствования технических приемов, а упражнения по тактике— для овладения индивидуальными, групповыми и командными действиями, применяемыми в данной игре.

Общеразвивающие упражнения

Они являются прекрасным средством формирования правильной осанки, воздействуют на развитие отдельных мышечных групп, содействуют совершенствованию функциональных возможностей организма, умений и двигательных навыков, что способствует подготовке учащихся к наиболее эффективному овладению основными упражнениями.

Подготовительные упражнения

Подводящие упражнения

Принципы обучения

Важнейшими дидактическими принципами обучения являются сознательность и активность, наглядность, доступность и индивидуализация, систематичность и последовательность, прочность.

Принцип сознательности и активности

Принцип активности

Принцип наглядности, Принцип доступности и индивидуализации

Принцип доступности требует постепенного нарастания физических нагрузок.

Принцип систематичности и последовательности, Принцип прочности

Для достижения прочности в обучении следует руководствоваться следующими правилами: не переходить к изучению новых упражнений, пока не будет основательно изучен текущий материал; включать в занятия ранее изученные упражнения в различных сочетаниях и условиях; повышать интенсивность и длительность выполнения освоенных упражнений; многократное повторение проводить в постоянно меняющейся обстановке; систематически вести учет успеваемости с помощью контрольных упражнений и соревнований.

При обучении все изложенные выше принципы применяются во взаимосвязи.

Волейбол, как спортивная игра, характеризуется очень высокой, по сравнению с другими видами спорта, эмоциональной и интеллектуальной насыщенностью. Психологические особенности деятельности волейболистов определяются правилами игры, характером игровых действий, объективными особенностями соревновательной борьбы.

Волейбол — одна из наиболее распространенных игр в мире. Массовый, подлинно народный характер волейбола объясняется его высокой эмоциональностью и доступностью, основанной на простоте правил игры и несложности оборудования. Особым достоинством волейбола как средства физического воспитания является его специфическое качество.

В процессе игры в волейбол для учащихся характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока. Условия игровой деятельности приучают занимающихся: подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели; действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы; постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения.

Волейбол способствуют воспитанию у учащихся чувства коллективизма; настойчивости, решительности, целеустремленности; внимания и быстроты мышления; способности управлять своими эмоциями; совершенствованию основных физических качеств.

Физическая подготовка – один из видов подготовки, направленный на развитие организма волейболиста, совершенствование подготовительных качеств и способностей, и тем самым, на создание прочной функциональной базы для игровой деятельности.

Высокий уровень тактической подготовки создает предпосылки для максимального использования в игре технического потенциала юных волейболистов и индивидуальных особенностей каждого игрока.

Тактическая оснащенность игрока зависит от его технической подготовленности. Любое тактическое действие (индивидуальное, групповое, командное) реализуется при использовании технических приемов и их способов. Умение принимать решения, позволяющие наиболее рационально применять действия, которыми владеют спортсмены, помогает достижению победы над соперником.

Подбор рациональных средств и методов тактической подготовки юных волейболистов направлен на развитие определенных качеств и способностей. Каждый волейболист обязан эффективно действовать в нападении и защите и для чего необходимо совершенствовать умение тактически правильно действовать в наиболее важной для исхода игры игровой ситуации.

Психологическая подготовка «охватывает» три уровня: команды, личности и индивидуальных особенностей. Эти уровни связаны с особенностями организма. Успешность деятельности отдельных игроков и команды в целом зависит от внутренних детерминант игровой деятельности (ряда психологических факторов) индивидуальных особенностей спортсмена: свойств его личности, восприятия, мышления и так далее; степени его подготовленности и состояния, в котором он находится в игровом процессе. Именно от содержательных характеристик личности спортсмена зависит успешность его выступлений на соревнованиях и уровень подготовки к ним.

Обучение технике — важнейшая и ответственная задача учебно- тренировочной работы с волейболистами. Основное условие повышения уровня мастерства волейболистов — отличное владение техникой.

Техническая подготовка — это педагогический процесс, направленный на совершенное овладение техническими приемами игры и обеспечивающий надежность игровых действий волейболистов.

  1. Алферов В.М. Программирование недельного тренировочного микроцикла. — Методические рекомендации / В.М. Алферов. — М.: ВФВ, 2012 — Вып. № 11.

  2. Белич С. Тренировочные занятия на отработку техники элементов / — 2007 (№13).

  3. Беляев А.В., Булыкина Л.В. Волейбол: теория и методика тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 184 с.

  4. Губа В.П. Основы спортивной подготовки: методы оценки и прогнозирования / В.П. Губа. — М.: Советский спорт, 2012 — 384 с.

  5. Железняк, Ю.Д. Волейбол: методическое пособие по обучению игре / Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский, А.В. Чачин. — М. : Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2005.

  6. Изотов В. Методика обучения технике волейбола / В. Изотов // Спорт в школе. — 2009 (№3).

  7. Колодницкий Г. А., Кузнецов В. С., Маслов М. В. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол; Просвещение — Москва, 2012.

  8. Методический сборник №3. «Техника игры». – 30 с.

  9. Приказ Минспорта России от 27.12.2013 г. № 1125 «Об утверждении образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта.

  10. Приказ Минтруда России от 07.04.2014 г. № 186 Н «Об утверждении профессионального стандарта «Тренер».

  11. Романенко В.О. Средства и методы обучения и совершенствования техники: Методическое пособие / В.О. Романенко, Е.В. Фомин. — Москва: ВФВ, 2012 — Вып. 9.

  12. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учебник для студ. высш. пед. учеб. завед./Под ред. Железняка Ю.Д., Портнова Ю.М – М., 2004.

  13. Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учебник для студ. высш. пед. учеб. завед./Под ред. Железняка Ю.Д., Портнова Ю.М – М., 2001. – 520 с.

  14. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта волейбол / Министерство спорта Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 680 (ред. от 15.07.2015 г. № 710).

  15. Шнейдер В.Ю. Методика обучения игре в волейбол: Методическое пособие для студентов ФФК. – М., ЧЕЛОВЕК, Олимпия, 2007.

Интернет ресурсы:

  1. Официальный интернет-сайт Всероссийской федерации волейбола [электронный ресурс] ).

  2. Официальный интернет-сайт Министерства спорта Российской Федерации [электронный ресурс] (http://www.minsport.gov.ru/).

  3. Официальный интернет-сайт Олимпийского комитета России [электронный ресурс] (http://olympic.ru/).

  4. Официальный сайт научно-теоретического журнала «Теория и практика физической культуры» [электронный ресурс] (http://lib.sportedu.ru/).