Техника нападающего удара в волейболе

Дипломная работа

Современный волейбол предъявляет высокие требования к техническому мастерству спортсменов. Поэтому внимание к технической подготовке волейболистов приобретает большую значимость.

Наблюдая за нападающими игроками можно увидеть, как возросло значение физической подготовки. Они должны обладать большим набором технических приемов, которые невозможно выполнить без должной физической подготовки: это — прием, атака, силовая подача, перемещения и защитные действия на задней линии, блок (Даг Бил, 2009г).

Есть все основания характеризовать нападающий удар как самый важный, решающий технический элемент игры — 60-65% выигранных командой очков приносит нападение.

Цель исследования, Объект исследования, Предмет исследования, Задачи исследования:

1. На основе анализа литературных источников и опыта работы тренеров разработать экспериментальную методику совершенствования выполнения прямого нападающего удара.

2. Определить эффективность применения разработанной методики выполнения прямого нападающего удара юношами 2-3 разряда по волейболу.

  • Разработать практические рекомендации для занятий со студентами в секции волейбола.

Гипотеза — предполагалось, что разработанный нами комплекс специальных упражнений для совершенствования прямого нападающего удара позволит повысить эффективность не только нападения, но и игры команды в целом.

Практическая значимость, Методы исследования:

  • Теоретический анализ и обобщение данных литературных источников.

Педагогическое наблюдение.

  • Тестирование.
  • Педагогический эксперимент.

Метод статистической обработки данных.

1. Состояние вопроса по данным литературных источников, .1 Техническая подготовка

Техническая подготовка это процесс обучения волейболиста технике движений и действий, служащих средством ведения игры, а также совершенствования. Спортивная техника должна рассматриваться в тесной взаимосвязи с уровнем развития физических качеств. Чем выше уровень физической подготовленности, тем успешнее идет обучение в совершенствование.

Основными задачами технической подготовки являются:

  • Расширение запаса разнообразных навыков и умений, что позволяет правильно выполнять новые движения и быстрее овладевать ими.
  • Овладение рациональной техникой (правильная структура движений, выполнение их без излишних напряжений).
    17 стр., 8018 слов

    Исследование влияния физических упражнений на открытом воздухе ...

    ... источники раскрывают вопрос только частично и в основном полностью посвящены только одной теме. Как было указано, при занятиях на свежем воздухе ... к различным заболеваниям и стрессам. Под влиянием физических упражнений совершенствуется строение и деятельность всех органов и ... из института физиологии города Новосибирска провела исследования на тему, - «Физиологическая тренировка и холодовая чувствительность ...

  • Улучшение деталей техники за счет выявления причин появления ошибок (при выполнении технических приемов) и их
  • Совершенствование техники за счет изменения формы движений, создавая определенные трудности при выполнении технических приемов.
  • Совершенствование техники игры в соревновательных условиях.

Техническая подготовка — это многолетний процесс, который условно можно разделить на два этапа начальное обучение технике игры дальнейшее совершенствование[20,31].

Начальное обучение

Структура отдельных технических приемов кажется довольно простой, но ее эффективное применение в игре связано с определенными трудностями:

  • кратковременность касания мяча, вследствие чего невозможно исправить ошибку;
  • малая площадь соприкосновения с мячом усложняет достижение точности выполнения приема;
  • три касания мяча требуют высокой точности исполнения и целенаправленности.

Поэтому овладение рациональной техникой игры — главная задача технической подготовке волейболистов. Выполнение этой задачи будет успешным, если в тренировочном процессе используются:

  • а) принцип постепенности при обучении технике игры (не закрепив один двигательный навык, не переходить к другому);
  • б) целенаправленная физическая подготовка как основа для образования двигательных навыков;
  • в) знание биомеханических закономерностей движения и действий при выполнении технических приемов волейбола;
  • г) знание причин возникновения ошибок при обучении и совершенствования техники игры и исправление этих ошибок;
  • д) подводящие упражнения, тренажеры, обучающие устройства, которые делают технику движений доступной для детей без искажения ее сущности.

Обучение осуществляется посредством восприятия и переработки соответствующей информации для качественного изучения техники нужна точная информация [ 9,28].

Этапы обучения. В начале обучения важно добиться согласованности в работе звеньев тела. При дальнейшем обучении условия выполнения приемов усложняются путем изменения исходных положений: после предварительного перемещения, увеличение площади действия, создание простейших игровых ситуаций, введение некоторых сбивающих факторов. Процесс овладения техникой игры в волейбол подчиняется закономерностям формирования двигательных навыков.

При формировании двигательного навыка различают фазы, следующие в определенном порядке друг за другом и их надо рассматривать с физиологической, психологической и методической точек зрения.

-я фаза — в ней создается первое представление о двигательном действии и формируется первоначальное умение (этап начального разучивания).

Сначала упражнение выполняется неверно и лишь приблизительно похоже на конечный вариант. Выполнение сопровождается излишними мышечными усилиями и значительным повышением обмена веществ. Здесь отмечается генерализация возбуждения центральной нервной системы (ЦНС).

Недостаточное совершенство координации в работе мышц приводит к скованности движений.

Методическая задача и приемы обучения — овладеть основами техники и общим ритмом действия (внимание устранению ненужных движений и лишних мышечных напряжений).

Обучение сконцентрировано по времени, ибо длительные перерывы между занятиями снижают его действенность. Слишком частые повторения упражнения в течение одного занятия нецелесообразны, поскольку образование новых координаций быстро утомляет нервную систему. Изучение сложного технического приема (например, нападающего удара) целесообразно по частям, а более простых — в целом.

14 стр., 6899 слов

«Обучение тактическим действиям в волейболе детей среднего ...

... обучением технике. Это проявляется не только в том, что при обучении техническому приему занимающемуся сообщается его тактическое назначение в игре. Тактика – это совокупность средств и приемов, умелая и разумная организация действий ...

Используются словесные, акустические, зрительные способы передачи информации.

  • я фаза — формирование умения совершенного выполнения двигательного действия (этап углубленного разучивания).

    Двигательные

ощущения становятся более четкими. Появляется возможность уточнить движения. В коре больших полушарий происходит концентрация нервных процессов с развитием внутреннего торможения.

Методическая задача и приемы обучения — детальное изучение двигательного действия с исправлением выявленных ошибок. Число повторений в одном занятии повышено. Перерыв между занятиями в 2-3 дня снижает эффективности в обучении.

Используются методы обучения, которые опираются на двигательное восприятие (словесный, наглядный, сопряженного воздействия, идеомоторный).

  • я фаза — стабилизация и автоматизация действия (этап закрепления дальнейшего совершенствования двигательного навыка).

    При выполнении действия не требуется сосредоточения внимания. Движение устойчиво

к сбивающим факторам и не поддается внешнему торможению. Методическая задача и приемы воздействия — дальнейшее совершенствование технических деталей двигательного действия, доводя его до автоматизма; достижение вариабельного навыка (гибкого, подвижно), не поддающегося влиянию помех (шум, свет и др.).

Совершенствование мастерства должно происходить в соответствии с индивидуальными особенностями спортсмена[29,24,38].

Применяются словесный, наглядный, сопряженный, идеомоторный методы тренировки, технические средства с многократным повторением упражнений в стандартных и изменяющихся условиях при максимальном напряжении мышечных и волевых усилий[31,3].

Овладение спортивной техникой волейбола в процессе обучения осуществляется по следующей схеме (для всех технических приемов игры):

  • Терминологически правильно назвать прием.
  • Показ приема тренером или на слайдах, плакатах, видеотехнике с комментариями о его роли в игре.
  • Объяснить технику выполнения приема с демонстрацией (положение звеньев тела до выполнения, в момент выполнения, после выполнения технического приема).

  • Делаются попытки практического выполнения приема — исходное положение (стойка), перемещение, имитация в целом или по частям.
  • Упражнения с мячами с партнером в самых простых условиях.
  • Работа на тренажерах, специальном оборудовании (если необходимо) с мячами и без мячей.
  • По мере усвоения двигательных действий, условия выполнения упражнений усложняются (увеличение количества мячей, партнеров, дополнительные задания и т.д.).

  • Выполнение технического приема (приемов) в условиях, приближенных к игре.

Ошибки при обучении. На всех стадиях обучения технике необходимо исправлять ошибки сразу же после их возникновения. Чем раньше приступают к исправлению ошибок в технике, тем больше вероятности успеха в овладении рациональной техникой.

Типичными причинами ошибок при обучении технике игры волейбол являются:

  • а) недостатки в развитии физических качеств (ловкости, быстроты, силы);
  • б) спортсмен неправильно представляет движение в техническом приеме;
  • в) волейболист неверно ощущает мышечные восприятия;
  • г) нет анатомических предпосылок для изучения того или иного приема;
  • д) несистематическое посещение тренировок, в результате чего двигательный навык не стабилизируется;
  • е) спортсмен мало соревнуется, и поэтому нет стабилизации техники приемов.

Зная типичные ошибки и причины их возникновения, можно сформулировать основные методические приемы их исправления:

23 стр., 11164 слов

Совершенствование техники нападающего удара у юношей старших ...

... техники нападающего удара у юношей старших классов, занимающихся волейболом в школе Предметом данного исследования является совершенствование техники нападающего удара, а объектом исследования – юноши старших классов, занимающиеся волейболом в школе. Целью данной выпускной квалификационной работы ... и силовых параметров движений; способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации) и ...

  • ясное понимание спортсменом принципиальных основ техники движений;
  • создание условий, в которых неправильное выполнение движения невозможно;
  • избирательные упражнения в отдельных компонентах движения;
  • сопоставление ошибочного и правильного выполнения приема (словесное объяснение, видеозапись, плакаты и др.).

Закрепление техники и ее дальнейшее совершенствование будут происходить тем успешнее, чем качественнее будут исправляться ошибки, допускаемые волейболистами. Определять причины ошибок следует совместно со спортсменом. Сначала исправляются основные ошибки, так как второстепенные нередко являются производным от основных.

Ошибки, допускаемые при обучении технике игры, нередко являются результатом неправильных действий самого тренера (недооценка способности спортсмена активно воспринимать показ и объяснение; недоведение до сознания волейболиста ошибок при выполнении им упражнения, отсутствие индивидуального подхода и др.).

По целевому признаку организации действий техника игры делится на технику нападения и технику защиты.

1.2 Характеристика нападающего удара

Нападающий удар — технический прием атаки, заключающийся в перебивании мяча одной рукой на сторону соперника выше верхнего края сетки. Выделяют два способа: (прямой и боковой нападающий удар) [1,3,5].

Прямой нападающий удар

При прямом нападающем ударе ударное движение выполняют в сагиттальной плоскости. Начальное положение аналогично стойке при выполнении передачи. Подготовительная фаза включает разбег, прыжок и замах. Разбег служит для достижения достаточной горизонтальной скорости движения и его максимального использования для прыжка. Длина разбега — 2 — 4 метра (как правило, три шага).

Первый шаг относительно небольшой, скорость движения невелика. Он определяет выбор общего направления разбега. Второй шаг корректирует направление разбега. Длина шага увеличена, времени на его выполнение тратиться меньше, скорость движения возрастает. На третьем шаге горизонтальная скорость разбега преобразуется в вертикальную скорость прыжка. Длина шага небольшая; ОЦТ тела значительно снижается, скорость движения возрастает. Последний шаг обычно выполняют скачком (напрыгивающий): ногу (обычно правую) выносят вытянутой вперед и ставят на пятку, стопа находится в положении разбивания. Только при такой жесткой постановке правой ноги на опору возникает стопорящий эффект. Другой ногой в последнем игрок отталкивается от опоры и через небольшой промежуток времени подставляет ее к правой.

Для координации движений звеньев тела в безопорном положении важно расположение стоп при отталкивании. Наиболее рационально немного повернуть их носками внутрь или расположить параллельно. При уменьшении длины разбега и переходе на двухшажный разбег выполняют второй и третий шаги, при одношажном только третий напрыгивающий шаг.

9 стр., 4331 слов

Техника основных движений и методика обучения им в волейболе

... Техника игры в волейбол подразделяется на две части: техника игры в нападении и техника игры в защите. К технике нападения относятся: подача, передача, нападающий удар. К технике защиты — прием мяча ... суставе руки поддерживают мяч снизу. Правая рука отводится назад для замаха, мяч подбрасывается вверх-вперед на расстояние вытянутой руки. Удар выполняется встречным движением правой руки снизу- ...

Одновременно с напрыгивающим шагом обе руки отводят назад. При отталкивании движение в первую очередь начинают руки — по дуге сзади -вниз — вперед. Это маховое движение заканчивается резкой остановкой руки в тот момент, когда кисти вынесены над головой [12,14].

Ноги включают в движение отталкивания несколько позже, когда ОЦТ тела игрока находится сзади опоры, их при этом разгибают во всех суставах.

Высота прыжка зависит от махового движения рук и величины сгибания ног в коленях в конце разбега. Однако этот угол не должен быть меньше 90°. С момента отрыва ног от опоры тело игрока приобретает движение вверх и несколько вперед — это фаза взлета. Для борьбы с так называемым горизонтальным сносом следует в момент отрыва ног от опоры верхнюю часть туловища отводить назад. Такое движение в известной мере перераспределяет массу тела вокруг ОЦТ тела и создает некоторый вращательный момент, направленный в противоположную горизонтальной составляющей силы сторону. Это способствует уменьшению длины траектории полета тела.

Одновременно со взлетом правой рукой делают замах вверх — вниз. Таким образом, движение рук в подготовительной фазе состоит из махового тянущего усилия замаха, увеличивающего путь разгона ударной массы.

Эти две части разделяет небольшая пауза при смене направлений движения. При замахе предплечье отводят за голову, кисть разворачивают ладонью вверх, правое плечо отводят назад. Высота подъема локтя варьирует в зависимости от индивидуальных особенностей игроков, но в любом случае локоть должен быть выше оси плечевого сустава. Нередко игроки принимают так называемое положение «лук» — прогибаются в грудной и поясничной частях, ноги сгибают в коленях, голень отводят назад. Левая рука принимает активное участие в движении замаха: ее отводят в сторону, в результате чего растягивается большая грудная мышца [11,12,20].

Ударное движение начинается с поворота тела вокруг вертикальной оси, выведения вперед и поднимания правого плеча. Это движение задает начальную скорость руке, которая включается в работу несколько позже. Ее выпрямляют в локте и вытягивают вверх несколько вперед, этим обеспечивается достаточная высота удара по мячу. Кисть накладывают на мяч в расслабленном состоянии вверху — сбоку (угол наклона руки примерно 75°) хлестообразным движением. При этом плечо проводят дальше вперед, руку с мячом продвигают дальше вперед — вниз, кисть сгибают в лучезапястном суставе, мяч удерживают от выскальзывания дистальными фалангами пальцев и направляют вперед — вниз. Затем плечо выводят еще дальше вперед и вниз, оно выполняет роль опоры движущей вперед — вниз руки. Скорость движения руки увеличивается плавно, моменту удара она должна быть наибольшей[5].

Эффективными при ударе могут быть:

  • опускание подбородка;
  • оно позволяет использовать эффект шейно-тонических рефлексов, при которых в этом положении напрягаются группы мышц передней поверхности туловища игрока;
  • вдох во время удара, что способствует более быстрому его выполнению, так как ряд мышц отвлекается от функций дыхания.

После выполнения удара игрок приземляется, обязательно сгибая ноги в коленях[5,6].

6 стр., 2560 слов

Анализ техники и методика обучения ведению мяча и обводке соперника

... Техника ведения мяча Ведение - технический прием, при котором игрок одной рукой толчкообразным движением посылает мяч в пол. Голова должна быть поднята, а взгляд устремлен вперед. В баскетболе ... накладывается на мяч ударом (шлепком), неправильная координация работы рук и ног, ноги прямые, ведение мяча перед собой ... между защитником и нападающим, а также для укрывания мяча. 4. Перевод мяча под ногой. ...

Разновидности нападающего удара определяются параметрами второй передачи и имеют некоторые особенности. При передачах, различающихся по длине (длинных, коротких, укороченных), характер движения во время выполнения нападающих ударов практически одинаков, однако, с увеличением времени полета мяча изменяется темпо-ритмическая структура разбега: увеличивается время выполнения первого и второго шагов разбега, улучшается согласование действий нападающего игрока с передачей. На практике передачи высокие и средние по высоте являются медленными, а низкие — ускоренными и скоростными. Для нападающего удара с низких скоростных (ускоренных) передач характерны: 1) уменьшение длины разбега до одного-двух шагов; 2) более быстрое отталкивание в результате меньшего сгибания ног в конце разбега; 3) меньшая амплитуда замаха и меньшее сгибание руки в локте при отведении назад; 4) меньшее сопровождающее движение руки после удара [4].

При выполнении нападающего удара с отдаленной от стенки (более одного метра) передачи существуют некоторые особенности:

  • место удара определяется вытянутой рукой;
  • одновременно с ведением руки в ударном движении игрок сгибается в тазобедренных суставах;
  • руки в ударном движении ведут в направлении верхнего края сетки.

При выполнении нападающих ударов на точность используют прямые ускоренные удары (их часто называют кистевыми).

Ускоренный нападающий удар

Структура подготовительной фазы удара (разбег, прыжок, замах) аналогична структуре скоростного удара. В ударном движении руки выносят вверх несколько согнутые в локте. Соответственно удар осуществляют выпрямлением руки в локте одновременным хлестообразным движением кисти. После удара по мячу движение руки резко тормозится, она останавливается сопровождающее движение минимально. Нападающий удар с переводом рукой[3,10,11].

В ударном движении при переводе влево от вертикальной оси рука движется по небольшой дуге вперед вправо так, чтобы кисть ложилась на мяч сверху и справа. Одновременно кисть супинирует, большой палец поднимается вверх. Вместе с движением руки левое плечо несколько выводят вперед. После удара по мячу руку опускают вниз вперед. Применяется для обведения блока соперника, а также для того, чтобы послать мяч в незащищенное место игровой площадки [34,37].

Медленные удары (обманы)

Иногда в игре необходимо направлять мяч близко к сетке, перебросить за блок или в зону, где отсутствует страховка. При обманах выше блока используют прямой медленный удар по ходу. Все подготовительные действия выполняются как в обычном нападающем ударе. В ударном движении руку перемещают, как в обычном нападающем ударе: на вертикаль выносят несколько согнутой в локте вперед, удар по мячу осуществляют разгибанием в локте, дистальными фалангами пальцев. При обманах мимо блока используют медленный нападающий удар с переводом руки вправо или влево [9] .

3 Техника выполнения нападающего удара

Технику волейбола составляют специальные технические, которые волейболисты применяют в процессе игры. Приемы техники волейбола следующие: перемещения, подачи, прием и передачи, нападающие удары, блокирование. Каждый прием содержит несколько способов его выполнения. Мастерство волейболиста и определяется тем, насколько разнообразна и совершенна его техника.

5 стр., 2268 слов

Методика обучения техники метания гранаты и мяча

... Упражнения с малыми мячами Подбрасывание мяча вверх правой (левой) рукой, лов­ля двумя руками. То же, ловля одной рукой. Подбрасывание мяча вверх правой (левой) рукой. Пос­ле удара мяча об ... и допинга. 3. Метание мяча. Метание мяча выполняется из различных положений - ­стоя, с колена, лежа. Метание мяча делится на фазы: разбег, финаль­ное усилие (бросок), торможение. Техника хвата и выпуска ...

Перемещения — это способы передвижения игрока на площадке для выполнения технических приемов и тактических действий. Если игрок хорошо выполнит то или иное перемещение, то он будет находиться в удобном исходном положении. Такое исходное положение в волейболе называют стойками.

Способы перемещений в волейболе различают такие: приставные шаги, двойной шаг, скачок, бег, прыжки, падения.

Приставные шаги применяются для перемещения когда у игрока имеется достаточно времени.

Двойной шаг применяется при перемещениях вперед и назад, когда требуется быстро выйти к мячу и приставными шагами игрок сделать это уже не успеет.

Скачок — более быстрый способ перемещения, чем двойной и приставные шаги. Выполняется как двойной шаг, так и приставной. Скачок может также выполняться после бега и перемещения приставными шагами.

Бег применяется в тех случаях, когда надо быстро преодолеть сравнительно большое расстояние, например, когда мяч выходит за пределы площадки.

Прыжки применяются при выполнении главным образом нападающих ударов и блокирования [1,3,14].

Подачей начинается игра в волейбол. Сильнейшие волейболисты используют подачу и как средство нападения. Технический прием подачи выглядит так: игрок располагается за лицевой линией, подбрасывает мяч и ударом одной руки направляет его на сторону противника. На выполнение подачи игроку дается 8 секунд.

В подаче различают: исходное положение, подбрасывание мяча и замах, удар по мячу и движение после удара по мячу. Успех в выполнении подачи зависит от учения согласовывать свои движения по отношению к летящему так, чтобы удар по мячу был произведен в высшей точке что обеспечивает эффективность подачи (силу и точность).

Удар по мячу при подаче производится ладонью руки или кистью руки с согнутыми пальцами. Подбрасывание мяча обычно производится одной рукой.

По своему характеру подачи можно разделить на силовые, нацеленные и планирующие. Подачи на силу имеют целью затруднить прием мяча игрокам противника или вызвать ошибку при приеме мяча и принести команде очко. Нацеленные подачи ставят задачу направить мяч в уязвимые места площадки противника или на слабого игрока и этим затруднить действия команды противника. Планирующие подачи опасны тем, что мяч летит, невращаясь и изменяет траекторию полета в самых неожиданных направлениях.

По способу выполнения подачи можно разделить на нижнюю прямую, верхнюю прямую, верхнюю боковую, в прыжке [5,11].

Прием и передачи мяча. Когда игроки принимают мяч от противника, говорят о технике приема мяча. Когда мяч игроки направляют своему партнеру для нападающего удара, говорят о технике передачи мяча. Однако надо иметь в виду, что прием и передача — не два технических приема игры, принципиально отличающихся друг от друга. Например, как нападающий удар и блокирование. В основе своей это — единое действие игрока, суть которого — при помощи рук изменить первоначальное направление полета мяча на такое, какого требует игровая обстановка для достижения желаемого результата — выигрыша мяча.

10 стр., 4971 слов

Испытание материалов на прочность при ударе

... значений х . Снова обратите внимание на касательные , показанные на графике Wпот.магн( x ) . При малых х наклон очень крутой ... тел, взаимодействующих между собой только консервативными силами, при любых движениях этих тел не изменяется. Происходят ... и отрицательный , поэтому сила велика и положительна ( F = - ?Wпот.магн ( x ) / ?х ) . При ...

Если главная задача сводится к тому, чтобы не дать мячу упасть на площадку, принять его — речь идет о приеме мяча. Когда же мяч принят и главная задача сводится к тому, чтобы точно направить его для завершающего удара нападающему игроку, мы говорим о передаче мяча. Вот почему прием мяча относится к защитным действиям, передача (вторая передача) — к нападающим.

Существуют различные способы приема и передачи мяча. Эти способы следующие: верхняя передача двумя руками вверх-вперед, над собой, вверх-назад, прием мяча снизу двумя руками; прием мяча сверху двумя руками с последующим падением; прием мяча снизу одной рукой с

Нападающие удары — это самый эффективный способ атакующих действий команды. Выполняются эти технические приемы в прыжке с разбега у сетки. Нападающий удар вызывает восторг зрителей и доставляет огромное удовольствие самим волейболистам.

Основной способ нападающего удара — прямой нападающий удар «по ходу», когда направление полета мяча совпадет с направлением разбега игрока перед прыжком.

Нападающий удар с переводом — разновидность прямого дара, это такой удар, когда направление полета мяча после дара не совпадает с направлением разбега игрока перед прыжком.

Самое сложное в технике нападающих ударов состоит в том, что игрок должен очень точно рассчитать свои действия в соответствии с высотой и направлением полета мяча и произвести удар по мячу в высшей точке прыжка. Большинство ошибок при изучении нападающего удара происходит от неумения занимающихся своевременно выйти на мяч: игрок прыгает слишком рано, или запаздывает с прыжком, в результате неточно рассчитанного прыжка для удара мяч оказывается сзади игрока, далеко впереди или в стороне от него. Такие недостатки затрудняют овладение занимающимися правильным движением при ударе по мячу и надолго затягивают процесс формирования двигательного навыка нападающего удара. Вот почему при обучении нападающему удару так велика роль специальных упражнений (подготовительных и подводящих).

Нападающие удары — это самый эффективный способ атакующих действий команды. Выполняются эти технические приемы в прыжке с разбега у сетки. Нападающий удар вызывает восторг зрителей и доставляет огромное удовольствие самим волейболистам.

Основной способ нападающего удара — прямой нападающий удар «по ходу», когда направление полета мяча совпадет с направлением разбега игрока перед прыжком.

Нападающий удар с переводом — разновидность прямого дара, это такой удар, когда направление полета мяча после дара не совпадает с направлением разбега игрока перед прыжком.

Самое сложное в технике нападающих ударов состоит в том, что игрок должен очень точно рассчитать свои действия в соответствии с высотой и направлением полета мяча и произвести удар по мячу в высшей точке прыжка. Большинство ошибок при изучении нападающего удара происходит от неумения занимающихся своевременно выйти на мяч: игрок прыгает слишком рано, или запаздывает с прыжком, в результате неточно рассчитанного прыжка для удара мяч оказывается сзади игрока, далеко впереди или в стороне от него. Такие недостатки затрудняют овладение занимающимися правильным движением при ударе по мячу и надолго затягивают процесс формирования двигательного навыка нападающего удара. Вот почему при обучении нападающему удару так велика роль специальных упражнений (подготовительных и подводящих) [4,10,12].

2 стр., 859 слов

Нападающий удар в волейболе

... физической подготовки, владения техникой и приложения морально-волевых качеств. нападающий удар волейбол мяч прыжок На обучение нападающему удару отводится достаточно продолжительное время, что связано с необходимостью ... этот момент зависит эффективность использования силы инерции, образуемой горизонтальной скоростью разбега для прыжка вверх. При напрыгивании стопа вынесенной вперед ноги ставится ...

Блокирование — эффективное средство борьбы против нападающих ударов непосредственно над сеткой. Ориентируясь по направлению передачи, блокирующий выходит в зону предполагаемой атаки и наблюдает за действиями нападающего игрока. Момент начала прыжка при блокировании зависит от действий нападающего игрока. При ударах с высоких передач блокирующий прыгает немного позднее нападающего.

В момент блока руки должны находиться как можно ближе к сетке, кисти рук располагаются на таком расстоянии друг от друга, чтобы мяч не проскочил между ними. Пальцы при блокировании расставлены и слегка напряжены.

В момент удара по мячу нападающего игрока блокирующий переносит руки через сетку, стремясь встретить удар на стороне противника.

Успех в блокировании зависит от таких основных факторов; выбор места для блокирования, своевременный прыжок и постановка рук в момент удара (собственно блокирование).

Блокирующий не должен все время смотреть на мяч. Определив направление второй передачи, надо посмотреть на нападающего с целью опрёделить направление разбега и возможное направление удара [14,34].

Нападающие удары изучают в такой последовательности: прямой нападающий удар по ходу разбега, нападающий удар с переводом влево, затем вправо боковой нападающий удар, который тоже может быть с переводом (15).

Перед изучением нападающих ударов должны быть освоены прыжки и верхние подачи. Прыжки для нападающих ударов изучают слитно. Обращают внимание на отталкивание и напрыгивание толчком левой ноги. Полезно выполнять напрыгивание через либо препятствие, например, через гимнастическую скамейку.

Необходимо обратить внимание на «рессорность» при отталкивании: ноги должны работать как пружины, сгибаясь и разгибаясь без паузы. Этой цели способствуют различные прыжки: через скакалку, напрыгивание на предметы различной высоты, серийные прыжки через препятствия (набивные мячи, гимнастические скамейки) и различные эстафеты.

Иногда перед отталкиванием делают удар ногами о пол. Это делать не рекомендуется, так как эффективного отталкивания не получается. Удар ногами о пол является следствием того, что игрок перед постановкой ног слишком согнул их в коленях и заменил упругое сгибание под действием веса преждевременным разгибанием.

Далее изучают ударное движение. Здесь полезно повторить подводящие упражнения с метанием мяча одной и двумя руками, применяемые при обучении верхней прямой передаче. Особую ценность представляет следующее упражнение: игрок, сидя на полу, поднимает руку с мячом в положении замаха; приняв исходное положение замаха, игрок посылает вперед туловище, затем выведением вперед плеча как бы бросает вперед свою руку с мячом. Для рывка туловищем вперед характерно короткое отведение назад таза. У занимающихся должно оставаться ощущение, что сгибание стало следствием рывка. Чтобы «поймать» это ощущение, полезно многократно повторять такое упражнение: взять волейбольный мяч ладонями с боков, опустить вниз перед собой, немного согнуться вперед, а затем волнообразными движениями вытянуться вверх до положения опоры на носках и одновременно поднять руки с мячом вверх. Мяч должен остаться именно вверху (не заносить его за голову).

Из этого положения за счет короткого рывка тазом нужно бросить мяч вперед.

Это же упражнение выполняют с переводом мяча в одну руку, постепенно выводя ее в исходное положение для удара. Когда броски мяча соответствуют нападающему удару, упражнение можно выполнять в прыжке. Перед тем как бросить мяч в прыжке, надо сделать паузу, во время которой проверить правильность занятого перед броском исходного положения [1,13].

Броски мяча в прыжке полезно давать на любой стадии обучения волейболистов. Они позволяют исправлять недостатки в прыжке, совершенствовать его и положение руки при ударе. В этом же упражнении проще овладеть навыком удара в различных фазах прыжка: в момент взлета в верхней точке прыжка и при опускании. Упражнения в бросках следует проводить в парах.

Последовательность обучения нападающему удару. (Ю.Д.Железняк, статья «Нападающий удар в волейболе»).

  • Развитие силы и быстроты сокращения мышц, участвующих в выполнении нападающего удара;
  • прыгучести;
  • дифференцировки пространственно-временных отношений (умения сочетать действия с учетом направления и скорости полета мяча, особенно в прыжке);
  • силы мышц стопы, кистей рук, плечевых суставов, поясничной области;
  • прыжковой ловкости. Укрепление костно-связочного аппарата.

2. Овладение составными компонентами нападающего удара; вертикальным взлетом прим отталкивании двумя ногами; ритмом разбега в три шага; заключительным движением удара по мячу.

3. Соединение составных частей удара в единое целое: прыжок с разбега, удар по мячу в прыжке (мяч в статическом положении) — вначале с места, затем с разбега; нападающий удар по движущемуся мячу по заданной траектории; нападающий удар с передачи; «соединение» специальных физических качеств с отдельными компонентами навыками и навыка удара в целом.

4. Совершенное овладение способами нападающих ударов правой и левой рукой (при ведущей роли ведущей руки).

Умение полностью реализовать высокий уровень развития специальных физических качеств через совершенную технику.

5. Умение целесообразно использовать способы нападающих ударов с учетом игровой обстановки.

Указанная последовательность обучения достигается путем умелого применения специальных подготовительных и подводящих упражнений, а также упражнений по технике и тактике. В конечном счете, объединению всех компонентов способствуют специальные задания, которые ставятся перед учащимися в игре Обучение способам нападающих ударов производится в такой последовательности: прямой нападающий удар по ходу из зоны № 4, 2 и 3, нападающий удар с переводом вправо из зон № 4, 2 и 3; прямой удар по ходу слабейшей рукой из зон № 2, 4 и 3; нападающий удар с переводом влево из зон № 3, 4 и 2. Последовательность указана с учетом, что у занимающихся сильная рука — правая. Для левшей, соответственно, все меняется «зеркально».

Рекомендуемый комплекс упражнений по ОФП и СФП. Подготовительные упражнения

1. Отталкивания ладонями и пальцами от стены двумя руками одновременно и попеременно правой и левой рукой.

2. Передвижение на руках в упоре лежа вправо, влево, ноги на месте. Передвижение на руках, ноги держит партнер.

3. Броски набивного мяча весом 1 кг кистями — одной (правой, левой) и двумя руками из положения руки вверх.

4. Стоя лицом, боком и спиной к гимнастической стене, упражнения с резиновым спортинвентарем для плечевого пояса.

5. Жим штанги лежа.

6. Броски набивного мяча весом 1 — 2 кг из-за головы двумя руками, одной рукой над головой («крюком»).

7. Приседание и быстрое выпрямление ног со взмахом рук вверх, то же с набивным мячом (двумя) в руках; то же с прыжком вверх.

8. Прыжки на одной и обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед.

9. Спрыгивание (высота 40 — 80 см.)

10. Специальные эстафеты с выполнением прыжков и других заданий.

Подводящие упражнения

1. Прыжок вверх толчком двух ног. Обязателен вертикальный взлет. То же с поворотом на 90, 180 и 360.

2. Прыжок вверх толчком двух ног с разбега в один, два, три шага. В последнем шаге впереди правая нога, левая к ней приставляется.

3. Броски теннисного мяча через сетку в прыжке с разбега, выполняя движения нападающего удара.

4. Подбрасывание мяча на различную высоту (в том числе очень высоко) и удар по мячу над головой стоя на месте и в прыжке.

5. Нападающий удар через сетку по подброшенному мячу.

  • Нападающий удар с передачи.

Упражнения по технике

1. Нападающий удар по ходу из зоны №4 с высокой передачи из зоны №3.

в зону №3 мяч направляется из зоны №4,6,5.

2. Нападающий удар по ходу из зоны 2 с высокой передачи из зоны 3 в зону 2 мяч направляется из зон 2, 6, 1.

3. Нападающий удар из зон 4,3 и 2 со средней по высоте передач.

4. Нападающий удар из зон 4, 3, и 2 с высоких и удаленных от сетки передач.

5. Нападающий удар с переводом вправо из зоны 2 с высокой передачи из зоны 3.

6.Чередование нападающих ударов из зоны 4 с высоких передач из зоны 3; прямой по ходу, с переводом вправо, на точность, рукой.

7. То же из зон 2 и 3, но нападающие удары выполняются со средних и низких передач.

8. Чередование нападающих ударов различными способами с различных по высоте передач.

9. Нападающий удар при противодействии блока. Смысл упражнений в том, что блоком закрыто какое-либо направление, и надо ударом послать мяч в другом направлении («открытом»).

При этом все действия заранее обусловлены. Например, блоком закрыта линия — удар по ходу или с переводом влево. И так во всех зонах и во всех направлениях. Вначале блок ставят заранее, затем он «появляется» в последний момент.

10. Имитация нападающего удара и обман.

  • Поочередное выполнение ударов.

12. Нападающиеудары с задней линии.

Выполнение этих заданий обеспечивает необходимое условие для успешного обучения тактике нападающих действий.

Вначале, при помощи подготовительных упражнений, у занимающихся развивают физические качества, от которых зависит успешное овладение техникой нападающего удара. Затем следуют подводящие упражнения, ускоряющие правильное овладение, освоение техники. После этого идут упражнения по технике, которые посредством усложнений содействуют формированию гибкого навыка. Таким образом, в занятиях могут иметь место и подготовительные, и подводящие упражнения по технике. Подготовительные упражнения используют на протяжении всего периода работы с юными волейболистами. Подводящие упражнения применяются в дальнейшем для исправления ошибок или совершенствования отдельных звеньев технического приема. Сложность упражнений зависит от подготовленности занимающихся [35].

1.4 Методика совершенствования нападающего удара

Ю.Д, Железняк, Ю.М. Портнов предполагают, что освоение атакующих ударов во многом зависит от развития скоростно-силовых качеств (прыгучести и динамической силы) и координационных способностей (пространственно-временной и мышечной координации) волейболиста. При разучивании атакующего удара применяют расчлененный метод: изучаются заключительное движение (финальное усилие) — замах и удар по мячу в опорном положении; прыжок вверх толчком двумя ногами с места и разбега; удар в безопорном положении (в прыжке) с места и после передвижения в один, два и три шага; удар с различных по высоте и расстоянию передач; удар при сопротивлении блокирующих [9].

Упражнения и их методическая последовательность одинаковы по своему характеру для всех способов атакующих ударов.

Подводящие упражнения:

1. Прыжок толчком двумя ногами с места, взлет вертикальный; то же после перемещений и остановки; то же с поворотом на 90, 180, 360; прыжок вверх толчком двумя ногами с разбегу в один, два, три шага. На последнем шаге впереди правая нога, левую приставляют к ней.

2. Овладение ритмом разбега: шаги по разметке, с помощью звуковых ориентиров (воспроизведение ритма шагов).

  • Освоение удара кистью по мячу: удар по волейбольному мячу кистью, стоя на коленях на гимнастическом мате. Замах небольшой, в момент удара рука выпрямлена;
  • удар по мячу, закрепленному на резиновых амортизаторах;
  • серия ударов по мячу у тренировочной стенки.
  • Броски теннисного мяча через сетку в прыжке с разбега.
  • Нападающий удар по мячу, закрепленному на резиновых амортизаторах в прыжке: с места и с разбегу.
  • Нападающий удар через сетку по мячу, установленному в держателе.
  • Освоение удара по летящему мячу.

Подбрасывание мяча на различную высоту и удар над головой: стоя на месте и в прыжке. То же в парах с передачи партнера.

  • Нападающий удар через сетку по мячу, направленному с помощью мячемета, позволяющего посылать мяч по строго установленной траектории. Если такого устройства нет, мяч подбрасывает тренер или партнер.

Нападающие удары — это самый эффективный способ атакующих действий команды. Выполняются эти технические приемы в прыжке с разбега у сетки. Нападающий удар вызывает восторг зрителей и доставляет огромное удовольствие самим волейболистам [10].

Основной способ нападающего удара — прямой нападающий удар «по ходу», когда направление полета мяча совпадет с направлением разбега игрока перед прыжком.

Нападающий удар с переводом — разновидность прямого дара, это такой удар, когда направление полета мяча после удара не совпадает с направлением разбега игрока перед прыжком [9].

Самое сложное в технике нападающих ударов состоит в том, что игрок должен очень точно рассчитать свои действия в соответствии с высотой и направлением полета мяча и произвести удар по мячу в высшей точке прыжка. Большинство ошибок при изучении нападающего удара происходит от неумения занимающихся своевременно выйти на мяч: игрок прыгает слишком рано, или запаздывает с прыжком, в результате неточно рассчитанного прыжка для удара мяч оказывается сзади игрока, далеко впереди или в стороне от него. Такие недостатки затрудняют овладение занимающихся правильным движением при ударе по мячу и надолго затягивают процесс формирования двигательного навыка нападающего удара. Вот почему при обучении нападающему удару так велика роль специальных упражнений (подготовительных и подводящих) [9,10].

А.В.Беляев, М.В.Савин рекомендуют обучение начинать с прямого нападающего удара по ходу, затем переходят к освоению нападающего удара с переводами. В дальнейшем по мере освоения прямого, можно изучать боковой нападающий удар. Обучение проводить только расчленено в такой последовательности:

  • Прыжок вверх с места толчком двумя ногами с махом рук;

2. Разбег вместе с прыжком и замахом;

3. Удар по мячу.

Примерные упражнения для обучения:

1. Прыжок с места вверх с махом руками.

2. То же, но с поворотом на 90, 180, 360.

  • Прыжок вверх толчком двумя ногами после одного шага вперед, в сторону.
  • Прыжки с подкидного мостика.
  • Спрыгивание с возвышения.

2.1. Сделать вперед широкий шаг, ставя ногу на пятку, приставить другую ногу и выполнить прыжок (в момент первого шага отводят назад).

2. То же, но выполнить быстро.

3. То же, но первый (стопорящий) шаг выполнить скачком.

  • То же, но выполнить с двух, трех шагов.
  • То же, но с доставанием предмета на высоте.
  • То же, но разбег с линии нападения.

При прыжке обе руки махом выносятся вверх.

1. Имитация ударного движения на месте, в прыжке, с разбега.

2. Удар по мячу кистью, стоя на коленях.

  • Удар по подвешенному на высоте вытянутой руки мячу.
  • Удар в стенку через пол на месте и в прыжке.
  • Нападающий удар в парах на месте и в прыжке (один набрасывает мяч и пасует).

  • Броски теннисных мячей через сетку на месте и с разбега.
  • Удар через сетку, стоя на возвышении, с собственного подброса.
  • То же, но мяч набрасывает партнер.
  • Удар через сетку с места в прыжке с собственного подброса (удары из разных зон).

  • То же, но мяч набрасывает партнер.
  • То же, но с одного, двух, трех шагов.
  • То же, но с передачи партнера.

Ошибки при обучении:

  • стопорящий шаг на носок;
  • остановка перед отталкиванием;
  • отсутствие махового движения вперед-вверх небьющей руки;
  • удар согнутой в локте рукой;
  • в момент удара опускание локтя вниз;
  • ранний или поздний разбег;
  • неправильный ритм или разбег;
  • неправильная глубина приседа перед отталкиванием и постановка стоп;
  • медленное отталкивание;
  • недостаточная сила удара и неточное наложение кисти на мяч;
  • приземление после удара на прямые ноги.

Нападающий удар является основным тактическим средством ведения борьбы с соперником. Нападающий игрок, в зависимости от направления и высоты передач, зоны атаки, расположения блока и защитников соперника, старается выбрать наиболее рациональный (для конкретной обстановки) способ удара. Отсутствие вариативности в технике нападающих ударов приводит к проигрышу очка или подачи [3].

Игрок, выполняющий удар, должен:

  • оценить качество второй передачи и выбрать способ выполнения нападающего удара;
  • следить за перемещениями блокирующих и защитников соперника;
  • с “ неудобных “ передач не проиграть мяч;
  • владеть ударами с переводом мяча влево-вправо, обманными ударами, ударами от блока и т. д.;
  • перед разбегом для нападающего удара — быстрый взгляд на сторону соперника для оценки расположения игроков обороняющейся команды.

Совершенствование техники нападающих ударов включает следующие группы упражнений:

  • а) нападающие удары со всех видов передач по цели;
  • б) нападающие удары против одиночного и группового блока с определенным заданием для противоборствующих сторон;
  • в) нападающие удары в защитников с определенным заданием для противоборствующих сторон;
  • г) нападающие удары после приема подач против блока и защитников.

Примерные упражнения:

1. Нападающий удар в зоне 4. Передача из зоны 6 в 3, из 3 в 4 и нападающий удар. Далее нападающий игрок имитирует блок в зоне 3 — перемещается в зону 2, выполняет нападающий удар с передачи игрока зоны 3, далее блок в зоне 3, нападающий удар в зоне 4 и т. д.

2. Нападающий удар с низких, коротких передач связующим игроком и за его спиной (первая передача из глубины площадки).

  • Нападающий удар со всех видов передач в зоны свободные от защитников (в момент разбега нападающего игрока 1-2 защитника меняют зоны своего первоначального расположения).

  • Нападающий удар от блока в аут (первая передача из глубины площадки).

  • Нападающий удар против одиночного блока с низких и коротких вторых передач перед связующим игроком и за его спиной (первая передача из глубины площадки).

  • Серийные нападающие удары из зоны 4 (2,3) со второй передачи после прима подач нападающим игроком (удар по цели).

    После каждого удара прием мяча в защите (удар от тренера).

  • То же, но с одиночным, групповым блоком, с одним и двумя защитниками.
  • Серийные нападающие удары со второй передачи из всех зон нападения после приема подач не нападающим игроком:
  • со всех видов передач по цели;
  • протии одиночного и группового блока;
  • против блока и защитников.
  • Нападающий удар с первых передач из разных зон нападения без блока, с одиночным блоком (первая передача выполняется из разных зон после перекидки мяча с другой стороны площадки).

  • Нападающий удар 1-м и 2-м темпом после приема подач не атакующими игроками, с блоком и защитниками [3,4].

А.Г. Айриянц предлагает следующие методы технической подготовки:

На первом этапе главное — этот ознакомление с разучиваемым приемом.

1. Показ. Он должен быть образцовым и дополняться демонстрацией наглядных пособий (кинограмм, схем, макетов площадки и т. д.).

2. Объяснение. Оно должно быть кратким и понятным для занимающихся. Обычно показ чередуют с объяснением.

На втором этапе главное — изучение приема в упрощенных условиях.

1. Метод целостного обучения. Целостное разучивание технического приема создает более полное представление об изучаемом действии и прочную логическую основу для формирования двигательного навыка. Обычно этот метод используют при разучивании простых технических приемов, несложных по структуре.

2. Расчлененный метод. Технический прием делят на фазы или части, выделяя при этом основное звено или то, что труднее всего дается занимающимся. Не следует долго задерживаться на изучении отдельных частей приема. Занимающихся по возможности быстрее подводят к выполнению движения в целом.

На третьем этапе главное — изучение приема в усложненных условиях.

1. Повторный метод. Только многократное повторение способствует становлению и закреплению навыков и знаний, стабильности и надежности техники. Повторность предполагает изменение условий (постепенное усложнение) с целью формирования гибкого навыка.

2. Усложнение и затруднение заданий по сравнению с соревновательными (введение нескольких мячей, увеличение числа действий в единицу времени, быстрые переключения и т. д.).

  • Выполнение технических приемов на фоне утомления (в конце занятий, после интенсивных упражнений).

  • Выполнение упражнений в условиях единоборства с сопротивлением.
  • Игровой метод.
  • Сопряженный метод. Он позволяет решать задачи совершенствования техники и развития специальных качеств, а также технической подготовки и формирования тактических умений.
  • Соревновательный метод.

На четвертом этапе главное — это закрепление прима в игре.

1. Анализ выполненных движений (с помощью специальных видов записи игры).

2. Специальные задания по технике в учебной игре.

  • Игровой метод.
  • Соревновательный метод.
  • Интервальный метод.

Обучение начинается с прямого нападающего удара по ходу. Затем переходят к освоению нападающего удара с переводами. Обучение ведется только расчлененным методом. Вначале изучают разбег и прыжок, добиваясь закрепления ритма движений. Особое внимание следует уделить правильной постановке ног при отталкивании. Для изучения прыжков рекомендуются следующие примерные упражнения:

1. Прыжок с места вверх, вверх-вперед, в сторону, вверх-назад.

2. Прыжок с места с поворотом (от 90 до 360) вправо и влево.

  • Прыжки в сериях по 5-10 раз, акцентируя внимание на высоте взлета [1].

Для изучения техники прыжка с разбега следует после показа и объяснения выполнять его вначале с одного шага, далее с двух и, наконец, с трех шагов. Примерные упражнения:

1. Сделать шаг, вынося вперед прямую правую ногу (стопорящий шаг), приставить левую и выполнить прыжок вверх.

2. То же, акцентируя внимание на опережающем маховом движении двумя руками.

  • Сделать шаг, стопорящий шаг и прыжок вверх с махом руками.
  • То же, но стопорящий шаг выполнить скачком. Особое внимание следует обратить на постановку стопорящей ноги и согласованную работу ног и рук.
  • Выполнить разбег в 2-3 шага, стопорящий шаг и прыжок вверх.
  • Выполнять прыжки к нападающему удару с разбега, по сигналам преподавателя в сочетании с другими упражнениями.

В начале обучения технике разбега и прыжка необходимо следить за активным отталкиванием от опоры после напрыгивания, а также активной работой рук в маховом движении, способствующем высокому прыжку.

При выполнении прыжков с разбега наиболее часто встречаются следующие ошибки: в стопорящем шаге нога ставится не на пятку, а на носок, в результате чего нет стопорящего эффекта, а полет проходит в горизонтальной плоскости; перед отталкиванием игрок останавливается, из-за чего уменьшается высота прыжка; нет опережающего махового движения руками, что уменьшает высоту прыжка и нарушает общую координацию движений (1).

Ошибки устраняют с помощью дополнительных объяснений и показа, а также подводящих упражнений и повторений изучаемых упражнений в медленном темпе.

Особое внимание необходимо уделить приземлению. Игрок должен приземлиться на прямые ноги и тут же согнуть их, чтобы подготовиться к последующим действиям. Освоению приземления способствуют специальные упражнения: