Введение, Интерактивные технологии обучения
Сегодня перед учителем начальных классов ставится много вопросов:
-
Как эффективно организовать обучение?
-
При помощи каких форм и методов работы продуктивно подготовиться к проведению уроков?
-
Как построить урок так, чтобы он, по словам В.Сухомлинского «вводил детей в окружающий мир, чтобы они открывали в нем что-то новое, чтобы каждый урок был путешествием к источнику мышления и речи, к чудесной красоте природы?»
Очевидно, нужно не только формировать в учащихся умения выражаться во всех доступных для них формах, типах и стилях речи, но и важно обучение в начальных классах фантазией, игрой, красотой природы, взаимоотношениями между людьми, творчеством ребенка.
Интерактивные технологии – это целеустремленная система, набор приемов, средст организации учебной деятельности, которая охватывает весь процесс обучения от определения цели к получению результатов.
Сегодня вряд ли нужно кого-то убеждать в том, что активные методы обучения являются необходимым условием развития творческих способностей, креативного мышления школьников.
На своих уроках я использую такие инновационные методы и технологии, направленные на развитие творческой личности учеников, как «Чтение и письмо для развития критического мышления», элементы программы «Шаг за шагом», формирование образного мышления, интерактивные методы обучения.
Мои уроки построены на принципах:
-
Нестереотипности;
-
Привлечения учеников к сопереживанию, созданию эмоционального настроя (использование игровых, сказочных моментов);
Для того, чтобы приучить учеников самостоятельно мыслить, вызвать в них веру в собственные силы, уверенность в своих возможностях, я не подаю все в готовом виде, а предлагаю детям преодолевать определенные трудности и препятствия на своем пути.
Важное значение для формирования творческих способностей имеет систематичность и последовательность работы. Частная работа, которая не имеет системы, не даст позитивного результата.
Каждый ребенок имеет определенные способности. Вовремя их заметить, привлечь и дать возможность им развиваться – главная задача учителя. Использование на уроках инновационных технологий дает возможность развивать у ребенка память, эстетически развитый вкус, образное мышление, интеллект. Так, используя методы ЧПКМ на уроках, я даю каждому ученику возможность выразиться, реализовать себя и быть понятым другим через игровую деятельность, потому что игра на уроке не развлечение, а учебные упражнения в интересной форме.
Содержание, формы и методы обучения учащихся V-VII классов технологии ...
... деятельности учащихся на уроках технологии являются упражнения, дизайн – анализ изделий и услуг. Сердцевиной технологического образования является проектный метод обучения учащихся. Таким образом ... положений обучения учащихся в образовательной области «Технология» на основе личностно ориентированного подхода; результаты экспериментальной работы по обучению учащихся V-VII классов технологии обработки ...
Используя элементы программы «Шаг за шагом», пользуясь такими методами и технологиями:
-
Дополнение предложений;
-
Усвоение новых слов и оборотов речи, составление сравнений;
-
Работа в группах (составление предложений, четверостиший по опорным словам и др.)
На уроках математики это:
-
Магические квадраты;
-
Лабиринты;
-
Математические диктанты;
-
Математические цепочки;
-
Ребусы.
Кроме того использую интерактивные методы обучения. Наиболее эффективных результатов можно достичь при организации работы малыми группами. Кроме того, такой работой должны быть охвачены все ученики. Поэтому групповые методы это:
Фронтальные методы:
-
«Микрофон», когда ученики быстро выражают свои мысли, передавая друг другу условный «микрофон»;
-
«Мозговой штурм», когда ученики по очереди выражают абсолютно все мысли по поводу проблемы;
-
«Ролевая игра, имитация», цель которой определить собственное отношение к конкретной жизненной ситуации, событию.
Для эффективного использования интерактивного использования интерактивного обучения учитель должен тщательно планировать свою работу:
-
дать задание ученикам для предварительной подготовки: прочитать, подумать, выполнить самостоятельно подготовленные задания;
-
отобрать для урока такие интерактивные упражнения, которые дали бы ученикам «ключ» к усвоению темы;
-
на одном занятии можно использовать одно (максимум два) интерактивных упражнения, а не их калейдоскоп;
-
важно проводить глубокое обсуждение по итогам интерактивного упражнения, одновременно акцентируя внимание и на другом материале темы.
В своей работе учитель должен помнить, что когда ученик скромно сидит за партой, смотрит на тебя и слушает – он не учится. Поэтому очень важно, чтобы дети запомнили определенные правила и не стеснялись ими пользоваться. А правила для учеников такие:
-
Каждый ребенок важен;
-
Не бойся высказываться;
-
Мы все – партнеры;
8 стр., 3932 словСовременные методы оценки знаний, умений и навыков учащихся
... учителя мы должны добавить цель ученика: убедиться, что приобретенные знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Эта цель оценки, по-моему, является основной. Так, например, проверка результатов ... оценка – это слагаемые той работы, которую призваны выполнять рецептивно – сопоставительные действия оценивающего. ... очень древние компоненты педагогической технологии. Возникнув на заре ...
-
Обсуждаем сказанное, а не человека;
-
Обдумал, сформулировал, высказался, выслушал;
-
Умей согласиться и не согласиться;
-
Важна каждая роль.
Без доброжелательной атмосферы в коллективе интерактивное обучение невозможно. Поэтому нужно ее создавать и постоянно поддерживать. А это, по-моему, полностью ложиться на плечи учителя.
2. Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов
Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Как учитель, так и ученик имеют право изменить оценку и отметку, если они могут доказать, что она завышена или занижена.
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8).
В соответствии с ними система оценки должна:
1. Фиксировать цели оценочной деятельности.
2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.
3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.
Новая система оценки ставит ряд конкретных вопросов: что оценивать? По какой шкале? Где накапливать и фиксировать результаты? Кто должен осуществлять оценивание? Как определять итоговую оценку?
Где найти время для развития умения самооценки?
Урочная деятельность, где формируется умение оценивать результаты учебной деятельности. На каждом уроке невозможно уделять время на развитие умения оценивать свои результаты.
Внеурочная деятельность, где формируется умение оценивать действия и поступки вне учебной деятельности – это и кружки и классные часы и др.
В первом классе вместо балльных отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию:
учитель у себя в таблице результатов ставит «+»,
ученик у себя в дневнике или тетради также ставит «+» или закрашивает кружок.
В последующих классах при появлении балльных отметок правило используется целиком: отметка может быть поставлена не за «общую активность», не за отдельные реплики, а только за самостоятельное решение учеником учебной задачи (выполнение задания).
Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».
Отметки в таблицы результатов выставляются:
в 1-м классе в виде «+» (зачёт, решение задачи, выполнение задания) или отсутствие «+» (задача не решена, задание не выполнено),
в 24 классах отметки ставятся по5-балльной шкале, которая принята в нашей школе. Эти данные используются для отслеживания того, как конкретные ученики справляются с программными требованиями (насколько они успешны).
Только эти данные учитель переносит в «Портфель достижений ученика». Остальные материалы портфеля достижений ученик пополняет самостоятельно (консультируясь с учителем).
Что делать в 1-м классе, где ученик ещё психологически не готов к адекватной оценке своих результатов, в том числе к признанию своих ошибок?
Система оценки планируемых результатов освоения программы начального образования
... образовательных стандартов; оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования; ориентация оценки на деятельностный подход; комплексный подход к оценке результатов образования; «встроенность» оценивания в ... учащихся ниже планируемого уровня в образовательных стандартах и реализуемого учителями. В связи с вышесказанным важнейшим положением становится следующее: стандарт ...
1.На первых уроках. Обозначаем своё настроение.
Например, смайлики или кружки с цветами светофора.
2.Через 2–4 недели. Учимся сравнивать цель и результат.
3.Примерно через месяц. Устанавливаем порядок оценки своей работы.
4. Учимся признавать свои ошибки.
5. Учимся признавать свою неудачу.
6. Используем умение самооценки.
Технологии оценивания на уроках литературного чтения.
Внедрять данную технологию можно начать с 1 го класса, поэтапно. Самооценка первоклассника выглядела следующим образом: «Задание было такое… (учащийся краткорассказывал задание).
Я выполнилего самостоятельно, без помощи учителя, без ошибок. Значит, с заданиемсправился успешно» или: «Заданиебыло такое… (учащийся кратко рассказывал задание).
Я выполнил его самостоятельно, без помощи учителя, с ошибками. Значит, с заданием справился не совсем успешно». Таким образом, в 1м классе у учеников при самооценке было толькодва вывода: «успешно» или «не совсем успешно». Во 2м классе, при введении оценок, добавились критерии для разных отметок. Об этих критериях сдетьми договаривались заранее, до выполнения задания. Например: «Пересказ должен быть кратким, состоящим из 5–6 предложений, без повторов, слов паразитов, без искажения смысла, эмоциональным», –это на отметку «пять»; на «четыре»допускаются 1–2 ошибки, но без искажения смысла, и т.д. Ребята сами стали добавлять, что необходимо сделать, чтобы в следующий разответ был лучше: «При подготовке мне надо было 2 раза пересказать», «Быть внимательнее, следить за речью». Внедряя технологию оценивания на уроках, мы вели активную работу и с родителями, которые сами проигрывали на собраниях алгоритм самооценки, выполняя различные задания. Родители учились не ругать детей за плохие отметки, а грамотно выстраивать диалог с ребёнком, чтобы помочь ему проанализировать ответ и определить, что ещё не получается при выполнении того или иного задания. Кроме того, используя алгоритм самооценки, ребёнок дома мог аргументированно объяснить, за что именно он получил ту или иную отметку, например, читая стихотворение наизусть.
Приведу ещё несколько примеров использования технологии оценивания на уроках литературного чтения. Все дети любят и с удовольствием выразительно читают стихи, но слушать несколько раз одно и то же стихотворение неинтересно. Мотивировать младших школьников на неоднократное прослушивание может именно технология оценивания: мы не просто слушаем, а помогаем оценить.
Перед чтением договариваемся сдетьми о критериях оценивания, ведь словосочетание «выразительное чтение» включает в себя многое, что без труда перечисляют ученики: это значит читать целыми словами, останавливаясь на знаках препинания, голосом выделяя важные моменты, взависимости от содержания и смыслапроизносить текст медленно, быстро, громко, тихо. После прочтения стихотворения обучающийся оцениваетсебя сам, а учитель или одноклассник может согласиться или не согласиться с его самооценкой
Среди требований к заданиям в новой системе оценивания одно из них формулируется как необходимость делать акцент на общеучебные навыки (на анализ текста, рисунков, графиков, таблиц, на использование справочной литературы: на понимание прочитанного путем выявления несоответствий или неаргументированных утверждений, установления неполноты или неоднозначности условий, подбора подходящего по контексту термина или связки, оценки правдоподобия высказывания и пр.), а не на специализированные предметные умения (типа: дать определение, изобразить схему предложения, решить усложненную задачу).
«Организация обучения технологии в рамках ФГОС ООО» материал по технологии
... деятельности. Главной целью в образовательной области “Технология” в системе общего образования становится формирование трудовой и технологической культуры учащихся, системы технологических знаний ... в школе приобретал, возможно, больше знаний». Большой вклад в разработку проектного обучения внес П. П. Блонский, он говорил: «В народной школе ... концепцию в своей книге «Опыт работы американской школы по ...
В процессе формирования оценочной деятельности младшего школьника между учителем и учеником складываются отношения сотрудничества, понимания . Оценка не является орудием психологического давления, которое направлено на ребенка и его родителей. Ответственность за выставленную отметку несут обе стороны, это обоюдное решение.
Таким образом, ученик становится равноправным участником процесса оценивания. А учитель не вправе брать на себя главенствующую роль .
Таким образом, школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение и научение ребенка, должна, как минимум, позволять:
-
отмечать с ее помощью даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им продвигаться в собственном темпе и не используя фактор времени (поскольку скорость почти никогда не имеет отношения к качеству научения);
-
ориентировать ученика на успех и не способствовать наклеиванию ярлыков, в том числе, связанных с нереалистическими ожиданиями проверяющих;
-
опираться на широкую основу, а не только на достижения ограниченной группы учащихся (класса), содействовать становлению и развитию самооценки.
Интерактивный плакат «Технология оценивания».
Цель: формировать навык самооценки у учащихся начальных классов.
Задачи: развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя; мотивировать ученика на успех, избавить от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей
Область применения:
3.Технология проблемного обучения в начальной школе.
Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.
Перед современным обществом встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и быть активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.
Технология развития управления персоналом
... технологию управления развития персонала. Задачами работы являются: Показать социальное развитие организации как объект управления, Раскрыть роль кадровой службы в организации обучения персонала, Рассмотреть методику служебно-профессионального продвижения персонала, Проанализировать организацию проведения аттестации персонала Описать управление ... риску. Производственная деятельность должна изменяться ...
проблемным.
Для того, чтобы использовать технологию проблемного обучения в учебном процессе необходимо выполнять условия ее выполнения:
Проблемное обучение целесообразно применять:
- когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий,
— когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, т.к. для слабых учащихся этот метод оказывается трудным (это преодолевается дифференциацией уровней проблемности),
- когда у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших затрат времени.
технологии проблемного обучения
М.Н. Скаткин выделил три основных вида проблемного обучения:
1. Проблемное изложение знаний.
2. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний.
3. Исследовательский метод обучения.
А также И.Я. Лернер – активный исследователь в области проблемного обучения – утверждает, что «проблемное обучение не может и не должно стать ни единственной, ни преобладающей системой обучения. Если бы школа стала на этот путь, оказалось бы, что молодое поколение вынуждено самостоятельно пройти значительную часть пути познания окружающего мира, который человечество прошло на протяжении своей истории… Проблемное обучение строится в зависимости от того, насколько это допускает проблемный материал».
Цель применения технологии проблемного обучения, Для достижения этой цели надо решать следующие задачи:
1. Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования.
2. Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями.
3. Применять дифференцированный и интегрированный подход в учебном и воспитательном процессе.
Применять технологию проблемного обучения можно при обучении детей исследовательской деятельности, так как способствует становлению и развитию нравственных черт личности, настойчивости и целеустремленности, познавательной активности и самостоятельности.
Способность четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходимо каждому. Поэтому в работе нужно стремиться не просто передавать знания, которые предусмотрены программой обучения, а одновременно развивать познавательную активность и творческую самостоятельность на уроках.
Основой проблемного обучения на уроках является знакомство учащихся с новыми фактами путем создания проблемных ситуаций, способствующих выдвижению гипотезы и с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого предположения.
Структура проблемного урока
1.Организационный момент
- включение детей в деятельность;
- выделение содержательной области.
2. Актуализация знаний
- воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания;
- фиксирование затруднения в деятельности по известной норме.
3. Постановка учебной проблемы
- определение затруднения, его место.
- определение необходимости нового знания.
4. «Открытие» учащимися нового знания
- выдвижение гипотезы;
- проверка гипотезы.
5. Первичное закрепление
- внешнее оформление новых алгоритмов;
- фиксирование уже оформленного знания.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе;
- самостоятельное решение типовых заданий;
- самостоятельная проверка учащимися своей работы.
7. Повторение
- включение нового материала в систему знаний;
- решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.
8. Итог занятия
- рефлексия деятельности на уроке;
- самооценка учащимися собственной деятельности
На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем, обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы.
Проблемное обучение
Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить.
Приемы создания проблемных ситуаций.
- Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
- Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;
- Побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
- Ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения.
- Определить проблемные теоретические и практические задания;
Приложение 1
Задача учителя — находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению, естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций.
Для того чтобы заинтересовать ребенка, дать возможность видеть рост его в процессе обучения можно использовать такой прием, как стимулирование ребенка к дальнейшей познавательной деятельности. Для этого использовать качественную оценку, например, награждение орденами и медалями.
Глаза ребенка светятся счастьем, когда он получает почетное звание: «самый сообразительный», «самый догадливый», «самый умный на сегодняшнем уроке». Качественные оценки такого рода получают учащиеся с разными способностями, в отличие от ситуаций на традиционных уроках, когда заслуживают отметки «5», как правило, дети дисциплинированные и с хорошей памятью. Очень часто делают «открытие» при изучении нового материала дети с нестандартным мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью и далеко не «отличники». Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями.
С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе хотя и играет важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков. Каждый новый урок — это элемент сложной системы взаимодействия учителя и ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.
Проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. Поэтому можно проводить по такой структуре уроки по любым предметам. Конечно, работа трудоёмка, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности. Но на данном этапе развития человечества обучение должно быть проблемным, так как оно формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную к высокому самоанализу, саморазвитию, самокоррекции. Войдя в жизнь, такая личность будет более защищена от стрессов.
Обучаясь по данной технологии, у ребят появляется уверенность в своих силах и знаниях.
4. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Проблема выбора необходимого метода возникала перед учителем всегда. Стандарты второго поколения предъявляют новые требования к результатам обучения, основным образовательным программам, условиям образовательного процесса, где должны быть изменены способы деятельности учителя и обучающегося. Приоритетным направлением начального общего образования в соответствии с ФГОС является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов.
В современном обществе образованный человек – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации. Теперь уже недостаточно просто передать ученику сумму знаний и умений по определенным предметам. Возникла новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть речь идет о формировании у учащихся информационной компетенции.
Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а именно научить их выделять главное, находить связи и структурировать. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.
Необходимо так организовать обучение, чтобы выявлять имеющиеся у ученика знания, актуализировать их, а потом добавлять то, чего не хватает, обобщать и структурировать учебный материал. Мы должны учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике.
Ценностью современного общества является коммуникативная компетентность. В связи с этим у педагогов возникает проблема: определить, какие необходимо выработать у учеников умения для ее формирования.
образовательных технологий.
В настоящее время приоритетом начального общего образования становится формирование УУД, способов деятельности, уровень освоения которых в значительной степени предопределяет успешность всего последующего обучения. Именно проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности. Новые условия использования этого метода предполагают использование его как компонент системы образования, не разрушая сложившейся предметной классно-урочной системы.
ЧТО ТАКОЕ МЕТОД УЧЕБНОГО ПРОЕКТА?
Изучая педагогическую литературу, я составила для себя краткое изложение основных положений данной технологии.
Технология проекта –, Технология проекта
«Проект — это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления» (Е.С. Полат).
Метод учебного проекта
учебный проект с точки зрения учащегося
Учебный проект с точки зрения учителя, Учебный проект
- проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);
- целеполаганию и планированию деятельности;
- самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);
- презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;
- умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
- поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
- практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
- выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
- проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Под руководством учителя учащиеся занимаются учебно-исследовательской и поисковой деятельностью. У ребят и их родителей появляется желание участвовать в деятельности такого рода. В начальной школе обязательна при этом связь с родителями.
Цель проектной деятельности, Задачами проектной деятельности
1) развитие критического мышления (аналитическое; ассоциативное; логическое; системное);
2) развитие творческого мышления (пространственное воображение; самостоятельный перенос знаний; комбинаторные умения; прогностические умения);
3) развитие умения работать с информацией (отбирать нужную; анализировать; систематизировать и обобщать; выявлять проблемы; выдвигать обоснованные гипотезы, их решения; ставить эксперименты; статистически обрабатывать данные);
4) развитие умения работать в коллективе.
Для выполнения проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
результатом проектной деятельности
-
Умение работать с информацией.
-
Опыт целеполагания.
-
Опыт планирования.
-
Расширение кругозора.
-
Развитие мышления.
-
Развитие эмоциональной сферы.
-
Развитие творческих способностей.
-
Опыт публичного выступления.
Преимущества
-
самостоятельное приобретение знаний;
-
получение опыта познавательной и учебной деятельности;
-
создание условий для творческой инициативы учащихся и педагога, их дружеского сотрудничества;
-
развитие коммуникативных умений и навыков;
-
создание положительной мотивации ребенка к учебе;
-
разнообразные методы оценивания и контроля знаний и умений, используемые в ходе выполнения работы над проектами, обеспечивают высокое качество работы учащихся.
Три кита метода проекта:
-
свобода ребенка;
-
взаимодействие его с группой детей;
-
гибкое распределение учебного времени.
Проект- это совокупность «шести П»:, Содержание проектной деятельности:
1. Руководителем проекта является учитель, координирующий проект.
2. Темы проектов могут предлагаться как учителем, так и учениками.
3. Проект может быть индивидуальным или групповым.
Девизом для участников проектной деятельности являются слова: «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить».
Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
ВИДЫ ПРОЕКТОВ
видов проектов
(в зависимости от метода, доминирующего в проекте по определению Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной и др.)
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования тему, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.
Творческий проект, Ролевой, игровой., Практико-ориентировочный (прикладной).
Видов проектов (по признаку «Предметно-содержательная область»:
Монопроекты.
индивидуальные
краткосрочные
ВИДЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОЕКТОВ:
- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
- Деловая игра.
- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.
- Диалог исторических или литературных персонажей.
- Игра с залом.
- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций.
- Инсценировка.
- Конференция.
- Отчет исследовательской экспедиции.
- Путешествие.
- Ролевая игра.
- Соревнования.
- Спектакль.
- Телепередача.
- Экскурсия.
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/interaktivnyie-tehnologii/
МЕТОДИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА
Организация урока в рамках проекта предусматривает совместную деятельность учителя и учащихся на основе информационных технологий, требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и окружающий мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и технология, и русский язык. Темы проектов учащихся этого возраста тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.
направлена на развитие навыков самостоятельной работы.
Проектная деятельность учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и, одновременно, формирования определенных личностных качеств. Активное участие школьников в создании тех или иных проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
Этапы реализации конкретных проектов зависят от сферы деятельности. В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:
Изучив педагогическую литературу, в частности Пахомова Н.Ю. «Метод учебного проекта в образовательном учреждении», «Новые педагогические и информационные технологии» под ред. Е.С.Полат, я представила деятельность в проекте в виде таблицы, где учтены все необходимые моменты проектной деятельности на уроке и во внеурочной работе.
Система действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом
№ п/п |
Этапы |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
1 |
Погружение в проект: выбор темы проекта, определение цели, содержание проекта, определение форм выражения итогов проектной деятельности. |
Уточняют информацию, обсуждают задание, принимают общее решение по теме. |
Отбирает возможные темы, предлагает их учащимся, объясняет цель, формирует положительную мотивацию к деятельности. |
2 |
Организация деятельности: анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в группе, формулировка вопросов, на которые нужно ответить, разработка заданий для творческих групп, отбор литературы, [Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/interaktivnyie-tehnologii/ уточнение плана деятельности, формирование творческих групп. |
Разрабатывают план действий, осуществляют постановку конкретных задач, определяют средства реализации проекта, уточняют источники информации, выбирают формы и способа презентации предполагаемых результатов, распределяют роли в группе, формируют творческие группы, распределяют роли. |
Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, подбирает литературу, [Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/interaktivnyie-tehnologii/ принимает участие в обсуждении вариантов по реализации проекта, предлагает возможные формы презентации результатов, организует работу по формированию творческих групп. |
3 |
Осуществление деятельности. |
Работают над проектом и его оформлением (каждый в соответствии со своей ролью и сообща), консультируются по необходимости, добывают новые знания, подготавливают презентацию. |
Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность, дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость, репетирует с учениками предстоящую презентацию. |
4 |
Презентация результатов. |
Публично представляют полученные результаты; дают взаимооценку деятельности и ее результативности. |
Обобщает и резюмирует полученные результаты; подводит итоги обучения; оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. |
этап погружения в проект
Начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Как учитель это сделает, зависит от его фантазии и мастерства. Можно рассказать сказку, притчу, разыграть инсценировку или просмотреть видеосюжет. А может быть, достаточно сослаться на уже виденное, услышанное, узнанное учениками, используя когда-то возникший у них к этому интерес. Интерес к теме выстраивается, конечно, с учетом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.е. находиться в зоне ближайшего развития.
проблему проекта
цель проекта и задачи проекта
формы организации учебной деятельности учащихся
организация деятельности
Организуя проектную деятельность, я предлагаю «Правила успешной проектной деятельности», которые должны выполняться участниками проекта.
Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)
Каждая группа, участвующая в проекте, получает «План действий учащихся в проекте».
План действий учащихся в проекте
Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.
целесообразно применять
-
существует значимая проблема;
-
есть значимость результата;
-
предполагается самостоятельная деятельность учащихся;
-
используются исследовательские методы;
-
результат – материальный продукт.
Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят.
Готовясь к защите своего проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи.
Интересно и то, что в проекты могут вовлекаться и родители, что тоже немаловажно. Родители приобщаются к школьной жизни своих детей, к педагогике сотрудничества.
Проектная деятельность в доступной для учащихся в форме может быть использована на любом уроке и в любом возрасте. У ребенка, самостоятельно обдумывающего и отбирающего нужную информацию ненавязчиво происходит закрепление необходимого материала, повышается интерес к изучению предмета, развиваются навыки самостоятельной, поисковой и творческой работы.
5.ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В связи с введением стандартов второго поколения неотъемлемой частью образовательного процесса помимо урочной деятельности является и внеурочная деятельность, которая рассматривается как ценностно-ориентированный процесс.
Главная цель учителя современной школы заключается в организации эффективной передачи наиболее ценного опыта так, чтобы ученики смогли максимально качественно овладеть им. При этом, продвигаясь по пути приумножения знаний, они обрели бы потребность в обучении, смогли бы найти свое собственное «Я» в этом мире, максимально раскрыть свой личностный потенциал и реализовать его с пользой для общества.
Средствами только урочной деятельности невозможно решить данную задачу. Поэтому необходимо использовать для этих целей ещё и внеурочную деятельность. Необходимо всегда помнить, что маленькому человеку особенно важны и нужны положительные эмоции. Ученик, погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому необходима внеурочная деятельность, насыщенная праздниками, развлечениями, играми.
Внеклассные занятия позволяют разнообразить школьную жизнь. Дети — эмоциональны и впечатлительны и создание вокруг обычных занятий атмосферы праздника, неординарного события надолго остаётся в их памяти. Занятие должно быть ярким, эффектным, а главное – продуктивным. Развитие личности – важнейшая задача современного образования. Общество требует проявления у человека таких социально значимых качеств, как готовность к творческой деятельности, самостоятельность, ответственность, способность решать задачи в нестандартных ситуациях. Совершенно очевидно, что реализация внеурочной деятельности в практике школы, отвечает требованиям современной жизни. Внеурочная деятельность обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося, положительный эмоциональный настрой, создает ситуацию успеха.
Внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время. В этом состоит воспитательный потенциал внеурочной деятельности.
Задачи внеурочной деятельности:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося.
В последнее время получил распространение термин «интерактивное обучение». Он означает обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения (ведущим, учителем, тренером, руководителем).
По существу, оно представляет один из вариантов коммуникативных технологий: их классификационные параметры совпадают. Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними.
Интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания.
Использование методов интерактивного обучения позволяет учителю подготовить учащихся к повседневной жизни и развить их личность, а, следовательно способствует реализации всех поставленных задач.
Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. Совместная деятельность обучающихся на внеклассных занятиях означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Интерактивная деятельность во внеурочных мероприятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуются парная и групповая работа, применяются ролевые игры, используются творческие работы.
Работая в рамках реализации ФГОС внеурочной деятельности необходимо помнить о некоторых правилах организации интерактивного обучения
Правило первое, Правило второе., Правило третье., Правило четвертое
Интерактивные методы можно применять во внеклассной работе. Это могут быть работа в парах, малых группах, мозговой штурм, использование вопросов и др. Затем, после освоения учащимися этих методов, можно использовать более сложные: обучающийся в роли учителя, каждый учит каждого, обоснование своей позиции, дебаты, кейс-метод и др.
Во внеурочной деятельности можно использовать следующие технологии интерактивного обучения.
1)Работа в парах.
2)Ротационные (сменные) тройки.
3)Карусель.
4)Работа в малых группах.
5)Аквариум.
6)Незаконченное предложение.
7)Мозговой штурм.
8)Броуновское движение.
9)Дерево решений.
10)Суд от своего имени.
11)Гражданские слушания.
12)Ролевая (деловая) игра.
13)Метод пресс.
14)Займи позицию.
15)Дискуссия.
16)Дебаты.
(удобно использовать, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них)
( когда образуется 2 кольца: внутреннее и внешнее.
Внутреннее кольцо – это неподвижно сидящие ученики, а внешнее — ученики, меняющиеся каждые 30 секунд или 1 минуту.)
( несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют )
(предполагает движение учеников по классу с целью сбора информации, которая может служить основой для монологического высказывания и закрепления такой сложной грамматической темы, как глаголы в 3-м лице единственного числа);
Ролевая (деловая игра);
Существует огромное количество форм ролевых игр используемых во внеурочной деятельности:
- заочное путешествие
- пресс-конференция
- круглый стол
- телемост
- экскурсия
- сказка
- репортаж
- клуб по интересам
Дерево решений;
(класс делится на 3 — 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своём «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои решения .);
«Ковер идей».
Учащиеся делятся на 3-4 группы.
На первом этапе происходит понимание проблемы. Участникам предлагается ответить на вопрос. Для записи ответов каждая группа получает альбомные листы. Ученики отвечают на вопрос проблемы, например, почему трудно учиться в школе? Ответ группа записывает на альбомных листах, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей».
На втором этапе идет поиск решений. Что можно изменить? Что сделать, чтобы учиться было легче? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги.
На третьем этапе происходит индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию? Что я могу сделать, чтобы учиться стало легче? Каждый ученик записывает своё мнение на маленьком цветном листочке бумаги и прикрепляет его на плакат.
И четвёртый этап – это оценивание идей. Индивидуальное принятие решения: что смогу сделать для решения проблемы и что постараюсь сделать.
«Выяснение ожиданий и опасений».
«Я, ты, он, она – вместе дружная семья».
Используется, чтобы снять агрессию между классами и внутри отдельного класса. На параллели проводятся совместные мероприятия, но делятся команды не по классам, а «вперемешку» на 4 команды (в командах ученики из разных классов).
Таким образом, выигрывают команды , а не классы. Чаще всего игра сводится к ничьей или победе по номинациям.
Таким образом, использование интерактивных методов многое дает участникам образовательного процесса:
для каждого ученика:
- осознание включенности в общую работу;
- развитие ребенка как личности;
- становление активной позиции в учебной (и иной) деятельности.
учебной группе
- развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;
- принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;
- поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации.
классу:
- формирование классного коллектива;
- повышение познавательной активности класса.
Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом, интерактивное творчество учителя и учащихся безгранично. Важно только умело направить его для достижения образовательных целей решения дидактических задач. Таким образом, технологии интерактивного обучения – это, несомненно, интересное, творческое и перспективное направление в методике преподавания.
В заключении отметим, что внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию, которая способствует расширению образовательного пространства и создаёт дополнительные условия для развития учащихся, обеспечивая сопровождение, поддержку на этапах адаптации и обогащение социального опыта у учащихся путем переживания жизненных ситуаций.Исходя из вышеизложенного среди главных преимуществ применения интерактивных методов во внеурочной деятельности можно назвать личностно-ориентированный подход в обучении, коллективное обучение, обучение в сотрудничестве, в которых и обучающиеся и педагог являются субъектами учебного процесса. Приобретение учащимися опыта нахождения решения, который основывается не только на его собственном опыте, но и на опыте других людей. Высокая степень мотивации, акцент на деятельность, практику .Среди не названных слабых сторон, можно назвать неготовность некоторых педагогов отойти от руководящей роли в процессе проведения мероприятий, Трудности установления и поддержания дисциплины, страх показать свою некомпетентность в некоторых вопросах.
Педагог должен учиться всю жизнь. И не страшно, что он чего-то не знает. Использование интерактивных методов поможет ему в профессиональном росте, в изменении себя, обучении вместе со своими воспитанниками.
6.Технология продуктивного чтения в условиях внедрения ФГОС
Основным источником информации по-прежнему остаётся чтение. Исходя из общей задачи развития личности ребёнка, начальная школа должна сформировать младшего школьника, как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющему прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определённой начитанностью, нравственно – эстетическим и гражданским развитием.
Развитие осознанности чтения становится одной из наиболее актуальных задач современной школы. Грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Кроме того, осознанное чтение является базой для критического осмысления поступающей информации. Развитие мышления также зависит от навыка осознанности чтения, поскольку чтение является неотъемлемой частью устной речи, а речь – это способ формирования и формулирования мысли с помощью языка.
Продуктивное чтение это :
- образование на протяжение всей жизни,
- основа успешности для обучения в школе,
- средство самореализации и активного взаимодействиия с окружающим миром,
- способ получения удовольствия в духовной сфере.
Тенденция падения интереса к чтению в России – тревожное явление для страны, в которой чтение всегда было занятием исключительно интеллектуальным, личностно значимым и неизменно возглавляло перечень любимых занятий образованных людей. Читающие люди способны мыслить в категории проблем, схватывать целое и выделять противоречивые взаимосвязи, они имеют больший объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью, точнее формулируют и свободнее пишут. Они более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении.
Чтение может стать фундаментом для решения таких актуальных задач современной школы, как обеспечение исторической преемственности поколений; сохранение, распространение и развитие национальной культуры, разностороннее и своевременное развитие детей, формирование навыков самообразования и самореализации, непрерывность образования.
Актуальность выбранной темы связана с тем, что сегодня в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В России развиваются процессы «кризиса чтения». Сегодня компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Отношение человека к книге формируется уже в младшем школьном возрасте.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.
Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное. Обучение приемам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной работы – одна из самых актуальных дидактических задач.
Учителям начальных классов хорошо известно, как предлагает работать с новым текстом традиционная методика. Сначала учитель готовит ребенка к восприятию текста: рассказывает о писателе, тематике его произведений, затем объясняет значение непонятных (с точки зрения учителя) слов, которые он сам заранее выписал из текста. Далее учитель(сам!) выразительно читает текст вслух, и только после этого к работе приступают дети. Можно сказать, что пол урока они бездействовали. Теперь они должны сами прочитать текст и ответить на вопросы. Но зачем читать, ведь учитель уже прочитал. Детям неинтересно. Более того, им неясно, почему нужно отвечать именно на эти вопросы, откуда они взялись, по какому принципу. Дети не получают удовольствия от самого процесса чтения, потому что этого процесса просто нет, и от получения информации так как ее предоставил учитель в готовом виде. Отсюда скука на уроке и нелюбовь к чтению.
Проблема формирования навыков продуктивного чтения у младших школьников, несмотря на свою непосредственную связь с ФГОС НОО не является абсолютно новой. Продуктивное чтение — это целенаправленно организованный поиск информации в прочитываемом тексте. То есть, чтение становится продуктивным когда:
Продуктивное чтение отличается от «простого чтения» большей долей критичности и характером целеполагания. Привлекательность данной технологии заключается в ее влиянии на общую учебно-познавательную культуру ученика, его способность к работе с информацией, на критичность познавательной деятельности, стимулирует процесс развития коммуникативной компетенции, рассматриваемой как умение говорить, слушать, понимать, рассуждать на заданные темы.
Что необходимо на начальном этапе, чтобы научить ребенка читать (сформировать навык продуктивного чтения)?
- Даже при обучении чтению сочетать чтение вслух и про себя, проверяя уровень понимания вопросами.
- читать не только литературные, но и естественнонаучные тексты, и математические задачи, т.
е применять технологию на всех уроках.
- работать над формированием и расширением активного и пассивного словаря учеников, имением правильно употреблять слова в устной и письменной речи.
- учить понимать слова в определенных речевых ситуациях, в контексте (догадываться о значении слова).
- обращать внимание на эмоциональный окрас речи.
- формировать навык пользования словарями и привычку обращаться к ним или к книге.
Для того чтобы ребенок мог всем этим овладеть необходимо систематически организовывать работу на уроках по выработке навыков продуктивного чтения через специальную систему заданий и упражнений.
Цель– от грамотного чтения к полноценному общению и активной мыслительной деятельности.
(воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления».
Задачи:
-
помочь обучающимся овладеть функциональной грамотностью ( умение пользоваться различными видами чтения, навыком понимания текста)
-
помочь овладеть осознанным чтением как инструментом мышления
-
содействовать развитию речевой активности обучающихся как условию формирования коммуникативных навыков, необходимых для успешной социализации.
Предполагаемый результат:
-
Формирование у детей техники чтения и приёмов понимания прочитанного на базе устойчивого интереса к чтению.
-
Приобщение детей к литературе как искусству слова через анализ текстов.
-
Введение ребёнка в мир нравственных ценностей.
-
Обеспечение речевого развития школьников, активное развитие речевых умений и навыков.
-
Приобщение к чтению и пониманию художественной литературы через собственное литературное творчество.
-
Формирование у ребёнка эмоционально – нравственной отзывчивости.
Работа с текстом по технологии продуктивного чтения. (Н.Н.Светловская старые методички по внеклассному чтению – просто кладезь материалов по данной технологии)
1 этап – работа с текстом до чтения.
Цель: развитие важнейшего читательского умения – анципации — умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, содержанию.
Главная задача: вызвать у ребенка желание , мотивацию прочитать произведение.
2 этап – работа с текстом во время чтения.( первичное чтение текста, использование приема «активный читатель», перечитывание текста, беседа по содержанию в целом.
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки)
Главная задача: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.
- Самостоятельное чтение ( дома или в классе),
- чтение-слушание,
- комбинированное чтение, с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Выявление первичного восприятия при помощи беседы, теста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы, рисунков, схем.
Медленное, вдумчивое повторное чтение всего текста или отдельных его фрагментов. Постановка вопросов к тексту и автору. Необходимое комментирование текста (словарь, подтекст).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение в случае необходимости к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
3 этап – после чтения.
Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.
Задача: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.
1.Концептуальная (смысловая) беседа.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста. Или совокупности его главных смыслов.
2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе, беседа о его личности, работа с материалами учебника и дополнительными источниками.
Обсуждение смысла заглавия, обращение учащихся к готовым иллюстрациям, соотнесение видения художника с авторским и собственным представлением.
Технология продуктивного чтения применима уже с уроков обучения грамоте. Ведь в букваре тоже есть что читать.
Технология направлена на формирование всех УУД, приведу примеры заданий.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
1 класс Букварь
Эмма Элла Эдик Эдуард
Дети читают слова. Что общего в этих словах? Почему потребовалась заглавная буква? Догадались, почему читаем эти имена?Предположите с чем будем знакомиться на уроке? (Знакомство с заглавной буквой Э)
1 этап. Работа с текстом до чтения. Работа над пониманием текста начинается ещё до его чтения. Дети анализируют иллюстрацию, соотносят её содержание с заглавием произведения и раздела книги, читают ключевые слова, предполагают, о чём будет текст, который им предстоит читать.
П.П.Бажов «Серебряное копытце»
- Прочитайте название рассказа и предположите о чем он? Понятно ли оно вам? Кого изобразил художник?( умение находить ответы на вопросы по иллюстрации)
2 этап. Работа с текстом во время чтения. Первичное чтение текста. Самостоятельное жужжащее чтение. Хочется обратить внимание на методический приём — первичное знакомство с текстом доверяется детям. Они читают текст про себя, проверяют свои предположения. Лишь в редких случаях учитель сам читает текст — чтение-слушание, или комбинированное чтение (трудный и большой по объёму, в стихотворении сложный ритм, необычная рифма).
Первая группа вопросов предлагается после первичного чтения, направлена на достижение понимания на уровне содержания. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
(прочитали про себя) — Что вас удивило? Что было самым интересным?
Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
Вторая группа вопросов задаётся по ходу чтения, носит уточняющий характер. Это вопросы к автору, ответы на них нужно искать в тексте. Хотелось бы обратить внимание на то, что в процессе работы с текстом параллельно с отработкой техники чтения идёт работа над выразительностью чтения, объясняется и уточняется значение слов.
(повторное чтение вслух) -Учитель ведет диалог с автором.- Почему козлик особенный? Что значит удивительный? (знакомство с литературоведческими понятиями, работа со словарем)
3 этап . Работа с текстом после чтения. Данный этап позволяет углубить первоначальное понимание, и достичь понимания на уровне смыла (понимание основной мысли, чтение между строк)
- Расставьте заголовки в соответствии с частями рассказа (План, представление информации в виде схемы)
- А вам приходилось делать в лесу открытия? (выводы на основе жизненного опыта)
- Дома, если есть желание, нарисуйте лесных жителей из рассказов П.Бажова.
«Читать – размышлять – общаться»
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
- подготовьте устный рассказ о герое, о личных впечатлениях по прочитанному ( умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами)
- игра в театр, чтение по ролям, обсуждение творческих работ (Минисочинений)
- оценивание своей работы или работы товарища. Что особенно удалось? Согласен ли ты с …( умение формировать мыслив устной форме, умение слушать и понимать других)
- ведение диалога, монолога, планирование совместной деятельности, распределение ролей (работа в паре, группе)
«Читать – размышлять – общаться»
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
1.Посмотрите на страницу и спланируйте нашу работу. (Любая страница прописи)
- С чем познакомимся? Что будем делать? Чему научимся? (умение прогнозировать предстоящую деятельность)
2.Прочитайте заголовок, подумайте о ком или о чем будем читать? Это сказка, рассказ или стихотворение? Проверьте свои предположения, прочитав текст. ( умение высказывать предположения на основе работы с учебником, умение работать с информацией)
3. задания на редактирование текста. Исправь речевые ошибки, проконтролируй чтение товарища. (умение отличать верно выполненное задание от неверного)
4. Вопросы после чтения. Нашли ли ответы на поставленные ранее вопросы? О чем хочется рассказать товарищу? Родителям? ( умение осуществлять личностную и познавательную рефлексию)
5. Вопросы на умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Что надо было сделать? Удалось ли выполнить работу? Справился сам или с помощью? Оцени свою работу. Поставь отметку. (умение оценивать работу)
«Читать – размышлять – общаться»
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
1. Задания на интерпретацию текста (смысл, содержание), высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией, анализ характеров и поступков героев (умение высказывать свое отношение к героям, выражать эмоции)
2 .Вопросы нравственного характера. Для чего писатель рассказал эту историю? В чем мудрость сказки? Как должен был поступить герой?(умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.
Такая технология продуктивного чтения применима и на других уроках в начальной школе ( окружающий мир, русский язык, математика, ОРКСЭ, технология, изо).
Такой подход действительно является обоснованным и рациональным, как показывают наблюдения, он позволяет добиваться высоких результатов обучения.
Использование технологии продуктивного чтения на всех уроках литературного чтения и на других уроках, где встречается текст: математика (задача), окружающий мир.
Приведу пример работы над математической задачей. Найдите на стр. №
1этап до чтения
- Что это? Посмотрите пожалуйста на схему. Что надо будет узнать в задаче? Из скольких частей состоит целое?
2 этап. Во время чтения.
Прочитайте задачу и дополните схему данными.
Повторное чтение, все ли данные есть на схеме? Составление плана работы над задачей. Сможем ли сразу ответить на поставленный вопрос? Что для этого надо сделать? Решение.
3 этап после чтения.
Прочитайте еще раз вопрос задачи? Смогли ли мы ответить на него? Что для этого надо было сделать?
Работа с текстом по окружающему миру.
До чтения рассмотрите картинку. Что за деревья? Что еще видите на картинке? (изба), деревянная мебель на столе кувшин и банка с надписью «кедровые сливки» Что удивило? Бывает ли такое?
Рассмотрим работу во время чтения текста.
«В Сибири и на Дальнем Востоке растет кедр – дерево сюрпризов. ( Откройте карту, найдите на карте России Сибирь, Дальний Восток, какие леса преобладают на данной территории? Значит кедр дерево хвойное. На хвойных деревьях растут шишки) Дело в том, что в кедровой посуде долго не скисает молоко. ( Структура древесных волокон кедра очень прочная, она не пропускает воздух, влагу обладает противомикробным действием ) В шкафу из кедровых досок не заводится моль. ( Как и все хвойные кедр имеет свой неповторимый смолянистый запах)Из кедровых орехов сибиряки умеют делать растительные сливки, которые почти в три раза питательнее коровьих, так как кедровый орех содержит 79% жира»
Работа после чтения текста.
Что нового узнали? Совпали ли наши предположения с действительностью? О чем захотелось рассказать родителям?
ДЗ Может и в нашем краю есть удивительные растения? Расскажите о них.
Несмотря на то, что организация продуктивного чтения в целом даёт повышение эффективности обучения, она не активизирует умственную деятельность у некоторых обучающихся. Это происходит потому что, как правило, активно работают и «сильные» обучающиеся, в то время как «слабые» являются пассивными участниками, ждущими готовых результатов. Значит, в таких условиях самостоятельно усваивают знания в основном сильные учащиеся, остальные получают их в готовом виде от своих товарищей. Для их активизации использую работу в парах и группах, что является особо ценным для развития коммуникативных навыков.
Для повышения уровня осознанности чтения использую дидактические игры, дающие возможность конструирования текстов из предлагаемого набора текстовых единиц.
«Путаница» В отрывке из текста меняю некоторые существительные или прилагательные на антонимы, даю набор карточек со словами, предлагаю «исправить ошибки»
«Пазлы» чтобы активизировать работу во время составления плана даю набор слов, из которых надо составить предложения и расположить их в определенном порядке.
«Пропавшие слова» Дается текст с пропущенными словами, зачастую это описание героя, и набор карточек со словами из этого текста, которые необходимо вставить на свои места. Удобно этот вид работы использовать при проверке знания правил и алгоритмов действия на уроках русского языка.
«Догадайся и найди» Детям даются карточки с пословицами. Надо найти наиболее подходящую к прочитанному тексту.
Приложение 2,3
7.Заключение
Применение Технологий Интерактивного Обучения позволяет учителю соединить деятельность каждого школьника: возникает целая система взаимодействий, таких как, учитель — учащийся, учитель — класс, учащийся — класс, учащийся — учащийся, группа – группа, а также связать его учебную деятельность и межличностное познавательное общение.
8.Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/interaktivnyie-tehnologii/
1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. — (Педагогика. Психология. Управление).
2. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
3. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.
4. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2006. С. 147
5. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
6. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
7. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с. 8.Бренчугина-Романова А.Н. Использование метода проектов. Бренчугина-Романова А.Н. // Образование в современной школе, 2006, №5, с.15
9.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
10.Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности // Учитель. – 2000. – №4
Приложение 1, Технологическая карта урока с использованием метода проблемного обучения
Класс: |
1 |
|||
Предмет: |
Математика |
|||
Технология |
Проблемное обучение |
|||
Тема урока |
Шар. Куб |
|||
Тип урока |
Урок открытия нового знания |
|||
Формы организации |
фронтальная, работа в парах, в группах, индивидуальная работа |
|||
Цели: |
образовательная: Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по изучению пространственных геометрических тел и фигур: шара — круга, куба — квадрата. Учить различать геометрические фигуры. воспитательная: способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, умения работать в группе; воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы. |
|||
Планируемые результаты: |
Личностные: Метапредметные: РУУД:
ПУУД:
КУУД:
Предметные:
|
|||
Оборудование: |
|
|||
Этапы урока |
Цель этапа |
Действия учителя |
Действия обучающихся |
Результат |
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности . (3 мин) |
Включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. Создание успешной ситуации для психологического настроя на урок. Самооценка учащихся на начало урока (предположение) |
— Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке математики. Повернитесь к гостям, улыбнитесь им, повернитесь друг к другу и пожелайте успеха. Скажите, у вас сегодня у всех одинаковое настроение? Выберите смайлик — то настроение, с которым вы пришли на урок. — Как вы думаете, вам сегодня будет трудно или нет? Возьмите выбранного смайлика и поставьте на самую верхнюю ступеньку, если считаете, что на уроке вам будет легко. Кто справится, но с небольшими затруднениями – поставьте смайлика на ступеньку ниже. Ну, а кто думает, что будет очень трудно и он боится, что не справится с заданиями – на нижнюю ступеньку. Оцените свои возможности, вот что у нас получилось – к этому мы вернемся в конце урока.
— Выберите спикеров группы, они отвечают за дисциплину и активность. В конце они урока дадут оценку работы группы. |
Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. Самоопределение учащихся: смайликами оценивают свою готовность и настрой на работу. Выбирают спикеров групп. |
самоопределение(Л); смыслообразование (Л); внутренняя позиция школьника(Л); учебно-познавательная мотивация (Л) |
Актуализация знаний Постановка проблемы. (Выявление места и причины затруднения) (5 мин) |
Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося Выявление и фиксация места и причины затруднения Проговаривание темы и цели урока |
— Ребята, 3 дня назад я заходила в детский садик «Чебурашка». И ко мне обратился мальчик Петя, который только собирается идти в школу, с просьбой разобраться в одной ситуации. Я пообещала, что мы с вами ему поможем, ведь сегодня у нас как раз такой подходящий урок! -Дело в том, что Петя, играя в детском саду, решил построить пирамиду, но у него ничего не получилось. А вот почему и что для этого нужно сделать, мы ответим в конце урока. — Вам интересно это? — Давайте вместе разберёмся, а для этого посмотрите на доску…
— Назовите знакомые вам фигуры. ( на интерактивной доске ) — Поделите на группы. Каким образом? -Где вы использовали уже такие фигуры? -Возьмите в руки круги и квадраты, как Петя из детского сада «Чебурашка» и постройте пирамиду, получается? Вот и у Пети не получилось. Почему? — Верно. ( демонстрация предметов в форме куба и шара ) — А как называются эти фигуры?
— Всего лишь две геометрические фигуры, а смотрите, сколько названий вы им дали! Сколько разных мнений! -А вот как их называют математики, вы узнаете, когда расшифруете слова, работаем всей группой – вычисляем выражения. — Кто сможет сформулировать тему урока? — Хотели бы вы что-нибудь узнать о них? — Тогда какую же цель мы поставим перед собой? |
— Прямоугольник (четырёхугольник), овал, квадрат, треугольник, круг. Варианты ответов : с углами и сторонами, без углов. На уроках технологии – аппликация ёлки, украшенной геометрическими фигурами. Надо взять объемные фигуры. Варианты ответов : куб, квадрат, круг, шар, мяч, кубик. Вычисляют выражения в группах — Шар. Куб. — Да — Познакомиться с новыми фигурами. Научиться различать фигуры круга и шара, квадрата и куба. |
Актуализация знаний, необходимых для понимания новой темы. Планирование учебного сотрудничества (П) волевая саморегуляция (Р); анализ, синтез, сравнение, аналогия (П); — постановка и формулирование проблемы (П); формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К).
Умение использовать научный метод познания. Самостоятельное определение темы и цели урока «Шар. Куб» |
Открытие нового знания. Поиск решения. Проектирование пирамиды (10 мин) |
Пошагово, при помощи инструктажа и диалогового построения урока создать модель куба (индивидуально) и модель пирамиды (в группе) |
( раздаю кубы и шары на группу ) — Итак, вы поставили учебную цель — познакомиться с новыми фигурами. Р ассмотрите пластмассовый шар и круг, чем они отличаются? — Как самим можно сделать шар? (надуваю…) — Рассмотрите квадрат (из картона) и куб. Что можно о них сказать? В чем различие между кубом и квадратом? — Хотите сами сделать куб? Возьмите деревянные палочки, 12 штук и 8 шариков пластилина. Куб состоит из 8 вершин, 6 граней и 12 рёбер. Попробуйте сделать его по инструкции на слайде. Спикеры, организуйте помощь друг другу если трудно. — Так что же мы могли бы сейчас посоветовать Пете? — Я забыла, а что Петя хотел построить? — А вы не хотели бы попробовать тоже построить пирамиду. Затем их сфотографируем и покажем мальчику, что у нас получилось. работа в группах – постройка пирамид : 1 группа – из кубов; ( дети послабее… ) 2 группа – из шаров и пластилина; ( сильные дети …) 3 группа – из шаров и кубов; 4 группа – постройка на ноутбуках ( в программе смарт ) Спикеры представляют пирамиды — свою групповую постройку. Проверка пирамид. Фотографирование их для Пети. |
Варианты ответов: — шар катится, а круг плоский; круг полностью лежит на столе, а шар выступает над столом; круг плоский, а шар объемный. — Надуть насосом. Варианты ответов: -квадрат плоский, а куб объемный; куб состоит из 6 квадратов. Делают куб (индивидуальная работа) — Использовать не плоские, а объёмные фигуры. — Пирамиду. круг и квадрат — плоские фигуры; шар и куб – объемные (пространственные) Работа в группах. Представление проектов. |
Знать различия между шаром и кругом, кубом и квадратом. Осознание практической важности различия изучаемых геометрических фигур Коммуникативные умения – умение ставить себя в позиции «слушатель» и «критик». Осознание ценности совместной деятельности. |
Физминутка (3мин) |
— Ребята, догадайтесь, кто с вами желает провести физминутку по кличке Шарик? С другом по кличке Кубик. Кто это? Попрыгаем как мячики…. Двигаемся, как кубики…( по группам) |
— собачка и кошка |
Выполняют упражнения, отдыхают. |
|
Первичное закрепление (8 мин) |
Закрепить новые знания по теме. Закрепить умение решать задачи. |
В жизни, какие предметы по форме похожие на шар вы встречали? Есть ли в классе такие предметы? А похожие на куб? — Мы ставили цель – научиться отличать шар и куб от других геометрических фигур. Давайте учиться. Откройте учебник, рассмотрим рисунки на стр. 9, задания 1.
— Задание 2. На какую фигуру похожи: циферблат будильника, стёкла очков, пуговица? Молодцы! — Шарик и Кубик предлагают вам решить интересную задачу с использованием денежек.
— Откройте тетрадь на стр. 8 и в задаче № 8 отметьте ответ. |
(Ответы детей) — На круг Решают задачу по слайду, отмечают в тетради ответ. |
Умение определять и придерживаться цели (Р); — умение сравнивать, классифицировать, делать выводы, доказывать (П).
-умение работать с учебником (К) |
Самостоятельная работа (3 мин) |
Самопроверка умения применять НЗ в типовых условиях. При помощи внешней речи проверить новые знания ребенка. |
— Молодцы! А теперь Кубик и Шарик хотели бы узнать, как вы умеете работать самостоятельно в рабочей тетради. Стр. 7 № 1,2
— Стр.7 № 1. Отметить «галочкой»: какой предмет |