«технология проектного обучения:сущность, цель и результаты»

Контрольная работа

Метод проектов как педагогическая технология

2.3. Сущность, цель и результаты метода проектов

В настоящее время в Российской Федерации идет процесс становления новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство. В современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. Следовательно, необходима смена существующей дидактической парадигмы, ориентированной на традиционное репродуктивное обучение, за счет изменения форм и методов обучения, его индивидуализации, увеличения комплекса новейших технических средств, широкого применения новых технологий обучения.

На современном этапе образования актуально использование и внедрение новых педагогических технологий, средств и методов обучения, которые соответствуют Федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения (ФГОС).

Метод проектов относится к одной из широко известных технологий, применяемых в современной школе [3].

Несмотря на то, что метод проектов относится к современным технологиям, он не является абсолютно новым в педагогической науке. Основоположником проектной методики принято считать американского педагога Джона Дьюи (1859-1952).

В основе его научного описания данной методики лежат постулаты прагматической педагогики [4].

Теорию Джона Дьюи коротко можно изложить следующим образом:

  • ребенок в развитии повторяет путь человечества в познании;

  • усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс;

  • для усвоения материала ребенок должен не просто слушать и воспринимать, но и являться активным субъектом процесса обучения.

Ценность предложенного метода, заключается в создании условий самостоятельного обучения, а именно проблематизации изучаемого материала, активности ребенка, связью обучения с жизнью ребенка.

Бесспорно, концепция Джона Дьюи и реализация его идей учениками и последователями — американскими педагогами Е. Пархерст и В. Кильпатриком — оказали большое влияние на систему образования XX столетия.

По мнению Кильпатрика, педагог должен ставить перед собой цель, которая должна служить катализатором для усиления познавательной деятельности, приобретения новых знаний и реализации плана достижения определенной цели. Приобретенные ребенком знания связаны с новой целью, которая, несомненно, побудит его совершать новые для себя открытия. В данном контексте и был введен термин «проект». Проектом является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом (по В. Кильпатрику) [6].

12 стр., 5749 слов

Использование метода проектов на х технологии в общеобразовательной школе

... развития творческих способностей школьников, с целью подготовки их к самостоятельной жизни. Все вышеизложенное определило цель данной курсовой работы. Цель работы: подготовить теоретическую базу для внедрения метода проектов на уроках технологии в ...

В России идея технологии проектного обучения возникла практически одновременно с разработками американских ученых. В 1905 году под руководством С.Т. Шацкого была создана группа сотрудников, внедрявшая проектную технологию. Метод проектов был интересен таким советским педагогам как Б.В.Игнатьеву, Е.Г. Кагарову, М.В. Крупениной, В.Н. Шульгину и многим другим. В большей степени идеи Дж. Дьюи были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко. Наркомпросом в 1930 году были утверждены программы для начальной школы и для школ ФЗС на основе комплекс-проектов.

Однако введение в практику школ таких новаций, уменьшило значительно объем общеобразовательных знаний по основным предметам школьной программы. В комплексно-проектных программах предполагалось уделять большое внимание выполнению конкретных практических дел обучающимися – «проектов».

Такой недостаток не позволил учащимся получать необходимый набор систематических знаний для успешного обучения в вузах и не обеспечивал достаточной подготовки учащихся. Более того, постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осужден, и в России с тех пор не было попыток использовать его в школьной практике. Поэтому метод проектов в то время не получил широкого распространения в школах страны, и только в 80-е годы он вновь стал актуален в отечественной педагогике, пришел к нам из-за рубежа одновременно с развитием компьютерных технологий [5].

Однако стоит отметить, что в зарубежных школах он активно развивался и успешно использовался.

Понимание сущности метода проектов американскими и отечественными педагогами было разным. Отечественные педагоги при внедрении данной технологии делали акцент на развитие социально значимых качеств личности, таких как трудолюбие, коллективизм, общественно-политическая активность и т.п. В индивидуализации процесса обучения на основании субъектного опыта и познавательного интереса заключалась ценность данного метода, по мнению американских ученых. Однако оба подхода имеют положительные моменты в педагогической науке, и в настоящее время метод проектов интересен, используется при обучении в средней школе.

Настоящим и ценным считается лишь только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Ребенку же свойственна активная познавательная деятельность, любознательность, и это нужно использовать для его полноценного развития и образования. Дети должны получать знания и приобретать опыт посредством проблемного обучения, изготовления всевозможных макетов, моделей, схем, находить ответы на разные вопросы, проявлять самостоятельность в процессе обучения и использовать индуктивный метод познания окружающего мира.

Педагог должен организовать процесс обучения посредством трудовой и игровой деятельности таким образом, чтобы у ребенка возникла потребность самосовершенствования, самообучения, и приобретение умения открывать для себя свойства и закономерности окружающего мира стало закономерным результатом обучения.

Понятие «метод проектов» сопоставимо с синонимами «проектная методика» или «технология проектного обучения».

технология

Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus. Буквальный перевод – «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют, во-первых – совокупность документов, необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых – это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение – какой-либо замысел или план.

Технология проектной деятельности

На данный момент существуют различные определения понятия «метод проектов», некоторые из них приведены в таблице.

Определения метода проектов

Автор

Определение

Педагогический

Энциклопедический

Словарь

Метод проектов — система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов [1].

Брыкова О.В.

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [2].

Полат Е.С.

Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приѐмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов [8].

Селевко Г.К.

Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Пахомова Н.Ю.

Метод проектов – это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики [7].

метод проектов

Результат работы после создания проекта должен быть соответственно оформлен и иметь материальную форму, к примеру, видеофильм, компьютерная газета, альбом и т.п. [9].

Цель проектного обучения

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации и т.д.), наблюдение, проведение эксперимента, умение строить гипотезы, обобщать;
  • развивают аналитическое мышление.

Главная идея проектного обучения (главная задача

Одним из важнейших условий формирования проектной культуры и проектной деятельности у детей является дифференциация образовательного пространства. Суть ее заключается в переходе от обязательной работы к работе по выбору, от обучения к созданию своего проекта, от работы под руководством учителя к самостоятельной работе ученика.

Многие исследователи и авторы статей и книг по данной теме отмечают, что работа над проектом — это достаточно сложный и спланированный процесс. Учитель играет роль независимого консультанта и помощника. Роль же ученика или группы детей заключается непосредственно в активной работе над проектом. Правильная и четко спланированная организация работы над проектом и деятельности учителя и ученика — еще одно из условий эффективности проектной деятельности.

При планировании работы над учебным проектом необходимо придерживаться определенной последовательности, выполнять проект поэтапно. Можно выделить пять основных этапов: выбор темы, планирование, разработка проекта, презентация, рефлексия.

Этапы работы над проектом (Е.С. Полат, Н.Ю. Пахомова)

Этапы работы над учебным проектом

Содержание этапов работы над проектом

Деятельность учеников, учителя, родителей

Мотивационный этап

Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования

Учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой.

Ученики обсуждают, предлагают собственные идеи.

Планирующий (подготовительный, проектировочный) этап

Выдвижение гипотез, их решений («мозговая атака», круглый стол и т.д.)

Определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности.

Обсуждение методов исследования (анализ инф., наблюдение, опрос и т.д.)

Обсуждение способов оформления конечных результатов (доклад, игра, видеоклип, презентация и др.)

Информационно-операционный

Сбор, систематизация и анализ полученных данных

Ученики собирают, отбирают материал, работают с литературой и другими источниками.

Учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником.

Практический (моделирующий)

Выполнение запланированных действий

Ученики непосредственно выполняют и оформляют проект.

Учитель помогает в решении возникающих у учащихся вопросов.

Контрольно-коррекционный

Подведение итогов, оформление результатов, их презентация

Ученики осуществляют самооценку готовности к защите проекта.

Учитель координирует готовность учащихся к защите проекта.

Рефлексивно-оценочный этап

Ученики представляют продукт собственной проектной деятельности, осуществляют устную или письменную самооценку, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы.

Учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности, координирует, направляет рефлексивно-оценочную деятельность учащихся.

Выводы, выдвижение новых проблем исследования

Стоит отметить, что для учителя важность метода проектов содержится в самом процессе работы, так как он является дидактическим средством развития и обучения школьников. Учащиеся же более заинтересованы в результате работы. И поэтому сбалансировать интересы позволяет выбор типа проекта. Выбирая тот или иной тип проекта, учитель может управлять активностью учащегося на протяжении всего периода работы над проектом, формируя у него, таким образом, нужные предметные знания и умения, общеучебные умения и навыки, необходимые компетентности.

Например, если учитель хочет развивать у ребенка критическое мышление, аналитические способности, способы восприятия и обработки информации, то в большей степени целесообразно выбрать исследовательский проект.

Для развития навыков работы с информацией, анализа, проверки сведений из различных источников правильным решением будет выбрать информационный проект.

При необходимости совершенствовать практические предметные навыки и умения обучающегося, применяются практико — ориентированные проекты.

Большое многообразие типов проектов позволяет учителю решать всевозможные задачи обучения и воспитания. В практике обычно проекты нельзя отнести к одному из типов, чаще всего они носят смешанный характер, каждый проект характеризуется тем или иным видом координации и сроками реализации.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования. «В последнее время в список социальных потребностей попали следующие необходимые сегодня качества личности: владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, владение специфическими навыками учебного труда (способность к самообразованию), нормы и эталоны социальной жизнедеятельности (воспитанность).

Если ученик будет обладать указанными свойствами, то он будет, с большой долей вероятности, реализован в современном обществе. Вместе с тем, такое образование будет обладать новым качеством, ибо оно другое, новое по сравнению с тем, что реализуется в предметно-нормативной модели образования и используется в представленных подходах к оценке его качества». [10]

Таким образом, умение использовать в своей педагогической практике проектного метода — это показатель высокого мастерства педагога. Учитель дает возможность ребенку проживать конкретную ситуацию, познавать глубже процессы, явления, изучать объекты, реализовать творческий потенциал, учиться отбирать и анализировать информацию, развивать нестандартное мышление и создавать что-то новое. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям постиндустриального общества.

При создании новой образовательной среды на основании Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, метод проектов является одной из форм реализации системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании.

Таким образом, метод проектов, как педагогическая технология, предполагает совокупность исследовательских и поисковых методов с целью их творческой реализации. Он позволяет рационально сочетать теоретические знания и применять их на практике для решения конкретных задач и проблем во всех отраслях окружающего мира. Метод предполагает активную самостоятельную работу по постановке проблемы, поиску ее решений, а также формулировке, подробному анализу и оценке конкретного решения. Проектный метод, таким образом, помогает раскрыть творческих потенциал обучающихся, развивает практические навыки применения полученных теоретических знаний школьниками.

Проект – это специально организованный учителем комплекс действий, направленный, на самостоятельную деятельность учащимися, результатом которой является создание конкретного творческого продукта.

С моей точки зрения, с применением метода проектов повышается мотивация, развивается креативность, формируются личностные качества, лучше усваивается учебный материал, приобретается знание и владение основными исследовательскими методами. Можно выбирать дело по душе, по способностям и интересам, самостоятельно искать и анализировать информацию, создавать что-то новое и полезное.

Проектная технология – это технология будущего. Я считаю, что ее можно активно внедрять как в учебную, так и во внеурочную деятельность.

Изучив теоретические аспекты данного вопроса, я в своей работе буду использовать метод проектов при работе с детьми, поделюсь с коллегами на педсовете, методическом объединении (выступление).

1. Бим-Бад, Б.М. Педагогический Энциклопедический Словарь[Текст] / Гл.ред. Б.М.Бим-Бад. — М.:Большая Российская Энциклопедия, 2002. — 528с.

2. Брыкова, О.В. Проектная деятельность в учебном процессе [Текст] / О.В. Брыкова, Т.В. Громова. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32с.

3. Вохменцева, Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей [Текст]/ Е.А. Возменцева // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 58-65.

4. Гугкаева, И.Т. Метод проектов как педагогическая технология [Текст] / И.Т.Гугкаева // Сибирский педагогический журнал. — 2013. — №2. – С. 144-146

5. Зайцев, В.С. Современные педагогические технологии[Текст] : учебное пособие.в 2-хкнигах. / В.С. Зайцев.– Книга 1. – Челябинск, ЧГПУ, 2012 – 411 с.

6. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст]: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. / Н.Ю. Пахомова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005 – 112с.

7. Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение — что это? [Текст] / Н.Ю. Пахомова // Методист. — 2004. — № 1. – с. 42.

8. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]:учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.

9. Полат, Е.С. Современные и педагогические технологии в системе образования [Текст]: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Академия, 2010. – 368 с.

10. Салихов, Б.В. Экономическая теория [Электронный ресурс]: учебник / Б. В. Салихов. — М.: Дашков и К (50284), 2014

11. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) [Электронный ресурс]. — URL: http://pedsovet.su/publ/164-1-0815Загл. с экрана (дата обращения: 17.11.2016)

12. https://ru.wikipedia.org/