«Внедрение активных методов обучения»

Курсовая работа
Содержание скрыть

Целью современного образования является развитие личности обучающегося, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению учащихся; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские школы; активно используется зарубежный опыт; родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему. Вместе с тем, по моему мнению, в настоящее время теория и практика образования желает быть значительно лучше в методическом и практическом отношении, а что касается теории, то недостаточно описаны активные методы обучения и воспитания в учебных заведениях, а еще меньше используется в педагогическом процессе.

Уроки с использованием современных средств и методов обучения повышают мотивацию, пробуждают интерес школьников к предмету. Методы обучения приемы и способы, совместной работы обучающего и обучаемых по передаче и усвоению знаний, умений и навыков, а также по развитию способностей и профессиональных качеств, необходимых в практической деятельности. Активные методы обучения методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить учащегося к творческому участию в нем. Задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей. Интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учеников в процессе обучения. Обмен мыслями может быть достигнут через диалог с учениками, однако ученики могут вести его между собой в процессе совместного исследования. Групповое обучение это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является группа. Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.

Проблеме активизации учения школьников посвящены исследования ученых, педагогов, психологов, дидактов и методистов. Среди которых находятся работы Ю.К.Бабанского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, М.А.Данилова, Ф.Ф.Королева, И.Я.Лернера, А.К.Марковой, М.Н.Скаткина, И.И.Тихонова, И.Ф.Харламова, Т.И.Шамовой, Г.И.Щукиной и других. Однако эта проблема без преувеличения крайне актуальная и центральная.

Цель исследования

  1. дать определение понятия «активные методы обучения»;

    10 стр., 4988 слов

    Методы проведения маркетинговых исследований

    ... Важным этапом исследовательской работы является план маркетингового исследования, который базируется на принятой концепции и представляет собой конкретный документ, направляющий деятельность маркетинговой службы (см. схему плана на ... т.д. Анализ собранной информации предполагает ее изучение, переработку с помощью различных методов и приемов, а также извлечение необходимых сведений из всего массива ...

  2. проанализировать состояние проблемы в теории и практике дополнительного образования;

  3. определить особенности использования активных методов обучения в дополнительном образовании;

  4. выработать практические рекомендации педагогу дополнительного образования по внедрению активных методов обучения школьников. Методы исследования : анализ научной литературы, контент-анализ понятий, обобщение, систематизация, педагогическое наблюдение. Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

    1. Сущность и содержание активных методов обучения

Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. Это связано с тем, что пока нет общепринятого определения активных методов обучения (АМО).

Поэтому иногда понятия активных методов обучения расширяют, относя к ним, например, современные формы организации обучения такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры. Строго говоря, это формы организации и проведения цельного образовательного мероприятия или даже предметного цикла, хотя, конечно, принципы данных форм обучения можно использовать и для проведения отдельных частей урока. В других случаях, авторы сужают понятия активного метода обучения, относя к ним отдельные методы, решающие конкретные задачи. Например, активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Активные методы обучения характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет. Действительно, с помощью активных методов можно эффективно решать проблемы, но этим цели и задачи этих методов не ограничиваются, и возможности активных методов различны не только в смысле «активизации учебной и учебно-производственной деятельности», но и в смысле многообразия достигаемых образовательных эффектов тоже.

Помимо диалога, активные методы используют и полилог, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса. И, конечно же, активным метод остается вне зависимости от того, кто его применяет, другое дело, что для достижения качественных результатов использования активных методов обучения необходима соответствующая подготовка учителя. Исходя из вышесказанного, активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. Эффективность процесса и результатов обучения с использованием активных методов обучения определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе. К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. А.Вербицкий интерпретирует сущность активного обучения следующим образом: активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении. М. Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения:

24 стр., 11671 слов

Применение ККТ в современной коммерческой деятельности

... ККМ. 4.2. Пассивная системная ККМ. 4.3. Активная системная ККМ. 4.4. Фискальный регистратор. Активная системная контрольно-кассовая техника (ККТ) - кассовые аппараты, способные, как и пассивные ККМ, ... (Реестр). Современный предприниматель должен правильно подобрать оптимальную модель кассового аппарата, отвечающего специфике своей деятельности. Также очень важно знать и правильно владеть законами о ...

  • принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;

  • достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);

  • самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых. Идея активного обучения требует «додумывания» и теоретической доработки. Сегодня в активном обучении нет четкой теоретической концепции, подходы и методы смешиваются под одно название, нет общепринятой классификации методов. Наиболее полную классификацию активных методов обучения дала М. Новик, выделяя имитационные и неимитационные активные группы обучения. Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между преподавателем и обучаемыми. Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности).

    Особенность имитационных методов разделение их на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым. М.Новик указывает на их высокий эффект при усвоении материала, поскольку достигается существенное приближение учебного материала к конкретной практической или профессиональной деятельности. При этом значительно усиливаются мотивация и активность обучения. Таким образом, можно сказать, что активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

    6 стр., 2621 слов

    Использование и внедрение в учебный процесс новых технологий ...

    ... Проблемная ситуация мотивирует исследовательскую деятельность учащихся. На курсах учителей иностранного языка речь шла о применении метода «кейса» (решения конкретной ситуации). Алгоритм кейса для изучения темы «Начало учебного года» по ...

1.2. Характеристика активных методов обучения

Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки. При проблемном обучении новое знание вводится как неизвестное для учащихся. Функция учащихся не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания. Основной дидактический прием «включения» мышления учащихся при проблемном обучении – создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом (вопросами), который это противоречие объективирует. Неизвестным является ответ на вопрос, разрешающий противоречие. Познавательные задачи должны быть доступны по своей трудности для учащихся, они должны учитывать познавательные возможности обучаемых, лежать в русле изучаемого предмета и быть значимы для усвоения нового материала.

Дидактическое построение проблемного обучения заключается в логически стройном устном изложении, точно и глубоко освещающем основные положения темы. Учебная проблема и система соподчиненных проблем, составленных преподавателем, «вписываются» в логику изложения. С помощью соответствующих методических приемов (постановка проблемных и информационных вопросов, выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение, анализ ситуации и др.) педагог побуждает учащихся к совместному размышлению, поиску неизвестного знания. Важнейшая роль в проблемном обучении принадлежит общению диалогического типа. Чем выше степень диалогичности обучения, тем ближе она к проблемной, и наоборот, монологическое изложение приближает обучение к информационной форме. Таким образом, при проблемном обучении базовыми являются следующие два важнейших элемента:

  • система познавательных задач, отражающих основное содержание темы;

  • общение диалогического типа, предметом которого является вводимый учителем материал.

Анализ конкретных ситуаций — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации. Разыгрывание ролей — игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими основными признаками:

7 стр., 3048 слов

Метод конструирования задач

... глав и Заключения. Каждая часть представляет один из способов конструирования задач, некоторые из них содержат задачи, составленные по данному алгоритму. 1. ПЕРЕФРАЗИРОВКА. Этот прием делится на несколько ... какой-либо геометрической фигуры. Задачи на нахождение и задачи на доказательство тесно связаны. Чаще всего, узнав доказательство той или иной теоремы, учащиеся решают задачи на нахождение, в ...

  • наличие задачи и проблемы и распределение ролей между участниками их решения. Например, с помощью метода разыгрывания ролей может быть имитировано производственное совещание;

  • взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения дискуссии. Каждый из участников может в процессе обсуждения соглашаться или не соглашаться с мнением других участников;

  • ввод педагогом в процессе занятия корректирующих условий. Так, учитель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло, и т.д.;

  • оценка результатов обсуждения и подведение итогов учителем.

Метод разыгрывания ролей наиболее эффективен при решении таких отдельных, достаточно сложных управленческих и экономических задач, оптимальное решение которых не может быть достигнуто формализованными методами. Решение подобной задачи является результатом компромисса между несколькими участниками, интересы которых не идентичны. Разыгрывание ролей требует для разработки и внедрения значительно меньших затрат времени и средств, чем деловые игры. При этом оно является весьма эффективным методом решения определенных организационных, плановых и других задач. Ориентировочно метод разыгрывания ролей требует для проведения от 30 до 35 минут. Игровое производственное проектирование — активный метод обучения, характеризующийся следующими отличительными признаками: наличие исследовательской, методической проблемы или задачи, которую сообщает обучаемым преподаватель; разделение участников на небольшие соревнующиеся группы (группу может представлять один учащийся) и разработка ими вариантов решения поставленной проблемы (задачи).

Проведение заключительного заседания научно-технического совета (или другого сходного с ним органа), на котором с применением метода разыгрывания ролей группы публично защищают разработанные варианты решений (с их предварительным рецензированием).

Метод игрового производственного проектирования значительно активизирует изучение учебных дисциплин, делает его более результативным вследствие развития навыков проектно-конструкторской деятельности обучаемого. В дальнейшем это позволит ему более эффективно решать сложные методические проблемы. Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) — образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем. На семинаре-дискуссии учащиеся учатся точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию одноклассника. В такой работе учащийся получает возможность построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания. В одном случае участники стремятся выдвинуть как можно больше идей, не подвергая их критике, а потом выделяются главные, обсуждаются и развиваются, оцениваются возможности их доказательства или опровержения. В другом случае семинар-дискуссия получает своего рода ролевую «инструментовку», отражающую реальные позиции людей, участвующих в научных или иных дискуссиях. Можно ввести, например, роли ведущего, оппонента или рецензента, логика, психолога, эксперта и т.д., в зависимости от того, какой материал обсуждается и какие дидактические цели ставит преподаватель перед семинарским занятием. Если учащийся назначается на роль ведущего семинара-дискуссии, он получает все полномочия преподавателя по организации дискуссии: поручает кому-то из старшеклассников сделать доклад по теме семинара, руководит ходом обсуждения, следит за аргументированностью доказательств или опровержений, точностью использования понятий и терминов, корректностью отношений в процессе общения и т.д. Оппонент или рецензент: воспроизводит процедуру оппонирования, принятую в среде исследователей. Он должен не только воспроизвести основную позицию докладчика, продемонстрировав тем самым ее понимание, найти уязвимые места или ошибки, но и предложить свой собственный вариант решения. Логик выявляет противоречия и логические ошибки в рассуждениях докладчика или оппонента, уточняет определения понятий, анализирует ход доказательств и опровержений, правомерность выдвижения гипотезы, и т.д. Эксперт оценивает продуктивность всей дискуссии, правомерность выдвинутых гипотез и предложений, сделанных выводов высказывает мнение о вкладе того или иного участника дискуссии в нахождение общего решения, дает характеристику того, как шло обучение участников дискуссии, и т.д. Преподаватель может ввести в дискуссию любую ролевую позицию, если это оправдано целями и содержанием семинара. Целесообразно вводить не одну, а две парные роли (два логика, два эксперта), с тем, чтобы большее число студентов получили соответствующий опыт. Но особая роль принадлежит, конечно, учителю. Он должен организовать такую подготовительную работу, которая обеспечит активное участие в дискуссии каждого учащегося. Он определяет проблему и отдельные проблемы, которые будут рассматриваться на семинаре; подбирает основную и дополнительную литературу для докладчиков и выступающих; распределяет функции и формы участия студентов в коллективной работе; готовит учащихся к роли оппонента, логика; руководит всей работой семинара; подводит итоги состоявшейся дискуссии. Во время семинара-дискуссии учитель задает вопросы, делает отдельные замечания, уточняет основные положения доклада ученика, фиксирует противоречия в рассуждениях. «Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Наряду с активным обменом знаниями, у учащихся вырабатываются профессиональные умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения. Важное условие при организации «круглого стола»: нужно, чтобы он был действительно круглым, т.е. процесс коммуникации, общения, происходил «глаза в глаза». Принцип «круглого стола» (не случайно он принят на переговорах), т.е. расположение участников лицом друг к другу, а не в затылок, как на обычном занятии, в целом приводит к возрастанию активности, увеличению числа высказываний, возможности личного включения каждого учащегося в обсуждение, повышает мотивацию учащихся, включает невербальные средства общения, такие как мимика, жесты, эмоциональные проявления. Преподаватель также располагается в общем кругу, как равноправный член группы, что создает менее формальную обстановку по сравнению с общепринятой, где он сидит отдельно от учеников они обращены к нему лицом. В классическом варианте участники дискуссии адресуют свои высказывания преимущественно ему, а не друг другу. А если преподаватель сидит среди детей, обращения членов группы друг к другу становятся более частыми и менее скованными, это также способствует формированию благоприятной обстановки для дискуссии и развития взаимопонимания между педагогами и учениками. Составной частью любой дискуссии является процедура вопросов и ответов. Умело поставленный вопрос (каков вопрос, таков и ответ) позволяет получить дополнительную информацию, уточнить позиции выступающего и тем самым определить дальнейшую тактику проведения «круглого стола». С функциональной точки зрения, все вопросы можно разделить на две группы:

13 стр., 6428 слов

По физике «Игра и игровые технологии обучения. Организационно-деятельностные ...

... обучения, индивидуализация и дифференциация обучения, наглядность, доступность подачи информации в игре полностью реализуется. Игровая технология выгодно отличается от других методов обучения ... небольшой части учащихся, которые ... технологии во внеурочное время. Конечно, игра не должна являться самоцелью, не должна проводиться только ради развлечения детей. Она обязательно должна быть дидактической, ...

28 стр., 13767 слов

Методы обучения технологии

... путем активного поиска. Е.А. Лутцевой описаны два пути обучения технологии в начальной школе: а) репродуктивный: передача знаний (отсутствие стимулов к самостоятельности, творчеству), методами которого являются: объяснение, наглядный показ, пошаговый диктант, работа по ...

  1. Уточняющие (закрытые) вопросы, направленные на выяснение истинности или ложности высказываний, грамматическим признаком которых обычно служит наличие в предложении частицы «ли», например «Верно ли, что?», «Правильно ли я понял, что?». Ответить на такой вопрос можно только «да» или «нет».

  2. Восполняющие (открытые) вопросы, направленные на выяснение новых свойств или качеств интересующих нас явлений, объектов. Их грамматический признак наличие вопросительных слов: что, где, когда, как, почему и т.д.

С грамматической точки зрения, вопросы бывают простые и сложные, т.е. состоящие из нескольких простых. Простой вопрос содержит в себе упоминание только об одном объекте, предмете или явлении. Для того чтобы не погасить активность школьников, учитель не должен:

  • превращать дискуссию в контрольный опрос учащихся;

  • давать оценки суждениям по ходу выступлений и раньше времени высказывать свое мнение;

  • подавлять аудиторию;

  • занимать позицию ментора, поучающего аудиторию и знающего единственно правильные ответы на все вопросы;

  • помнить, что на занятии, проводимом в активной форме, главным действующим лицом является ученик: нужно ждать активности от него, а не от самого учителя, который выступает в роли консультанта, руководителя дискуссии и ее более компетентного, но равноправного участника.

    8 стр., 3773 слов

    Технологии активного обучения

    ... дискуссии деловая игра; педагогические ситуации; педагогические задачи; ситуация инсценирование различной деятельности; коллективная мыслительная деятельность; ТРИЗ работа; Методы активного обучения могут ... как системы. Обучение - это организованная педагогами учебно-познавательная деятельность учащихся в целях усвоения им содержания образования. Следовательно, метод обучения, преподавания - ...

Во время проведения «круглого стола» царит деловой шум, многоголосье, что, с одной стороны, создает атмосферу творчества и эмоциональной заинтересованности, а с другой — затрудняет работу учителя. Ему необходимо среди этой полифоничности услышать главное, создать рабочую обстановку, дать возможность высказаться, правильно вести нить рассуждений. Но все трудности окупаются высокой эффективностью такой формы проведения занятий.

Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

К деловым играм нельзя относить все появляющиеся новые приемы и методы обучения и любую учебную игру, как это иногда делается как в педагогической практике, так и в отдельных выступлениях в печати. Поэтому такие формы проведения уроков, как урок-концерт, урок-экзамен и т.н.; урок-соревнование, урок-викторина, имитация познавательно-развлекательных телепередач на уроках, не относятся не только к деловой игре, но и к технологии активного обучения, да и вообще к новым формам и методам. Эти методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся, оживление учебного процесса с помощью всевозможных игровых ситуаций не отвечают тем особенностям и условиям организации, которые определяют технологию активного обучения. В викторине, соревновании ученик может принимать участие, может и не принимать, но останется пассивным участником-зрителем. Попытки заставить его приведут к потере игрового момента и положительной настроенности на деятельность. В технологии активного обучения «вынужденная активность» участников обусловлена условиями и правилами, при которых ученик или активно участвует, напряженно думает, или вообще выбывает из процесса.

Правила деловой игры определяются выбранной деятельностью. Одним из ее вариантов являются ролевые игры. Когда дети играют в «дочки-матери», они точно имитируют все входящие в игру роли и не могут от них отступать: так папы не делают, детям так вести себя нельзя, мама должна… и т.д. Возможно использование деловой игры в учебном процессе. Например, исходя из современных рыночных условий жизни, на занятиях по основам экономических знаний можно провести деловую игру «Банк», в которой в процессе проигрывания ситуаций работы банка лучше понимается и осваивается сложная для заучивания терминология, что она обозначает, сам характер деятельности банка, его место и значение в рыночных отношениях. Такая игра может быть организована и на этапе первичного закрепления материала, и как обобщение, и как определенная форма контроля. В данном случае речь идет о самом стандартном варианте деловой игры. Такие варианты, как организационно-Деловые и организационно-мыслительные игры и аналогичные им, требуют очень серьезной специальной подготовки их организаторов.

С появлением технологии активного обучения давно известные Учителям драматизация и театрализация стали одним из вариантов (еловой игры и широко используются в технологии диалога культур. Драматизация — инсценирование, разыгрывание по ролям содержания учебного материала на уроках. Ролями могут наделяться не только живые персонажи, но и любые неживые предметы и феномены из любой области знаний. Театрализация — театральные представления разных жанров по учебному материалу во внеучебное время с большим количеством участников, продолжительные по времени, с декорациями и другими атрибутами. В них вовлекаются все учащиеся класса или всех классов параллели, старшие школьники и ученики младшего возраста. Это могут быть постановки по программным литературным произведениям, историческим сюжетам и т.п.

58 стр., 28511 слов

Совершенствование системы обучения персонала организации (на ...

... следующее понятие «обучение персонала». Обучение персонала представляет собой отрегулированный процесс получения знаний, овладения умениями обслуживания, способами общения сотрудников и навыками работы в сфере сервиса под руководством специалистов. В процессе обучения сотрудник получит такие знания, ...

Квест – сравнительно недавно сложившаяся педагогическая технология, в которой совмещены элементы игры, мозгового штурма, тренинга. Квестовая технология может быть направлена на выполнение обучающимися проблемных заданий с использованием цифровых образовательных ресурсов (в том числе и ресурсов сети Интернет).

Поскольку квест-технология представляет собой относительно новое явление в отечественной педагогике, до сегодняшнего дня отсутствуют единые подходы к ее научному определению и, соответственно, системные классификации существующих педагогических квестов. Исследователь И. Н. Сокол аналитическим путем выделил ряд характерных признаков, на основании которых в современной инновационной педагогической практике обычно подразделяют квест-технологии (по научной концепции усвоения опыта, по уровню применения, по отношению к учащемуся, по ориентации на личностные структуры, по типу организации и управления деятельностью).

В результате этот автор предложил достаточно развёрнутую модель классификации педагогических квестов. Но для современной практической педагогики гораздо более важно знать, какие компетенции формирует у учащихся та или иная разновидность квест-технологии. Квест-технология – развивающийся феномен, поэтому он непрерывно трансформируется. Сегодня, на наш взгляд, можно выделить два основных типа современных образовательных квестов: web-квесты и экскурсионные квесты (маршрутные квесты).

Несмотря на сравнительную молодость кейсового движения в российской образовательной среде, преподаватели различных учебных дисциплин предлагают свои собственные подходы к составлению и проведению образовательных квест-программ. Однако опыт использования экскурсионных квест-технологий встречается нам гораздо реже. А ведь еще основоположник современной географической науки Н.Н. Баранский признавал особую важность экскурсии в образовании и воспитании учащихся, в частности, он утверждал, что экскурсия – это перевод географии со страниц учебника в жизнь.

    1. Эффективность активных методов обучения

Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% — при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и российскими исследователями. Одним из направлений интенсификации обучения является использование более эффективных форм получения, переработки и усвоения информации. Конечно, мало кого могут устроить 5-10% эффективности усвоения учебного материала, свойственные традиционным формам обучения – лекции и чтению учебника. Активные методы обучения позволяют за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления повысить в несколько раз эффективность и качество обучения. Кроме интенсификации освоения учебной информации, активные методы обучения позволяют так же эффективно в процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества. Но и это еще не все возможности активных методов обучения. Параллельно с обучением и воспитанием, применение активных методов обучения в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др. Не меньшее значение имеет повышение интереса и мотивированности учителя, как от использования активных методов обучения, дающего простор для творческого поиска и развития потенциала педагога, так и вследствие повышения эффективности и качества его профессиональной деятельности. Освоив существующие активные методы, технологию их применения в образовательном процессе и убедившись в эффективности активных методах обучения, педагог может более активно использовать свой творческий потенциал, разрабатывая и внедряя авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями учеников и реальными потребностями местного сообщества. Игровая форма разбора и презентации материала, возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий, подключение творчества при подготовке презентации, соревнование команд, азарт, значительная доля самостоятельности на уроке, ответственность за правильность представления материала и усвоения его другими – все это вызывает развитие высокой мотивированности обучающихся, интерес и желание заниматься. Образовательный процесс перестает быть чем-то навязанным извне, он становится органичной частью жизни обучающегося как дома, при подготовке, когда у обучающегося появляется возможность проявить себя в разных легитимных формах. Важно также отметить, что передача обучающимся части полномочий по освоению образовательной программы, признание их значимой роли в достижении успеха обучения, а также учет психофизиологических особенностей школьников при проектировании и осуществлении обучения и воспитания меняет в положительную сторону отношение обучающихся к учителю и к образовательному процессу, что, в свою очередь, приводит к созданию благоприятного климата в классе и школе, содействуя успешному выполнению стоящих перед школой целей. Активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний. Технология активного обучения – это обучение, соответствующее силам и возможностям школьников.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

Преследуя образовательные цели, активные методы обучения воздействуют в комплексе на личность ребенка, влияют на умственное развитие.

Активные методы способствовали лучшему усвоению знаний по развитию связной речи, ознакомлению с окружающим, развитию математических представлений. Дети развивали внимание, умение быстро сообразить, выполнить точно ответить, проявить сообразительность.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся, уверенности и мотивированности учителя, соответствия результатов деятельности школы ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ, МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО, ОБРАЗОВАНИЯ

2.1 Квест как метод активного обучения в практике педагога дополнительного образования

В качестве научного эксперимента, для внедрения активных методов обучения, научными сотрудниками городского музея были разработаны квесты-игры для учащихся учебных заведений города Макеевка. Как показала практика обучение происходит незаметно и при решении поставленных игровых задач учащиеся запоминают большой объем разнообразной информации гораздо эффективнее, чем в условиях стандартной экскурсии или классического урока.

Так, игра-экскурсия, где участникам экскурсии предлагается решить интеллектуальные задачи, воспользовавшись экспонируемыми музейными предметами. При знакомстве с историей заселения края юный экскурсант может не только визуально, а и тактильно познакомиться с предметами быта, созданными представителями разных этнических групп. Экскурсия – форма организации процесса обучения, которая давно применяется в практике учреждений среднего, среднего специального и высшего образования. Она объединяет учебный процесс с жизнью общества, позволяет реализовать целый ряд общедидактических принципов (научность, наглядность, связь с общественной практикой, активность обучаемых и т. д.).

В то же время экскурсия выполняет ряд воспитательных задач:

содействует формированию у обучающихся мировоззрения, идеалов и системы ценностей;

  • развивает потребностно-мотивационную сферу личности обучающихся;
  • оказывает влияние на их профориентацию;

реализует основные направления воспитательной работы (духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, интеллектуальное, трудовое, экологическое и др.).

Традиционные формы музейно-педагогической работы призваны, в первую очередь, информировать и обучать, однако потенциал музея позволяет стимулировать развитие творческих начал, исследовательской деятельности. Поскольку система образования актуализировала задачу формирования исследовательских умений и навыков, краеведческий музей открывает широкие возможности для внедрения активных методов обучения в образовательный процесс.

Внедрение активных методов в образовательный процесс учебных заведений города способствовало разработку и проведение квест-игр: «От Дикого поля к индустриальной Макеевки», рассчитана на учащихся 5-8 классов, где учащиеся изучают и закрепляют знания, полученные на уроках об истории родного края начиная с появления первобытного человека до начала 17 века; квест для старшеклассников и студентов учебных заведений города «Макеевка в 20 веке»; квест-игра «Нам дороги эти позабыть нельзя…», посвященная Великой Отечественной войне, рассчитаная на старшеклассников и студентов колледжей. В условиях квест-игр учащиеся с помощью различных типов заданий расширяют, углубляют и закрепляют свои знания по истории. Типы и тематика заданий позволяют охватить весь комплекс исторических процессов и событий, основные персоналии и географию действий, при этом в каждое задание включается местный аспект истории данного периода.

Главной целью квест-игр стояло закрепление полученных на уроках истории и краеведения знаний по отечественной истории, содействие формированию у учащихся и студентов гражданственности и патриотизма, духовно-нравственных качеств и национального самосознания в процессе изучения истории города Макеевки в ХХ веке. Задачами квеста, является: приобщение учащихся и студентов к изучению истории города Макеевки в ХХ веке; развить чувство коллективизма, взаимовыручки, умения работать в команде; повысить познавательный интерес к обучению; популяризировать музейный квест как один из способов организации досуга молодежи.

Также, внедрением активных методов обучения является краеведческая конференция – мероприятие, основной целью которого является приобщение ученической молодежи к исследовательской и творческой деятельности по изучению родного края, привития молодежи навыков проведения поисковой работы, выполнения творческих работ, закрепления опыта их публичной защиты.

На следующих примерах мы можем убедиться, что в Российских музеях идёт внедрение активных методик, а также занятий, предполагающих активное участие зрителя. Так в музейном центре народного творчества «Гама-юн» (Екатеринбург), в 2007 году был разработан проект «Шла девица к ставнику». Проект состоит из двух частей. Первая часть представляет собой экскурсию «Уральские рукодельницы». Практическая часть экскурсии проходит в специально оборудованном помещении — «Девичьей светёлке», где сотрудники центра «Гама-юн» показывают посетителям основные приёмы ткачества. В республиканском детском музейном центре музея-заповедника «Кижи» в 2008 году была открыта детская интерактивная выставка «Путешествие в страну двух эпосов», построенная на игровых и интерактивных технологиях как наиболее эффективных для детского восприятия. Детский интерактивный путеводитель-карта помогает посетителям путешествовать по «фольклорной стране», знакомиться с эпическими героями, решать хитроумные задания. Национальный музей Удмуртской Республики им. К.Герда в своей образовательной деятельности активно использует интерактивные технологии, предлагая посетителям интерактивные экскурсии: через игру, несложные занятия, конкурсы, погружение в прошлое, дети знакомятся с бытом, занятиями и праздником жителей удмуртской деревни. Государственная Третьяковская галерея проводит регулярные музейно-образовательные интерактивные программы, музейные игры. Так, на экспозиции «И.И. Шишкин. К 175-летию со дня рождения» была создана «лаборатории художника», где были представлены гербарии, старинный фотоаппарат, инструменты художника — гравёра, альбомы набросков всё, что смогло помочь посетителям иначе посмотреть на работы великого мастера пейзажа. Интересно отметить, что сюжетные линии квестов, которые разработали студенты, по совместительству научные сотрудники краеведческого музея г. Евпатории Республики Крым, частично отражают готовность к действиям в нестандартных ситуациях. Так, в квесте «Секретная лаборатория» студенты пытались спасти людей от захвата искусственным интеллектом. Ряд заданий, которые придумывали студенты, направлен на то, чтобы определить, что остается «человеческого» в человеке, когда стремительно развивается робототехника и роботы «внедряются» в обыденную жизнь людей. Квест «Полет на Марс» касался проблем адаптации к новым пространствам (реальным, виртуальным, внеземным).

Квест «Сталкер» в сюжетной линии рассматривал последствия глобальной экологической катастрофы и возможности восстановить социальные связи на пострадавшей территории. Знание литературы, современного кино, целый спектр общекультурных компетенций потребовался учащимся во время работы над этими проектами. «Я по-другому стал оценивать возможности своей будущей профессии», «взгляд в будущее не просто как фантастика, а как возможное поле для работы» — такой была рефлексия учащихся после проведения семинарского занятия, на котором они разрабатывали квесты.

2.2 Практические рекомендации по внедрению активных методов обучения для педагогов дополнительного образования

В результате изучения психолого-педагогической литературы по внедрению активных методов обучения в работе педагога дополнительного образования, в частности разработка и изучение опыта других педагогов дополнительного образования, автором данной работы были разработаны практические рекомендации по внедрению активных методов обучения. Педагогу следует учитывать, что:

1. Организует внимание и повышает интерес в обучении опорные схемы, выполненные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка. 2. При выборе активных методов необходимо принимать во внимание: возрастные особенности учащихся, специфику занятий, уровень развития учащихся, их возможностей, уровень материально-технического оснащения учебного учреждения.

3.Задания на занятиях должны быть по силам всем учащимся. 4.Нетрадиционное начало занятия способствует эмоциональному настрою (использование ребуса, загадки, анаграммы).

5.Следует применять на практике не только свой опыт работы, но и опыт работы других педагогов. 6. Позитивный настрой педагога, поддерживающего самостоятельную работу учащихся, их инициативу, творчество, командную игру, соревнование, а также использующего разнообразные формы обучения оказывают сильное мотивирующее действие на учащихся. 7. Увлеченность предметом, стремление пополнять свои знания, а также любовь к своей работе в значительной степени влияют на то, как учащиеся относятся к процессу обучения. Ведь учитель – пример для подражания.

Эффективность внедрения активных методов в процессе обучения будет заключаться в следующем:

1. Преподнесение насущной практической необходимости в знаниях для жизни человека.

2. Использование яркого, красочного раздаточного и наглядного материала на занятиях.

3. Создание нестандартных ситуаций в процессе обучения.

4. Создание проблемных ситуаций, в которых должны содержаться трудности, поиски способов их решения.

5. Использование дифференцированного подхода с учетом их индивидуальных особенностей.

6. Использование занимательных ситуаций, историй, головоломок, кроссвордов и др.

7. Организация на каждом занятии сотрудничества учащихся не только с учителем, но и со сверстниками (групповая работа).

8. Применение творческих заданий в процессе обучения.

9. Внедрение занимательных задач со сказочными сюжетами и образами.

10. Использование игровых методов обучения на любом этапе занятия.

11. Проведение занятий использованием компьютерных презентаций, интерактивных тренажеров.

12. Создание и поддерживание атмосферы доверительного общения, основанной на положительном отношении педагога к учащимся, к постановке ими познавательных процессов, одобрительной оценке их активности, обращенных к педагогу (сомнения, возражения, указания на трудности, просьба о помощи).

Педагогу необходимо соблюдать некоторые требования к проведению дидактических игр:

  • игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к занятию;

  • правила игры должны быть простыми, точно сформулированными;

  • материал игры должен быть посилен для всех детей;

  • дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию;

  • игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок;

  • подведение результатов игры должно быть справедливым и четким.

Таким образом, правильно организованная работа на занятиях способствует постепенному развитию и усилению познавательного интереса у детей. Несомненным фактом мастерство педагога, его собственное отношение к процессу обучения. Очень важно, чтобы учащиеся переживали радость открытия на каждом уроке, чтобы у них развивался познавательный интерес, и формировалась вера в собственные силы.

В методических рекомендациях отражены наиболее актуальные вопросы теории и практики применения активных методов обучения: понятие и классификация активных методов обучения, рекомендации по выбору видов активных методов обучения при реализации различных учебных задач, основные методические подходы к организации групповой работы и т.д.