Метод проектов как педагогическая технология
2.3. Сущность, цель и результаты метода проектов
В настоящее время в Российской Федерации идет процесс становления новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство. В современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. Следовательно, необходима смена существующей дидактической парадигмы, ориентированной на традиционное репродуктивное обучение, за счет изменения форм и методов обучения, его индивидуализации, увеличения комплекса новейших технических средств, широкого применения новых технологий обучения.
На современном этапе образования актуально использование и внедрение новых педагогических технологий, средств и методов обучения, которые соответствуют Федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения (ФГОС).
Метод проектов относится к одной из широко известных технологий, применяемых в современной школе [3].
Несмотря на то, что метод проектов относится к современным технологиям, он не является абсолютно новым в педагогической науке. Основоположником проектной методики принято считать американского педагога Джона Дьюи (1859-1952).
В основе его научного описания данной методики лежат постулаты прагматической педагогики [4].
Теорию Джона Дьюи коротко можно изложить следующим образом:
-
ребенок в развитии повторяет путь человечества в познании;
-
усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс;
-
для усвоения материала ребенок должен не просто слушать и воспринимать, но и являться активным субъектом процесса обучения.
Ценность предложенного метода, заключается в создании условий самостоятельного обучения, а именно проблематизации изучаемого материала, активности ребенка, связью обучения с жизнью ребенка.
Бесспорно, концепция Джона Дьюи и реализация его идей учениками и последователями — американскими педагогами Е. Пархерст и В. Кильпатриком — оказали большое влияние на систему образования XX столетия.
По мнению Кильпатрика, педагог должен ставить перед собой цель, которая должна служить катализатором для усиления познавательной деятельности, приобретения новых знаний и реализации плана достижения определенной цели. Приобретенные ребенком знания связаны с новой целью, которая, несомненно, побудит его совершать новые для себя открытия. В данном контексте и был введен термин «проект». Проектом является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом (по В. Кильпатрику) [6].
Использование метода проектов на х технологии в общеобразовательной школе
... развития творческих способностей школьников, с целью подготовки их к самостоятельной жизни. Все вышеизложенное определило цель данной курсовой работы. Цель работы: подготовить теоретическую базу для внедрения метода проектов на уроках технологии в ...
В России идея технологии проектного обучения возникла практически одновременно с разработками американских ученых. В 1905 году под руководством С.Т. Шацкого была создана группа сотрудников, внедрявшая проектную технологию. Метод проектов был интересен таким советским педагогам как Б.В.Игнатьеву, Е.Г. Кагарову, М.В. Крупениной, В.Н. Шульгину и многим другим. В большей степени идеи Дж. Дьюи были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко. Наркомпросом в 1930 году были утверждены программы для начальной школы и для школ ФЗС на основе комплекс-проектов.
Однако введение в практику школ таких новаций, уменьшило значительно объем общеобразовательных знаний по основным предметам школьной программы. В комплексно-проектных программах предполагалось уделять большое внимание выполнению конкретных практических дел обучающимися – «проектов».
Такой недостаток не позволил учащимся получать необходимый набор систематических знаний для успешного обучения в вузах и не обеспечивал достаточной подготовки учащихся. Более того, постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осужден, и в России с тех пор не было попыток использовать его в школьной практике. Поэтому метод проектов в то время не получил широкого распространения в школах страны, и только в 80-е годы он вновь стал актуален в отечественной педагогике, пришел к нам из-за рубежа одновременно с развитием компьютерных технологий [5].
Однако стоит отметить, что в зарубежных школах он активно развивался и успешно использовался.
Понимание сущности метода проектов американскими и отечественными педагогами было разным. Отечественные педагоги при внедрении данной технологии делали акцент на развитие социально значимых качеств личности, таких как трудолюбие, коллективизм, общественно-политическая активность и т.п. В индивидуализации процесса обучения на основании субъектного опыта и познавательного интереса заключалась ценность данного метода, по мнению американских ученых. Однако оба подхода имеют положительные моменты в педагогической науке, и в настоящее время метод проектов интересен, используется при обучении в средней школе.
Настоящим и ценным считается лишь только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Ребенку же свойственна активная познавательная деятельность, любознательность, и это нужно использовать для его полноценного развития и образования. Дети должны получать знания и приобретать опыт посредством проблемного обучения, изготовления всевозможных макетов, моделей, схем, находить ответы на разные вопросы, проявлять самостоятельность в процессе обучения и использовать индуктивный метод познания окружающего мира.
Педагог должен организовать процесс обучения посредством трудовой и игровой деятельности таким образом, чтобы у ребенка возникла потребность самосовершенствования, самообучения, и приобретение умения открывать для себя свойства и закономерности окружающего мира стало закономерным результатом обучения.
Понятие «метод проектов» сопоставимо с синонимами «проектная методика» или «технология проектного обучения».
технология
Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus. Буквальный перевод – «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют, во-первых – совокупность документов, необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых – это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение – какой-либо замысел или план.
Технология проектной деятельности
На данный момент существуют различные определения понятия «метод проектов», некоторые из них приведены в таблице.
Определения метода проектов
Автор |
Определение |
Педагогический Энциклопедический Словарь |
Метод проектов — система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов [1]. |
Брыкова О.В. |
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [2]. |
Полат Е.С. |
Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приѐмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов [8]. |
Селевко Г.К. |
Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. |
Пахомова Н.Ю. |
Метод проектов – это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики [7]. |
метод проектов
Результат работы после создания проекта должен быть соответственно оформлен и иметь материальную форму, к примеру, видеофильм, компьютерная газета, альбом и т.п. [9].
Цель проектного обучения
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации и т.д.), наблюдение, проведение эксперимента, умение строить гипотезы, обобщать;
- развивают аналитическое мышление.
Главная идея проектного обучения (главная задача
Одним из важнейших условий формирования проектной культуры и проектной деятельности у детей является дифференциация образовательного пространства. Суть ее заключается в переходе от обязательной работы к работе по выбору, от обучения к созданию своего проекта, от работы под руководством учителя к самостоятельной работе ученика.
Многие исследователи и авторы статей и книг по данной теме отмечают, что работа над проектом — это достаточно сложный и спланированный процесс. Учитель играет роль независимого консультанта и помощника. Роль же ученика или группы детей заключается непосредственно в активной работе над проектом. Правильная и четко спланированная организация работы над проектом и деятельности учителя и ученика — еще одно из условий эффективности проектной деятельности.
При планировании работы над учебным проектом необходимо придерживаться определенной последовательности, выполнять проект поэтапно. Можно выделить пять основных этапов: выбор темы, планирование, разработка проекта, презентация, рефлексия.
Этапы работы над проектом (Е.С. Полат, Н.Ю. Пахомова)
Этапы работы над учебным проектом |
Содержание этапов работы над проектом |
Деятельность учеников, учителя, родителей |
Мотивационный этап |
Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования |
Учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой. Ученики обсуждают, предлагают собственные идеи. |
Планирующий (подготовительный, проектировочный) этап |
Выдвижение гипотез, их решений («мозговая атака», круглый стол и т.д.) |
Определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности. |
Обсуждение методов исследования (анализ инф., наблюдение, опрос и т.д.) |
||
Обсуждение способов оформления конечных результатов (доклад, игра, видеоклип, презентация и др.) |
||
Информационно-операционный |
Сбор, систематизация и анализ полученных данных |
Ученики собирают, отбирают материал, работают с литературой и другими источниками. Учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником. |
Практический (моделирующий) |
Выполнение запланированных действий |
Ученики непосредственно выполняют и оформляют проект. Учитель помогает в решении возникающих у учащихся вопросов. |
Контрольно-коррекционный |
Подведение итогов, оформление результатов, их презентация |
Ученики осуществляют самооценку готовности к защите проекта. Учитель координирует готовность учащихся к защите проекта. |
Рефлексивно-оценочный этап |
Ученики представляют продукт собственной проектной деятельности, осуществляют устную или письменную самооценку, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы. Учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности, координирует, направляет рефлексивно-оценочную деятельность учащихся. |
|
Выводы, выдвижение новых проблем исследования |
Стоит отметить, что для учителя важность метода проектов содержится в самом процессе работы, так как он является дидактическим средством развития и обучения школьников. Учащиеся же более заинтересованы в результате работы. И поэтому сбалансировать интересы позволяет выбор типа проекта. Выбирая тот или иной тип проекта, учитель может управлять активностью учащегося на протяжении всего периода работы над проектом, формируя у него, таким образом, нужные предметные знания и умения, общеучебные умения и навыки, необходимые компетентности.
Например, если учитель хочет развивать у ребенка критическое мышление, аналитические способности, способы восприятия и обработки информации, то в большей степени целесообразно выбрать исследовательский проект.
Для развития навыков работы с информацией, анализа, проверки сведений из различных источников правильным решением будет выбрать информационный проект.
При необходимости совершенствовать практические предметные навыки и умения обучающегося, применяются практико — ориентированные проекты.
Большое многообразие типов проектов позволяет учителю решать всевозможные задачи обучения и воспитания. В практике обычно проекты нельзя отнести к одному из типов, чаще всего они носят смешанный характер, каждый проект характеризуется тем или иным видом координации и сроками реализации.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования. «В последнее время в список социальных потребностей попали следующие необходимые сегодня качества личности: владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, владение специфическими навыками учебного труда (способность к самообразованию), нормы и эталоны социальной жизнедеятельности (воспитанность).
Если ученик будет обладать указанными свойствами, то он будет, с большой долей вероятности, реализован в современном обществе. Вместе с тем, такое образование будет обладать новым качеством, ибо оно другое, новое по сравнению с тем, что реализуется в предметно-нормативной модели образования и используется в представленных подходах к оценке его качества». [10]
Таким образом, умение использовать в своей педагогической практике проектного метода — это показатель высокого мастерства педагога. Учитель дает возможность ребенку проживать конкретную ситуацию, познавать глубже процессы, явления, изучать объекты, реализовать творческий потенциал, учиться отбирать и анализировать информацию, развивать нестандартное мышление и создавать что-то новое. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям постиндустриального общества.
При создании новой образовательной среды на основании Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, метод проектов является одной из форм реализации системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании.
Таким образом, метод проектов, как педагогическая технология, предполагает совокупность исследовательских и поисковых методов с целью их творческой реализации. Он позволяет рационально сочетать теоретические знания и применять их на практике для решения конкретных задач и проблем во всех отраслях окружающего мира. Метод предполагает активную самостоятельную работу по постановке проблемы, поиску ее решений, а также формулировке, подробному анализу и оценке конкретного решения. Проектный метод, таким образом, помогает раскрыть творческих потенциал обучающихся, развивает практические навыки применения полученных теоретических знаний школьниками.
Проект – это специально организованный учителем комплекс действий, направленный, на самостоятельную деятельность учащимися, результатом которой является создание конкретного творческого продукта.
С моей точки зрения, с применением метода проектов повышается мотивация, развивается креативность, формируются личностные качества, лучше усваивается учебный материал, приобретается знание и владение основными исследовательскими методами. Можно выбирать дело по душе, по способностям и интересам, самостоятельно искать и анализировать информацию, создавать что-то новое и полезное.
Проектная технология – это технология будущего. Я считаю, что ее можно активно внедрять как в учебную, так и во внеурочную деятельность.
Изучив теоретические аспекты данного вопроса, я в своей работе буду использовать метод проектов при работе с детьми, поделюсь с коллегами на педсовете, методическом объединении (выступление).
1. Бим-Бад, Б.М. Педагогический Энциклопедический Словарь[Текст] / Гл.ред. Б.М.Бим-Бад. — М.:Большая Российская Энциклопедия, 2002. — 528с.
2. Брыкова, О.В. Проектная деятельность в учебном процессе [Текст] / О.В. Брыкова, Т.В. Громова. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32с.
3. Вохменцева, Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей [Текст]/ Е.А. Возменцева // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 58-65.
4. Гугкаева, И.Т. Метод проектов как педагогическая технология [Текст] / И.Т.Гугкаева // Сибирский педагогический журнал. — 2013. — №2. – С. 144-146
5. Зайцев, В.С. Современные педагогические технологии[Текст] : учебное пособие.в 2-хкнигах. / В.С. Зайцев.– Книга 1. – Челябинск, ЧГПУ, 2012 – 411 с.
6. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст]: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. / Н.Ю. Пахомова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005 – 112с.
7. Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение — что это? [Текст] / Н.Ю. Пахомова // Методист. — 2004. — № 1. – с. 42.
8. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]:учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
9. Полат, Е.С. Современные и педагогические технологии в системе образования [Текст]: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Академия, 2010. – 368 с.
10. Салихов, Б.В. Экономическая теория [Электронный ресурс]: учебник / Б. В. Салихов. — М.: Дашков и К (50284), 2014
11. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) [Электронный ресурс]. — URL: http://pedsovet.su/publ/164-1-0815Загл. с экрана (дата обращения: 17.11.2016)
12. https://ru.wikipedia.org/