По мнению многих исследователей, реализация грамотной коррекционной работы с неблагополучными семьями должна ложиться на плечи социального педагога. Институт семьи рассматривается в рамках многих наук: педагогика, психология, социология и т.д. Каждая из наук имеет свои подходы и особые методики к изучению семьи.
Неблагополучные семьи рассматриваются под другим углом и требуют иного подхода. Помимо выявления неблагополучной семьи требуется разрешение этого неблагополучия и выведение семьи на нормальный уровень существования, способствующий формированию успешной и полноценной личности ребенка.
Вопросами работы с неблагополучными семьями занимались следующие исследователи: Буянова М.И., Железнова А.К., Ковалев С.В., Чередниченко В.И. и др., отражая в своих трудах виды неблагополучных семей и подходы к работе с ними.
Выбранная тема выпускной работы является наиболее актуальной для современного общества. Детское поведение, которое мы можем наблюдать на улице, демонстрирует нам низкий уровень культуры и аддикции, которые не блокируются в семье. Причины отклоняющегося поведений детей и родителей могут быть совершенно различны, однако все они требуют выявления и разрешения. Работы одних только педагогов и психологов для этого недостаточно, поскольку именно социальный патронаж в данном вопросе является наиболее эффективным. Рост количества неблагополучных семей должен вести за собой рост социальных педагогов, выступающих катализатором неблагополучия и способствующих становлению полноценной семьи, а как следствие всего этого, доведения до минимума количества подобных семей.
Цель – выявление основных аспектов необходимости работы социального педагога с неблагополучными семьями, выработка соответствующих рекомендаций.
Объектом исследования является социально-педагогическая работа с неблагополучной семьей.
Предмет исследования – необходимость работы социального педагога с неблагополучными семьями, как фактор, способствующий устранению неблагополучия.
Гипотезы исследования:
1. Работа социального педагога является необходимой в целях разрешения неблагополучия той или иной семьи.
2. Отсутствие социального патронажа в неблагополучной семье может привести к формированию девиантного поведения ребенка.
Задачи:
1.Теоретико-методический анализ зарубежной и отечественной литературы по исследуемой проблеме;
2. Исследование социального климата в неблагополучных семьях.
3. Исследование особенностей внутрисемейных отношений в неблагополучных семьях;
Технология социальной работы с семьей
... данной курсовой работы является социальные проблемы семьи в современном российском обществе как объект изучения социальной работы. Для достижения заданной цели были поставлены следующие задачи: а) рассмотреть функции семьи; б) изучить технологии социальной работы с семьей как ...
4. Диагностика нарушений воспитания и выявление типов негармоничного семейного воспитания;
5. Исследование отношения родителей к разным сторонам семейной жизни;
6. Исследование родительского отношения в неблагополучной семье;
7. Исследование удовлетворенности/неудовлетворенности браком.
Методы исследования: наблюдение, опрос, констатирующий эксперимент.
Методики исследования:
1. Методика «Шкала семейного окружения» (ШСО);
2. Опросник для родителей «Анализ семейных отношений» (АСВ);
3. Методика PARI;
4. Тест-опросник родительского отношения;
5. Тест-опросник удовлетворенности браком;
6. Проективная методика «Рисунок семьи».
Практическая значимость работы заключается в реализации полученных в ходе исследования данных о необходимости работы социального педагога с неблагополучными семьями в практике работы социальной службы образовательного учреждения.
Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения и выводов, списка использованной литературы и приложения.
Фрагмент работы для ознакомления
д.).Семья 3 Таблица 15№Выделяемые признакиОтметки о наличиипризнаков1Общий размер рисунка Большой 2Количество членов семьи 23Соответствующие размеры членов семьиМатьОтецСестраБратДедушкаБабушка и т.д. Мать большая, ребенок маленький4Расстояние между членами семьи. Наличие каких-либо признаков между ними Рядом 5Наличие животных Нет 6Вид изображения: схематическое изображение реалистическоеэстетическое в интерьере,на фоне пейзажа и т.д.метафорическое изображение в движении, действии Схематическое 7Степень проявления положительных эмоций Степень аккуратности исполнения 14На основании особенностей изображения можно определить:1) степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность — те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки;2) особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры, применения ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления;3) особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т.д.).Семья 4Таблица 16№Выделяемые признакиОтметки о наличиипризнаков1Общий размер рисунка Маленький 2Количество членов семьи 33Соответствующие размеры членов семьиМатьОтецСестраБратДедушкаБабушка и т.д. Родители больше, чем ребенок4Расстояние между членами семьи. Наличие каких-либо признаков между ними Равномерно удалены друг от друга5Наличие животных Нет 6Вид изображения: схематическое изображение реалистическоеэстетическое в интерьере,на фоне пейзажа и т.д.метафорическое изображение в движении, действии Реалистическое 7Степень проявления положительных эмоций Степень аккуратности исполнения 78На основании особенностей изображения можно определить:1) степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность — те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки;2) особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры, применения ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления;3) особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т.д.).Семья 5Таблица 17№Выделяемые признакиОтметки о наличиипризнаков1Общий размер рисунка Средний 2Количество членов семьи 33Соответствующие размеры членов семьиМатьОтецСестраБратДедушкаБабушка и т.д. Одинаковые 4Расстояние между членами семьи. Наличие каких-либо признаков между ними Изображены рядом5Наличие животных Нет 6Вид изображения: схематическое изображение реалистическоеэстетическое в интерьере,на фоне пейзажа и т.д.метафорическое изображение в движении, действии Схематическое 7Степень проявления положительных эмоций Степень аккуратности исполнения 28На основании особенностей изображения можно определить:1) степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность — те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки;2) особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры, применения ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления;3) особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т.д.).Семья 6Таблица 18№Выделяемые признакиОтметки о наличиипризнаков1Общий размер рисунка Средний 2Количество членов семьи 33Соответствующие размеры членов семьиМатьОтецСестраБратДедушкаБабушка и т.д. Все одиннаковые4Расстояние между членами семьи. Наличие каких-либо признаков между ними Держатся за руки5Наличие животных Нет 6Вид изображения: схематическое изображение реалистическоеэстетическое в интерьере,на фоне пейзажа и т.д.метафорическое изображение в движении, действии Реалистическое 7Степень проявления положительных эмоций Степень аккуратности исполнения 29На основании особенностей изображения можно определить:1) степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность — те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки;2) особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры, применения ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления;3) особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т.д.).Семья 7Таблица 19№Выделяемые признакиОтметки о наличиипризнаков1Общий размер рисунка маленький2Количество членов семьи 33Соответствующие размеры членов семьиМатьОтецСестраБратДедушкаБабушка и т.д. Родители большие, ребенок маленький4Расстояние между членами семьи. Наличие каких-либо признаков между ними Нормальное 5Наличие животных Нет 6Вид изображения: схематическое изображение реалистическоеэстетическое в интерьере,на фоне пейзажа и т.д.метафорическое изображение в движении, действии Схематическое 7Степень проявления положительных эмоций Степень аккуратности исполнения 26На основании особенностей изображения можно определить:1) степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность — те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки;2) особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры, применения ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления;3) особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т.д.).Семья 8Таблица 20№Выделяемые признакиОтметки о наличиипризнаков1Общий размер рисунка Большой 2Количество членов семьи 33Соответствующие размеры членов семьиМатьОтецСестраБратДедушкаБабушка и т.д. Родители маленькие, ребенок занимает больше половины листа4Расстояние между членами семьи. Наличие каких-либо признаков между ними Ребенок над родителями5Наличие животных Нет 6Вид изображения: схематическое изображение реалистическоеэстетическое в интерьере,на фоне пейзажа и т.д.метафорическое изображение в движении, действии Реалистическое 7Степень проявления положительных эмоций Степень аккуратности исполнения 23На основании особенностей изображения можно определить:1) степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность — те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки;2) особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры, применения ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления;3) особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т.д.).Семья 9Таблица 21№Выделяемые признакиОтметки о наличиипризнаков1Общий размер рисунка Средний 2Количество членов семьи 33Соответствующие размеры членов семьиМатьОтецСестраБратДедушкаБабушка и т.д. Все члены семьи нарисованы адекватно своим размерам4Расстояние между членами семьи. Наличие каких-либо признаков между ними Каждый член семьи одинаково удален от другого5Наличие животных Нет 6Вид изображения: схематическое изображение реалистическоеэстетическое в интерьере,на фоне пейзажа и т.д.метафорическое изображение в движении, действии Реалистическое 7Степень проявления положительных эмоций Степень аккуратности исполнения 36На основании особенностей изображения можно определить:1) степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность — те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки;2) особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры, применения ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления;3) особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т.д.).Семья 10Таблица 22№Выделяемые признакиОтметки о наличиипризнаков1Общий размер рисунка Большой 2Количество членов семьи 33Соответствующие размеры членов семьиМатьОтецСестраБратДедушкаБабушка и т.д. Родители маленькие, ребенок большой4Расстояние между членами семьи. Наличие каких-либо признаков между ними Ребенок нарисован отдельно от родителей5Наличие животных Нет 6Вид изображения: схематическое изображение реалистическоеэстетическое в интерьере,на фоне пейзажа и т.д.метафорическое изображение в движении, действии Схематическое 7Степень проявления положительных эмоций Степень аккуратности исполнения 24На основании особенностей изображения можно определить:1) степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность — те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки;2) особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры, применения ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления;3) особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т.д.).Семья 11Таблица 23№Выделяемые признакиОтметки о наличиипризнаков1Общий размер рисунка Маленький 2Количество членов семьи 33Соответствующие размеры членов семьиМатьОтецСестраБратДедушкаБабушка и т.д. Родители большие, ребенок маленький4Расстояние между членами семьи. Наличие каких-либо признаков между ними Ребенок в центре, родители по разным сторонам5Наличие животных Нет 6Вид изображения: схематическое изображение реалистическоеэстетическое в интерьере,на фоне пейзажа и т.д.метафорическое изображение в движении, действии Реалистическое 7Степень проявления положительных эмоций Степень аккуратности исполнения 25На основании особенностей изображения можно определить:1) степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность — те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки;2) особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры, применения ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления;3) особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т.д.).Семья 12Таблица 24№Выделяемые признакиОтметки о наличиипризнаков1Общий размер рисунка Маленький 2Количество членов семьи 23Соответствующие размеры членов семьиМатьОтецСестраБратДедушкаБабушка и т.д. Отец большой, ребенок маленький4Расстояние между членами семьи. Наличие каких-либо признаков между ними Достаточно большое5Наличие животных Нет6Вид изображения: схематическое изображение реалистическоеэстетическое в интерьере,на фоне пейзажа и т.д.метафорическое изображение в движении, действии Реалистическое 7Степень проявления положительных эмоций Степень аккуратности исполнения 22На основании особенностей изображения можно определить:1) степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность — те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки;2) особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры, применения ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления;3) особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т.д.).Семья 13Таблица 25№Выделяемые признакиОтметки о наличиипризнаков1Общий размер рисунка Средний2Количество членов семьи 23Соответствующие размеры членов семьиМатьОтецСестраБратДедушкаБабушка и т.д. Адекватные друг другу4Расстояние между членами семьи. Наличие каких-либо признаков между ними Расположены по разным сторонам листа5Наличие животных Нет 6Вид изображения: схематическое изображение реалистическоеэстетическое в интерьере,на фоне пейзажа и т.д.метафорическое изображение в движении, действии Схематическое 7Степень проявления положительных эмоций Степень аккуратности исполнения 38На основании особенностей изображения можно определить:1) степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность — те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки;2) особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры, применения ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления;3) особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т.д.).Семья 14Таблица 26№Выделяемые признакиОтметки о наличиипризнаков1Общий размер рисунка Маленький2Количество членов семьи 23Соответствующие размеры членов семьиМатьОтецСестраБратДедушкаБабушка и т.д. Мать и ребенок маленькие4Расстояние между членами семьи. Наличие каких-либо признаков между ними Незначительное 5Наличие животных Нет6Вид изображения: схематическое изображение реалистическоеэстетическое в интерьере,на фоне пейзажа и т.д.метафорическое изображение в движении, действии Схематическое7Степень проявления положительных эмоций Степень аккуратности исполнения 32На основании особенностей изображения можно определить:1) степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность — те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки;2) особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т.п.
Основные направления и технологии социальной работы с семьей
... в появлении социальных проблем семьи. экстренные Социальная работа, ориентированная па стабилизацию семейных связей, включает в себя нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов семьи с окружающими. ...
Технология социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка инвалида
... людей, в частности. Цель курсовой работы разработать программу социальной реабилитации детей-инвалидов в условиях семейного социума. Объект исследования: социальные проблемы семей с детьми – инвалидами. Предметом – является основные направления социальной работы с семьями, имеющими детей инвалидов. Гипотеза – Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, будет более эффективна при ...
Контрольная работа: Методика обучения технике легкоатлетических ...
... техники и, естественно, к снижению спортивного результата. Чтобы ознакомиться с техникой спортивной ходьбы, достаточно рассмотреть один цикл движений (рис. 1). В спортивной ходьбе, как и в обычной, чередуются одноопорные и двухопорные положения. Рассматривать технику спортивной ходьбы ...
Технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов ...
... имеющих детей-инвалидов В связи с этим мы избрали темой исследования – «Технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей- инвалидов (на примере реабилитационного центра для несовершеннолетних)». Цель исследования: раскрыть содержание технологий социальной работы с семьями, воспитывающих детей-инвалидов. Объект исследования – технологии работы с семьями, воспитывающие ребенка-инвалида. ...
Контрольная работа по социальной педагогике 2 семестр Ребенок ...
... Контрольная работа по социальной педагогике 2 семестр 1. Ребенок и социум. 2. Норма и отклонение в социальной педагогике. 3. Характеристика социального воспитания детей. 4. Бродяжничество и беспризорничество как социально-педагогическая проблема в современной России. 5. Исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России. ...
Дизайн-проект интерьера помещений жилого одноэтажного коттеджа ...
... разработку интерьера помещений жилого коттеджа для молодой семьи с ребенком: 1. Адрес: Ставропольский край, Изобильненский район, станица Каменнобродская, ул. Победы д. 9. 2. Дом используется для проживания; Количество членов семьи ... детской комнате является расположение спального места головой на юг. Саму детскую комнату ... гостеприимства. Последующими задачами являются: Работа с аналогами и ...
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/diplomnaya/tehnologii-sotsialnoy-rabotyi-s-neblagopoluchnyimi-semyami/
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/diplomnaya/tehnologii-sotsialnoy-rabotyi-s-neblagopoluchnyimi-semyami/
1. БеличеваС. А. Основы превинтивной психодлогии. М., 1993
2. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатара. М., 1988
3. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. СПб, 2001
4. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2001
5. Гарбузов, Исаев, Захаров И.И. Семейная адаптация
6. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Вып.9. 1971.
7. Головей Л. А, Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб., 2001
8. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними// Народное образование. 2002.№ 6
9. Грибеннеков И. В. Воспитательный климат семьи
10. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. – Ростов на Дону, 2005
11. Дубровина И.В., Фадеева З.Г., Губарева Т.Г. Стили родительского поведения // Завуч 1998 № 2
12. Дубрович А.Б. Кто в семье психотерапевт? М., 1985
13. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. – М., 1996
14. Макаренко А. С. Сочинения. В 7 т.М., 1951
15. Макаренкова И.В., Мисько А.В. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого – педагогические основы коррекционно-профилактической работы).
– М., 2004
16. Макеев Г. А. Семейная жизнь и дети. Волгоград, 1987
17. Методика диагностики и профилактики психологического неблагополучия в семье подростка (Методическое пособие для специалистов муниципальных служб) // Журавлева Е.А, Филиппова Е.Б., Анипович З.Н., Бойкова О.В., Кассий В.Ю. Кротова С.И., Козлова О.В., Беляева А.А. – М., 2003
18. Методика и опыт работы социального педагога. М., 2001
19. Методика и опыт работы социального педагога / Под. ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2005
20. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. №4
21. Мудрик А.В.Социальная педагогика. М., 2002
22. Научно-методический журнал «Заместителя Директора школы по воспитательной работе» № 5/2004
23. Научно-методический журнал «Классный руководитель» № 1/1997
Определение особенностей сотрудничества детей в семье по методике Никитиных
... и сотрудничества Никитиных. 3. Определить постулаты сотрудничества между детьми в семье (по теории Никитина). Объект исследования – основополагающие характеристики педагогики сотрудничества. Предмет исследования - определение особенностей сотрудничества детей в семье по методике Никитиных. Структура работы: работа ... с тем, Макаренко разработал практические технологии воспитания и самовоспитания ...
24. Научно-методический журнал «Классный руководитель» № 4/1998
25. Научно-методический журнал «Классный руководитель» № 5/1998
26. Научно-методический журнал «Классный руководитель» № 6/2004
27. Научно-методический журнал «Классный руководитель» № 7/2004
28. Новикова Е.В. О некоторых характеристиках общения между супругами // Семья и формирование личности. М., 1981
29. Организационнаяи социально-педагогическая деятельность социального педагога в образовательном учреждении: Методические рекомендации. – М., 2004 // Сост. Дмитриева В.Г., Черноусова Ф.П., Яркова И.В.
30. Очарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М. 2003
31. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. М., 1993
32. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1994.
33. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – СПб, 2001
34. Психодиагностика: Конспект лекций/Сост. Посохова С. Т. – М., 2004
35. Разумихина Г. П. Мир семьи. М., 1986
36. Реан А.А. Социализация личности // Хрестоматия: Психология
37. Семья. Социально-психологические и этические проблемы: Справочник / Зацепин В. И. И д.р. Киев, 1990
38. Смелзер Н. Социология. — М.: Феникс, 1994. 16. Современный словарь по психологии. — Мн., 1998.
39. Смирнова Е. О., Быкова М. В. Структура и динамика родительского отношения //Вопросы психологии. 2000 № 3
40. Социальная педагогика: Курс лекций/Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000
41. Социальная психология // Под редакцией Петровского А.В. — М., 1987.
42. Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. — Санкт-Петербург, 2000.
43. Социология семьи: Учебник/ Под.ред. проф. А. И. Антонова.-2-е изд. – М., 2005
44. Столин В. В. Психологические основы семейной терапии // Вопросы психологии. 1982 №4
45. Терентьева А. В. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы //Семейная психология и семейная терапия. 1998 №3
46. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я – дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. – М., 2000
47. Целуйко В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи. – Ростов н/Д, 2004
48. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие. – М… 2002
49. Шевандрин Н.И., Социальная психология в образовании. — Москва, 1995.
50. Шеффер Ч., Керри Л. Игровая семейная психотерапия. Спб, 2000
51. Шибутани Т. Социальная психология. – М., 1969.
52. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Ростов – на Дону, 1996
53. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. — М., 2000.
54. Шульга Т.И., слот В. Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». М., 1999
55. Харчев А.Г. Брак и семья в ССР.М., 1979
56. Чалдин Р. Психология влияния. Спб., 1999
57. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.Н. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб., 2003
58. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. Психология и психотерапия семьи. СПб, 1999
59. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. Семейная психотерапия. Л., 1990
60. Энциклопедия социальной работы / Под ред. Л. Э. Кунельского и М.С. Мацковского. М., 1994