Применение здоровьесберегаюших технологий на х музыки в процессе обучения младших школьников

Курсовая работа

Хотелось бы учитывать классификацию необходимых игрушек и игровых материалов. Игрушки и игровой материал можно сгруппировать так:

1. Игрушки и материалы, моделирующие семейные отношения (позволяют смоделировать эмоциональные состояния ребёнка, связанные с взаимоотношениями в семье, найти выход из реальных ситуаций, проигрывая их).

2. Игрушки и материалы, моделирующие отношения вне дома (помогают раскрыть внутренний мир ребёнка, вербализовать его проблемы, связанные с установлением контактов со сверстниками и взрослыми).

3. Игрушки и материалы для выражения и ослабления эмоций и психических состояний (дают ребёнку возможность выразить чувства социально-приемлемым способом).

4. Игрушки и материалы для выражения творческой экспрессии (предназначены как для спонтанного самовыражения, так и для сублимации чувств, а также удовлетворения потребностей в созидании).

5. Полифункциональный игровой материал позволяет ребёнку выражать свои чувства и эмоциональные состояния косвенным образом. Даёт возможность играть в игру, не раскрывающую, с точки зрения ребёнка, его внутренние переживания и чувства.

Итак, игра и игровой метод, пронизывающий все виды музыкально – художественной деятельности на уроках музыки, одно из основных условий здоровьесберегающей педагогики искусства.

Игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия, кинезетерапия – вот те слагаемые арттерапии, в которых ребёнок творит, создаёт что-то уникальное и тем самым выражает себя, познаёт и совершенствует.

Музыкотерапия является основой здоровьесберегающих технологий на уроках музыки. Правильная подобранная музыка повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Заметим, что младший школьный возраст, это возраст интенсивного развития эмоциональной сферы. На основе эмоциональной сферы развиваются все остальные функции, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Возникает произвольное и намеренное запоминание, способность произвольно сосредоточить внимание на нужном объекте, произвольно вычленять из памяти то, что нужно для решения текущей задачи; учится выделять цель, условия и средства её достижения, появляется способность к теоретическому мышлению. Все эти достижения, и особенно поворот ребёнка на самого себя, в результате учебной деятельности свидетельствуют о развитии эмоциональной сферы младшего школьника. С поступлением в школу резко меняется эмоциональная сфера ребёнка. Проявляется чувствительность к страхам, возникает стыд за плохие отметки в школе, развиваются положительные эмоции (радость) в игре, в общении со сверстниками, формируется интерес в процессе изучения предметов. Меняется уклад жизни ребёнка, изменяются его отношения с взрослыми и сверстниками, в нём укрепляется сознание нового положения школьника. В первое время младший школьник ещё не знаком с содержанием конкретных учебных предметов, у него нет познавательных интересов к самому учебному материалу. Они формируются в процессе изучения грамматики, математики и других предметов. Постепенно у детей складывается подлинные познавательные интересы как основа учебной деятельности. Если ребёнок проходит этот этап безболезненно, это свидетельствует о хорошей готовности к школе и исключает нежелательные негативные последствия (Г. М. Бреслав, 1990).[16]

15 стр., 7381 слов

Теоретические и методические основы организации Строительно-конструктивной ...

... положительных взаимоотношений между сверстниками. Обычно, строительно-конструктивные игры носят групповой или коллективный характер и поэтому способствуют развитию взаимопонимания, учат внимательно относиться к другим детям, общаться со сверстниками и взрослыми. Кроме ...

Младшие школьники выполняют ряд ответственных школьных обязанностей, которые оцениваются учителем, коллективом класса, родителями. Всё это рождает у ребёнка определённые чувства: радость, удовлетворение, огорчение, недовольство собой, переживание. Неудачи могут порождать чувство раздражения по отношению к окружающим, недоброжелательность и т. д. Нужно помочь ребёнку, чтобы неудачи не носили длительный характер. Временные неудачи приводят обычно к возникновению острого желания занять в классе и дома достойное место, вызывают стремление учиться лучше, чтобы добиться успеха.

Положительные эмоции развиваются у детей младшего школьного возраста в игре и в исследовательском поведении. Показано, что момент переживания радости в детских играх по мере роста и развития ребёнка сдвигается. У младших школьников оно возникает при получении желаемого результата, ему принадлежит завершающая роль, поощряющая доведение деятельности до конца. В младшем школьном возрасте, по мере взросления и накопления социального опыта, дети постепенно, на основе подражания, учатся радоваться за других. (М. Я. Якобсон, 1966).[66]

Одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний является танец, мимика и жест. Музыкально-ритмические упражнения – ритмотерапия выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают младшему школьнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также даёт определённый психотерапевтический эффект.[40]

Благодаря эмоционально- образному резонансу с музыкой становится доступным расширение двигательно-выразительных возможностей личности. Эффективность занятий, включающих в себя выразительные движения под музыку, заключается в развитии эмпатии, рефлексии, спонтанности, непринуждённости, обратной связи, обеспечивающих невербальную, составляющую продуктивного общения.

9 стр., 4331 слов

Техника основных движений и методика обучения им в волейболе

... организации досуга, поддержания здоровья и восстановления работоспособности. 1. Техника игры (техника основных движений) Выполнение необходимых приемов игры возможно лишь при условии совершенного владения их техникой. ... по команде, либо соперником. Техника игры в волейбол подразделяется на две части: техника игры в нападении и техника игры в защите. К технике нападения относятся: подача, передача, ...

При прослушивании различной по характеру музыки, как подчёркивает В. И. Петрушин, любой человек, и в особенности школьник, может расширить рамки привычных чувствований, неосознанно или сознательно «примеряя» к себе и переживая те эмоциональные состояния, которые не входят в структуру его природного темперамента. Данная методика под названием «познай себя» позволяет использовать музыку в качестве средства самовоспитания и расширения поля доступных эмоциональных переживаний учащихся, обогащая эмоциональную сферу личности.[49,50]

Для того чтобы музыка подействовала на ученика наибольшим образом, его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Их нельзя слушать без должного внимания, отвлекаясь при этом на какие-либо посторонние дела. Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что музыка, зачастую сопровождаемая просмотром репродукций произведений изобразительного искусства, прослушивание аудиозаписей «звучащей» природы, положительно влияет на их психоэмоциональное состояние. Не только музыка способна вызывать движения человеческого тела, но и само движение относительно музыки становится обучающим фактором. Оно оказывает влияние на характер восприятия образной сферы музыки. Пластические импровизации продолжают линию развития эмоционального отклика детей на музыку. Чаще всего для пластических импровизаций и этюдов учителем подбираются музыкальные сочинения, имеющие программное содержание, или такие, в которых ярко и наглядно раскрывается музыкальный образ.

Необходимо отметить, что в фольклоре действительно есть врачующее начало. Неоценимы музыкально-педагогические достоинства фольклорного материала. Напевы народных песен рождались как естественные проявления психофизических состояний человека, его природных физиологических возможностей. Академик Б. Асафьев считал, что «пульсация крови, протяжённость вдоха и выдоха, исходный ритм дыхания оказывают воздействие на длительность фраз и периодов, на расстановку цезур, характер орнаментов и на диапазон напевов».[9,10]

Непосредственная связь с речевым интонированием особенно заметна в народных детских песнях. Благодаря естественности и органичности народных попевок достаточно быстро налаживается координация голоса и слуха, что незамедлительно сказывается на точности интонирования.

При чётком, выразительном, эмоционально ярком произнесении и пропевании народно-поэтических текстов развивают голос, повышается речевая и певческая культура. Все элементы движения, включаемые в исполнение песни, способствуют общему укреплению и развитию организма. Они не только позволяют освоить национальное своеобразие самовыражения, но и существенно влияют на развитие общей координации.

Огромное влияние на развитие речи, певческого голоса, на формирование детского организма в целом оказывает дыхательная гимнастика. Разработанная методика дыхательных упражнений, А. Н.Стрельниковой в области проблемы здоровьесбережения пользуется особой популярностью [64].

Данная гимнастика не только формирует правильное дыхание, но и благотворно воздействует на организм: восстанавливает нарушенное носовое дыхание (которое часто можно наблюдать у детей младшего школьного возраста); улучшает дренажную функцию бронхов; устраняет некоторые морфологические изменения в бронхолёгочной системе; способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению сморщенных участков лёгочной ткани, восстановлению нормального крово- и лимфоснабжения, устранению местных застойных явлений; положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани; налаживает функции сердечно — сосудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения; исправляет различные деформации грудной клетки и позвоночника; способствует восстановлению нарушений в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы; повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно — психическое состояние.

17 стр., 8231 слов

ЛЕГО-конструирование как способ организации конструктивно-модельной ...

... развития конструктивно-модельной деятельности средствами Лего-конструирования. Объект исследования:, Предмет исследования:, Задачи исследования: Изучить теоретические аспекты организации конструктивно-модельной деятельности в педагогических исследованиях. Особенности применения Лего-конструирования для детей дошкольного возраста. ...

Разрабатывая систему уроков музыки для младших школьников с использованием здоровьесберегающих технологий следует решать следующие задачи:

1. Развивать память, внимание, творческие способности, восприятие, воображение, речь.

2. Помочь в осознании своего собственного «Я».

3. Повышать самооценку.

4. Пытаться уменьшать внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции, тревожность, беспокойство, чувство вины.

5. Повышать уровень самоконтроля над эмоциональным состоянием в ходе общения.

6. Развивать способности к эмпатии, сопереживанию.

7. Обучать приёмам саморасслабления, снятиям психомышечного напряжения

8. Помочь в раскрытии интеллектуального, творческого, нравственного потенциалов.

9. Развивать навык межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

2.2. ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Большинство детей младшего школьного возраста обладают музыкальными задатками, они с интересом воспринимают разные виды музыкальной деятельности, любят петь и двигаться под музыку.

Однако, при прослушивании больших музыкальных произведений, дети этого возраста ещё не способны долго удерживать внимание. Они не в состоянии долго заниматься одной и той же работой, так как для них характерна

Поэтому применение специальных приёмов, способствующих переключению внимания детей на разные виды музыкальной деятельности на уроках музыки в начальных классах, является обязательным.

Исполнение музыки, её прослушивание, игра на детских музыкальных инструментах являются главными видами деятельности на уроке музыки. К наиболее любимому занятию детей на уроке музыки можно отнести хоровое пение.

Занимаясь вокально-хоровой работой с учащимися начальных классов (1-3), школы № 4 поселок городского типа Афипский, мы в первую очередь, учитывали специфические особенности этого возраста.

Голос детей в этом возрасте слаб и не допускает большой нагрузки на него – форсирования, переутомления. У них неразвитым остаётся вокальный певческий диапазон (всего несколько звуков), что заставляет педагога достаточно долгое время выстраивать музыкальные упражнения и подбирать репертуар сообразно этому качеству. Короткая попевка должна многократно повторяться, с небольшим звуковысотным варьированием и видоизменением ритмического рисунка. Только в процессе такого пения будут вырабатываться правильные навыки дыхания, будет укрепляться дыхательная мускулатура.

3 стр., 1207 слов

Музыкальная игра как средство развития творческих способностей ...

... играх несомненную роль играет музыка. Она усиливает, эмоционально окрашивает переживания детей связанных с игрой. Все сюжетные игры, включают в себя действия людей, животных, движение транспорта, рассматриваются педагогами как средство ... правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические ...

Укрепления навыков дыхания – одна из основных задач здоровьесберегающих технологий, где используются специальные упражнения, фрагменты из разучиваемых песен. Техника и пользования дыханием – бесшумный короткий вдох, опора дыхания и спокойное постепенное его расходование. Дети нередко «перебирают» дыхание и «запирают» его, зажимая тем самым звук. На своих уроках мы добиваемся свободы и равномерности в пользовании дыханием следующими упражнениями:

  1. Мы делаем несколько коротких вдохов и продолжительный выдох.
  2. Мы делаем глубокий вдох, на долю секунды задерживаем дыхание и через чуть прижатие губы медленно и равномерно выпускаем воздух так, чтобы выдох был полный.
  3. Делаем умеренный вдох и на разных звуках, в удобном для пения регистре, каждую фразу пропеваем на одном выдохе.

Главной технической задачей в этом упражнении является – естественная разговорная артикуляция, хорошая опора звука, работа грудного и головного резонаторов, а отсюда – ровное звучание голосов в регистрах и на их соединении.

Такие приемы работы позволяют добиваться с детьми сознательного пения. На одном дыхании они учатся пропевать, целую музыкальную фразу. Отметим, что тренировку следует начинать с очень простых по мелодическому развитию произведений, лучше фольклорных.

В процессе выполнения упражнений мы обязательно следит за тем, чтобы во время дыхания у детей не поднимались плечи: таким образом дети приобретают навык дыхания диафрагмой, что является необходимым при певческом звукоизвлечении.

Одной из важных задач учителя, рассказать о важной цели распеваний, о том, что они нужны для того, чтобы «разогреть горло». Переход к работе над конкретной песней происходит лишь после распеваний. Только так голосовой аппарат школьников оказывается подготовленным к более сильным нагрузкам на него.

Проводить музыкальные распевания необходимо как в положении сидя, так и в положении стоя – это даёт возможность учащимся менять свои позы во время занятий, снимая нагрузку с одних мышц и перенося её на группу других, что способствует снятию усталости на уроке.

Существует множество методик развития и сохранения голоса, но все они в большинстве своём направлены на взрослую аудиторию. Поэтому среди учителей музыки наиболее популярным стал метод В.В. Емельяновой. Данный метод развития детского голоса, который известен под условным названием «фонопедический». Он предназначен для достижения на разных уровнях обучения следующих целей – устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции. Как только ребёнок достигает возраста формирования речи, его голос начинает развиваться в узких рамках речевых стереотипов, речевого диапазона и речевой звучности. Рамки эти определены традициями языка, социума, семьи.