Музыкальная игра как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Курсовая работа

Воображение – это присущее только человеку возможность создание новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта [6 с. 7]. Воображение в психологии рассматривается как одна из форм деятельности сознания. С помощью воображения у человека формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуаций, условий [ 6 с.10 ].

С точки зрения Л.С.Выготского, в самом начале процесса воображения всегда стоят внешние и внутренние восприятия, составляющие основу приобретенного опыта [6 с. 14].

Субботина Л.Ю. ( 24 с. 43 ), говоря о творческом воображении, как о создании новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом, отмечает, что существует пять способов создания образов: акцентирование, типизация, схематизация, гиперболизация, агглютинация, основой для которых являются такие интеллектуальные действия, как анализ и синтез.

В музыкальной педагогике музыкальное творчество детей старшего дошкольного возраста понимается широко: это сочинение песен, музыкальных пьес, произведений для инструментов детского оркестра, танцевальной музыки, а применительно к ритмике — составление вариантов музыкально – ритмических упражнений и игр, инсценирование песен комбинирование танцевальных элементов и, наконец, участие в сочинениях ритмических рисунков и танцев. Дети охотно откликаются на задания творческого характера. Им хочется выразить себя, показать свои творческие и артистические способности.

1.3 Влияние музыкальной игры на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и так далее. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, к более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

7 стр., 3441 слов

Игры со строительным материалом как средство развития детей дошкольного возраста

... работе с детьми сочетать. Таким образом, игры со строительным материалом детей дошкольного возраста способствуют развитию их сенсорного опыта, мыслительных операций, творческого воображения, обостряют наблюдательность, ... Развитие у дошкольников конструктивного творчества Текст.: монография/А.Н. Давидчук. -М., 1996. Дыбина, О.В. Рукотворный мир: Сценарии игр-занятий для дошкольников Текст. /О.В. ...

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, их называют творческими или сюжетно – ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребёнка, поэтому является важным средством воспитания.[ 9 ]

Характеристику музыкальных игр можно встретить в учебниках дошкольной педагогики, учебных пособиях по музыкальному воспитанию, в отдельных статьях и брошюрах, а также монографиях.

А .П. Усова подняла ряд важных вопросов при выяснении сущности хороводных игр [ 4 ].

Она высказала интересные мысли о необходимости сохранения ценных традиций народных игр, о воспитательной ценности их «песенно — ритмической стороны» . А. П. Усова утверждает, что народные хороводы дети переносят в свой быт.[ 4 с. 189 ]

Уместно упомянуть о специальном исследовании А. В. Кенеман на тему о музыкальной игре. Исходные положения автора представляются правильными, в частности её определение музыкальной игры как такой деятельности ребёнка, которая « представляет собой выполнение им определённых музыкальных заданий, направленных на развитие его музыкального восприятия, музыкальных способностей и совершенствования движений»[ 5 ]. В этом определении отчётливо показана взаимосвязь обучения и музыкального развития ребёнка. К этой формулировке лишь следовало бы добавить задачу общего развития ребёнка.

Следует рассматривать музыкальную игру как одно из средств музыкального воспитания. Поэтому музыка сопровождающая движения, помимо её «моторного» характера, должна отличаться художественными качествами. По этим качествам она не должна уступать произведениям, предназначенным для пения и слушания.

Также мы считаем, что прогрессивным является создание новых музыкальных произведений или обработок народных плясовых мелодий композиторами по сценариям игр, составленным педагогами. В таком случае музыкальные игры значительно больше отвечают художественно — педагогическим требованиям.

научить детей двигаться в соответствии с характером музыки.

В творческих играх дети отражают то, что их больше всего интересует, привлекает, то, что им близко в быту, в действительности. Они играют в семью, в детский сад, подражают занятиям. В игре они передают труд взрослых; часто изображают животных: кошек, собак. [10].

Программа воспитания в детском саду предусматривает развитие творческой инициативы, связанной, прежде всего с игровой, и в частности музыкально- игровой, деятельностью. Для решения задачи такой сложности используются игры под инструментальную музыку, богатый возможностями песенно — игровой материал.

Многочисленные наблюдения позволяют с уверенностью говорить о том, что в играх с пением имеют место творческие проявления. Опытные педагоги – исследователи отмечают следующие формы участия детей в музыкально- игровом творчестве:

18 стр., 8779 слов

Структура педагогических способностей преподавателя

... положения легли в основу всех экспериментальных исследований способностей — музыкальных (Б. М. Теплов), математических (В. А. ... перестройки знаний, навыков, умений, отношений, самой личности .. педагога. Прежде всего, потребуется переосмысление целей деятельности преподавателями ... педагогического воздействия — учащиеся, вследствие того, что дети начнут учиться с шестилетнего возраста. Более цепкая ...

  • внесение новых движений и комбинаций в известную игру с пением;
  • импровизационное обыгрывание произведений песенно- игрового фольклора;
  • различные композиции игр на основе известной песни.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что игры связанные с определённой тематикой (сюжетом, различными событиями, действиями), интересуют детей. Можно предположить, что игры, сюжет которых продиктован текстом песни или программой музыки, тоже могут интересовать детей, развивая их творческие способности.

Во всех играх несомненную роль играет музыка. Она усиливает, эмоционально окрашивает переживания детей связанных с игрой.

Все сюжетные игры, включают в себя действия людей, животных, движение транспорта, рассматриваются педагогами как средство «перевоплощения» в эти игровые образы, которые создаются на основе наблюдений за действительностью. Образы, возникающие в воображении, ребёнок как — бы «воссоздаёт» посредством движения. Музыка содействует этому. В играх передаются не только действия животных ( «ловля», «борьба» и так далее), но описывается и характер их движений, что, в свою очередь, кладёт отпечаток на облик того или иного зверя.

При анализе несюжетных игр указывается на проявление детьми воображения при самостоятельном использовании в играх знакомых танцевальных движений. Таким образом, можно предположить, что только те несюжетные игры, где включены элементы пляски, могут служить средством развития способности художественно – окрашенного воображения.

Познавательные способности, Словарный запас, Эмоциональная сторона личности ребёнка.

находчивости, инициативы.

Чувство ритма

Необходимо подчеркнуть значение ритмического рисунка. Он выступает как один из элементов выражения художественного образа.

Подведя итог, мы можем отметить, что общие способности, относятся к познавательной, эмоциональной, волевой стороне личности ребёнка, имеют немаловажное значение для данной деятельности.

Таким образом, общее развитие личности ребёнка является той базой, на которой развиваются художественно – творческие способности, проявляющиеся в эмоциональном переживании музыкальных произведений. К этому виду способностей относятся те из них, которые позволяют воспринимать красивое, гармоническое звучание музыкальных образов, эмоционально на них откликаться. Оценивать их, а в последствии и воспроизводить. У детей дошкольного возраста выявляются эти художественно – творческие способности, если музыкальная деятельность им доступна по материалу и по заданиям.

художественно – творческими,

специальным

Таким образом, обобщая вышесказанное, мы выделим наиболее важные положения:

  1. Музыкальная игра является одним из средств, которым можно пользоваться при обучении программным умениям, одной из форм игровой деятельности, которая радует, интересует детей, и, наконец, одним из условий, способствующих развитию художественно — творческих и музыкальных способностей.
  2. Музыкальная игра представляет собой активную творческую деятельность детей, направленную на выражение характера музыки посредством движения.
  3. Музыкальные игры достаточно разнообразны по своему содержанию, видам, формам. Естественно, что в процессе этой деятельности развиваются разнообразные способности.