Акцизное налогообложения производства и реализации нефтепродуктов является достаточно интересной, общественно-необходимой и целесообразной темой для исследования, потому что она базируется на реальных потребностях населения в изучении причин повышения или понижения ставок акцизов. Кроме того, анализ поступлений таких платежей основывается на актуальном информационном или теоретическом материале.
Выбранная тема является актуальной и основана на конкретных статистических данных, специальной научной литературы, а также имеет научную и практическую значимость. Более того, в ходе выполнения курсовой работы была подобрана литература, освещающая как теоретическую сторону проблемы, так и действующую практику. Кроме того, что было сказано, можно также добавить, что актуальность выбранной темы неоспорима, так как анализ поступлений от лидирующей отрасли нашей страны в условиях изменяющейся экономики и под влиянием установленных санкций элементарно является интересным и злободневным.
Преимущество освещения этой темы в ее актуальности на фоне происходящих в мире событий [4, с 45], а также немаловажным является значимость вклада рассматриваемых платежей в наполняемость бюджета. К тому же, новизна этой работы объясняется анализом самых последних имеющихся данных и уникальностью разделения на продукцию, производимую и реализуемую внутри страны и совершение этих же операций на экспорт. Несмотря на то, что тема является благотворной для изучения и исследования степень ее научной разработанности не высока, существует всего несколько научных публикаций, диссертация по схожей теме Софрина А. Б. «Совершенствование акцизного налогообложения в Российской Федерации», и дипломная работа «Акцизы на нефтепродукты анализ действующей системы и перспективы развития» Пущиной О. А.
Написание курсовой работы предполагает достижение следующих целей:
1. Показать широкое и полное усвоение текущего учебного материала, глубокое знание научной литературы по выбранной теме;
2. Уметь проанализировать конкретные факты, обобщать их и сделать обоснованные и правильные выводы;
3. Квалифицированно решать теоретические и практические задачи, делать аргументированные выводы и обоснованные предложения по рассматриваемым направлениям исследований.
Также в ходе выполнения курсовой работы предстоит решить ряд задач:
1. Систематизировать, расширить и закрепить теоретические знания в области финансовой сферы, полученных в период обучения.
Тема работы Анализ влияния технологических параметров на процессы ...
... момент ОАО «Газпром Ноябрьскнефтегаз» разрабатывает 30 нефтяных месторождений, в том числе «Газпронефть-ННГ»,«Суторминское», ... на окружающую среду, энергозатратам; экономический анализ и т. д.). Перечень подлежащих ... UnidemES. Экономическая эффективность, значимость работы: в результате проведенной работы была спроектирована и создана ... того, собственно, что вязкость эмульсии типа вода в нефти выше, чем ...
2. Раскрыть теоретические аспекты акцизного налогообложения нефтепродуктов.
3. Проявить навыки самостоятельной аналитической и исследовательской работы в сфере налогообложения.
4. Произвести анализ поступлений акцизных платежей от производства и реализации нефтепродуктов в бюджет Российской Федерации
5. Проявить навыки творческого изучения и решения актуальных проблем в сфере акцизного налогообложения.
6. Указать проблемы и возможные перспективы развития акцизного налогообложения нефтепродуктов в Российской Федерации
7.И в конечном итоге, проявить опыт представления и публичной защиты результатов своей деятельности.
Объектом исследования в представленной курсовой работе будет выступать изменение поступлений акцизных платежей от производства и реализации нефтепродуктов.
Предметом курсовой работы является рассмотрение проблем и особенностей акцизного налогообложения нефтепродуктов в Российской Федерации.
Информационной базой при разработке курсовой работы послужили статистические и иные данные Федеральной Налоговой Службы, Министерства экономического развития, которые использованы в работе, а также законодательные нормативные актах, которые послужили юридически-правовой основой.
Работа состоит из введения, в котором описаны намеченные цели и задачи исследования; основной части, разделенной на три главы, в первой из которых описываются теоретические аспекты акцизного налогообложения производства и реализации нефтепродуктов, во второй главе представлен анализ налоговых поступлений с разъяснениями, и в заключительной главе рассмотрены проблемы и перспективы исследуемого налогообложения; заключения, и списка использованной литературы.
акцизный налогообложение нефтепродукт платеж
1. Теоретические аспекты акцизного налогообложения нефтепродуктов
Одной из наиболее важных статей в налоговых доходах Российской Федерации выступают акцизы. Фискальное значение данной группы налогов для бюджетов всех уровней трудно переоценить.
С другой стороны, специфика этих налогов заключается в том, что акцизы как ни один другой вид налогов приспособлены для государственного регулирования производства и потребления широкого круга товаров.
Так что же такое акциз? Зачем среди существующих налогов и сборов выделять отдельный термин?
Акциз — налог, взимаемый с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении операций с определенной номенклатурой товаров, в том числе при перемещении через таможенную границу Российской Федерации.
Акцизы — это косвенные налоги, которые устанавливаются государством в процентах от отпускной цены товаров, реализуемых предприятиями-производителями [7, с 117].
Так чем же он отличается от определения налога в понимании Налогового Кодекса Российской Федерации: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.»
Тенденции и перспективы развития нефтяного комплекса в Российской Федерации
... для Российской Федерации нефтяной комплекс является одной из главных отраслей в национальной экономике, имеет огромное значение в развитии страны. ... Эти меры могут существенно снизить возможность России экспортировать нефтепродукты в другие страны и снизить их конкурентноспособность; ... стабильность в обществе зависит в существенной мере от устойчивой работы ТЭК в целом и ее нефтегазового компонента, ...
Все дело в обязательности уплаты. Естественно, что он является обязательным для уплаты, но только для тех, кто попадает под сферу его влияния. Теоретически, человек может прожить всю жизнь так и не разу не уплатив акциз.
Вообще акциз можно классифицировать по следующим признакам:
- по принадлежности к уровню власти и управления;
- принадлежности к субъектам уплаты;
- по характеру использования;
- по способу изъятия;
- по способу обложения;
- по полноте прав пользования налоговыми поступлениями.
Итак, рассмотрим [25, с 76]:
1. По принадлежности к уровню власти и управления: акциз относится к федеральным налогам.
2. По принадлежности к субъектам уплаты: акцизы относятся к платежам с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
3. По характеру использования: акцизы — это платежи (нецелевого) общего назначения, то есть денежные средства, полученные от их взимания, используются без привязки к конкретным мероприятиям;
4. По способу изъятия: акцизы также, как и НДС относятся к косвенным налогам;
5. По способу обложения акциз относится к неокладным налогам: обязанность по исчислению и уплате налога возложена на налогоплательщика;
6. По полноте прав пользования налоговыми поступлениями: акцизы относятся к регулирующим налогам, поскольку предусмотрено их зачисление как в федеральный, так и в региональные бюджеты.
Итак, рассмотрим подробнее кто является плательщиками налога. Согласно статье 179 НК РФ налогоплательщиками акциза признаются:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
— лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Организации, индивидуальные предприниматели и физические лица признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 НК РФ.
Рассмотрим перечень подакцизных товаров, касающийся избранной темы: автомобильный бензин; дизельное топливо; моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей; прямогонный бензин; средние дистилляты; бензол, параксилол, ортоксилол; авиационный керосин; природный газ (в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации).
Исчисление налога происходит по следующей формуле [15, с 22]:
Сумма акциза = Налоговая ставка ? Налоговая база
Различают несколько способов расчета суммы акциза: по твердой ставке; по адвалорной ставке; по комбинированной ставке.
1. Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе при ввозе на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной в соответствии со статьями 187 — 191 Налогового Кодекса.
2. Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определенной в соответствии со статьями 187 — 191 НК РФ. Согласно статье 189 НК РФ, при расчете акциза налоговая база в отношении товаров, для которых установлены адвалорные ставки акциза (в %) увеличивается на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары в виде финансовой помощи, авансовых или иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов, в виде процента (дисконта) по векселям, процента по товарному кредиту либо иначе связанные с оплатой реализованных подакцизных товаров. Однако, действующая редакция Налогового Кодекса не содержит адвалорных ставок акциза.
Финансирование и совершенствование системы образования Российской Федерации
... имеются ссылки в основной части работы. 1. Финансирование образования в РФ 1.1 Теоретические основы финансирования образования – как отрасли социальной сферы Развитие системы образования в Российской Федерации является одной из первоочередных ...
3. Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок), исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.
Что касается налоговой базы, то организация обязана вести раздельный учет налоговой базы по акцизам, т.к. в отношении подакцизных товаров, для которых установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке, согласно статье 190 НК РФ.
В случае, если не ведется раздельный учет налоговой базы в отношении подакцизных товаров, то, определяется единая налоговая база по всем совершаемым с указанными товарами операциям, признаваемым объектом налогообложения акцизами, к которой применяется максимальная из применяемых налогоплательщиком ставка налога [13, стр. 34].
Объектами налогообложения, исходя из выбранной темы, будут выступать:
- реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;
- продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;
- передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за исключением передачи произведенного прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) передачи произведенного денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом;
- передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
- передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);
- передача на территории Российской Федерации организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;
- ввоз подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;
- получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина;
- совершаемые лицом, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, — оприходование указанным лицом прямогонного бензина, произведенного в результате оказания ему услуг по переработке сырья (материалов), принадлежащего указанному лицу на праве собственности;
- совершаемые лицом, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, — оприходование в структуре указанного лица прямогонного бензина, произведенного в указанной структуре из сырья (материалов), принадлежащего указанному лицу на праве собственности;
- получение бензола, параксилола или ортоксилола лицом, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом;
- совершаемые лицом, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, — оприходование указанным лицом бензола, параксилола или ортоксилола, произведенных в результате оказания указанному лицу услуг по переработке сырья (материалов), принадлежащего указанному лицу на праве собственности;
- совершаемые лицом, имеющим свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, — оприходование в структуре указанного лица бензола, параксилола или ортоксилола, произведенных в указанной структуре из сырья (материалов), принадлежащего указанному лицу на праве собственности;
- получение авиационного керосина лицом, включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющим сертификат (свидетельство) эксплуатанта;
- получение средних дистиллятов российской организацией, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами;
- реализация (в том числе на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров) на территории Российской Федерации российскими организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, и (или) российскими организациями, имеющими лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности (применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, внутреннем водном транспорте, в морских портах), и (или) российскими организациями, заключившими с организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, договоры, на основании которых используются объекты, посредством которых осуществляется бункеровка (заправка) водных судов, иностранным организациям средних дистиллятов, принадлежащих указанным российским организациям на праве собственности и вывезенных за пределы территории Российской Федерации в качестве припасов на водных судах в соответствии с правом Евразийского экономического союза;
— реализация (в том числе на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров) российской организацией, включенной в реестр поставщиков бункерного топлива, средних дистиллятов, приобретенных в собственность и помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации иностранным организациям, выполняющим работы (оказывающим услуги), связанные с региональным геологическим изучением, геологическим изучением, разведкой и (или) добычей углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации, на основании договора с российской организацией, владеющей лицензией на пользование участком недр континентального шельфа Российской Федерации, и (или) с исполнителем, привлеченным пользователем недр в соответствии с законодательством Российской Федерации о континентальном шельфе Российской Федерации для создания, эксплуатации, использования установок, сооружений, искусственных островов на континентальном шельфе Российской Федерации, и (или) с оператором нового морского месторождения углеводородного сырья.
Что касается уплаты, то сумма акциза, подлежащая уплате, определяется по итогам каждого налогового периода, а налоговым периодом будет выступать календарный месяц, согласно статье 192 НК РФ. Сумма акциза к уплате исчисляется для каждого вида подакцизного товара в отдельности и затем суммируется. Акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производства таких товаров, однако исключение составляет прямогонный бензин — акциз по нему уплачивается по месту нахождения налогоплательщика [21, с 108].
При совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 21, 23 — 29 пункта 1 статьи 182 Кодекса [Приложение 1], уплата акциза производится по месту нахождения налогоплательщика;
— При совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 30 и 31 пункта 1 статьи 182 Кодекса [Приложение 2], уплата акциза производится по месту нахождения налогоплательщика и (или) по месту нахождения обособленных подразделений в части осуществляемых ими операций.
При реализации произведенной подакцизной продукции сумма акциза, подлежащая уплате, равняется сумме акциза, исчисленная в соответствии со статьей 194 НК РФ за минусом налоговых вычетов, предусмотренные п.1 ст. 200 НК РФ.
При ввозе подакцизной продукции на территорию Российской Федерации сумма акциза, подлежащая уплате при ввозе подакцизных товаров, равняется сумме акциза по всем ввезенным товарам.
Немаловажным является тот факт, что если сумма исчисленного акциза за налоговый период меньше, чем сумма налоговых вычетов, то сумма акциза не уплачивается.
Сумма превышения налоговых вычетов над суммой акциза подлежит зачету в счет текущих и (или) предстоящих в следующем налоговом периоде платежей по акцизу или вычету из суммы акциза в следующем налоговом периоде.
Однако, остаток суммы акциза, которая не была зачтена в течение трех налоговых периодов, следующих за отчетным налоговым периодом, в котором налоговые вычеты превысили сумму исчисленного акциза, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.
Если учесть, что тема курсовой работы проблемы и особенности акцизного налогообложения нефтепродуктов, то необходимо придерживаться именно вышеуказанного, и рассматривать интересующий нас платеж в точки зрения производства нефтепродуктов.
Что же такое нефтепродукты? Известно, что переработка нефти — сложный многоступенчатый технологический процесс, результатом которого является широкий ассортимент товарных продуктов, отличающихся строением, физико-химическими свойствами, составом и областями применения. На нефтеперерабатывающих заводах после предварительной очистки от механических примесей, обессоливания и обезвоживания нефть поступает на переработку [6, с 8].
Вырабатываемые на нефтеперерабатывающих заводах продукты подразделяют на следующие группы, различающиеся по составу, свойствам и областям применения:
1) топлива — бензины (топлива для двигателей с принудительным зажиганием), реактивные, дизельные, газотурбинные, печные, котельные, сжиженные газы коммунально-бытового назначения; 2) нефтяные масла; 3) парафины и церезины; 4) ароматические углеводороды; 5) нефтяные битумы; 6) нефтяной кокс; 7) пластические смазки; 8) присадки к топливам и маслам; 9) прочие нефтепродукты различного назначения.
Как было указано ранее в перечень подакцизных нефтепродуктов попадают: автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин, топливо печное бытовое, бензол, параксилол, ортоксилол, авиационный керосин, природный газ.
Рассмотрим существующие ставки в расположенной ниже таблице.
Таблица 1.1. Ставки на подакцизные нефтепродукты.
Виды подакцизных товаров |
Налоговая ставка (в рублях за единицу измерения) |
|||
с 1 января по 31 марта 2016 года включительно |
с 1 апреля по 31 декабря 2016 года включительно |
с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно |
||
А |
1 |
2 |
3 |
|
Автомобильный бензин: |
||||
не соответствующий классу 5 |
10 500 рублей за 1 тонну |
13 100 рублей за 1 тонну |
12 300 рублей за 1 тонну |
|
класса 5 |
7 530 рублей за 1 тонну |
10 130 рублей за 1 тонну |
7 430 рублей за 1 тонну |
|
Дизельное топливо |
4 150 рублей за 1 тонну |
5 293 рубля за 1 тонну |
5 093 рубля за 1 тонну |
|
Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей |
6 000 рублей за 1 тонну |
6 000 рублей за 1 тонну |
5 400 рублей за 1 тонну |
|
Прямогонный бензин |
10 500 рублей за 1 тонну |
13 100 рублей за 1 тонну |
12 300 рублей за 1 тонну |
|
Бензол, параксилол, ортоксилол |
3 000 рублей за 1 тонну |
3 000 рублей за 1 тонну |
2 800 рублей за 1 тонну |
|
Авиационный керосин |
3 000 рублей за 1 тонну |
3 000 рублей за 1 тонну |
2 800 рублей за 1 тонну |
|
Средние дистилляты |
4 150 рублей за 1 тонну |
5 293 рубля за 1 тонну |
5 093 рубля за 1 тонну. |
|
Дальнейшее подробное рассмотрению ставок и анализа поступлений от акцизных платежей за нефтепродукты будет представлено в следующей главе. Таким образом, можно сказать, что акцизы являются представителями косвенных налогов, включаются в цену товара и перелагаются в результате на конечного потребителя. Индивидуальные акцизы используются в современных налоговых системах практически всех стран мира [17, с 88]. Это обусловлено их высоким фискальным эффектом и способностью регулировать потребление отдельных товаров, перераспределять доходы высокооплачиваемых слоев населения и доходы от производства и реализации определенных видов продукции, а именно нефть, природный газ, нефтепродукты.
2. Анализ поступлений акцизных платежей от производства и реализации нефтепродуктов в бюджет Российской Федерации
В предыдущей главе были раскрыты теоретические аспекты акцизных платежей от производства и реализации нефтепродуктов: было подробно описано, кто является плательщиком налога, указаны попадающие под акциз нефтепродукты (не все нефтепродукты являются подакцизными), подробно представлен порядок расчета акциза, точно определен объект налогообложения, кроме всего прочего рассмотрена налоговая база и наконец для ознакомления в завершении даются существующие налоговые ставки.
В практической части курсовой работы необходимо подробное рассмотрение имеющихся данных для составления анализа изменения ставок акциза в течение текущего года и на перспективу (план с 1 января по 31 декабря 2017 года).
Еще раз, более подробно, разобрать ранее представленные ставки представляется необходимым для достижения поставленных перед курсовой работой целей. Рассмотрим таблицу 2.1.
Таблица 2.1 Ставки на подакцизные нефтепродукты.
Виды подакцизных товаров |
Налоговая ставка (в рублях за единицу измерения) |
|||
с 1 января по 31 марта 2016 года включительно |
с 1 апреля по 31 декабря 2016 года включительно |
с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно |
||
А |
1 |
2 |
3 |
|
Автомобильный бензин: |
||||
не соответствующий классу 5 |
10 500 рублей за 1 тонну |
13 100 рублей за 1 тонну |
12 300 рублей за 1 тонну |
|
класса 5 |
7 530 рублей за 1 тонну |
10 130 рублей за 1 тонну |
7 430 рублей за 1 тонну |
|
Дизельное топливо |
4 150 рублей за 1 тонну |
5 293 рубля за 1 тонну |
5 093 рубля за 1 тонну |
|
Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей |
6 000 рублей за 1 тонну |
6 000 рублей за 1 тонну |
5 400 рублей за 1 тонну |
|
Прямогонный бензин |
10 500 рублей за 1 тонну |
13 100 рублей за 1 тонну |
12 300 рублей за 1 тонну |
|
Бензол, параксилол, ортоксилол |
3 000 рублей за 1 тонну |
3 000 рублей за 1 тонну |
2 800 рублей за 1 тонну |
|
Авиационный керосин |
3 000 рублей за 1 тонну |
3 000 рублей за 1 тонну |
2 800 рублей за 1 тонну |
|
Средние дистилляты |
4 150 рублей за 1 тонну |
5 293 рубля за 1 тонну |
5 093 рубля за 1 тонну. |
|
Итак, после внимательного рассмотрения налоговых ставок в рублях на единицу измерения по каждому подакцизному нефтепродукту можно сделать некоторые выводы, и прояснить имеющиеся закономерности.
В целом, по данным из таблицы 2.1 по каждому виду, рассматриваемых подакцизных товаров на 1 января в 2017 года намечено снижение налоговой ставки, по сравнению со ставками, принятыми на период с 1 апреля по 31 декабря 2016 года включительно, возможно это сделано для облегчения налоговой нагрузки с нового года, однако не обязательно, что намеченные ставки просуществуют весь 2017 год.
Если же сравнивать ставки за 2016 год (1-ая и 2-ая колонки), то мы увидим, что на 1 апреля произошел рост ставки акциза по наиболее значимым для населения России нефтепродуктам, таких как автомобильный бензин (любого класса), дизельное топливо. Кроме того, был поднят акциз на прямогонный бензин (в промышленности прямогонный бензин редко используется как сырье для автомобильного бензина — из него изготавливаются разные смолы, полимеры, пластмассы) и средние дистилляты, например, судовое топливо, керосиногазойлевая фракция и другое, что используется в качестве замены дизельному топливу.
Однако исключение составляют группа «бензол, параксилол, ортоксилол», авиационный керосин и моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей: их цена не меняется с 1 апреля 2016 года, но согласно намеченной для 2017 года тактике ставки по указанным нефтепродуктам также, как и ставки по другим нефтепродуктам из списка, подвергшимся изменениям, подлежат снижению.
Таким образом, наблюдаемый рост ставок сразу же после первого квартала обусловлен дефицитом в бюджете страны, и такое повышение ни что иное как попытки законодателя покрыть имеющиеся расходы дополнительной аккумуляцией денежных средств, за счет увеличения суммы налога. Повышение акциза на все средние дистилляты возможно произошло с целью защиты российского рынка от различных суррогатов, которые из-за низкой цены вытесняют товарное дизельное топливо, что позже сказывается на собираемости налогов [26, с 38].
На 1 января 2017 года, как уже отмечалось ранее намечено снижение налоговой ставки, однако после повышения в апреле 2016-го, по некоторым нефтепродуктам, даже после снижения не удается достигнуть позиции января 2016, в эту категорию входят: автомобильный бензин, не соответствующий классу 5; дизельное топливо; прямогонный бензин и средние дистилляты. По всем остальным на 01.01.17 запланирована ставка меньшая, чем на эту же дату предшествующего года.
Исходя из теоретических данных по исследуемому налогу, представленного первой главой, объектами налогообложения будут выступать в основном производство и реализация нефтепродуктов, а так как представляется возможным разграничить сумму начисленных акцизов от такой деятельности внутри Российской Федерации и аналогичной деятельности, направленной на экспорт, то рассмотрение поступлений будет происходить отдельно.
Начисления по уплате акциза от производства и реализации нефтепродуктов в Российской Федерации, сделанные органами налоговой службы в период с 2013 по 2015 гг., представлены в таблице 2.2. Кроме того, для лучшего изучения и рассмотрения был рассчитан темп прироста в процентах к каждому предыдущему году (цепной) по каждому представленному виду подакцизной продукции.
Перейдем к рассмотрению и изучению вышеуказанной таблицы.
Таблица 2.2. Начисления к уплате в бюджет по отдельным видам подакцизной продукции (производство и реализация внутри страны).
млрд. рублей
Вид подакцизной продукции |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2014 г. к 2013 г. Т.пр., в % |
2015 г. к 2014 г. Т.пр., в % |
2015 г. к 2013 г. Т.пр., в % |
|
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Дизельное топливо (различных классов) |
152, 3 |
158, 4 |
109 |
4 |
-31, 2 |
-28, 4 |
|
Прямогонный бензин |
4, 4 |
2, 2 |
-7 |
-50, 7 |
-420, 6 |
-259, 1 |
|
Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей |
3, 21 |
3, 22 |
2, 8 |
0, 9 |
-14, 4 |
-12, 8 |
|
Автомобильный бензин |
222 |
238, 8 |
200, 9 |
7, 6 |
-15, 8 |
-9, 5 |
|
Топливо печное бытовое |
0, 3 |
1, 1 |
0, 8 |
209, 6 |
-25, 7 |
166, 7 |
|
Как видно из таблицы все начисления акцизных платежей за производство и реализацию нефтепродуктов внутри страны произведены в миллиардах рублей и в абсолютных показателях в период с 2013 года по 2014 начисления по всем рассматриваемым видам подакцизной продукции возросли в интервале от 16, 8 млрд. рублей до 0, 1 млрд. рублей, исключение составляет прямогонный бензин: начисления, выполненные налоговыми органами, снизились на 2, 2 млрд. рублей.
Дело в том, что начисленная к уплате сумма налога определяется как разница между суммой, начисленной по операциям, подлежащим налогообложению акцизами и между суммой акциза, подлежащей вычету. Исходя из этого, начисления в 2014 году по статье «прямогонный бензин» снизились по отношению к начислениям в 2013 году на 2, 2 млрд. рублей, не из-за того, что было реализовано и переработано меньше нефтепродуктов (значение показателей в тоннах), а из-за увеличения налогового вычета по этому виду подакцизной продукции, чего не произошло на рассматриваемый период по остальным статьям. Подробнее можно рассмотреть начисления и соответствующие им вычеты в приложении 3, которое основывается на данных Федеральной налоговой службы. В относительных показателях сохраняется такая же логика: все виды подакцизной продукции, кроме прямогонного бензина показывали на 2014 год темп прироста, как совсем незначительный (моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей) менее 1%, так и существенный: более чем на 200% по статье «топливо печное бытовое».
Однако в последний из представленных отчетный период (2014-2015) по каждому пункту списка происходит снижение показателя начисленных сумм к уплате как в абсолютных, так и в относительных показателях; темп прироста начислений на операции с прямогонным бензином оказался рекордным в этом списке и составил -420, 6%, темп прироста остальных находится в пределах от -14, 4% до -31, 2%. Вычет по такому виду подакцизной продукции как «прямогонный бензин» превысил начисления на 7 млрд. рублей, таким образом, по закону, либо эта сумма подверглась возмещению из бюджета, либо поступила на счета организаций в счет последующих начислений по рассматриваемому налогу.
Возникшая ситуация негативно сказывается на наполняемости бюджета, так как, в зависимости от ситуации, деньги либо не поступают в бюджет, либо вообще оттуда извлекаются, чтобы погасить задолженность перед налогоплательщиками [22, с 76].
Как упоминалось ранее, общая сумма налогов, исчисленных к уплате в бюджет складывается еще из одной важной составляющей — сумм налогов, начисленных при реализации нефтепродуктов, помещенных под таможенную процедуру экспорта. Следовательно, является необходимым также рассмотреть начисления сумм акцизов по экспортным операциям, которые складываются из сумм начисленных за минусом налоговых вычетов.
Рассмотрим таблицу 2.3, в которой представлены начисления к уплате в бюджет по отдельным видам подакцизной продукции, произведенной и реализованной для экспорта.
Таблица 2.3 Начисления к уплате в бюджет по отдельным видам подакцизной продукции (помещенная под процедуру экспорта).
млрд. рублей
Вид подакцизной продукции |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2014 г. к 2013 г. Т.пр., в % |
2015 г. к 2014 г. Т.пр., в % |
2015 г. к 2013 г. Т.пр., в % |
|
А |
1 |
2 |
4 |
3 |
5 |
6 |
|
Дизельное топливо (различных классов) |
19, 8 |
-14, 3 |
-5, 7 |
-172, 1 |
-60, 3 |
-128, 8 |
|
Прямогонный бензин |
3, 8 |
-12, 7 |
-3, 3 |
-431, 8 |
-73, 9 |
-186, 8 |
|
Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей |
-0, 12 |
-0, 19 |
-0, 15 |
-59 |
-25, 4 |
25, 0 |
|
Автомобильный бензин |
0, 6 |
0, 3 |
-0, 7 |
-46, 1 |
-349, 3 |
-216, 7 |
|
Топливо печное бытовое |
2, 6 |
-2, 7 |
0, 01 |
-203, 3 |
-100 |
-99, 6 |
|
Исходя из данных таблицы, мы можем видеть, что за весь исследуемый период темп прироста по каждому рассматриваемому виду подакцизной продукции принимает отрицательное значение. Итак, в 2013 году наибольшие начисления по такой позиции как «Дизельное топливо» составили почти 20 млрд. рублей; наименьшее количество начислений в млрд. рублей приходится на автомобильный бензин, произведенный или реализованный для экспорта: менее одного миллиарда. А по такому виду подакцизной продукции «Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей» вычеты превысили начисления на 0, 12 млрд. рублей.
Во втором из рассматриваемых годов темп прироста показал отрицательное значение по всем видам подакцизной продукции. Рекордное значение отрицательного роста показал «Прямогонный бензин» и в процентах составил 431.8, и если в 2013 году исчисленные поступления равнялись 3, 8 млрд. рублей, то в 2014 указанные налогоплательщиками вычеты, превысили исчисленную изначально сумму налогов на 12, 7 млрд. рублей. Таким образом, совершенно ничего не поступило от этого типа налогоплательщиков в 2014 году, а указанная сумма либо пошла в счет уплаты последующих начислений, либо была возмещена налогоплательщику.
Почти по каждому виду подакцизной продукции вычеты превысили начисления как минимум на 0, 19 млрд. рублей («Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей»).
Исключением является производство и реализация автомобильного бензина: его производство и реализация все же приносит доход государству, однако и по нему вычеты все увеличиваются.
В 2015 году отрицательный темп прироста по отношению к предыдущему году снижается. Для сравнения: 12, 7 и 14, 3 млрд. рублей вычетов по прямогонному бензину и дизельному топливу в 2014 году, и 3, 3 и 5, 7 млрд. рублей соответственно. Такая же тенденция наблюдается везде, по каждому пункту таблицы, происходит уменьшение начислений из-за снижения значения показателя произведенной и реализованной продукции в тоннах. Ситуация объясняется тем, что в связи введенными санкциями, в 2015 году очень незначительное количество нефтепродуктов было произведено и реализовано под экспорт.
Обратная ситуация наблюдается лишь у «автомобильного бензина»: темп прироста -349%, и вычеты превысили начисления на 0, 7 млрд. рублей, это говорит о том, что производство и реализация таких нефтепродуктов развивается и оживляется, ведь для того чтобы получить вычет необходимо иметь поручительство банка или банковскую гарантию, а возмещение сумм, производится только по нефтепродуктам, факт экспорта которых документально подтвержден.
Итак, после рассмотрения в отдельности поступлений от каждого вида подакцизных нефтепродуктов совершенно справедливо возникает вопрос об общей сумме акцизов от производства и реализации нефтепродуктов как по подакцизным товарам, производимым и реализованным на территории РФ, так и по подакцизным товарам, помещенных под процедуру экспорта в общей сумме налоговых поступлений [19, с 56]. Для наглядности ниже приведена таблица со сводными данными обо всех видах налоговых доходов в Российской Федерации, в который отдельными пунктами выделены интересующие нас поступления.
Таблица 2.4. Изменение доли налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации. млрд. рублей
Виды налоговых доходов |
Доля 2013 г., в % |
Доля 2014 г., в % |
Доля 2015 г., в % |
2014 г. к 2013 г. Т.пр., в % |
2015 г. к 2014 г. Т.пр., в % |
2015 г. к 2013 г. Т.пр., в % |
|
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Всего налоговых доходов |
100, 0 |
100, 0 |
100, 0 |
х |
х |
х |
|
1. Налог на прибыль организаций |
18, 3 |
18, 8 |
18, 9 |
2, 9 |
0, 6 |
3, 6 |
|
2. Налог на доходы физических лиц |
22, 1 |
21, 3 |
20, 5 |
-3, 3 |
-4, 1 |
-7, 3 |
|
3. НДС |
17, 5 |
18, 3 |
18, 9 |
4, 5 |
3, 5 |
8, 1 |
|
4. Акцизы |
8, 5 |
8, 0 |
7, 4 |
-5, 4 |
-7, 1 |
-12, 2 |
|
4.1. Акцизы по подакцизным товарам, производимым на территории РФ, в том числе: |
7, 5 |
7, 1 |
6, 7 |
-5, 3 |
-5, 6 |
-10, 7 |
|
акцизы на производство и реализацию нефтепродуктов |
3, 4 |
3, 2 |
2, 2 |
-5, 9 |
-31, 3 |
-35, 3 |
|
4.2. Акцизы по подакцизным товарам, помещенных под процедуру экспорта, в том числе: |
0, 9 |
0, 9 |
0, 8 |
0, 0 |
-11, 1 |
-11, 1 |
|
акцизы на производство и реализацию нефтепродуктов |
0, 2 |
-0, 2 |
-0, 1 |
-200, 0 |
-50, 0 |
-150, 0 |
|
5.Налог на имущество физических лиц |
0, 2 |
0, 2 |
0, 2 |
10, 0 |
0, 0 |
10, 0 |
|
6.Налог на имущество организаций |
5, 4 |
5, 0 |
5, 2 |
-7, 4 |
3, 2 |
-4, 4 |
|
7.Транспортный налог |
0, 9 |
0, 9 |
1, 0 |
-1, 1 |
9, 7 |
8, 5 |
|
8.Земельный налог |
1, 4 |
1, 4 |
1, 4 |
0, 7 |
-2, 9 |
-2, 2 |
|
9.Государственная пошлина |
0, 2 |
0, 2 |
0, 3 |
9, 1 |
12, 5 |
22, 7 |
|
10.Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
23, 0 |
23, 3 |
23, 7 |
1, 4 |
1, 8 |
3, 2 |
|
Анализируя таблицу (приложение 4), можно сказать, что наибольший вклад с доходную часть бюджета вносят такие налоговые платежи как налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами и налог на добавленную стоимость.
Каждый из этих налоговых платежей составляет около 20% от всех поступлений, а оставшиеся 20% распределяются между остальными налогами. Однако если роль таких поступлений как НПО, НДС и налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами увеличивается, то есть увеличивается их доля в общем количестве доходов, то роль НДФЛ снижается и вместо 22, 06% (на начало исследуемого периода), в 2015 составляет уже 20, 46%, то есть происходит уменьшение доли в составе всех поступлений на более чем 2%. Однако в абсолютных показателях сумма исчисленного НДФЛ растет, так же, как и весь объем налоговых поступлений с 11 321, 6 млрд. рублей до 13 720, 4 млрд. рублей.
Что касается следующей количественной подгруппы, то в нее входят налоговые поступления в пределах 10% от общего объема доходов: акцизы и налог на имущество организаций. Придерживаясь выбранной темы, рассмотрим, как изменяются акцизные платежи в бюджет за исследуемый период, в частности в отношении производства и реализации нефтепродуктов.
Итак, в относительных показателях доля акцизных поступлений уменьшилась с начала периода, так как в 2013 году она равнялась 8, 47%, а на 2015 составила 7, 44%, хотя в абсолютных показателях сумма увеличилась на 62 млрд. рублей. Так как в рассматриваемый пункт входят суммы налогов от абсолютно всех облагаемых акцизом операций, то в общем можно сделать следующие выводы: причиной снижения поступлений в общей их доле может выступать решение властей, которые используют акцизы как средство стимулирования отказа от вредных привычек [24, с 102], что способствует улучшению качества и увеличению продолжительности жизни, так как этот вывод не относится к выбранной теме (однако это не означает, что он не является достоверным), то другим объяснение более близким к теме будет являться улучшение качества информированности граждан, знание законов, их налоговая грамотность, которая позволяет применять, например, налоговые вычеты, существенно уменьшающие выплаты.
Что касается производства и реализации нефтепродуктов, то как видно из таблицы происходит уменьшение налоговых поступлений как по нефтепродуктам, произведенным и реализованным на территории Российской Федерации, так и помещенных под таможенную процедуру импорта.
По первому подпункту: с 382, 2 млрд. рублей до 306, 5 млрд. рублей, так как все это неразрывно связано с внешнеэкономической обстановкой. В 2013 году Российская Федерация подверглась установлению экономических санкций, установленных рядом европейских стран и Соединенных Штатов Америки.
Такая ситуация немедленно сказалась на налоговых поступлениях от акцизного обложения производства и реализации нефтепродуктов, помещенных под таможенную процедуру импорта. Так если в 2013 году от данного вида деятельности поступило акцизных платежей на сумму 27, 0 млрд. рублей, то в следующем же году вычеты превысили начисления на 29, 1 млрд. рублей и государственный бюджет не получил денежных средств, а организации либо возместили эти средства, либо перенесли эту сумму в счет последующих начислений. Естественным считается, что такой ситуации возникать не должно, и после проведения налоговыми органами ряда действий происходит уменьшение отрицательных начислений и в 2015 году составляет -9, 8 млрд. рублей.
Необходимо также вспомнить, что по общему правилу суммы акциза, уплаченные покупателем при приобретении подакцизных товаров, учитываются им в стоимости этих товаров [16, с 45]. Такое же правило действует в отношении суммы акциза, уплаченной при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также в отношении суммы акциза, которую собственнику сырья предъявляет переработчик этого сырья при передаче произведенных из него подакцизных товаров. И если в указанных ситуациях подакцизные товары используются в качестве сырья для производства других подакцизных товаров, то уплаченные суммы акциза не учитываются в стоимости товаров, а принимаются к вычету. Однако стоит помнить, что такие вычеты производятся только в случае, если ставки акциза на подакцизные товары, используемые в качестве сырья, и ставки акциза на произведенные подакцизные товары определены в расчете на одинаковую единицу измерения налоговой базы [13, с 98]. В противном случае сумма акциза, уплаченная при приобретении сырья, не подлежит вычету, а включается в стоимость сырья.
Согласно пункту 2 статьи 200 НК РФ вычетам подлежат: уплаченные налогоплательщиком суммы акциза, которые были предъявлены ему продавцом при приобретении подакцизных товаров, впоследствии использованных в качестве сырья для производства других подакцизных товаров и суммы акциза, уплаченные при ввозе на таможенную территорию России подакцизных товаров, являющихся сырьем для производства других подакцизных товаров.
Таким образом, в ходе проведения анализа поступлений акцизных платежей от производства и реализации нефтепродуктов в бюджет Российской Федерации, было обнаружено, что несмотря на то, что нефтяная отрасль является одной из самых прибыльных для ведения бизнеса, а налоги, уплачиваемые организациями, занимающимися производством и реализацией нефтепродуктов, являются важным источником налоговых поступлений в бюджет, доля акцизных платежей в общем объеме поступлений сокращается. В следующей главе будут рассмотрены имеющиеся проблемы и возможные перспективы акцизного налогообложения нефтепродуктов, а также будут указаны возможные причины сокращения поступлений.
3. Проблемы и перспективы акцизного налогообложения нефтепродуктов в Российской Федерации
В ходе анализа, проведенного во второй главе было установлено, что доля поступлений акцизных платежей от производства и реализации нефтепродуктов, как на территории Российской Федерации, так и помещенная под таможенную процедуру экспорта, сокращалась с каждым годом в исследуемом периоде, несмотря на то, что в общем доходы в бюджет увеличивались. Кроме того, поступления акцизных платежей от обрабатывающих производств в целом увеличиваются, следовательно, встает вопрос о том, какая отрасль подакцизного производства постепенно вытесняет другие.
Для того, чтобы разобраться в возникшем вопросе исследуем имеющиеся данные в таблице, которая находится ниже.
Таблица 3.1. Анализ динамики акцизных платежей от основных обрабатывающих производств в бюджет Российской Федерации. млрд. рублей
Наименование показателя |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2014 г. к 2013 г. Т.пр., в % |
2015 г. к 2014 г. Т.пр., в % |
2015 г. к 2013 г. Т.пр., в % |
|
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Обрабатывающие производства -всего |
2137, 1 |
2283, 5 |
2474, 2 |
6, 9 |
8, 4 |
15, 8 |
|
Производство нефтепродуктов |
360, 6 |
314 |
257, 8 |
-12, 9 |
-17, 9 |
-28, 5 |
|
Производство напитков |
268 |
285, 4 |
267, 4 |
6, 5 |
-6, 3 |
-0, 2 |
|
Производство табачных изделий |
250, 4 |
313, 9 |
379 |
25, 4 |
20, 7 |
51, 4 |
|
Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о том, что все рассмотренные обрабатывающие производства из года в год увеличивают акцизные поступления в бюджет Российской Федерации. Об этом говорит и стабильный рост абсолютных показателей в млрд. рублей и темп прироста, каждый год показывающий все большее увеличение по отношению к предыдущему году.
Таблица 3.2 Анализ структуры акцизных платежей от основных обрабатывающих производств в бюджет Российской Федерации. млрд. рублей
Наименование показателя |
доля, в % |
доля, в % |
доля, в % |
2014 г. к 2013 г. Т.пр., в % |
2015 г. к 2014 г. Т.пр., в % |
2015 г. к 2013 г. Т.пр., в % |
|
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Обрабатывающие производства -всего |
100 |
100 |
100 |
х |
х |
х |
|
Производство нефтепродуктов |
16, 9 |
13, 7 |
10, 4 |
-18, 9 |
-24, 1 |
-38, 5 |
|
Производство напитков |
12, 5 |
12, 5 |
10, 8 |
0, 0 |
-13, 6 |
-13, 6 |
|
Производство табачных изделий |
11, 7 |
13, 7 |
15, 3 |
17, 1 |
11, 7 |
30, 8 |
|
На первом месте среди всех идет производство табачных изделий, занимающее в 2013 году 11, 7% от доли общих акцизных платежей, а в 2015 уже 15, 3% показывающее прирост в 20, 7% и долю, равную 15, 7%. Однако совершенно противоположная ситуация наблюдается в производстве нефтепродуктов. Каждый год идет стабильное снижение налоговых поступлений от указанной отрасли: если в 2013 году на производство нефтепродуктов приходится 17% от всех поступлений, в конце исследуемого периода оно занимает лишь 10, 4 % показывая отрицательный темп прироста почти в 18%.
Как методы борьбы со снижением налоговых поступлений от производства и реализации нефтепродуктов с 1 января 2015 года в России был введен в действие налоговый маневр [11, с 85].
Он преследует следующие цели:
- потенциально увеличить налоговые поступления от предприятий нефтяной отрасли;
- стимулировать рост нефтедобычи посредством увеличения рентабельности, которое в свою очередь должно быть достигнуто за счет снижения суммы взимаемых налогов с одной единицы добытой нефти;
- не допустить роста розничных цен на бензин и дизельное топливо более чем на 5-10% в год посредством снижения акцизов;
- сократить налоговое субсидирование переработки за счет добычи.
В ходе реализации «налогового маневра» в перечень подакцизных товаров включены бензол, параксилол, ортоксилол и авиационный керосин при одновременном введении в отношении производителей продукции нефтехимии из бензола, параксилола, ортоксилола, а также лиц, осуществляющих заправку воздушных судов авиационным керосином, системы свидетельств, позволяющих применять вычеты начисленных сумм акциза.
Основной задачей реформы налогообложения нефтяного сектора признается снижение ставок экспортной пошлины на нефть, их постепенное выравнивание со ставками экспортной пошлины на темные и светлые нефтепродукты, а также повышение ставок налога на добычу полезных ископаемых.
Однако стало очевидно, что комплексную модернизацию отрасли, по итогам которой выравнивание пошлин на темные нефтепродукты и нефть привело бы к уменьшению масштабов неэффективной нефтепереработки завершить в ближайшее время не удастся. В этих условиях рост пошлины на темные нефтепродукты привел бы к неминуемому сокращению объемов переработки нефти на немодернизированных заводах, а это, в свою очередь, грозило локальными дефицитами нефтепродуктов и ростом цен на них.
«Налоговый маневр» состоял в снижении предельной ставки экспортной пошлины на нефть с 59% в 2015 году до 30% в 2017 году при одновременном увеличении базовой ставки НДПИ на нефть с 493 рублей за тонну в 2015 году до 919 рублей в 2017 году. Также были увеличены ставки экспортных пошлин на нефтепродукты и снижены ставки акцизов на моторные топлива [23, с 23].
Принятые решения о реформе налогового и таможенно-тарифного регулирования в нефтяной отрасли («налоговый маневр») не только увеличивают период повышения пошлины на темные нефтепродукты (выравнивание ставок теперь предстоит с 2017 года), но и приводят к уменьшению размера в будущем уменьшенных доходов от этого шага: в соответствии с бюджетным прогнозом, составленным до падения цен на нефть, «цена маневра» для бюджета, то есть в том числе и цена отказа от 100-процентной пошлины на мазут, оценивалась Министерством Финансов России в размере около 140 млрд. рублей в 2015 году.
Предварительный анализ последствий реализации «налогового маневра», показывает, что, хотя такие последствия несколько отличаются от тех ожиданий, которые формировались в условиях иного уровня цен на нефть и курсов иностранных валют к рублю, проведение маневра не привело к негативным последствиям для секторов нефтедобычи и нефтепереработки и не повлекло за собой дополнительных бюджетных потерь. Более того, принятые решения в условиях падения цен и роста курса иностранных валют к рублю позволили сдержать рост цен на моторное топливо в начале года.
Установлен порядок налогообложения акцизами природного газа, реализуемого в соответствии с международными соглашениями, если такое налогообложение предусмотрено международными соглашениями. Это решение позволяет выполнить положения международного соглашения Российской Федерации в отношении налогообложения акцизами природного газа, поставляемого по газопроводу «Гол…