Анализ ненефтегазовых доходов бюджета Российской Федерации

Курсовая работа

накопительной пенсионной системы лишь частично решает эту задачу; ее полное решение может потребовать увеличения текущих и будущих отчислений в пенсионную систему и принятия других мер. Сбережение нефтегазовых доходов дает возможность поддерживать стабильный уровень государственных расходов и соответственно — долгосрочную макроэкономическую стабильность. Принятое в таких случаях инвестирование сбережений в иностранные активы обеспечивает также устойчивость монетарных показателей.

Таким образом, сказанное выше предполагает необходимость выработки особых принципов построения бюджета и фонда накопления нефтегазовых доходов. Для формирования новой методологии бюджетного планирования следует использовать понятие ненефтегазового баланса бюджета, раскрытие содержания которого связано с определением другого понятия — ненефтегазовый ВВП. Отношение ненефтегазового баланса бюджета к ненефтегазовому ВВП наиболее точно отражает экономические возможности страны без использования сырьевых доходов. Поскольку нефтегазовый сектор — неотъемлемая часть экономики, данный показатель является расчетным. Вместе с тем для целей бюджетного планирования целесообразно использовать и другой показатель — отношение ненефтегазового баланса бюджета (ненефтегазового дефицита) к совокупному ВВП.

Ненефтегазовый дефицит бюджета не обязательно должен покрываться только нефтегазовыми доходами. Источниками его финансирования могут быть заимствования, поступления от приватизации, продажи госзапасов и др. Ту часть ненефтегазового дефицита, которая покрывается нефтегазовыми доходами, можно определить как нефтегазовый трансферт в бюджет. Если бы доходы федерального бюджета формировались раздельно от сырьевого и несырьевого секторов, то трансферт из сырьевой части в несырьевую и явился бы нефтегазовым трансфертом. Используемые в действующем законодательстве сырьевые доходы для целей настоящей статьи также можно называть нефтегазовым трансфертом.

В мировой практике сбережение сырьевых доходов осуществляется на основе различных принципов.

1. Согласно принципу постоянного потребления, величина трансферта в бюджет за счет нефтяных доходов в процентном отношении к ненефтяному (или совокупному) ВВП является постоянной. Важным условием сохранения бюджетной сбалансированности в перспективе является то обстоятельство, что расходуется только постоянный доход от нефтяного сектора, а поскольку сырьевые ресурсы со временем будут истощаться, доля ненефтяного ВВП в совокупном ВВП, естественно, будет расти. При накоплении нефтяных доходов создаются финансовые активы, достаточные для финансирования расходов при исчерпании запасов ресурсов. Отметим, что оптимальная величина трансферта в бюджет за счет нефтяных доходов равна доходности дисконтированной стоимости нефтяного богатства.

43 стр., 21470 слов

Доходы производственного предприятия

... дискуссионность и неопределенность многих вопросов управленческого учета доходов на уровне предприятия обусловили выбор темы курсовой работы ее актуальность, определили цель, задачи и последовательность ... потребностям управления. Возникновение управленческого учета обычно связывают с ростом корпораций, производственным нормированием и изменением правовых и экономических отношений Три этапа ...

2. В соответствии с принципом полного сбережения ненефтяной дефицит не должен превышать реального дохода от нефтяных накоплений. Он предполагает сбережение всех поступлений от нефти. Данный метод не требует оценки нефтяного богатства.

3. Принцип средней цены базируется на концепции структурного баланса бюджета. В мировой практике структурный баланс бюджета используется для оценки и формирования финансовой политики как баланс, очищенный от влияния факторов экономического цикла. Зачастую в фазе экономического роста страна резко увеличивает бюджетные расходы, что придает временный дополнительный импульс росту ВВП. В результате государственный сектор начинает конкурировать с частным за ресурсы, способствуя тем самым повышению процентных ставок. По завершении фазы роста в связи с инерцией экономической системы (и политики в том числе) оказывается затруднительным сократить государственные расходы. Мониторинг структурного баланса бюджета позволяет избежать или по крайней мере смягчить эту проблему Кудрин А. Механизмы формирование ненефтегазового баланса бюджета Российской Федерации // Вопросы экономики. — 2012. — №8. — С. 4-16..

Данному правилу старается следовать Россия, Стабилизационный фонд которой призван аккумулировать временные конъюнктурные доходы, образующиеся при цене на нефть, превышающей базовую (она закреплена законодательно).

Однако, поскольку поступления в Стабилизационный фонд сверх базовой цены не покрывают всех нефтегазовых доходов бюджета, реализуется этот принцип не в полной мере, что снижает эффективность бюджетной политики и приводит к ее корректировке.

Для страны—экспортера нефти структурный нефтяной бюджетный баланс — это баланс, при котором нефтяные поступления, оцененные ниже средней цены на нефть, расходуются, а остальные — сберегаются (при предположении, что фактическая цена на нефть выше расчетной средней цены).

Долгосрочная и стабильная в целом динамика средних цен на сырьевые ресурсы (вокруг которых происходят колебания реальных цен) позволяет разработать финансовое правило, согласно которому бюджет с поправкой на средние цены сырьевых ресурсов должен быть сбалансированным Кудрин А. Влияние доходов от экспорта нефтегазовых ресурсов на денежно-кредитную политику России // Вопросы экономики. — 2013. — №3. — С. 4-19..

В основе всех вышеупомянутых правил лежит концепция раздельного планирования сырьевого и несырьевого бюджетов. Для ее реализации во многих странах созданы фонды невозобновляемых ресурсов, средства которых расходуются на управление сырьевыми доходами в особом режиме. Среднесрочное сбережение, предназначенное для сглаживания колебаний цен на сырьевых рынках, проводится в рамках стабилизационных фондов, в которые направляются сверхдоходы при высоких ценах на нефть; из них могут компенсироваться потери бюджета при низких ценах. долгосрочное сбережение осуществляется в рамках сберегательных фондов, цель создания которых — перераспределение части нефтяных доходов в пользу будущих поколений. Кроме того, формой сбережения может служить также погашение государственного долга, поскольку оно снижает предстоящие расходы на обслуживание и погашение долга и, следовательно, увеличивает ресурсы для непроцентных расходов будущих периодов.

1.2 Классификация доходов федерального бюджета РФ

Согласно бюджетной классификации доходная часть федерального бюджета подразделяется на налоговые и неналоговые поступления. Подобное разделение в неполной мере отражает ее структурное соотношение и динамику, поэтому автор предлагает в данной статье составить системную классификацию факторов, влияющих на структуру доходов федерального бюджета. Для этого расширим классификацию поступлений доходов федерального бюджета и разделим ее на следующие составляющие Филипчук О.А. О расширенной классификации доходов федерального бюджета России//Вестник Академии. 2014. №2. С. 105-108.:

1. налоговые и неналоговые доходы согласно бюджетной классификации;

2. нефтегазовые и ненефтегазовые доходы согласно специфике развития российской рыночной экономики;

3. внешние и внутренние доходы согласно внешнеэкономической стратегии и направлениям развития внутренних рынков.

Теперь рассмотрим каждый пункт данной классификации доходов, определим группу факторов для каждого и систематизируем их.

Группа 1. Налоговые и неналоговые доходы федерального бюджета Российской Федерации. Для дальнейшего анализа обобщим материал и сделаем акцент на налоговых и неналоговых поступлениях федерального бюджета, т.к. они являются непосредственным показателем эффективного функционирования экономики государства (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Структура налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета РФ

Показатель

Составляющие

1. Основные налоговые поступления федерального бюджета:

1) НДС — налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на прибыль организаций;

4) НДПИ — налог на добычу полезных ископаемых;

5) водный налог;

6) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

7) государственная пошлина.

2. Основные неналоговые поступления федерального бюджета:

1) таможенные пошлины и таможенные сборы;

2) страховые взносы;

3) доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации;

4) доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности Российской Федерации;

5) части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией;

6) лицензионные сборы;

7) платы за использование лесов;

8) платы за пользование водными объектами;

9) платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям;

10) платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним;

11) сборы в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением консульских действий.

Основные факторы, влияющие на объем поступлений налоговых доходов:

  • налоговое законодательство страны;
  • развитие как малого и среднего, так и крупного бизнеса;
  • объемы добычи полезных ископаемых;
  • соотношение прямых и косвенных налогов в доходах.

Основные факторы, влияющие на объем поступлений неналоговых доходов:

  • размер устанавливаемых таможенных пошлин;
  • наличие ситуаций, при которых государство вынуждено продавать государственное имущество федерального ведения.

Группа 2. Нефтегазовые и ненефтегазовые доходы федерального бюджета подразделяются на налоговое и неналоговое направление внутри группы. Согласно статье 96.6 главы 13.2 Бюджетного Кодекса РФ к нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:

1. налогов:

  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья
  • нефть,
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья
  • газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья,
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья
  • газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья;
  • регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции.

2. неналоговых платежей:

  • вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
  • вывозных таможенных пошлин на газ природный;
  • вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти. Факторы, влияющие на поступления данной группы доходов:
  • изменение мировых цен на нефть;
  • изменение мировых цен на природный газ;
  • изменение объемов экспорта нефти и газа;
  • изменение ставок налогов и таможенных пошлин.

К ненефтегазовым относятся доходы федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета. Самые крупные статьи доходов в этой группе: 1. налоговые:

  • налог на прибыль организаций;
  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы на табачную продукцию, спирт и т.д.;
  • государственной пошлины.

2. неналоговые:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
  • доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации;
  • таможенные пошлины и таможенные сборы.

Факторы, влияющие на поступления данной группы доходов:

  • изменение налоговых ставок;
  • изменение объема ВВП;
  • изменение объемов экспорта и импорта;
  • изменения в мировой экономике.

Группа 3. Внешние и внутренние доходы федерального бюджета Российской Федерации. По определению доходы от внешнеэкономической деятельности состоят из неналоговых поступлений средств от централизованного экспорта и иных поступлений от внешнеэкономической деятельности, в связи с осуществлением таможенного контроля и проведением таможенных процедур, а также поступлений по государственным кредитам, предоставляемым иностранным государствам, и прочих. Внешние доходы федерального бюджета в основном представлены:

  • ввозные таможенные пошлины;
  • вывозные таможенные пошлины.

Факторы:

  • стабильность или кризисные явления на мировом рынке;
  • уровень устанавливаемых таможенных пошлин;
  • участие в торговых организациях, таких как ВТО, Таможенный Союз, и договоренности с ними.

Внутренние поступления:

  • налоговые и неналоговые доходы, не связанные с внешнеэкономической деятельностью.

Факторы:

  • развитие внутренней экономики и внутренних рынков;
  • налоговая и социальная политика внутри страны;
  • наличие соглашений о двойном налогообложении в случае экспорта и импорта продукции.

В каждой группе доходов федерального бюджета приведены факторы, влияющие на объем поступления доходов данной группы. Составим сводную таблицу характеристик и факторов, влияющих на формирование каждой группы (табл. 1.2) Филипчук О.А. О расширенной классификации доходов федерального бюджета России // Вестник Академии. 2014. №2. С. 105-108..

Таблица 1.2

Факторы, влияющие на объем поступления доходов федерального бюджета

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Налоговые

Неналоговые

Нефтегазовые

Ненефтегазовые

Внешние

Внутренние

Налоговое законодательство страны.

Размер устанавливаемых таможенных пошлин.

Изменение мировых цен на нефть.

Изменение налоговых ставок.

Стабильность или кризисные явления на мировом рынке.

Развитие внутренней экономики внутренних рынков.

Развитие как малого и среднего, так и крупного бизнеса.

Наличие ситуаций, при которых государство вынуждено продавать государственное имущество федерального ведения.

Изменение мировых цен на природный газ

Изменение объема ВВП.

Уровень устанавливаемых таможенных пошлин.

Налоговая и социальная политика внутри страны.

Объемы добычи полезных ископаемых.

Изменение объемов экспорта нефти и газа.

Изменение объемов экспорта и импорта.

Участие в торговых организациях, таких как ВТО, Таможенный Союз, и договоренности с ними.

Наличие соглашений о двойном налогообложении в случае экспорта и импорта продукции.

Соотношение прямых и косвенных налогов в доходах.

Изменение ставок налогов и таможенных пошлин.

Изменения в мировой экономике.

Несмотря на то, что деление в классификации на группы весьма условно, каждая группа всходит отчасти в состав другой группы, тем не менее, зная, на какую часть доходов государство возлагает надежды на получение большего дохода в данном периоде, мы можем определить, каким факторам следует уделить внимание в первую очередь.

ненефтегазовый федеральный доход бюджет

3.1 Динамика ненефтегазовых доходов федерального бюджета в 2011-2013 годах

В 2011—2012 годах доходы увеличились до 20,4% и 20,8% к ВВП соответственно, а в 2013 году уменьшились до 19,5% к ВВП. Динамика поступления доходов федерального бюджета за последние пять лет представлена на рис. 3.1 Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2013 год. — М., 2014. — 124 с..

Рис. 3.1 Динамика поступления доходов федерального бюджета в 2011-2013 годах

В 2013 году по сравнению с 2011 годом доходы федерального бюджета по отношению к ВВП уменьшились на 0,9%, при этом нефтегазовые доходы снизились на 0,3%, а ненефтегазовые доходы снизились на 0,6%.

Начиная с 2011 года наметилась тенденция к росту доходов федерального бюджета. Посткризисное восстановление российской экономики в 2011—2012 годах во многом определялось благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой (ростом мировых цен и основных показателей внешней торговли).

В 2012 году доходы федерального бюджета увеличились по сравнению с 2010 годом (год наибольшего снижения доходов за последние 5 лет) на 2,9% к ВВП, в том числе нефтегазовые доходы — на 2,1%, ненефтегазовые доходы — на 0,8% к ВВП. На увеличение нефтегазовых доходов оказали влияние: рост мировых цен на нефть марки «Юралс» (с 78,2 до 110,5 долл. США/барр.), цен на газ природный (с 271,2 до 345,5 долл./тыс. куб. м) и курса доллара США по отношению к рублю (с 30,4 до 31,1 рублей), а также индексация ставок НДПИ на газ горючий природный. Увеличение ненефтегазовых доходов обусловлено изменением налогового законодательства (индексация специфических ставок акцизов на подакцизные товары и установление норматива зачисления в федеральный бюджет акцизов на нефтепродукты (2011 г. — 30%, 2012 г. — 23%) и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% в размере 60%), а также ростом объемов ВВП и импорта.

В 2013 году по сравнению с 2012 годом наблюдается снижение доходов федерального бюджета на 1,3% к ВВП, в том числе нефтегазовые доходы — на 0,6% к ВВП, ненефтегазовые доходы — на 0,7% к ВВП. На уменьшение нефтегазовых доходов оказали влияние: снижение мировых цен на нефть марки «Юралс» (с 110,5 до 107,9 долл. США/барр.), цен на газ природный (с 345,5 до 339,2 долл./тыс. куб. м) и объемов экспорта нефти на 1,8%. Уменьшение ненефтегазовых доходов обусловлено уменьшением поступлений налога на добавленную стоимость и ввозных таможенных пошлин, в основном за счет снижения налогооблагаемых объемов импорта, а также доходов от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации в связи с продажей Банком России в 2012 году пакета акций ОАО «Сбербанк России».

Анализ поступления доходов федерального бюджета по отношению к ВВП в 2011—2013 годах свидетельствует о достаточно высокой зависимости российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры.

В общей сумме доходов федерального бюджета в 2013 году нефтегазовые доходы составили 50,2%, ненефтегазовые доходы — 49,8% (рис. 3.2) Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2013 год. — М., 2014. — 124 с..

Рис. 3.2 Соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета в 2011-2013 годах

При этом динамика изменения доли нефтегазовых доходов в общей сумме доходов соответствует изменениям мировых цен на нефть марки «Юралс» (рост до 107,9 долл. США/барр. в 2013 году) и экспортных цен на газ природный (увеличение с 249,1 долл. США/тыс. куб. м в 2011 году до 339,2 долл. США/тыс. куб. м в 2013 году), объемов экспорта газа природного (рост с 168,3 млрд. куб. м в 2011 году до 196,0 млрд куб. м в 2013 году) и товаров, выработанных из нефти (увеличение с 124,5 млн тонн в 2011 году до 148,1 млн тонн в 2013 году), и в значительной мере влияет на увеличение доли нефтегазовых доходов в 2011—2013 годах (на 0,6%).

Снижение доли ненефтегазовых доходов в общей сумме доходов в 2011—2013 годах обусловлено изменениями в налоговом законодательстве, а также уменьшением поступления доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

3.2 Структура ненефтегазовых доходов федерального бюджета в 2011-2013 годах

Основная часть поступлений доходов федерального бюджета в 2011—2013 годах (рис. 3.3) обеспечена поступлениями вывозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и налога на добычу полезных ископаемых. На долю указанных доходов в 2013 году приходится 77,9% всех доходов федерального бюджета, причем за последние четыре года их доля в общем объеме доходов увеличилась на 8,8%. Увеличение доли налога на добычу полезных ископаемых связано с увеличением норматива зачисления в федеральный бюджет НДПИ на нефть и газовый конденсат с 95 до 100% и индексацией ставок НДПИ на нефть, газ горючий природный и газовый конденсат. Рост доли вывозной таможенной пошлины на 3,4% обусловлен увеличением размера ставок вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, до 66% от ставок пошлины на нефть, а также установлением ставок вывозных таможенных пошлин на бензин в размере 90% от ставок пошлины на нефть.

Рис. 3.1 Структура доходов федерального бюджета по видам доходов в 2011-2013 годах

Значительная часть объема поступлений доходов федерального бюджета формируется за счет доходов, администрируемых Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой (в 2013 году — 91,6%) (рис. 3.2) Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2013 год. — М., 2014. — 124 с..

Рис. 3.2 Ведомственная структура доходов федерального бюджета в 2011-2013 годах