Соглашение о разделе продукции: порядок применения в Российской Федерации и мире

Курсовая работа

Соглашение о разделе продукции: порядок применения в Российской Федерации и мире 1

Рис. — 1 Сравнение прогнозных величин возмещаемых затрат государству.

Минимальная стоимость возмещаемых затрат государству приходится на Красноярскую область — 1,34 руб. /т ресурсов. Максимальные затраты в Оренбургской области, они в 77 раз больше. Расчет производился, исходя из фактического объема ГРР, проведенного на каждом участке за счет средств государства, удельных затрат на конкретные виды работ и индексов пересчета фактической стоимости ГРР в текущие цены. При открытии инвестором промышленно значимого месторождения площадь, на которой проведены ГРР за счет государства, существенно сокращается, и инвестор фактически уплачивает возмещаемые расходы по участку, передаваемому ему для целей разведки и добычи.

Суммарные удельные затраты инвестора на получение запасов учитывают также фактор времени. Он заключается в том, что подготовка запасов производится инвестором в течение какого-то периода, а, следовательно, деньги, вложенные в освоение недр, могли бы быть отвлечены на основную деятельность по добыче нефти (альтернативное вложение денег).

Для учета влияния фактора времени целесообразно увеличить совокупную удельную величину затрат инвестора, используя средний период времени, необходимый для открытия месторождения, а также нормальную доходность инвестора при реализации проектов разработки месторождений нефти и газа. Уточним: регламентом составления проектных технологических документов на разработку нефтяных и газонефтяных месторождений РД 153-39-007-96 предусмотрено 15%.

При выполнении соглашения, предусматривающего условия раздела произведенной продукции (п.1 ст.8), если соглашения заключены после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами на иных условиях, чем раздел продукции и признания аукциона несостоявшимся, инвестор уплачивает:

  • налог на добавленную стоимость;
  • налог на прибыль организации;
  • единый социальный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • платежи за пользование природными ресурсами;
  • плату за негативное воздействие на окружающую среду;
  • плату за пользование водными объектами;
  • государственную пошлину;
  • таможенные сборы;
  • земельный налог;
  • акциз за исключением акциза на подакцизное минеральное сырье.

Уплаченные инвестором суммы налога на добавленную стоимость, единого социального налога, платежей за пользование природными ресурсами, плата за пользование водными объектами, государственные пошлины, таможенные сборы, земельный налог, акциз, а также суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возмещению.

26 стр., 12828 слов

Методы затратного подхода к оценке стоимости недвижимости

... возможным. Цель курсовой работы –, Глава 1. Затратный подход к оценке стоимости недвижимости 1.1. Общая характеристика затратного подхода к оценке недвижимости, Затратный подход —, Затратный подход — В процессе оценки определяются прямые и косвенные затраты, необходимые для строительства существующего ...

Инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов и сборов, а также не уплачивает налог на имущество организации в отношении основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, которые находятся на балансе налогоплательщик и используются исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями.

Если указанное имущество используется инвестором для других целей, оно облагается налогом на имущество организации в общеустановленном порядке.

Инвестор не уплачивает транспортный налог в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения.

При выполнении соглашения, предусматривающего условия раздела произведенной продукции п.2 ст.8, при выполнении соглашений, в которых применяется порядок раздела продукции, доля государства в общем объеме произведенной продукции составляет не менее 32% общего количества произведенной продукции, инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:

  • единый социальный налог;
  • государственную пошлину;
  • таможенные сборы;
  • налог на добавленную стоимость;
  • плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов и сборов.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов, уплачиваемых при применении специального налогового режима, признаются организации, являющиеся инвесторами соглашения.

При выполнении соглашений налогоплательщик вправе поручить исполнение своих обязанностей, связанных с применением специального налогового режима, оператору с его согласия.

Оператор осуществляет предоставленные ему налогоплательщиком полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика.

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений.

Инвесторы по соглашению о разделе продукции определяют сумму налога на добычу полезных ископаемых и сумму налога, подлежащего уплате.

Налогоплательщиками являются инвесторы по соглашениям о разделе продукции.

Если выполнение работ по соглашению о разделе продукции, в том числе добыче полезных ископаемых, осуществляет оператор по соглашению, то исчисление и уплата налога производится оператором, выступающим в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика. Налоговой базой признается стоимость добытых полезных ископаемых, определяемая в соответствии со ст.340 Налогового кодекса, с учетом особенностей, установленных в соглашении о разделе продукции для определения стоимости добытых полезных ископаемых.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду полезных ископаемых и отдельно по каждому соглашению о разделе продукции и деятельности, не связанной с выполнением соглашения о разделе продукции.

При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных в соответствии с законодательством РФ, налоговые ставки, установленные ст.342 НК РФ, применяются с коэффициентом 0,5.

Налоговые ставки, установленные в соглашении о разделе продукции в соответствии со ст.242 НК РФ, не изменяются в течение всего срока действия указанного соглашения.

Пример: 5 января 2002 года ОАО «Феррум» заключило соглашение о разделе продукции для поисков, оценки и разработки месторождения железных руд. Для этого вида ископаемых предусмотрена ставка налога 4,8%. Добывать полезные ископаемые предприятие начало в марте 2002 года. За март 2002 года было добыто 660 т полезного ископаемого. В 1 квартале 2002 года ОАО «Феррум» реализовано 12 т руды — 10368 руб. (без НДС).

Соответственно цена 1 т добытой руды составляет 864 руб. (10368 руб.: 12 т).

Норматив потерь полезных ископаемых — 11%. Поэтому добытые полезные ископаемые в пределах этого норматива облагаются по нулевой ставки.

Количество нормативных потерь составит 72,6 т (660 т х 11%).

Следовательно, величина налоговой базы, облагаемой по нулевой ставке, — 62,726 руб., (864 руб. х 72,6).

Налогом по ставке 4,8% облагается база, равная 507514 руб. (864 руб. х (660 т-72,6)).

А поскольку предприятие работает на основе соглашения о разделе продукции, к ставке налога применяется коэффициент 0,5. Таким образом, сумма налога составит 12180 руб. (507514 руб. х 4,8% х 0,5).

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на прибыль организаций при выполнении соглашений.

Налогоплательщики определяют сумму налога на прибыль организаций, подлежащую уплате. Объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком в связи с выполнением соглашения. Прибылью признается доход от выполнения соглашения, уменьшенный на величину расходов.

Доходом налогоплательщика признается стоимость прибыльной продукции, а также внереализационные доходы.

Стоимость прибыльной продукции определяется как произведение объема прибыльной продукции и цены произведенной продукции, установленной соглашением.

Расходами налогоплательщика признаются обоснованные и документально подтвержденные расходы, произведенные (понесенные) налогоплательщиком при выполнении соглашения.

Обоснованными расходами признаются расходы, понесенные налогоплательщиком в соответствии с программой работ и сметой расходов, утвержденными управляющим комитетом, в порядке, предусмотренным соглашением, а также внереализационные расходы, непосредственно связанные с выполнением соглашения.

Расходы налогоплательщика подразделяются на:

  • расходы, возмещаемые за счет компенсационной продукции (возмещаемые расходы);
  • расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу.

Налоговой базой для целей налогообложения признается денежное выражение подлежащей налогообложению прибыли. Налоговая база определяется по каждому соглашению раздельно.

Если налоговая база для соответствующего налогового периода является отрицательной величиной, она для этого налогового периода признается равной нулю.

Налогоплательщик имеет право уменьшить налоговую базу на величину полученной отрицательной величины в последующие налоговые периоды в течение 10 лет, следующие за тем налоговым периодом, в котором получена отрицательная величина, но не более срока действия соглашения.

Размер налоговой ставки определяется в соответствии с п.1 ст.284 НК РФ (24%).

Налоговая ставка, действующая на дату вступления соглашения в силу, применяется в течение всего срока действия этого соглашения.

Особенности уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) при выполнении соглашений

При выполнении соглашений налог на добавленную стоимость уплачивается в соответствии с гл.21 НК РФ.

Не подлежит налогообложению (освобождаются от налогообложения):

  • передача на безвозмездной основе имущества, необходимого для выполнения работ по соглашению, между инвестором по соглашению и оператором соглашения в соответствии с программой работ и сметой расходов, которые утверждены в установленном соглашением порядке;
  • передача организацией, являющейся участником, не имеющим статуса юридического лица объединения организацией, выступающего в качестве инвестора в соглашении, другим участникам такого объединения соответствующей доли произведенной продукции, полученной инвестором по условиям соглашения;

— передача налогоплательщиком в собственность государства вновь созданного или приобретенного налогоплательщиком имущества, использованного для выполнения работ по соглашению и подлежащего передаче государству в соответствии с условиями соглашения.

По налогам, предусмотренным статьей 346.35 <http://www.consultant.ru/popular/nalog2/3_13.html > Налогового кодекса, налогоплательщик представляет в налоговые органы, в которых он состоит на учете, по местонахождению участка недр, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, предоставленного в пользование на условиях соглашения, налоговые декларации по каждому налогу, по каждому соглашению отдельно от другой деятельности.

Если участок недр, предоставляемый в пользование на условиях соглашения, расположен на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, налогоплательщик представляет налоговые декларации по налогам, предусмотренным статьей 346.35 <http://www.consultant.ru/popular/nalog2/3_13.html > Налогового кодекса, в налоговые органы, в которых он состоит на учете, по его местонахождению.

Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149907/?dst=101427> Налогового кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_132220/?dst=100031> налогоплательщиков.

Налогоплательщик ежегодно в срок не позднее 31 декабря года, предшествующего планируемому, представляет в налоговые органы, указанные в пункте 1 <http://www.consultant.ru/popular/nalog2/3_13.html > настоящей статьи, утвержденные в порядке, установленном соглашением, программу работ и смету расходов по соглашению на следующий год.

По вновь введенным соглашениям в срок до начала работ налогоплательщик представляет в налоговые органы, указанные в пункте 1 <http://www.consultant.ru/popular/nalog2/3_13.html > настоящей статьи, утвержденные в порядке, установленном соглашением, программу работ и смету расходов по соглашению на текущий год.


Соглашение о разделе продукции (СРП) занимает сегодня особое место среди механизмов привлечения долгосрочных отечественных и иностранных инвестиций в российскую экономику. Работая в рамках СРП, инвестор заключает соглашение с государством, по которому государство предоставляет инвестору участок недр и выдает лицензию на право его разработки. Главный принцип СРП заключается в том, что инвестору, заключившему с государственными органами соглашение, предоставляется особый порядок налогообложения: с него взимаются лишь налог на прибыль и платежи за пользование недрами, к которым относятся разовые платежи (бонусы), ежегодные платежи на проведение поисковых и разведочных работ и регулярные платежи (роялти).

СРП включает в себя две стадии: период инвестиций (на данной стадии инвестор выплачивает только платежи) и период возврата капитала (налоги и платежи).

На второй стадии начинается разделение продукции на компенсационную и прибыльную в оговоренной пропорции. На этом этапе инвестору возмещаются затраты инвестирования. В результате инвестор получает гарантию стабильности условий работы, а государство — свою долю продукции, объем которой тем больше, чем выше эффективность проекта.

Однако несмотря все эти бесспорные преимущества, недостаточно динамичное развитие режима СРП в России сдерживает приток инвестиций и вызывает озабоченность инвесторов. [9]

О необходимости совершенствования деятельности федеральных органов по подготовке, заключению и реализации соглашений о разделе продукции говорится в Постановлении Правительства РФ №86 от 2 февраля 2001 г. Это Постановление, в частности, существенно повышает роль и ответственность Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в вопросах координации СРП.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 1997 г. №1132 «О мерах по обеспечению прав и интересов Российской Федерации при заключении и реализации соглашений о разделе продукции» и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 8 июля 1997 г. №694 «О мерах по реализации федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» была образована Комиссия Правительства Российской Федерации по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации соглашений о разделе продукции, осуществляющая государственный контроль за обеспечением прав и интересов Российской Федерации при заключении и реализации соглашений о разделе продукции.

Осуществление прав и обязательств государства по соглашениям о разделе продукции в отношении месторождений углеводородного сырья было возложено на Министерство топлива и энергетики Российской Федерации. В связи с этим в составе Минтопэнерго России создан Департамент по подготовке и реализации соглашений о разделе продукции, которому поручено осуществлять контроль за соблюдением интересов государства при реализации соглашений о разделе продукции.

Впоследствии Госдумой был принят перечень участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях СРП. В 1996-1998 гг. Правительством РФ совместно с субъектами РФ, на территориях которых расположены соответствующие участки недр, были подготовлены и внесены в Государственную Думу различные варианты законопроекта о перечнях участков недр, допускаемых в режим СРП. Всего было включено 250 месторождений, в том числе 213 месторождений углеводородов, расположенных на территории 32 субъектов Российской Федерации 22 <http://www.cfin.ru/bandurin/article/sbrn04/05.shtml> .

Однако на протяжении трех лет с момента вступления в силу закона «О соглашениях о разделе продукции» изменения в соответствующие законы и Таможенный кодекс не были внесены, что не позволило заключить ни одного полноценного соглашения на основе СРП.

В конце 1998 г. Госдума устранила несоответствие в законодательстве и приняла необходимые поправки. В итоге за пять лет существования закона 30% -ная квота по запасам углеводородного сырья, которые Дума разрешила разрабатывать на условиях СРП, уже исчерпана. В то же время обещанные многомиллиардные инвестиции и масштабные заказы российским производителям так и не поступили.

На сегодняшний день федеральными законами предоставлено право на реализацию 25 проектов соглашений о разделе продукции. Тем не менее в настоящий момент в стадии осуществления находятся только проекты «Сахалин-1», «Сахалин-2», «Харьягинское месторождение» и «Самотлор».

Соглашения заключаются государством с победителем конкурса или аукциона, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. В силу существования многочисленных исключений на проведение конкурсов договоры по СРП, по сути, являются двусторонними соглашениями. Договорные отношения, а следовательно, и СРП заключают в себе определенные «недостатки», являющиеся следствием неполноты информации.

Для управления работами по проекту «Сахалин-1» в соответствии со ст.4.1 «Соглашения о разделе продукции» вышеназванного проекта решением Комиссии Правительства Российской Федерации по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации «Соглашений о разделе продукции» от 27 ноября 1998 г. №4 создан Совет представителей уполномоченного государственного органа (УГО).

В целях координации деятельности по выполнению работ по «Соглашению о разделе продукции» проекта «Сахалин-2» приказом Министерства топлива и энергетики РФ от 14 сентября 1998 г. №302 образована российская часть наблюдательного совета по реализации соглашения по данному проекту.

В соответствии с положениями «Соглашения о разделе продукции» проекта «Харьягинское месторождение» (ст.10) был создан Объединенный комитет.

Для повышения эффективности и ускорения реализации нефтегазовых проектов на условиях СРП, необходимо:

— Создать единый государственный орган по регулированию деятельности СРП. Основой для этого должна стать Комиссия Правительства РФ по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ по реализации СРП. Новый государственный орган должен обладать необходимыми полномочиями и ресурсами для комплексного решения всех вопросов, связанных с СРП, что позволит сократить период подготовки Соглашений, устранить параллелизм и дублирование при получении различного рода согласований, разрешений, сертификатов, лицензий и ускорит получение продукции и доходов по проектам.

При формировании единого государственного органа необходимо предусмотреть создание координационного центра по организации работ по привлечению конкурентоспособных российских подрядчиков в работах по СРП, созданию эффективного механизма подготовки и финансовой поддержки российских предприятий с целью повышения их конкурентоспособности.

Создание такого государственного органа позволит добиться единой государственной политики в области подготовки, реализации и контроля за исполнением соглашений о разделе продукции.

  • Создать и модернизировать нормативно-правовую базу по СРП, в том числе принять или усовершенствовать первоочередные нормативные акты по:
  • налоговому регулированию, включая вопросы возмещения НДС при СРП;
  • заключению, исполнению и контролю за исполнением СРП, принимая во внимание первоначальные конкурсные условия;
  • декларированию коммерческого открытия;
  • составу и порядку возмещения затрат при реализации СРП, в том числе — по разделению затрат при создании совместной инфраструктуры проектов;
  • формированию и использованию ликвидационного фонда;
  • пограничному, таможенному, а также банковскому регулированию и бухучету;
  • порядку применения международных норм и стандартов;
  • экологической безопасности и реагированию на чрезвычайные ситуации;
  • безопасности мореплавания при исполнении СРП на континентальном шельфе;
  • категоризации рыбохозяйственных водоемов и компенсации ущерба морским биологическим ресурсам при исполнении СРП.

Необходимы отдельные нормативные акты, учитывающие специфику СРП, заключенных до принятия закона «О соглашениях о разделе продукции» (ст.2.7) с целью реализации согласованных ранее условий СРП по этим проектам.

— Разрешить противоречия в части законодательного регулирования режима налогообложения при исполнении СРП, предусмотренного Налоговым Кодексом и законодательством о СРП. Ускорить работу по разработке отдельной главы по налоговому режиму СРП во второй части Налогового Кодекса, при этом предусмотрев уплату роялти и прибыльной продукции как в денежной, так и в натуральной форме, а также механизм нулевой ставки НДС для российских подрядчиков с целью повышения их конкурентоспособности. Принять соответствующие нормативные акты по применению положений Налогового Кодекса в отношении режима СРП.

  • Создать и доработать механизмы, которые обеспечат необходимые условия и гарантии со стороны Правительства РФ для поддержки российских инвесторов при получении ими кредитов для финансирования их доли участия в проектах СРП.
  • Уточнить компетенцию и полномочия субъекта РФ, на территории которого расположен участок недр или ведутся работы по СРП, в области подготовки, реализации и контроля за исполнением Соглашения.

— Обеспечить нормативное регулирование на уровне Правительства РФ вопросов, связанных с транспортировкой добытых в рамках СРП углеводородов по российским магистральным трубопроводам, в том числе управляемых компанией «Транснефть», в соответствии с положениями СРП.

  • Создать необходимые условия для российских и иностранных инвесторов, способствующие успешной добыче и сбыту нефти и газа в России и за рубежом, решив вопросы:
  • правовой стабилизации СРП;
  • связанные с дисбалансом мировых и внутренних цен на углеводороды;
  • правительственных гарантий на долгосрочные закупки газа для нужд российских потребителей с учетом положений заключенных СРП.
  • В связи с приближающимся исчерпанием 30% -ной «ресурсной квоты на СРП» рассмотреть вопрос об исключении из этой квоты запасов действующих месторождений.

Большинство менеджеров ведущих нефтегазовых компаний, участвующих в проектах, в основе которых лежит Соглашение о разделе продукции, сходятся к единому мнению.

Во-первых «Сахалин-1» и «Сахалин-2» являются показателем для иностранных инвесторов того, насколько в России могут работать крупные проекты на основе СРП. Пока первые два «пилотных» проекта не докажут свою жизнеспособность, инвесторы не будут вкладывать денежные средства в развитие других проектов на основе СРП.

Во-вторых, шельфовые проекты в России намного привлекательнее материковых, поскольку избавляют иностранного инвестора от необходимости договариваться о прокачке своей продукции по перегруженным трубам «Транснефти» (и к тому же нацеленным в основном на перенасыщенные европейские рынки).

Третий проект СПР в России — Харьягинский проект французской TotalFinaElf является примером того, какую роль могут играть проблемы транспортировки в развитии проекта.


Понятие экономического механизма природопользования формулируется в литературе с позиций обеспечения экологической безопасности и мотивации соблюдения экологических требований, что, безусловно, является его приоритетными задачами.

Вместе с тем регулирование экономических отношений в области природопользования затрагивает более широкий круг задач, включая экономическую защиту государственных интересов в сфере природопользования, обеспечение условий для вовлечения природных ресурсов в хозяйственную деятельность, экономическую ответственность за изъятие и нанесение ущерба природным ресурсам, перераспределение доходов от их эксплуатации и т.п. в сочетании с применением экономических инструментов для достижения экологически сбалансированного развития.

Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды включают в себя: разработку государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов; разработку федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ; разработку и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде; установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду; проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов; проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ; поддержку предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды; возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде; иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды. [11]

Негативное воздействие на окружающую среду можно определить как воздействие хозяйственной и иной деятельности человека на совокупность компонентов природной среды, последствия которой приводят к негативным изменениям состояния окружающей среды во взаимосвязи ее физических, химических, биологических и иных показателей. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии со ст.16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Форма платы за негативное воздействие на окружающую среду определяется федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

Платежи за пользование природными ресурсами составляют довольно многочисленную группу налогов, сборов и иных обязательных платежей. Особенности расчета ресурсных платежей связаны, в первую очередь, с содержанием и назначением конкретного вида природных ресурсов, а также с механизмом предоставления их в пользование и составом информационных ресурсов.


1. Алиев, Б.Х. Налоги и налогообложение/ Б.Х. Алиев // Учебное пособие. — Б. м. — 2011 Издательство: Финансы и статистика.

2. Бланк, И.А. Управление инвестициями предприятия/ И.А. Бланк // Учебное пособие. — Б. м. — 2008. — , С.408.

  • Деева, И.А. Инвестиции/И.А. Деева // Учебное пособие для ВУзов. — М.: Издательство: экзамен, 2010. — 400с.

4. Игонина, Л.Л. Инвестиции/Л.Л. Игонина. — М.: Юристъ, 2011. — 356с.

  • Лукаш Ю.А. Налоги и налогообложение в РФ/Ю.А. Лукаш // Учебник для ВУЗов. — М.: Издательство: Книжный мир, 2012.
  • Методы налоговой оптимизации.

/ Под ред. А.В. Брызгалина. — М.: Аналитика-Пресс, 2011.

  • Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. — М.: Издательство «Омега — Л», 2013. — 714 с.
  • Ромаш, М.В.

Финансирование и кредитование инвестиций/М.В. Ромаш // Учебное пособие для ВУЗов. — М.: Издательство: Мисанта, 2012. — 160с.

  • Сергеев, И.В. Организация и финансирование инвестиций/И.В. Сергеев // Учебное пособие. М.: — Финансы и статистика, 2009. — 272с.

10. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ (<http://www.consultant.ru>)

  • Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (http://www.consultant.ru)
  • .

nalog.ru