Личностные качества закладываются в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умения анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, уметь дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир.
Необходимо дополнять урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применять все имеющиеся у них знания на практике. С этой целью я выбрала эту тему.
Проекты в младших классах – это трудно и проблематично, т.к. дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Речь идет не о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Возможно, это будут лишь элементы проектной деятельности.
Проблема исследования, Актуальность темы
В.Гузеев подчёркивал, что «…Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия».[5;С.192]
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности младших школьников, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного образования.
Объект: Процесс организации проектной деятельности младших школьников.
Предмет: Педагогические условия организации проектной деятельности младших школьников.
Цель: Определить педагогические условия организации проектной деятельности младших школьников.
Задачи:
-
Раскрыть понятие проектной деятельности и изучить типы и формы проектной деятельности.
-
Изучить результаты и эффективность проектной деятельности.
-
Раскрыть этапы осуществления проектной деятельности в начальной школе и раскрыть опыт организации проектной деятельности младших школьников педагогами-практиками.
Гипотеза : предполагается, что развитие познавательных интересов младших школьников будет проходить более успешно, если на уроках и во внеурочное время учитель будет организовывать проектную деятельность.
«Игровые технологии как средство развития творческой активности ...
... технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенции. В настоящее время основное обучение школьников происходит на уроке. К отличительным признакам урока относят работу ...
В нашей исследовательской работе мы использовали следующие методы:
Глава I.Проектная деятельность в начальной школе в контексте ФГОС НОО
1.1.Сущность понятия «Проектная деятельность».
«Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия.» В. Гузеев[1;С.192]
А для чего нужны проекты?
Прежде всего, работа над проектами является способом формирования:
-
регулятивных,
-
познавательных,
-
личностных,
-
коммуникативных учебных умений.
В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация работы детей над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, эта работа позволяет:
-
обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,
-
научиться применять полученные знания.[6;С.80]
Сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими научными категориями как «проект», «деятельность», «творчество», имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки.
Понятие «проектная деятельность» находит свое отражение на стыке двух основополагающих гуманитарных дисциплин – педагогической и психологической науки. Обучение проектной деятельности предполагает учет, как основных закономерностей педагогического процесса так и ее психологического содержания.
Рассмотрим основные составляющие понятия творческой проектной деятельности.
Термин «проект» (projection) в переводе с латинского означает – бросание вперед.
Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия.
В «Толковом словаре русского языка» указываются три определения слова «проект»: 1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма; 2) предварительный текст какого-нибудь документа; 3) замысел, план.
В педагогической литературе понятие «проект» изначально имело три важных признака. Это ориентация обучающихся: 1) на получение знаний в процессе осуществления деятельности; 2) на действительность, выражающуюся в решении практической задачи в условиях, близких к реальной жизни; 3) на конкретный продукт, предусматривающий применение знаний из различных областей наук с целью достижения запланированного результата. [18;С 32]
Обсуждая воспитательные аспекты проектной деятельности, В.И. Коротов отмечает, что само понятие «педагогическое проектирование» введено в оборот еще А.С. Макаренко, котором мы обязаны разработкой основ технологической логики педагогического мышления и который утверждал, что ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленной цели. Это главный постулат его технологической логики. А под целью воспитательной работы он, как известно, понимал программу развития человеческой личности.
Разработка проекта по обоснованию концепции, проектированию, ...
... данной курсовой работы - разработка проекта по обоснованию концепции, проектированию, созданию и эксплуатации объекта - жилой дом. Задачами курсовой работы являются : предварительное формулирование цели и задач проекта; формирование команды проекта, распределение ролей и работ; разработка обоснований, ...
Рассмотрение теоретических исследований названных и других авторов позволяет говорить о проектной деятельности школьников как о самостоятельном виде деятельности. Исследователи отмечают, что понятие «проектная деятельность» по-разному трактуется в педагогике: понимается как исторически сложившаяся, социально и экономически обусловленная потребность людей получать в условной форме прогностические ситуации вещественного характера с целью направленного преобразовательного воздействия на окружающий мир (Н.П. Валькова, В.И. Михайленко и другие).
И.И. Ляхов отмечает в своих работах, что суть проектной деятельности проявляется в духовно-практической активности, направленной на идеально-перспективное изменение мира. Процесс проектирования характеризуется эвристической инновационностью, системностью, технологичностью и т.д.
Заинтересованная работа над проектом способствует воспитанию у школьников значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог): чувства ответственности, самодисциплины; способности к методичной работе и самоорганизации; желания делать свою работу качественно.
Наконец, участие в проектировании развивает исследовательские и творческие данные личности: способность к самоопределению и целеполаганию, способность к со организации различных позиций ориентироваться в информационном пространстве.
В процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество надпредметных умений (в современной трактовке УУД – универсальные учебные действия), которые считаем необходимым перечислить:
- проектировочные – осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование её последствий;
- исследовательские – выдвижение предположения, установление причинно следственных связей, поиск вариантов решения проблемы;
- информационные – самостоятельный поиск необходимой информации(в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых(учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного;
- кооперативные – взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения;
- коммуникативные – умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя;
- экспериментальные – организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение за его ходом, измерение параметров, осмысление полученных результатов;
- рефлексивные – осмысление собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки;
- презентационные – построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки
монологической речи, ответы на незапланированные вопросы. Ещё раз подчеркнём, что метод проектов обладает большими возможностями для овладения учащимися деятельностным компонентом содержания образования. [19, С. 100–107]
Проект производства работ на строительство жилого дома
... и специализированных подрядных организаций, их производственной базе и принятых методах организации и производства работ. Календарный план строительства объекта разрабатывается в такой последовательности: делается анализ объемно ... м3 Vподч=(a+b)Ч2Чc 7,15 5 Монтаж фундаментных подушек шт по проекту 55 6 Монтаж фундаментных блоков шт по проекту 108 7 Устройство гидроизоляции м2 S=(a+b)Ч2Чh 134,1 8 ...
Заинтересованная работа над проектом способствует воспитанию у школьников значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог): чувства ответственности, самодисциплины; способности к методичной работе и самоорганизации; желания делать свою работу качественно.
Наконец, участие в проектировании развивает исследовательские и творческие данные личности: способность к самоопределению и целеполаганию, способность к организации различных позиций ориентироваться в информационном пространстве.
Проанализировав данное определение, мы увидели их взаимосвязь и выяснили, что метод проекта овладевает большими возможностями для овладения учащимися деятельностным компонентом содержания образования.
1.2.Типы и формы проектной деятельности.
Чтобы овладеть методом проектов, необходимо, прежде всего, знать, что проекты могут быть разными и использование их в учебном процессе требует от учителя серьезной подготовительной работы. Во-первых, следует обратить внимание на типологические признаки проектов, во-вторых, – на их тематику в начальных классах.
Типологические признаки.
1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная.
2. Предметно-содержательная область: монопроект, межпредметный проект.
3. Характер координации проекта: непосредственный, скрытый.
4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, страны, разных стран мира).
5. Количество участников проекта.
6. Продолжительность выполнения проекта. [10, С.21].
В соответствии с первым признаком можно выявить следующие типы проектов.
Исследовательские., Творческие., Ролевые, игровые., Ознакомительно-ориентировочные (информационные)., Практико-ориентированные (прикладные).
По второму признаку – предметно-содержательной области – можно выделить следующие два типа.
1. Монопроекты.
2. Межпредметные.
По характеру организации проекты могут быть:
с открытой
со скрытой
По продолжительности выполнения проекты подразделяют на:
-
краткосрочные проекты – это проекты, которые выполняются в течение одного или нескольких уроков, и могут применяться на уроках;
-
среднесрочные проекты – это проекты, которые для своего выполнения требуют от недели до месяца;
-
долгосрочные проекты – продолжительность восемь недель и более.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Курсовая проект производства работ
... в строительстве. Часть 2. Строительное производство". Проект производства работ является единственным организационно - технологическим документом ... производства работ; краткая пояснительная записка. ПОС объекта жилищно-гражданского и производственного назначения, а также застройки территории разрабатываются в процессе проектной подготовки к строительству (реконструкции) объекта в составе проекта ...
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний . [20, С.63].
Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений.
Таким образом, при работе над проектом в начальной школе, учитель должен помочь учащимся подобрать подходящий к выбранной теме тип проекта.
В учебном процессе используются различные типы проектов в зависимости от доминирующего метода: исследовательские, творческие, практико- ориентируемые, информационные, игровые, учебные.
Начну с самой основной, определяющей содержательную специфику каждого проекта.
Различают следующие виды проектов: [14; С. 7]
Исследовательские проекты, Творческие проекты, Приключенческо-игровые проекты, Информационные проекты, Практико-ориентированные проекты, Что является критериями успеха работы над проектом?[23]
Достигнут конечный результат.
Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.
Результат проекта может быть использован другими коллективами.
Информация о проекте широко распространена.
Затронуты все аспекты: природный, социальный, экономический.
Получено удовольствие от своей деятельности.
Логическая схема проекта[23]
Задачи: создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить…
Методы-виды деятельности.
Результат.
Проект может выполняться индивидуально, или группой. Наилучший результат получается в групповых проектах, комплексных коллективных работах, направленных на решение конкретных проблем.
Отчёт должен содержать следующие разделы:
Введение , в котором следует чётко сформулировать цель исследования (она должна быть отражена в названии проекта) и указать проблему, на решение которой направлено исследование, место, сроки и продолжительность его выполнения, состав исследовательской группы.
Отчёт о проведённых исследованиях: описание объекта исследования, методика работы, полученные резу
Выводы и прогноз
Проанализировав различные виды и формы проектной деятельности, можно сказать о том, что учителю предстоит большой выбор, при включении в свою работу проектную деятельность.
1.3.Результаты проектной деятельности.
Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к использованию на уроке, во внеклассной работе, дома и прочие. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Результатом проекта может быть атлас, видеофильм, диафильм, газета, журнал, коллекция, гербарий, костюм, макет, модель, наглядные пособия, плакат. публикация, справочник, словарь, экологическая программа, книга, сборник стихов, сказок, викторина, панно, поделка, праздник, представление, план, реферат, серия иллюстраций, стенгазета, сценарий праздника, экскурсия, путешествие, реклама, инсценировка, спектакль, соревнования, телепередача. научная конференция, ролевая, деловая, спортивная, интеллектуально- творческая игра.
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ/РАБОТА Тема работы Технология ремонта линейной ...
... направленная на техническое перевооружение и капитальный ремонт магистрально газопровода и объектов газотранспортной системы. При этом ... внедрения: технология работы может применяться при ремонте трубопроводов со схожими условиями. Дипломная работа выполнена в ... мероприятий, предназначенных для ограничения отрицательного действия человеческой деятельности на природу; - Правила безопасности – ...
Типы проектов и реализованные детские проекты.
В учебном процессе используют различные типы проектов в зависимости от доминирующего метода: исследовательские, творческие, практико- ориентируемые, информационные, игровые, учебные.
Начну с самой основной, определяющей содержательную специфику каждого проекта.
Презентация
аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения проблемы.[24]
Защита проектов осуществляется рассказом о своём проекте по следующему плану:[25]
предназначен?
-
Было ли проведено предварительно исследование, интервьюирование. Что было выявлено?
-
Какова основная идея твоего проекта? Какие были у тебя еще идеи? Почему ты их отверг?
-
Какими требованиями к проекту ты руководствовался?
-
Краткая характеристика процесса выполнения проекта. Какие использовались материалы? Сколько времени потребовалось на выполнение проекта? Какое оборудование ты использовал? Кто тебе помогал?
-
Краткая характеристика производственных этапов. По каким этапам выполнялся проект? В чем они заключались?
-
Какие комментарии ты получил от пользователей или посторонних людей?
-
Как улучшить проект? Каковы направления для дальнейшего исследования?
После защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку проектных работ. Важно чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях. Почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость.
Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер, но следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Школьников, добившихся особых результатов необходимо отметить дипломами или памятными подарками, не присуждая мест. В начальной школе должен быть поощрен каждый, кто участвовал в проекте. Выделить несколько номинаций, отметить победителей в каждой номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» «Творческий проект,» «Исследовательский проект»,»Игровой проект» Помимо личных призов приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проекта.
Особенности организации проектной работы учащихся по технологии
... этапах выполнения проекта и др. В нашей дипломной работе сделана попытка анализа возможностей и условий организации проектной деятельности в средних классах общеобразовательной школы уроках технологии. Объект исследования: проектная деятельность в общеобразовательной ...
Практико – ориентированный проект
Например:« Проект « Детская площадка»
Проект « Золотая волшебница – осень» по созданию гербария из осенних листьев и подборкой стихов о деревьях и кустарниках.
Проект 1 класса « Букет цветов», изготовленный оригами из цветной бумаги.
Проект «Новогодний плакат» творческой группы 4 класса
Исследовательский проект
Например:« Проект « Земля наш дом родной» по созданию Красной книги Вохомского района.
Индивидуальный проект « Летопись моей семьи»
Урок « Мир леса родного края»
Информационный проект
Например:« Проект « Безопасные дороги для весёлой детворы» по созданию книжки- раскладушки.
Проект « Моё имя» и « Мои православные покровители»
Творческий проект
Например:« Районный проект « Я — организатор» три этапа:
1. Проект « Волшебные правила здоровья» Спортивно-игровое — путешествие в страну «Здоровья»
2.Театрализованное представление музыкальной пьесы — сказки по мотивам русской народной сказки «Лиса и Заяц» «Зайкина избушка»
3.Новогоднее представление « Мульт- Шоу»
4. Праздник « Прощай начальная школа»
Проект «Поэтическое вдохновение» Сборник стихов « Детство поселилось в школе навсегда»
Ролевой проект
Например:« Информационно- исследовательский проект« Ролевая игра- Путешествие на Луну» «Новогоднее Мульт- Шоу»
Театрализованное представление музыкальной пьесы — сказки по мотивам русской народной сказки «Лиса и Заяц»
Предметно-содержательная область: моно- проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект;
- По количеству участников проекта, можно выделить проекты: личностные;
- парные;
- групповые;
- по продолжительности проведения проекты могут быть: краткосрочными; долгосрочные, средней продолжительности.
В практике проектной деятельности детьми класса реализованы межпредметные проекты, групповые, личностные, парные ( практические моно – проекты, трудовое обучение), по продолжительности — долгосрочные и краткосрочные. Выбор темы проекта зависел от программного содержания изучаемых предметов и интересов и склонностей детей, от планирования воспитательной работы и от районных и региональных конкурсов.
Проанализировав результаты проектной деятельности, мы выявили, что учитель может предложить разный продукт проектной деятельности, который может являться результатом проекта. Детям предлагается самим выбрать, какой продукт он получить в конце проекта.
Глава II.Особенности организации проектной деятельности в начальной школе
2.1.Этапы осуществления проектной деятельности в начальной школе
В проектной деятельности выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:[26]
-
Мотивационный этап: учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой, направляет детей, организует учебную ситуацию, предлагает идею; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи, уточняют информацию, обсуждают задание, формируют цель урока и результат;
15 стр., 7442 словРеализация технологии проектного обучения в начальной школе
... выбрали тему курсовой работы: "Реализация технологии проектного обучения в начальной школе". Цель исследования: изучить теоретические аспекты проблемы технологии проектного обучения в начальной школе. Объект исследования: процесс обучения математике младших школьников. Предмет исследования: реализация технологии проектного обучения в ...
-
Планирующий — подготовительный этап : Анализ проблемы, определение источников информации, распределение ролей в команде определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с информационно-операционный; ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект, формируют задачи, уточняют информацию; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником, помогает в анализе и синтезе, наблюдает;
-
Информационно – операционный этап: Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач; ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект, вырабатывают план действий, фиксируют результаты; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником, косвенно руководит деятельностью;
-
Рефлексивно-оценочный этап : Анализ выполнения проекта. ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности, наблюдает, направляет процесс анализа, продумывает вопросы.
Стадии работы над проектом – это «пять П»
Шестое «П» проекта — его Портфолио, — папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа , схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.
Важное правило:
Таким образом, важный является каждый этап проектной деятельности. Проект требует на завершающем этапе своего продукта.
2.2.Опыт организации проектной деятельности младших
школьников педагогами-практиками
Метод проектов, учитель начальных классов МОУ Гимназия №1 им. В.Я.Шишкова г.Бежецка Захарова Наталья Владимировна использует в своей практике четвёртый год. Первые два года эта работа носила эпизодический характер, но сразу заняла особое место в жизни класса. Попытки использовать метод проектов на уроках, во внеурочное время, во внеклассной работе оказались успешными.
Примером этому могут служить следующие проекты:
-
— «Календарь природы» — настенный календарь;
-
-«Пословица недаром молвится» — сборник пословиц и поговорок к урокам литературного чтения и др.
В ходе этой работы она пришла к выводу, что проектную деятельность необходимо использовать при работе с младшими школьниками, так как она позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то для них знакомым и понятным из реальной жизни.
Организация проектной деятельности школьников на х технологии
... проектной деятельности школьников на уроках технологии; 3. разработать критерии, показатели и уровни заинтересованности школьников к изучению технологии и результативность ее изучения; экспериментально проверить разработанную методику организации проектной деятельности школьников на уроках технологии. В дипломной работе ...
Большие возможности использовать метод проектов она получила, начав работу по Образовательной системе «Школа 2100».
В своей работе Учитель математики МБОУ СОШ №45 Звонова Т.А. использует групповые и индивидуальные, информационные и практико-ориентированные проекты. Так же применяю модель учебного занятия в режиме проектного обучения, используя технологию исследовательского проекта. [28]
На третьем этапе – а именно на нём она сейчас находиться, идёт пополнение методической копилки уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ и проектных работ учащихся, распространение опыта в работе с учащимися нового набора.
Опыт работы, диагностики, анкетирования показали, что ИКТ – это технология не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Все, что она познаёт, она знает, для чего это ей надо и где и как она может эти знания применить, — вот основной тезис современного понимания метода проектов.
«Дорога та, что сам искал, вовек не позабудется».
Проект – это «пять П».
1.Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. Метод проектов можно использовать в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач в рамках одного-двух уроков (мини-проекты или краткосрочные проекты).
В этом случае тема проекта связана с темой урока или применением данной темы в различных жизненных ситуациях.
К примеру, для решения крупных задач (проблем) по математике, сложных для понимания вопросов использую крупные проекты, которые в основном выполняются во внеурочной деятельности. Данные проекты в основном направлены на углубление и расширение знаний по математике. Это так называемые среднесрочные проекты (макро-проекты), применяемые в основном во внеурочных формах работы (кружки, факультативы, элективные курсы).
Поле для выбора темы долгосрочных проектов по математике огромно. Проект может быть связан с изучением какой-либо темы по математике, которая не изучается в школьной программе или с приложениями математики в науке и практике.
2.Обязательное планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает ученику своё видение решения задачи.
Участников проекта она разбивает на группы от 3 до 5 человек в зависимости от количества учеников в классе. В каждой группе распределяются роли: например, генератор идей, презентатор, дизайнер, критик, энциклопедист, секретарь и др.
3.Поиск информации — обязательное условие каждого проекта. Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой работе.
4.Результат работы – продукт. Учащиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Учитель выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая − конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты. Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся на уроке, может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме и др. Ученики 5-6 классов сочиняют сказку или детективную историю по изучаемой теме.
Прикладной проект может быть связан с применением математического аппарата в повседневной жизни. Например расчет минимального количества необходимых продуктов и их стоимости, используемых семьей на протяжении месяца; расчет погашения банковского кредита и др.
Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся рефераты, эссе, электронные пособия, математические модели, мультимедийные продукты и т. д.
5. Презентация результатов — представление готового продукта. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую провожу в форме конкурса, выставки, презентации.
При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий. Учащиеся с интересом смотрят работы других и с помощью учителя учатся оценивать их .Вычисляется средний балл за каждый проект и выставляется оценка в зависимости от количества набранных баллов: более 85 баллов – «отлично», от 65 до 80 баллов – «хорошо», от 50 до 65 баллов – «удовлетворительно», менее 60 баллов — доработать.
В заключение проводит рефлексию. Предлагает следующие вопросы для обсуждения: Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? Что в работе над проектом было наиболее интересным? Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали? Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее? Благодарит учеников и обязательно их награждает, вручая диплом разработчика проекта, научного исследователя, лучшего дизайнера и т.д. Каждому из участников проекта ставит отметку по математике за данную тему. Естественно, что этой отметкой является «пять». Положительные эмоции и успех учеников рождают желание работать дальше.
компьютер, как инструмент
районном конкурсе проектов Гражданин
Приобщение к проектной деятельности осуществляется через выполнение творческих работ с использованием компьютерных технологий (Word, Excel, Access, PowerPoint, Pascal ) , а также подготовку докладов и рефератов по изучаемым темам.
С помощью компьютера она с ребятами оформляли множество работ. В рамках наших проектов были изготовлены: обучающая презентация для младших школьников по ПДД (в программе Microsoft PowerPoint ) , в программе Acsess была создана база данных методической литературы, в программе для работы с текстом MS Word было оформлено портфолио ко всем проектам. Для подготовки к защите проекта она с ребятами также использовали программу для создания презентаций MS PowerPoint .
Итак, исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Учебные исследования выполняются, как правило, вне уроков и обычной учебной деятельности как дополнительная, внеклассная, внеурочная работа. Роль учителя сводится к координации деятельности учащегося и методической помощи в процессе разработки компьютерного проекта.
Коротенко Ирина Борисовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №9 (г. Кисловодск) считает, что проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:
- a) личностно ориентирована;
- b) характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу c)по мере её выполнения;
- d) позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;
f) позволяет учиться на собственном опыте, на реализации
g) конкретного дела;
- h) приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.[30]
учебного проекта
Необходимо через различные формы организации: урок , элективный курс предпрофильного уровня, профильное обучение , групповую, индивидуальную, парную формы работы формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности.
Она считает, что такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.
Проанализировав опыты организации проектной деятельности младших школьников педагогами-практиками мы выявили, что реализация проектов может быть разная. Таким образом, как реализовать проект, выбирает сам учитель, и вместе с детьми воплощает проект.
Заключение.
Было бы ошибочно преувеличивать значимость проектной деятельности школьников. Только оптимальное соотношение традиционных и инновационных методов обучения принесет желаемый результат в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка.
Проектная деятельность школьников не только развивает ребенка, но и выполняет важную дидактическую задачу. Помимо обучения, воспитания и развития учащихся она снижает противоречие двух ведущих составляющих процесса обучения: естественнонаучной и гуманитарной. Особенно ценны в этом интегрированные проекты, выполняемые на основе технологии и других школьных дисциплин (математики, природоведения, языка, литературы и т.д.).
Причем в начальной школе для этого максимум возможностей.
Целью нашего исследования являлось определить педагогические условия организации проектной деятельности младших школьников.
Реализацией поставленных целей, способствовало решение частных задач.
Решая первую задачу, мы раскрыли понятие проектной деятельности и изучили типы и формы проектной деятельности, и сделали вывод, что в соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация работы детей над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике.
Решая вторую задачу, мы изучили результаты и эффективность проектной деятельности, и сделали вывод, что результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в внеклассной работе, дома пр.).
Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Решая третью задачу, мы раскрыли этапы осуществления проектной деятельности в начальной школе и раскрыли опыт организации проектной деятельности младших школьников педагогами-практиками.
Таким образом, мы можем сказать, что проблема исследования организации проектной деятельности младших школьников, действительно актуальна, более того она представляет интерес для многих педагогов-практиков.
Всё выше сказанное позволяет заключить, что гипотеза выдвинута в начале нашей работы: предполагается, что развитие познавательных интересов младших школьников будет проходить более успешно, если на уроках и во внеурочное время применять проектную деятельность.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/temyi-kursovyih-rabot-po-tehnologii-v-nachalnoy-shkole/
-
Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996
-
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
-
Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
-
Воскобойникова Е. А.Проектные работы первоклассников в период обучения грамоте . Начальная школа №12. 2007.
-
Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии. — М., Народное образование, 2001. — С. 42-44, 57.; Дидактика средней школы. — М. 1982. — С. 192.
-
Дубова М. В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов//- М:Баласс, 2010.-80 стр. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Методическая библиотека учителя начальных классов»)
-
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
-
Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. — №2.
-
Каганов Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. — Л. 192619.Сазанова А.В. Генезис и сущность понятия «проектная деятельность» // Психология, социология и педагогика. – Июнь 2012. — № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/673 (дата обращения: 29.04.2014)
-
Кальней В. А., Матвеева Т. М., Мищенко Е. А., Шишов Е. С., Структура и содержание проектной деятельности // Стандарты и мониторинг в образовании, № 4, 2004.
-
Кравец Т. Н., Телеганова М. В., Спутай С. И., Младшие школьники проводят исследование // Начальное образование, № 2, 2005.
-
Конышева Н. М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы. Начальная школа. №1 . 2006.
-
Ляхова Л. В. Организация научно – исследовательской деятельности учащихся. Начальная школа.№7. 2009.
-
Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
-
Митрохина С. В ( заведующая кафедрой методик начального образования Тульского государственного педуниверситета.№ Методическая подготовка учителя начальных классов в контексте коммуникативных технологий»- ж. «Начальная школа»1 2007. Стр 20-24.
-
Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.
-
Новолодская Е. Г. Реализация творческих проектов при изучении природоведения. Начальная школа. №1. 2008.
-
Рагозинская Н. И., Колобякина Т. П., Педагогическое проектирование в инновационной деятельности учителей начальных классов // Учитель, № 3, 2004.
-
Селивёрстова, Е.Н. От школы знания – к школе созидания : теоретические и технологические аспекты обучения : учеб. пос. / Е.Н. Селивёрстова. – Владимир : ВГГУ, 2008.
-
Хохлова М. В., Проектно-преобразовательная деятельность младших школьников // Педагогика, № 5, 2004.
-
Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., Сентябрь, 1998, с.83-128.
-
Шлинке Т. Н.Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся Начальная школа. 2008. № 9.
-
http://www.ucheba.com/met_rus/k_nachalka/project.htm
-
-
?page=2
-
http://olg.ucoz.ru/publ/doklady/k_pedsovetu/proektnaja_dejatelnost_v_nachalnoj_shkole/32-1-0-317
-
http://tulpar.kpfu.ru/mod/page/view.php?id=8658
-
-
-
http://www.menobr.ru/materials/1229/36551/