Каждая организация имеет свои цели и коммерческие интересы, для их достижения выполняет конкретные действия и решает определенные задачи. Во многом достижение поставленных целей зависит от эффективности управления. Если существующая на предприятии система управления не соответствует даже текущим задачам бизнеса, тогда она становится существенным тормозом в развитии, понижает конкурентоспособность и негативно влияет на показатели деятельности компании в частности и жизнеспособность компании на рынке в общем.
В настоящее время, проблемы связанные с вопросами управления и эффективностью бизнес-процессов, присущи большинству отечественных компаний. Существование с такими проблемами не может продолжаться безболезненно: пока конкуренция недостаточна за неэффективные процессы платит потребитель, когда же конкуренция усиливается – затраты за неэффективные процессы ложатся на предприятие.
Однако определение эффективности и выявление
Особое значение в современных условиях приобретает не столько знание руководством методов и факторов повышения эффективности управления, сколько реализация данных знаний в практической деятельности. На мой взгляд, одними из наиболее значимых и эффективных факторов, являются правильно построенная структура и разделение труда, оптимальное использование ресурсов компании, применение современных технологий и, конечно же, мотивация сотрудников.
Целью курсовой работы является изучение методов и факторов повышения эффективности управления, как теоретически, так и применительно к конкретной организации, в частности ОАО «Мегафон». Учитывая направление деятельности рассматриваемой организации, а именно рынок телекоммуникационных услуг, мы видим, что на данный момент этап формирования рынка и естественного отбора игроков по большому счету завершился, наиболее стабильные и крупные компании , а именно так называемая «Большая тройка», осуществляют свою деятельность на единой географической территории, руководствуются едиными нормативно – правовыми актами, используют близкие технологии и обладают соизмеримым финансовым потенциалом. В данной обстановке, динамичное развитие и стабильное повышение бизнес показателей ОАО «Мегафон» в большей степени определяется именно эффективным управлением, основные приемы данного понятия применительно к ОАО «Мегафон», будут изложены в Главе II.
Теоретические основы ключевых показателей деятельности компании
... KPIв стратегическом управлении компании, проанализировали виды систем KPI. Во второй главе изложена методология разработки системы ключевых показателей эффективности. В третьей главе – практическая часть исследования – разработка проекта системы ключевых показателей деятельности для телекоммуникационной компании РГРКОМ. ...
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
- исследовать сущность, методы, технологии оценки и повышения эффективности управления;
- оценить и проанализировать на примере конкретной организации, применяемые руководством методы (технологии) повышения эффективности управления;
- предложить пути повышения эффективности управления организацией.
В качестве объекта исследования выступает Открытое акционерное общество «Мегафон». Предметом исследования являются технологии повышения эффективности управления.
Теоретическому и
Глава I. Теоретические аспекты повышения эффективности управления
Первые попытки выявить истоки эффективности руководства, систематизировать накопленный опыт в сфере управления, обобщить его и представить в виде научных принципов были предприняты в конце XIX – начале XX в. американским инженером Ф.У. Тейлором, основоположником школы научного управления (научной организации труда – НОТ).
Тейлору удалось сформулировать четыре важнейших фактора, влияющие на успешность деятельности менеджера и составляющие, по его мнению, «сущность научной организации управления»:
- во-первых, выяснение (администрацией, а не рабочими) научных основ организации конкретного трудового процесса с установлением строгих правил для каждого движения каждого отдельного рабочего, а также с усовершенствованием и стандартизацией всех орудий и условий труда;
- во-вторых, тщательный отбор и последующая тренировка (работников) с целью сделать из них первоклассных рабочих и увольнение тех из них, которые отказываются или обнаруживают свою неспособность использовать лучшие методы;
- в-третьих, взаимное сближение первоклассного рабочего и науки о его работе путем постоянной помощи и внимания, оказываемых ему администрацией предприятия, а также путем выплаты каждому рабочему значительной ежедневной прибавки за ускоренную работу и точное выполнение возложенных на него заданий;
- в-четвертых, почти равномерное распределение работы и ответственности между рабочими и администрацией 1 .
Основной заботой основоположников административного управления была эффективность в более широком смысле слова, применительно к работе всей организации, а не только ее производственной части. А. Файоль и его единомышленники старались определить общие характеристики и закономерности управления организаций. Их целью было создание универсальных принципов управления, причем они исходили из идеи, что следование этим принципам обязательно приведет организацию к успеху. Данные принципы затрагивали два основных аспекта:
Управление поведением персонала организации
... в целях повышения эффективности его работы и раскрытия внутренних резервов организации. Психологическое, прямое или косвенное, воздействие на работников является одним из самых мощных нематериальных средств стимулирования и управления, однако, на ...
- разработку рациональной системы управления организацией;
- построение структуры организации и управления работниками.
Следует отметить, что многие принципы управления, разработанные А. Файолем, до сих пор остаются практически полезными и применяются во многих организациях 2 .
В настоящее время в экономической литературе даются различные трактовки понятия «эффективность управления». Существует большое количество разнообразных концепций и измерителей организационной эффективности.
Так, Кусков А.Н. подчеркивает, что «…эффективность управления – один из основных показателей совершенства управления, определяемый посредством сопоставления результатов управления и ресурсов, затраченных на его достижение (или соотношение результата с целями).
Эффективность управления можно определить как степень соответствия реального (фактического или ожидаемого) результата управлений требуемому (желаемому), или, иными словами степень достижения цели управления…» 3 .
В работе Б.З. Мильнера отмечается: эффективна та организация, которая побуждает руководителя сосредоточить главное внимание на создании эффективной рабочей группы с высокопроизводительными целями 4 .
Таким образом, ответ на вопрос: «Кто является эффективным руководителем?» можно сформулировать следующим образом: «Тот, кто достигает целей, стоящих перед ним и его командой, в наибольшем объеме, в кратчайшие сроки с минимальным задействованием ресурсов».
Это подтверждает саму сущность менеджмента как «процесса координирования и объединения рабочей деятельности других людей таким образом, чтобы она была эффективной и результативной». По словам П. Друкера, «… работа управляющего и состоит в том, чтобы быть эффективным. Чем бы он ни занимался – бизнесом или работал в больнице, в правительственном учреждении или в профсоюзном комитете, университете или в армейском подразделении, — от него требуется правильное выполнение задач, то есть проявление эффективности …» 5 .
В качестве показателей достижения целей могут выступать вполне конкретные и количественно оцениваемые экономические, производственные аспекты, такие как рост продаж, доходность подразделения и компании в целом, качество продукции и пр.. Поэтому ряд авторов делает акцент на выделении отдельных критериев эффективности организации (производство, производительность, удовлетворенность, адаптивность, развитие и др.) либо отдельных ее показателей. Часто эффективность управления оценивают с помощью экономических и финансовых показателей, например, путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но такая оценка не всегда оказывается корректной, она весьма опосредована и однобока, так как результат управления зачастую выражается не только прибылью (особенно сиюмоментной), но и социальным, социально-экономическими, политическими, социально-психологическим результатами 6 .
Как мы видим, рядом с понятием «эффективность управления» всегда присутствует понятие «результативность управления». Они выступают при изучении систем управления в виде критериев их успешности: результативность как способность системы производить некий конкретный продукт и эффективность как способность к получению наивысших результатов при наименьших затратах. Часто в качестве синонима термину «эффективность» употребляется термин «производительность» — как отношение количества единиц на выходе к количеству единиц на входе 7 .
«Совершенствование проектного управления в организации (на примере ...
... управления[1]: 1. Управление интеграцией проекта. Описывает необходимые мероприятия, обеспечивающие координацию различных элементов проекта, и включает в себя: 1.1 Разработку устава проекта; 1.2 Разработку плана управления проектом; 1.3 Руководство и управление работами проекта; 1.4 Мониторинг и контроль работ проекта; ...
Несколько иное понимание представлено в другой работе. Эффективность – получение максимального выхода продукта при минимальных затратах вводимых ресурсов. Часто описывается как умение «делать все, как требуется». Результативность – показатель, отображающий, насколько организации удалось достичь поставленных целей. Часто описывается как «умение делать так, как надо» 8 . Данное видение представлено на Схеме 1.
Сущность эффективности управления детально представлена В.Р. Весниным. Он отмечает, что если управленческая деятельность полностью или частично решает поставленную задачу, воплощается в ожидаемом результате, причем обеспечивает его достижение за счет оптимального использования имеющихся ресурсов, то считается эффективной. В первом случае речь идет о внешней эффективности, во втором – о внутренней.
Схема 1
Эффективность и результативность в практике управления
Внешняя эффективность по-другому называется выгодностью, а внутренняя – экономичностью, показывающей цену, которую пришлось заплатить за полученный результат. Чем в большей степени результат превышает затраты, тем экономичнее деятельность.
Эффективность управления бывает тактической и стратегической, причем они не противоречат друг другу. Например, ориентация руководства фирмы на получение текущей прибыли не оставляет ресурсов для развития ее в будущем.
Потенциальная эффективность оценивается предварительно, реальная определяется степенью достижения самих целей, полученными на практике результатами.
Эффективность управления можно определить в общем виде или в относительных величинах, например как соотношение цели и конечного результата, конечного результата и ресурсов, использовавшихся для его получения, экономического эффекта и затрат, потребности и ее удовлетворения; или в абсолютных величинах, например, в массе прибыли 9 .
Эффективное управление соответствует целям и
Основные черты эффективного управления 10 :
- результативность;
- простота и рациональность организации и технологий;
- надежность и высокое качество всех процессов и их результата;
- соответствие целям и стратегиям организации;
- предприимчивость, высокая активность, усердие, трудолюбие, настойчивость участников управленческого процесса.
Эффективное управление требует формирования и поддержания в организации высокой культуры поведения и руководства. Одним из существенных факторов эффективности управления, сегодня является использование новейших информационных технологий: максимальная автоматизация и компьютеризация деловых процессов. Они не только позволяют освободить человека от тяжелой физической работы, от выполнения рутинных операций, сковывающих творческие возможности сотрудника, информационные технологии и решения на их базе, гораздо достовернее и оперативнее чем человек.
Технологии повышения эффективности управления
... эффективность управления социозащитных учреждений при умелой оценке и использовании способны ресурсы. Выделяют следующие типы ресурсов: время, документы, персонал, методы, административные системы. Нельзя добиться эффективной ... матричным принципом внутренней организации, когда отдельные подгруппы ... Также чтобы повысить эффективность управления они используют информационные технологии: «Создание на ...