Технологии управления учреждениями социально-культурной сферы

Курсовая работа

XXI век — это век преобразовательных процессов, не только в экономической и социальной жизни, но и в сфере культуры. Экономическая ситуация и развитие рыночных отношений в современной России явились главным источником необходимости изменений во всех составляющих СКС.

Рубеж XX-XXI веков характеризуется небывалым всплеском творческих идей, инициатив и движений в области культуры, образования, искусства, поиском путей продуктивного взаимодействия и сотрудничества различных возрастных, этнических, профессиональных и других социально-культурных групп и общностей. Формируется новый менталитет всех слоев населения путем его участия в различных видах социально-культурной деятельности.

СКС представляет собой масштабное взаимодействие разнообразия видов, форм, технологий социально-культурной деятельности, причем в каждой стране присутствуют свои особенности. Исторический и современный опыт социально-культурной деятельности в России и за рубежом не только представляет собой исключительную научно-документальную ценность, но и является основой для понимания и применения к практической части социально-культурной сферы.

В качестве альтернативы культурному разнообразию приходит «глобализация», процесс которой стимулируемый быстрым развитием новых информационных и коммуникационных технологий.

Суть глобализации в том, что системы всех стран мира становятся идентичными, и взаимозависимость стран достигает небывалых масштабов. Проблемы возникающие в любой точке мира, моментально отражаются на остальном мире. Процесс глобализации и гомогенизации приводит к созданию единого мирового сообщества, в котором формируются единые нормы, институты и культурные ценности.

Современный этап развития российского общества не однозначен и противоречив. Происходит смена ценностных ориентиров, жизненных целей, как отдельных людей, так и общества в целом.

Переход к частной собственности как основной форме общественных отношений и последовавшие за этим перемены в политике и социально-экономической области вызвали изменения в прежних стереотипах и доминировании определенных функций учреждений культуры и искусства.

Социальный заказ со стороны государства и общества на социально- культурную деятельность преобразовался в направлении повышения требований к профессионализму, эффективности подготовки кадров этой отрасли. В условиях демократизации общества, реформирования образования, децентрализации управления культурными процессами необходимо помнить о приоритете гуманистических подходов к воспитанию, развитию и обучению. И здесь особую актуальность приобретает подготовка специалистов социально-культурной сферы, владеющих знаниями как в области менеджмента, юриспруденции, экономики, так и в области психологии, педагогики, культурологии.

20 стр., 9567 слов

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ...

... ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРАКТИКЕ РАЗЛИЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ Понятие и виды форм, методов и средств социально-культурной деятельности Социально-культурная деятельность , как и любая другая имеет те ...

Содержание работы учреждений социально-культурной сферы необходимо откорректировать в соответствии с актуальными социальными потребностями населения; и здесь могут оказать помощь новые технологии, разработанные в различных регионах России учеными и специалистами, работающими в сфере культуры и досуга. В настоящее время в практике работы учреждений социально-культурной сферы используется большое разнообразие социально-педагогических и управленческих технологий. Вполне закономерно, что сегодня освоение технологий является одним из ведущих критериев профессионализма менеджера социально-культурной деятельности. Немаловажное значение для социально-культурной деятельности имеет разработка новых программ и технологий с учетом региональной культурной специфики.

Таким образом, изменения в мировом масштабе оказывает влияние и на требования в СКС, на всех уровнях ее применения, поэтому необходимо изучить всесторонне и правильно расставить приоритеты, осуществлять СКД в правильном направлении.

Актуальность, Целью данной

Задачи:

  • дать определение СКД, технологиям в СКС;
  • охарактеризовать СКД, ее принципы и функции;
  • рассмотреть специфику социально — культурного менеджмента в условиях небольшого города;
  • представить нормативно — правовой ресурс, как главный рычаг управления объектами СКД;
  • провести анализ СКД на примере учреждений культуры (далее УК) г.о. Электросталь, как объектов управления;
  • сформировать основы взаимодействий УК как объектов СКД.

Объект исследования, Предмет исследования, Методы исследования, База исследования

Общество предстает как социально-культурная система, которая олицетворяет единство материального и духовного производства. Общество производит, воспроизводит и удовлетворяет не только физические потребности людей, но и духовные — в общении, коммуникации, обмене информацией, проявлении творческих способностей и т.д. Эти функции современного общества логично подводят нас к необходимости четкого понимания предмета социально-культурной деятельности.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СКД

Признание СКД как отрасли науки базируется на ее теоретических основах, которые раскрывают ее предмет, цели, закономерности, функции и связь с практикой.

Термин «социально-культурная деятельность» в обыденной жизни употребляется в трех значениях: как общественная практика, в которой задействовано сегодня множество профессий, крайне необходимых для современной социокультурной сферы; как учебный предмет, обладающий определенной логикой и структурой; как исторически сложившаяся отрасль научных знаний, теория, которая развивается благодаря усилиям большого отряда ученых и практиков.

Теория социально-культурной деятельности является одной из составных частей теории педагогики и базируется на фундаментальных для педагогической науки положениях из области человекознания, социологии, психологии, истории, культурологии и т.д., в известной мере развивает их. Она является базовой отраслью научных знаний для подготовки кадров для сферы искусства, СМИ, туризма, информационных технологий и других.

18 стр., 8645 слов

Введение. «Технологические основы социально-культурной деятельности»

... оформления курсовой работы. ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ОСНОВАМ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Социально-культурная деятельность – целостная система, основными компонентами которой являются теория и технология. Социокультурные технологии представляют собой систему знаний об условиях, формах и методах социально-культурной деятельности, ...

Понятие социально-культурной деятельности пришло в отечественной науке на смену понятию «культурно-просветительная работа», общепринятому в советское время для обозначения одного из массовых инструментов идеологической работы по коммунистическому воспитанию масс.

На смену «культурно-просветительный работник» образовался статус современного специалиста социально-культурной сферы — менеджера, педагога, технолога, который сформировался под влиянием сегодняшних реалий. Преодоление негативных последствий административно-командной системы управления сместило приоритеты в сторону развития инициативы, предприимчивости, деятельного начала, необходимых этому специалисту в современной экономической ситуации.

Суть и смысл социально-культурной деятельности заключаются в направленности непосредственно на активное функционирование личности в конкретной социальной среде, на формирование ее социально-культурного статуса, выбор и проведение адекватных форм ее участия в социально-культурных процессах. «Социально-культурная деятельность — это воспитательная деятельность, ориентированная на человека, на исчерпывающее раскрытие в нем духовного потенциала».

Как самостоятельная область человеческого познания социально-культурная деятельность оформилась во второй половине XX века. Первая попытка обозначения смысла и сути функциональной потребности общества в постижении и освоении культуры с помощью интегрирующего термина «социально-культурная деятельность» была предпринята в середине 50-х годов прошлого столетия французским социологом и культурологом Ж.-Р. Дюмазедье. В начале 90-х годов XX столетия социально-культурная деятельность как самостоятельная учебно-образовательная дисциплина и научная специальность впервые получила научное обоснование и была внедрена в учебный процесс Московского государственного университета культуры и искусств.

В широком смысле социально-культурную деятельность следует рассматривать как исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества. Огромный по своим масштабам воспитательный и образовательный опыт в сфере досуга и творчества позволил определить сам процесс воспитания и образования, как с педагогических, так и с культурологических позиций, выявить сущность этого процесса как вхождение человека (ребенка, подростка, взрослого) вместе с педагогом, менеджером, технологом в современную социально-культурную среду, в созданный человечеством и природой богатейший мир культуры и культурных ценностей, приобщение к неиссякаемым родникам народной педагогики и народного творчества. Непременными слагаемыми этого процесса являются освоение, усвоение и присвоение народно-педагогического опыта и культурных ценностей, а основу его содержания составляет выработка у людей активного, заинтересованного отношения к духовному богатству каждого народа, умений и навыков творческой деятельности и взаимодействия с этим миром.

Педагогическая парадигма становится, по существу, доминирующим, системообразующим элементом структуры, содержания, самой сущности предмета социально-культурной деятельности.

Интеграция культурологических и социально-педагогических начал, художественной культуры и просвещения оказывает исключительно мощное по своей эффективности воздействие на весь процесс сохранения, распространения и освоения культурных ценностей. Она позволяет государству прямо или косвенно реализовать гарантированные законодательством права гражданина на приобщение к культурным ценностям, на гуманитарное и художественное образование, как и другие права и свободы человека в области культуры.

14 стр., 6821 слов

Особенности организации семейного досуга средствами социально–культурной ...

... Теоретические основы работы учреждений социально - культурной деятельности по организации семейного досуга 1.1 Семейный досуг: сущность проблемы и состояние Среди основных отраслевых проблем, препятствующих развитию культурной жизни, снижающих социально-культурный и личностный потенциал сферы культуры и досуга, можно выделить ...

Для полного представления о сущности СКД имеет значение понимания что есть «социально-культурная среда». Среда досуга и общения имеет ярко выраженный социальный характер и имеет три обязательных элемента: активных субъектов социально-культурной деятельности в лице различных общественных институтов ,социальных групп и отдельных индивидуумов; самого процесса этой деятельности на всех ее этапах; совокупности объективных условий, факторов и возможностей для ее реализации. Таким образом, «социально-культурная среда» — это конкретное своеобразие и проявление общественных отношений в сфере культуры и досуга.

Природа и назначение социально-культурной деятельности исследуются и в целом ряде других аспектов, в частности:

  • экономическом, где преобладающее место в характеристике социально-культурной деятельности занимают такие категории, как хозрасчет и рентабельность, затраты и освоение капиталовложений, эффективность, самоокупаемость, материальная обеспеченность;
  • гуманитарном, охватывающем широкий спектр содержания и современных технологий социально-культурной деятельности, который включает целый блок изначальных понятий социальной работы, досуга, социально-культурной сферы, социального назначения, принципов и функций, частных и отраслевых методик, отечественного и зарубежного опыта;

— организационно — управленческом, где основу смыслообразующих структур составляют понятия менеджмента в социально-культурной сфере, централизации и децентрализации, демократизма и самоуправления, контроля и отчетности, социально-культурного диагностирования, прогнозирования и проектирования.

«Социально-культурная деятельность имеет своей целью не только приобщение человека к культуре, но и создание условий для того, чтобы культура становилась основой для социального взаимодействия».

Все практически реализуемые в сфере социально-культурной деятельности процессы основаны на взаимозависимости и взаимодействии названных направлений.

1.1 ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ, СТРУКТУРА СКД

СКД представлена деятельностью всех ее структур: КДД, социальная работа и социальное воспитание.

Любая функциональная система характеризуется тремя принципиальными чертами. Во-первых, любая из функций включает в себя специально выбранные компоненты (способы, приемы, методы и т.п.).

Во-вторых, эти компоненты взаимосодействуют друг другу в достижении конкретных и определенных целей. В-третьих, в качестве основополагающего признака функции фиксируется получение конечного полезного результата. Функции подвергаются изменению во времени — от возникновения к становлению до полной зрелости. В зависимости от длительности тех или иных этапов развития социально-культурной деятельности ее функции подразделяются на постоянные, основные, присущие большинству социально-культурных институтов, и вспомогательные, временные, которые возникают и исчезают на определенных временных отрезках.

77 стр., 38429 слов

Модернизация культуры и образования

... модернизации будет по-прежнему протекать стихийно и лишь задним числом изучаться историками социальной мысли. А между тем практика культурного ... культуре и образовании. Вот почему при определении путей модернизации культуры ... капиталистических отношений по всему миру и образования системы социально-исторических организмов, ... которая берет начало в работах известного латиноамериканского экономиста Рауля ...

Функции в своем содержании отражают определенные направления и стороны деятельности, как отдельных людей, так и социально-культурных институтов, общностей, групп, движений. При этом необходимо иметь в виду определенное различие между функциями профессиональной и непрофессиональной, индивидуальной и коллективной культурной деятельности. Учреждения социально-культурной деятельности, на основании функционирования предполагают максимальное развитие самостоятельности, инициативы, предприимчивости населения. Не случайно сегодня многие современные клубы и досуговые объединения представляют собой самодеятельные, самоуправляющиеся творческие организации, создаваемые на основе общности интересов. Интерес обусловливает эффективность процессов взаимообучения и взаимовоспитания, формирования общественного мнения, социально-культурной активности людей.

Функции по своему содержанию могут носить либо опережающий (например, изыскательная перспективная деятельность), либо нормативный характер (традиционно сложившиеся модели досуга и творчества).

Другим не менее существенным основанием для характеристики функций социально-культурной деятельности является наличие различных подходов к их классификации — системного, средового, ситуационного, дифференцированного и т.д. К основным постоянным функциям социально-культурной деятельности относятся: коммуникативная ,информационно-просветительная, культуротворческая, рекреативно -оздоровительная.

Основные функции дополняются отдельным рядом вспомогательных функций, благодаря которым, в конечном счете, обеспечивается достижение конечного результата.

Рассматривая одну из характерных функций социально-культурной деятельности — коммуникативную, мы четко видим реализацию потребности человека в общении (клубно-кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, диспуты, танцы, вечеринки и т.п.), в непрерывном информационном межсубъектном взаимодействии в различных сферах общественной социально-культурной практики.

Содержание коммуникативной функции применительно к социально-культурной сфере составляют производство, обмен, кодирование и декодирование, потребление и использование огромных объемов информации из мира науки, искусства, религии и других областей. Различны и уровни, масштабы реализации этой функции: межличностный, групповой, организационный (учрежденческий) и массовый. Если, например, на групповом уровне эту функцию осуществляют, как правило, малые группы, то на организационном (учрежденческом) уровне в качестве субъектов коммуникативной функции выступают крупные интегрированные сети, охватывающие информационное взаимодействие множества людей и групп в учреждениях и организациях социально-культурной сферы (театрах и концертных залах, музеях и кино, учебных заведениях, библиотеках, парках и т.д.), т.е. учреждениях СКС — объектах, которые осуществляют СКД. На массовом уровне эта функция предполагает распространение культурной информации с помощью СМИ и средств современного аудиовизуального технологического комплекса: радио, телевидения, Интернета и т.д. Если говорить об учреждениях СКС, то на основании именно этой функции происходит большая часть управления этими объектами.

СКД — это, прежде всего, процесс формирования личности в социально-культурной сфере, поэтому характерным признаком социально-культурной деятельности является единство и взаимодействие целей, задач, принципов, направлений, содержания, средств, форм и методов занятий людей в условиях их свободного времени.

18 стр., 8734 слов

PR-технологии в социально-культурной сфере

... Технология «паблик рилейшинз» в социально-культурной сфере как объект научного исследования Деловая репутация любого социально-культурного учреждения, дома культуры, театра, клуба, его становление и успешная деятельность ... учеными американского Фонда PR (Foundation for Public Relations Research and Education): «Паблик рилейшнз - это особая функция управления, которая способствует установлению ...

1.2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕСУРС, КАК ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ

Социальное и культурное — это понятия тождественные по значимости, так как, культура не может быть вне общества. Культурный уровень является показателем развития общества. На данном историческом этапе развития общества мы утверждаем, что наше общество высокоразвитое и уровень культуры достаточно высок, а социально-культурная деятельность имеет определенные составляющие.

Если технологии СКД — это понятие как работать, то ресурсная база — это то, с чем работать. Слово «ресурс»- означает источник или запас чего-либо, и рассматривая это понятие с точки зрения ресурсной базы социально-культурной сферы мы понимаем , что этот запас очень динамичен. С одной стороны — это требование времени и изменяющихся социокультурных процессов в российском обществе, с другой — возможность «держаться на плаву» и доказать свою рентабельность, важность и необходимость.

Ресурсная база СКД представлена важными и равноценными по значимости составляющими: нормативным, материально-техническим, кадровым, финансовым, информационно-методическим, социально- демографическим, морально-этическим ресурсами. При условии гармонизации и взаимодействия этих составляющих можно надеяться на положительный конечный результат как отдельно взятого учреждения культуры, так и социально-культурной деятельности общества в целом.

Рассмотрим подробнее нормативный ресурс, как один из основных при взаимодействии и регулировании деятельности учреждений СКД, как объектов управления. Выстраивая структурные составляющие этого ресурса необходимо учитывать иерархическую основу взаимодействий учреждений и организаций, представляющих объекты СКД, так и объектов других сфер.

Вариант последовательности выполнения законодательного или распорядительного документа, на примере Постановления Правительства РФ (в данном случае как субъект) от 26 июня 1995 г.№609 «Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства».

Муниципальное учреждение «Культурный центр им. Н.П.Васильева», (далее МУ КЦ), учредителем которого является управление по культуре и делам молодёжи Администрации городского округа Электросталь Московской области. МУ КЦ — это бюджетное учреждение, осуществляющее свою деятельность в соответствии с рядом нормативных документов: Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», Федеральным законом «Основы законодательства о культуре», решениями Учредителя и Уставом (Приложение № 2) и др. На основании Устава создается ряд дополнительных, внутренних документов распорядительного характера, которые изменяются в зависимости от требований вышестоящих организаций ( управления по культуре и делам молодежи, Министерства культуры МО и т.д.).

С июня 2012 года учреждение перешло на новый вид финансово-хозяйственной деятельности БУНТ на основании Федерального закона №83. Бюджетное учреждение нового типа имеет ряд отличий от предыдущей формы деятельности. Прежде всего, финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется в виде субсидий и соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. БУНТ осуществляет операции с поступающими ему средствами через лицевые счета, открываемые в финансовом органе субъекта РФ, т.е. городского округа Электросталь.

13 стр., 6405 слов

Сущность рекреативных технологий и их использование в процессе ...

... темы исследования: "Рекреативные технологии и их использование в процессе социально-культурной деятельности". Объектом исследования являются рекреационные технологии культурно-досуговой деятельности. Предметом исследования является ... десять лет научно-методическая литература, рассматривающая вопросы в области культуры обновляется, приобретая проблемно разнообразный характер, а также дополняется ...

«Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются:

1) Правительством Российской Федерации в отношении федеральных бюджетных учреждений;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;

3) местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.»1

Учреждение нового типа может выполнять работы сверх муниципального задания, так же оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, предусмотренным его учредительным документом для граждан и юридических лиц за плату. Порядок определения указанной платы устанавливает учредитель.

В статье 5 ФЗ №83 приводится следующая редакция статьи 298 Гражданского кодекса РФ (второй абзац пункта 3), имеющей важное значение для деятельности бюджетных учреждений: «Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и, соответствующую этим целям при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретённое за счет этих доходов имущество поступают в его самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения».

Кажется, появились новые возможности, но реальность вызывает большие сомнения, так как необходима гармонизация всех составляющих.

Таким образом, рычаги воздействия на учреждения культуры, как объекты управления, осуществляются посредством нормативного ресурса, который в свою очередь помогает внести регламент в организационные, кадровые, финансовые и др. составляющие ресурсной базы СКД, регулируя таким образом, деятельность учреждений, схему взаимодействия между объектами СКД и объектами других сфер деятельности.

Уровень влияния и статуса нормативного ресурса также варьирует и является основой деятельности для объектов управления, организаций межнационального культурного сотрудничества и международного культурного обмена. Конференция ООН в Думбартон -Оксе (1945г.) приняла решение о создании в рамках ООН специального органа — ЮНЕСКО, на который были возложены координация и руководство вопросами интеллектуального сотрудничества на международном уровне. В Уставе ЮНЕСКО (ст. 1) записано, что эта организация, прежде всего, заботится о сохранении и об охране всеобщего наследия человечества: книг, произведений искусства и других памятников исторического и культурного значения.

Еще одним примером управляющего учреждениями СКД нормативного ресурса могут служить провозглашенные Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов», в котором фундаментальные положения включают многие сферы, в том числе область культуры. Требования международного сообщества нашли свое отражение в целом ряде важнейших законодательных документов Российской Федерации: Конституции РФ (статьи 7, 15, 17, 44 и др.) Основах законодательства РФ о культуре (статьи 3-17),’ ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» и др.

18 стр., 8753 слов

Исследовательская работа «ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕКТИВА, ...

... об управлении коллективом в образовательном учреждении. Глава 1. Организация деятельности коллектива Структура управления В ... Защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях ... управления. Научное управление реально не только в технике и на производстве, но и в управлении социальными системами, в том числе и педагогическими. Управление социально ...

В основах законодательства Российской Федерации о культуре (№ 3612 -1 от 9 октября 1992 года, в ред. федерального закона от 23. 06. 99 № 115 — ФЗ) провозглашена приоритетность прав человека по отношению к правам государства, организаций и групп (ст. 9), право каждого человека на все виды творческой деятельности, свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности и т.д. (ст. 10, 11, 12,13,14).Статьи вышеуказанного законодательного документа служат базовой основой для деятельности учреждений СКС. Из представленных нормативных документов виден различный масштаб их действий и полномочий. Например, в рамках Закона регулируются отношения и взаимодействия, нормы и правила поведения общества и культурной сферы в масштабе страны. Устав — это уже нормативный документ для применения к действию на местах конкретными учреждениями. Должностная инструкция — это вариант внутреннего для одного учреждения и специалиста документа (Приложение№4).Вышеизложенные примеры указывают на управленческие аспекты с вертикальной позиции и с горизонтальной.

Таким образом, правовое пространство состоит из совокупности действующих нормативных и правовых документов, охраняющих, закрепляющих и регулирующих права граждан на участие в процессах социально-культурной деятельности на федеральном, региональном (субъектно-федеративном) и муниципальном, местном уровнях. Нормативный ресурс регулирует отношения между субъектами и объектами с одной стороны, между субъектами с другой стороны.

Необходимость нормативных ресурсов еще и в том, чтобы обозначить конкретные задачи и цели, которые в итоге направлены на единый результат — улучшение жизнедеятельности общества.

2. СПЕЦИФИКА СОЦИОКУЛЬТУРНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В УСЛОВИЯХ НЕБОЛЬШОГО ГОРОДА

Согласно государственному классификатору «Отрасли народного хозяйства», введенному в 1992 году, виды деятельности в области культура и искусство, образование и т.д., в частности социально — культурная деятельность относятся к непроизводственной сфере.

Нематериальное производство в СКД — это производство культурных, духовных и социальных ценностей и продуктов, часть которых является материальными ценностями и продуктами, которые являются культурным и национальным достоянием страны.

Экономические и политические преобразования в стране приводят к изменениям и в СКД, которой коснулась и коммерциализация. В 1995 году Государственной думой РФ принят Закон «О некоммерческих организациях», к которым относятся: государственные организации, муниципальные учреждения, общественные и религиозные организации, и т.д. Статус некоммерческих социокультурных организаций в рыночном хозяйстве подтверждается при условии их деятельности в целях: социальных, культурных, благотворительных, управленческих и др.

13 стр., 6163 слов

Технология рекламной деятельности по продвижению социально-значимых проектов

Объектом изучения данной работы является рекламная деятельность учреждений культуры. Предметом выступает сущность и специфика технологии продвижения социально-значимого проекта. Методы исследования, Степень разработанности проблемы., Структура курсовой работы. 1. Реклама как сфера социально-культурной деятельности в В ...

Вышеуказанным организациям разрешено заниматься предпринимательской деятельностью при условии, что доход от платной деятельности будет использован строго для повышения эффективности деятельности, осуществление целевых задач учреждения. Данный Закон — регламентирующий документ, который еще раз подтверждает, что учреждения СКД являются объектами управления.

Для полного понимания деятельности учреждений СКС, необходимо знать значение функции управления. «Менеджмент — по-русски «управление» — функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент — это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров — это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению».

Основа менеджмента — это, прежде всего наличие организации, которая в свою очередь является целенаправленными практическими действиями, которые ориентируют на постановку целей, задач, принятие решений, подбор и расстановку кадров, обеспечение материальными ресурсами, их распределение, осуществление контроля исполнения.

Городской округ Электросталь — это молодой промышленный город, с численностью населения 245 тысяч, с хорошо развитой сетью инфраструктуры и транспортного обеспечения. В городе шесть учреждений клубного типа, два из которых автономные; два киноцентра; парк культуры и отдыха; две музыкальные и одна художественная школы; музейно — выставочный центр, куда входит историко — художественный музей города и выставочный зал; централизованная библиотечная система включает в себя 13 библиотек из них 5 специализированных.

Одним из рычагов управления в городе является финансовый. На примере МУ «КЦ им. Н.П. Васильева» (как объекта управления) рассмотрим поддержку Управления по культуре и делам молодежи Администрации г.о. Электросталь (как субъекта): 1) посредством бюджетной поддержки коммунальных услуг и прочих расходов учреждения в размере 70%; 2) утверждения перечня по платным видам услуг (Приложение№6); 3) перспективного плана работы на год, с учетом финансовых затрат.Но есть и другая сторона финансового воздействия. По итогам года клубные учреждения выполнили план:

— годовые финансовые результаты не пошли в минус общему доходу управления, и могли бы полностью распределяться между участниками доходной части. Но, к сожалению, управление вынуждено расходовать доход некоторых учреждений культуры на покрытие заработной платы работникам библиотечной системы.

Многие филиалы библиотек не рентабельны и в плане штата сотрудников и в смысле необходимости учреждения на душу населения, так же многие филиалы не оправдывает современных запросов по обслуживанию (старый фонд, отсутствие современной техники и т.д.) и по содержанию зданий. Поэтому, в данном случае, оптимизация весьма необходима и уместна.

В городе развиваются коммерческие, предпринимательские виды деятельности, новые типы частных учреждений, но говоря о механизмах менеджмента в учреждениях СКС городского округа Электросталь необходимо отметить, разрозненность, несогласованность задач, отсутствие целевой установки и достойной оплаты труда, размер которой соответствовал бы трудовому вкладу каждого конкретного работника. Все это сдерживает развитие качественных рыночных отношений и необходимых управленческих механизмов.

В условиях жесткой борьбы за экономическое выживание учреждения культуры и досуга малого города (в данном случае Электросталь) вынуждены прибегать к различным источникам добывания необходимых материально-финансовых средств, включая сдачу помещений и оборудования клубов и Домов культуры в аренду, (но не у всех учреждений в уставе есть пункт аренда, который зависит от учредителя), прокат инвентаря, привлечение спонсоров, реализацию коммерческих заказов на рекламу, проведение платных мероприятий, расширение сети самоокупаемых кружков и объединений и т.д. Актуальным руководством к действию вышестоящих структур, среди которых Министерство культуры Московской области, стала оптимизация, как форма адаптации к новым экономическим условиям.Но подход к вышеуказанной форме одинаков для всех учреждений, которые находятся далеко не в равных условиях и возможностях, поэтому без финансовых влияний из вне, многие учреждения малых городов не могут быть рентабельными и выдавать качественный продукт, некоторые не могут функционировать в принципе.

В плену вчерашних стереотипов и установок оказалась сама система управления социально-культурно-досуговой сферой на уровне района, города, области. Именно здесь, как известно, складывается местная стратегия развития сферы культуры и досуга с учетом социально-экономических особенностей региона, интересов и культурных запросов населения различных категорий, состояния профессионального искусства и традиций народного творчества. На деле стратегическая региональная социально-культурная политика часто подменяется администрированием. Ограниченные текущие задачи, как правило, организационного характера превращаются в самоцель и решаются вне связи с конечным результатом — развитием инициативы и самодеятельности населения. Бесконечные проверки, чрезмерный контроль сковывают творческую инициативу на местах, воспитывают исполнителей, способных работать лишь в четко ограниченных рамках требований и указаний вышестоящих инстанций.

Специфичным в учреждениях культуры сегодняшнего дня является сочетание старых форм в работе и новых требований времени. Предлагаемый способ мониторинга уровня качества каждого специалиста, а отсюда и рентабельности всего учреждения в виде «Дорожной карты» вызывает большие сомнения точности выводов и критериев оценки предлагаемых разделов в ней. Оплата труда работника будет зависеть от рецензии руководителя учреждения по итогам эффективности деятельности первого. Сфера культуры, особенно небольших городов имеет слабый квалификационный кадровый состав, в том числе некомпетентных, «случайных» управленцев, что приведет к искаженной картине деятельности коллектива.

«Управление СКД — это управление социально-экономическими условиями культурной деятельности, условиями создания и потребления культурных ценностей. Современная управленческая культура должна строиться на принципах «открытости» культурной системы, перехода от властных вертикальных связей в ее управлении на горизонтальные добровольно-общественные методы управления.»1

Управление СКД — это сознательная деятельность государственных институтов по регулированию субъект — объектных отношений во всем их многообразии для достижения определенных социокультурных целей.

Специфические особенности управления СК процессами заключается в том, что управление концентрируется на механизмах регулирования СКД в соответствии с нормами и принципами, целями и задачами культурной политики, включая регулирование финансовых, правовых, организационно-управленческих, кадровых и других процессов функционирования и развития СКД.

Основой государственного управления может быть сближение традиционных и инновационных подходов. В российском обществе происходит процесс взаимодействия традиционной и современной культуры как результат общественно — экономических преобразований, модернизации общества, что и является основой СК развития страны.

2.1 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ СКД

Требованием времени является потребность в новом управленческом подходе к поиску оптимальных путей взаимодействия различных структур, оказывающих непосредственное влияние на внутренние и внешние процессы социально-культурной деятельности. Именно поэтому одним из главных стратегических направлений совершенствования управления деятельностью социальных систем и институтов становится развитие и внедрение в практику современных социокультурных технологий, мобильных, конкурентоспособных, построенных на профессиональной основе.

В социально-культурной сфере существует определенная специфика управленческой деятельности в виде субъект — субъектных отношений, так как субъектами и объектами деятельности выступают люди. Следующей чертой отличия управленческой деятельности от других видов деятельности является то, что она объединяет в себе индивидуальную и совместную деятельность: управленческая деятельность предполагает наличие ряда «управляемых» субъектов, то есть является совместной, индивидуальная деятельность руководителя направлена на решение задач управления (индивидуальный аспект).

Также индивидуальный аспект управленческой деятельности выражается в том, что совместная деятельность под воздействием на неё управления строится по типу иерархической организации. Поэтому управленческую деятельность с точки зрения психологии можно охарактеризовать как синтез индивидуальной и управленческой деятельности. Управленческая деятельность — это деятельность, в результате которой происходит воздействие на других людей с целью организации их совместной деятельности, поэтому управленческая деятельность представляет собой деятельность по организации деятельности и ее целью является обеспечение эффективного функционирования той или иной организационной системы. Организационная система в сфере социально-культурной деятельности включает технологическую (применение на практике социально-культурных технологий) и человеческую составляющую, что требует от руководителя реализации качественно разных способов и форм поведения. В связи с этим возрастает и общий уровень сложности деятельности.

Эффективность деятельности организации тем выше, чем в большей мере руководитель является не просто формальным «начальником», но и неформальным лидером, одновременно сохраняя иерархическое начало.

Содержание управленческой деятельности заключается в реализации управленческих функций, среди которых можно выделить: планирование; прогнозирование; мотивирование; принятие решения; контроль; организация.

Организация социально-культурной деятельности как части технологического процесса, связана с функциями социально-культурной сферы, выделяя в организации:

  • оптимальное упорядочивание всех элементов технологического процесса в учреждениях СКС, их взаимосвязь;
  • рациональную структуру управления социально-культурной деятельностью;

— взаимодействие организаторов социально-культурных акций с посетителями. В ходе организации СКД специалистам приходится сталкиваться с многоцелевыми и многовариантыми ситуациями, требующими незамедлительного решения, применения открытых новейших технических средств и инновационных технологий, к которым должны быть готовы организаторы. Также значительное число участников социокультурных акций, многочисленные разножанровые коллективы, работники культуры — организаторы мероприятий, различного рода управленцы требуют согласованности в действиях, управления ими из одного центра, владеющего всей информацией о подготовке и проведения мероприятий.

Организация социально-культурной деятельности (по В.З. Дуликову) — система действий субъектов социально-культурными процессами, направленных на достижение определённого позитивного результата и как протекающий во времени процесс, который охватывает все стадии подготовки и проведения социально-культурных мероприятий.

Организация социально-культурной деятельности неотъемлема от управления ею, но они имеют в своей основе как общие, так и особенные черты. Среди общего можно отметить цель достижения позитивного результата, а различает их то, что управление основано на взаимодействии и взаимоотношении между специалистами, тогда как организация основана на взаимодействии между специалистами-организаторами, а также между рядами участников мероприятия. «Организация представляет собой взгляд на проблему изнутри, тогда, как управление — это взгляд сверху. Управленческая деятельность представляет определение стратегических путей реализации общего плана, кадрового, материального и финансового ресурса, тогда как процесс организации направлен на непосредственное осуществление поставленной цели».

Процесс организации деятельности решает задачи определения кратчайшего и эффективного по затратам пути достижения поставленной цели; создания связи между участниками социокультурного процесса; координации их действий.

Понятие «управление» применяется в тех случаях, когда решаются задачи воздействия на систему или личность с целью перевода их в новое качество на основе присущих этой системе объективных законов. Управление в социокультурной сфере базируется на общих законах теории и практики менеджмента и строится на строго научных основах. Среди них самыми важными являются системность, планомерность, целенаправленность взаимодействия социокультурных субъектов различных уровней в целях обеспечения социокультурного воздействия на население, группу жителей или каждого конкретного посетителя мероприятия.

Организационно-управленческая система представляет собой достаточно сложную динамическую структуру, в которой можно выделить три взаимосвязанных стороны: функциональную, структурную, информационную.

Структура управления, отделы социально-культурной организации представлены:

1. Дирекция.

2. Административный отдел в каждом отдельно взятом отделе.

3. Исследовательский отдел.

4. Методический отдел.

5. Творческий отдел.

6. Хозяйственный отдел.

7. Финансовый отдел и т.д.

Изменения социально-экономической ситуации в стране и на мировом уровне, отражаются на каждой сфере человеческой деятельности, требованием времени является адаптация организационно-управленческих технологий как основных составляющих СКД.

2.2 ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЭЛЕКТРОСТАЛЬ, КАК ОБЪЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ В СКС

Рассмотрим критерии взаимодействия учреждений, которые являются объектами СКС и других организаций города Электросталь.

Мониторинг выявил спрос на культурные услуги, аудиторию для которой создаётся мероприятие и как следствие формы и технологии необходимые в каждом конкретном случае. Владея теоретическими основами, зная ресурсы и изучив социальный заказ, специалисты и ответственные учреждения культуры города, которые проводят мероприятия, в первую очередь, готовят методическую основу — перспективный план работы учреждения, который утверждает управление по культуре города, а затем Министерство культуры МО. На основании городского финансового ресурса и необходимости, актуальности мероприятий разрабатывается муниципальная целевая программа «Развитие культуры, искусства и народного творчества в городском округе Электросталь на 2012-2013 годы» (в этом году до 2016 года), которая утверждается постановлением Главы городского округа Электросталь и является также рычагом управления учреждениями СКД. Распределение мероприятий между учреждениями культуры города осуществляет Управление по культуре и делам молодёжи Администрации г.о. Электросталь, таким образом, делегируя полномочия структурным подразделениям, по осуществлению конкретных мероприятий для которых составляют уже на местах план подготовки и проведения мероприятия.

Выделенные средства (субсидии) на мероприятие перечисляют (ранее по статьям расходов, а сейчас общей суммой) ответственному за мероприятие муниципальному учреждению (далее МУ), которое составляет внутреннюю смету расходов мероприятия (Приложение № 9).

Расходы на мероприятие формируются на основании сценария, сценического оформления и т.д., то есть, тех составляющих, из которых формируется праздник. Взаимосвязь финансирования и конечный результат мероприятия очевидны. Чем больше средств заложено на мероприятие, тем шире, масштабней, ярче и технологичней может быть праздник.

Основополагающим является, как в целом финансирование сферы культуры страны на год, так и средства выделяемые бюджетом города. Финансовый анализ в течение пяти лет в стране и соответственно в г.о. Электросталь, показал снижение выделяемых средств на культурную сферу. Представленные Минфином объемы финансирования отрасли на 2012-2013года составляют: 58,8 млрд. рублей в 2012году и 51,4 млрд. рублей — в 2011 году. В 2010 году на эту отрасль было выделено 73 млрд.

Ситуация в стране сложилась таким образом, что развитие и успех, в конечном счете культуры города зависит напрямую от Глав муниципалитетов. социально-культурный управленческий

При создании мероприятий, особенно на городском уровне, для осуществления поставленных задач исполнители подключают все необходимые структуры, функционирующие в городе. Для осуществления проектов формируется оргкомитет мероприятия под руководством заместителя Главы Администрации городского округа Электросталь, курирующего учреждения культуры города. В оргкомитет входят представители жилищно — коммунального и транспортного хозяйства, охраны правопорядка, торгово-промышленной сферы, СМИ и др. Зачастую, взаимодействие структур оговаривается и осуществляется на взаимовыгодных условиях (финансовых, реклама и т.п.), так как безвозмездное выполнение некоторых поставленных задач чаще не выгодны с экономической точки зрения исполнителям. Но только при слаженном взаимодействии всех структур мероприятие состоится и будет проходить на должном уровне, поэтому согласованность для достижения конечного результата очень важна и необходима.

Различают коммуникативную, управленческую и творческую функции социально-культурной деятельности. Эти же функции главенствуют в процессе и самих городских мероприятий СКС. Поэтому, можно смело утверждать, что именно эти функции являются ведущими в массовом мероприятии, в социально-культурной деятельности, не исключая значимости социализирующей и рекреативной функций. Рассматривая многофункциональность, разноплановые взаимодействия между учреждениями культуры и организациями города, прослеживается четкая взаимосвязь и необходимость участия посредством управления всех институтов общества.

1.Взаимодействие происходит непосредственно между учреждениями и организациями, коллективами и специалистами.

2.Взаимодействие происходит также по иерархической лестнице: распределение задач на уровне начальников отделов, далее руководителей структурных подразделений и непосредственно выполнение поставленных задач делегируется непосредственным исполнителям.

Начальник управления — директор структурного подразделения — зав.отделами, техническая группа — руководители коллективов художественной самодеятельности.

В мероприятиях представлены методы сотрудничества и сотворчества представителей разных возрастных и социальных групп населения в области культуры (ответственные организаторы и исполнители, участники концертных программ — творческие коллективы города); искусства (художественное оформление сценических декораций); спорта (организация и проведение игр, соревнований) и др.

Праздник, как форма СК мероприятия является культурным продуктом, имеет процесс производства и сбыта, имеет долгосрочный диапазон воздействия на аудиторию, но только при условии взаимодействия всех структур и ведомств города можно надеяться на положительный результат.

Проводя анализ мероприятий в городе Электросталь в течение нескольких лет, видно, что формы работы мало изменились, праздники традиционно проходят на невысоком уровне в силу отсутствия необходимого финансирования и низкой квалификации кадров.

Альтернативным решением могло быть привлечение работы профессиональных театров Москвы и Подмосковья, конечно при условии пересмотра затрат на всю программу мероприятий и бюджета культуры на год. Открыть профессиональные, творческие контакты с коллективами и специалистами ближнего Подмосковья. Для жителей города — это стало бы новым эмоциональным зарядом, а для устроителей праздников — возможность обмена опытом.

Для улучшения работы в культурной сфере города необходимо привлечение большего количества спонсоров на взаимовыгодных условиях, а так же назрела острая необходимость создания сценарно-постановочной группы при Управлении по культуре и делам молодёжи, в которую входят сценарист, режиссёр-постановщик, художник-оформитель, звукорежиссёр, светооператор и др. необходимые специалисты. Хорошим примером в этом служит постановочная группа, работающая в городе Химки. Так же остро в Электростали стоит кадровый вопрос. Необходимо «омолаживать» состав специалистов и повышать их квалификацию для поддержки и развития творческого потенциала работников и коллективов.

Необходимо отметить общее снижение мотивационных аспектов в работе, ушедшая идеология «работы на общий результат», отрицательно сказывается на качественном уровне конечного продукта.

Создавая масштабные праздники, главная задача специалистов учитывая «человеческий фактор», соблюсти логику технологических действий.

Уникальность социо-культурных технологий заключается в их многоцелевом характере. Они направлены на достижение целого ряда жизненно важных для человека целей: жизнеобеспечения, социализации, коммуникации, рекреации и реабилитации.

Соборность технологий и человеческой личности дают развиваться СКС, позволяют работать на единый результат, делать мероприятия высокого уровня, в итоге — приумножать и сохранять культурное наследие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На протяжении многих десятилетий складывался традиционный взгляд на культуру как на убыточную отрасль в системе хозяйственных связей, включающую совокупность учреждений культуры и искусства, «обижаемых» госбюджетом и постоянно нуждающихся в дополнительных ассигнованиях. Этот взгляд обнаружил свою не перспективность хотя бы потому, что и сегодня те мизерные средства, которые выделяются на культуру, не осваиваются, поскольку планы не сбалансированы и не подкреплены ресурсами. Кроме того, традиционный подход, основанный на механическом сложении усилий различных культурно — досуговых служб и учреждений, которые предлагают готовые блага, но всегда нуждаются при этом, то в одном, то в другом, неизбежно себя изживает. Между тем СКС рождает все новые и новые потребности, и невозможно всякий раз быстро и качественно удовлетворять их силами только одних традиционных культурных учреждений и институтов.

Сложившаяся ситуация потребовала создания принципиально иных структур управления социально-культурной деятельностью. В основу такой модели положены принципы децентрализации управления, максимальной организационной и экономической самостоятельности, многообразия государственных и общественных социально-культурных формирований, делегирования полномочий на их создание не только государственным органам власти, но и добровольным объединениям граждан и самодеятельным организациям.

Принципиальным является вопрос и о правовой, законодательной базе социально-культурных инициатив. Законодательные акты о культуре, как уже подготовленные, так и находящиеся в стадии разработки, призваны защитить культуру и, в частности, социально-культурную сферу от политического манипулирования ею, экономических потрясений в условиях перехода к рынку, национальной замкнутости.

В законодательном закреплении нуждаются налоговые льготы — основной инструмент поддержки культуры государством, практика ввоза, вывоза и передачи культурных ценностей, статус профессионального творческого работника сферы культуры. Определяя права и полномочия государства, творческих организаций, политических партий и движений в области культуры и досуга, законодательство призвано преодолеть сепаратизм, местничество, ведомственность, бюрократизм, корпоративность, коммерциализацию — барьеры, препятствующие нормальному развитию культуры, социально-культурной сферы и социально-культурной деятельности.