Расчет СТО (станция технического обслуживания) производится по методике и нормам, рекомендуемым ОНТП-01-091. Основным фактором, определяющим необходимую мощность и тип СТО, является количество и состав парка автомобилей, находящихся в зоне обслуживания СТО.
1. Определение числа автомобилей, обслуживаемых на СТО
Число обслуживаемых автомобилей определяется по количеству учетных автомобилей, находящихся в зоне тяготения СТО. «Радиус» зоны тяготения зависит от множества факторов технического, экономического, социального и др. характера. Методы оптимизации зон тяготения СТО изложены в специальной литературе по автосервису.
Количество автомобилей, обслуживаемых на СТО
(1)
где — расчетное число автомобилей, обслуживаемых на СТО, авт.;
- количество автомобилей, стоящих на учете в зоне тяготения СТО, авт.;
- к=0,75-0,90 — коэффициент, учитывающий долю владельцев, пользующихся услугами СТО.
2. Определение ориентировочной мощности СТО
Мощность производственной базы СТО определяется количеством рабочих постов по техническому обслуживанию (ТО) и текущему ремонту (ТК) автомобилей — n*.
(2)
где — частота заездов одного обслуживаемого на СТО автомобиля в календарном году (табл. 1);
— количество автомобилей, обслуживаемых на одном посту в год.
Таблица 1
Частота заездов автомобилей в год на городских СТО, n 3
Виды работ, выполняемых при заездахавтомобилей на СТО |
Кол-во заездов одного автомобиля в год |
|
1. Техническое обслуживание и текущий ремонт |
2 |
|
2. Уборочно-моечные работы |
5 |
|
3. Антикоррозийная защита кузова |
1 |
|
Количество автомобилей, обслуживаемых на одном посту в год при эталонных условиях эксплуатации, авт./год
Для конкретных условий эксплуатации в зоне тяготения СТО производительность поста корректируется
(3)
где к кл — коэффициент, учитывающий класс обслуживания автомобилей:
- для особо малого класса равен 1,15;
- для малого класса равен 1,00;
- для среднего класса — 0,85.
к пр — коэффициент, учитывающий среднегодовой пробег обслуживаемых автомобилей (табл. 2);
Таблица 2
Значения коэффициента пробега
Среднегодовой пробег, тыс.км./год |
8 |
10 |
12 |
14 |
16 |
18 |
20 |
22 |
|
К пр |
1,25 |
1,00 |
0,84 |
0,72 |
0,63 |
0,56 |
0,50 |
0,45 |
|
Примечание. При среднегодовом пробеге более 22 тыс.км коэффициент к пр принимается равным 0,45. |
|||||||||
к к — коэффициент, учитывающий климатическую зону района эксплуатации обслуживаемых автомобилей:
жаркий климат — 0,91
умеренно-теплый климат — 1,11
умеренный климат — 1,00
умеренно-холодный климат — 0,91
холодный климат — 0,83
очень холодный климат — 0,77.
Пример расчета количества обслуживаемых автомобилей и ориентировочной мощности СТО
Исходные данные для проектирования СТО
Тип СТО — городская, комплексная
Марка обслуживаемых автомобилей — УАЗ-3151
Количество автомобилей в зоне тяготения СТО — 2000 ед.
Среднегодовой пробег автомобиля — 19 тыс.км.
Количество рабочих дней в году — 305
Продолжительность рабочей смены — 7 час.
Количество рабочих смен — 1,5
Климатическая зона — умеренно-холодная.
Принимаем 20 постов.
3. Расчет годового объема основных работ по ТО и ТР автомобилей
Годовой объем работ по ТО и ТР
(4)
где L Г — среднегодовой пробег обслуживаемого атомобиля, км;
- удельная трудоемкость работ ТО и ТР, чел-ч./1000 км (табл. 3).
Таблица 3
Нормативы трудоемкости работ для городских СТО
Класс легковых автомобилей |
Удельная трудоемкость , ТО и ТР,чел.-ч./1000 км |
Разовая трудоемкость на один заезд, чел.-ч. |
||||
уборочно-моечные |
приемка-выдача автомобилей |
противокоррозийная защита |
предпродажная подготовка |
|||
Особо малого |
2,0 |
0,15 |
0,15 |
3,0 |
3,5 |
|
Малого |
2,3 |
0,20 |
0,20 |
3,0 |
3,5 |
|
Среднего |
2,7 |
0,25 |
0,25 |
3,0 |
3,5 |
|
3.1 Корректировка удельной трудоемкости ТО и ТР
Удельная трудоемкость корректируется в зависимости от числа постов (n*) и климатической зоны
(5)
где к 1 — коэффициент, учитывающий мощность СТО (табл. 4);
Таблица 4
Значения коэффициента к 1
n* |
До 5 |
5…10 |
10…15 |
15…25 |
25…35 |
Св.35 |
|
к 1 |
1,05 |
1,00 |
0,95 |
0,90 |
0,85 |
0,80 |
|
к 2 — коэффициент, учитывающий климатическую зону эксплуатации обслуживаемых автомобилей:
- жаркий, сухой климат — 1,1;
- умеренно-теплый климат — 0,9;
- умеренный климат — 1,0;
- умеренно-холодный климат — 1,1;
- холодный климат — 1,2;
- очень холодный климат — 1,3.
4. Распределение объема работ по видам и местам их выполнения для комплексных СТО
С целью специализации исполнителей и рабочих мест при организации производства ТО и ТР общий объем этих работ распределяется по предметному и технологическому признакам, а также по местам их выполнения: на постах или специализированных участках (табл. 5).
Таблица 5
Распределение объема работ ТО и ТР в зависимости от мощности СТО
Виды работ |
Распределение объема работ в % в зависимости от числа постов |
В % по месту выполнения работ |
||||||
до 5 |
6-10 |
11-20 |
21-30 |
св. 30 |
постовые |
участковые |
||
Диагностические |
6 |
5 |
4 |
4 |
3 |
100 |
— |
|
ТО в полном объеме |
35 |
25 |
15 |
10 |
6 |
100 |
— |
|
Смазочные |
5 |
4 |
3 |
2 |
2 |
100 |
— |
|
Установка управляемых колес |
10 |
5 |
4 |
4 |
3 |
100 |
— |
|
Ремонт и регулировка тормозов |
10 |
5 |
3 |
3 |
2 |
100 |
— |
|
Электротехнические |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
80 |
20 |
|
Аккумуляторные |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
90 |
|
По системам питания |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
70 |
30 |
|
Шиномонтажные |
7 |
5 |
2 |
1 |
1 |
30 |
70 |
|
Ремонт агрегатов, узлов и систем |
16 |
10 |
8 |
8 |
8 |
50 |
50 |
|
Кузовные и арматурные |
— |
10 |
25 |
28 |
35 |
75 |
25 |
|
Окраска и антикоррозийная обработка |
— |
10 |
16 |
20 |
25 |
100 |
— |
|
Обойные |
— |
8 |
7 |
7 |
5 |
— |
100 |
|
Слесарно-механические |
— |
8 |
7 |
7 |
5 |
— |
100 |
|
4.1 Годовая трудоемкость уборочно-моечных работ
(6)
где — частота заездов автомобилей на мойку в год (табл. 1);
- разовая трудоемкость уборочно-моечных работ, чел.-ч (табл. 3).
4.2 Годовая трудоемкость работ по приемке-выдаче автомобилей
(7)
где — частота заездов автомобилей на ТО и ТР в год (табл. 1);
- разовая трудоемкость приемки-выдачи автомобиля, чел-ч (табл. 3).
Пример расчета и распределения годовой трудоемкости основных работ
Годовую трудоемкость работ по ТО и ТР определяем по формуле 4. Предварительно скорректируем нормативную удельную трудоемкость ТО и ТР (табл. 3) по формуле 5
Дальше по количеству ориентировочно рассчитанных необходимых постов n*=20 определяем колонку таблицы 5, по которой производится распределение годового объема работ по видам и местам выполнения.
Результаты расчетов сводятся в таблицу П 1.
Таблица П 1
Распределение годового объема работ ТО и ТР
Виды работ |
Распределение работ по видам |
Распределение работ по месту выполнения |
|||||
% |
чел.-ч |
постовые |
участковые |
||||
% |
чел.-ч |
% |
чел.-ч |
||||
Диагностические |
4 |
3246,7 |
100 |
3246,7 |
— |
— |
|
ТО в полном объеме |
15 |
12175,2 |
100 |
12175,2 |
— |
— |
|
Смазочные |
3 |
2435,0 |
100 |
2435,0 |
— |
— |
|
Установка управляемых колес |
4 |
3246,7 |
100 |
3246,7 |
— |
— |
|
Ремонт и регулировка тормозов |
3 |
2435,0 |
100 |
2435,0 |
— |
— |
|
Электротехнические |
4 |
3246,7 |
80 |
2597,4 |
20 |
649,4 |
|
Аккумуляторные |
2 |
1623,4 |
10 |
162,3 |
90 |
1461,1 |
|
По системам питания |
4 |
32467 |
70 |
2272,7 |
30 |
974.0 |
|
Шиномонтажные |
2 |
1623,4 |
30 |
487,0 |
70 |
1136,4 |
|
Ремонт агрегатов, узлов и систем |
8 |
6493,4 |
50 |
3246,7 |
50 |
3246,7 |
|
Кузовные и арматурные |
25 |
20292,0 |
75 |
15219,0 |
25 |
5073,0 |
|
Окраска и антикоррозийная обработка |
16 |
12987,0 |
100 |
12987,0 |
— |
— |
|
Обойные |
3 |
2435,0 |
50 |
1217,5 |
50 |
1217,5 |
|
Слесарно-механические |
7 |
5681,8 |
— |
— |
100 |
5681,8 |
|
Итого по ТО и ТР |
81168,0 |
||||||
Годовая трудоемкость УМР (ф. 6)
Годовая трудоемкость работ по приемке и выдаче (формула 7)
5. Годовая трудоемкость вспомогательных работ
Вспомогательные работы — это работы по обеспечению основного производства (перегон автомобилей, хранение и выдача запасных частей и материалов, внутрицеховой транспорт и др.) и содержанию производственной базы (здания, сооружения, коммуникации, технологическое оборудование и др.)
(8)
где — суммарная трудоемкость основного производства СТО (уборочно-моечные работы, приемка-выдача автомобилей, дополнительные услуги по оснащению автомобилей и пр.).
В рассматриваемом варианте
(9)
Вспомогательные работы распределяются по назначению в процентном соотношении, представленном в табл. 6.
Работы по содержанию и обслуживанию производственной базы СТО выделяются в отдельную производственную структуру — отдел главного механика (ОГМ).
ОГМ должен иметь в производственном корпусе СТО отдельные производственные площади и специалистов по выполняемой номенклатуре работ (табл. 7).
Таблица 6
Распределение вспомогательных работ по назначению
Назначение работ |
Распределение в % |
|
Обслуживание и ремонт технологического оборудования |
25* |
|
Обслуживание и ремонт коммуникаций |
20* |
|
Перегон автомобилей |
10 |
|
Хранение и выдача запчастей и материалов |
20 |
|
Уборка помещений и территории |
15 |
|
Обслуживание компрессоров |
10* |
|
* — работы, передаваемые отделу главного механика. |
||
Поэтому трудоемкость работ отдела главного механика
(10)
Таблица 7
Распределение работ ОГМ по видам
Виды работ |
Распределение в % |
|
Электротехнические |
25 |
|
Механические |
10 |
|
Слесарные |
16 |
|
Кузнечные |
2 |
|
Сварочные |
4 |
|
Жестяницкие |
4 |
|
Медницкие |
1 |
|
Трубопроводные (слесарные) |
22 |
|
Ремонтно-строительные и деревообрабатывающие |
16 |
|
Примечание. При распределении трудоемкости работ, работы ОГМ, выполнение которых требует специального дорогостоящего оборудования, следует передавать на участки основного производства, выполняющие аналогичные работы. ОГМ исполняет такие работы по заявкам-заказам в объемах переданной трудоемкости.
Например, к таким работам относятся механические: токарные, фрезерные и пр., которые могут выполняться в механическом участке основного производства. Кузнечные, жестяницкие работы можно передавать на кузовной участок основного производства.
Пример распределения вспомогательных работ
Суммарная трудоемкость основного производства (формула 9)
Трудоемкость вспомогательных работ (формула 8)
Таблица П 2
Распределение вспомогательных работ по назначению
Назначение работ |
Распределение в % |
Трудоемкость, чел.-ч. |
|
Обслуживание и ремонт технологического оборудования |
25* |
5248,0 |
|
Обслуживание и ремонт коммуникаций |
20* |
4198,4 |
|
Перегон автомобилей |
10 |
2099,2 |
|
Хранение и выдача запчастей и материалов |
20 |
4198,4 |
|
Уборка помещений и территории |
15 |
3148,8 |
|
Обслуживание компрессоров |
10* |
2099,2 |
|
Итого |
100 |
20992 |
|
* — Работы отдела главного механика (ОГМ).
|
|||
Годовая трудоемкость работ отдела главного механика (формула 10)
Таблица П 3
Распределение работ ОГМ по видам
Виды работ |
Распределение в % |
Трудоемкость, чел.-ч. |
|
Электротехнические |
25 |
2886,4 |
|
Механические |
10* |
1154,6 |
|
Слесарные |
16 |
1847,3 |
|
Кузнечные |
2** |
230,9 |
|
Сварочные |
4 |
461,8 |
|
Жестяницкие |
4** |
461,8 |
|
Медницкие |
1 |
115,5 |
|
Трубопроводные (слесарные) |
22 |
2540,0 |
|
Ремонтно-строительные и деревообрабатывающие |
16 |
1847,3 |
|
Итого |
100 |
11545,6 |
|
Примечание. 1. Работы, передаваемые на участки основного производства:
— в кузовной участок. 2. Производственно-складские помещения ремонтно-строительных и деревообрабатывающих работ располагаются вне производственного корпуса СТО. |
|||
6. Расчет численности работающих на СТО
По выполняемым функциям работники СТО подразделяются на следующие категории:
- А — рабочие основного производства, которые принимают непосредственное участие в работах по ТО и ТР автомобилей по всему производственному циклу от мойки до выдачи автомобиля клиенту;
- Б — рабочие вспомогательного производства, обеспечивающие содержание производственной базы СТО — это рабочие ОГМ;
- В — рабочие по обеспечению основного производства, выполняющие работы, перечисленные в табл.
6, за исключением работ ОГМ;
- Г — инженерно-управленческий персонал — 10-15% от суммарной численности рабочих категорий А, Б и В.
Различают технологически необходимое (явочное) число рабочих и списочное (штатное) число рабочих.
Явочное число рабочих
(11)
где — годовая трудоемкость работ по зонам ТО и ТР, участкам или видам работ, чел.-ч;
- годовой номинальный фонд времени явочного рабочего при односменной работе (табл. 8).
Штатное число рабочих
(12)
где — годовой эффективный фонд времени штатного работника, час (табл. 8).
Таблица 8
Годовой фонд рабочего времени рабочих СТО
Профессия рабочего |
Продолжительность рабочей недели, ч |
Годовой фонд времени, ч |
||
номинальный |
эффективный |
|||
Маляр |
36 |
1830 |
1610 |
|
Прочие рабочие СТО |
40 |
2000 |
1750 |
|
6.1 Распределение рабочих по видам работ, местам их выполнения и рабочим сменам
Количество исполнителей по видам работ определяется по формулам 11 и 12.
Трудоемкости работ по видам и местам их выполнения (постовые, участковые, ОГМ) принимаются по таблицам П 1 и П 3.
Трудоемкость работ ОГМ, переданная на участки основного производства (примечание 1 к табл. П3), суммируется с трудоемкостью соответствующих участков.
Если по каким-то видам работ исполнители не имеют полной годовой загрузки, то необходимо прибегать к совмещению технологически близких видов работ, чтобы полностью загрузить исполнителей.
Постовые и участковые работы одного вида должны выполняться одними исполнителями (рабочим или звеном).
В зависимости от суточного режима работы СТО рабочие распределяются по сменам, пропорционально их загруженности: в полторы или две смены.
Принятое (округленное) суммарное количество рабочих должно быть не больше или не меньше суммарного, рассчитанного по нормативной трудоемкости.
Пример расчета и распределения рабочих
Таблица П 4
Расчет численности производственных рабочих и распределение их по видам работ, местам их выполнения и сменам
Виды работ |
Годовая трудоемкость, чел.-час. |
Годовой фонд времени, ч |
Явочное число рабочих |
Списочное число рабочих |
|||||
номинальный |
эффективный |
расчетное |
принятое по сменам |
расчетное |
принятое |
||||
I |
II |
||||||||
Постовые |
|||||||||
Уборочно-моечные |
2000,0 |
2000 |
1750 |
1,0 |
1 |
— |
1,1 |
1 |
|
Приемка-выдача |
800,0 |
2000 |
1750 |
0,4 |
1 |
— |
0,5 |
1 |
|
Диагностические |
3246,7 |
2000 |
1750 |
1,6 |
1 |
1 |
1,8 |
2 |
|
ТО в полном объеме |
12175,2 |
2000 |
1750 |
6,1 |
4 |
2 |
7,0 |
7 |
|
Смазочные |
2435,0 |
2000 |
1750 |
1,2 |
1 |
— |
1,4 |
1 |
|
Установка управляемых колес |
3246,7 |
2000 |
1750 |
1,6 |
1 |
1 |
1,8 |
2 |
|
Ремонт и регулировка тормозов |
2435,0 |
2000 |
1750 |
1,2 |
1 |
— |
1,4 |
1 |
|
Электротехнические |
2597,4 |
2000 |
1750 |
1,3 |
1 |
1 |
1,5 |
2 |
|
Аккумуляторные |
162,3 |
2000 |
1750 |
0,1 |
— |
— |
0,1 |
— |
|
По системам питания |
2272,7 |
2000 |
1750 |
1,1 |
1 |
— |
1,3 |
1 |
|
Шиномонтажные |
487,0 |
2000 |
1750 |
0,2 |
— |
— |
0,3 |
— |
|
Ремонт агрегатов |
3246,7 |
2000 |
1750 |
1,6 |
2 |
— |
1,9 |
2 |
|
Кузовные и арматурные |
15219,0 |
2000 |
1750 |
7,6 |
4 |
3 |
8,7 |
8 |
|
Окрасочные |
12987,0 |
1830 |
1610 |
7,1 |
5 |
2 |
8,1 |
8 |
|
Обойные |
1217,5 |
2000 |
1750 |
0,6 |
— |
— |
0,7 |
1 |
|
Итого постовых |
64528,2 |
32,7 |
23 |
10 |
37,6 |
38 |
|||
Участковые |
|||||||||
Электротехнические |
649,4 |
2000 |
1750 |
0,3 |
— |
— |
0,4 |
— |
|
Аккумуляторные |
1461,1 |
2000 |
1750 |
0,7 |
— |
1 |
0,8 |
— |
|
По системам питания |
974,0 |
2000 |
1750 |
0,5 |
— |
1 |
0,6 |
1 |
|
Шиномонтажные |
1136,4 |
2000 |
1750 |
0,6 |
— |
1 |
0,6 |
1 |
|
Ремонт агрегатов |
3246,7 |
2000 |
1750 |
1,6 |
1 |
— |
1,8 |
1 |
|
Кузовные и арматурные |
5765,7 |
2000 |
1750 |
2,9 |
2 |
— |
3,3 |
3 |
|
Обойные |
1217,5 |
2000 |
1750 |
0,6 |
1 |
— |
0,7 |
1 |
|
Слесарно-механические |
6836,4 |
2000 |
1750 |
3,4 |
2 |
1 |
3,9 |
4 |
|
Итого участковых |
21287,2 |
10,6 |
6 |
4 |
12,1 |
12 |
|||
ОГМ |
|||||||||
Электротехнические |
2886,4 |
2000 |
1750 |
1,4 |
1 |
1 |
1,6 |
2 |
|
Слесарные |
1847,3 |
2000 |
1750 |
0,9 |
1 |
— |
1,0 |
1 |
|
Сварочные |
461,8 |
2000 |
1750 |
0,2 |
— |
— |
0,3 |
— |
|
Медницкие |
115,5 |
2000 |
1750 |
0,1 |
— |
— |
0,1 |
— |
|
Трубопроводные (слесарные) |
2540,0 |
2000 |
1750 |
1,3 |
— |
1 |
1,4 |
2 |
|
Итого по ОГМ |
7851,0 |
3,9 |
2 |
2 |
4,4 |
4 |
|||
Численность работающих по обеспечению основного производства (категория В)
автомобиль технический осмотр ремонт
где — трудоемкость вспомогательных работ, чел.-ч. (табл. П 2).
Таблица П 5
Численность работающих на СТО
Категория работающих |
Всего |
По сменам |
||
I |
II |
|||
А |
43 |
29 |
14 |
|
Б |
4 |
2 |
2 |
|
В |
5 |
3 |
2 |
|
А Б В |
52 |
34 |
18 |
|
Г + (0,1…0,12) А Б В |
5 |
4 |
1 |
|
Итого |
57 |
38 |
19 |
|
7. Расчет числа постов и автомобиле-мест
Пост — часть производственной площади, используемая для установки автомобиля, оснащенная необходимым технологическим оборудованием или без него. По назначению посты подразделяются на: рабочие, вспомогательные и автомобиле-места для ожидания и хранения.
Рабочие посты — это автомобиле-места, оснащенные соответствующим технологическим оборудованием и предназначенные для выполнения работ по поддержанию и восстановлению работоспособного состояния и внешнего вида автомобиля.
Количество рабочих постов для выполнения i-го вида работ по ТО и ТР автомобилей
(13)
где — годовая трудоемкость постовых работ i-го вида (табл. П 4), чел.-ч.;
- коэффициент неравномерности поступления автомобилей на СТО;
- коэффициент неравномерности загрузки постов по сменам;
- среднее количество исполнителей, одновременно работающих на посту, чел.;
- коэффициент использования рабочего времени поста.
Коэффициент неравномерности загрузки поста по сменам
, (14)
где — количество работающих на данном посту в наиболее загруженную смену, чел;
- общее количество работающих на данному посту (участке) в течение суток, чел. (табл. П 4 — постовые и участковые работы).
Количество постов уборочно-моечных работ при механизированной мойке
(15)
где — частота заездов на УМР (табл. 1);
- С — количество рабочих смен в сутки участка УМР;
- коэффициент неравномерности поступления автомобилей на мойку (табл. 9);
- производительность моечной установки;
- коэффициент использования рабочего времени поста.
Таблица 9
Коэффициент неравномерности поступления автомобилей на мойку
Мощность СТО, рабочих постов |
До 10 |
11…30 |
Свыше 30 |
|
1,3…1,5 |
1,2…1,3 |
1,1…1,2 |
||
Вспомогательные посты — это автомобиле-места, оснащенные или не оснащенные технологическим оборудованием, предназначенные для выполнения вспомогательных операций:
- посты приемки-выдачи автомобилей;
- посты сушки на участке уборочно-моечных работ;
- посты подготовки и сушки на окрасочном участке, участке антикоррозийной защиты.
Количество постов приемки-выдачи
(16)
где — частота заездов автомобиля на ТО и ТР в год (табл. 1);
- коэффициент неравномерности поступления автомобилей на СТО;
- пропускная способность поста приемки.
Общее число вспомогательных постов
(17)
где n окр — количество рабочих постов на участке окраски.
Посты ожидания — это машино-места, занимаемые автомобилями, ожидающими постановки их на рабочие и вспомогательные посты или ремонта снятых агрегатов, узлов.
Общее число постов ожидания
(18)
Посты хранения — предусматриваются для готовых к выдаче автомобилей
(19)
где n 3 — частота заездов автомобиля на ТО и ТР в год (табл. 1);
Т пр = 4 час — среднее время пребывания автомобиля на СТО после обслуживания до выдачи клиенту.
Открытые стоянки для автомобилей клиентов и персонала СТО определяются из расчета 7…10 автомобиле-мест на 10 рабочих постов
(20)
Пример расчета постов производственного корпуса СТО
Таблица П 6
Расчет и специализация рабочих постов по ТО и ТР
Виды работ |
Годовая трудоемкость, чел.-час. |
К 3 |
Р ср |
Количество постов |
||
расчетное |
принятое |
|||||
Диагностические |
3247 |
0,5 |
1 |
0,97 |
1 |
|
ТО в полном объеме |
12175 |
0,7 |
1,5 |
3,40 |
4 |
|
Смазочные |
2435 |
1,0 |
1 |
1,46 |
1 |
|
Установка управляемых колес |
3247 |
0,5 |
1,2 |
0,81 |
1 |
|
Ремонт и регулировка тормозов |
2435 |
1 |
1,3 |
1,21 |
2 |
|
Электротехнические |
2597 |
0,5 |
1,1 |
0,71 |
1 |
|
Аккумуляторные |
162 |
1 |
1 |
0,10 |
— |
|
По системам питания |
2273 |
0,5 |
1,1 |
0,62 |
1 |
|
Шиномонтажные |
487 |
1 |
1,2 |
0,24 |
— |
|
Ремонт агрегатов |
3247 |
1 |
1,5 |
1,30 |
2 |
|
Кузовные и арматурные |
15219 |
0,7 |
1,6 |
3,98 |
4 |
|
Окрасочные |
12987 |
0,7 |
1,1 |
4,95 |
5 |
|
Обойные |
1218 |
1 |
1 |
0,73 |
1 |
|
20,48 |
23 |
|||||
Примечание. Расчеты произведены по формуле 13. |
||||||
Количество постов мойки (формула 15)
принимаем 1 установку.
Количество постов приемки-выдачи (формула 16)
1 пост.
Количество вспомогательных постов (формула 17)
, принимаем 3 поста.
Количество постов ожидания (ф. 18)
, принимаем 12 постов.
Количество постов хранения (формула 19)
Количество машино-мест на открытой стоянке (формула 20)
принимаем 17 машино-мест.
8. Расчет площадей производственно-складских помещений производственного корпуса СТО
8.1 Площадь зон ТО и ТР рассчитывается по количеству постов, располагаемых в производственном корпусе
(21)
где — габаритная площадь автомобиля в плане, м 2 ;
- количество постов, размещаемых в производственном корпусе;
- коэффициент плотности расстановки постов.
При одностороннем расположении постов к общему проезду принимается к п =6…7.
8.2 Площадь производственных участков при приближенном методе рассчитывается по удельной площади на работающих на участке в наиболее загруженную смену
(22)
где — удельная площадь на первого, работающего на участке, м 2 /чел.;
- удельная площадь на каждого последующего, работающего на участке, м 2 /чел.;
- технологически необходимое количество работающих на участке в наиболее загруженную смену, чел.
8.3 Площадь складских помещений рассчитывается по удельной площади на 1000 комплексно обслуживаемых на СТО автомобилей
(23)
где — нормативная удельная площадь склада, м 2 .
Пример расчета площадей производственных помещений и складов
Площади зон СТО (формула 21)
Количество постов в зонах СТО
Таблица П 7
Площади производственных участков
Назначение участка |
Удельная площадь |
Работающих Р я |
Площадь, м 2 |
|||
f 1 , м2 /чел. |
f 2 , м2 /чел. |
расчетная |
принятая |
|||
Агрегатный |
22 |
14 |
3 |
50 |
50 |
|
Слесарно-механический |
18 |
12 |
2 |
30 |
30 |
|
Электротехнический |
15 |
9 |
1 |
15 |
20 |
|
Аккумуляторный |
21 |
15 |
1 |
21 |
21 |
|
Систем питания |
14 |
8 |
1 |
14 |
20 |
|
Шиномонтажный |
18 |
15 |
1 |
18 |
20 |
|
Вулканизационный |
12 |
6 |
1 |
12 |
20 |
|
Кузовной |
18 |
12 |
2 |
30 |
30 |
|
Обойный |
18 |
5 |
1 |
18 |
20 |
|
ОГМ |
18 |
12 |
2 |
30 |
30 |
|
Всего |
261 |
|||||
Примечания: 1. Расчеты площадей произведены по формуле 22. 2. Площадь производственного участка должна быть не менее 20 м 2 . |
||||||
Таблица П 8
Площади складских помещений
Назначение склада |
Удельная площадь f у , м2 |
Площадь склада, м 2 |
||
расчетная |
принятая |
|||
Запасных частей |
32 |
51,2 |
51 |
|
Агрегатов, узлов |
12 |
19,2 |
19 |
|
Эксплуатационных материалов |
6 |
9,6 |
10 |
|
Склад шин |
8 |
12,8 |
13 |
|
Лакокрасочных материалов |
4 |
6,4 |
9 |
|
Смазочных материалов |
6 |
9,6 |
10 |
|
Хранение снятых принадлежностей |
1,6 |
2,6 |
9 |
|
Всего |
121 |
|||
Примечания. 1. Расчеты площадей произведены по формуле 23 2. Площадь склада должна быть не менее 9 м 2 . |
||||
8.4 Площади вспомогательных и административно-бытовых помещений
1. Вентиляционные камеры — 5-9% от площадей производственных помещений
2. Компрессорная — 25 м 2 на одну компрессорную установку. Одна компрессорная установка — на 30 рабочих постов.
3. Электрощитовая — 15 м 2 на 30 рабочих постов, но не менее 9 м2 .
4. Клиентская ,
где — удельная площадь клиентской, м 2 /пост (табл. 10);
- количество рабочих постов на СТО.
Таблица 10
Рабочих постов |
До 15 |
16-25 |
Свыше 25 |
|
f ук , м2 /пост |
5…4 |
4…3 |
3…2 |
|
5. Административные помещения — 9 м 2 на одного работающего категории Г.
6. Санузлы — 1 прибор на 15 работающих в наиболее многочисленную смену. Площадь, занимаемая одним прибором — 3 м 2 .
7. Курительная — на одного работающего в наиболее многочисленную смену: мужчину — 0,03 м 2 , женщину — 0,01 м2 , но не менее 9 м2 .
8. Комната отдыха — 0,5 м 2 на одного работающего в наиболее многочисленную смену.
Пример расчета площадей вспомогательных и административно-бытовых помещений СТО
Таблица П 9
Площади вспомогательных и административно-бытовых помещений
Назначение помещения |
Площадь, м 2 |
||
расчетная |
принятая |
||
Венткамеры |
92,3 |
90 |
|
Компрессорная |
25 |
25 |
|
Электрощитовая |
11,5 |
12 |
|
Клиентская |
69 |
69 |
|
Административные |
45 |
45 |
|
Санузлы |
9 |
9 |
|
Курительная |
1,1 |
9 |
|
Комната отдыха |
19 |
19 |
|
Всего |
278 |
||
Итого расчетная площадь производственного корпуса СТО
Библиографический список
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/tehnologicheskiy-raschet-sto/
1. Буга П.Г. Гражданские и промышленные здания. М.: Высшая школа, 1983.
2. Будасов Б.В., Каминский В.П. Строительное черчение. М.: Стройиздат, 1990.
3. Волгин В.В. Автомобильный дилер. Практическое пособие по маркетингу и менеджменту сервиса. М.: Ось-89, 1997.
4. ВППБ 11-01-96.Правила пожарной безопасности для предприятий автотранспорта.
5. ВСН 01-89. Ведомственные строительные нормы предприятий по обслуживанию автомобилей.
6. Егорова Н.Е., Мудунов А.С. Автосервис. Модели и методы прогнозирования деятельности. М.: Экзамен, 2002.
7. Ляско В.И., Прудовский Б.Д. Оптимизация размещения предприятий технического обслуживания и ремонта подвижного состава. М.: Транспорт, 1977.
8. Напольский Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания. М.: Транспорт, 1993.
9. Напольский Г.М., Кривенко Е.И., Фролов Ю.Н. Техническая эксплуатация легковых автомобилей. Автосервис. М.: Транспорт, 1975.
10. ОНТП-01-91. Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта. М.: Гипроавтотранс, 1991.
11.ПОТРО-200-01-95. Правила охраны труда на автомобильном транспорте.
12. РД 37.009.026-92. Положение о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам.
13. СниП 11-01-95. Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и состава проектной документации на строительство зданий и сооружений.
14. СниП II-93-74. Предприятия по обслуживанию автомобилей.
15. СниП 2.09.02-85. Производственные здания.
16. СниП II-А.5-78. Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений.
17. СниП 21-01-97. Пожарная безопасность зданий и сооружений.
18. СниП II-4-79. Естественное и искусственное освещение.
19. Табель технологического оборудования и специализированного инструмента для АТП, АТО и БЦТО. Минавтотранс, 1983.
20. Фастовцев Г.Ф. Автотехобслуживание. М.: Машиностроение, 1985.
21. Фастовцев Г.Ф. Организация технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей. М.: Транспорт, 1982.