Проект реконструкции зоны технического обслуживания грузовых автомобилей

Дипломная работа
Содержание скрыть

1. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЗАДАНИЯ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ

1.1Краткая характеристика ТОО «Автопарк»

1.2 Технико-экономические показатели предприятия ТОО «Автопарк»

ТОО «Автопарк» расположен в промышленной зоне города и занимает территорию в 26 га, на которой расположены мощная ремонтная база, зона ТО-1, ТО-2, автомойка, теплые боксы для стоянки автомобилей, душевые и бытовые помещения, столовая.

Парк грузовых автомобилей, как транспорт общего пользования, осуществляет перевозку грузов и продукции сельского хозяйства по району и области. Автопарк имеет широкую сферу обслуживания, автомоторный транспорт обеспечивает возрастающие транспортные потребности населения и хозяйств, связанные с высокой скоростью и срочностью передвижения, доставкой грузов непосредственно от пункта отправления к месту назначения, обслуживает районы с недостаточно развитой сетью маршрутов автомобильного транспорта.

Предприятие предоставляет услуги по обслуживанию организаций, оказывает услуги, как населению, так и предприятиям по техническому обслуживанию и ремонту.

В качестве подвижного состава для перевозки грузов используются грузовые автомобили марки «ГАЗ-53» всех модификаций. Автомобили марки ЗИЛ-131 и «Газ-52» обслуживают грузоперевозки для всех хозяйствующих субъектов района.

Автомобили оснащены радиостанциями, что позволяет более совершенную форму обслуживания населения и хозяйств района грузоперевозками.

Прием заказов принимается по договорам, заключенной между хозяйствующими субъектами и автопарком, а также диспетчерской службой, работающей круглосуточно.

При выезде на линию, автомобиль проходит контрольный осмотр технического состояния, водитель в медицинском пункте медицинское освидетельствование о состоянии здоровья.

В ремонтной зоне производится техническое обслуживание ремонт не только собственного, но и частного подвижного состава.

В ТОО «Автопарк» проводится технический осмотр грузового транспорта всех марок, замена номеров, водительских удостоверений, оформляется купля-продажа автомобилей.

В настоящее время ТОО «Автопарк» — стабильно работающее и рентабельное предприятие.

1.2 Технико-экономические показатели предприятия ТОО «Автопарк»

Ниже приводятся технико-экономические показатели ТОО «Автопарк» за 2006-2010 гг.

13 стр., 6101 слов

Расчет технико-экономических показателей участка механической ...

... технико-экономических показателей работы участка. Объём 4 – 5 листов текста в формате Word, размер шрифта 14 пунктов, полуторный интервал. 3.2. Защита курсового ... производственная программа, ... работы. 3. Организация защиты курсового проекта 3.1. Подготовка к защите курсового проекта После написания курсового ... работы. Приводятся обоснование предложений по улучшению тех сторон экономической деятельности, ...

Таблица 1.1Технико-экономические показатели ТОО «Автоопарк»

Показатели

2006

2007

2008

2009

2010

Среднесписочное количество

158

152

145

115

115

Авто-дни в работе

28199

22373

30224

22982

25423

Коэффициент технической готовности

0,764

0,67

0,71

0,85

0,8

Коэффициент выпуска на линию

0,51

0,51

0,61

0,7

0,71

Общий пробег, тыс. км

3370

3420

3490

4500

4630

Среднесуточный пробег, км

120

153

115

196

209

Время в наряде

10,1

11,6

7,4

11,3

12,1

Авточасы в наряде, т. час

285

260

225

260

275

Объем перевозок:

для автомобилей грузового назначения

1944

4200

1690

7300

1300

11900

1570

16600

1650

17000

Эксплуатационная скорость, км/час

11,8

13,1

15,1

17,3

19,1

Степень изношенности автомобиля

0,73

0,77

0,81

0,85

0,89

Автодни в хозяйстве

55292

43868

49547

32831

31652

Доход тыс. тг.

Расход тыс. тг.

25400

23700

25760

23600

30900

29100

31800

30050

34100

31500

Анализ технико-экономических показателей

Соотношение групп автомобилей на предприятии приведено ниже на примере круговой диаграммы:

Рисунок 1.1 Структура подвижного состава «Автопарк»

Рисунок 1.2 Коэффициенты технической готовности и выпуска

Коэффициент технической готовности в период 2006-2010 гг. колеблется в пределах 0,6-0,8, причем как видно из графика значение коэффициента за последние два года не опускается ниже 0,8. Коэффициент выпуска с каждым повышается, что свидетельствует о наметившихся положительных тенденциях на предприятии. В среднем за эти годы он составил 0,6.

Рисунок 1.3 Списочное количество автомобилей

Списочное количество автомобилей за последние годы снизилось с отметки 150 до чуть более 100, что связано с физическим и моральным износами подвижного состава, с объективным понижением производственных мощностей на предприятии.

Рисунок 1.4 Общий пробег автомобильного парка

Общий пробег автомобильного парка предприятия за рассматриваемый период только увеличивался и в 2010 году составил более 4,5 тыс. км пробега, что происходит в связи с возрастанием времени работы автомобилей на линии.

Рисунок 1.5 Время нахождения автомобиля в наряде

Время нахождения автомобиля в наряде в среднем 8 часов. Полная занятость водителей на линии наблюдается в последние годы, что видно из графика — в 2009 году наибольший показатель. Увеличение продолжительности работы водителей происходит при правильной организации труда.

Рисунок 1.6 Число автомобиле-дней в работе

Изменение количества автомобиле-дней в работе за этот период происходило с переменным успехом, делая скачки и падения. Так если в 2006, 2007 и в 2010 годах оно доходило до пиковых значений, то в промежутке этих лет показания понижались.

Рисунок 1.7 Эксплуатационная скорость

Эксплуатационная скорость, как видно из графика, в последние годы на предприятии только увеличивается. Обусловлено это тем, что принимаются необходимые меры по уменьшению времени простоя на каждой остановке при перевозке грузов и некоторыми увеличениями протяженности маршрутов обслуживания.

Рисунок 1.8 Объем перевозок

Рисунок 1.9 Динамика расходов и доходов

В целом изменение расходов и доходов одинаковое. Их показатели с каждым годом увеличивались. Но как видно из графика разница между этими показателями в последний год изменилась в сторону увеличения дохода.

2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ АТП

2.1 Выбор исходных данных

Для расчета производственной программы и объема работ АТП необходимы следующие исходные данные: тип и количество подвижного состава, среднесуточный пробег автомобилей и их техническое состояние, дорожные и природно-климатические условия эксплуатации, режим работы подвижного состава и режимы ТО и ТР.

Таблица 2.1 Исходные данные по ТОО «Автопарк»

Тип подвижного состава

Количество

Условия эксплуатации

Среднесуточный пробег

1

2

ЗИЛ

ГАЗ

40

75

ІІІ

209

67

Расчет производственной программы по ТО

Расчет программы для автомобилей «ГАЗ»

Для расчета программы выбираем нормативные значения пробегов подвижного состава до КР и периодичности ТО-1 и ТО-2, которые установлены Положением.

Lk = 300000 км;

  • L2 = 20000 км;
  • L1 = 5000 км.

Число технических воздействий на один автомобиль за цикл определяем отношением циклового пробега к пробегу до данного вида воздействия. Так как цикловой пробег принят равным пробегу автомобиля до капитального ремонта, то число КР одного автомобиля за цикл будет равно единице. Очередное последнее за цикл ТО-2 не проводится, и автомобиль направляется в КР. В ТО-2 входит обслуживание ТО-1, которое выполняется одновременно с ТО-2. поэтому в данном расчете число ТО-1 за цикл не включает обслуживания ТО-2. Периодичность выполнения ежедневных обслуживаний принята равной среднесуточному пробегу:

Число КР:

  • Nk= Lц/ Lk= Lк/ Lk ; (1)

Nk =300000/300000=1;

Число ТО-1:

  • N1= Lк/ L1-( Nk + N2); (2)

N1 =300000/5000-(1+14)=45;

Число ТО-2:

  • N2= Lк/ L2-Nк 4; (3)

N2 =(300000/20000)-1=1;

Число ЕО:

  • NЕО=Lк/ Lсс; (4)

NЕО =300000/209=1435.

Так как производственную программу предприятия рассчитывают на год, то для определения числа ТО за год сделаем соответствующий перерасчет полученных значений NЕО, N1 и N2 за цикл, используя коэффициент перехода от цикла к году. Для того, чтобы определить коэффициент перехода нам потребуется сначала рассчитать коэффициент технической готовности бт и годовой пробег одного автомобиля Lг. Коэффициент технической готовности рассчитывается по формуле:

бт=1/ (1 + lcc (ДТО-ТР/1000+Дк/ Lk)), (5)

бт = 1/(1 + 209 (0,2/1000 + 15/300000)) = 0,95;

здесь Д ТО-ТР — удельный простой автомобиля в ТО и ТР в днях на 1000 км пробега;

  • Дк — число дней простоя автомобиля в КР.

Определяем годовой пробег:

Lг = Д раб.·Lcc·бт ; (6)

Lг = 356 * 209 * 0,95 = 72 470,75 км;

После чего находим коэффициент перехода от цикла к году:

  • зг = Lг/ Lk; (7)

зг =72470,75/300000=0,24;

Годовое число ЕО, ТО-1, и ТО-2 на один списочный автомобиль составит:

  • NЕО.г = NЕО*зг; (8)

NЕОг =1435*0,24=344,4;

  • N1.г = N1*зг; (9)

N1.г =45*0,24=10,8;

  • N2.г = N2*зг; (10)

N2.г =14*0,24=3,36;

Для всей группы автомобилей:

  • У NЕО.г = NЕО.г*Аи; (11)

Nk =344,4*40=13776;

  • У N1.г = N1.г*Аи; (12)

У N1.г =10,8*40=432;

  • У N2.г = N2.г*Аи; (13)

У N2.г =3,36*40=134,4;

  • где Аи — списочное число автомобилей.

Согласно положению, как отдельный вид обслуживания не планируется и работы по диагностированию подвижного состава входят в объем работ ТО и ТР. При этом в зависимости от метода организации диагностирование автомобилей может производиться на отдельных постах или быть совмещено с процессом ТО. Поэтому число диагностических воздействий определяется для последующего расчета постов диагностирования и его организации.

На АТП в соответствии с Положением предусматривается диагностирование подвижного состава Д-1 и Д-2.

Диагностирование Д-1 предназначено главным образом для определения технического состояния агрегатов, узлов и систем автомобиля, обеспечивающих безопасность движения. Д-1 проводится, как правило, с периодичностью ТО-1.

Диагностирование Д-1:

У Nд-1г = У N1.г +0,1 У N1.г + У N2.г; (14)

У Nд-1г =432+0,1*432+134,4=609,6;

Диагностирование Д-2:

  • У Nд-2г = У N2.г + 0,2 У N2.г; (15)

У Nд-2г =134,4+0,2*134,4=161.

Расчет производственной программы по ТО для автомобилей марки «ЗИЛ».

Сначала находим коэффициент технической готовности бт по формуле:

  • бт=1/(1 + lcc (ДТО-ТР/1000 +Дк/Lk)= 1/(1+67(0,2/1000+12/300000)= 0,98;

Далее определяем годовой пробег данной группы:

Lг = Д раб.·L cc·бт = 365 * 67 * 0,98 = 23965,9 км;

  • Коэффициент зг = Lг/ Lk= 23965,9/300000=0,08;
  • Годовое число ЕО, ТО-1, и ТО-2 на один списочный автомобиль и весь парк составит: NЕО.г = NЕО*зг =1435*0,08=114,8;
  • N1.г = N1*зг =45*0,08=3,6;
  • N2.г = N2*зг =14*0,08=1,12;
  • У NЕО.г = NЕО.г*Аи =114,8*75=8610;
  • У N1.г = N1.г*Аи =3,6*75=270;
  • У N2.г = N2.г*Аи =1,12*75=84;
  • Определение числа диагностических воздействий Д-1 и Д-2 на парк автомобилей марки ЗИЛ за год.

Диагностирование Д-1:

У Nд-1г = У N1.г +0,1 У N1.г + У N2.г =270+0,1*270+84=381;

Диагностирование Д-2:

У Nд-2г = У N2.г + 0,2 У N2.г =84+0,2*84 = 101.

2.2 Расчет годового объема работ и численности производственных рабочих, Автомобили марки «Газ».

Выбор и корректирование нормативных трудоемкостей. Для расчета годового объема работ предварительно для подвижного состава, проектируемого АТП, устанавливаем нормативную трудоемкость ТО и ТР в соответствии с Положением, а затем их корректируем с учетом конкретных условий эксплуатации. Нормативы трудоемкостей ТО и ТР Положением установлены для следующего комплекса условий: І категория условий эксплуатации; базовые модели автомобилей; климатический район умеренный; пробег подвижного состава с начала эксплуатации равен 50-70% от пробега до капитального ремонта; на АТП производится ТО и ремонт 200-300 ед. подвижного состава, составляющих три технологически совместимые группы; АТП оснащено средствами механизации согласно табелю технологического оборудования.

t ЕО = t ЕО(н)*К4* Км; (16)

t ЕО =0,7*0,45*1,15=0,36 чел-ч;

  • t 1 = t 1(н)*К4; (17)

t 1=5,5*1,15=6,3 чел-ч;

  • t 2 = t 2(н)*К4; (18)

t 2 =18*1,15=20,7чел-ч;

  • t тр = t тр(н)*К1* К2 *К3 *К4; (19)

t тр=5,5*1,1*1,2*1,6*1,15=13,4 чел-ч.

Трудоемкость сезонного обслуживания:

  • t СО = (д/100)*t 2; (20)

где д — доля этих работ в зависимости от климатического района. В нашем случае д=20%.

t СО =(20/100)*20,7=4,14 чел-ч,

Распределение объема работ по диагностированию Д-1 и Д-2.

Диагностирование Д-1:

  • t 1+д-1 = 1,1t 1; (21)

t 1+д-1 =1,1*6,3=6,93 чел-ч;

  • t д-1 = 0,25t 1 ; (22)

t д-1 =0,25*6,3=1,6 чел-ч;

  • t `1 = 0,85t 1; (23)

t `1 =0,85*6,3=5,4 чел-ч.

Диагностирование Д-2:

  • t д-2 = 0,17t 2; (24)

t д-2 = 0,17*20,7=3,5 чел-ч.

Годовой объем работ по ТО и ТР. Объем работ по ЕО, ТО-1, ТО-2 за год определяется произведением числа ТО на нормативное (скорректированное) значение трудоемкости данного вида ТО:

  • Т ЕОг = У NЕОг * t ЕО; (25)

Т ЕОг = 13776*0,36 = 4959,4 чел-ч;

Если ТО-1 и Д-1 проводится совместно, тогда общий годовой объем находится по формуле:

  • Т 1+д-1 = У N1г * t 1+д-1 +(0,1 У N1.г + У N2.г )* t д-1; (26)

Т 1+д-1 = 432*6,93+ (0,1432+134,4)*1,6 =3277,9 чел-ч;

Если отдельно, то годовой объем ТО-1:

  • Т 1г= У N1г * t 1 ; (27)

Т 1г =432*6,3=2722 чел-ч;

Годовой объем Д-1:

  • Т д-1г = У Nд-1г* tд-1; (28)

Т д-1г =609*1,6=974,4 чел-ч;

Годовой объем работ по ТО-2:

  • Т 2г = У N2г* t 2+ Аи * t СО; (29)

Т 2г =134,4*20,7+40*4,14=2948 чел-ч;

Годовой объем работ диагностирования Д-2:

  • Т д-2г = У Nд-2г* t д-2г; (30)

Т д-2г = 161*3,5 = 564 чел-ч;

Годовой объем работ ТР:

  • Т ТР =( Аи * Lг/1000)* t ТР; (31)

Т ТР =(40*72470,75/1000)*13,4=38844,3 чел-ч;

Общий годовой объем работ по предприятию для автомобилей Газ:

  • Т ПР = Т ЕОг+ Т 1г + Т д-1г + Т 2г + Т д-2г + Т ТР; (32)

Т ПР = 4959,4 + 2722 + 974,4 + 2948 + 564 + +38844,3 = 51012 чел-ч;

Автомобили марки «ЗИЛ».

Выбор и корректирование нормативных трудоемкостей. Для расчета годового объема работ предварительно для подвижного состава (ЗИЛ) проектируемого АТП устанавливаем нормативную трудоемкость ТО и ТР в соответствии с Положением, а затем их корректируем с учетом конкретных условий эксплуатации.

t ЕО = t ЕО(н)*К4* Км =0,5*0,45*1,15=0,26 чел-ч;

  • t 1 = t 1(н)*К4 =2,9*1,15=3,3 чел-ч;
  • t 2 = t 2(н)*К4 =11,7*1,15=13,5 чел-ч;
  • t тр = t тр(н)*К1* К2 *К3 *К4 =3,2*1,1*1,2*2,0*1,15=9,7 чел-ч.

Трудоемкость сезонного обслуживания:

t СО = (д/100)*t 2=(20/100)*13,5=2,7 чел-ч,

Распределение объема работ по диагностированию Д-1 и Д-2.

Диагностирование Д-1:

  • t 1+д-1 = 1,1t 1 = 1,1 * 3,3 = 3,63 чел-ч;
  • t д-1 = 0,25t 1= 0,25 * 3,3 = 0,83 чел-ч;
  • t `1 = 0,85t 1 = 0,85 * 3,3 = 2,8 чел-ч.

Диагностирование Д-2:

t д-2 = 0,17t 2 = 0,17 * 13,5 = 2,3 чел-ч.

Годовой объем работ по ТО и ТР:

  • Т ЕОг = У NЕОг * t ЕО =8610 * 0,26 = 2239 чел-ч;

Если ТО-1 и Д-1 проводится совместно:

  • Т 1+д-1 = У N1г * t 1+д-1 + (0,1 У N1.г +У N2.г )*t д-1 =270*3,63+ (27+84)* 0,83 = 1072 чел-ч;

Если отдельно, то годовой объем ТО-1:

  • Т 1г= У N1г * t 1=270*3,3 = 891 чел-ч;

Годовой объем Д-1:

  • Т д-1г = У Nд-1г* tд-1=381*0,83 = 316 чел-ч;

Годовой объем работ по ТО-2:

  • Т 2г = У N2г* t 2+ Аи * t СО =84 * 13,5+75 * 2,7 = 1337 чел-ч;

Годовой объем работ диагностирования Д-2:

  • Т д-2г = У Nд-2г* t д-2г= 101*2,3 = 232 чел-ч;

Годовой объем работ ТР:

  • Т ТР =( Аи * Lг/1000)* t ТР=(75*23232,25/1000)*9,7 = 16902 чел-ч;

Общий годовой объем работ по предприятию:

Т ПР = Т ЕОг+ Т 1г + Т д-1г + Т 2г + Т д-2г + Т ТР = 2239 + 891 +316 + 1337 + 232 + 16902 = 21917 чел-ч.

Годовой объем работ по самообслуживанию предприятия

Т всп = Т общ + Т сам (33)

или

Т всп =В* Т пр (34)

где В — доля вспомогательных работ в зависимости от количества автомобилей предприятия. В нашем случае В = 0,3 для АТП с количеством автомобилей до 200. Тогда получаем: Т всп = 0,3*21917 = 6575 чел-ч;

Далее находим Т общ =(0,37… 0,4) Т всп и Т сам (0,6…0,63) Т всп:

  • Т общ =0,38*6575 = 2499 чел-ч;
  • Т сам =0,62*6575 = 4076 чел-ч;

Распределение объема ТО и ТР по производственным зонам и участкам.

Учитывая особенности технологии производства, работы по ЕО и ТО-1 выполняются в самостоятельных зонах. Постовые работы по ТО-2, выполняемые на универсальных постах, и ТР обычно проводятся в общей зоне. В ряде случаев ТО-2 выполняется на постах линии ТО-1, но в другую смену. Работы по диагностированию Д-1 проводятся на самостоятельных постах (линиях) или совмещаются с работами, выполняемыми на постах ТО-1. диагностирование Д-2 обычно выполняется на отдельных постах.

Учитывая все выше сказанное, производим распределение и заносим значения в таблицу.

Таблица 2.3 Распределение годовых объемов работ ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР и самообслуживания по видам для всего АТП

ЕО

(% ) чел-ч

ТО-1

(%) чел-ч

ТО-2

(%) чел-ч

ТР

(%) чел-ч

Само

обсл

% чел-ч

Суммар

ный объем

% чел-ч

1

2

3

4

5

6

7

Постовые

1. Уборочные

2685,3(23)

2. Моечные

7589(65)

3. Обтирочные

1401(12)

4. Диагностические

486(9)

524(8)

1115(2)

5. Крепежные

1888(35)

2293(35)

6. Регулировочные

593(11)

1179(18)

557(1)

7. Смазочные, заправочно очистительные

1133(21)

1048(16)

8. Электротехнические

593 (11)

655(10)

9. Обслуживание системы питания

270 (5)

655(10)

10. Шинные

432(8)

197(3)

11. Кузовные

12. Разборочно-сборочные

20069(36)

Итого:

100%

100%

90%

39%

Участковые

1. Агрегатные

10034(18)

2. Слесарно-механические

6132(11)

4314

(26)

3. Электротехнические

164(2,5)

2787(5)

4. Аккумуляторные

164(2,5)

557(1)

5. Ремонт системы питания

164(2,5)

2230(4)

6. Шиномонтажные

164(2,5)

836(1,5)

7. Вулканизационные

836(1,5)

8. Кузнечно-рессорные

1672(3)

332(2)

9. Медницкие

1115(2)

166(1)

10. Сварочные

1115(2)

664(4)

11. Жестяницкие

1115(2)

664(4)

12. Арматурные

557(1)

13. Деревообрабатывающие

1672(3)

14. Малярные

2787(5)

15. Обойные

557(1)

Итого:

10%

61%

37%

Участки по самообслуживанию

1

2

3

4

5

6

7

1. Электротехнические

4148(25)

2. Трубопроводные

3650(22)

3. Ремонтно-строительные

2655(16)

Итого:

63%

Всего:

100%

100%

100%

100%

100%

Расчет численности производственных рабочих.

К производственным рабочим относятся рабочие зон и участков, непосредственно выполняющие работы по ТО и ТР подвижного состава. Различают технологически необходимое (явочное) и штатное (списочное) число рабочих. Технологически необходимое число рабочих обеспечивает выполнение суточной, а штатное — годовой производственных программ (объемов работ) по ТО и ТР.

Технологически необходимое число рабочих:

  • Рт = Т г/Ф т; (35)

где Т г — годовой объем работ по зоне ТО, ТР или участке, чел-ч;

Ф т — годовой фонд времени технологически необходимого рабочего при 1-сменной работе, ч. Фт принимаем равным 2070 ч.

Штатное число рабочих:

  • Рш=Т г/Ф ш; (36)

Ф ш — годовой фонд времени «штатного» рабочего, ч. Фш принимаем равным 1830 ч.

В практике проектирования для расчета технологически необходимого числа рабочих годовой фонд времени Фт принимают равным 2070 ч для производств с нормальными условиями труда и 1830ч для производств с вредными условиями. Используя эти формулы, находим количество рабочих и заносим в таблицу 2.4.

Таблица 2.4 Численность производственных рабочих

Наименование зон и участков

Годовой объем работ по зоне или участку чел-ч

Расчетное количество технологич. необх. Рабочих

Рт

Принятое количество технологически необходимых рабочих,

Рт

Годовой фонд времени штатного рабочего, фр. 4

Количество штатных рабочих,

Рш

всего

По

сменам

рас

чет

ное

при

мен

1

2

3

Зоны технического обслуживания и текущего ремонта

Зона ЕО

Зона ТО-1

Зона Д-2

Зона Д-1

Зона ТО-2

Зона ТР (посты)

Итого:

11675,3

5395

1260

1921

6552,5

55746,3

5,6

2,6

0,6

0,9

3,2

27

39,9

40

6

3

1

1

3

27

41

1830

Производствен-

ные участки

Агрегатный

Электротехни-

ческий

Аккумуляторный

По системе

питания

Шиномонтажный

Вулканизацион-

ный

Медницкий

Сварочный

Кузнечно-

рессорный

Слесарно-

механический

Столярный

10034

8347

721

925

1629

836

1281

1779

2004

10446

1672

4,8

4

0,3

0,4

0,8

0,4

0,62

0,9

1,0

5,0

0,8

19,02

5

4

1

1

1

1

1

1

1

5

1

1830

2.3 Технологический расчет производственных зон, участков и складов, Расчет площадей зон ТО и ТР

Fз = fa*Xз*Kп; (37)

где fa — площадь, занимаемая автомобилем в плане (по габаритным размерам), м2;

  • Xз — число постов;
  • Kп — коэффициент плотности расстановки постов.

Коэффициент Kп представляет собой отношение площади, занимаемой автомобилями, проездами, проходами, рабочими местами, к сумме площадей автомобилей в плане. Величина Kп зависит от габаритов автомобиля и расположения постов.

Расчет площадей производственных участков.

Площади производственных участков можно рассчитать 3-мя способами:

1. По площади помещения, занимаемой оборудованием, и коэффициенту плотности его расстановки:

  • Fу = f об* Kп; (38)

f об — площадь оборудования.

Для расчета Fу предварительно на основе Табеля и каталогов технологического оборудования составляется ведомость оборудования и определяется его суммарная площадь f об по участку.

2. По удельной норме на 1-го рабочего и последующих:

  • Fуч =fр1+fр2*( Рт- 1); (39)

где fр1 — удельная площадь на 1-го рабочего;

  • fр2 — удельная площадь последующих;
  • Рт — количество рабочих на данном участке.

3. Метод ГИПРОАВТОТРАНСА.

Расчет площадей складов.

Складские помещения рассчитываются двумя методами:

1. По хранимому запасу:

  • Fск = fоб * Kп; (40)

2. Удельной норме на 1 млн. км пробега:

  • Fск = (Lг*Аи* fуд)/106 * Kр* Kраз* Kпс; (41)

где Lг — годовой пробег;

  • fуд — удельная норма запаса смазочных материалов;
  • Kр — коэффициент учитывающий размер АТП;
  • Kраз — коэффициент, учитывающий разномарочность;
  • Kпс — коэффициент, учитывающий тип подвижной состав.

Расчет площади зоны хранения.

Площадь зоны хранения определяется по формуле

Fхр = Аи* fa* Kхр; (42)

где fa — площадь, занимаемый автомобилем в плане;

  • Kхр — коэффициент, учитывающий расположение. Kхр = 3,0

Расчет площади вспомогательных помещений

Рт= Ррр+ Рмог+ Рв+ Ритр; (43)

2.4 Подбор оборудования

К технологическому оборудованию относятся стационарные и переносные станки, стенды, приборы, приспособления и производственный инвентарь (верстаки, стеллажи, столы, шкафы), необходимые для обеспечения производственного процесса АТП. Технологическое оборудование по производственному назначению подразделяются на основное (станочное, демонтажно-монтажное и др.), комплектное, подъемно-осмотровое и подъемно-транспортное, общего назначения (верстаки, стеллажи и др.) и складское.

При подборе оборудования пользуются «Табелем технологического оборудования и специализированного инструмента», каталогами, справочниками и т. п. В табеле дан примерный перечень оборудования для выполнения различных работ ТО и ТР и его количество в зависимости от типа и списочного числа автомобилей на АТП. Приведенные в Табеле номенклатура и количество технологического оборудования установлены для усредненных условий. Поэтому номенклатура и число отдельных видов оборудования для проектируемого АТП могут корректироваться расчетом с учетом специфики работы предприятия (принятых методов организации работ, числа постов, режима работы зон и участков и т. п.).

Количество основного оборудования определяют или по трудоемкости работ и фонду рабочего времени оборудования или по степени использования оборудования и его производительности.

Таблица 2.5 Технологическое оборудование рабочего места

Наименование

Тип или модель

Габаритные размеры, мм

Коли-чество, шт

Стои-мость, тенге

1

2

3

4

5

6

1

Щетка для мойки автомобилей

М906

1100Ч274Ч180

2

500

2

Пистолет для обдува сжатым воздухом

С417

148Ч25Ч175

2

3200

3

Установка для мойки деталей

196М

1900Ч2200Ч2000

1

12000

4

Установка для мойки автомобилей

М130

6500Ч3500Ч3000

1

8000

5

Домкрат

П310

2010Ч310Ч350

5

2500

6

Нагнетатель смазки

3154М

510Ч485Ч920

2

2800

7

Нагнетатель смазки

С321

590Ч415Ч830

1

3000

8

Маслораздаточный бак

133М

410Ч380Ч900

2

1000

9

Установка для заправки трансмиссионным маслом

3119Б

525Ч400Ч415

2

4000

10

Установка для антикоррозионных покрытий

183М

635Ч370Ч900

2

6000

11

Наконечник для воздухораздаточного шланга

458-М1

800Ч55Ч130

2

700

12

Колонка воздухораздаточная для автомобилей

С411

430Ч400Ч325

1

3500

13

Компрессор

113-В2

1100Ч370Ч600

1

40000

14

Компрессометр

179

365Ч70Ч170

1

1500

15

Прибор для определения технического состояния цилиндропоршневой группы двигателей

К69М

258Ч175Ч132

1

10000

16

Измеритель эффективности работы цилиндров двигателей

Э216М

325Ч175Ч270

1

5000

17

Прибор для проверки топливного насоса карбюраторных двигателей

527Б

320Ч190Ч100

1

2000

18

Прибор для проверки топливного насоса карбюраторных двигателей

К436

570Ч500Ч465

1

6000

19

Пробники аккумуляторные

Э107

165Ч120Ч160

2

5000

20

Пробники аккумуляторные

Э108

165Ч125Ч160

2

5000

21

Комплект приборов и инструментов для аккумуляторных батарей

Э401

350Ч280Ч340

1

6000

22

Прибор для проверки якорей генераторов стартеров и электродвигателей

Э236

380Ч160Ч170

1

25000

23

Приборы для проверки прерывателей-распределелителей

Э213

260Ч276Ч280

2

3000

24

Комплект изделий для очистки и проверки свечей зажигания

Э203

1

15000

25

Стенд для проверки генераторов, реле-регуляторов и стартеров

Э211

675Ч872Ч1455

1

3500

26

Прибор для проверки и регулировки фар автомобилей

К303

1150Ч818Ч1400

1

45000

27

Прибор для проверки и регулировки фар автомобилей

К310

825Ч700Ч1550

1

48000

28

Установка для ускоренной зарядки аккумуляторных батарей

Э411

900Ч600Ч600

1

2500

29

Универсальная установка для пуска двигателей в холодное время

Э307

1300Ч700Ч1000

1

6000

30

Линейка для проверки схождения передних колес автомобилей

2182

842Ч46,5Ч36

2

15000

31

Стенд для контроля и регулировки углов установки автомобилей

К111

1

220000

32

Станок для балансировки колес автомобилей

К125

1015Ч370Ч590

1

150000

33

Прибор для проверки рулевого управления автомобилей

К187

125Ч116Ч108

1

8000

34

Деселерометр

1155М

140Ч50Ч124

2

5000

35

Стенд для проверки гидроприводов тормоза и сцепления автомобилей

К230

930Ч620Ч1262

1

32000

36

Стенд проверки тормозов автомобилей

К208М

2700Ч860Ч320

1

40000

37

Комплекс диагностического оборудования

К455М

2

615000

38

Комплекс ключей гаечных двухсторонних с открытыми зевами

И105М-1

И105М-2

И105М-3

1

1

1

12000

2000

1800

39

Комплект ключей гаечных комбинированных

И137-1

2

1400

40

Ключи гаечные торцовые

2336М-1

2

3000

41

Комплект инструмента слесаря-монтажника

2446

2

5000

42

Комплект инструмента большого слесаря-монтажника

2216

2

6000

43

Комплект инструмента регулировщика-карбюраторщика

2216

2

50000

44

Комплект инструмента автомеханика

И131, И132, И133

2

7200

45

Комплект инструмента для регулировки углов установки управляемых колес автомобилей

И112

1

150000

46

Комплект инструмента для рулевых управлений с гидравлическим усилителем

И135

2

7200

47

Комплект инструмента для электрооборудования автомобилей

И143

1

40000

48

Наборы инструмента и приспособлений с гидравлическим приводом для правки кузова автомобилей

И305М

1

300000

49

Гайковерт для гаек колес

И318

1200Ч650Ч1100

2

8000

50

Дрель для притирки клапанов двигателей

2213

29272

1

8000

51

Стенд для сборки и разборки двигателей автомобилей

2451М

860Ч970Ч1013

1

20000

52

Стенд для разборки и сборки переднего моста автомобилей

Р723

780Ч470Ч1030

1

18000

53

Прессовое и станочное оборудование

Р335

420Ч430Ч575

2

20000

54

Станок для расточки тормозных барабанов и обточки накладок тормозных колодок

Р117

860Ч720Ч630

2

7500

55

Стенд для монтажа и демонтажа шин колес автомобилей

Ш514

1162Ч715Ч1190

1

50000

Итого:

2254300

Таблица 2.6 Технологическая оснастка

Наименование

Модель или ГОСТ

Коли-чество

Стои-мость, тенге

1

2

3

4

5

1

Слесарные тиски

ГОСТ 4045-57

2

10000

2

Молоток слесарный весом 500 г

ГОСТ-2310-54

3

1000

3

Молоток медный весом 500 г

ПНМ 1468-17-370

3

2000

4

Портативный дефектоскоп

ПДО-1

3

15000

5

Магнитометр

МД-4

1

500

6

Молоток деревянный (киянка)

2

500

7

Станок для ручных ножовочных плотен

МН-524-59

2

500

8

Полотно ножовочное 300Ч13Ч0,8 мм

ГОСТ 645-59

8

100

9

Пинцет прямой, длина 175 мм

Нормаль ВНИИ

3

500

10

Зубило слесарное 15°Ч60°

ГОСТ 2711-54

3

400

11

Кисть волосяная

3

100

12

Метчики ручные М4чМ12

ГОСТ 10903-64

8

300

13

Нагрузочная вилка

НИИАТ-ЛЭ-2

2

2000

14

Кислотомер

ГОСТ 895-41

2

200

15

Электропаяльник

ГОСТ 7219-54

2

500

16

Воронка для залива электролита

2

100

17

Электроплитка

СП-1815

2

3000

18

Кружка керамическая

СП-1801

1

200

19

Ковш для разлива свинца

СП-1815

1

250

20

Сушильный шкаф

1

1000

21

Дрель ручная

ГОСТ 2310-54

1

5000

22

Воздушный шланг с манометром

ГОСТ 9921-61

2

1000

23

Комплект шероховального инструмента

1330, А.00.000

1

7000

Итого:

109750

Таблица 2.7 Организационная оснастка

Наименование

Тип или модель

Габаритные размеры в плане, мм

Коли-чество

Стои-мость, тенге

1

2

3

4

5

6

1

Верстак для ремонта аккумуляторных батарей

2297, ГАРО

1400Ч800Ч1380

1

10000

2

Шкаф для приборов и приспособлений

2303, ГАРО

950Ч435Ч1045

1

15000

3

Стеллаж для приборов и приспособлений

Э-405

2000Ч380Ч600

1

500

4

Шкаф вытяжной для плавки свинца и мастики

Р-401

1280Ч825Ч800

1

20000

5

Подставка для оборудования

Р-902

930Ч600

2

500

6

Штатив под бутыли под кислоту

НИИАТ-АР-2

540Ч540

1

300

7

Ящик с песком

500Ч500

2

8

Верстак слесарный

2280

1400Ч800Ч800

1

10000

9

Стеллаж для хранения покрышек и колес

2293-П

2000Ч1000Ч2000

1

1000

10

Площадка для хранения камер

Собственного изготовления

1500Ч1500Ч60

1

11

Шкаф для хранения спецодежды

Артикул 245

1500Ч900Ч400

1

7000

12

Верстак для ремонта камер

ОШ-1457

1400Ч800Ч800

2

2500

13

Урна для отходов

ПИ-102

250Ч300Ч500

1

500

Итого:

70300

3. СТРОИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

3.1 Требования к генеральному плану

Генплан предприятия — это план отведенного под застройку земельного участка территории, ориентированный в отношении проездов общего пользования и соседних владений, с указанием на нем зданий и сооружений по их габаритному очертанию, площадки для безгаражного хранения подвижного состава по территории.

Генеральные планы разрабатываются в соответствии с требованиями СНиП II-89 — 80 «Генеральные планы промышленных предприятий», СНиП ІІ-60 — 75 «Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов», СНиП ІІ-93 — 74 «Предприятия по обслуживанию автомобилей» и ОНТП-АТП-СТО — 80.

При проектировании предприятия для конкретных условий данного города или другого населенного пункта разработке генерального плана предшествует выбор земельного участка под строительство, который имеет важное значение для достижения наибольшей экономичности строительства АТП и удобства его эксплуатации. Основными требованиями, предъявляемыми к участкам при их выборе, являются:

  • оптимальный размер участка (желательно прямоугольной формы с отношением сторон от 1:1 до 1:3);
  • относительно ровный рельеф местности и хорошие гидрогеологические условия;
  • близкое расположение к проезду общего пользования и инженерным сетям;
  • возможность обеспечения теплом, водой, газом и электроэнергией, сбросом канализационных и ливневых вод;
  • отсутствие строений, подлежащих сносу;
  • возможность резервирования площади участка с учетом перспективы развития предприятия.

Построение генерального плана во многом определяется объемно-планировочным решением зданий (размерами и конфигурацией здания, числом этажей и пр.), поэтому генплан и объемно-планировочные решения взаимосвязаны и обычно при проектировании прорабатываются одновременно.

Перед разработкой генплана предварительно уточняют перечень основных зданий и сооружений, размещаемых на территории предприятия, площади их застройки и габаритные размеры в плане.

На стадии технико-экономического обоснования и при предварительных расчетах потребная площадь участка предприятия (в гектарах):

Fуч = 10-6( Fз.пс+ Fз.вс+ Fоп )Kз (44)

где Fз.пс — площадь застройки производственно-складских зданий, м2;

  • Fз.вс — площадь застройки вспомогательных зданий, м2;
  • Fоп — площадь открытых площадок для хранения подвижного состава, м2;

Kз — плотность застройки территории, %

В зависимости от компоновки основных помещений (зданий) и сооружений предприятия застройка участка может быть объединенной (блокированной) или разобщенной (павильонной).

При объединенной застройке все основные производственные помещения располагаются в одном здании, а при разобщенной — в отдельно стоящих зданиях.

При разработке генеральных планов здания и сооружения с производственными процессами, сопровождающимися выделением в атмосферу дыма и пыли, а также с взрывоопасными процессами, необходимо располагать по отношению к другим зданиям и сооружениям с наветренной стороны. Склады легковоспламеняющихся и сгораемых материалов по отношению к производственным зданиям следует располагать с подветренной стороны. Здания оборудованные, светоаэрационными фонарями, желательно ориентировать таким образом, чтобы оси фонарей были перпендикулярны или находились под углом 45° к преобладающему направлению ветров летнего периода.

При размещении зданий необходимо учитывать рельеф местности и гидрогеологические условия. Рациональное расположение зданий должно обеспечивать выполнение минимального объема земляных работ при планировке площадки. Так, здания прямоугольной конфигурации в плане, как правило, должны размещаться таким образом, чтобы длинная сторона здания была расположена перпендикулярно направлению уклона на территории площадки.

Основными показателями генерального плана являются площадь и плотность застройки, коэффициенты использования и озеленения территории.

Площадь застройки определяется как сумма площадей, занятых зданиями и сооружениями всех видов, включая навесы, открытые стоянки автомобилей и складов, резервные участки, намеченные в соответствии с заданием на проектирование. В площадь застройки не включаются площади, занятые отмостками, тротуарами, автомобильными дорогами, открытыми спортивными площадками, площадками для отдыха, зелеными насаждениями, открытыми стоянками автомобилей.

Плотность застройки предприятия определяется отношением площади застройки к площади участка предприятия.

Коэффициент использования территории определяется отношением площади, занятой зданиями, сооружениями, открытыми площадками, автомобильными дорогами, тротуарами и озеленением, к общей площади предприятия.

Коэффициент озеленения определяется отношением площади к общей площади предприятия.

Требования к производственному корпусу.

Объемно-планировочное решение здания подчинено его функциональному назначению. Разрабатывается с учетом климатических условий, современных строительных требований, необходимости максимальной блокировки зданий, необходимости обеспечения возможности изменения технологических процессов и расширения производства без существенной реконструкции здания, требований по охране окружающей среды, противопожарных и санитарно-гигиенических требований, а также ряда других, связанных с отоплением, энергоснабжением, вентиляцией и пр.

Важнейшим из этих требований является индустриализация строительства, предусматривающая монтаж здания из сборных унифицированных, в основном железобетонных конструктивных элементов (фундаментальные блоки, колонны, балки, фермы и пр.), изготовляемых индустриальным способом. Для индустриализации строительства необходима унификация конструктивных элементов в целях ограничения номенклатуры и числа типоразмеров изготовляемых элементов. Это обеспечивается конструктивной схемой здания на основе применения унифицированной сетки колонн, которые служат опорами покрытия или междуэтажного перекрытия здания.

Сетка колонн измеряется расстояниями между осями рядов в продольном и поперечном направлениях. Размеры пролетов и шаг колонн, как правило, должны быть кратны 6 м. В виде исключения при должном обосновании допускается принимать пролеты 9 м.

Одноэтажные производственные здания АТП в основном проектируются каркасного типа с сеткой колонн 18Ч12 и 24Ч12 м. Применение сетки колонн с шагом 12 м позволяет лучше использовать производственные площади и на 4 — 5% снизить стоимость строительства по сравнению с аналогичными зданиями с шагом колонн 6 м.

Для многоэтажных зданий в настоящее время железобетонные строительные конструкции разработаны для сеток колонн 6Ч6, 6Ч9, 6Ч12 и 9Ч12 м. При этом на верхнем этаже допускается укрупненная сетка колонн (18Ч6 и 18Ч12 м).

Многоэтажные здания с более крупной сеткой колонн требуют применения индивидуальных конструкций, что в определенной мере сдерживает более широкое применение многоэтажных АТП как для специальной техники и для грузовых автомобилей.

Высота помещений, т. е. расстояние от пола до низа конструкции покрытия (перекрытия) или подвесного оборудования принимается с учетом обеспечения требований технологического процесса, требований унификаций строительных параметров зданий и размещения подвесного транспортирующего оборудования (конвейеры, тали и пр.).

При отсутствии подвесных устройств высота производственных помещений исчисляется от верха наиболее высокого автомобиля в рабочем его положении плюс не менее 2,8 м. Высота производственных помещений, в которые автомобили не въезжают, также должна быть не менее 2,8 м.

Высота помещений для постов ТО и ТР в зависимости от типа подвижного состава, обустройства постов и подвесного оборудования приведена в таблице:

Таблица 3.1 Высота помещений постов ТО и ТР по ОНТП-АТП-СТО — 80, м.

Подвижной состав

Помещения

Не оборудованные

краном

Оборудованные подвесным краном

Оборудованные мостовым краном

Посты на подъёмниках

Посты на канавах с монорельсом

Посты на подъёмниках

Посты на канавах

Грузовые автомобили

Автотракторная техника

Грузовые автомобили грузоподъемностью, т:

От 0,3 до 3,0

От 3,0 до 5,0

От 5,0 и более

Автомобили-самосвалы грузоподъемностью, т:

до 5

От 5 до 12

От 27 до 40

3,6

4,8

3,6

4,2

6,0

4,8

6,0

3,6

4,8

4,2

4,8

6,0

4,8

6,0

4,8

6,0

6,0

7,2

6,0

7,2

3,6

4,8

6,0

6,0

6,0

7,2

12,0

Высоту помещений на одноэтажных стоянках следует принимать на 0,2 м более высоты наиболее высокого автомобиля, хранящегося в помещении, но во всех случаях не менее 2 м. Однако фактически высоту помещений стоянок в одноэтажном здании исходя из требований унификации строительных элементов принимают 3,6 м при пролетах 12 м, и 4,8 м — при пролетах 18 и 24 м.

Высота этажей многоэтажных зданий (от отметки чистого пола до отметки чистого пола следующего этажа) принимается 3,6 или 4,8 м.

Основные требования к посту, участку, зоне.

Технологическая планировка зон и участков представляет собой план расстановки постов, автомобиле-мест ожидания и хранения, технологического оборудования, производственного инвентаря, подъемно-транспортного и прочего оборудования и является технической документацией проекта, по которой расставляется и монтируется оборудование. Степень проработки и детализации технологической планировки зависит от этапа проектирования.

Планировочное решение зон ТО и ТР разрабатывается с учетом требований СНиП ІІ-93 — 74.

Для размещения постов мойки и уборки автомобилей ІІ, ІІІ и ІV категорий, а также постов ТО и ТР автомобилей должны предусматриваться отдельные производственные помещения.

В районах со средней температурой самого холодного месяца выше 0° посты для мойки и уборки автомобилей, а также посты для выполнения крепежных и регулировочных работ (без разборки агрегатов и узлов) допускается размещать на открытых площадках или под навесами. На АТП до 200 автомобилей І, ІІ и ІІІ категорий или до 50 автомобилей ІV категории в одном помещении с постами ТО и ТР допускается размещать следующие участки: моторный, агрегатный, механический, электротехнический и карбюраторный (приборов питания).

Посты (линии) уборочно-моечных работ обычно располагаются в отдельных помещениях, что связано с характером выполняемых операций (шум, брызги, испарения).

Посты диагностирования располагают или в обособленных помещениях или в общем помещении с постами ТО и ТР.

Планировочное решение и размеры зон ТО и ТР зависят от выбранной строительной сетки колонн, обустройства постов, их взаимного расположения и ширины проезда в зонах.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ

4.1 Принципы и методы управления предприятием

Управление предприятием — сложный процесс. Оно должно обеспечивать единство действий и целенаправленность работы коллективов всех подразделений предприятия, эффективное использование в процессе труда разнообразной техники, взаимоувязанную координированную деятельность работающих. Из чего управление определяется как процесс целенаправленного воздействия на производство для обеспечения эффективного его осуществления.

Предприятие представляет собой сложную систему. Любая система имеет управляемую и управляющую системы. Первая состоит из ряда взаимосвязанных производственных комплексов: основных и вспомогательных цехов, различного рода служб. Вторая представляет собой совокупность органов управления. Обе системы связаны посредством информации, поступающей от объектов управления, а также от внешних источников информации в управляющую систему, и принимаемых на основе этой информации решений, которые в виде команд поступают в управляемую систему для исполнения.

Пропорциональное соотношение отдельных частей системы — главное требование ее функционирования. Однако каждая система не является раз навсегда стабильной. Она развивается, меняется, совершенствуется. При этом воздействие на предприятие возможно не только со стороны системы, но и со стороны других систем.

Процесс производства и специфические особенности его обусловливают необходимость установления соответствующих форм и функций управления. Схематически управление производством можно представить в виде ряда основных этапов, охватывающих сбор необходимой исходной информации, передачу ее руководителям соответствующих подразделений, обработку и анализ ее, выработку решений и, наконец, анализ результатов выполненных работ и сбор новой информации.

4.2 Форма управления ТОО «Автопарк»

В ТОО «Автопарк» принята линейно-штабная форма управления, сформировавшаяся на основе линейной и функциональной систем управления, в которой у руководителя-единоначальника имеется штаб, состоящий из функциональных ячеек (управлений, отделов, групп, отдельных специалистов), соответствующих определенной функции управления. Линейно-штабная система управления обеспечивает наиболее эффективное сочетание единоначалия с деятельностью компетентных специалистов, способствующее повышению уровня управления производством.

Рисунок 4.1 Схема административной подчиненности ТОО «Автопарк»

4.3 Управление предприятием ТОО «Автопарк»

Все организационные подразделения управления ТОО «Автопарк», в том числе эксплуатационная, техническая и экономическая службы, осуществляют свою деятельность в тесном взаимодействии и под руководством директора предприятия и его заместителей.

На директора возложены ответственные обязанности: организация материально-технического снабжения, научная организация труда на предприятии; руководство работой по внедрению новой техники и технологии, совершенствованию транспортного процесса и выполнению предприятием обязательств перед государственным бюджетом и банком. Вопросы подбора и подготовки кадров, охраны труда и техники безопасности, жилищного и социально-культурного строительства требуют также пристального и постоянного внимания со стороны руководителя предприятия.

Директор предприятия наделен большими правами. Он устанавливает структуру аппарата управления, утверждает трансфинплан на основе заданий вышестоящей организации в пределах, предусмотренных законом, вносит изменения в план, принимает заказы на перевозки от других организаций, вносит изменения в титульные списки строительства, утверждает и в случае необходимости изменяет проектные задания и сметно-финансовые расчеты на строительство отдельных объектов.

Начальник мастерских отвечает за выполнение плана по всем показателям, надлежащее техническое состояние и использование подвижного состава, организацию труда шоферов, ремонтных и других рабочих, состояние трудовой дисциплины, проводят работу по улучшению условий труда. Они наделены правами в части поощрения и наказания работников колонн и цехов, присвоения рабочим квалификационного разряда. По их представлению решаются вопросы найма и увольнения рабочих и других работников цехов.

Директор в своей работе опирается на коллектив трудящихся и общественные организации, и многие вопросы решает совместно.

Мастера стоят во главе каждого участка и являются его техническим и хозяйственным руководителем. Они организуют процесс производства, обеспечивают строгое соблюдение технологической дисциплины и высокое качество технического обслуживания ремонта транспортных средств.

Служба эксплуатации организует свою работу на установленного плана перевозок для обслуживаемых предприятий и организаций по видам грузов и грузоотправителям, а также плана пассажирских перевозок. Она изыскивает возможности для наиболее рационального осуществления этих перевозок с наименьшими затратами.

Плановый отдел руководствуется действующими положениями и на основании указаний директора организует разработку перспективных и текущих планов предприятия осуществляет руководство составлением планов в колоннах и цехах, координирует работу других отделов по составлению ими соответствующих разделов планов, доводит утвержденные планы до колонн, цехов и служб. Отдел кадров разрабатывает предложения по улучшению организации труда шоферов, ремонтных и других рабочих предприятия, совершенствованию системы оплаты труда и решает вопросы, связанные с упорядочением заработной платы.