производственный планировка технический обслуживание
Одним из главнейших факторов, определяющих мощность, размер и тип СТО (специализированная, универсальная), является число и состав автомобилей по моделям, находящимся в зоне обслуживания СТО, а также число заездов на СТО.
При определении обслуживаемого СТО парка автомобилей необходимо учитывать следующие особенности: входящий поток требований (автомобиле — заездов) на СТО характеризуется различной частотой спроса на разные виды работ и трудоемкостью их выполнения. На величину трудовых затрат влияет также «возраст» автомобиля.
Отечественный и зарубежный опыт показывают, что поток требований (заездов автомобилей) можно подразделить на четыре группы:
-я группа включает работы, для которых характерны большая частота спроса и малая трудоемкость их выполнения (смазочные работы, регулировка углов установки управляемых колес, ТР на базе замены деталей, регулировка приборов систем электрооборудования и питания и др).
Средняя удельная трудоемкость заезда не более 2 чел. — ч, а их доля в структуре заездов составляет около 60%.
-ю группу составляют работы с меньшей, чем для работ 1-й группы, частотой спроса, но более трудоемкие (ТО в полном объеме, поэлементное диагностирование, ТР узлов и агрегатов, ТР приборов систем электрооборудования и питания, шиномонтажные работы, ТР тормозной системы и др).
Средняя удельная трудоемкость заезда не более 4 чел. — ч, а их доля в структуре заездов 20%.
- ю группу составляют работы со средней удельной трудоемкостью до 8 чел. — ч (мелкие и средние кузовные работы, подкраска и окраска автомобиля, обойные и арматурные работы и др.).
Эти работы в общем потоке заездов составляют 13%.
- я группа — это наиболее трудоемкие и наименее часто встречающиеся работы.
Средняя удельная трудоемкость более 8 чел. — ч, а их доля 7% от общего числа заездов.
На СТО поток заездов включает в себя различные виды работ.
Грузовые автомобили в основном обслуживаются и закреплены за определенными СТО или авто центрами соответствующих заводов-производителей, и заезды их на станции носят как правило периодический характер.
Основная часть грузовых автомобилей заезжают на периодический осмотр СТО.
С учетом приведенных особенностей технологический расчет принято выполнять для парка условно обслуживаемых на СТО автомобилей
N СТО = N,
Общее устройство и работа двигателя автомобиля
... в первую очередь. Ресурс работы двигателя — это продолжительность нормальной работы двигателя без его капитального ремонта. Для отечественных автомобилей ресурс двигателя составляет приблизительно 150 — ... и бензин, следить за внешним видом двигателя автомобиля. автомобильный кривошипный ремонт газораспределение Общее устройство и работа двигателя Двигатель — это агрегат, преобразующий какой-либо ...
где N — парк автомобилей региона;
— Условный автомобиль — автомобиль, комплексно обслуживаемый на СТО в течение года, на котором выполняется полный объем работ по ТО и ремонту, обеспечивающий его исправное состояние. Для расчетов принимается, что условный автомобиль должен сделать в течение года 2 автомобиле — заезда на СТО.
Исходными данными для технологического расчета являются:
- годовое количество обслуживаемых автомобилей — N ТОР,
- количество заездов одного автомобиля в год — d,
- годовое количество продаваемых автомобилей — N п ,
- среднегодовой пробег автомобиля — L г ,
- число рабочих дней в году — Д раб г ,
- продолжительность смены — Т см ,
- число смен — С.
В качестве примера рассматривается технологический расчет СТО автомобилей семейства КАМАЗ, для которой приняты исходные данные, приведенные в табл. 1
Таблица 1. Исходные данные
1.2 Расчет годовых объемов работ
Годовой объем работ СТО может включать уборочно — моечные работы, работы по приемке и выдаче, работы по предпродажной подготовке автомобилей работы по ТО и ТР.
Значения трудоемкостей основных видов работ приводятся в табл. 2.
Таблица 2. Трудоёмкости основных работ по одному автомобилю
Годовой объем уборочно — моечных работ
Уборочно — моечные работы выполняются перед ТО и ТР или как самостоятельный вид услуг.
Число заездов на УМР как самостоятельный вид услуг
, (1)
где L з = 1000…1500 км — периодичность заездов на УМР, км пробега
Lг=11 108 км. — среднегодовой пробег
N сам УМР = заездов
Число заездов на УМР перед выполнением ТО и ТР
, (2)
N ТО-ТР УМР = 878* 1,7 = 1492,6 заездов.
Годовой объем работ УМР
, (3)
где t УМР — средняя трудоемкость одного заезда на УМР
Т УМР = (1492,6 + 6501)*0,6 = 7994,2 чел.*ч
Годовой объем работ по приемке и выдаче
(4)
где t пв — трудоемкость работ по приемке и выдаче автомобилей, чел.*ч
Т ПВ = 878 * 1,7 * 0,78 = 1164,23 чел.*ч.
Годовой объем работ по предпродажной подготовке
(5)
Модернизация раздаточной коробки передач автомобиля ВАЗ
... конструкций раздаточных коробок передач Раздаточная коробка передач автомобиля ВАЗ-2121 «Нива» (рис.1) двухступенчатая с двумя рычагами управления. Рисунок №1 Раздаточная коробка: ... ; к пн =0,029; время работы на соответствующей передаче. эквивалентное число циклов нагружения при принятом расчетном моменте; ... от стабильности свойств материала и технологии и ответственности конструкции. Определим модуль ...
где N п — количество продаваемых автомобилей в год,
t пп — трудоемкость предпродажной подготовки автомобиля, чел.*ч
Т ПВ = 379 * 5,5= 2084,5 чел.*ч.
Годовой объем работ по ТО и ТР
,чел.*ч (6)
где N СТО — годовое количество условно обслуживаемых автомобилей
L г — среднегодовой пробег автомобиля, км,
t ТО-ТР — удельная трудоемкость ТО и ТР, чел.*ч / 1000 км
Т ТО-ТР = = 59 492 чел.*ч.
Годовой объем вспомогательных работ
На СТО выполняются вспомогательные работы, в состав которых входят работы по ремонту и обслуживанию технологического оборудования, оснастки и инструмента различных зон и участков, содержанию инженерного оборудования, сетей и коммуникаций.
T всп = TСТО * Двсп ,
где Д всп = 0,1…0,2 — доля от общего объема работ,
Т СТО — общий объем работ СТО,
Т всп = (7994,2+ 1164,2 + 2084,5+59492) * 0,2 = 14146,9 чел.*ч.
Результаты расчета годовых объемов работ приводятся табл. 3
Таблица 3. Годовые объемы работ
1.3 Распределение годовых объемов работ
В настоящее время ТО и ремонт автомобилей производится на базе готовых деталей, узлов и механизмов. Поэтому работы (услуги) по ТО и ТР выполняются на рабочих постах. Отдельные производственные помещения с рабочими постами предусматриваются для выполнения УМР, кузовных, окрасочных работ.
Распределение общего годового объема работ по ТО и ТР по видам и месту выполнения в зависимости от числа рабочих постов принимается по табл. 4.
Таблица 4. Распределение объема работ по видам и месту их выполнения
Для распределения объема работ предварительно число рабочих постов определяется из следующего выражения
(7)
где Т ТОР — годовой объем работ по ТО и ТР, чел.*ч;
- j = 1,1…1,2 — коэффициент неравномерности поступления автомобилей;
К п = 0,75…0,85 — доля постовых работ в общем объеме;
Д раб г — число рабочих дней в году;
Т см — продолжительность смены;
- С — число смен;
Р п = 0,9…1,1 — число рабочих, одновременно работающих на посту;
h п = 0,85…0,95 — коэффициент использования рабочего времени поста.
X = 20,87 постов.
Результаты распределения годового объема работ ТО и ТР по видам и месту выполнения приводятся в табл. 5.
Таблица 5. Распределение годового объема работ ТО и ТР по видам и месту выполнения
1.4 Расчет численности рабочих
Технологически необходимое число производственных рабочих
(8)
Штатное число производственных рабочих
(9)
где Т — годовой объем работ, чел. — ч,
Ф т и Фш — соответственно годовой фонд времени технологически необходимого рабочего при односменной работе и штатного рабочего, ч.
Для специальностей с вредными условиями труда установлены фонды:
Ф т = 1780 ч и Фш = 1560 ч (35 ч продолжительность недели и 24 дня отпуска).
Для всех других специальностей:
Ф т = 2020 ч и Фш = 1770 ч (40 ч продолжительность недели и 24 дня отпуска).
Технологически P т = = 21,08 = 21 чел.
Штатное Рш= =24,06=24 чел.
Численность вспомогательных рабочих
P ш = = 4,1=4 чел.
Результаты расчета общей численности производственных рабочих приведены в табл. 6
Таблица 6. Результаты расчета общей численности производственных рабочих СТО
Результаты расчета численности производственных рабочих на постах приведены в табл. 7
Таблица 7. Результаты расчета численности производственных рабочих на постах
№ п/п |
Виды работ |
Объем работ на постах |
Технологическое число рабочих, чел. |
Штатное число рабочих, чел. |
||
чел.*час |
расчет |
принято |
расчет |
принято |
||
1 |
Диагностирование |
1 784,70 |
0,44 |
1,00 |
0,50 |
1 |
2 |
Обслуживание и ремонт |
14 873,00 |
3,68 |
4,00 |
4,20 |
5 |
3 |
агрегатные |
4 461,50 |
1,10 |
1,00 |
1,26 |
2 |
4 |
слесарно-механические |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0 |
5 |
электротехнические |
1 427,70 |
0,35 |
1,00 |
0,40 |
1 |
6 |
аккумуляторные |
118,90 |
0,03 |
0,00 |
0,03 |
0 |
7 |
ремонт приборов системы |
1 249,30 |
0,31 |
1,00 |
0,35 |
1 |
8 |
шиномонтажные |
178,40 |
0,04 |
0,00 |
0,05 |
0 |
9 |
кузнечно-рессорные |
1 338,50 |
0,33 |
1,00 |
0,38 |
1 |
10 |
медницкие |
1 520,00 |
0,38 |
1,00 |
0,43 |
1 |
11 |
сварочные |
4 015,60 |
0,99 |
1,00 |
1,13 |
2 |
12 |
жестяницкие |
5 800,40 |
1,44 |
2,00 |
1,64 |
2 |
13 |
окрасочные |
7 132,00 |
1,77 |
2,00 |
2,01 |
2 |
14 |
обойные |
1 189,00 |
0,29 |
1,00 |
0,34 |
1 |
Всего |
45 089,00 |
16,00 |
19 |
Результаты расчета численности производственных рабочих на участках приведены в табл. 8.
Таблица 8. Результаты расчета численности производственных рабочих на участках
№ п/п |
Виды работ |
Объем работ на участках |
Технологическое число рабочих, чел. |
Штатное число рабочих, чел. |
||
чел.*час |
расчет |
принято |
расчет |
принято |
||
1 |
Диагностирование |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0 |
2 |
Обслуживание и ремонт |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0 |
3 |
агрегатные |
4 461,50 |
1,10 |
1,00 |
1,26 |
2 |
4 |
слесарно-механические |
2 974,60 |
0,74 |
1,00 |
0,84 |
1 |
5 |
электротехнические |
356,90 |
0,09 |
0,00 |
0,10 |
1 |
6 |
аккумуляторные |
1 070,80 |
0,27 |
1,00 |
0,30 |
1 |
7 |
ремонт приборов системы |
535,40 |
0,13 |
1,00 |
0,15 |
1 |
8 |
шиномонтажные |
416,40 |
0,10 |
1,00 |
0,12 |
1 |
9 |
кузнечно-рессорные |
446,17 |
0,11 |
1,00 |
0,13 |
1 |
10 |
медницкие |
506,70 |
0,13 |
1,00 |
0,14 |
1 |
11 |
сварочные |
1 338,50 |
0,33 |
1,00 |
0,38 |
1 |
12 |
жестяницкие |
1 933,40 |
0,48 |
1,00 |
0,55 |
1 |
13 |
окрасочные |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0 |
14 |
обойные |
1 189,80 |
0,29 |
1,00 |
0,34 |
1 |
Всего |
15 230,17 |
11,00 |
12 |
1.5 Расчет числа постов
Посты по своему технологическому назначению подразделяются на рабочие и вспомогательные. Рабочие посты — это автомобиле — места оснащенные соответствующим технологическим оборудованием и предназначенные для технического воздействия на автомобиль, поддержания и восстановления его технически исправного состояния и внешнего вида (посты УМР, диагностирования, ТО, ТР, кузовных, окрасочных и противокоррозионных работ).
Число рабочих постов
(10)
где Тп — годовой объем постовых работ, чел.*ч,
j = 1,1…1,2 — коэффициент неравномерности поступления автомобилей;
Драб г — число рабочих дней в году;
Тсм — продолжительность смены;
С — число смен;
Рп = 0,9…1,1 — число рабочих, одновременно работающих на посту;
hп = 0,85…0,95 — коэффициент использования рабочего времени поста.
Результаты расчета числа постов по видам работ приведены в табл. 9.
Таблица 9. Результаты расчета числа рабочих постов по видам работ
№ п/п |
Виды работ |
Объем работ на постах |
Число рабочих постов, ед. |
|
чел.*час |
расчет |
|||
1 |
Диагностирование |
1 784,70 |
0,64804 |
1 |
2 |
Обслуживание и ремонт |
14 873,00 |
5,40051 |
6 |
3 |
агрегатные |
4 461,50 |
1,62001 |
2 |
4 |
слесарно-механические |
0,00 |
0 |
0 |
5 |
электротехнические |
1 427,70 |
0,51841 |
1 |
6 |
аккумуляторные |
118,90 |
0,04317 |
0 |
7 |
ремонт приборов системы |
1 249,30 |
0,45363 |
1 |
8 |
шиномонтажные |
178,40 |
0,06478 |
0 |
9 |
кузнечно-рессорные |
1 338,50 |
0,48602 |
1 |
10 |
медницкие |
1 520,00 |
0,55192 |
1 |
11 |
сварочные |
4 015,60 |
1,4581 |
2 |
12 |
жестяницкие |
5 800,40 |
2,10617 |
2 |
13 |
окрасочные |
7 132,00 |
2,58969 |
3 |
14 |
обойные |
1 189,00 |
0,43174 |
1 |
Всего |
45 089,00 |
21 |
В результате анализа данных таблицы установлено, что необходима организация отдельных постов по следующим видам работ:
Диагностирование, Техническое обслуживание и ремонт, Агрегатные, Электротехнические, ремонт приборов системы питания, кузнечно-рессорные, медницкие, Сварочные, Жестяницкие, Окрасочные, обойные
В окончательном виде результаты распределения объемов работ, численности производственных рабочих и рабочих постов приведены в табл. 10.
Таблица 10. Распределение объемов работ по видам и месту выполнения, расчет численности производственных рабочих и рабочих постов
№ п/п |
Виды работ |
Объем работ на постах |
Объем работ на участках |
Штатное число рабочих на постах, ед. |
Штатное число рабочих на участках, ед. |
Число рабочих постов, ед. |
чел.*час |
чел.*час |
принято |
принято |
принято |
||
1 |
Диагностирование |
1 784,70 |
0,00 |
1 |
0 |
1 |
2 |
Обслуживание и ремонт |
14 873,00 |
0,00 |
5 |
0 |
6 |
3 |
агрегатные |
4 461,50 |
4 461,50 |
2 |
2 |
2 |
4 |
слесарно-механические |
0,00 |
2 974,60 |
0 |
1 |
0 |
5 |
электротехнические |
1 427,70 |
356,90 |
1 |
1 |
1 |
6 |
аккумуляторные |
118,90 |
1 070,80 |
0 |
1 |
0 |
7 |
ремонт приборов системы |
1 249,30 |
535,40 |
1 |
1 |
1 |
8 |
шиномонтажные |
178,40 |
416,40 |
0 |
1 |
0 |
9 |
кузнечно-рессорные |
1 338,50 |
446,17 |
1 |
1 |
1 |
10 |
медницкие |
1 520,00 |
506,70 |
1 |
1 |
1 |
11 |
сварочные |
4 015,60 |
1 338,50 |
2 |
1 |
2 |
12 |
жестяницкие |
5 800,40 |
1 933,40 |
2 |
1 |
2 |
13 |
окрасочные |
7 132,00 |
0,00 |
2 |
0 |
3 |
14 |
обойные |
1 189,00 |
1 189,80 |
1 |
1 |
1 |
Всего |
45 089,00 |
15 230,17 |
19 |
12 |
21 |
|
вспомогательные |
14446 |
4 |
Число механизированных постов УМР
(11)
где ТУМР — трудоемкость уборочно-моечных работ, чел.*ч;
jм = 1,2…1,5 — коэффициент неравномерности поступления автомобилей на посты мойки,
Тоб = Тсм — суточная продолжительность работы участка, ч,
Ny = 3…6 — производительность моечной установки, авт. / ч;
hп = 0,8…0,9 — коэффициент использования рабочего времени поста.
ХУМР = = 1 пост
Число постов приемки-выдачи
(12)
где ТПВ — годовой объем постовых работ, чел.*ч,
j = 1,1…1,2 — коэффициент неравномерности поступления автомобилей;
Драб г — число рабочих дней в году;
Тсм — продолжительность смены;
С — число смен;
Рп = 0,9…1,1 — число рабочих, одновременно работающих на посту;
hп = 0,85…0,95 — коэффициент использования рабочего времени поста.
ХПВ = = 1 пост.
Вспомогательные посты
Это автомобиле — места, оснащенные или не оснащенные оборудованием, на которых выполняются технологически вспомогательные операции (посты приемки и выдачи автомобилей, подготовки и сушки на окрасочном участке и т.п.).
Хвсп = Х * Двсп ,
где Двсп = 0,25…0,5 — число вспомогательных постов на один рабочий пост (0,25).
Результаты расчета общего числа рабочих постов приведены в табл. 11.
Таблица 11. Распределение рабочих постов по видам воздействий
1.6 Расчет числа автомобиле — мест
В зависимости от условий могут быть созданы автомобиле — места ожидания и хранения, размещаемые как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках.
Автомобиле — места ожидания — это места, занимаемые автомобилями, ожидающими постановки их на посты ТО и ТР. При необходимости автомобиле — места ожидания могут использоваться для выполнения определенных видов работ ТО и ТР.
Число автомобиле — мест ожидания постановки на посты ТО и ТР
Хож = Хобщ * 0,5,
где Хобщ — общее число рабочих постов на СТО
Хож = 23 * 0,5 = 12 автомобиле — мест.
Принимаем, что 50% автомобиле — мест размещаются в помещении станции, а остальные — на открытой стоянке (округляем в меньшую сторону).
Число автомобиле — мест для готовых к выдаче автомобилей
, (13)
где Тпр = 3…6 — среднее время пребывания автомобиля на СТО после обслуживания до выдачи владельцу,
Тв = Тсм — продолжительность работы участка выдачи автомобилей в сутки, ч
Хгот = = 2 автомобиле-места.
Принимаем, что 50% автомобиле — мест размещаются в помещении станции, а остальные — на открытой стоянке (округляем в меньшую сторону).
Число автомобиле — мест на открытой стоянке магазина
(14)
где Nп — число продаваемых автомобилей в год, ед.;
Дз = 12…18 — число дней запаса, дн.;
Драб м = Драб г — число рабочих дней магазина в год.
Хотк = = 23 автомобиле-мест.
Для демонстрации новых автомобилей в помещении станции предусматриваем 10% автомобиле — мест от числа автомобиле — мест на открытой стоянке магазина.
Результаты расчета количества автомобиле-мест приведены в табл. 12.
Таблица 12. Количество автомобиле-мест
1.8 Определение площадей помещений
Состав и площади помещений определяются размером станции обслуживания и видами выполняемых работ.
Площади СТО по своему функциональному назначению подразделяются на
- производственные (зоны постовых работ, производственные участки),
- складские,
- технические помещения (компрессорная, трансформаторная, электрощитовая, водомерный узел, тепловой пункт, насосная и др),
- административно — бытовые (офисные помещения, гардероб, туалеты, душевые и т.п.),
- помещения для обслуживания клиентов (клиентская, бар, кафе), помещения для продажи запчастей и автопринадлежностей, туалет и т.п.,
- помещения для продажи автомобилей (салон — выставка продаваемых автомобилей, зоны хранения и др).
Площади постов и автомобиле — мест
(15)
где fa = 7,01 м2 — площадь, занимаемая автомобилем в плане (по габаритным размерам),
X — число постов,
Кп = 4…7 — коэффициент плотности расстановки постов (5).
Коэффициент Кп представляет собой отношение площади, занимаемой автомобилями, проездами, проходами, рабочими местами, к сумме площадей проекции автомобилей в плане.
Результаты расчета площадей постов приведены в табл. 13.
Таблица 13. Площади постов
№ пп |
Виды постов |
Число, ед. |
Площадь, м2 |
1 |
Посты УМР |
1 |
35,05 |
2 |
Посты приемки-выдачи |
1 |
35,05 |
3 |
Число постов диагностирования |
1 |
35,05 |
4 |
Число постов обслуживания и ремонта |
6 |
210,3 |
5 |
Посты ремонта узлов и агрегатов |
4 |
140,2 |
6 |
Посты кузовных работ |
7 |
245,35 |
7 |
Посты окрасочных работ |
3 |
105,15 |
Всего по постам |
23 |
806,15 |
|
8 |
Вспомогательные посты |
4 |
140,2 |
ИТОГО по постам |
27 |
946,35 |
Площади автомобиле — мест
(16)
где fa = 7,01 м2 — площадь, занимаемая автомобилем в плане (по габаритным размерам),
X — число автомобиле-мест,
Кп = 5…8 — коэффициент плотности расстановки постов (6).
Результаты расчета автомобиле-мест приведены в табл. 14.
Таблица 14. Площади автомобиле-мест
№ п/п |
Вид автомобиле-мест |
Число, ед. |
Площадь, м2 |
1 |
Автомобиле-мета ожидания: |
12 |
420,6 |
2 |
в помещении |
6 |
210,3 |
3 |
на открытой стоянке |
6 |
210,3 |
4 |
Автомобиле-места готовых к выдаче а/м: |
2 |
70,1 |
5 |
в помещении |
1 |
35,05 |
6 |
на открытой стоянке |
1 |
35,05 |
7 |
Автомобиле-места на стоянке магазина |
23 |
806,15 |
8 |
Автомобиле-места для демонстрационных а/м |
2 |
70,1 |
9 |
Всего по автомобиле-местам: |
39 |
1366,95 |
10 |
9 |
315,45 |
|
11 |
на открытой стоянке |
30 |
1051,5 |
Площади производственных участков
(17)
где f1 — площадь на первого работающего, м2 ,
f2 — то же на каждого последующего работающего, м2 ,
Рт — число технологически необходимых рабочих на участке, чел.
Результаты расчета площадей участков приведены в табл. 15.
Таблица 15. Площади участков
№ пп |
Виды работ |
Площадь на 1-го рабочего, м2 |
Площадь на |
Число рабочих, чел. |
Площадь участка, м2 |
агрегатные |
18 |
12 |
1,00 |
18 |
|
слесарно-механические |
22 |
14 |
1,00 |
22 |
|
электротехнические |
15 |
9 |
1,00 |
15 |
|
аккумуляторные |
15 |
9 |
1,00 |
15 |
|
ремонт приборов системы |
14 |
8 |
1,00 |
14 |
|
шиномонтажные |
14 |
8 |
1,00 |
14 |
|
кузнечно-рессорные |
15 |
9 |
1,00 |
15 |
|
медницкие |
14 |
8 |
1,00 |
14 |
|
сварочные |
15 |
9 |
1,00 |
15 |
|
жестяницкие |
15 |
9 |
1,00 |
15 |
|
окрасочные |
18 |
12 |
0,00 |
6 |
|
обойные |
14 |
8 |
1,00 |
14 |
|
ИТОГО |
177 |
Площадь технических помещений
Sтп = Дтп * Sпр , (18)
где Дтп = 0,05…0,1 — доля от площади производственных помещений (посты плюс участки)
Sпр — площадь производственных помещений
Sтп = 0,07 * (946,3 + 177) = 78,6 м2 .
Площадь складских помещений
Sскл = Дскл * Sпр , (19)
где Дскл = 0,07…0,1 — доля от площади производственных помещений (посты плюс участки)
Sтп = 0,08 * (946,3 + 177) = 89,8м2 .
Площадь административных помещений
Sадм = Дадм * Уадм * Pпр , (20)
где Дадм = 0,1…0,2 — доля административных рабочих от числа производственных рабочих,
Уадм = 6…8 м2 — площадь на одного работающего,
Pпр — численность производственных рабочих на постах и участках, чел.
Sадм = 0,15 * 7 * 35 = 36,7 м2 .
Площадь бытовых помещений
Sбыт = Убыт * Pпр , (21)
где Убыт = 2…4 м2 — площадь на одного работающего,
Pпр — численность производственных рабочих на постах и участках, чел.
Sбыт = 4 * 35 = 140 м2 .
Площадь помещения для клиентов
Sкл = Укл * Хпр , (22)
где Укл = 1…3 м2 — площадь на один рабочий пост,
Хпр — число рабочих постов, ед.
Sкл = 2,5 * 21 = 52,5м2 .
Площадь помещения для продажи запасных частей
Sзч = Дзч * Sкл , (23)
где Дзч = 0,2…0,4 — доля от площади клиентской,
Sзч = 0,3 * 89 = 26,7 м2 .
Результаты расчета площадей административно-бытовых помещений приведены в табл. 16.
Таблица 16. Площади административно-бытовых помещений
2. Расчет площади территории
Площадь участка
(24)
где Fз пс , Fз a б , Fхр — площадь соответственно производственно — складских помещений, административно — бытовых помещений и площадок для хранения автомобилей, м2 ,
Кз = 20…40% — плотность застройки территории;
Fуч = =8071,3 м2 .
Результаты расчета площади территории приведены в табл. 17.
Таблица 17. Площадь территории
3. Определение потребности в технологическом оборудовании
Определение потребности СТО в оборудовании заключается в выборе необходимого технологического оборудования, оргоснастки (верстаки, стеллажи и т.д.) и установлении его количества.
Перечень технологического оборудования устанавливается на основе выполняемых станцией видов услуг (работ).
При выборе технологического оборудования необходимо учитывать:
- специализацию и виды выполняемых работ на постах и участках ТО и ТР (кузовные, окрасочные, диагностические, по проверке и регулировке тормозов, углов установки управляемых колес, смазочные, универсальные ТО и ТР и т.д.);
- техническую характеристику и область применения оборудования,
- приспособленность его для автомобилей, заезжающих на СТО;
- организацию и технологию ТО и ТР на СТО;
- экономические показатели ТО и ТР и оборудования (стоимость работ, оборудования, эффективность его использования, затраты на приобретение).
В работе производится
- подбор основного технологического оборудования (подъемники, диагностические стенды, окрасочно — сушильные камеры, стапели для правки кузовов и т.п.).
Результаты подбора приводятся в данном разделе в ведомости «Основное технологическое оборудование»;
- подбор основного технологического оборудования и оргоснастки для разрабатываемого поста (участка).
Результаты подбора приводятся на планировке поста (участка).
В основе планировочного решения СТО лежат схема производственного процесса, состав помещений, конструктивная схема здания, а также противопожарные и санитарно — гигиенические требования, предъявляемые к отдельным зонам и участкам.
До разработки планировочного решения станции обслуживания, рекомендуется предварительно составить экспликацию производственных, складских, технических, административных, бытовых и других помещений с указанием площадей, принятых по результатам технологического расчета.
Рассматривается 2..3 варианта планировки размещения помещений СТО с учетом возможного расширения станции при увеличении спроса на услуги, изменения технологических процессов и организации производства и т.п.
На станциях обслуживания основным помещением является зона постовых работ ТО и ТР, которая по характеру производственного процесса должна быть связана со всеми производственно — складскими помещениями. Обычно выделяются самостоятельные участки УМР, ремонта кузовов и окраски, а также противокоррозионной обработки кузовов.
Помещение приема заказов (клиентская), помещение продажи запчастей, касса и посты приема и выдачи автомобилей располагаются обычно смежно. К постам приемки и выдачи обычно примыкает участок диагностирования. Клиентскую и участок диагностики также желательно располагать рядом. В этой части обычно располагаются основные рабочие въезды и выезды.
Дается описание технологического процесса СТО, приводится схема организации ТО и ТР, специализация и виды выполняемых работ по ТО и ТР, обоснование организации работ на соответствующих производственных участках, взаимного расположения помещений, результаты анализа вариантов планировок и обоснование выбранного варианта.
5. Технологическая планировка участка
Планировочное решение зоны или участка включает:
- назначение, виды выполняемых работ (на участке, посту), численность рабочих и их распределение по рабочим местам,
- характеристики применяемого технологического оборудования и оргоснастки;
- определение производственной площади (для участка по площади оборудования и коэффициенту плотности его расстановки, для поста с учетом габаритов приближения),
- описание планировки (расположение помещений СТО, технологическое тяготение к другим участкам и постам, наличие естественного освещения, возможные варианты расположения участка (поста) и др),
— организацию работ, нормативные и технические условия, описание технологического процесса (схема приводится в записке или на графическом листе).
Например, технология проверки и регулировки углов установки управляемых колес, последовательность проведения сварочно — жестяницких работ на кузовном участке.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/tehnicheskie-stantsii/
1. Положение о техническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей, принадлежащих гражданам / Минавтопром СССР. — М.: НАМИ, 1987. — 58 с.
. Отраслевые нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта: ОНТП — 01 — 91 / Росавтотранс. — М.: Гипроавтотранс, 1991 — 184 с
. Ведомственные строительные нормы. Предприятия по обслуживанию автомобилей: ВСН 01 — 89 / Минавтотранс РСФСР. — М.: ЦБНТИ Минавтотранса РСФСР, 1990. — 52 с.
. Перечень категорий помещений и сооружений автотранспортных и авторемонтных предприятий по взрывопожарной и пожарной опасности и классов взрывоопасных и пожароопасных зон по правилам устройства электроустановок / Минавтотранс РСФСР. — М.: ЦБНТИ Минавтотранса РСФСР, 1989. — 37 с. Учебно — методическая литература
. Афанасьев Л.Л., Колясинский Б.С., Маслов А.А. Гаражи и станции технического обслуживания. Альбом чертежей. — М.: Транспорт, 1980, — 216 с.
. Напольский Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания Учебник для вузов. — 2 — е изд. переработанное и дополненное. — М.: Транспорт, 1993. — 271 с.
. Волгин В.В. Автомобильный дилер: практическое пособие по маркетингу и менеджменту сервиса и запасных частей. — М.: «Ось — 89», 1997. — 224 с.
. Кузнецов Е.С. Управление техническими системами: Учебное пособие. — М.: МАДИ (ТУ), 1998. — 177 с.
. Марков О.Д. Автосервис: Рынок, автомобиль, клиент. — М.: Транспорт, 1999. — 270 с.
. Методика планирования и учета объемов реализации бытовых услуг по ремонту и ТО транспортных средств, принадлежащих гражданам. Минавтопром СССР. Филиал НАМИ. — М.: НАМИ, 1983. — 40 с.
. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (2-я редакция).
— М.: Экономика, 2000. — 421 с.
. Напольский Г.М., Кривенко Е. И, Фролов Ю.Н. Техническая эксплуатация легковых автомобилей. Автосервис. — М.: Транспорт, 1976. — 217 с.
. Российская автотранспортная энциклопедия. Техническая эксплуатация и ремонт автотранспортных средств. Том 3. — М.: РООНП «За социальную защиту и справедливое налогообложение», 2000. — 456 с.
. Табель технологического оборудования и специнструмента для СТО легковых автомобилей, принадлежащих гражданам. — М.: НАМИ, 1988. — 197 с.
. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов, 4 — е издание, перераб. и доп. / Под ред. Кузнецова Е. С — М.: Наука. 2001 — 535 с.
. Технологическое оборудование для технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей: Справочник / Попрежедзинский Р.А. и др. — М.: Транспорт, 1988. — 176 с.
. Фастовцев Г.Ф. Автотехобслуживание. — М.: Машиностроение, 1985. 256 с.
. Херцег К. Станции обслуживания легковых автомобилей: Пер. с венг. — М.: Транспорт, 1978. — 303 с.