С ростом численности автомобилей возросла и потребность в предприятиях, оказывающие услуги по обслуживанию и ремонту АТС. Что повлекло за собой появление множества сомнительных СТОА. А так как СТОА как и любое производственное предприятие является местом повышенной опасности, как для здоровья работников и клиентов СТОА так и для окружающей среды. То это вызвало необходимость в СТОА спроектированным согласно всем необходимым нормативным документам.
1.1. Исходные данные для проектирования
Таблица 1 , Исходные данные для проектирования городской СТОА
Наименование исходных данных |
Характеристики и численные значения |
Тип автомобилей |
Легковые малого класса (ВАЗ 2101) |
Число автомобилей, обслуживаемых СТОА в год, ед. |
2750 |
Тип СТОА |
Городская специализированная |
Среднегодовой пробег автомобилей, км |
2400 |
количество заездов автомобилей на СТОА в год, приходящихся на один комплексно обслуживаемый автомобиль * , заездов в год:
|
2 |
Режим работы СТОА * :
|
3052 |
климатический район по ГОСТ 16350-80 |
умеренный |
название проектируемого производственного участка (зоны) |
Уч. Ремонта топливной аппаратуры |
1.2. Расчет годового объема работ
1.2.1. Расчет годового объема работ городских СТОА
Годовой объем работ городских СТОА включает работы по ТО и ТР, уборочно-моечные работы, работы по приемке и выдаче автомобилей.
Удельная трудоемкость работ по ТО и ТР на 1000 км пробега , чел.-ч/1000 км, определяется по формуле:
где — нормативная удельная трудоемкость ТО и ТР на 1000 км пробега, чел.-ч/1000 км;
- коэффициент, учитывающий климатический район;
- коэффициент, учитывающий размер СТОА (число рабочих
постов).
Согласно [1] для легковых автомобилей малого класса =2,3 чел.-ч/1000 км, следует рассчитывать по формуле
Для автомобилей эксплуатируемых в умеренном климатическом районе = 1,0 [1] .
На данном этапе расчетов общее число рабочих постов неизвестно. В связи с этим задаёмся, что общее число рабочих постов находится в интервале 15-25, тогда К 5 =0,90 [1].
Тогда
Для специализированных по марке автомобиля городских СТОА годовой объем работ по ТО и ТР , чел.-ч, составляет
где — число автомобилей, обслуживаемых проектируемой СТОА
в год;
- среднегодовой пробег автомобиля, км.
Согласно табл.1 =2750, .
Следовательно (4)
Выполним приблизительную оценку общего количества рабочих постов проектируемой СТОА . При режиме работы СТОА 305 дней в году составит
где — продолжительность смены, ч;
- число смен;
- ожидаемое количество рабочих постов на уборочно-моечном участке.
Принимаем = 1 [1], =8,2 ч., С=2.
Тогда (6)
Рассчитанное значение попадает в ранее принятый интервал изменения общего количества рабочих постов.
Годовой объем уборочно-моечных работ , чел.-ч, определяется по следующей формуле:
где — число заездов автомобилей в год на СТОА для выполнения
уборочно-моечных работ;
- разовая трудоемкость уборочно-моечных работ на один заезд, чел.-ч.
Уборочно-моечные работы на современных СТОА выполняются непосредственно перед ТО и ТР и как самостоятельный вид услуг. В первом случае принимается равным числу заездов обслуживаемых автомобилей в год, т.е.
где — количество заездов автомобилей в год на работы по ТО и ТР, приходящихся на один комплексно обслуживаемый автомобиль.
Во втором уборочно-моечные работы выполняются как самостоятельный вид услуг, то число заездов на уборочно-моечные работы может быть принято из расчета одного заезда на 1000 км [1].
Таким образом, во втором случае
где- величина среднего пробега автомобиля, по достижении кото-
рого он подвергается
Величина при механизированной мойке равна 0,2 чел.-ч [1].
Годовой объем работ по приемке и выдаче автомобилей , чел.-ч, рассчитывается по формуле:
где — разовая трудоемкость работ по приемке и выдаче автомобилей на один заезд, чел.-ч.
=0,2 чел.-ч
Таблица 2
Годовой объем работ проектируемой городской СТОА, чел.- ч
Марка (марки) автомобилей |
Виды воздействий |
Общий годовой объем работ |
||
ВАЗ |
1136620 |
14300 |
1100 |
152020 |
1.2.3. Расчет годового объема вспомогательных работ
Объем вспомогательных работ СТОА , чел.-ч, составляет 20-30% общего годового объема работ по ТО и ТР ,т.е.
где — доля вспомогательных работ, %.
Принимаем =25%
=38005 чел.-ч
1.3. Распределение объемов работ технического обслуживания и
текущего ремонта автомобилей п
С учетом ранее принятого интервала изменения общего количества рабочих постов выбираем соответствующие процентные соотношения, в соответствии с которыми производится распределение годового объема работ по ТО и ТР автомобилей по видам и месту их выполнения.
Таблица 3
Распределение объемов работ по ТО и ТР автомобилей по
видам и месту выполнения на СТОА
Виды работ |
Процентное соотношение при количестве рабочих постов св.10 до 20 |
Общий объем работ данного вида, чел.-ч |
Постовые работы |
Участковые работы |
||
Процентное соотношение |
Чел. -ч |
Процентное соотношение |
Чел. -ч |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Контрольно-диагностические работы (двигатель, тормоза, электрооборудование, анализ выхлопных газов) Техническое обслуживание в полном объеме Смазочные работы Регулировка углов управляемых колес |
4 15 3 4 |
5464,8 20493 4098,6 5464,8 |
100 100 100 100 |
5464,8 20493 4098,6 5464,8 |
– – – – |
– – – – |
Ремонт и регулировка тормозов Электротехнические работы Работы по системе питания Аккумуляторные работы Шиномонтажные работы Ремонт узлов, систем и агрегатов Кузовные и арматурные работы (жестяницкие, медницкие, сварочные) Окрасочные и Обойные работы Слесарно-механические работы |
3 4 4 2 2 8 25 16 3 7 |
4098,6 5464,8 5464,8 2732,4 2732,4 10929,6 34155 21859,2 4098,6 9563,4 |
100 80 70 10 30 50 75 100 50 – |
4098,6 4371,8 3825,4 273,24 819,72 5464,8 25616,3 21859,2 2049,3 – |
– 20 30 90 70 50 25 – 50 100 |
– 1093 1639,4 2459,16 1912,68 5464,8 8538,75 – 2049,3 9563,4 |
Итого: |
100 |
136620 |
1.4. Расчет численности персонала
1.4.1. Расчет численности производственных рабочих
К производственным рабочим относятся рабочие зон и участков, непосредственно выполняющие работы по ТО и ТР автомобилей.
Технологически необходимое число рабочих
где — годовой объем работ на посту или участке, чел.-ч;
- номинальный годовой фонд времени технологически необходимого рабочего при односменной работе, ч.
Штатное число рабочих
где — эффективный годовой фонд времени «штатного» рабочего
при односменной работе, ч.
По рекомендациям [1] номинальный и эффективный годовые фонды времени рабочих составляет: для маляров – соответственно 1830 ч и 1610 ч; для рабочих прочих профессий – соответственно 2070 ч и 1820 ч.
Результаты расчета общей численности
Таблица 4
Общая численность производственных рабочих СТОА
Виды работ |
Годовой объем работ, чел.-ч |
||||
расчетное |
принятое |
расчетное |
принятое |
||
ТО и ТР |
136620 |
66 |
66 |
75,1 |
75 |
Уборочно-моечные работы |
14300 |
6,9 |
7 |
7,86 |
8 |
Приемка и выдача |
1100 |
0,53 |
1 |
0,6 |
1 |
Итого: |
152020 |
73,4 |
74 |
83,5 |
84 |
Таблица5
Расчетная численность производственных рабочих ТО и ТР по видам работ и месту выполнения
Виды работ |
Объем работ ТО и ТР, чел.-ч |
Расчетная численность производственных рабочих, выполняющих работы |
||||||||
Постовые |
Участковые |
Постовые |
Участковые |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
||||
Контрольно-диагнос-тические работы (двигатель, тормоза, электрооборудование, анализ выхлопных газов) Техническое обслуживание в полном объеме Смазочные работы Регулировка углов управляемых колес Ремонт и регулировка тормозов Электротехнические работы Работы по системе питания Аккумуляторные работы Шиномонтажные работы Ремонт узлов, систем и агрегатов |
5464,8 20493 4098,6 5464,8 4098,6 4371,8 3825,4 273,24 819,72 5464,8 |
– – – – – 1093 1639,4 2459,2 1912,7 5465,8 |
2,64 9,9 1,98 2,64 1,98 2,11 1,85 0,13 0,4 2,64 |
3,0 11,26 2,25 3,0 2,25 2,4 2,1 0,15 0,45 3,0 |
– – – – – 0,53 0,79 1,19 0,92 2,64 |
– – – – – 0,6 0,9 1,35 1,05 3,0 |
||||
Кузовные и арматурные работы (жестяницкие, медницкие, сварочные) Окрасочные и Обойные работы Слесарно-механичес-кие работы |
25616,3 21859,2 2049,3 – |
8538,8 – 2049,3 9563,4 |
12,38 11,94 0,99 – |
14,07 13,58 1,13 – |
4,13 – 0,99 4,62 |
4,69 – 1,13 5,25 |
||||
Итого: |