В процессе выполнения курсовой работы проводится анализ и оформление результатов обследования деятельности предприятия, и на его основе разрабатываются документы, необходимые для настройки типовой ИС.
Целью курсовой работы является:
*закрепление и развитие теоретических знаний, полученных курсантами в процессе изучения курса «Проектирование информационных систем»
*умение вырабатывать и реализовывать решения при выполнении операций проектирования всех компонентов проекта ИС, включая информационное, программное, и технологическое обеспечение ИС, ориентированное на конкретную техническую платформу.
1. Теоретическая часть. Отчет об обследовании
1.1 Анализ соответствующего уровня автоматизации
Автоматизация рассматриваемого предприятия не полная, вернее частичная. Автоматизированы не все подразделы офиса. Список используемого программного обеспечения: Пакет офисных программ MS Office, веб-браузер, 1С: Предприятие 8.2, антивирусная программа и т.д.
1.2 Общие требования к ИС
Автоматизированная информационная система по управлению домом отдыха должна обеспечить выполнение следующих действий:
1. Ввод, редактирование и удаление постояльцев из БД;
2.Вывод информации о взаимодействии персонала дома отдыха;
3. Управление служащими дома отдыха;
4. Поиск необходимых услуг, которые предоставляет дом отдыха;
5. Формирование списка – свободных номеров;
6. Формирование отчета о услугах дома отдыха;
7. Учет клиентов, готовящихся вселиться;
8. Получение отчетов о всех взаимодействиях постояльцев;
9. Формирование прочей отчетной информации.
2. Проектная часть
Составим физическую диаграмму в соответствии с описанием деятельности предприятия в MS Visio, используя UML Model Diagram.
Рисунок 1. Физическая диаграмма.
На основании описания деятельности компании выделим основные бизнес-процессы и занесем их краткое наименование в таблицу:
Таблица 1. Список бизнес-процессов.
Номер и идентификатор бизнес-процесса |
Наименование бизнес-процесса |
|
1. Резервир_Номера |
Резервирование номера |
|
2. Услуги_Проживания |
Оказание услуг для комфортного проживания постояльцев |
|
3. Услуги_Оздоровления |
Оказание оздоровительных услуг |
|
4. Пополн_Запасов |
Пополнение запасов |
|
5. Расчет |
Расчет |
|
2.1 Построение диаграммы действий
На основании общего описания бизнес-процесса составим диаграмму взаимодействия(в MS Visio, используя UML Model Diagram, форма UML Activity), которая показывает участников процесса, выполняемые каждым участником операции и взаимосвязь между ними. Операции на диаграмме должны следовать в хронологическом порядке, который определен в приведенном описании бизнес-процесса.
Рисунок 2. Диаграмма действий.
В конфигурации потребуется создать следующие объекты:
Таблица 1. Создаваемые объекты конфигурации.
Тип объектов |
Объекты |
|
Справочники |
– Клиенты– Сотрудники – Номера – Дополнительно |
|
Документы |
– Заказы– Оказание услуг – Проживание |
|
Отчеты |
– По материалам– По услугам – Заселенные – Выселенные |
|
Регистры сведений |
– Цены |
|
Регистры накопления |
– Постояльцы– Предложения |
|
2.2 Формирование таблицы операций
Все операции, участвующие в бизнес-процессе, отразить в Таблице описания операций:
информационный автоматизация бизнес
Таблица 2. Таблица описания операций
Операция |
Исполнитель |
Как часто |
Входящие документы (документы-основания) |
Исходящий документ (составляемый документ) |
Проводка (дебет, кредит, сумма, аналитика) |
|
Оформлении заявки на бронь |
Администратор |
Ежедневно |
Форма на интернет-сайте |
Информация о клиенте и его предпочтениях |
Да |
|
Оформление отчетов |
Бухгалтерия |
Ежемесячно |
Отчеты |
Отчет-таблица |
Да |
|
В таблицу последовательно внесены операции бизнес-процесса в соответствии с общим описанием и диаграммой действий.
2.3 Формирование таблицы описания документов
Все документы, участвующие в бизнес-процессе, отражены в Таблице описания документов. , Таблица 3. Таблица описания документов.
Документ |
Реквизиты |
Табличные части и их реквизиты |
|
«Приходная накладная» |
Управление |
Номенклатура-Номенклатура -Номер -Количество мест -Цена |
|
«Оказание услуг» |
Руководитель |
Реквизиты-Номера -Клиенты -Менеджер Перечень номенклатуры -Номер -Цена -Сумма Остатки -Номенклатура -Место заселения -Количество номеров |
|
2.4 Структура основных справочников
Таблица 4. Структура основных справочников.
Справочник |
Реквизиты |
Табличные части и их реквизиты |
|
Сотрудники |
Фамилия Имя Отчество Дата рождения Место рождения Пол Адрес |
Место работы -Вид образования -Должность -Специальность -Дата приема -Дата окончания -Возраст |
|
Номенклатура |
Комната Разное Напитки Оказание услуг Регистрация |
Номер -Комната -Удобства |
|
Разное -Развлечения -Питание -Отдых -Оздоровление |
|||
Проектирование реализации операций бизнес-процесса в информационной системе (ИС)
Все операции, участвующие в процессе, отразить в Таблице проектирования операций:
Таблица 5. Таблица проектирования операций.
Операция |
Необходимые разработки |
Специфика настройки |
Функциональность (модуль) системы |
|
Обработка заказа |
Разработка БД |
Настройка таблицы данных о номерах в БД |
Администратор |
|
2.5 Структурный подход к проектированию ИС
Сущность структурного подхода заключается в разбиении ИС на функции, система разбивается на функциональные подсистемы и задачи.
Модели представления данных:
Функциональная диаграмма SADT
Рисунок 3. Общая диаграмма SADT.
Рисунок 4. Детализированная диаграмма SADT. , Функциональная модель sadt отображает функциональную структуру объекта, связи и связи между этими действиями.
Диаграмма потоков данных DFD .
Рисунок 5. Диаграмма потоков данных DFD
Модель определяется как иерархия диаграмм потоков данных, которая описывает процесс преобразования информации от входа до выдачи пользователю. В данном случае описывается процесс резервирования номеров.
Диаграмма сущность-связь или ER – диаграмма ( ERD ).
Рисунок 6. ERD диаграмма
С помощью этих диаграмм определяются важные объекты, свойства, характеристики и отношения между сущностями.
Общая диаграмма деятельности дома отдыха.
Рисунок 7. Общая диаграмма деятельности.
Модель бизнес прецедентов.
Рисунок 8. Модель бизнес прецедентов.
Данная диаграмма описывает бизнес-процессы с точки зрения внешнего пользователя, т.е. отражает взгляд извне.
Диаграмма видов деятельности.
Выполнение прецедента описывается с помощью диаграммы видов деятельности, в которой мы отражаем исполнителей и последовательность выполнения соответствующих бизнес-процессов. В данном случае это направление врача на реабилитацию в дом отдыха.
Рисунок 9. Диаграмма видов деятельности.
Модель системных прецедентов для бизнес- преце д ентов .
Рисунок 10. Модель системных прецедентов.
Модель системных прецедентов отображает выполнение конкретных обязанностей внутренними и внешними исполнителями с использованием системы.
Диаграмма развертывания.
Рисунок 11. Диаграмма развертывания.
Информационная система разделяется на части и создается отдельно.
2.6 Создание информационной базы
Программно система выглядит следующим образом:
Рисунок 12. Меню системы.
Для реализации меню используются следующие подсистемы:
Рисунок 13. Подсистема предприятия.
Каждая подсистема использует заранее заданную базу данных, обращается к спискам, регистрам и справочникам, для автоматизации работы.
Также в системе были реализованы автоматический подсчет суммы и авто заполнение итоговой суммы, как отчета так и формы документа «оказание Услуги» листинги выглядят следующим образом:
Листинг 1
Процедура РассчитатьСумму(СтрокаТабличнойЧасти)Экспорт
строкаТабличнойЧасти.Сумма = СтрокаТабличнойЧасти.
Колличество*СтрокаТабличнойЧасти.Цена;
КонецПроцедуры
Листинг 2
&НаКлиенте
Процедура ОбработкаКоманды(ПараметрКоманды, ПараметрыВыполненияКоманды)
//{{_КОНСТРУКТОР_ПЕЧАТИ(Печать)
ТабДок = Новый ТабличныйДокумент;
- Печать(ТабДок, ПараметрКоманды);
- ТабДок.ОтображатьСетку = Ложь;
- ТабДок.Защита = Ложь;
- ТабДок.ТолькоПросмотр = Ложь;
- ТабДок.ОтображатьЗаголовки = Ложь;
- ТабДок.Показать();
//}}
КонецПроцедуры
&НаСервере
Процедура Печать(ТабДок, ПараметрКоманды)
Документы.ОказаниеУслуги.Печать(ТабДок, ПараметрКоманды);
КонецПроцедуры
В системе реализована возможность формирования отчета:
Рисунок 14. Отчет по материалам.
Рисунок 15. Отчет по перечню услуг.
Рисунок 16. Рейтинг клиентов по доходности.
Рисунок 17. Отчет обработанных данных
Рисунок 18. Номенклатура предприятия Материалы.
Рисунок 19. Номенклатура предприятия Услуги.
Форма отчета о предоставленной услуге была также реализована в редакторе форм предоставляющего самой «1с: Предприятие». Сама форма выглядит следующим образом:
Рисунок 19. Форма отчета.
Заключение
В процессе выполнения курсовой работы был проведен анализ и оформление результатов обследования деятельности дома отдыха и на его основе разрабатывались документы, необходимые для настройки типовой ИС.
Программа полностью автоматизирует взаимодействие клиентов и гостиничного персонала. А так же процессы резервирования номеров и обслуживания постояльцев, контроль обеспечения потребностей в номенклатуре и наличия дефицитов, контроль предоставления услуг.
При разработке данного курсового проекта были приобретены навыки программирования в 1С и создания собственной конфигурации на данной платформе.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/razrabotka-i-proektirovanie/
1. М.Г.Радченко Практическое пособие разработчика. Примеры и типовые приемы, М.: ООО «1С-Паблишинг», 2004. – 656 с.: ил.
2. Е.Ю. Хрусталева Разработка сложных отчетов в 1С Предприятии 8. Система компоновки данных.- М.: ООО «1С-Паблишинг», 2008.- 513с.: ил.
3. П.С. Белоусов, А.В. Островерх. 1С Предприятие от 8.0 к 8.1. Практическое пособие, М.: ООО «1С-Паблишинг», 2008. – 286с.: ил.
4. Михайлов С.Е. 1С программирование как дважды два. Самоучитель. – СПб.: «Тритон», 2005. – 179 с.: ил.
5. Диго С.М. Базы данных: проектирование и использование: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 592 с.: ил.