Разработка информационной системы гостиницы

Курсовая работа

С развитием информационных технологий компьютеры, с их расширенными функциональными возможностями, активно применяются в различных сферах человеческой деятельности, связанных с обработкой информации, представлением данных.

В современном обществе, которое функционирует в жестких рыночных условиях, своевременная обработка информации способствует совершенствованию организации производства, оперативному и долгосрочному планированию, прогнозированию и анализу хозяйственной деятельности, что позволяет успешно конкурировать на рынке. Каждая организация стремиться минимизировать затраты времени, материальных, трудовых ресурсов в ходе своей деятельности и упростить процесс обработки информации. Эти задачи можно решить с использованием автоматизированных информационных систем.

Использование баз данных и информационных систем становится неотъемлемой составляющей деловой деятельности современного человека и функционирования преуспевающих организаций. В связи с этим большую актуальность приобретает освоение принципов построения и эффективного применения соответствующих технологий и программных продуктов: систем управления базами данных, CASE-средств автоматизации проектирования и других.

Объектом курсового проекта является гостиничный комплекс. Предметом исследования является документооборот гостиничного комплекса, также основные процессы, протекающие в гостинице.

Целью данного курсового проекта является повышение эффективности обслуживание клиентов, за счет проектирования и разработки информационной системы гостиницы.

Гостиница оказывает следующие услуги:

  • предоставление номеров,
  • их обслуживание,
  • оформление выезда клиента.

Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:

1. Исследовать предметную область гостиницы.

2. Осуществить постановку задачи.

3. Построить функциональную модель предоставления номеров в гостинице.

1. Анализ предметной области и выявления требований к системе

Описание предметной области.

Гостиница — имущественный комплекс с меблированными комнатами («номерами») для временного проживания. С точки зрения функционирования или структуры гостиницы, можно сказать, что гостиница располагает номерами с разным уровнем сервиса, комфортности и, соответственно, оплаты. Номера могут быть разных типов: люкс — многокомнатный номер с высоким уровнем сервиса, комфортности и обслуживания; полулюкс — номер меньшей, чем люкс, площади, но с достаточным уровнем сервиса и комфортности; обычный номер — с минимальным уровнем сервиса. В гостинице ведется учет состояния номеров. Любая комната гостиницы имеет номер, по которому ведется учет клиентов, проживающих в гостинице.

14 стр., 6827 слов

Совершенствование деятельности административно-хозяйственной службы гостиницы

... более мелких по численности персонала подразделений гостиницы. Хороший управляющий гостиницей обязан досконально знать работу персонала НФ. В своей деятельности сотрудники НФ применяют определенные технологии и работают согласно принятым в ...

В функционирование гостиницы входит:

  • регистрация клиентов;
  • учет состояния номеров;
  • расчет стоимости проживания;
  • справочная информация о дополнительных услугах.

Процесс заселения номеров.

Перед заселением в номер клиент должен заполнить форму, в которой должен указать свои фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес места жительства, тип номера, дату въезда и отъезда. Администратор производит клиенту расчет стоимости за проживание согласно выбранным данным и предъявляет счет. Поселение в гостинице осуществляется после внесения предоплаты за оговоренный при въезде срок пребывания или при изменении срока пребывания (дополнительная оплата после окончания срока проживания и при желании его продления).

Если клиента не устраивает требования гостиницы, клиент уходит и заказ аннулируется. После предоплаты происходит заселение в номер.

Клиент вовремя проживания в гостинице может воспользоваться платными услугами. При выезде из гостиницы клиенту предъявляют итоговый счет за проживание в гостинице и пользование услугами. Оформление выезда включает в себя формирование итогового счёта за вычетом предоплаты. После этого номер становится свободным.

Процесс выселения клиента.

По окончании срока пребывания клиента в гостинице, администратор предъявляет клиенту счет за проживание с вычетом предоплаты.

2. Описание объекта анализа, моделирование предметной области (IDEF0, BMPN)

2.1 Описание процесса управления гостиницей в нотации IDEF0

Функциональная модель предназначена для описания существующих бизнес — процессов на предприятии и идеального положения вещей — того, к чему нужно стремиться. Методология IDEF0 предписывает построение иерархической системы диаграмм — единичных описаний фрагментов системы.

Построение модели ИС начинается с описания функционирования системы в целом в виде контекстной диаграммы. На Рисунке 1 представлена контекстная диаграмма ИС «Гостиница».

После описания контекстной диаграммы проводится функциональная декомпозиция — система разбивается на подсистемы и каждая подсистема описывается отдельно (диаграммы декомпозиции).

Затем каждая подсистема разбивается на более мелкие и так далее до достижения нужной степени подробности. В результате такого разбиения, каждый фрагмент системы изображается на отдельной диаграмме декомпозиции (Рисунок 2, Рисунок 3).

На рисунке 2 отображено разбиение бизнес-процесса на следующие функции:

1) Управление обслуживанием.

В процессе «Управления обслуживанием» происходит управление персоналом, управление услугами, которые оказывает гостиница клиентам.

2) Управление заселением клиентов.

На рисунке 3 подробнее описывается процесс заселения клиентов.

Заселение клиента включает в себя процедуру идентификации личности в согласии с законами РФ, то есть при поселении в гостинице необходимо иметь с собой документ, удостоверяющий личность клиента.

Поселение в гостинице осуществляется после внесения предоплаты за оговоренный при въезде срок пребывания или при изменении срока пребывания.

В процессе проживании в гостинице клиент может пользоваться платными услугами гостиницы.

Оформление выезда включает в себя формирование итогового счёта за вычетом предоплаты.

3) Управление ресурсами.

В процессе «Управления ресурсами» гостиница управляет всеми ее работниками, которые вносят свой вклад в деятельность организации. А также следит за всеми рабочими процессами, связанные с обслуживанием клиентов.

В таблице 1 предоставлен перечень узлов, представляющий информацию о входящих в модель узлах в форме списка, напоминающего обычное оглавление и отражающего иерархическую структуру модели.

Также на Рисунке 4 показано дерево узлов — представление отношений между родительскими и дочерними узлами модели IDEF0 в форме древовидного графа.

Рисунок 1. Контекстная диаграмма «Управлять гостиницей»

Рисунок 2. Диаграмма декомпозиции «Управлять гостиницей»

Рисунок 3. Диаграмма декомпозиции «Управлять заселением клиентов»

Таблица 1. Перечень узлов

А0

Управлять гостиницей

А1

Управлять обслуживанием

А2

Управлять заселением клиентов

А21

Заселять клиента

А22

Обслуживать клиента

А23

Оформлять выезд

А3

Управлять ресурсами

2.2 Описание процесса управления гостиницей в нотации BPMN

На рисунке 5 показана модель бизнес-процесса «Заселять клиента».

Стартовым событием является заказ номера. Затем администратор проверяет информацию о наличии свободных номеров. Если список свободных номеров не пуст, и хотя бы один из предлагаемых вариантов устраивает клиента, администратор проверяет документы клиента и заполняет форму, в которой указывает фамилию, имя, отчество, место постоянного жительства, паспортные данные клиента и указывает номер, в который он его поселяет. Если все необходимые данные введены, то администратор добавляет клиента в базу и отмечает указанный номер как занятый. Администратор берет предоплату за проживание, отдает квитанцию и ключ клиенту.

Если же список свободных мест пуст, также клиента не устраивает ни один из вариантов заселения и нет документов у клиента, то администратор отменяет регистрацию клиента. Конечным событием является заселенный клиент.

На рисунке 6 изображена модель бизнес процесса «Оформлять заказ». Стартовым событием на диаграмме является использование услуг клиентом. Клиенту предоставляется перечень услуг, также информация об этих услугах. Если клиент хочет воспользоваться услугами и он согласен с условиями, то заказ записывается на его счет. После этого персонал обслуживает клиента.

Если же клиент не согласен с условиями, то заказ аннулируется. Конечным событием является выполненная услуга.

На рисунке 7 изображена модель бизнес процесса «Оформлять выезд клиента».

Стартовым событием на диаграмме является законченный срок пребывания клиента в гостинице. Администратор осуществляет обработку счетов, начисления платежей за проживание и оказанные услуги. Перед отъездом клиентов администратор проверяет и подготавливает их счета, проверяет задолженности клиента, если есть задолженности, то клиент оплачивает, затем сдает ключи. Если же у клиента нет задолженностей, он сдает ключи и уходит. Конечным событием является выселенный клиент.

Рисунок 5. Модель бизнес процесса «Заселять клиента»

Рисунок 6 .Модель бизнес процесса «Оформлять заказ»

Рисунок 7. Модель бизнес процесса «Оформлять выезд клиента»

3. Формирование требований на проектирование

В качестве основной программы организации использует программные продукты системы «1С:Предприятие». Программные продукты системы «1С:Предприятие» поставляются с типовыми конфигурациями. Типовые конфигурации реализуют наиболее общие схемы учета и могут использоваться в большинстве организаций. Для отражения специфики конкретного учреждения типовую конфигурацию можно изменить.

Система 1С: Предприятие 8 является открытой системой. Предоставляется возможность для интеграции практически с любыми внешними программами и оборудованием на основе общепризнанных открытых стандартов и протоколов передачи данных.

В системе 1С: Предприятие 8 имеется целый набор средств, с помощью которых можно:

  • создавать, обрабатывать и обмениваться данными различных форматов;
  • осуществлять доступ ко всем объектам системы 1С: Предприятие 8, реализующим ее функциональные возможности;
  • поддерживать различные протоколы обмена;
  • поддерживать стандарты взаимодействия с другими подсистемами;
  • создавать собственные интернет-решения.

В ходе выполнения курсового проекта были созданы функциональные и нефункциональные требования.

1) Функциональные требования:

  • Система должна обеспечивать поиск номеров гостиницы в базе данных номеров. После поиска система должна выводить на экран список занятых и пустых номеров.
  • Система должна хранить информацию о клиентах.

ФИО, № паспорта, дата въезда, дата выезда и номер, в котором он проживает.

  • Система должна автоматически подсчитывать общую стоимость проживания.

Система должна рассчитывать стоимость проживания, также стоимость использованных услуг.

  • Система должна хранить информацию об услугах. Наименования услуг, стоимость, срок предоставления, информация.
  • Система должна хранить информацию о сотрудниках. ФИО, должность.
  • Система должна осуществлять поиск по клиентам, сотрудникам, услугам.

Поиск осуществляется по базе данных клиентов, сотрудников и услуг.

  • Система должна иметь режим просмотра и изменения информации о клиентах гостиницы.
  • Система должна иметь режим просмотра и изменения информации о сотрудниках гостиницы.

2) Нефункциональные требования:

  • Система должна быть удобной и простой при использовании сотрудниками.
  • Система не должна допускать утечку данных о клиентах.
  • Система должна предоставлять доступ только сотрудникам гостиницы.

Заключение

информационный программный типовой

Данная курсовая работа посвящена проектированию и разработке информационной системы гостиницы.

Целью данного курсового проекта является повышение эффективности обслуживание клиентов, за счет проектирования и разработки информационной системы гостиницы.

В результате выполнения курсовой работы были выполнены такие задачи как:

  • исследование предметной области гостиницы.
  • осуществлена постановка задачи.
  • построена функциональная модель предоставления номеров в гостинице.

В результате выполнения курсовой работы был сделан вывод, что сегодня внедрение информационных систем может способствовать:

  • получению более рациональных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем и т.д.
  • освобождению работников от рутинной работы за счет ее автоматизации;
  • обеспечению достоверности информации;
  • замене бумажных носителей данных на магнитные и оптические, что приводит к более рациональной организации переработки информации на компьютере и снижению объемов бумажных документов;
  • уменьшению затрат на производство продуктов и услуг.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/razrabotka-informatsionnoy-sistemyi-gostinitsyi/

1. В.Б. Сибилев. Проектирование баз данных: учебное пособие. — Томск: ТМЦДО, 2007.

2. В.М. Попова Глобальный бизнес и информационные технологии. — Под.ред. В.М. Попова, Москва, 2001.

3. С.С. Иванов Автоматизация гостиниц: выбор системы. Статья. С-Пб. 2007.

4. С.Ю. Золотов. Проектирование информационных систем: Учебное пособие. — Томск: ТМЦДО, 2005 — 88.

5. Ш.А. Хамадеев Учебно-методическое пособие по дисциплине «Проектирование автоматизированных систем обработки информации и управления».- Набережные Челны: Изд.-полигр.центр НЧИ К(П)ФУ, 2013. 20с.