«Проектирование фирменного стиля»

Курсовая работа

Ни один из маркетинговых приемов не эффективен так, как выставки. Во-первых, встреча продавца и потенциального покупателя происходит на нейтральной территории, что очень важно для обеих сторон с психологической точки зрения; во-вторых, выставка всегда несет в себе элементы праздника, некого шоу, на котором можно не только показать свой товар, но и «обыграть» его, чтобы сделать более привлекательным для посетителей; в-третьих, участие в выставке – комплексное мероприятие, и всегда есть широкий выбор возможностей: выставочная рекламная кампания, оригинальный дизайн выставочного стенда, проведение рекламных и PR – акций во время выставки.

Выставочная деятельность имеет ряд тонких моментов, особых условий, приоритетов и правил. Поскольку многие менеджеры сталкиваются с ними в процессе подготовки к выставке, но придают мало значения, часто ожидаемый от выставки результат получается ниже. Это только на первый взгляд в выставке нет ничего сложного.

Именно поэтому в данной курсовой работе будут затронуты все главные аспекты подготовки и проведения выставки. Все вышесказанное дает возможность считать выбор темы курсового проекта: «Разработка и проектирование дизайна выставки кондитерского магазина «Сладкий мир» актуальной.

Объект исследования – процесс проектирования в графическом дизайне.

Предмет исследования – принципы и методы проектирования объектов фирменного стиля.

Цель данного исследования заключается в определении, теоретическом обосновании и практической реализации принципов и методов проектирования выставки кондитерского магазина «Сладкий мир».

Исходя из объекта, предмета, цели определены следующие задачи исследования:

— рассмотреть исторические предпосылки фирменного стиля;

-провести анализ деятельности проектируемого магазина;

— проанализировать аналоги и прототипы;

— разработать концепцию проектирования выставки;

— разработать графические элементы выставки кондитерского магазина «Сладкий мир».

В данном курсовом проекте использованы следующие теоретические методы – анализ научных работ, культурологической, технической, искусствоведческой литературы, аналогов и прототипов, сравнение, обобщение, классификация; эмпирические методы – наблюдение, проектирование, разработка, дизайнерская практика и т.д.

8 стр., 3875 слов

Анализ рынка проектирования в России

... перспективности развития предприятий, оказывающие услуги в области строительного проектирования в России Отрывок из исследования Часть 1. Обзор рынка строительного проектирования 1.1. Определение российского рынка строительного проектирования Под строительным проектированием понимают процесс создания (разработки) проекта объекта недвижимости ...

Основные методологические и теоретические основы исследования составляют труды философов, искусствоведов, ученых, теоретиков и практиков дизайна: П. Беренса, Г. Байера, П. Зварта, Я. Чихольда, И. Дубасова, В. Завьялова и многих других.

Научная новизна нашего исследования заключается в том, что проблема получила дальнейшее развитие и дополнен опыт проектирования объектов промышленной графики; конкретизированы, уточнены и проверены на практике принципы и методы проектирования на примере выставки; предложена авторская концептуальная модель проектирования выставки кондитерского магазина «Сладкий мир» как объекта рекламного комплекса.

Курсовой проект содержит: демонстрационный макет выставки, пояснительную записку формата А4, которая состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников, приложений. Общий объем пояснительной записки – 39 страниц, основная часть – 35 страницы, список используемых источников – 28 наименований, 8 приложений, по 2 рисунка на 4 страницах.


РАЗДЕЛ 1 ПРЕДПРОЕКТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Исторические предпосылки проектирования фирменного стиля

Фирменный стиль, в современном его понимании, возник относительно недавно — менее ста лет назад, а сам термин устоялся в шестидесятых годах прошлого столетия, когда были переориентированы на мирные рельсы военные технологии и материалы, дающие производителям возможность резко увеличить производство разнообразной промышленной продукции высокого качества.

Однако отдельные элементы фирменного стиля использовались с древних времен. Кочевые народы ставили на скот уникальное тавро, а известные мастера помечали свою продукцию личным клеймом. Еще 3000 лет назад индийские ремесленники имели обыкновение запечатлевать свои подписи на художественных творениях перед их отправкой в Иран. Позднее в употреблении находилось около тысячи различных римских гончарных клейм, включая фабричное клеймо FORTIS, которое стало настолько знаменитым, что его копировали и подделывали.

Ближе всего к использованию фирменного стиля подошли в средние века европейские дворянские роды. Каждый рыцарь имел собственный герб, и официальные послания писали исключительно на гербовой бумаге — прототипе фирменного бланка. Слуг старались одевать в «корпоративные» цвета. Кроме того, использовались различные символы, помогающие ассоциировать вещи с принадлежностью к той или иной правящей династии. Например, увидев на каком-нибудь предмете изображение дрозда, средневековый француз мог с уверенностью сказать, что предмет принадлежит лотарингскому дому.

Возвращаясь к коммерции, примерно в это же время появились цеховые торговые марки. Развивалась торговля, география рынков постепенно расширялась, и значение товарных знаков росло.

В середине XIX века в США и странах Западной Европы происходит научно-техническая революция, выведшая производственные процессы на качественно новый уровень. Промышленные мощности становятся так высоки, что одно предприятие теперь может обеспечить своей продукцией большие регионы. Крупных производителей уже не устраивает полный контроль над сбытом со стороны посредников. Начинают возникать предпосылки для возникновения общенациональных торговых марок.

41 стр., 20419 слов

Проектирование нового промышленного предприятия

... предприятии, обеспечивая рабочие места необходимым инструментом, осуществляя ремонт оборудования, выполняя транспортные и складские операции. При выполнении курсовой работы ... и численности персонала предприятия Трудовой коллектив любого промышленного предприятия состоит из основных ... средств. предприятие персонал капитал продукция 1. Исходные данные Исходные данные, необходимые для проектирования, ...

Первым дизайнером, который полностью создал фирменный стиль, считается архитектор Петер Беренс. В 1907 г. Беренс занимая должность художественного директора концерна «AEG» (несуществующая ныне немецкая компания, специализировавшаяся в области энергетического машиностроения), впервые в истории провёл его полный «ребрендинг». Беренс спроектировал в едином стиле не только заводские и офисные здания, но и точки розничной продажи, офисную мебель, рекламные щиты, продукцию (фены, вентиляторы), упаковку и т.д. Практическая работа Беренса имела огромное значение для формирования нового вида дизайна – деятельности, которая привела к упорядочиванию и стилизации промышленной продукции.

Во второй половине ХХ столетия сложилось целое направление маркетинговых коммуникаций — разработка фирменного стиля. Те шестидесятые стали новым временем, в полном смысле этого слова. Резко увеличивается спрос на промышленную продукцию и соответственное развитие массового производства, провоцирующие жесточайшую рыночную конкуренцию. Все это требовало нового подхода к рекламе товаров и их поисковому продвижению. Этим новым подходом и стал маркетинг, ориентированный на фирменный стиль.

Если на рынке не одна компания, выпускающая стиральный порошок, и не две, и даже не десять, то, пожалуй, только создание логотипа, как отдельного элемента фирменного стиля, может индивидуализировать конкретную фирму, помочь ей не затеряться среди конкурентов, выпускающих абсолютно идентичную продукцию. Он с помощью различных приёмов создаст образ, ориентированный на привлечение потенциальных постоянных клиентов.

Сегодня основная задача фирменного стиля остается неизменной — найти что-то, чем компания будет выгодно выделяться среди «себе подобных» и сориентировать на это потребителей.

Человеческий разум устроен таким образом, что он может строить логические цепочки, проводить ассоциативные ряды и анализируя информацию делать определенные выводы. На подсознательном уровне, мы по-разному воспринимаем оттенки цвета, формы, символы. По этой причине крайне важно сделать так, чтобы при взгляде не логотип вашей компании, у людей не возникало негативных эмоций — только радость, доверие и желание обратиться в эту фирму. Добиться такого результата не просто, ведь только на первый взгляд кажется, что создание правильного логотипа – процесс относительно легкий и не требующий каких-либо сложных умозаключений. Открыл Фотошоп, нарисовал что-нибудь и представил это «что-нибудь» — как необычайно талантливое творение. Нет, такой подход недопустим. Но, не будем забегать вперед, а рассмотрим проблему поэтапно.

Для начала давайте взглянем на ситуацию с точки зрения клиента. Он знает, что ему нужен логотип. Возможно, визуально представляет какие-либо его составляющие черты, но воплотить идею в жизнь самостоятельно не может. Он обращается в специализированную компанию, где на первоначальном этапе общается с менеджером. Тот внимательно выслушивает пожелания, стараясь не упустить важные моменты. После этого, с чувством, что свалил гору с плеч, клиент отправляется по своим делам, пребывая в полной уверенности, что его поняли на 100%. В это время менеджер (настоящий специалист в своем деле, а не стажер, работающий второй день) приступает к формированию технического задания. Разработчики поймут его максимально точно только в том случае, если требования будут изложены понятным языком. Для этого менеджер должен владеть дизайнерской терминологией, а также развитой речью, дабы точно передать предпочтения заказчика. Чем корректней поставлена задача, чем выше вероятность того, что работа будет выполнена в срок и будет принята клиентом с первого раза.

19 стр., 9436 слов

Разработка фирменного стиля кафе ‘Botanique’

... в немалой степени обеспечивается наличием фирменного стиля. Тема дипломной работы - "Разработка фирменного стиля для чайной "Botanique". Айдентика ... фирменного стиля относят следующие основные элементы: товарный знак; логотип; фирменный блок; фирменный лозунг (слоган); фирменная гамма цветов; фирменный комплект шрифтов; прочие фирменные константы. Товарный знак. Центральным элементом фирменного стиля ...

Разработка логотипа должна быть первоочередной задачей у любой амбициозной компании. Без него крайне сложно достичь поставленных целей, вне зависимости от того, в рамках какого масштаба они находятся. Если вы заглянете в раздел «Истории интернет-брендов», то убедитесь в том, что логотип сыграл огромную роль в становлении корпораций, имеющих сегодня много миллиардную прибыль. Но представления клиента о том, как должен выглядеть логотип и то, как интерпретировали его пожелания дизайнеры могут не совпасть. Свести к минимуму вероятность такого разочарования помогут три правила создания хорошего логотипа [2, c . 12].

Понятие красоты крайне субъективно. Поэтому, если клиент говорит, что хочет красивый логотип, то самое время задать ряд уточняющих вопросов. Для одних красота — это порхающие в цветах бабочки, для других строгая лаконичность хромированных деталей. Как же понять: что красиво, а что нет? Проведем аналогию — большинство из нас способно без каких-либо трудностей отличить холодное от горячего, так постараемся сделать тоже самое с красивое/некрасивое. Разработка фирменного стиля и общая концепция будущего логотипа не должна вызывать отторжения. Она должна быть гармоничной, с элементами расположенными строго на определенных местах. Звучит весьма размыто, не правда ли? Но ведь есть еще два правила!

Иногда мы сами не понимаем, почему то или иное изображение притягивает взгляд. Конечно, если углубиться в психологию, то можно найти объяснение данному явлению, но для простоты понимания давайте рассмотрим на примере. Apple – логотип этого мирового бренда — огрызок яблока. Хотя, зачем вам об этом напоминать, каждый и так прекрасно помнит, как выглядит логотип этой фирмы. А почему мы помним? Потому что яблоко – это фрукт, знакомый каждому, имеющий простую форму и яркую изюминку – откусанный кусочек! Обобщив вышесказанное, сделаем вывод о том, что логотип должен быть простым и запоминающимся.

Возвращаясь к нашему излюбленному примеру, обратим внимание на еще один факт – название компании Apple переводится, как «яблоко», поэтому вполне логично, что на логотипе изображен именно этот фрукт, а не, например, ананас. Вывод – логотип должен быть говорящим. Не обязательно наличие связи между названием и логотипом, возможны вариации в тандеме со сферой деятельности организации. В стремлении придать логотипу смысл главное не переусердствовать, иначе в результате может получиться не действенный элемент фирменного стиля, а сложный ребус, разгадыванием которого целевой аудитории, скорее всего, заниматься не захочется.

10 стр., 4847 слов

Магазин бытовой техники и электроники Эксперт

... Консалтинг Груп», годовой объем челябинского рынка бытовой техники несколько меньше – около $250 млн. С открытием в Челябинске в прошлом году магазина сети «Техносила» процесс выхода на местный ... центре-миллионнике, поэтому открытие магазинов в области дает ощутимый прирост оборота. «Успех работы объясняется тем, что там просто нет современных гипермаркетов бытовой техники и электроники. Выход в ...

Данные правила хороши тем, что являются универсальными. С ними стоит ознакомиться, как заказчику, так и исполнителям. Ведь только слаженная работа поможет получить результат, отвечающий всем выдвинутым требованиям и служащий эффективным бизнес инструментом [12, c . 32].


1.2. Анализ деятельности кондитерского магазина «Сладкий мир»

Общая информация:

Население города: 150 тыс. чел.;

Формат торговли: магазин прилавочного типа;

Месторасположение магазина: офисный центр;

Тип собственности: аренда помещения площадью 50м2;

Режим работы: 09:00 – 19:00;

Количество рабочих мест: 4 человека;

Описание продукции и услуг

Средняя наценка на товар, согласно бизнес плану, будет составлять 40%. Что соответствует средней наценке по магазинам подобного типа.

Примерный ассортимент торговой точки будет выглядеть следующим образом:

Хлеб (около 30 сортов);

Выпечка (около 20 видов);

Печенье и конфеты (более 80 видов);

Пряники, зефир;

Торты;

Сухие завтраки;

Паста и какао;

Чай и прочая продукция.

Полагаем, что средний чек составит 200 рублей. Уровень цен в магазине будет находиться на уровне среднерыночных.

Так как в большинстве своем продукция кондитерского магазина является скоропортящейся, в приоритете товар будет поставляться от местных производителей. Особенно это такие товары как хлеб, выпечка (пирожки, булочки), торты. Часть товара планируется брать с отсрочкой платежа (под реализацию).

Основными клиентами торговой точки будут офисные работники, посетители торговых центров и бутиков. Магазин расположен в высоко проходимом месте. В среднем, мимо здания, в котором будет расположен магазин, проходит до 12 тыс. человек в день.

Предполагается, что ежедневно нас будут посещать до 100 человек. То есть 1% от общей проходимости. Пик посещаемости: с 11:00 до 15:00, когда будет формироваться основная выручка.

Помещение, в котором будет расположен магазин находиться в отличном состоянии. Ремонт в помещении не планируется. Для начала торговли достаточно установить торговое оборудование и завести товар.

Общая площадь помещения составляет 50м2, в том числе торговая площадь 40м2 и склад – 10м2. Помещение соответствует всем нормам СЭС и противопожарной безопасности.

9 стр., 4213 слов

Организация и технология хранения товаров в магазине

... Задачами курсовой работы являются: 1. Изучить организацию и технологию хранения товаров в магазине на примере конкретного предприятия; 2. Предложить меры для совершенствования технологии хранения товаров в магазине ... «Всё на свете» и сеть фирменных магазинов «Уржумка» — мелкооптовый магазин «Вино» и специализированный магазин «Коллекция вин. Кондитерская». 17 лет назад открылся первый супермаркет « ...

Для создания товарного запаса (кондитерской продукции) первоначально планируется направить 200 тыс. рублей. Магазин будет работать в формате прилавочной торговли.

Выводы к первому разделу

В первом разделе данном курсовом проекте были рассмотрены исторические предпосылки возникновения фирменного стиля, а также был проведен анализ деятельности кондитерского магазина «Сладкий мир».

Было выяснено, что фирменный стиль, в современном его понимании, возник относительно недавно — менее ста лет назад, а сам термин устоялся в шестидесятых годах прошлого столетия, когда были переориентированы на мирные рельсы военные технологии и материалы, дающие производителям возможность резко увеличить производство разнообразной промышленной продукции высокого качества.

Основными клиентами торговой точки будут офисные работники, посетители торговых центров и бутиков. Магазин расположен в высоко проходимом месте. В среднем, мимо здания, в котором будет расположен магазин, проходит до 12 тыс. человек в день.

Предполагается, что ежедневно нас будут посещать до 100 человек. То есть 1% от общей проходимости. Пик посещаемости: с 11:00 до 15:00, когда будет формироваться основная выручка.

Помещение, в котором будет расположен магазин находиться в отличном состоянии. Ремонт в помещении не планируется. Для начала торговли достаточно установить торговое оборудование и завести товар.

Для создания товарного запаса (кондитерской продукции) первоначально планируется направить 200 тыс. рублей. Магазин будет работать в формате прилавочной торговли.


РАЗДЕЛ 2 РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВЫСТАВКИ КОНДИТЕРСКОГО МАГАЗИНА «СЛАДКИЙ МИР»

2.1. Анализ аналогов и прототипов

Первым этапом разработки выставки является изучение аналогов и прототипов. Аналог – это объект (техническое решение) того же назначения, близкий по совокупности определений [3, c . 23].

Были рассмотрены несколько вариантов. Одна из них выставка Cersaie, которая проходила в итальянской Болонье 25-29 сентября 2017, единственная в своем роде тематическая экспозиция, посвященная керамической плитке, аксессуарам и оборудованию для ванных комнат. По традиции, Международная выставка Cersaie проводится именно в Италии: эта страна славится своей керамикой. Местные мастера создают совершенную по форме и функциональности продукцию на грани ремесла и искусства.

Все, что демонстрируется на Cersaie, представляет собой тщательно отобранные, самые удачные и современные разработки итальянских и иностранных компаний. «Подход, сочетающий в себе эффективность, качество, строгость», так описал принципы работы выставки Дуччо Кампаньоли, президент BolognaFiere.

Каждый раз Cersaie становится откровением. Она знакомит посетителей с продвинутыми технологиями и инновациями, помогает начинающим производителям и дизайнерам раскрыть свой потенциал, предлагает простые решения, как внедрить достижения отрасли в повседневную жизнь людей.

12 стр., 5543 слов

Разработка и продвижение нового туристского продукта

... плату. 3. Планирование туристкого Для. продукта правильного планирования и разработке туристского нужно продукта более подробно знать его Туристский. особенности продукт можно отнести к непроизводственной Туристскому. сфере продукту присущи четыре характеристики, отличают которые ...

Выставка была грамотно оборудована и оформлена по всем дизайнерским канонам. В оформлении выставки преобладала строгость и лаконичность форм; а так же красный цвет, символизирующий страсть дизайнеров к своему делу (Рис. 2.1).

Еще один аналог – это выставка imm cologne, создает идеальную основу для уникального сочетания новейших трендов, актуальной дизайнерской мысли и деловых контактов на международном уровне. Представляет инновационные разработки мебельной промышленности, перспективные идеи организации интерьеров и передовые концепции для оформления ванных комнат, устройства полов и систем освещения. Свыше 1200 экспонентов, представляющих около 50 стран, представлены на выставке imm cologne 2017, чтобы продемонстрировать свои коллекции и готовые к выходу на рынок решения и концепты. На своих эффектно оформленных стендах экспоненты imm cologne предлагают вашему вниманию комплексные концепции организации жилого пространства и инновационные решения интерьеров (Рис. 2.2).


2.2. Разработка концепции проектирования выставки

К началу разработки плана мероприятий по подготовке и проведению выставки желательно иметь концепцию выставки. Концепция представляет собой общий руководящий материал, содержащий результаты исследований рынка, выводы, позволившие принять решение о целесообразности проведения выставки, общую идею выставки, ее цели и задачи, особенности тематики, принципы группирования экспозиций, и другие условия, в которых будет осуществляться реализация проекта. Чаще всего, концепция разрабатывается инициаторами выставки по итогам предварительной проработки вопросов о возможности ее проведения, рассмотренным выше. Структура и содержание концепции определяются конкретными условиями, но выставочная практика уже выработала некоторые типовые рекомендации по составу ее разделов. Часто рекомендуется основные положения концепции изложить в следующей последовательности:

-обоснование состоятельности проекта для рынка;

-описание рынка (статистика, инновационный цикл и др.);

-программа государственной поддержки;

-потенциальные стратегические партнеры;

-выводы анализа конкурентной среды;

-зона охвата, значение, время и место проведения выставки;

-уникальные стороны проекта;

-тематико-экспозиционный план выставки, принципы органи­зации экспозиций и целевых групп экспонентов;

-структура экспонентов выставки (ведущие компании, предполагаемое количество экспонентов и выставочной площади);

-мероприятия деловой программы (протокольные мероприя­тия, конференции, семинары, «круглые столы»);

-культурные программы и сопутствующие мероприятия;

-конкурсные и презентационные программы;

6 стр., 2615 слов

ДИЗАЙН И РЕКЛАМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Дизайн и рекламные технологии

... ВОПРОС 16. Работа со звуком ВОПРОС 17. Рекламное оформление вставок и презентаций ВОПРОС 18. Рекламная полиграфическая продукция ВОПРОС 19. Особенности дизайна наружной рекламы. Размеры композиции, методы оценки характеристик обзора, ...

-инфраструктурное обеспечение.

Выставка кондитерского магазина «Сладкий мир» по концепции проектирования включает в себя внутреннюю экспозицию с использование предлагающихся товаров, а также наружную реклама (билборд, штендер, лайтбокс, витрины, вывески).

Выставка концептуально зависит от созданного фирменного стиля магазина, и включает в себя логотип, слоган, фирменные цвета и шрифты для узнаваемости и привлечения клиентов (Рис. 2.3).

Выводы ко второму разделу

Во втором разделе данного курсового проекта был проведен анализ аналогов и прототипов, а также была разработана концепция проектирования выставки.

Были рассмотрены несколько вариантов. Одна из них выставка Cersaie, которая проходила в итальянской Болонье 25-29 сентября 2017, единственная в своем роде тематическая экспозиция, посвященная керамической плитке, аксессуарам и оборудованию для ванных комнат.

Выставка была грамотно оборудована и оформлена по всем дизайнерским канонам. В оформлении выставки преобладала строгость и лаконичность форм; а так же красный цвет, символизирующий страсть дизайнеров к своему делу.

Еще один аналог – это выставка imm cologne, создает идеальную основу для уникального сочетания новейших трендов, актуальной дизайнерской мысли и деловых контактов на международном уровне. На своих эффектно оформленных стендах экспоненты imm cologne предлагают вашему вниманию комплексные концепции организации жилого пространства и инновационные решения интерьеров.

К началу разработки плана мероприятий по подготовке и проведению выставки желательно иметь концепцию выставки. Концепция представляет собой общий руководящий материал, содержащий результаты исследований рынка, выводы, позволившие принять решение о целесообразности проведения выставки, общую идею выставки, ее цели и задачи, особенности тематики, принципы группирования экспозиций, и другие условия, в которых будет осуществляться реализация проекта.

Выставка кондитерского магазина «Сладкий мир» по концепции проектирования включает в себя внутреннюю экспозицию с использование предлагающихся товаров, а также наружную реклама (билборд, штендер, лайтбокс, витрины, вывески).

Выставка концептуально зависит от созданного фирменного стиля магазина, и включает в себя логотип, слоган, фирменные цвета и шрифты для узнаваемости и привлечения клиентов.


РАЗДЕЛ 3 РАЗРАБОТКА И ПРОЕТИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ ВЫСТАВКИ КОНДИТЕРСКОГО МАГАЗИНА «СЛАДКИЙ МИР»

3.1. Разработка интерьера и экстерьера выставки кондитерского магазина

Разработка дизайна кондитерской – это не просто создание красивой картинки, которая предстанет перед глазами гостей. В проекте должны быть учтены все мелочи и детали, которые могут повлиять на комфортность пребывания в заведении. Профессиональный дизайн проект кондитерской включает, кроме прочего, очень важные технические аспекты:

— продуманное освещение, при котором сладости будут выглядеть привлекательно и вкусно;

26 стр., 12956 слов

Составление бизнес-плана кондитерского цеха

... цикла проектов; рассмотрение этапов разработки и реализации инвестиционного проекта; анализ бизнес плана создания кондитерского цеха. Объектом исследования в данной курсовой работе является-бизнес-план создания кондитерского цеха. 1. Теоретические основы бизнес-планирования на предприятиях ...

— создание улучшающего аппетит микроклимата с помощью систем вентиляции и кондиционирования;

— разработка системы температурного регулирования (применение холодильных витрин, ламп с низкой теплоотдачей).

Создание любого проекта, будь то магазин-кондитерская или «сладкое» кафе, начинается со встречи с заказчиком, во время которой обсуждаются его видение и идеи. Этапы работы могут отличаться в каждом конкретном случае, но в целом алгоритм выглядит так:

— ознакомление с объектом и «примерка» идей заказчика к помещению. На этом этапе решается, какие пожелания можно воплотить, а что придётся скорректировать. Дизайнер также предложит свои варианты и обсудит их с заказчиком;

— разработка трёх вариантов первичных эскизов, и утверждение одного из них заказчиком;

— создание 3D-модели, которая позволит заказчику наглядно продемонстрировать, как будет выглядеть интерьер кондитерской;

— изготовление полного пакета документов – с планом, с чертежами, с технической документацией;

— авторский надзор во время выполнения ремонтных и отделочных работ;

— сопровождение объекта.

Для оформления кондитерской могут быть использованы различные интерьерные стили, в зависимости от того, на какую аудиторию рассчитано заведение, какие вкусовые предпочтения у заказчика и т. д. Но если вы нацелены на создание неповторимого интерьера, тогда лучше выбрать авторский дизайн. Такой проект будет отличаться не только нестандартными решениями в оформлении, но и наличием оригинальных, изготовленных специально для этой кондитерской элементов. Таким образом, удастся подчеркнуть уникальность заведения, создать фирменный стиль и привлечь клиентов не только вкусными сладостями и приятной атмосферой, но и особыми «фишками», которых больше нет ни в одном кондитерской.

Интерьер должен соответствовать внешнему оформлению магазина и традициям, вкусам к образу жизни основных контингентов покупателей. Декоративное решение современных супермаркетов может быть самым разнообразным – от самого простого до изобилия всевозможын декоративных материалов и украшений. Обычно декоративное оформление особо разрабатывается для тех товарных групп, которые преобладают в ассортименте и приносят основную прибыль.

Полы могут быть цветные, гладкокрашенные или со сложным рисунком, с применением традиционных и новых материалов. Здесь главное соблюсти принцип гармоничности.

Многие руководители супермаркетов считают освещение средством увеличения объемов реализации. В настоящее время часто используется принцип разнообразия освещения в одном магазине, который обеспечивается большим выбором средств светотехники. Это и традиционное освещение с помощью потолочных люминесцентных ламп, и узкие яркие лучи ртутных ламп и скрытое освещение и многое другое. Дизайнерские возможности тут безграничны. Можно подбирать необычные цветовые решения для каждого отдела или товарной группы, а в целом внутреннее освещение магазина будет эффективно подчеркивать достоинства его интерьера.

Немаловажную роль в формировании образа супермаркета играют средства внутримагазинной рекламы: вывески, указатели, графика. Они должны гармонично сочетаться с общей атмосферой торгового зала и выполнять две основные функции: информационную и рекламную.

Первое впечатление о магазине покупатель получает еще до входа в магазин. И здесь решающее воздействие на восприятие потребителей оказывает экстерьер. Фасад здания должен находиться в хорошем состоянии, чтобы уже при первом взгляде на него возникало доверие к магазину и желание его посетить.

Интересное, нестандартное внешнее решение вызывает любопытство по поводу ассортимента товаров, предлагаемых в магазине, и привлекает покупателей (Рис. 3.1).

Говорят: «Дом начинается с дверей, а магазин – с экстерьера». При этом не следует забывать, что экстерьер включает также решение прилегающих к магазину участков (планировка дорожек, стоянок, мест отдыха, озеленение и т. д.)

Привлекают покупателей и хорошо оформленные витрины, показывающие срез ассортимента магазина. Большие окна позволяют заглянуть в торговые залы и получить представление о ассортименте, методах обслуживания. При входе в магазин дизайн и дружелюбная атмосфера должны вызвать у покупателя желание задержаться и изучить весь ассортимент.

Эстетическое оформление здания магазина призвано отвечать двум противоречивым требованиям: гармонично сочетаться с окружающим ландшафтом и постройками, и в то же время выделяться, бросаться в глаза. Чтобы придать зданию супермаркета облик, гармонирующий с ландшафтом, духом и историей данной местности, можно использовать местные материалы, декоративные мотивы, традиционные приемы украшения. Например, для Белоруссии характерно использование национальных орнаментов, изображений аиста и т. д. В любом случае используемое архитектурное решение должно отражать особенности и специфику той местности, где он дислоцируется. Необычность архитектурного решения и использование соответствующих строительных материалов придаст неповторимое своеобразие магазину и выделит его в среде конкурентов.

Типичный супермаркет – это прямоугольная кирпичная коробка с плоской крышей. Покупатели ожидают, что супермаркет будет выглядеть именно так, и поэтому от него не стоит слишком уклоняться. Для того же чтобы выделить его из числа других, можно использовать такие элементы, как арочная крыша, крыша с коньком, украшение фасада здания и т. д.

Фасады некоторых зданий обеспечивают максимальную видимость зала; в других торгового зала почти не видно или вообще не видно. Первый подход, по нашему мнению, удачно используется в универсамах торговой системы «Оргторгсоюз» Гомеля. Особенно эффектно выглядят эти магазины в темное время суток, когда вашему взору открывается весь ассортимент продовольственных товаров Использование наряду с общим освещением еще и местных подсветок придает этим магазинам особую эстетику. Открытость, чувство чистоты и уюта в этих магазинах вызывает естественное желание у покупателей посетить их.

Остекление может простираться от потолка до пола либо занимать только часть стены между крышей и панелями из какого- либо другого материала. Применение подобных облицовочных панелей обеспечивает хорошую видимость зала снаружи и позволяет увидеть с улицы пенные участки в торговом зале, непосредственно примыкающие к фасаду. Фасады могут быть также закрытыми или полузакрытыми.

Обычно предусматривают отдельные входы и выходы во фронтовой стене здания. Несколько выходов делать не целесообразно, так как увеличиваются хищения и затрудняется контроль. Применяются двери с шарнирной подвеской, скользящие или раздвижные. В некоторых супермаркетах вместо дверей используются воздушные завесы, т. е. потоки воздуха, направляемые сверху вниз и перекрывающие дверные проемы. Такие воздушные завесы устраняют любой психологический барьер и как бы приглашают зайти в магазин.

Наружные вывески также являются средством опознания и выделения данного магазина. Прежде всего, важно, чтобы их можно было легко прочесть, проезжая по улице с интенсивным движением. И здесь важную роль, естественно, играют размеры букв и цветовое решение. Исследования показали, что легче всего и дальше всего читаются черные буквы на оранжевом фоне. Это не означает необходимости использования только такого сочетания, однако важно всегда помнить о хорошей читаемости надписи на вывеске магазина.

Таким образом, желательный образ магазина при оформлении вывески создается графикой и цветовым решением (Рис. 3.2).


3.2. Разработка наружной рекламы выставки кондитерского магазина «Сладкий мир»

Наружная реклама – вещь специфическая. Сегодня она стала неотъемлемой частью городского дизайна, много говорящей о состоянии отечественной и мировой экономики. Но не только об этом – опытному человеку реклама может рассказать о нашем сознании, о нашей культуре. Каждый раз, выходя из дома, мы сталкиваемся лицом к лицу с красочными плакатами Сити-формата, с потрясающими или ошарашивающими имиджами на билбордах, не говоря уж об обычных вывесках. Все это оказывает влияние на нас, а мы, в свою очередь, оказываем влияние на рекламу. Вообще наружная реклама — один из самых наиболее гибких и удобных способов рекламы, а кроме того — одна из удобнейших возможностей установить контакт с потребителем и донести до него конкретную информацию о товаре и его марке. В этом смысле наружная реклама объединяет в себе лучшие качества рекламы на радио и в местах совершения покупки. От других средств информации наружную рекламу отличает множество характеристик:

— в нашем современном мобильном обществе с ней встречается большая часть населения;

— она очень заметна и благодаря своим размерам оказывает сильное воздействие на потребителя;

— люди часто проезжают мимо тех или иных крупноформатных плакатов, благодаря чему воздействие наружной рекламы еще более усиливается;

— рекламные конструкции (щиты) устанавливаются на длительный период, что дает возможность наиболее лучше запомнить торговую марку;

— будучи однажды установленной, она воздействует на потребителя 24 часа в сутки (освещаясь в вечернее и ночное время);

— помогает быстрому распространению информации о фирме среди потенциальных потребителей. Клиенты достаточно быстро реагируют на предоставляемую информацию, помещенную в наружной рекламе, а так же дает представления о позициях фирмы на рынке.

В наружной рекламе текст ограничен заголовком и чаще всего не превышает семи слов. В отличие от традиционных печатных объявлений в наружно рекламе отсутствуют такие понятия как «развитие сюжета» и «увеличение текста». Краткость в данном случае не только преимущество, но и необходимость. Рекламодатели стараются создавать такие наружные объявления, что были бы не просто интересны, но и эффективны с точки зрения увеличения продаж товаров и притягиванию постоянных клиентов.

Колорит – одно из достоинств наружной рекламы и играет немалую роль. Однако цвета должны быть правильно подобраны, иначе объявление окажется неразборчивым и не привлекательным. В наружной рекламе применяют цвета контрастные (красный, зелёный и тд.) и яркие. Это позволяет привлечь внимание и сделать рекламный щит заметным с большого расстояния.

В наружной рекламе следует использовать простые, четкие, удобочитаемы шрифты. При этом необходимо помнить следующие правила:

— количество букв должно быть сведено к минимуму;

— особое внимание следует обратить на интервал между буквами и словами;

— какой бы шрифт не использовался, лучше избегать слишком жирного и слишком тонкого начертания букв;

— для большинства рекламных объявлений, чем проще шрифт, тем лучше.

Билборд – довольно распространённый и эффективный вид наружной рекламы особенно это заметно в городах где данные конструкции достаточно плотно стоят вдоль дорог, рекламируя всевозможные товары и услуги, также билборды могут размещаться на фасадах зданий супермаркетов, торгово промышленных комплексах и производствах, стройках, офисных зданиях.

Стандартным размером билборда, принято считать размер 6000х3000мм (6х3 метра), но также можно встретить и другие произвольные размеры, которые ограничиваются лишь размером места под размещение билборда, финансовой возможности изготовления той или иной конструкции по всем техническим нормам, оформления всех разрешительных документов, иногда билборды достигают гигантских размеров, благодаря современным, легким и прочным материалам а также современным методам монтажа конструкций.

Дизайн билборда играет одну из ключевых ролей, в привлечении внимания проезжающих и проходящих мимо людей к размещённой информации, помогает лучшему восприятию (запоминанию), размещённой на билборде информации.

Качественный дизайн билборда, подразумевает под собой, гармоничное сочетание информации и графики, которые дополняют друг друга, помогают как можно быстрее запомнить ключевую информацию, размещенную на билборде.

Важно помнить что билборд это рекламный носитель с очень ограниченным временем воздействия за один контакт, кто-то эго увидит из проезжающего автомобиля или из проезжающего общественного транспорта, проходя мимо него в этом случае воздействие может быть более длительным.

Но важно помнить что обычно плоскости билбордов располагаются на достаточном удалении от поверхности земли, на высоте, комфортным расстоянием для восприятия информации считается 25-7 метров и информация размещённая на билборде должна быть максимально краткой и понятливой, чтобы за короткий промежуток времени, потенциальный клиент смог обратить внимание на билборд, успел прочитать всю основную информацию на макете, понял о чём там идёт речь и если эта информация эму интересна смог запомнить указанные там контакты или сфотографировать, (практически у всех в телефонах есть фото камеры и не обязательно напрягать память запоминая информацию подобного рода).

Виды дизайна для билбордов, символически можно разделить на три основные группы, в каждой из этих групп, дизайн билборда сильно отличается по своей внутренней структуре и оформлению:

Детальное обсуждение предстоящей работы по разработке дизайна билборда, получение всех технических характеристик по нужному макету билборда с точными размерами билборда (ширина на высоту в мм), плоскость ваша или будет арендоваться (при аренде билборда у большинства компаний нужно пройти юридическую проверку на размещение рекламных материалов в наружной рекламе, детальней можно прочитать в статье «Полезная и важная информация для разработки билборда»).

Получение от вас всех материалов необходимых непосредственно для разработки дизайна макета билборда:

— все текста в редактируемом формате (слоганы, рекламное сообщение, контактную информацию, другой текст который должен быть на макете);

— при использовании логотипа (логотипов), в макете, их предоставляют в векторном формате (ai, eps, cdr);

— если в макете используются фото материалы и любая иная графика, которая предоставляется вами, необходимо прислать оригиналы файлов, для технического определения их пригодности в разрабатываемом макете, (нужно посмотреть их качество);

— высказываются все предпочтения и пожелания к будущему дизайну макета билборда, на что вы рассчитываете и что хотелось бы видеть (если таковые пожелания есть).

В оговоренные сроки вам предоставляются варианты дизайнов билборда (количество предоставляемых вариантов обговаривается индивидуально).

Из высланных вариантов выбирается один, тот который подходит вам больше, после чего в него можно внести корректировки и иные другие правки, если таковые будут нужны.

После окончательного утверждения дизайн макета билборда, макет подготавливается для широкоформатной печати согласно общим тех требованиям для подобного рода макетов (Рис. 3.3).

Дизайн штендера включает в себя создание рекламного листа, который будет крепится на носителе (или листов, если штендер двухсторонний) и подбор или даже индивидуальное проектирование самой конструкции носителя.

Штендер (от нем. stand – стоять, находиться) – мобильная (переносная) рекламно-информационная конструкция, которая устанавливается на улице в непосредственной близости от компании-рекламодателя.

Дизайн штендера позволяет работать с конструкциями разных типов. Это могут быть так называемые “раскладушки”, стойки, штендеры с возможностью быстрой замены информации, рекламно-информационные стойки с карманами для фирменных буклетов, листовок, или даже какие-то нестандартные формы, создаваемые на заказ.

По «Закону о наружной рекламе» эта конструкция должна быть расположена не дальше, чем 5 метров от места торговли. Использование штендера особенно необходимо и удобно при условии, что вход в магазин и фасадная часть не видны с улицы. Среди всех преимуществ наружной рекламы в виде штендера можно выделить такие:

– относительно низкая цена. Смотреть цены на производство штендеров

– изготовление штендеров занимает не более одного дня.

– рабочее поле штендера легко заменить при изменении потребностей торговой точки.

– рекламный штендер очень легкий и удобный, как в установке, так и при транспортировке.

Эффективность дизайна штендера напрямую зависит от формы щита, графической и текстовой информации, привлекательности. Грамотно разработанный штендер гарантирует высокий интерес потенциальных клиентов к компании, ее продукции, услугам (Рис. 3.4).

Хороший лайтбокс – это видимость бренда в любое время суток. Зимой, когда темнеет в рабочее время, Ваша вывеска будет мерцать среди десятков тусклых и невзрачных. Дизайн лайтбокса важен потому, что мы подбираем исключительно приятную цветовую гамму для глаз, ведь многие любимые оттенки будут некрасивыми в ярком свечении (Рис. 3.5).

Выводы к третьему разделу

В третьем разделе данного курсового проекта были разработаны интерьер и экстерьер выставки кондитерского магазина, а также наружная реклама выставки кондитерского магазина «Сладкий мир».

Разработка дизайна кондитерской – это не просто создание красивой картинки, которая предстанет перед глазами гостей. В проекте должны быть учтены все мелочи и детали, которые могут повлиять на комфортность пребывания в заведении. Для оформления кондитерской могут быть использованы различные интерьерные стили, в зависимости от того, на какую аудиторию рассчитано заведение, какие вкусовые предпочтения у заказчика и т. д. Но если вы нацелены на создание неповторимого интерьера, тогда лучше выбрать авторский дизайн. Такой проект будет отличаться не только нестандартными решениями в оформлении, но и наличием оригинальных, изготовленных специально для этой кондитерской элементов. Таким образом, удастся подчеркнуть уникальность заведения, создать фирменный стиль и привлечь клиентов не только вкусными сладостями и приятной атмосферой, но и особыми «фишками», которых больше нет ни в одном кондитерской.

Привлекают покупателей и хорошо оформленные витрины, показывающие срез ассортимента магазина. Большие окна позволяют заглянуть в торговые залы и получить представление о ассортименте, методах обслуживания. При входе в магазин дизайн и дружелюбная атмосфера должны вызвать у покупателя желание задержаться и изучить весь ассортимент.

Билборд – довольно распространённый и эффективный вид наружной рекламы особенно это заметно в городах где данные конструкции достаточно плотно стоят вдоль дорог, рекламируя всевозможные товары и услуги, также билборды могут размещаться на фасадах зданий супермаркетов, торгово промышленных комплексах и производствах, стройках, офисных зданиях. Штендер (от нем. stand – стоять, находиться) – мобильная (переносная) рекламно-информационная конструкция, которая устанавливается на улице в непосредственной близости от компании-рекламодателя. Хороший лайтбокс – это видимость бренда в любое время суток. Зимой, когда темнеет в рабочее время, Ваша вывеска будет мерцать среди десятков тусклых и невзрачных. Дизайн лайтбокса важен потому, что мы подбираем исключительно приятную цветовую гамму для глаз, ведь многие любимые нами оттенки будут некрасивыми в ярком свечении.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ни один из маркетинговых приемов не эффективен так, как выставки. Во-первых, встреча продавца и потенциального покупателя происходит на нейтральной территории, что очень важно для обеих сторон с психологической точки зрения; во-вторых, выставка всегда несет в себе элементы праздника, некого шоу, на котором можно не только показать свой товар, но и «обыграть» его, чтобы сделать более привлекательным для посетителей; в-третьих, участие в выставке – комплексное мероприятие, и всегда есть широкий выбор возможностей: выставочная рекламная кампания, оригинальный дизайн выставочного стенда, проведение рекламных и PR – акций во время выставки.

Выставочная деятельность имеет ряд тонких моментов, особых условий, приоритетов и правил. Поскольку многие менеджеры сталкиваются с ними в процессе подготовки к выставке, но придают мало значения, часто ожидаемый от выставки результат получается ниже. Это только на первый взгляд в выставке нет ничего сложного.

В первом разделе данном курсовом проекте были рассмотрены исторические предпосылки возникновения фирменного стиля, а также был проведен анализ деятельности кондитерского магазина «Сладкий мир».

Было выяснено, что фирменный стиль, в современном его понимании, возник относительно недавно — менее ста лет назад, а сам термин устоялся в шестидесятых годах прошлого столетия, когда были переориентированы на мирные рельсы военные технологии и материалы, дающие производителям возможность резко увеличить производство разнообразной промышленной продукции высокого качества.

Основными клиентами торговой точки будут офисные работники, посетители торговых центров и бутиков. Магазин расположен в высоко проходимом месте. В среднем, мимо здания, в котором будет расположен магазин, проходит до 12 тыс. человек в день.

Предполагается, что ежедневно нас будут посещать до 100 человек. То есть 1% от общей проходимости. Пик посещаемости: с 11:00 до 15:00, когда будет формироваться основная выручка.

Помещение, в котором будет расположен магазин находиться в отличном состоянии. Ремонт в помещении не планируется. Для начала торговли достаточно установить торговое оборудование и завести товар.

Во втором разделе данного курсового проекта был проведен анализ аналогов и прототипов, а также была разработана концепция проектирования выставки.

Были рассмотрены несколько вариантов. Одна из них выставка Cersaie, которая проходила в итальянской Болонье 25-29 сентября 2017, единственная в своем роде тематическая экспозиция, посвященная керамической плитке, аксессуарам и оборудованию для ванных комнат.

Выставка была грамотно оборудована и оформлена по всем дизайнерским канонам. В оформлении выставки преобладала строгость и лаконичность форм; а так же красный цвет, символизирующий страсть дизайнеров к своему делу.

Еще один аналог – это выставка imm cologne, создает идеальную основу для уникального сочетания новейших трендов, актуальной дизайнерской мысли и деловых контактов на международном уровне. На своих эффектно оформленных стендах экспоненты imm cologne предлагают вашему вниманию комплексные концепции организации жилого пространства и инновационные решения интерьеров.

К началу разработки плана мероприятий по подготовке и проведению выставки желательно иметь концепцию выставки. Концепция представляет собой общий руководящий материал, содержащий результаты исследований рынка, выводы, позволившие принять решение о целесообразности проведения выставки, общую идею выставки, ее цели и задачи, особенности тематики, принципы группирования экспозиций, и другие условия, в которых будет осуществляться реализация проекта.

Выставка кондитерского магазина «Сладкий мир» по концепции проектирования включает в себя внутреннюю экспозицию с использование предлагающихся товаров, а также наружную реклама (билборд, штендер, лайтбокс, витрины, вывески).

Выставка концептуально зависит от созданного фирменного стиля магазина, и включает в себя логотип, слоган, фирменные цвета и шрифты для узнаваемости и привлечения клиентов.

В третьем разделе данного курсового проекта были разработаны интерьер и экстерьер выставки кондитерского магазина, а также наружная реклама выставки кондитерского магазина «Сладкий мир».

Разработка дизайна кондитерской – это не просто создание красивой картинки, которая предстанет перед глазами гостей. В проекте должны быть учтены все мелочи и детали, которые могут повлиять на комфортность пребывания в заведении. Для оформления кондитерской могут быть использованы различные интерьерные стили, в зависимости от того, на какую аудиторию рассчитано заведение, какие вкусовые предпочтения у заказчика и т. д. Но если вы нацелены на создание неповторимого интерьера, тогда лучше выбрать авторский дизайн. Такой проект будет отличаться не только нестандартными решениями в оформлении, но и наличием оригинальных, изготовленных специально для этой кондитерской элементов. Таким образом, удастся подчеркнуть уникальность заведения, создать фирменный стиль и привлечь клиентов не только вкусными сладостями и приятной атмосферой, но и особыми «фишками», которых больше нет ни в одном кондитерской.

Привлекают покупателей и хорошо оформленные витрины, показывающие срез ассортимента магазина. Большие окна позволяют заглянуть в торговые залы и получить представление о ассортименте, методах обслуживания. При входе в магазин дизайн и дружелюбная атмосфера должны вызвать у покупателя желание задержаться и изучить весь ассортимент.

Билборд – довольно распространённый и эффективный вид наружной рекламы особенно это заметно в городах где данные конструкции достаточно плотно стоят вдоль дорог, рекламируя всевозможные товары и услуги, также билборды могут размещаться на фасадах зданий супермаркетов, торгово промышленных комплексах и производствах, стройках, офисных зданиях. Штендер (от нем. stand – стоять, находиться) – мобильная (переносная) рекламно-информационная конструкция, которая устанавливается на улице в непосредственной близости от компании-рекламодателя. Хороший лайтбокс – это видимость бренда в любое время суток. Зимой, когда темнеет в рабочее время, Ваша вывеска будет мерцать среди десятков тусклых и невзрачных. Дизайн лайтбокса важен потому, что мы подбираем исключительно приятную цветовую гамму для глаз, ведь многие любимые нами оттенки будут некрасивыми в ярком свечении.

Данное исследование не исчерпывает очерченную проблему и предполагает дальнейшую работу над усовершенствованием определения теоретического обоснования и практической реализации принципов и методов проектирования выставок.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/razrabotka-firmennogo-stilya-i-logotipa/

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/razrabotka-firmennogo-stilya-i-logotipa/

1. Бове, Кортленд Л. Современная реклама. –Тольяти,1995.

2. Рекламная иллюстрация: креативное восприятие/ С. Пронин. 2003.

3. Рекламные процедуры Клеппнера/ Рассел Дж. Томас: Питер, 2003.

4. Реклама: новые технологии в России: учебное пособие/ Феофанов О. А, 2000.

5. Реклама: Принципы и практика/ У. Уэллс,: Питер, 2001.

6. Гольман Н.А. Рекламное планирование. Рекламные технологии. Организация рекламной деятельности, 1996.

7. Денисон Л.- Учебник по рекламе.- Минск, 1996.

8. Искусство рекламы: теория и практика современной рекламы.- Казань, 1992.

9. Рекламное дело/ Уткин Э.А., Кочеткова А.И.- 1997.

10. Грядущая реклама/ В. Шенерт- 1999.

11. Наружная реклама. Реклама на строительных сетках.- Е.Абудеева.- 2003.

12. Наружная реклама. Установка, которая стоит на крыше.-Адаева. Л.-1999.

13. Наружная реклама. Рынок наружной рекламы восстанавливается.-Балабанов, А.- 2000.

14. Наружная реклама. Технологии наружной рекламы.- Колоса. С.-1999.

15. Рекламные технологии. Реклама – в движении. Майорова. Л.- 1999.

16. Грейнер Л.К. Общие основы композиции промышленных изделий / Л.К. Грейнер – М: Знание, 1970. – 150 с.

17. Григорян Е.А. Основы композиции в прикладной графике: учеб. метод. пособие / Е.А. Григорян. – Ереван, 1986. – 32 с.

18. Гурський Ю.В. Photoshop CS4 Трюки і ефекти / Ю.В. Гурський. – СПБ: Видавничий дім: Пітер, 2009. – 400 с.

19. Дерибере М. Цвет в деятельности человека / Морис Дерибере: сокр. пер. с фр. А. М. Григорьева. – М: Стройиздат, 1964. – 183 с.

20. Дітріх Я. Проектування і конструювання. Системний підхід / Я. Дітріх. – М: Світ, 1981. – 456 с.

21. Зайцев К. Современная архитектурная графика / К. Зайцев. – М: Стройиздат, 1970. – 420 с.

22. Зернов В.А. Цветоведение / В.А. Зернов; под. ред. канд. техн. наук Б. А. Шашлова. – М: Книга, 1972. – 239 с.

23. Искусство рисунка: сборник / под ред. Г.В. Ельшевской. – М: Сов. художник, 1990. – 365 с.

24. Ковешнікова Н.А. Дизайн. Історія і теорія: навч. пособ. / Н.А. Ковешнікова. – М: Омега-Л, 2009. – 224 с.

25. Кошелев Н. Ф. Гигиена труда и защита от рентгеновского излучения на предприятиях электронной промышленности / Львов: Стандарт, 1970. – 126 с.

26. Кудрявцев А. Эволюция шрифтовой формы / А. Кудрявцев. – М: Принт, 2007. – 455 с.

27. Лобзин Ю.А. Графічний дизайн / Ю.А. Лобзин. – М: Рус. слово, 2008. – 203 с.

28. Маркс К. Энгельс Ф. Об искусстве / К. Маркс. – М: Лифшиц, 1976. – 120 с.