Дети любят уроки технологии больше других уроков. Ведь на уроках труда ребенок занят изготовлением милых его сердцу игрушек, в которых он видит своих друзей. Сочетание интеллектуальной и моторной деятельности создает атмосферу осмысленного труда.
Трудовому обучению принадлежит особая роль. Хотя уроки труда строятся на основе применения общих для всех школьных предметов дидактических принципов, их отличает ряд особенностей, например, ученики, занимаются не только познавательной, но и созидательной деятельностью, предметы, процессы труда выступают не просто как объекты изучения, но одновременно являются и средством наглядности, дидактическим материалом, служащим для активизации работы учащихся, техническими средствами обучения и т.д.
Особое место в системе трудового обучения занимают уроки труда по
работе с природными материалами. Сколько радости получает ребенок от сделанной своими руками игрушки из желудей, орехов, листьев! Не меньше удовольствия доставляет изготовление подарков и сувениров для родителей и друзей. Умелые руки и фантазия творят чудеса.
Актуальность работы .
процесс должен включать в себя эффективные формы и методы развития, воспитания детей на народных традициях и искусстве; самое ценное, созданное веками мудростью и культурой народа, должно включиться в систему воспитания и образования современного человека. Актуальность данной проблемы особенно значима в деятельности учителей начальных классов, ответственных во многом за духовное, умственное, нравственное, эстетическое развитие учащихся, без чего немыслима деятельность личность, потребность в которой столь остра в эпоху современных социально-экономических и культурных преобразований.
На основании вышеизложенного считаем тему данной курсовой работы актуальной и интересной в плане дальнейшего изучения.
Практическая значимость
Предметом исследования являются особенности работы по теме «Работа с природными материалами на уроках технологии в начальной школе».
Объектом исследования являются уроки технологии в современной начальной школе по теме «Работа с природным материалом на уроках технологии в начальных классах».
Курсовая технология работы с детьми с синдромом дефицита внимания
... вполне реально. Цель исследования – изучение технологии работы с детьми с синдромом дефицита внимания без гиперактивности. Объект исследования – дети младшего школьного возраста. Предмет исследования – генезис, развитие, формирование и преодоление синдрома дефицита внимания без гиперактивности. Задачи исследования: 1. ...
Цель: выявить, какова роль уроков технологии по теме «Работа с природным материалом на уроках технологии в начальных классах»; в развитии творческих и умственных способностей учащихся начальных классов.
Задачи: 1. Провести анализ методик, программ, позволяющих выявить, насколько успешно проходит процесс усвоения знаний по теме «Работа с природным материалом на уроках технологии в начальных классах»;
2. Определить, в каких условиях успешно проходит усвоение знаний по данной теме;
3. Провести анализ блока уроков по теме «Работа с природным материалом на уроках технологии в начальных классах».
Методы исследования:
Гипотеза: при выполнении заданий по теме «Работа с природным материалом на уроках технологии в начальных классах» у учащихся начальных классов развивается творческое, художественное, объемно-пространственное мышление. В процессе работы с природным материалом происходит развитие навыков мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки; повышается активность правой и левой полушарий мозга; развиваются интеллектуальные способности; улучшается глазомер; снижается тревожность.
Методологической основой
Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложения.
Во введении сформулированы цель и задачи работы, методологическая основа, изложена её структура.
Первая глава – теоретическая. В ней затронуты вопросы о природных материалах, используемых на уроках технологии в начальных классах, рассматриваются в иды работ из природного материала .
Во второй опытно-практической глав
Глава I . Развитие творческих способностей через работу с природным материалом на уроках технологии в начальных классах
§1. Природные материалы, используемые на уроках технологии в начальных классах
Ценным материалом к аппликационным работам из природного материала являются: засушенные листья, семена деревьев, овощей, например, семена клена или ясеня, известные как крылатки. Из них можно сделать уши для зайца, крылья для стрекозы, плавники для рыб и т.д. они имеют красивую внешнюю форму, что позволяют использовать их для оригинальных поделок. Очень специфична аппликация из семян клена. Работа с кленовыми семенами требует большой фантазии, творчества, выдумки.
Сбор семян осуществляется осенью, но семена должны быть не скрученными, иметь цвет и форму. Собранные семена освобождают от веточек и оставляют крылатку в паре. Раскладывают их между газетами, сверху кладут небольшой груз и оставляют до полного высыхания. Их аккуратно складывают в коробку. Срок хранения сухих семян не ограничен.
Рассмотрим некоторые виды растительного материала, которые наиболее часто используются для различных поделок в работе с учащимися начальных классов на уроках трудового обучения:
Хвоя.
Хвою используют: еловую, сосновую, пихтовую. Собирать можно в любое время года, в работе лучше использовать зеленую хвою. В работе с хвоей следует учитывать её особенность – иголки хвои колючие, хранить её необходимо в коробочке, банке.
Системы технологий промышленности. Строительные материалы
... и после этого правильно составить баланс производства и потребления материалов. По виду исходного сырья строительные материалы делят на: Природные; Искусственные; Минеральные; Органические; - Природные, или естественные, строительные материалы и изделия получают непосредственно из ...
Орехи.
Лесные орехи
4. Кедровые орехи
5. Скорлупа грецких орехов
Земляные орехи
Желуди.
4. Семена
5. Ветки.
6. Корки.
7. Листья.
Листья очень разнообразны по своей форме и расцветки. Листья можно использовать от разных деревьев, кустарников, цветов.
Из листьев можно сделать крылья бабочки, плавники рыбы, всевозможные узоры. Собирать листья лучше осенью, когда они особенно красивы.
Для сохранения и последующего использования их необходимо правильно заготавливать, засушить. Засушивание листьев производят, закладывая их между листами пористой сухой бумаги. На ней аккуратно в расправленном виде раскладывают в один слой растения; каждый слой сверху также закрывают бумагой. Стопку подготовленного таким образом природного растительного материала можно уложить в специальный пресс или просто придавить сверху тяжелым предметом. Можно листья через газету прогладить горячим утюгом.
Чтобы засушиваемые листья не почернели и сохранили цвет, листы газеты следует менять ежедневно. Обычно для полного высыхания листьев требуется от трех до семи дней. Хранить засушенный материал лучше всего в специальной папке, в которой отдельные экземпляры тоже имеет смысл переложить листами бумаги. Сухие листья очень хрупкие, ломкие.
8. Соломка
Заготовку соломы производят после созревания растения, когда она приобретает золотистый цвет. Для работы пригодна средняя и нижняя часть злаков. Срезают солому вместе с узлами или разрезают на части по узлам – так удобнее хранить материал. Обработанная солома для работы не пригодна, так как стебли у нее поломаны или смяты. Лучше использовать
свежую, ровную, не смятую комбайном, не подгнившую солому. Собирают солому вручную на обочине полей или пришкольном участке.
Для работы солому необходимо подготовить из трубочек сделать плоские ленты. Вначале выбирают круглые, ровные стебли, отрезают узлы и кладут солому на 1,5–2 часа в широкий сосуд с горячей водой для распаривания. Когда солома станет мягкой, трубочку разрезают вдоль и разглаживают горячим утюгом на сложенной в несколько раз газете. Материал можно заготавливать впрок.
9.
10. Ракушки.
Таким образом, на уроках технологии при работе с природным материалом используются разнообразные материалы, которые всегда можно найти исходя из местных природных условий. Каждый из этих материалов имеет свои свойства, специфику заготовки и хранения. Природный материал следует готовить заранее, рассортировать по видам и хранить либо в папках, либо в коробках. Это облегчает поиск во время работы и способствует лучшей сохранности. Удачно подобранный материал способствует закреплению положительных эмоций у детей, стимулирует желание трудиться, творить, обогащает знания о природе.
§ 2. Виды работ из природного материала
Работа с бумагой на х технологии как средство формирования знаний ...
... технологии. 1. Изучить методическую, психолого-педагогическую литературу по проблеме; 2. Выявить знания учеников 2ого класса о видах и свойствах бумаги; ... приняли участие 25 учеников 2 «Е» класса. 1.1 История зарождения бумаги и ее использования Первые листы для записи информации ... бумаги любое сырьё и отходы растительного происхождения; лубяные волокна тутового дерева и ивы, побеги бамбука, солому, ...
Аппликация из соломы.
Аппликации из соломы необычно привлекательны: они отливают золотом, перламутром.
Аппликации из соломы могут быть нескольких видов: предметная, сюжетная, декоративная. В работе с соломой придерживаются тех же правил, что и в аппликации из бумаги, но при разработке композиции надо избегать сплошной заклейки изображениями из соломы, оставлять больше воздуха вокруг изображений, не усложнять композицию мелкой деталировкой.
Выполняют аппликацию в определенной последовательности, начиная с выбора сюжета. Составление эскиза – следующий, очень ответственный этап работы над аппликацией из соломы. Здесь есть свои тонкости. Успех работы зависит от того, в каком направлении наклеивается каждая соломина. Поэтому на эскизе следует простым карандашом нанести линии, по которым будут наклеиваться соломины.
Переведение эскиза на фон не менее ответственный момент в работе над аппликацией, чем составление эскиза. На обратную сторону эскиза надо
нанести сплошной штрих белым карандашом или сухим кусочком мыла. Заштрихованной стороной положить эскиз на фон и по всем линиям прорисовать простым карандашом. Линии переведенного рисунка на фоне
будут белыми. Они хорошо видны на чёрном фоне и в отличие от копировальной бумаги не пачкают аппликацию.
Самое сложное в аппликации из соломы – это наклеивание соломенных лент. До наклеивания их раскладывают по цвету. Затем разрезают их на отрезки нужного размера, вырезают из эскиза изображение, например, лист, разрезают его по прожилке пополам; одну половинку промазывают клеем и переносят ее на сухую чистую бумагу, и только после этого приступают к накладыванию отрезков соломенных лент. Отрезки соломенных лент должны быть больше изображения. При наклеивании их укладывают близко друг к другу, не допуская просветов. Груз, под которым высушивают аппликацию из соломы, должен быть значительно тяжелее, чем груз, необходимый в работе с бумагой. Когда наклейка хорошо высохнет, лишнюю солому срезают по краю бумажного изображения. Заготовленные таким образом изображения промазывают с обратной стороны клеем, наклеивают на фон и вторично высушивают под грузом.
Есть и другой способ наклеивания соломенных лент: их наклеивают на бумагу, плотно подгоняя одну соломенную ленту к другой. Из заклеенного соломенного полотна выкраивают нужные формы.
В готовой аппликации допустимо тонирование мелких деталей и орнаментов выжиганием.
Аппликации из соломы, помещенные под стекло и окантованные, лучше сохраняются, чем без стекла.
Аппликация из засушенных растений.
природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие, художественный вкус. Надо иметь богатую фантазию, чтобы из
листьев липы сделать яблоки или из осенних листьев осины – грибы, из листьев тополя – репку, а из зелени морковки – деревья.
Подготовить растения для выполнения из них аппликаций можно по-разному: засушить их под прессом или сушить под горячим утюгом.
«Особенности использования природных материалов на х технологии ...
... место и значение работы с природным материалом в образовательном процессе начальной школы. 3. Проанализировать опыт использования природных материалов на уроках технологии в начальной школе и выявить ... закончиться видимым, осязаемым результатом. Для решения задач исследования были использованы следующие методы: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические (практические): ...
Засушивают растения под прессом так: заготавливают обёрточную или фильтровальную бумагу (эти сорта бумаги хорошо впитывают влагу).
Затем складывают лист пополам (в виде книжки), приготавливают несколько газет для прокладок и груз. Прокладка кладётся под книжку и сверху неё.
Если собранные растения влажные, их предварительно просушивают. Листья, траву и цветы кладут внутрь книжки. Книжки с растениями можно накладывать друг на друга, но обязательно нужно следить, чтобы их отделяли прокладки из газет. На последнюю, верхнюю прокладку кладут фанеру или дощечку, а на неё – груз 10-15 кг. Прокладки ежедневно проверяют, заменяя отсыревшие газеты сухими. Обычно в течение 4-6 суток
растения полностью высыхают. Засушивать растения можно только в сухом помещении.
Другой способ, позволяющий быстро получить засушенные растения, заключается в следующем: на стопу газет кладут листья, сверху покрывают одной газетой. Затем проглаживают горячим утюгом, после чего переворачивают на другую сторону, передвигают на новое сухое место и снова проглаживают. Листья высыхают в течение 2-3 минут. Этот способ засушивания особенно хорош для листьев ландыша, клёна, боярышника, осоки и других декоративных трав.
Многие растения при высушивании теряют свой первоначальный цвет. Чаще это происходит с растениями, имеющими голубые и белые цветки.
Травы тоже меняют цвет. Полезно знать растения, наиболее стойко переносящие засушивание. Это тюльпаны, георгины, золотые шары, пионы, гвоздики Шабо, красный мак, шиповник.
Монотипия
Для создания композиции в технике монотипия с применением природного материала можно использовать листья различных пород деревьев (берёза, дуб, осина, клён, рябина) и кустарников (боярышник, орешник, смородина, сирень, жасмин, черноплодная рябина).
Можно использовать и листья овощей (петрушка, морковь), но они требуют в работе аккуратности, так как очень тонкие и непрочные.
Собранные листья промывают водой и высушивают под небольшим давлением в книге. После сушки они должны быть плоскими, но с ярко выраженной структурой листа. Гладить утюгом листья нельзя, иначе фактура
листа пропадёт, они становятся ломкими. Травы для высушивания расправляют и кладут под большой груз.
Техника изготовления отпечатков довольно проста, но требует аккуратности и определённых навыков в работе с таким материалом, как листья и травы. Эти материалы нельзя сильно гнуть, дёргать, нажимать на них, поскольку они ломаются и вторично использовать их уже нельзя.
Лист или травку кладут на газету и сторону, с которой будут делать отпечаток, покрывают краской, затем её поднимают и, перевернув, кладут на подготовленную бумагу. Аккуратно по всей площади листа прижимают к бумаге пальцами. Если он большой или хрупкий, лучше сверху наложить лист бумаги и прижимать уже через него. Сильно давить нельзя, так как лист
Разработка содержания домашней самостоятельной работы учащихся ...
... урока, содержания учебного материала, уровня подготовки и возраста учащихся. В педагогической деятельности учителя встречаются определенные недостатки и трудности организации самостоятельной работы на уроке. Поэтому рассмотрение важнейших сторон самостоятельной работы ... разработке теории обучения, однако, ряд актуальных вопросов теории и практики самостоятельной работы ... и самостоятельную работу по ...
или травинка могут «приклеиться» и отделить их от бумаги, не повредив и не испортив отпечаток, не удастся.
Поделки из корней и веток.
Бывают корни, где явно виден какой-либо зверёк или фантастическое чудовище. С таким материалом работать легко. И, наконец, встречаются корни, где видны лишь отдельные детали, части представляемой поделки.
Из веток деревьев, так же, как и из корней, можно сделать большое количество разнообразных поделок. Необходимо помнить, что нельзя ломать
ветки растущих деревьев. Материал подбирают обычно в местах обрезки уже со спиленных деревьев. Для работы нужны небольшие, с отростками ветки. Принцип изготовления игрушек такой же, как и из корней.
Поделки из желудей.
Из жёлудей, используя их природную форму, можно сделать много различных самоделок, а также применять их в качестве дополнительного материала.
Соединение желудей производят на шипах, т. е. небольших палочках, вставленных в отверстия желудей или пластилином. В свежих, невысохших
желудях отверстия делать несложно: их либо сверлят, либо прокалывают шилом с соблюдением необходимых мер предосторожности.
Изделия из ракушек.
Для туловища, головы и других частей подбирают симметричные пары ракушек, складывают их вместе и склеивают. Если ракушки плохо подходят друг к другу, то их обрабатывают на наждачном камне, чтобы уменьшить зазор между ними. Соединяют детали быстросохнущим клеем.
Такие поделки используют в качестве сувенира, подарка на праздниках, в день рождения. Хорошие игрушки можно сделать на фанерной основе, окрашенной в разные цвета.
Таким образом, существует множество различных видов работ из природных материалов, создаваемых при помощи творческого воображения и фантазии.
§3. Инструменты и дополнительные материалы
Для изготовления поделок., помимо материала, необходимо иметь простейшие инструменты (Приложение 3).
Шило. Длина ручки шила должна быть примерно 5-7 см, диаметр -1,5-2 см; длина колющей части — 3-3,5см. Шило должно быть не очень толстым, но сделано из прочного материала.
Ножницы. Для работы детям нужны небольшие ножницы с тупыми концами, с кольцами, соответствующими размеру детской руки.
Нож рекомендуется маленький (но не перочинный), с тупым концом; длина лезвия 13-15 см.
Иголка нужна крупная швейная, ее необходимо хранить на маленькой салфетке либо в игольнице со вдетой в нее ниткой.
По технологии : «Продуктивное использование новых образовательных ...
... технологий, для своей работы я отобрала и использую: здоровье сберегающие технологии; личностно-ориентированные технологии; информационно-коммуникационные технологии; технология проектного обучения; технология обучения в сотрудничестве; игровые технологии. Требования к учителю и уроку технологии ... к изучаемому материалу и т.п. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем ...
Карандаш простой
Краски необходимы для оформления отдельных деталей игрушки. Рекомендуется использовать краски гуашевые (кроющие) в специальных наборах или в отдельных флаконах. Эту густую краску перед рисованием нужно развести водой.
Кисточки (мягкая для рисования, более жесткая для клея).
Для рисования лучше использовать беличьи кисточки (№ 4 и 6).
Перед ри сованием следует вспомнить приемы работы: кисть нужно хорошо пропитать краской; линии следует проводить один раз; вести кисть можно только в направлении по ворсу, иначе она лохматится. Чтобы рисунок получился красивым, нужно не забывать своевременно обма кивать кисть в краску, не проводить по одному месту несколько раз.
Для клея нужны специальные кисточки, с твердым ворсом. С помощью клея соединяются многие игрушки из природного материала, особенно он необходим для соединения деталей поделок из ракушек.
Стека — инструмент, применяемый в процессе лепки из глины или пластилина (для обработки поверхности изделия).
Стеки бывают различных размеров; для детей рекомендуется длина 10-12см. Стеку легко сделать, например, из пришедшей в негодность кисточки: заострить один ее конец, а другой срезать с двух сторон и закруглить.
Щипчики желательно маникюрные или со сведенной перекру ченной передней частью. Они используются для закручивания прово лочки при изготовлении игрушек из соломы, мочала и других материа лов.
Плоскогубцами, клещами, сверлом
Для изготовления поделок из ракушек, помимо общих инструментов, необходимо иметь специально для работы с этим материалом на пильник, пилку маникюрную, гуашь всех цветов, лак масляный светлый.
Воспитателю нужно хорошо знать особенности инструментов, наи, При изготовлении игрушек часто используют дополнительные ма
Бумага. Различают писчую, плакатную, фильтровальную, конверт ную, альбомную, бархатную, обложечную, обойную, афишную, копировальную, пергаментную, оберточную бумагу. Виды бумаги отли чаются друг от друга по толщине, плотности, окраске, назначению.
Дети любят работать с цветной бумагой различных оттенков, которая легко режется, поддается сгибанию, склеиванию.
Фольга. Так называют тонкие металлические листы (из цветных металлов или сплавов — свинца, олова, алюминия), употребляемые для украшения поделок, переплетов.
Пластилин.
Проволока является необходимым материалом для скрепления частей игрушки, в частности для изготовления каркаса игрушек из со ломы, и для других целей. Наиболее удобна медная проволока (она мягкая, гибкая и прочная) диаметром 0,35, 0,29мм. Для каркаса игрушек нужна проволока большего диаметра – 1-1,5мм.
Основные принципы работы технологии беспроводной связи
... (англ. Worldwide Interoperability for Microwave Access) — телекоммуникационная технология, разработанная с целью предоставления универсальной беспроводной связи на больших расстояниях для широкого спектра устройств ( ... частью стандарта IEEE 802.15.1. Работы по созданию Bluetooth компания Ericsson Mobile Communication начала в 1994 году. Первоначально эта технология была приспособлена под потребности ...
Нитки лучше использовать толстые, цветные ( Mb 10).
Клей нужен разных марок: белый клей ПВА, клей «Марс», БФ и др. Однако школьникам лучше пользоваться клеем ПВА.
Цветные лоскуты
Использование каждого из видов дополнительного материала будет зависеть от замысла, проявления творчества, мастерства, смекалки детей, от степени развития их воображения.
В качестве дополнительных материалов используют
Для хранения дополнительного материала надо иметь небольшой ящик с ячейками, предназначенными для каждого вида материала. Ящик может находиться и в секционном шкафу, на полке, рядом с другими материалами.
Вывод: На уроках технологии в начальных классах для изготовления различных видов работ используются самые различные природные материалы, специфичность, оригинальность и особенности которых дают детям прекрасную возможность выразить себя, показать свои творческие способности и просто приобщиться к природе, не причиняя ей при этом ущерба.
Глава II . Опытно-практическая
§1. Цели и задачи комплекса уроков технологии в начальных классах по разделу «Работа с природным материалом»
Мы разработали учебно-методический комплекс для уроков технологии в начальных классах по разделу «Работа с природным материалом» и апробировали с учащимися 3 «Б» класса школы №5 города Бугульмы.
Наш комплекс состоит из 24 схем уроков, включающий учебный материал, сориентированный не на определённую программу, а на знания и умения, которыми должен овладеть ученик за 4 года на уроках технологии, изготовляя поделки из природных материалов. Из них на преддипломной практике мы использовали 5 уроков.
Содержание работ по разделу «Работа с природным материалом» направлено на:
-
ознакомление учащихся с природными материалами, их основными свойствами, технологическими операциями, выполняемыми ручными инструментами, доступными возрасту младших школьников, владеющих приёмами и правилами безопасной работы при изготовлении поделок, обеспечивающих все стороны жизни ребёнка: учебные пособия, оформление праздников, помещения, организация свободного времени (игры, игрушки, сувениры);
- овладение необходимыми общетрудовыми умениями и навыками;
— анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности;
-
развитие творческого мышления;
18 стр., 8953 словДипломная работа по технологии 5 класс
... условия организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии ( обслуживающего труда) в 5 классе. Глава 1. Роль и место проектной ... к обучению по предмету, и как следствие этого – повышение качества их творческих работ. Работа по методу проектов ... технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной ...
-
содержание сельскохозяйственного труда;
- обучение младших школьников умение вести наблюдения за явлениями природы, жизнью растений;
- формирование у них интереса к природе, бережного и заботливого
Работа с природными материалами включает освоение учащимися простейших способов и приёмов работы с ними, приобщает детей к различным видам народных промыслов, развивает творческие способности и эстетическое воспитание младших школьников.
Учебным планом на технологию в 1-4 классах в настоящее время отводится 218 часов, из них на раздел «Работа с природным материалом» 16 часов. Исходя из этого, составлен наш методический комплекс уроков, структура которого имеется в приложении 2. (см. Приложение 1)
§2. Структура планирования
В графе №2 указаны класс, номера уроков в теме, название темы и изделия для изготовления. Их конструкция хорошо известна учителям начальных классов. Поэтому на рисунках помещен лишь общий вид поделки. Как правило, от класса к классу время на изготовление поделок возрастает, поскольку конструкция усложняется, увеличивается объём новых, не известных ранее операций. Предложенное изделие может быть заменено другим, но она должна дать возможность изучить указанные технико-технологические операции и сформировать нужные знания и умения.
В графе №3 кратко указан теоретический материал, являющийся базой, В графе №4 приводятся краткие схемы основных этапов уроков-, План составляется в разной форме: устно, с записью операций на доске,
Отдельным этапом урока часто выделяется бригадный показ новой операции: пока все учащиеся выполняют известные операции, учитель показывает на своём рабочем месте приёмы работы и вполголоса объясняет бригаде (один ряд), как держать инструмент и т.д.
При освоении особенно трудного для запоминания материала структура урока может включать операционный диктант — фронтальную работу, при которой учащиеся выполняют задание шаг за шагом вслед за учителем.
Особое внимание в данной графе уделяется всем видам разметки как основной операции, определяющей, в конечном итоге, качество всего изделия.
Количество времени, отводимое на занятие по указанной теме (2, 3, 4
В графе №5 по каждому занятию обозначены в основном не общетрудовые, формируемые всем трудовым обучением знания и умения (умение планировать деятельность, готовить рабочее место, знания о правилах хранения и использования инструментов, о правилах поведения на уроках технологии), а конкретно относящиеся к запланированной деятельности, обязательно вытекающие из изучения технических сведений и практической работы над указанным изделием. Причём следует учесть, что в течении одного занятия знания и умения не могут быть полностью сформированы, перечень лишь обращает внимание учителя на обязательную работу над ними.
В графе №6 перечислены средства обучения, необходимые для*
§3. Анализ проведенной работы по учебно-методическому комплекту по теме «Работа с природным материалом на уроках технологии в начальных классах»
Многие педагоги, ведущие занятия с природными материалами в начальной школе на уроках технологии отмечают в итоге занятий рост внимания, сосредоточенности, гибкости логического и образного мышления и повышение интереса к учебе в целом.
Важно подумать о сохранении, укреплении интереса к самим занятиям с природным материалом.
Моя программа занятий по работе с природным материалом для обучающихся 3-х классов общеобразовательных школ включает следующие темы:
-
Экскурсия в парк. Сбор природных материалов
-
Сортировка, закладка на хранение плодов и листьев, стеблей соломы
-
Настенное панно на картоне из листьев «Каркуша»
-
Композиции из соцветий на картоне, оклеенном листьями
-
Плоские аппликации из разглаженной соломки
-
Пасхальные сувениры – игрушки из скорлупы
-
Объемные игрушки из природных материалов «Путешественницы», «Бедная Баба-Яга», «Веселые медвежата»
Уроки проводились на преддипломной практике в г. Бугульма, школе № 5, в 3«Б» классе. На этих уроках обучающиеся изучали приемы подготовки природного материала, правила безопасного использования инструментов и материалов, применяемых при обработке природных материалов. На уроках отмечается та же закономерность, что проявляется и на всех остальных школьных предметах. Одни проявляют себя творцами, другие довольствуются ролью подражателей, исполнителей.
Необходимо сохранить и укрепить интерес к занятиям с природным материалом, учить видеть красоту вокруг. На занятиях мы использовали презентации, чтобы сохранить и укрепить детский интерес в рамках работы с природным материалом.
Очень важно на уроках по работе с природным материалом последовательно усложнять или изменять работы в зависимости от индивидуальных способностей ребёнка. Так, от занятий, где сначала объясняется последовательность работы, постепенно переходят к более сложным формам и образам. Например, самостоятельная работа на основе лишь зрительной демонстрации, конструирование только по словесному описанию. В таких случаях очень хорошо видны способности обучающихся и как эти способности надо развивать. Особенно хорошо работа с природным материалом выявляет творческие способности детей, что и является главной задачей общеобразовательной школы.
Чтобы разнообразить процесс работы с природным материалом, используем в работе и такой приём, как занимательные беседы о природе в целом. Это и презентации об уникальных поделках и авторские работы, и различные форумы в глобальной сети интернет, и тематические выставки работ из природного материала.
Таким образом, эти и другие организационные и педагогические приёмы обеспечивают стабильно высокий интерес школьников к урокам по работе с природным материалом.
Вывод. Интерес обучающихся к работе с природным материалом на уроках технологии в начальных классах, связан с тем, что дети в процессе работы имеют возможность сближения с родной природой, выявляют и развивают свои творческие способности. Действительно, в работе с природным материалом развиваются самые разнообразные способности: моторика и воображение, размышление и фантазия, стимул быстрого результата. Если обучающийся утомляется, он тут же может переключиться на другой элемент работы: от конструирования переходит к игре в готовую фигурку, изучает последовательность конструирования понравившегося образа, читает новые схемы, компонует готовые образы в панно.
Заключение, Работа с природным материалом заключает в себе большие
Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыков придет и ловкость в работе. На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А.С. Макаренко. Он указывал, что материалы «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру… в игрушке — материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии».
Приступая к изучению темы «Развитие творческих способностей через
- выявление и развитие творческих способностей учащихся при работе с природным материалом;
- определение условий, при которых успешно происходит развитие творческих способностей учащихся;
- выявление видов работ по технологии в начальных классах по теме
Знания, даваемые детям на уроках по природному материалу, расширяют их кругозор, обогащают представления об очень распространённых в жизни человека материалах и их свойствах.
Основное место на уроке технологии занимает практическая работа учащихся, в результате которого создаётся изделие определённого функционального назначения. Процесс изготовления любого изделия требует от ребёнка активных действий. В тоже время трудно сказать, на сколько активен ребёнок внутренне. Именно преобладание репродуктивной деятельности младших школьников следует считать одним из главных недостатков современного урока технологии. Учащиеся в большинстве случаев ориентируются на создание копии изделия, демонстрируемом учителем в качестве образца. Реализация творческих возможностей учащихся, как правило, возможна лишь на этапе оформления изделия. Причём необходимо отметить, что формирование у детей умения грамотно, с учётом функционального назначения оформлять изделие, специального внимания не уделяется. Каждый ребёнок оформляет изделие произвольно, сообразуясь с собственным пониманием целесообразности и красоты.
Перед школой стоит задача сформировать творческую личность,
Задания творческого характера — это задания, предполагающее вариативность решения и рассчитанные на реализацию творческих возможностей учащихся. На уроках технологии в начальных классах задание творческого характера связанно с изменением конструкции изделия (количество, формы, размеров, способов соединения комплектующих деталей), с заменой материалов и с различным оформлением изделия.
Разработав и применив на практике наш комплекс уроков по разделу
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/po-tehnologii-v-nachalnyih-klassah/
-
Батышев С.Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2007. – с. 219.
-
Беляков Н.Д., Покровская А.И., Цейтлин Н.Е. Кружок «Умелые руки» в школе. – М., 1957. – с. 158.
-
Бубекина Г.В., Гославская Т.П. Самоделки из природного материала. – М., 1960. – с. 180.
-
Винер А.В. Материалы и техника мозаичной живописи. – М., 2003 – с. 95.
-
Гусакова М.А. Аппликация. – М., 2003 – с. 153.
-
Крылова О.Н., Самсонова Л.Ю. Поурочные разработки по трудовому обучению. 1 класс. Учебное пособие. – М.: изд. «Экзамен», 2006. – с. 86.
-
Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. М., 2003. – с. 92.
-
Майорова И.Г. Трудовое обучение в начальных классах. – М., 1978. – с. 147.
-
Неменский Б.М. Мудрость красоты // О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. – М.,2000 – с. 210.
-
Новожилов Э.Д. Технология и предпринимательство.-М.: МПУ, 2006. – с. 87.
-
Основные понятия технологического образования. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: Соловьянюк, В.Г. – Бирск, 2007. – с. 114.
-
Пожидаева С.П. Курсовые и выпускные квалификационные работы на факультете технологии и предпринимательства. – Бирск: гос. соц-пед. Акад., 2006. – с. 43.
-
Самородский П.С. Дидактические основы специальной подготовки учителя технологии и предпринимательства. – Брянск: Издательство БГПУ, 2000. – с. 68.
-
Неменский Б.М. Мудрость красоты // О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. – М., 1987. – с. 210.
-
Мамина В.С. Самоделки из природного материала. – Брянск: Издательство БГПУ, 2003. – с. 60 – 65.
-
Махмутов П. И. Методика преподавания технологии в начальных классах. – М., 2003. – с. 105.
-
Каменский Н. В. . Учебное пособие. – М.: изд. «Экзамен», 2006. – с. 86.
-
Попов М. А. Трудовое обучение в начальных классах. – М., 1978. – с. 147.
-
Бубекина Г. В. Материалы и техника мозаичной живописи. – М., 2003 – с. 95.
-
Беляков Н. Д. Поурочные разработки. – М., 2005. – с. 55 – 68.