Развитие творческих способностей учащихся на х технологии

Курсовая работа

педагог творчество коммуникационный информационный

Одной из основных задач уроков технологии является трудовое воспитание. «Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; должно дать ему возможность найти для себя любимое занятие в жизни, возможность реализовать себя и отыскать свое призвание. Но таким ли является воспитание в наше время?

Воспитание должно заботиться, чтобы, открыть учащемуся возможность найти себе полезный труд в мире и внушить ему неутолимую жажду труда.

Образовательная область предмета «Технология» способствует развитию у учащихся функциональной технологической грамотности, общетрудовых знаний и умений, необходимых по всех сферах профессиональной деятельности, формирует такие важные качества личности, как трудолюбие, уважительное отношение к труду, бережливость, упорство в достижении поставленной цели, предприимчивость, творческий подход к принятию решений.

Занятия по технологии, как и по любому другому предмету, представляет собой законченный, целостный, ограниченный временными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса, логическую единицу темы, раздела, курса. Оно является звеном в цепи и решает конкретные образовательные и воспитательные задачи, которые определяются программой трудового обучения. «право свободного развития каждой личности» [13, с. 30].

Исходя из этого, можно сформулировать конкретные задачи изучения технологии на каждой школьной ступени.

В начальной школе образовательная область предмета «Технология» решает следующие задачи: привитие детям любви и привычки к труду, развитие чувства удовольствия от процесса участия в нем и удовлетворения его результатами, обеспечивает понимание роли труда в жизни людей, ознакомление с материалами и ручными инструментами, применяемыми в быту, и получение навыков ручной работы. Необходимо также привить учащимся навыки аккуратности, бережливости, трудолюбие. Результатом обучения должны стать общая положительная установка на труд, начальные знания о труде и элементарные трудовые навыки.

В среднем школьном звене должна быть продолжена работы по выработке взглядов, системы ценностей, психологических установок, качеств личности, которые необходимы для того, чтобы стать эффективным работником, и позволяют, с одной стороны, быть полезным обществу, а с другой — реализовать личные устремления. «Основа школы и источник ее успехов и усовершенствования есть саморазвитие человека, применение к школьному обучению тех начал и методов, которыми совершаются самовоспитание и самообразование» [6, с. 357]. В процессе обучения необходимо ознакомить с отраслями народного хозяйства, видами труда, распространенными профессиями, научить использовать наиболее часто применяемое оборудование и инструменты, вовлечь в общественно полезные труд, который является необходимым условием воспитания и становления гражданина и труженика. «Полученные знания, умения и навыки должны быть достаточными для оптимального выбора школьниками своей будущей карьеры» [15, с. 17].

23 стр., 11450 слов

«Возможности использования инновационных подходов на уроке технологии»

... либо препятствовать инновационному процессу [1]. Педагогическая инновация — это нововведения в педагогической деятельности, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания. Педагогические инновации направлены на повышение эффективности воспитания и образования: введение в цели, ...

Итогом обучения в старшей школе должны стать умения обосновывать цель деятельности с учетом общественных потребностей; находить и обрабатывать необходимую информацию; сотрудничать в коллективе, объективно оценивать свои профессиональные возможности и уметь соотносить их с реальной обстановкой на рынке труда; получение профессиональной начальной подготовки, позволяющей включиться в трудовую деятельность или продолжить образование в специальных учебных заведениях.

Реализация этих целей, дополненная последовательной работой по профориентации, помогла грамотному формированию и исполнению личных планов школьников.

В процессе обучения педагог создает необходимые условия, вооружает школьников технологическими знаниями и практическими умениями, организует работу по их освоению и руководит ею. В результате этого процесса учащиеся проходят путь от «незнания» к «знанию», от «неумения» к «умению». Обучение будет успешным, если знания и умения усваиваются учащимися в строгой последовательности, постепенно, в порядке возрастающей трудности.

Тема выпускной квалификационной работы актуальна, она интересна и востребована в настоящее время.

Эмпирической базой исследования является, в которой автор работы работает учителем технологии.

Объект исследования : развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии.

Цель работы : анализ средств, форм и различных приемов, способов развития творческих способностей учащихся на уроках технологии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие зад а чи:

1. Раскрыть принципы управления творческим процессом;

2. Рассмотреть структуру творческого процесса;

3. Разобрать уровни развития творческого потенциала у учащихся;

4. Рассчитать экономические затраты для выполнения творческого проекта, на уроке «Технология».

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработки, полученные в ходе данной работы, могут применяться в общеобразовательных школах, а также в учреждениях дополнительного образования.

Вопросы, выносимые на защиту:

1. Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии.

2. Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках технологии.

1. Творчество как необходимый компонент развития личности в современном обществе

1.1 Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии

В практикуемой методике преподавания, к сожалению, до сих пор мало внимания уделяется развитию творчества, самостоятельности, инициативы учащихся. Деятельность носит в основном воспроизводящий характер: учитель показывает, как и что делать, а ученики копируют его действия. Данный стиль работы не способствует развитию творческих способностей учащихся. На протяжении полутора лет свою педагогическую деятельность планирую так, чтобы максимально развивать творческие способности учащихся средствами предмета. Предмет «Технология» — это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Мы успешно реализуем эти возможности, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы, на собственное педагогическое творчество. В нашей школе есть все условия для развития творческого потенциала учащихся средствами предмета: хорошая материально-техническая база, система, позволяющая обеспечить переход от репродуктивных действий к творческим, множество наглядных средств, творчество учителя.

27 стр., 13144 слов

Развитие творческих способностей учащихся с нарушениями слуха ...

... в получении информации. В связи с этим, развитие творческого мышления у таких школьников достаточно проблематично в рамках традиционной методики преподавания информатики. Использование средств информационных технологий в процессе обучения информатике, в том числе направленного на развитие творческих способностей слабослышащих ...

Время, в которое мы живем, выдвинуло перед школой задачу воспитания свободной, творческой, образованной, культурной и активной личности. Актуальной проблемой является проблема развития творческих способностей человека. Большая роль в этом отводится школе, и огромный вклад в развитие творческих способностей вносит наш предмет. Ведь развивать творческие способности человека — это, прежде всего, воспитывать творческое отношение к труду. При этом труд рассматривается как источник формирования познавательной деятельности, самостоятельного отношения к поставленной задаче. Творческое отношение к труду — это одновременно и воспитание любви к делу, и стремление к познанию его особенностей, которые в свою очередь стимулируют испробовать свои силы, добиться успеха. В процессе творческого отношения к труду вырабатываются такие ценные качества, как настойчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы, т.е. те качества, без которых невозможно творчество.

Развитие творческих способностей учащихся средствами предмета» является актуальной т.к. в любое время необходимы люди, способные активно, творчески решать стоящие перед ними задачи.

В массовой практике в школе встречаются следующие противоречия: между стремлением личности к творчеству, самовыражению и узкими рамками программных требований. Для устранения данного противоречия необходимо ориентировать содержание учебных программ на творчество.

Ведущей педагогической идеей считаются — развитие творческих способностей учащихся. В процессе преподавания предмета решаются следующие задачи: привитие знаний и умений по ведению домашнего хозяйства, формирование политехнических знаний и экологической культуры, развитие самостоятельности и способности решать творческие задачи, обеспечение учащихся возможности профессионального самоопределения, воспитание трудолюбия и культуры труда, развитие эстетического чувства и художественной инициативы. Исходя из поставленных задач, можно выразить следующие идеи:

1) творчеству нужно и можно учить;

2) творческое начало не является природным качеством ума;

Для формирования творчески активной личности, способной к саморазвитию используется следующее:

  • развитие творческой активности учащихся;
  • включение учащихся в творческую деятельность;
  • использование методов проблемного обучения;
  • развитие качеств творческого мышления: самостоятельность, критичность и т.п.

Развитие творческих способностей учащихся можно реализовывать, опираясь на следующие принципы:

5 стр., 2150 слов

Тренажерные устройства и их роль в развитии способностей человека

... и укрепляет сердечно-сосудистую систему. 2.8 Силовые тренажерные устройства Конструкций силовых домашних тренажеров - великое множество. От универсальной скамьи для развития мышц пресса и упражнений с гантелями ...

1) принцип развития мотивации к творческой деятельности;

2) принцип развития умений самообразования и самовоспитания;

3) принцип приоритета творческой деятельности;

4) принцип согласования педагогического процесса и индивидуальных особенностей учащихся;

5) принцип выбора форм обучения, обеспечивающих самостоятельность и творчество учащихся.

В начале 80-х годов советские исследователи Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин поставили перед собой проблему, — какими качествами должен обладать человек, чтобы быть творческой личностью? Суть этих решений сводилась к тому, что творческая личность должна обладать слишком большим комплексом качеств, что затрудняло их целенаправленное воспитание. К тому же часть ученых придерживалась позиции, что творческие способности передаются по наследству от родителей к детям и их невозможно воспитать. Для решения этой проблемы Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин проанализировали свыше тысячи биографий творческих личностей. В результате исследования было установлено, что творческая личность обладает следующими качествами:

  • умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность ее достижению;
  • умение планировать, самоконтролировать свою деятельность;
  • умение находить и решать проблему;
  • Именно эти качества необходимо развивать для раскрытия творческого потенциала учащихся.

Так, например, при изучении темы «Основы проектирования» наилучшим образом создаются условия для развития творческих способностей, самостоятельности учащихся. Выполняя проектные работы, школьники на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и использования на практике. При проектировании учащихся приобретают опыт решения нетиповых задач.

Выбирая тему проекта и выполняя, его учащиеся находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. Проектный метод позволяет не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. Перед выбором темы проекта мы предлагаем учащихся минимальное количество примерных тем. Упор делается на то, чтобы учащихся самостоятельно придумали тему, которая должна быть им интересна.

Проект выполняется по определенному плану. Мы предлагаем подойти к каждому пункту проекта творчески.

Пример: В пункте проекта «Разработка идей, вариантов» включила подпункт «Фантазии от ……. (имя девочки)». В нем уч-ся придумывают только свои модели, рецепты и т.п.

В пункте проекта «Составление схемы обдумывания» предлагается не просто перечислить составляющие схемы, а оформить схему творчески.

При выполнении проектов должна быть выполнена практическая работа. Упор делается на то, чтобы учащиеся практически представили то, что придумали сами. Большое внимание уделяем оформлению проектов. Необходимо поощрять любую творческую фантазию, проекты должны быть яркими, красочными.

В данной работе опираемся на разделы «Культура дома», «Технология обработки ткани и пищевых продуктов» из программы «Технология». При составлении тематического планирования учитываем возрастные особенности учащихся, а также возрастные особенности детей. На уроках используем различный уровень обучения, применяем дифференцированные задания.

50 стр., 24655 слов

Проектирование школьной формы для девочек

... работ позволит спроектировать конкурентоспособные модели школьной формы для девочек, ... Например, использование усовершенствованной конструкции деталей, разработанной на основе более точных методов для малооперационной технологии ... школьная форма из костюмной ткани предназначена для девочек средне - школьного возраста ... комфортного состояния учащейся, но и ... препятствуя расслоению по принципу « ...

Например, при выборе модели фартука в 5-м классе, предлагаются учащимся разные по степени сложности модели: низкий уровень обучения — цельнокроёный фартук с простейшими элементами отделки; средний уровень — цельнокроёный фартук с накладными карманами и отделкой; высокий уровень — цельнокроёный фартук с изменением деталей (например, карман в форме сердечек с оборкой, фартук в форме матрёшки и т.п.), внесение более сложных элементов отделки: аппликация, вышивка, рюши и т.д.

В основе творческих способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности. Поэтому, если учащиеся с низким уровнем обучения проявляют инициативу, творчество, то это только поддерживается.

Особое внимание уделяется самостоятельной работе девочек, в ходе которой они имеют возможность проявить творческую инициативу и применить знания, полученные не только на уроках труда, но и знания, полученные в ходе изучения других предметов (истории, математике, черчения и другие).

Если у девочки при выполнении работы возникает вопрос, сначала

спрашивается: «А как ты думаешь?».

При выполнении работ у учащихся формируются и совершенствуются практические знания и умения, необходимые при ведении домашнего хозяйства, воспитывается привычка к сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве.

К каждой теме составляем учебно-методический комплекс, в который входят инструкционные карты по выполнению задания и пооперационных обработок, образцы изделий, задания для самостоятельных, творческих, контрольных работ, наглядные пособия и др. В зависимости от темы, нужно как можно чаще давать детям творческие работы.

Примеры. При изучении темы «Производство ткани» в 5-ом классе предлагаем выполнить схему получения ткани творчески. Учащиеся не просто пишут схему: волокно нити ткань, а придумывают форму изображения данных слов (например, волокно представлено в виде котёнка из ваты и т.д.).

В 6-ом классе при изучении темы «Получение хлопчатобумажных и льняных тканей» даем учащимся задание не просто составить коллекцию тканей, а выполнить творческую работу «Русская изба». В коробке из-под обуви учащиеся выполняют макет русской избы, в которой элементы выполнены из хлопчатобумажной и льняной ткани (например, занавески, подушки, скатерти и т.п.).

Эта творческая работа вызывает большой интерес у учащихся. Получив оценку за выполненную работу, девочки отдают эти макеты в группу продлённого дня для того, чтобы младшие школьники пользовались ими во время игры. Тем самым учащиеся находят практическое применение своей работе.

В 7-8 классах предлагаем представить коллекцию шерстяных, шёлковых, химических тканей не в виде приклеенных образцов, а в виде творческой композиции.

При объяснении теоретического материала используем различные энциклопедические сведения, исторические факты. Часто даем задания учащимся подготовить сообщение по той или иной теме и заранее придумать вопросы по сообщению для учащихся класса, тем самым, ставя перед учеником проблему.

13 стр., 6423 слов

Содержание работы мастера производственного обучения

... новому учебному году является составление перечня учебно - производственных работ, выполняемых учащимися в учебных мастерских и на производстве Перечень учебно - производственных работ мастер производственного обучения составляет на полугодие или на год, под непосредственным ...

На занятиях используем проблемный метод. Суть его заключается в следующем: перед учеником ставится проблема, а ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути решения. Проблемное

обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.

Пример. При изучении темы «Моделирование» в 5-9 классах мы

Включаем в тематическое планирование творческую работу «Я разрабатываю модель …….».

Фрагмент урока в 5-ом классе (объяснение творческой работы).

1. Сегодня на уроке мы с вами будем творить. Сегодня вы модельеры, создатели своего будущего изделия.

2. Перед вами стоит задача: необходимо разработать модель своего фартука, которая будет только у вас. Вспомните, пожалуйста, всё, о чём мы с вами говорили на последних уроках и попытайтесь создать свою неповторимую модель фартука.

3. Процесс создания своей модели опишите по плану: а) эскиз; б) техническое моделирование; в) описание;

4. Подумайте, как ваша модель будет украшена, какие виды отделки вы сможете применить, придумайте ей название.

5. мы ожидаем увидеть, как вы отнесетесь к этой работе творчески.

Если потребуется помощь, обращайтесь ко мне.

В процессе работы создаем на уроке проблемные ситуации. Например, очень ответственная операция раскрой. Она требует не только знаний, умений, но и творчества. На занятиях по раскрою ставим перед девочками проблему: нужно самостоятельно разложить выкройку на ткани с учетом рисунка, структуры, экономии. При этом активность учащихся проявляется в выборе варианта и его объяснения. Данная работа позволяет девочкам самим находить пути выполнения задания, т.е. решать проблему.

При изучении раздела «Кулинария» формируем у девочек навыки приготовления пищи. Они знакомятся с физиологией питания, пищевой ценностью продуктов, технологией приготовления блюд, с правилами сервировки стола и т.д. На данных уроках применяем элементы творчества.

Примеры. В 5-ом классе даю учащимся задание придумать свою форму нарезки овощей, свой рецепт приготовления бутерброда и т.п.

Творческие способности хорошо проявляются при оформлении блюд.

Мы показываем некоторые приёмы изготовления украшений блюд и даём учащимся задание придумать свои варианты украшения блюд, украсить приготовленное блюдо.

В течение прохождения кулинарных работ даём девочкам следующее домашнее задание: приготовить изученное на уроке блюдо для своей семьи дома, его украсить, выполнить сервировку стола. На следующий урок учащиеся приносят отзывы родителей в письменной форме с оценкой за работу. Это задание вызывает у девочек большой интерес, способствует проявлению активности, творчества, позволяет сплотить родителей и детей.

После прохождения кулинарных работ даём задание оформить рецепт нового блюда, который девочки находят самостоятельно, творчески. Девочки проявляют большое творчество в оформлении рецептов (например, рецепт в форме рыбы, или блюдо с пирожками, где каждый пирожок составляющая рецепта и т.п.).

При изучении раздела «Рукоделие» знакомим учащихся с творчеством умельцев, материалами, инструментами, применяемыми при выполнении работ. Девочки с большим удовольствием вышивают нитками и лентами, выполняют изделия из лоскута, шьют мягкие игрушки.

В тематическое планирование в 5-8 классах мы вводим изготовление мягких игрушек, разных по степени сложности. Занятия проводятся в конце ноября, на них они изготавливают сувениры к Новому году (Дед Мороз, Снегурочка, ёлка, игрушка-символ года и т.п.).

5 стр., 2161 слов

Подготовка учителя физкультуры , в свете современных концепций ...

... физические упражнения. Учитель составляет три основных документа: информационный лист; методические инструкции к СО и контрольные карточки на двух учащихся. Порядок работы ... Данная классификация форм организации учащихся на уроках физической культуры отличается от классификаций ... педагогическая квалиметрия; тест определения уровня реактивной тревожности, социометрическая методика. Метод педагогической ...

По данным игрушкам мы разработали инструкционные карты, где отсутствует описание технологии изготовления. В них даны выкройки, на которых указаны буквенные обозначения, по ним учащимся предлагается самостоятельно подумать над последовательностью изготовления игрушек. Эти игрушки небольших размеров, поэтому подходят для работы небольшие остатки ткани, и проблем с приобретением материала нет. Работа над игрушками очень увлекает девочек, при этом они испытывают массу положительных эмоций. Налицо развитие познавательного интереса и самостоятельности, уверенности в своих силах. У девочек исчезает робость, у многих появляется потребность делать хорошо, добротно, красиво. Данный вид деятельности способствует развитию творческих способностей детей. Это очень видно при оформлении игрушек, девочки самостоятельно вносят изменения в игрушку, проявляют фантазию. После того, как учащиеся изготовили сувениры, мы устраиваем в классе выставку сделанных работ, Мы всегда задаём детям вопрос: «Есть ли совершенно одинаковые игрушки?». Мы их не находим, т.к. каждая созданная игрушка индивидуальна, она есть только у вас, при её изготовлении каждый ребенок вкладывает частицу себя, своего характера, настроения, желания.

При просмотре выставки мы с девочками отбираем игрушки по номинациям: например, игрушка Снегурочка — «Мисс Творчество», «Мисс Качество», «Мисс Оригинальность». Этот процесс позволяет учащимся выделить более интересные работы, сравнить их с другими. В дальнейшем, предлагается отдать игрушки в Детский Дом, и большая часть детей, конечно — же, соглашаются. А для себя предлагаем учащимся изготовить подарки самостоятельно. На данных занятиях затрагиваю вопросы оформления подарков, где девочки также могут проявить творчество.

Перед изготовлением изделий из ткани знакомлю учащихся с элементами материаловедения, с правилами снятия мерок. Здесь применяю различные игровые ситуации. Например, во время практической работы по теме «Снятие мерок», девочки участвуют в игре «Ателье». При опросе по свойствам тканей можно использовать следующую игровую ситуацию: действие происходит в магазине «Ткани», одна ученица решила сшить себе изделие (например, юбку), пришла в магазин и ей необходимо подобрать ткань, учитывая её свойства. В результате происходит диалог (вопрос-ответ), тем самым ученицы учатся формулировать вопросы, проявляется инициатива. Иногда берется помощь класса.

На занятиях учим строить и читать чертежи. Причем, использую традиционный способ — на бумаге и лекальный метод — на ткани. После построения чертежа идёт техническое моделирование (внесение в выкройку каких-либо изменений).

Мы предлагаем моделировать каждую деталь изделия (например, нагрудник, нижнюю часть, карман).

Сначала объясняется несколько вариантов моделирования детали, затем, учащиеся придумывают свои варианты под названием «Моё творчество». После выполнения работы показываем лучшие варианты. Основной формой обучения является традиционный урок, в ходе которого особое внимание уделяю практической работе, поощряю творческую инициативу, всячески поддерживаю даже самые слабые попытки творческого подхода к работе. Кроме традиционных уроков, используем и нетрадиционные формы, такие, как урок-игра, урок-диалог, урок-подиум и т.п. Степень усвоения материала проверяю по тестам, самостоятельным, контрольным, творческим работам, чертежам, готовым изделиям, а также при устном опросе на уроке. С целью развития творческого мышления побуждаем учащихся к самостоятельной проверке результатов. Ставится перед девочками задача — не сверить свои полученные результаты с образцом, а самостоятельно попробовать проверить работу (например, кто догадался каким требованиям должно отвечать качество изготовленного кармана?).

16 стр., 7779 слов

Работа учителя технологии со старшеклассниками во внеурочное ...

... дипломной работе. Тема работы: «Работа учителя технологии со ... деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней. На уроках технологии деятельность учащихся ... работы. В наше время эстетическое начало широко проникает в технологию, отношение человека к природе. От приобщения детей и юношества к искусству, ...

Для развития творческого мышления используем на уроке самые разнообразные методы: например, составить инструкцию по приготовлению салата, придумать сказку «Как получают ткань», составить рассказ о применении ткани по картинкам и т.п. Включение в структуру уроков подобных заданий, создаёт возможность вовлечь учащихся в посильную творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления.

Ежегодно, в конце года в нашей школе проходит мероприятие «Мой школьный подиум». На нём учащиеся представляют итоги работы за учебный год (демонстрируют сшитые модели, организуют выставки работ).

Работы старших, девочек являются стимулом для младших. Данное мероприятие также способствует развитию творчества у детей, так как прежде чем выйти на подиум, учащиеся создают себе имидж, соответствующий своей изготовленной модели.

Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету, учителю. У каждого ребенка от природы есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство.

Творческий педагог необходим сейчас как никогда: перестройка экономики, возникновение рынка труда требуют высококвалифицированных творческих рабочих. Росту творческого потенциала страны во многом будет способствовать творческая отдача педагога. Творческая активность учителя должна идти от умения нестандартно распорядиться добытыми наукой и им самим педагогическими знаниями. Восхождение к творчеству — нелегкая работа. Особенно в наше время: трудности с финансированием, с материально-техническим обеспечением, организацией и проведением практики и т.д. Сейчас нельзя пересидеть, переждать, когда все основные проблемы будут решены, когда будут созданы «условия наилучшего благоприятствования». Нет важнее собственной активной творческой позиции педагога в союзе с его профессионализмом.

Творческая активность учителя — ценнейшее качество. Если педагог постоянно стремится к совершенствованию, не удовлетворен достигнутым, он может стать мастером педагогического труда. А тот учитель, который довольствуется однообразной службой, проводит уроки сегодня как вчера, а завтра как сегодня, превращается в ремесленника.

51 стр., 25086 слов

Технология изготовления цветов из ткани как разновидность декоративно-прикладного ...

... уроках технологии, так же способствует развитию таких качеств, как потребность в творческой деятельности учащихся. Цель исследования: разработка и использование дидактического пособия при изучении раздела «Декоративно - прикладное искусство» в школе по теме ...

Сложность работы педагога состоит в том, что ему часто приходится принимать комплексные решения учебного и воспитательного характера, которые не могут быть подсказаны ни инструкцией, ни учебниками педагогики и методики. Здесь учитель решает вопросы сам, полагаясь на свое педагогическое мастерство, интуицию, знания. Необходимо постоянно помнить, что педагогическое мастерство не приходит само собой, оно формируется в процессе активного творческого педагогического труда, на основе глубоких и разносторонних знаний в области профессии, педагогики, психологии, методики и организации обучения.

Учитель трудового обучения, обладающий высоким педагогическим мастерством, должен уметь заранее продумать и спланировать свое педагогическое воздействие на учащихся. Тщательно подбирать наиболее целесообразные учебно-производственные задания, учитывать особенности восприятия учащихся, возможные затруднения и ошибки, намечать способы их предупреждения, заблаговременно готовят необходимое оборудование, материалы, приспособления, инструменты, документацию, рабочие места. Умелый педагог хорошо организует учебный процесс: применяет разнообразные методы обучения в комплексе, сочетает различные формы обучения, учитывает индивидуальные возможности и способности своих учащихся.

Самое сложное и тонкое в педагогическом мастерстве — психологическая направленность его действий и педагогических приемов (почему их применять, что это дает, почему эти, а не другие и т.д.).

Наиболее важным при этом является понимание тех трудностей, которые испытывают учащиеся, где они чаще всего ошибаются, и построение своих педагогических воздействий таким образом, чтобы по возможности предупредить эти трудности и ошибки.

У каждого учителя свой педагогический стиль, от которого во многом зависит темп учебной деятельности учащихся, ее результативность, умение применять полученные знания и усвоенные способы действия в различных учебных и производственных ситуациях.

Для творчески активного учителя, владеющего педагогическим мастерством, характерны:

  • высокий уровень организации занятий;
  • бережное отношение к своему рабочему времени и времени учащихся;
  • целесообразный подбор учебно-производственных работ;
  • высокий интерес учащихся к работе, их активность, эмоциональный тонус, дух соревновательности;
  • нацеленность на качество результатов труда;
  • деловая атмосфера в сочетании с непринужденностью и естественностью;
  • строгая требовательность к соблюдению правил техники безопасности труда.

«Деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста» [8, с. 128]. Важно также отметить, что деловая игра — это и коллективный метод обучения. «В деловых играх решения вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите решений собственной группы, а также при критике решений других групп…» [4, с. 4].

«Метод деловых игр представляет собой не что иное, как специально организованную деятельность по операционализации теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст. То, что в традиционных методах обучения «отдается на откуп» каждому учащемуся без учета его готовности и способности осуществить требуемое преобразование, в деловой игре приобретает статус метода… Происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности» [3, с. 63]. Искать, творить новое можно только при высокой педагогической эрудиции, творчески используя эффективный педагогический опыт, проверенные жизнью традиции, не превращая их в отжившее и старое.

Одним из важных критериев педагогического мастерства определяющих авторитет учителя, нужно считать его умение устанавливать и поддерживать правильные взаимоотношения с учащимися и с членами педагогического коллектива. Правильные взаимоотношения между учителем и учащимися — это, прежде всего отношения доверительные, доброжелательные, основанные на взаимном сотрудничестве, когда уважение сочетается с требовательностью. Однако такие отношения всегда должны быть результатом естественного признания учащимися нравственного и интеллектуального превосходства учителя. Такие отношения, с одной стороны, создают возможности для положительного воздействия на личность, с другой — являются условием нормального педагогического процесса.

Хороший педагог не может быть безразличным к своим воспитанникам, особенно к их стремлению учиться лучше. Ничто так не уязвляет самолюбия учащегося, как равнодушие учителя к его успехам. Нужно подмечать каждый успех учащихся в учебе и труде, во взаимоотношении с товарищами, в выполнении общественных поручений. Любое действие учащихся — хорошее или плохое — должно находить справедливую оценку. Одно из важных проявлений педагогического мастерства — умение, прежде всего, побуждать, а не принуждать учащихся к правильным действиям и поступкам, поведению, активной созидательной деятельности. Умелое воздействие, умение убеждать и словом и делом — вот что отличает работу опытного педагога. Нужно уметь выслушивать учащихся и постараться понять их поведение, поступки в той или иной ситуации. Осуждая поступок, опытный мастер всегда стремится показать учащемуся, что это неприятная для него, но необходимая для учащегося мера, направленная на пресечение его промахов. Опытный педагог никогда не злоупотребляет выговорами и внушениями учащемуся в присутствии его товарищей. Порицание перед коллективом следует считать крайней мерой. Беседы наедине обычно действуют сильнее, так как свидетельствуют о тактичности, внимательности, доброжелательности учителя к провинившемуся. Все это учащиеся понимают и по-своему оценивают. Это естественно, нисколько не исключает возможности и необходимости привлечения ученического коллектива к воспитательным воздействиям.

Важнейшим критерием педагогического мастерства, влияющим на авторитет учителя у учащихся, является его педагогический такт. Педагогический такт — это чувство меры, педагогической целесообразности всего того, что учитель делает. Педагогический такт основывается, прежде всего на глубоком знании и понимании психологии учащихся, вдумчивости, внимательном и доброжелательном отношении к ним. Он проявляется в нравственной чистоте и силе, в умении быть выше сиюминутных эмоций, всего мелкого, случайного. Во взаимоотношениях с учащимися творчески активного педагога отличает выдержка, большое терпение, целеустремленность, настойчивость. Опытный мастер больше учит, советует, показывает, внушает, меньше понукает, приказывает, наставляет, выговаривает, одергивает.

Вот некоторые критерии педагогического такта учителя:

  • естественность и простота обращения — без фамильярности;
  • доверие — без попустительства;
  • просьба — без упрашивания;
  • рекомендации и совета — без навязчивости;
  • воздействие в форме предложения, советы, предупреждения;
  • внушения и требования — без подавления самостоятельности;
  • серьезность тона — без окрика, резкого одергивания;
  • ирония и юмор — без насмешливости;
  • требовательность — без мелочной придирчивости;
  • доброта и доброжелательность — без сентиментальности и заигрывания;
  • настойчивость — без упрямства;
  • последовательность требований — без колебаний и отмены своих решений;
  • быстрота ориентировки и принятия решений — без поспешности и опрометчивости;
  • внимательность к учащимся — без излишней опеки, без подчеркнутого наблюдения за ними;
  • спокойная уравновешенность и сосредоточенность, исключающая безразличие и излишнюю эмоциональность.

Решающее значение для умения учителя устанавливать и поддерживать с учащимися хорошие деловые, принципиальные взаимоотношения имеет всестороннее знание каждого из них, их индивидуальных особенностей, характера, способностей и недостатков. Это один из самых важных компонентов педагогического мастерства, который учитель обязан постоянно использовать в своей повседневной деятельности. Опытный педагог обязательно найдет чувствительную струнку у каждого воспитанника и тактично «играя» на ней, добьется желаемого результата. Очень важно при этом делать опору на положительные качества учащихся.

Воспитательная работа направлена на организацию воспитательной среды, на управление и контролирование деятельности детей в соответствии с поставленной целью. Преподавание определим как один из видов воспитательной работы, связанный с управлением познавательной деятельностью учащихся. Таким образом, понятия «воспитательная работа» и «преподавание» не тождественны: первое из них является родовым по отношению ко второму. Подобное понимание соотношения воспитательной работы и преподавания раскрывает смысл идеи прост. Василия Зеньковского об «обучающем воспитании», главной своей задачей ставящем помощь ребенку в его духовном становлении, а не обучении [5, с. 61-63].

2. Развитие и реализация творческого потенциала учащихся на уроках технологии

2.1 Декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческой личности

«Высокий художественный уровень творческого освоения всех доступных форм материала в современном декоративном искусстве позволяет утверждать, что и художественный труд рассматривается как необходимый элемент нравственного, умственного, эстетического воспитания детей» [14, с. 35].

С учетом общих требований нравственно-трудового воспитания рассматриваются вопросы формирования трудовых навыков учащихся в области прикладного искусства, их дальнейшего совершенствования, постепенного расширения содержания трудовой деятельности, ручной труд учащихся является одним из компонентов эстетической деятельности, в основе которой лежат принципы и художественное содержание декоративно-прикладного искусства. Занятия художественным творчеством демонстрируют широкие возможности такой продуктивной деятельности, которой можно увлечь ребят, чтобы заполнить их свободное время интересным и содержательным делом, развить стремление к прекрасному, воспитать вкус и уважение к народным традициям.

Художественный ручной труд — это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью учащихся, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности, учитель должен не только формировать и совершенствовать его трудовые навыки, но и постепенно расширять содержание трудовой деятельности учащихся, добиваясь осознанности и целенаправленности мотивов труда. Многие педагоги считают важным развитие у ребенка способности заранее предвидеть результаты своих действий, планировать последовательность их выполнения, творчески преобразовывать свой опыт. Известный психолог А.В. Запорожец писал, что способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной самодеятельности.

Передача навыков ремесла из поколения в поколение, творческий процесс изготовления изделий под руководством учителя способствуют закреплению положительных эмоций, стремлению к познанию и овладению спецификой ремесленного мастерства, формированию первоначальных представлений о народно-декоративном искусстве. Понятие наследия, традиции в обучении художественному ремеслу имело важное значение. Наиболее ценным считался тот продукт труда, который аккумулировал в себе не только индивидуальное творчество, но и наследованный опыт предшествующих поколений, усвоенный в процессе практических действий.

«Народное искусство — это цельный и стройный мир особого отношения человека к окружающей жизни, к своему труду и быту. Оно отражает мировоззрение, историческую обстановку и социальные условия жизни человека, его мышление, чувства, характер, умение наблюдать и отображать реальность и красоту в природе и общественной жизни» [2, с. 11].

Искусство, как один из видов проявления творчества человека, может быть по отношению к объекту не только изобразительным (пейзаж, натюрморт и т.п.), но и преобразующим — художественно изменяющим окружающую материальную среду (например, сделать из дерева мебель, из тканого холста сшить одежду), т.е. создать вещи так, чтобы они радовали своей красотой, поэтому искусство идет по двум путям: образного воспроизведения действительности и декоративного ее преобразования.

Народное декоративно-прикладное искусство — неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека: будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.

В современной культуре народное искусство живет в своих традиционных формах. Благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются как носители целостной художественной культуры.

Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Поэтому велика роль школ, где успешно ведется работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества.

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времен людям нравилось украшать свое жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство несет в себе тепло рук мастера, тонкое понимание природы умение просто, но с большим чутьем к форме и цвету отбирать для своих изделий только то, что необходимо, то, что поистине прекрасно.

Народное искусство тем и ценно, что каждый раз, создавая одну ту же вещь, мастер всегда вносит что-то новое в узор, да и форма не может получиться каждый раз абсолютно одинаковой. Как правило, народный мастер работает без предварительных эскизов. Все формы, элементы узоров он держит в памяти и каждый раз, компонуя их по-разному, создает новые варианты своих произведений.

Народный мастер создает разные изделия. Это и солонки с хохломской росписью, и хлебницы, и блюда, расписанные Городецкими мастерами. Народное искусство — достояние не только взрослых, но и детей, которые с увлечением играют как с деревянными расписными матрешками, так и с глиняными фигурками кировских мастеров. Детям нравятся игрушки-шутки и точеные изделия. Пользуются особым спросом деревянные ложки, плетеные корзины, половики из лоскутов и другие предметы народных умельцев.

Как уже говорилось, изобразительное народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает учащимся красоту и прелесть окружающего мира. Современное декоративно-прикладное искусство развивается на лучших традициях народного искусства. В этом огромная сила нравственно — эстетического воздействия на человека, и в первую очередь на подрастающее поколение, интенсивно впитывающее в себя любую информацию.

На протяжении многих лет я работаю над проблемой: «Развитие творческой личности на уроках технологии». Наиболее ярким примером в достижении поставленной цели является творческий подход и работа по таким разделам, как «Моделирование», «Культура дома» и конечно «Художественная обработка материалов» [11].

Учащиеся 5 класса в разделе «Культура дома» знакомятся с темой «Стиль. Стилевое единство». На этих уроках дети выясняют, что в доме ни одна вещь не существует сама по себе, в отрыве от других; вещи связаны общим настроением. Как бы дополняют друг друга. Это и есть стилевое единство.

  • Уроки этого раздела плавно подводят детей к следующему «Художественной обработке материалов». Я, предлагаю детям придать немного своеобразия своему дому, начиная с кухни.

— Учащиеся выполняют комплект, состоящий из прихваток, салфеток и грелки на чайник. При изготовлении комплекта для кухни перед учащимися стоят задачи: создание своего стиля и сохранение стилевого единства при выполнении комплекта. Для достижения этих целей при выполнении работы используются элементы лоскутной техники.

  • Эта тема включает целый блок уроков, на которых дети будут совершенствовать свои умения и навыки в работе с тканью. Им предстоит овладеть и закрепить много важных технологических приемов: выполнение ручных и машинных швов;
  • разметку тканей по выкройке;
  • одновременный раскрой двух одинаковых деталей;
  • научиться приемам простёгивания.

Наш опыт показывает, что эти работы получаются очень интересными. Каждый ребенок старается сделать свой комплект, не похожий на другие. Эти вещи сразу настраивают на добродушный и веселый лад — ведь улыбка никогда не помешает.

В 6 классе раздел «Художественная обработка материалов» носит название «Вышивала я узоры». На этом году обучения учащимся представляется возможность выбирать материал, с которым они будут работать (нитки или бисер).

Дети знакомятся с историей вышивки, национальными особенностями русской, белорусской, украинской, грузинской, татарской манерой выполнения.

Из истории вышивки.

Вышивание было известно в глубокой древности, и, как многих других отраслей искусства и науки, колыбель его был восток. В Азии это искусство процветало уже широко гораздо ранее того, чем оно стало известно грекам и римлянам, хотя греки и приписывают изобретение вышивки Минерве, Афине — Палладе.

Вышиваниесегодня.

Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры цветовые решения и технические приемы одного из древних и любимых видов декоративно-прикладного искусства — вышивание.

Народные вышивки издавна славятся разнообразием и оригинальностью узоров, восхищают утонченностью цветовых решений. Они создавались веками и зависели от географического положения страны, ее истории и культуры.

Для русской вышивки, которая обычно сплошной линией очерчивает край одежды, характерны мотивы геометрического, растительного и животного орнаментов. В такие изображения закладывался определенный смысл. Например, фигурами в виде ромба, квадрата или круга обозначали источники света — солнце и луну; прямой горизонтальной линией — поверхность земли: горизонтальной волнистой — воду; вертикальными линиями — дождь; скрещивающимися — огонь и молнию; горы представлялись треугольником.

Вышивку наших соседей — белорусов определяет геометрический орнамент красных, бордовых, серовато-голубых и черных цветов на белом или сером полотне.

Украинцам свойствен рушниковый орнамент, обычно растительного характера, встречаются стилизованные изображения птиц и зверей. Для вышивки используют в основном красный цвет, иногда добавляя черный и синий.

А, к примеру, грузинскую вышивку отличает сложный узор — многофигурный тонкий геометрический и растительный орнамент, а также аппликация и вышивка цветным бисером.

Вышивка оленьим мехом по замше и сукну, аппликация из ткани, кожи и бисера распространена у народов Крайнего Севера. Для Татарии характерно шитье бисером и золотом по бархату. У каждого народа самобытные способы оформления одежды.

Словосочетание «шитье бисером» наводит на мысль: «Что такое бисер?»

История бисера.

История бисера тесно связана с возникновением стеклоделия. До сих пор никто в точности не знает, когда и где было впервые получено стекло. Существует легенда, согласно которой первыми открыли секрет его изготовления финикийцы. В легенде говорится о том, что финикийские купцы, плавая, отказались в Сирии. Однажды они высадились на берег, решив приготовить себе еду на огне, стали искать большие камни, чтобы поставить на них горшок. Не найдя ничего, купцы использовали для этой цели крупные куски селитры (соединения натрия) из груза корабля. От сильного жара селитра расплавилась, соединилась с речным песком и потекла струей жидкого стекла. Так или как-то по-другому достоверно известно, что финикийские торговцы продавали изделия из него во всех средиземноморских странах.

По другой версии родиной стекла был Древний Египет. Стеклянные бусы, амулеты, посуду находят в гробницах, которые относятся к IV веку до нашей эры. Добавляя в стекломассу кобальт, медь, марганец, египтяне получали стекло голубого, зеленого и пурпурного цветов. Очень модными были бусы, изготовленные из такого стекла. Носили их и мужчины и женщины, чаще с одеждой белого цвета. Дома египтянки одежды не носили, а украшали себя ожерельями из цветных бусин.

Именно с Египтом связаны и первые упоминания о бисере. Его название происходит от арабского слова «буера» или «бусер», что означает «фальшивый жемчуг». Когда Египет был завоеван римлянами, производство стекла и бисера распространилось в Римской империи, а после ее распада и раскола на два государства, центр стеклоделия был перенесен в ее восточную часть, в Византию.

После взятия Константинополя турецкими войсками, Византия перестала существовать. Часть мастеров переселилась в другие государства. Особенно много их оказалось в Венеции, благодаря чему изготовление стекла и бисера достигло здесь небывалого расцвета. Венеция надолго осталась центром бисерного производства.

Венецианским бисером мастера всего мира украшали сумочки, чехольчики, подушечки, шкатулки, оплетали им сосуды. Его широко использовали в отделке народных костюмов. Светскую одежду в то время украшали жемчугом, бисер и стеклярус использовали мало. Большой популярностью блестящие бисеринки использовались у туземцев. Они меняли на него золото и пряности.

В XVIII веке мощную конкуренцию Венеции составили стеклодел! Богемии (Северная Чехия).

Они открыли свою технологию изготовления стекла, которое получили название «лесное стекло». Вместо соды стеклоделы использовали поташ, древесную золу. Стекло получалось тугоплавким, работать с ним было труднее, но зато оно обладало великолепными оптическими свойствами, твердостью, легче поддавалось обработке и шлифованию.

В результате конкуренции между Венецией и Чехией бисерное производство совершенствовалось, и бисер становился все более разнообразным — менялся его размер и цвет. Появился металлический бисер: медный, позолоченный, стальной.

Наибольшего расцвета бисерное производство достигло в XIX веке В это время во Франции возникла мода на использование бисера в отделке городского костюма и его дополнений — сумочек, косынок, шарфов. В 1880 году известные парижские фирмы включают черный бисер и стеклярус в оформление женских туалетов из черных и темных тканей. В следующем десятилетии такая отделка распространилась на другие виды одежды, использовалась при создании наиболее изысканных туалетов мастерскими многих стран. При этом для украшения городского костюма брали бисер и стеклярус в тон ткани — гранатовый по гранатовому, серый по серому, обыгрывая блеск стекла. В отделке других туалетов участвовали бисер и стеклярус разных цветов, а также и «молочного» стекла, имитирующий жемчуг.

Затем идет знакомство с глиняной игрушкой и декоративной посудой. Дети узнают историю возникновения игрушки. Учатся приемам лепки и законам росписи.

Из истории возникновения аппликации.

Аппликация — один из видов декоративно-прикладного искусства.

Материалом для которой может служить бумага, ткань, природный материал. Этот вид деятельности основан на наложении и закреплении деталей на другом материале, принятом за фон.

Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви и т.д. возникновение этого вида декоративно-прикладного искусства относят к древнейшим временам. Связывают с появлением простого стежка и необходимостью чинить вещи, предметы быта. Выражение «наложить заплатку» существует очень давно. Постепенно люди стали усовершенствовать этот вид деятельности. Заплатку стали вырезать в виде геометрических фигур, фруктов, цветов и т.д.

Аппликация широко распространена у восточных народов — Китая и Японии. В России этот вид искусства занимает не последнее место. Например, народы севера используют аппликацию из кожи и меха для оформления национальных ковров.

После общих сведений об аппликации учащиеся переходят к одному из видов «Аппликация из ткани».

«Аппликация из ткани на мешковине».

В последнее время в наш быт довольно широко входят вещи декоративно-прикладного искусства. Среди них особое место занимают панно на мешковине. Это аппликации из бархатной бумаги или несыпучих тканей. Сюжеты их различны, в основном это герои сказок, игрушки, персонажи мультфильмов и др. Отдельные элементы наклеивать на плотную бумагу. Затем, вырезав силуэт этого рисунка, монтируют en на мешковине — ее цвет очень интересен для фона панно, на нем сочно, ярко выделяется сама аппликация, подчеркивается ее декоративность.