Говорить о транспорте — это все равно, что говорить о движении, от которого зависит эволюция человечества. Протяженностью в несколько тысяч лет, человек в своем развитии прошел этап от момента изобретения колеса до освоения вселенной и если сравнить древние потребности человечества в транспорте, то они ничтожно малы по сравнению с его желанием сократить расстояние в кротчайшие сроки. В настоящее время по объемам перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом значительно превосходит все другие виды транспорта нашей страны вместе взятые. Непрерывно расширяется как сфера его автономного применения, так и использование этого вида транспорта в смешанном сообщении.
Автомобильный транспорт обеспечивает перевозку грузов и пассажиров, экономию общественного времени, способствует развитию производительных сил общества, расширению межрегиональных связей, вовлечению в процесс общественного воспроизводства ресурсов отдаленных районов, а также улучшению культурно-бытового обслуживания населения. Транспорт объединяет общественное производство в единое целое, превращая его в огромный конвейер, начинающийся в сырьевых отраслях и заканчивающийся в сфере распределения и потребления. Эффективность и качество работы транспорта во многом определяет сбалансированность и ритмичность функционирования народного хозяйства в условиях быстро развивающейся специализации и кооперации производства. Он определяет ритм работы торговли, расширяет круг людей, пользующихся сферой услуг, облегчает научные связи, делает доступными достижения культуры и просто обеспечивает отдых большинства трудящихся.
Главной задачей автомобильного транспорта является мобильность и относительная автономность подвижного состава, возможность организации перевозок по принципу «от двери грузоотправителя до двери грузополучателя».
Работу АТП в целом и каждого автомобиля (а/м) в отдельности оценивают на основании показателей, характеризующих техническое состояние подвижного состава, организацию транспортного процесса и рациональность использования подвижного состава. Такими показателями являются: коэффициент технической готовности, коэффициент использования парка, продолжительность работы а/м на линии, техническая и эксплуатационная скорости движения, коэффициенты использования пробега и грузоподъемности (пассажировместимости), объем перевозок.
Техническая служба обеспечивает эффективную работоспособность а/м в течение всего периода эксплуатации, снижения эксплуатационных затрат и повышения технической готовности подвижного состава необходим периодически поддерживать его техническое состояние комплексом технических воздействий (проводящиеся в плановом порядке через определенные пробеги), которая обеспечивает своевременным и качественным выполнением технического обслуживания и ремонта, а так же хранением и снабжением его эксплуатационными материалами. Кроме того, техническая служба внедряет механизацию и автоматизацию во все гаражные процессы. [2]
Техническое обслуживание подвижного состава автомобильного транспорта на АТП
... на планировке. К технологической оснастке относят всевозможный инструмент, приспособления, приборы, необходимые для работ по ТО, ТР, Д., не занимающие самостоятельной площади на планировке. Таблица 4 Технологическое ... чел-ч. 11400 11400 4. Общая годовая трудоемкости работ ТР чел-ч. 11446,6 11446 5. Годовая трудоемкость работ по объекту проектирования чел-ч. 4185 4185 чел-ч. ...
Цель работы.
В процессе выполнения курсовой работы закрепить и углубить теоретические знания, полученные при изучении курса ТО и ТР. Усвоить методику технологических расчетов, основ проектирования и организации производства, закрепить навыки пользования специальной литературой при решении конкретных вопросов.
Основные задачи:
- определение объемов работ и численности исполнителей;
- разработка вопросов организации и технологии работ;
- принятие планировочных решений по участку проектирования;
- разработка технологических карт;
- разработка мероприятий по технике безопасности.
1. Характеристика АТП и объекта проектирования
автотранспортный технологический планировочный карта
1.1 Характеристика АТП
Автотранспортное предприятие предназначено для перевозки грузов. Кроме того автотранспортное предприятие осуществляет хранение, техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Данное предприятие также занимается пополнением парка новыми автомобилями, технологическим оборудованием, запасными частями и материалами. Основу структуры предприятия составляют три подсистемы производства: основное, вспомогательное, обслуживающее.
Основное производство выполняет работы по ЕО; ТО-1; ТО-2; ТР.
Вспомогательное подразделение обеспечивает работу основного производства. Техническая служба осуществляет руководство работой основного производства. В составе автотранспортного предприятия следующие службы и отделы: техническая служба, служба эксплуатации, безопасности движения, отдел материально-технического обеспечения, а также плановый отдел и бухгалтерия.
Возглавляет автотранспортное предприятие генеральный директор, а техническое руководство возложено на главного инженера.
1.2 Характеристика объекта проектирования
Участок предназначен для проведения покрасочных работ, с целью предотвращения образования коррозии. Коррозия — один из главных разрушающих факторов для металлических изделий.
2. Расчетно-технологический раздел
Таблица 1. Исходные данные
№ |
Тип подвижного состава (модель, марка автомобиля) |
обозначение |
||||
1 |
Тип автомобилей |
— |
КамАЗ — 5320 |
ГАЗ-3302 |
КАМАЗ-5511 |
|
2 |
Среднесписочное количество автомобилей АТП, шт. |
А |
А 1 =38 |
А 2 =44 |
А 3 =26 |
|
3 |
Среднесуточный пробег автомобилей, км |
L cc |
110 |
140 |
70 |
|
4 |
Категория условий эксплуатации |
— |
Д-2, Р-2, малый город |
|||
5 |
Природно-климатические условия эксплуатации |
— |
умереный |
|||
6 |
Количество рабочих дней в году работы АТП |
Д РГ |
305 |
253 |
305 |
|
7 |
Продолжительность работы подвижного состава на линии, ч |
8 |
8 |
8 |
||
8 |
Время выхода подвижного состава на линию |
— |
8.00 |
8.00 |
8.00 |
|
9 |
Пробег с начала эксплуатации (в долях от пробега до КР) |
100 тыс.км (0,46) |
65 тыс.км (0,27) |
180 тыс.км (0,87) |
||
10 |
Общее количество автомобилей |
А 4 |
108 |
|||
Таблица 2. Техническая характеристика транспортного средства
№ |
Марка автомобиля Характеристика |
КамАЗ-5320 |
ГАЗ-3302 |
КАМАЗ-5511 |
|
1 |
Полная масса авто, кг |
15350 |
3500 |
19000 |
|
2 |
Полная масса автопоезда, кг |
26805 |
— |
— |
|
3 |
Грузоподъемность, кг |
8000 |
1550 |
10000 |
|
4 |
Максимальная скорсть (км/ч) |
90 |
130 |
90 |
|
5 |
Мощность двигателя (л.с.) |
210 |
142,5 |
210 |
|
6 |
Число передач |
5 |
5 |
5 |
|
7 |
Подвеска |
Рессорная |
рессорная |
рессорная |
|
8 |
Топливный бак. л |
175 |
120 |
175 |
|
9 |
Кабина |
трехместная |
трехместная |
трехместная |
|
1 |
Класс автомобиля |
Грузовик |
Грузовик |
Грузовик |
|
2 |
Тип автомобиля |
Бортовой |
Бортовой |
Самосвал |
|
3 |
Колесная формула |
6х4 |
4х2 |
6х4 |
|
4 |
Габаритные размеры (ДхШхВ), мм |
7435х2500х3350 |
5480х2380х2120 |
7200х 2500х3040 |
|
5 |
Количество дверей |
2 |
2 |
2 |
|
6 |
Общее число мест |
3 |
3 |
3 |
|
7 |
Двигатель |
КамАЗ 740.10 |
ЗМЗ-40522 (EURO-0, EURO-2) 4 цилиндра с рядным расположением |
КамАЗ 740.10 |
|
8 |
Мощность, л.с. |
210 |
142,5 |
210 |
|
9 |
Коробка передач |
механическая. Модель 15 |
механическая, 5-ти ступенчатая |
механическая, 5-ти ступенчатая |
|
10 |
Расход топлива, л/100 км |
31,5 |
11,5 |
27 |
|
Таблица 3. Исходные нормативы.
Марка автомобиля |
Нормативные пробеги, км |
Нормативные трудоемкости, чел.-ч |
Простой в ТО-ТР дни/1000 |
Простой в КР, дни |
||||||
L н ТО-1 |
L н ТО-2 |
L н КР |
t н ЕО |
t н ТО-1 |
t н ТО-2 |
t н ТР |
||||
КамАЗ 5320 |
4000 |
16000 |
300000 |
0.64 |
3.40 |
14.5 |
4.8 |
0.60 |
22 |
|
ГАЗ-3302 |
4000 |
16000 |
300000 |
0,38 |
2,20 |
7,70 |
3,5 |
0,5 |
15 |
|
КАМАЗ 5511 |
4000 |
16000 |
300000 |
0.64 |
3.40 |
14.5 |
4.8 |
0.60 |
22 |
|
2.1 Исходные данные для технологического расчета
Категория условий эксплуатации 3
Периодичность ТО-1 рассчитывается по формуле:
(км) (1)
КамАЗ 5320 L TO -1 = 4000*0,8*1,0 = 3200
ГАЗ-3302 L TO -1 = 4000*0,8*1,0 = 3200
КамАЗ 5511 L TO -1 = 4000*0,8*1,0 = 3200
где: L н ТО-1 — нормативная периодичность ТО-1, км;
К 1 — коэффициент корректирования, учитывающий условия эксплуатации;
К 3 — коэффициент корректирования, учитывающий природно-климатические условия;
Периодичность ТО-2 рассчитывается по формуле:
(км)
КамАЗ 5320 L to -2 =16000*0,8*1,0=12800
ГАЗ-3302 L to -2 =16000*0,8*1,0 = 12800 (2)
КамАЗ 5511 L to -2 =16000*0,8*1,0=12800
где: L н ТО-2 — нормативная периодичность ТО-2, км;
Пробег до капитального ремонта рассчитывается по формуле:
(км)
КамАЗ 5320 L k р =300000*0,8*0.9*1,0= 216000
ГАЗ-3302 L kp =300000*0,8*1.0*1,0= 240000
КамАЗ 5511 L kp = 300000*0,8*0,85*1,0= 204000 (3)
где: LнКР — нормативный пробег до капитального ремонта, км;
К 2 — коэффициент корректирования, учитывающий модификацию подвижного состава;
Для удобства составления графика постановки автомобилей на соответствующий вид технического воздействия, расчетные периодичности ТО-1 и ТО-2 и пробег до капитального ремонта следует скорректировать с учетом кратности со среднесуточным пробегом (L СС ) и между собой.
КамАЗ 5320 П То-1 =3200/110=29
ГАЗ-3302 П То-1 =3200/140=23 (4)
КамАЗ 5511 П То-1 =3200/70=46
где: П ТО-1 — величина кратности (округляется до целого числа)
Скорректированная по кратности величина периодичности ТО-1 принимает следующее значение:
КамАЗ 5320 L c TO -1 =110*29=3190
ГАЗ-3302 L c TO -1 =140*23=3220 (5)
КамАЗ 5511 L c TO -1 =70*46=3220
Расчетная величина периодичности ТО-2 корректируется по кратности периодичности ТО-1
КамАЗ 5320 П ТО-2 =12800/3200=4
ГАЗ-3302 П ТО-2 =12800/3200=4 (6)
КамАЗ 5511 П ТО-2 =12800/3200=4
где: П ТО-2 — величина кратности (округляется до целого числа).
Скорректированная по кратности величина периодичности ТО-2 принимает следующее значение:
КамАЗ 5320 L c TO -2 =3190*4=12760
ГАЗ-3302 L c TO -2 =3220*4 =12880 (7)
КамАЗ 5511 L c TO -2 = 3220*4=12880
Расчетная величина пробега до капитального ремонта корректируется по кратности периодичности ТО-2
(8)
КамАЗ 5320 П кр =216000/12800=17
ГАЗ-3302 П кр =240000/12800=19
КамАЗ 5511 П кр =204000/12800=16
где: П кр — величина кратности (округляется до целого числа).
Скорректированная по кратности величина пробега до капитального ремонта принимает следующее значение:
КамАЗ 5320 L c KP = 12760*17= 216920
ГАЗ-3302 L c KP = 12880*19= 244720 (9)
КамАЗ 5511 L c KP = 12880*16= 206080
Удельная продолжительность простоя подвижного состава АТП в техническом обслуживании и текущем ремонте рассчитывается по формуле:
- (дни/1000 км);
КамАЗ 5320 d TO — TP = 0.60*0,7=0.43
ГАЗ-3302 d TO-TP = 0.50*0,7=0.35 (10)
КамАЗ 5511 d TO-TP = 0.60*1,2=0.72
где: d н ТО-ТР — нормативная удельная продолжительность простоя подвижного состава в ТО и ТР, дни/1000 км;
К 1 4 — коэффициент корректирования продолжительности простоя в ТО и ТР в зависимости от пробега с начала эксплуатации.
Среднее значение коэффициента корректирования К 1 4 рассчитывается по формуле:
(11)
К 4(ср) = 38* 0 , 7 + 44 * 0,7 + 26 * 1 , 2 =0,86
38+44+26
где: А 1 , А2 , А3 , — количество автомобилей, входящих в группу с одинаковым пробегом с начала эксплуатации
Для автомобиля, работающего без прицепа или полуприцепа, расчетные трудоемкости единицы ТО (ЕО, ТО-1, ТО-2) и удельная трудоемкость текущего ремонта (ТР) на 1000 км пробега определяются по нижеприведенным формулам. Значения трудоемкостей принимаются по табл. 2.2 исходных нормативов, значения коэффициентов корректирования — по Приложению 2.
Трудоемкость ежедневного обслуживания рассчитывается по формуле:
(чел.-ч.)
КамАЗ 5320 t EO =0.64*1.15*1.1*0.4=0.32
ГАЗ-3302 t EO =0.49*1.0*1.1*0.4=0.22 (12)
КамАЗ 5511 t EO =0.64*1.15*1.1*0.4=0.32
где: t н ЕО — нормативная трудоемкость ЕО, чел.-ч;
К 2 — коэффициент корректирования, учитывающий модификацию подвижного состава и организацию его работы;
К 5 — коэффициент корректирования, учитывающий количество обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей на АТП и количество технологически совместимых групп подвижного состава;
К м — коэффициент механизации работ ЕО, снижающих трудоемкость ЕО.
Коэффициент механизации работ ЕО рассчитывается по формуле:
(13)
К м =100 — (50+10)/100=0.4
где: С м -% снижения трудоемкости за счет применения моечной установки (принимается равным 50-55%);
С о -% снижения трудоемкости путем замены обтирочных работ обдувом воздухом (принимается равным 10-15%).
Трудоемкости ТО-1 и ТО-2 рассчитывается по формулам:
где: t н ТО-1 и tн ТО-2 — нормативные трудоемкости соответственно ТО-1 и ТО-2, чел.-ч;
К м — коэффициент механизации работ технического обслуживания, снижающий трудоемкость (при поточном методе производства для ТО-1 принимается равным 0,8, для ТО-2 — равным 0,9; для тупикового метода принимается равным 1,0).
КамАЗ 5320 t TO -1 =3.4*1.15*1.10*1,0=4,3
ГАЗ-3302 t TO -1 =2.2*1.0*1.10*1.0=2,4
КамАЗ 5511 t TO -1 =3.4*1.15*1.10*1.0=4,3
КамАЗ 5320 t TO — 2 =14.5*1.15*1.10*1.0=18,3
ГАЗ-3302 t TO -2 =7.7*1.0*1.10*1.0=8,5
КамАЗ 5511 t TO — 2 =14,5*1.15*1.10*1.0=18,3
Сезонное обслуживание предназначено для перевода подвижного состава АТП на летний или зимний период эксплуатации. Сезонное обслуживание совмещается с очередным ТО-2, с увеличением трудоемкости работ ТО-2 на 20-50%. Трудоемкость сезонного обслуживания (СО) рассчитывается по формуле:
(чел.-ч)
КамАЗ 5320 T CO =18,3*0.2=3,7
ГАЗ-3302 T CO =8,5*0.2=1,7 (16)
КамАЗ 5511 T CO =18,3*0.2= 3,7
где: С СО — доля трудоемкости СО от трудоемкости работ ТО-2:
- 0,5 — для очень холодного и очень жаркого сухого климатических районов;
- 0,3 — для холодного и жаркого сухого климатических районов;
- 0,2 — для прочих климатических районов.
Трудоемкости общего (Д-1) и поэлементного (Д-2) диагностирования рассчитываются по формулам:
где: t ТО-1, tТО-2 — рассчитанные трудоемкости работ соответственно ТО-1 и ТО-2, чел.-ч;
С 1 , С2 — доля трудоемкости диагностических работ в общей трудоемкости работ соответственно ТО-1 и ТО-2.
КамАЗ 5320 t Д-1 = 4,3*0,1=0,43
ГАЗ-3302 t Д-1 = 2,4*0,1=0,24
КамАЗ 5511 t Д-1 = 4,3*0,1=0,43
КамАЗ 5320 t Д- 2 =18,3*0,1=1,83
ГАЗ-3302 t Д- 2 =8,5*0,1=0,85
КамАЗ 5511 t Д- 2 =18,3*0,1=1,83
Удельная трудоемкость текущего ремонта автомобилей рассчитывается по формуле:
(чел.-ч/1000 км) (19)
где: t н ТР — нормативная удельная трудоемкость текущего ремонта, чел.-ч;
К 4 — коэффициент корректирования нормативов удельной трудоемкости текущего ремонта в зависимости от пробега с начала эксплуатации
КамАЗ 5320 T TP = 4,8*1,2*1.15*1,0*0,7*1.1=5,1
ГАЗ-3302 T TP = 3,5*1,2*1.0*1,0*0,7*1.1=3,2
КамАЗ 5511 T TP = 4,8*1,2*1,15*1,0*1,2*1.1= 8,7
Среднее значение коэффициента К 4 рассчитывается по формуле:
(20)
где: А 1 … А4 — количество автомобилей, входящие в группу с одинаковым пробегом с начала эксплуатации, ед.;
К 4(1) … К4(4) — величины коэффициентов корректирования удельной трудоемкости текущего ремонта в зависимости от пробега с начала эксплуатаций для соответствующих групп автомобилей.
По результатам выбора и расчетов показателей ТО и ремонта составляется таблица.
К 4 = 38* 0 , 7 + 44 *0, 7 + 26 * 1 , 2 =0,86
38+44+26
Таблица 4,5,6. Исходные и скорректированные нормативы ТО и ремонта
Кама3 5320
Наименование показателя |
Условное обозначение |
Единица измерения |
Величина показателя |
||
нормативная |
расчетная |
||||
Пробег до ТО-1 |
L ТО-1 |
км |
4000 |
3200 |
|
Пробег до ТО-2 |
L ТО-2 |
км |
16000 |
12800 |
|
Пробег до КР |
L КР |
км |
300000 |
216000 |
|
Трудоемкость ЕО |
t ЕО |
чел.-ч |
0.64 |
0,32 |
|
Трудоемкость ТО-1 |
t ТО-1 |
чел.-ч |
3.40 |
4,3 |
|
Трудоемкость ТО-2 |
t ТО-2 |
Чел.-ч |
14.5 |
18,3 |
|
Трудоемкость ТР |
t ТР |
чел.-ч/1000 км |
4,8 |
5,1 |
|
Трудоемкость СО |
t СО |
чел.-ч |
3,7 |
||
Трудоемкость Д-1 |
t Д-1 |
чел.-ч |
0,43 |
||
Трудоемкость Д-2 |
t Д-2 |
чел.-ч |
1,83 |
||
ГАЗ-3302
Наименование показателя |
Условное обозначение |
Единица измерения |
Величина показателя |
||
нормативная |
расчетная |
||||
Пробег до ТО-1 |
L ТО-1 |
км |
4000 |
3200 |
|
Пробег до ТО-2 |
L ТО-2 |
км |
16000 |
12800 |
|
Пробег до КР |
L КР |
км |
350000 |
240000 |
|
Трудоемкость ЕО |
t ЕО |
чел.-ч |
0.49 |
0,22 |
|
Трудоемкость ТО-1 |
t ТО-1 |
чел.-ч |
2,9 |
2,4 |
|
Трудоемкость ТО-2 |
t ТО-2 |
Чел.-ч |
10,8 |
8,5 |
|
Трудоемкость ТР |
t ТР |
чел.-ч/1000 км |
4,2 |
3,2 |
|
Трудоемкость СО |
t СО |
чел.-ч |
1,7 |
||
Трудоемкость Д-1 |
t Д-1 |
чел.-ч |
0,24 |
||
Трудоемкость Д-2 |
t Д-2 |
чел.-ч |
0,85 |
||
КамАЗ 5511
Наименование показателя |
Условное обозначение |
Единица измерения |
Величина показателя |
||
нормативная |
расчетная |
||||
Пробег до ТО-1 |
L ТО-1 |
км |
4000 |
3200 |
|
Пробег до ТО-2 |
L ТО-2 |
км |
16000 |
12800 |
|
Пробег до КР |
L КР |
км |
300000 |
204000 |
|
Трудоемкость ЕО |
t ЕО |
чел.-ч |
0.64 |
0,32 |
|
Трудоемкость ТО-1 |
t ТО-1 |
чел.-ч |
3.40 |
4,3 |
|
Трудоемкость ТО-2 |
t ТО-2 |
Чел.-ч |
14.5 |
18,3 |
|
Трудоемкость ТР |
t ТР |
чел.-ч/1000 км |
4,8 |
8,7 |
|
Трудоемкость СО |
t СО |
чел.-ч |
3,7 |
||
Трудоемкость Д-1 |
t Д-1 |
чел.-ч |
0,43 |
||
Трудоемкость Д-2 |
t Д-2 |
чел.-ч |
0,85 |
||
2.2 Расчет коэффициентов Ј
Расчетный (планируемый) коэффициент технической готовности автомобиля (группы автомобилей, парка автомобилей) определяется из выражения:
Ј т ? 1 (21)
1 + L сс (dТО-ТР / 1000 + dКР / Lср КР )
где: L сс — среднесуточный пробег автомобилей, км (таблица 1);
L ср КР — средневзвешенная величина пробега автомобилей до капитального ремонта, км;
d КР — продолжительность простоя автомобиля в капитальном ремонте, дни.
КамАЗ 5320 Ј т = 1/(1+110 (0.43/1000+22/200062))=0,94
ГАЗ-3302 Ј т = 1/(1+140 (0,35/1000+15/219495))=0,95
КамАЗ 5511 Ј т = 1/(1+70 (0.72/1000+22/193700))=0,95
L ср КР = LКР
- (1 — (0,2
- АКР ) / А), км; (2.21)
где L КР — скорректированное значение пробега до капитального ремонта, км;
А КР — количество автомобилей, прошедших капитальный ремонт;
- А — списочное количество автомобилей в АТП, ед.
КамАЗ 5320 L ср КР =216000*(1 — (0.2*38)/103)= 200062
ГАЗ-3302 L ср КР =240000*(1 — (0.2*44)/103)= 219495
КамАЗ 5511 L ср КР =204000*(1 — (0.2*26)/103)= 193700
Коэффициент использования автомобилей определяют с учетом режима работы АТП в году и коэффициента технической готовности подвижного состава по формуле:
Ј и ? _Д Рг _ •* К н * Ј т , (2.22)
Д кг
где, Д рг — количество рабочих дней в году АТП;
К н — коэффициент, учитывающий снижение использования технически исправных автомобилей в рабочие для АТП дни по эксплуатационным причинам (принимается в пределах 0,93 … 0,97).
КамАЗ 5320 Ј и = 305*0.93*0,94/365=0,73
ГАЗ-3302 Ј и = 253*0.93*0,95/365=0,61
КамАЗ 5511 Ј и = 305*0.93*0,95/365=0,74
Суммарный годовой пробег всех автомобилей в АТП рассчитывается по формуле
? L Г = 365
- А
- LСС
- Ји , км; (2.23)
где А — списочное количество автомобилей в АТП, ед.;
L СС — среднесуточный пробег автомобилей, км.
КамАЗ 5320 ? L Г =365*38*110*0,73= 1113761
ГАЗ-3302 ? L Г =365*44*140*0.61= 1371524
КамАЗ 5511 ? L Г =365*26*70*0,74= 491582
Общий пробег: 1113761 + 1371524 + 491582 = 2976867
2.3 Расчет годовой производственной программы по техническому обслуживанию автомобилей
Число технических обслуживаний (ЕО, ТО — !, ТО-2, Д-1, Д-2, СО) определяется в целом по парку или по каждой группе автомобилей, имеющих одинаковую периодичность обслуживания.
Количество ежедневных обслуживаний за год рассчитывается по формуле:
N г ео ? ? L г_ , обслуживаний (2.24)
L СС
КамАЗ 5320 N г ео = 1113761 /110= 10125,1
ГАЗ-3302 N г ео = 1371524 /140 = 9796,6
КамАЗ 5511 N г ео = 491582 /70= 7022,6
Количество уборочно-моечных работ (УМР) за год рассчитывается по формуле:
для грузовых автомобилей и автопоездов
N г умр = (0,75 … 0,80)
- Nг ео , обслуживаний;
КамАЗ 5320 N г умр =0.8х10125,1=8100,1
ГАЗ-3302 N г умр = 0.8х9796,6=7837,28
КамАЗ 5511 N г умр = 0.8х7022,6=5618,1
Количество ТО-2 за год рассчитывается по формуле:
N г то-2 = ? L Г , обслуживаний (2.26)
L с ТО-2
КамАЗ 5320 N г то-2 = 1113761/12760=87,3
ГАЗ-3302 N г то-2 = 1371524/12880=106,5
КамАЗ 5511 N г то-2 = 491582/12880=38,2
Количество ТО-1 за год рассчитывается по формуле:
N г ТО-1 ? ? L Г _ N г то-2 , воздействий (2.27)
L C ТО-1
КамАЗ 5320 N г ТО-1 = 1113761/3190-87,3=261,8
ГАЗ-3302 N г ТО-1 =1371524/3220-106,5=319,4
КамАЗ 5511 N г ТО-1 = 491582/3220-38,2=114,5
Количество общего диагностирования (Д-1) за год рассчитывается по формуле:
N г д-1 = 1,1
- Nг то-1 + Nг то-2 , обслуживаний (2.28)
КамАЗ 5320 N г д-1 = 1.1*261,8+87,3= 375,28
ГАЗ-3302 N г д-1 = 1.1*319,4 +106,5= 457,8
КамАЗ 5511 N г д-1 =1.1* 114,5+38,2= 164,2
Количество поэлементного диагностирования (Д-2) за год рассчитывается по формуле:
N г д-2 = 1,2
- Nг то-2 , воздействий (2.29)
КамАЗ 5320 N г д-2 =1.2*87,3=104,8
ГАЗ-3302 N г д-2 =1.2*106,5=127,8
КамАЗ 5511 N г д-2 =1.2*38,2=45,8
Количество сезонных обслуживаний за год рассчитывается по формуле:
N г со = 2
- А, обслуживаний
КамАЗ 5320 N г со =2*38=76
ГАЗ-3302 N г со =2*44=88
КамАЗ 5511 N г со =2*26=52
2.4 Расчет сменной программы по видам технического обслуживания и диагностики
Для расчета сменной программы по видам ТО необходимо принять количество рабочих дней в году и количество смен работы для каждой зоны ТО (смены работы зон ТО могут быть 1, 2 или 3 смены).
Режим работы зоны уборочно-моечных работ (УМР), как правило, равен режиму работы АТП, в то время, как режим работы зон ТО и ТР может от него отличаться (эти зоны могут работать по 5-, 6- или 7-дневной рабочей неделе; т.е. 253, 305 или 365 рабочих дней в году).
Рекомендации по принятию рабочих дней в году и количества смен работы зон ТО и ТР следует принять по Приложению 4.
Сменная программа рассчитывается по видам ТО рассчитывается по общей формуле:
N см ? __ N г j __ , обслуживаний; (2.30)
Д рг
- Ссм
где N г j — годовая программа по соответствующему виду ТО и диагностики (ЕО, УМР, ТО-1, ТО-2, Д-1, Д-2);
Д рг — количество рабочих дней в году соответствующей зоны ТО или постов диагностики;
С см — число смен работы соответствующей зоны ТО или постов диагностики
КамАЗ 5320 N см ео = 10125,1/(305*1)=33,2
ГАЗ-3302 N смео =9796,6/(253*1)=38,7
КамАЗ 5511 N смео =7022,6/(305*1)=23
Общее N смео =33,2+38,7+23=94,9
N смТО-1 ? __ N г ТО-1 __ (2.31)
Д рг
- Ссм
КамАЗ 5320 N смТО-1 =261,8/(305*1)=0,86
ГАЗ-3302 N смТО-1 = 319,4/(253*1)=1,26
КамАЗ 5511 N смТО-1 =114,5/(305*1)=0,36
N смТО-2 ? __ N г То2 __ (2.32)
Д рг
- Ссм
КамАЗ 5320 N смТО-2 = 87,3/(305*1)=0,29
ГАЗ-3302 N смТО-2 =106,5/(253*1)=0,42
КамАЗ 5511 N смТО-2 =38,2/(305*1)=0,13
Общее N смТО-2 =0,29+0,42+0,13=0,84
По результатам расчета сменной программы по каждому виду ТО и диагностики принимается метод организации производства в соответствующей зоне ТО или постах диагностики. Рекомендуется принять поточный метод производства ТО, если сменная программа видов ТО составляет:
- для зоны ЕО — 50 и более обслуживаний;
- для зоны ТО-1 — 12-15 и более обслуживаний;
- для зоны ТО-2 — 5-7 и более обслуживаний.
При сменной программе в соответствующих зонах ТО менее указанных выше величин, рекомендуется к применению тупиковый метод производства.
2.5 Расчет годового объема работ
Годовой объем (годовая трудоемкость) работ по АТП определяется в человеко-часах и включает в себя объемы работ по ТО (ЕО, ТО-1, ТО-2, Д-1, Д-2, СО), текущему ремонту, а также объем работ по участкам текущего ремонта.
Годовая трудоемкость ежедневного обслуживания рассчитывается по формуле:
Т г ЕО = tЕО
- Nг УМР , чел.-ч. (2.33)
КамАЗ 5320 Т г ЕО = 0.32*8100,1=2592
ГАЗ-3302 Т г ЕО =0.22*7837,28=1724,2
КамАЗ 5511 Т г ЕО =0.32*5618,1=1797,8
При определении годовых объемов работ для зон ТО-1 или ТО-2, необходимо учитывать дополнительную трудоемкость сопутствующего текущего ремонта, объем которого не должен превышать 15-20% трудоемкости соответствующего вида ТО. И, соответственно, годовой объем работ ТР по ТП должен быть уменьшен на тот же объем ремонтных работ сопутствующего текущего ремонта.
Годовая трудоемкость ТО-1 рассчитывается по формуле:
Т г ТО-1 = tТО-1
- Nг ТО-1 + Тг соп.ТР(1) , чел.-ч.;
- (2.34)
КамАЗ 5320 Т г ТО-1 = 4.3*261,8+168,9=1294,6
ГАЗ-3302 Т г ТО-1 =2,4*319,4 +115=881,6
КамАЗ 5511 Т г ТО-1 =4,3*114,5+73,9=566,3
где Т г соп.ТР(1) — годовая трудоемкость сопутствующего текущего ремонта при проведении работ ТО-1, чел.-ч.
Годовая трудоемкость работ сопутствующего текущего ремонта при проведении ТО-1 рассчитывается по формуле:
Т г соп.ТР(1) = tТО-1
- Nг ТО-1
- Стр , чел.-ч; (2.35)
КамАЗ 5320 Т г соп.ТР(1) =4.3*261,8*0.15=168,9
ГАЗ-3302 Т г соп.ТР(1) =2,4*319,4*0.15=115
КамАЗ 5511 Т г соп.ТР(1) =4,3*114,5*0.15=73,9
где С тр — регламентированная доля сопутствующего ТР при проведении работ ТО-1 (принимается равной 0,15 … 0,20).
Годовая трудоемкость ТО-2 рассчитывается по формуле:
Т г ТО-2 = tТО-2
- Nг ТО-2 + Тг соп.ТР(2) , чел.-ч;
- (2.36)
КамАЗ 5320 Т г ТО-2 = 18,3*87,3+239,6=1837,2
ГАЗ-3302 Т г ТО-2 =8,5*106,5+135,8=1041,1
КамАЗ 5511 Т г ТО-2 =18,3*38,2+104,9=804
где Т г соп.ТР(2) — годовая трудоемкость сопутствующего текущего ремонта при проведении работ ТО-2, чел.-ч.
Годовая трудоемкость работ сопутствующего текущего ремонта при проведении ТО-2 рассчитывается по формуле:
Т г соп.ТР(2) = tТО-2
- Nг ТО-2
- Стр , чел.-ч; (2.37)
где С тр — регламентированная доля сопутствующего ТР при проведении работ ТО-2 (принимается равной 0,15 … 0,20)
КамАЗ 5320 Т г соп.ТР(2) =18,3*87,3*0.15=239,6
ГАЗ-3302 Т г соп.ТР(2) =8,5*106,5*0.15=135,8
КамАЗ 5511 Т г соп.ТР(2) =18,3*38,2*0.15=104,9
Годовые трудоемкости общего и поэлементного диагностирования соответственно рассчитываются по формулам:
Т г Д-1 = tД-1
- Nг Д-1 , чел.-ч, (2.38)
КамАЗ 5320 Т г Д-1 =0,43*375,28=161,4
ГАЗ-3302 Т г Д-1 =0,24*457,8=109,9
КамАЗ 5511 Т г Д-1 =0,43*164,2=70,6
T г Д-2 = tД-2
- Nг Д-2 , чел.-ч. (2.39)
КамАЗ 5320 T г Д-2 =1,83*104,8=191,8
ГАЗ-3302 T г Д-2 =0,85*127,8=108,6
КамАЗ 5511 T г Д-2 =1,83*45,8=83,8
Годовая трудоемкость сезонного обслуживания автомобилей рассчитывается по формуле:
T г СО = tСО
- 2
- А, чел.-ч; (2.40)
где А — списочное количество автомобилей в АТП, ед.
КамАЗ 5320 T г СО = 3,7*2*38= 281,2
ГАЗ-3302 T г СО =1,7*2*44= 149,6
КамАЗ 5511 T г СО =3,7*2*26= 192,4
Общая годовая трудоемкость для всех видов ТО рассчитывается по формуле:
?Т г ТО = Тг ЕО + Тг ТО-1 + Тг ТО-2 + Тг СО , чел.-ч.
КамАЗ 5320 ?Т г ТО = 2592+1294,6+1837,2+281,2 =6005
ГАЗ-3302 ?Т г ТО =1724,2+881,6+1041,1+149,6=3796,5
КамАЗ 5511 ?Т г ТО =1797,8+566,3+804+192,4=3360,5
Годовая трудоемкость текущего ремонта (ТР) рассчитывается по формуле:
Т гТР ? _? L Г_ . t ТР — ( Тсоп.ТР(1) + Тсоп.ТР(2) ), чел.-ч. (2.41)
1000
КамАЗ 5320 Т гТР =(1113761/1000)*5,1 — (168,9+239,6)= 5271,7
ГАЗ-3302 Т гТР =(1371524/1000)*3,2 — (115+135,8)= 4138,1
КамАЗ 5511 Т гТР =(491582/1000)*8,7 — (73,9+104,9)= 4098
где ?L г — общий годовой пробег автомобилей АТП, км.
Годовая трудоемкость работ в зоне ТР или в производственных ремонтных цехах (участках) рассчитывается по формуле:
Т г зона ТР (участка) = (Тг ТР
- С) / 100, чел.-ч; (2.42)
Для малярного участка:
КамАЗ 5320 Т г (участка) =5271,7*6/100=316,6
ГАЗ-3302 Т г (участка) =4138,1*6/100=248,3
КамАЗ 5511 Т г (участка) =4098*6/100=245,9
? Т г (участка) =316,6+248,3+245,9=810,8
где С — доля постовых работ ТР или цеховых (участковых) работ в% от общего объема текущего ремонта. Для малярного участка 6%.
Общий объем работ по техническим воздействиям и ремонту на подвижной состав автотранспортного предприятия составит:
?Т г ТО-ТР = ?Тг ТО + Тг ТР , чел.-ч. (2.43)
КамАЗ 5320 ?Т г ТО-ТР =6005+5271,7=11276,7
ГАЗ-3302 ?Т г ТО-ТР =3796,5+4138,1=7934,6
КамАЗ 5511 ?Т г ТО-ТР =3360,5+4098=7458,5
?Т г =(сумма трех автомобилей)
?Т г =11276,7+7934,6+7458,5=26669,8
2.6 Расчет численности исполнителей на объекте проектирования
К производственным рабочим относятся исполнители работ различных зон и участков, непосредственно выполняющие работы по ТО и ремонту подвижного состава АТП. При таком расчете различают технологически необходимое (явочное) и штатное (списочное) число рабочих.
Технологически необходимое (явочное) число исполнителей работ рассчитывается по формуле:
Р Т = ? Тг / ФРМ , человек; (2.44)
Р Т = 26669,8/2010=13,3
Р Т (участка) = ? Тг (участка) / ФРМ , человек; (2.44)
Р Т = 810,8/2010=0,4
где Т г — годовая трудоемкость соответствующей зоны ТО, ТР, цеха (участка),
Отдельного специализированного (или универсального) поста или линии
(поста) диагностики, чел.-ч;
Ф РМ — годовой производственный фонд времени рабочего места, 2010 ч.
Штатное (списочное) число исполнителей работ рассчитывается по формуле:
Р Ш =?Тг (участка) /ФПР , человек; (2.45)
где Ф ПР — годовой производственный фонд времени одного производственного
рабочего, 1730 ч.
Годовые производственные фонды времени Ф РМ и ФПР принимаются по Приложению 7 Методических указаний.
Р Ш = 26669,8/1730=15,4=16 для АТП
Р Ш (участка) = 810,8/1730=0,5=1 для малярного участка
3. Организационный раздел
3.1 Выбор метода организации производства ТО и ТР в АТП
Среди прочих существующих методов организации производства ТО и ремонта автомобилей в настоящее время наиболее прогрессивным является метод, основанный на формировании ремонтных подразделений по технологическому принципу (метод технологических комплексов) с внедрением централизованного управления производством (ЦУП).
Основные организационные принципы этого метода заключаются в следующем:
1. управление процессом ТО и ремонта подвижного состава в АТП осуществляется централизованно отделом (центром) управления производством.
2. организация ТО и ремонта в АТП основывается на технологическом принципе формирования производственных подразделений (комплексов), при котором каждый вид технического воздействия (ЕО, ТО-1, ТО-2, Д-1, Д_2, ТР автомобилей, ремонт агрегатов) выполняется специализированными подразделениями.
3. подразделения (бригады, участки и исполнители), выполняющие однородные виды технических воздействий, для удобства управления ими объединяются в производственные комплексы:
- комплекс технического обслуживания и диагностики (ТОД);
- комплекс текущего ремонта (ТР);
- комплекс ремонтных участков (РУ).
4. подготовка производства (комплектование оборотного фонда, доставка агрегатов, узлов и деталей на рабочие места и с рабочих мест, обеспечение рабочим инструментом, перегон автомобилей в зонах ожидания ТО и ремонта и т.д.) осуществляется централизованно комплексом подготовки производства (КПП).
5. обмен информацией между отделом управления и всеми производственными подразделениями базируется на двусторонней диспетчерской связи, средствах автоматики и телемеханики.
Участок предназначен для ремонта деталей слесарно-механической обработкой. На этом участке проводят работы по восстановлению относительно простых деталей, а также для изготовления некоторых деталей нетоварной номенклатуры (дополнительных ремонтных, простых осей, валов).
Базисные детали (блоки цилиндров, балки передних мостов, картера) на этом участке, как правило, не ремонтируют.
3.2 Технологический процесс объекта проектирования
Организация технологического процесс подразделения представлена на рисунке 1.
Рис. 1 Организация технологического процесса малярного участка.
3.3 Выбор режима работы производственных подразделений АТП
Работа производственных подразделений, занятых в АТП техническим обслуживанием, диагностикой и текущим ремонтом, должна быть согласована с режимом работы автомобилей на линии. При назначении их режима работы следует исходить из требований, выполнять большие объемы работ по ТО и ремонту в межсменное время.
При выборе режима работы производственных подразделений необходимо установить для каждого подразделения (см. подраздел 2.4):
- количество рабочих дней в году подразделения;
- число смен работы в сутки подразделения;
- продолжительность смены подразделения;
- в какую смену работает подразделение;
- время начала и окончания работы производственного подразделения.
Количество рабочих дней в году для производственных подразделений Д рг = 253 дней принимается по режиму работы автомобилей на линии и по количеству рабочих дней в году АТП. Время начала и окончания рабочих смен устанавливается на основании принятого количества рабочих дней в году, что позволяет определить продолжительность смены (Тсм ) и количество рабочих дней в неделю.
Для наглядного представления принятых решений следует составить сводную таблицу режимов работы производственных подразделений (ТО, ТР, производственных участков) и совместить их с графиком работы автомобилей на линии. Пример графика представлен в Приложении 7 Методических указаний.
3.4 Расчет количества постов в зонах ТО и ТР и постов диагностики
Так как данный проект — по проектированию малярного участка, то данная задача для постов не рассчитывается.
3.5 Распределение исполнителей работ по специальностям и квалификации
Так как данный проект — по проектированию малярного участка, то работу по выполняет один специалист (исходя из расчетов).
3.6 Подбор технологического оборудования
Подбор технологического оборудования и оснастки осуществляется в соответствии с табелем технологического оборудования БелНИИТ «Транстехник».
Таблица 7 — Оборудование малярного отделения
Наименование оборудования |
Тип Модель |
Число единиц |
Габаритные размеры, мм |
Площадь, занимаемая оборудованием, м 2 |
Мощность, кВт |
|
Покрасочная камера |
РАС-10 |
1 |
12000×7000 |
84 |
7,1 |
|
Мойка для краска распылителей |
L 40.40.4 |
1 |
400×400 |
0,16 |
3,2 |
|
Стеллаж для краски |
ПИ 45 |
1 |
2000×1000 |
2 |
— |
|
Верстак для подбора краски |
ПИ-113 |
1 |
1390×600 |
0,834 |
— |
|
Верстак для подготовки к окраске |
ПИ-115 |
1 |
1900×600 |
1,14 |
— |
|
Таблица 8 — Оснастка малярного отделения
Наименование оборудования |
Тип модель |
Число единиц |
Мощность, кВт |
|
Пневмошлиф машинка |
RA 150A |
2 |
— |
|
Полировальная машинка |
Makita 9227CB |
2 |
— |
|
Компьютер для подбора краски |
ASUS px 83350 |
1 |
0,1 |
|
Окрасочный пистолет |
SATAjet K3 RP DIGITAL |
4 |
— |
|
Шлифовальный инструмент |
Paca |
2 |
— |
|
Общая площадь оборудования составляет 91,6 м 2
3.8 Расчет производственной площади
Площадь шиномонтажного отделения рассчитывается по формуле ( при орг а низации ТО на тупиковых универсальных или специализированных постах ):
F участка = fоборуд.
- Кп , м2 ; (3.13)
F участка =91,6*4= 366,4
где f автом. — площадь автомобиля в плане, м2 ;
- п — количество постов (по расчетам);
f оборуд. — суммарная площадь оборудования зоны, м2;
К п — коэффициент плотности расстановки оборудования. Для моторного уч. Кп =4-5
4. Технологическая карта
Для наиболее рациональной организации работ по ТО, ремонту и диагностированию автомобилей, его агрегатов и систем составляются различные технологические карты.
На основании этих технологических карт определяется объем работ по техническим воздействиям, а также производится распределение работ (операций) между исполнителями.
Технологическая карта является руководящей инструкцией для каждого исполнителя и, кроме того, служит документом для технического контроля выполнения обслуживания или ремонта.
Технологическая карта составляется раздельно на вид обслуживания а внутри вида обслуживания — по элементам.
В технологических картах указывают перечень операций, место их выполнения (снизу, сверху или сбоку автомобиля), применяемое оборудование или инструмент, норму времени на операцию, краткие технические условия на выполнения работ, разряд работ и специальность исполнителей.
Технологические карты составляют в соответствии с перечнем основных операций, изложенных в первой или второй (нормативной) части положения о ТО и ремонте. При разработке технологических карт необходимо:
- удобство установки, снятия и перемещения автомобиля или агрегатов в процессе выполнения операций;
- необходимое осмотровое, подъемно-транспортное оборудование;
- применение высокопроизводительного технологического оборудования, инструмента и приспособления;
- создание удобных, безопасных и гигиенических условий труда для рабочих в соответствии с требованиями НОТ;
- средства и способы контроля качества работ.
Формулировка операций и переходов должна указываться в строгой технической последовательности, кратко.
Заключение
В ходе выполнения данного курсового проекта был спроектирован малярный участок на 103 автомобиля. Была рассчитана годовая производственная программа, годовой объем работ, рассчитана численность производственных рабочих, рассчитано подразделение, подобрано оборудование и оснастка, определен способ управления производством, составлена технологическая карта, выполнен расчет и чертеж планировки самого участка.
Были закреплены, усовершенствованы и пополнены знания и навыки, полученные в процессе обучения по технологии технического обслуживания и ремонта автомобилей, углублены знания по научной организации труда и проектированию автотранспортных предприятий, изучены передовые методы производства и получены навыки по организации малярного отделения и проанализированы материалы технологического и конструктивного характера.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/na-temu-rekonstruktsiya-malyarnogo-uchastka-na-atp/
1. Методические указания по выполнению курсового проекта для специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта». Красный Яр, Транспорт, 2010.
2. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. М., Транспорт, 1995.
3. Суханов Б.И. и др. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Пособие по дипломному проектированию. М., Транспорт, 1991.
4. Суханов Б.Н. и др. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Пособие по курсовому и дипломному проектированию. М., Транспорт, 1985.
5. Карташов В.П. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий. М., Транспорт, 1979.
6. Карташов и др. Организация технического обслуживания и ремонта автомобилей. М., Транспорт, 1979.
7. Крамаренко Г.В. Техническое обслуживание автомобилей. М., Транспорт, 1982.
8. Напольский Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания. М., Транспорт, 1986.
9. Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта. ОНТП-01-91, Минавтотранс, 1991.
10. Типовые проекты организации труда на производственных участках автотранспортных предприятий. Часть 1 и 2. М., ЦНОТ и УП, Минавтотранс, 1985.
11. Типовые проекты рабочих мест на автотранспортном предприятии. НИИАТ (Ленфилиал), КазНИИПИАТ, ГосавтотрансНИИпроект. М., Транспорт, 1977.