Техническое обслуживание автомобильного бортового компьютера (2)

Курсовая работа
Содержание скрыть

Современный автомобиль – сложнейшее техническое средство над

созданием, которого трудятся тысячи инженеров, используя новейшие

технологии разных областей науки, в том числе современные

вычислительные машины. Но без вычислительных машин нельзя обойтись

не только при создании автомобиля, но и при его повседневной

эксплуатации.

Одним из инструментов помогающих в повседневной эксплуатации

автомобилей является бортовой компьютер. Бортовой компьютер –

компьютер, предназначенный для установки в автомобиль, он способен

отображать и контролировать все параметры автомобиля.

Бортовой компьютер стал неотъемлемой частью каждого

современного автомобиля. Бортовой компьютер, как и любой другой

компьютер, нуждается в регулярном техническом обслуживании. В

настоящее время почти во всех автомобильных сервисных центрах

производится техническое обслуживание только механических

компонентов машины, и не производится техническое обслуживание

электронных компонентов. Это обусловлено недостаточной квалификацией

работников сервисных центров, которые не имеют необходимых знаний в

области вычислительной техники.

Исходя из этого темой данного курсового проекта является

техническое обслуживание автомобильного бортового компьютера.

Лист

КП 230106.51 070113 0000 ПЗ

6

1 Общая часть

1.1 Конструкция бортового компьютера

Бортовые компьютеры для автомобилей выпускаются в корпусах,

унифицированных по габаритным и посадочным размерам для установки в

переднюю панель автомобиля. На рисунке 1 показан внешний вид бортового

компьютера. Почти все узлы бортового компьютера расположены в

металлическом корпусе, который служит для механической защиты

элементов бортового компьютера и электромагнитного экранирования.

Рисунок 1 – Внешний вид бортового компьютера

Исключение составляют дисплей и клавиатура бортового компьютера,

которые находятся на передней панели. Металлический корпус состоит из

двух деталей: основания и съемной крышки. Крышка и основание имеют П-

образную форму, у каждой есть по две боковые стенки. Электронные

компоненты бортового компьютера располагаются на единой односторонней

печатной плате. На печатной плате располагаются микросхемы и

8 стр., 3947 слов

Электронные и микропроцессорные системы автомобилей

... внимание уделяется экологическим показателям автомобиля, выполнить которые без микропроцессорного управления силовым агрегатом невозможно. Несомненно, вопросы конструкции, эксплуатации электронных систем автомобиля являются актуальными. Целью данного реферата является обобщение, систематизация вопросов ...

электронные радиоэлементы с зазором не менее 2 мм для лучшего

охлаждения элементов. Способ установки обеспечивает доступ и замену

Лист

КП 230106.51 070113 0000 ПЗ

7

любой микросхемы. Для обеспечения помехоустойчивости на плате

установлены 12 конденсаторов. Микросхемы, конденсаторы и резисторы

распределены равномерно по всей площади печатной платы. На каждую

микросхему приходится не менее 0,05 мкФ. Для увеличения защиты от

воздействий внешней среды печатная плата покрывается двойным слоем

лака, который повышает электрическую изоляцию схемы, механическую

прочность, хорошо защищает конструкцию от влаги и пыли.

1.2 Параметры бортового компьютера

Параметры бортового компьютера указаны в таблице 1.

Таблица 1 – Параметры бортового компьютера

Напряжение питания: 7.5 -18

Потребляемый ток

В рабочем режиме: 0,1 А

В дежурном режиме: 0,01 А

Диапазон рабочих температур: -25- +40 ºС

Диапазон измерения напряжения 9-16 В

Диапазон измерения температуры: 25- +60 ºС

Лист

КП 230106.51 070113 0000 ПЗ

8

2 Специальная часть

2.1 Функциональные возможности

Бортовой компьютер является ключевым элементом в управлении

работой автомобиля при помощи него можно определить, что в автомобиле

неисправно или какие параметры автомобиля не соответствуют нормальным

и выявить возможные причины неисправности. Бортовой компьютер нельзя

сравнить со специальным диагностическим оборудованием, но вс? же

значительную часть информации о состоянии автомобиля он способен

отобразить. Количество функций современного бортового компьютера

измеряется десятками, а для некоторых моделей и сотнями. Ниже

перечислены некоторые из них:

а) отображает все доступные параметры системы

б) управляет доступными исполнительными механизмами

в) регулирует СО

г) показывает неисправности с текстовой расшифровкой ошибок

д) сбрасывает вышеуказанные ошибки

е) показывает идентификационные данные блока управления

ж) фиксирует пройденное расстояние от начала маршрута (в метрах)

з) фиксирует время нахождения на маршруте (включенное зажигание)

и) фиксирует время нахождения в движении (скорость движения не

равна нулю)

к) отображает текущую скорость движения автомобиля (в км/час)

л) отображает среднюю скорость движения на маршруте (в км/час)

м) фиксирует общий расход топлива на маршруте (в литрах)

н) фиксирует средний расход топлива на маршруте (в литрах на 100

км).

о) отображает мгновенный расход топлива (в литрах в час)

п) отображает остаток топлива в баке

Лист

КП 230106.51 070113 0000 ПЗ

9

р) отображает пробег на остатке

с) отображат время разгона в указанном диапазоне скоростей

2.1.1 Мгновенные параметры

Основным предназначением бортового компьютера является

отображение мгновенных параметров: текущее время, скорость автомобиля,

обороты двигателя, температура двигателя, температура в салоне и

7 стр., 3115 слов

Двигатели внутреннего сгорания (5)

... цикл карбюраторного двигателя. Расчет параметров процесса сгорания и сжатия, происходящих при работе ДВС. Расчет теплообменной поверхности радиатора, определение критериев Нуссельта и Рейнольдса. Двигатель автомобиля ... скорость поршня. Таблица 4. Параметры бензинового ДВС Похожие рефераты: Показатели эффективной работы и определение основных параметров впуска, сжатия и процессов сгорания в двигателе. ...

температура наружного воздуха, остаток топлива в баке, бортовое

напряжение и ряд других параметров. Показания штатных систем

недостаточно точны, а самое главное, не поддаются коррекции. При

установке колес большего диаметра скорость автомобиля при тех же

оборотах двигателя будет выше. Штатный спидометр не будет

откорректирован под новый диаметр колес. Результатом будет отображение

неверной информации. В свою очередь большинство бортовых компьютеров

позволяют внести коррективы в свою работу и сообщают об истинном

значении скорости.

2.1.2 Маршрутные параметры

Бортовым компьютером можно отследить информацию о текущем

расходе топлива, среднем расходе на 100 км, расходе топлива за текущую

поездку, времени поездки, пройденном пути. Некоторые бортовые

компьютеры могут не только отображать информацию о совершенной

поездке, но и помогут запланировать новую. Бортовой компьютер сообщит

время, необходимое для преодоления пути, рассчитает рекомендуемую

скорость, сообщат о нужном количестве бензина или о количестве

километров, которые удастся преодолеть на остатке топлива.

Лист

КП 230106.51 070113 0000 ПЗ

10

2.1.3 Контроль над ситуацией

При нарушении работы системы охлаждения или в жаркий день

температура двигателя может превысить норму, в этом случае есть большой

риск закипания двигателя, что в конечном итоге обернется серьезными

проблемами для автомобиля. Бортовой компьютер постоянно отслеживает

температуру двигателя и немедленно предупреждает о возможном перегреве

двигателя звуковым сигналом. Точно так же он контролирует и

предупреждает о превышении рекомендуемой скорости движения, о

значении бортового напряжения, о необходимости очередного

техобслуживания. Существуют системы, сохраняющие работоспособность

автомобиля даже в случае выхода из строя того или иного датчика, чтобы

была возможность добраться до автосервиса или гаража и устранить

неисправность. Стратегия состоит в том, что при возникновении

неисправности в цепи какого-то датчика компьютер заменит сигнал этого

датчика на постоянное значение, хранящееся в памяти. При переходе в

режим ограниченной управляемости двигатель продолжает работать, хотя и с

меньшей эффективностью. Некоторые системы управления настолько

интеллектуальны, что водитель даже может не заметить, что продолжает

ехать с неисправностью. Только горящая сигнальная лампочка сигнализирует

о том, что с двигателем не все в порядке, либо его параметры работы не

соответствуют принятым нормам. При неисправности особо важных

датчиков компьютер может ограничить динамические характеристики

двигателя. После устранения неисправности система возвращается к

нормальному функционированию.

2.2 Принцип работы

Автомобильный компьютер является аналогом настольного

персонального компьютера и работают они по схожей схеме. Компьютер

Лист

КП 230106.51 070113 0000 ПЗ

11

получает некоторые исходные данные, обрабатывает их по заданной

27 стр., 13353 слов

Бортовая информационно-управляющая система (БИУС) транспортного средства

... В качестве БИУС используется бортовой компьютер (вычислитель), выполняющий сбор и обработку информации с датчиков, а также формирующий информационные сообщения и управляющие воздействия ... БАФ - блок (библиотека) автомобильных функций; Бди - ММи - мехатронные модули измерительной/диагностирующей системы; ММдв - мехатронные модули двигателя; ММдR - мехатронные модули системы диагностики; ММаN, F - ...

программе и выводит на экран в форме, понятной пользователю.

2.2.1 Исходные данные

В персональном компьютере все достаточно понятно. Данные вводятся

с клавиатуры, сканера или считываются с носителей информации, например,

жесткого диска. Бортовой автомобильный компьютер получает

информацию, иным образом. Современный автомобиль имеет в наличии

большое количество разного рода датчиков, и блоков управления. Бортовой

компьютер подключается к цепи датчиков, таких как уровень топлива,

скорости, к цепи зажигания, к колодке диагностики, к датчику расхода

топлива и другим системам. То есть вся информация, которой оперирует

бортовой компьютер, была в автомобиле и до появления его, только

отсутствовала возможность их наглядного отображения.

2.2.2 Обработка данных

В памяти автомобильного бортового компьютера заложена программа,

которая обрабатывает полученные данные. Например, получив информацию

с датчика уровня и датчика расхода топлива, компьютер дает возможность

спрогнозировать пробег на остатке топлива. Бортовой компьютер ничего не

замеряет, всю информацию о процессах, происходящих с автомобилем, он

получает от штатных систем. Как правило, информация полученная от

штатных систем обладает большой погрешностью. Как следствие, все

значения, вычисленные на основании неверных данных, будут иметь мало

общего с действительностью. Программа бортового компьютера позволяет

подстроить показания по расходу топлива, расчету скорости и пробегу.

Отсутствие данной функции не позволит получить достоверную

информацию от бортового компьютера.

Лист

КП 230106.51 070113 0000 ПЗ

12

2.2.3 Отображение информации

Отображение информации бортовым компьютером происходит

посредством дисплея. Он может быть цифровой, трех- или

четырехразрядный. Для большей информативности дисплеев может быть

два. Также встречаются модели с жидкокристаллическим дисплеем

изготовленным на основе тонкопленочных транзисторов, аналогичным тем,

что устанавливается в мобильные телефоны. Бортовые компьютеры с этим

типом дисплея наиболее удобны, однако цена их значительно выше.

2.3 Принципиальная схема

Схема электрическая принципиальная представлена в графической

части курсового проекта. Бортовой компьютер питается от бортовой сети

автомобиля, в которой возможны значительные броски питания и помехи.

Для исключения неблагоприятных факторов предназначен ряд

дополнительных элементов. Для защиты схемы от неправильной подачи

напряжения питания служит диод (VD6) с прямым током не менее 300 mA.

Для защиты схемы от бросков по питанию служит специальный варистор

R19.

2.3.1 Контроллер

Контроллер AT89S53 представляет собой экономичный,

высокопроизводительный, 8-ми разрядный CMOS микроконтроллер с,

загружаемой, программируемой и стираемой памятью объемом 12 Кбайт.

Производится с применением технологии энергонезависимой памяти с

имеет совместимость с, широко используемым, стандартным набором

16 стр., 7678 слов

Промышленные компьютеры

... обработки на Земле данных применялись компьютеры SP5500 фирмы Texas Microsystems. Компьютер этой моде­ли представляет собой промышленный сервер для ответственных приложений, предназначенный для работы под управлением основных операционных систем. ... ежедневно пробуют свои силы не одна тысяча игроков. Знакомство с представленной выше информацией

инструкций, и расположением выводов стандарта 80С51. Наличие

встроенной Flash памяти с поддержкой функции загрузки позволяет

производить внутрисистемное перепрограммирование программного кода

Лист

КП 230106.51 070113 0000 ПЗ

13

посредством последовательного SPI (англ.Serial Peripheral Interface,—

последовательный синхронный стандарт передачи данных в режиме полного

дуплекса,разработанный компанией Motorolaдля обеспечения простого и

недорогого сопряжения микроконтроллеров и периферии) интерфейса, или с

помощью стандартного программатора энергонезависимой памяти.

Благодаря объединению универсального 8-ми разрядного центрального

процессора и загружаемой Flash памяти на одном кристалле,

микроконтроллер Atmel имеет возможность изменения одного байта за раз, а

обращение к ней производится посредством последовательного SPI

интерфейса. Структурная схема контроллера представлена на рисунке 2

Рисунок 2 – Структурная схема контроллера

2.3.2 Постоянное запоминающее устройство

В качестве ПЗУ может использоваться память AT24C64. Но наличие

его не обязателно. Это обусловлено тем что контроллер уже содержит в

своей структуре постоянно-запоминающее устройство.

Лист

КП 230106.51 070113 0000 ПЗ

14

Изображение микросхемы памяти представлено на рисунке 3. Это

65536 битная серийная электрически стираемая и программируемая память

(EEPROM), организованная как 8192 слова по 8 бит каждое той же фирмы

производителя, что и микроконтроллер, производства компании Atmel.

Рисунок 3 – Внешний вид микросхемы постоянно запоминающего устройства

2.3.3 Дисплей

Для отображения информации используется двухстрочный 16-ти

символьный русифицированный жидкокристаллический дисплей со

светодиодной подсветкой. Данный дисплей может быть любой фирмы

изготовителя. Дисплей — самый дорогой компонент бортового компьютера. В

данной модели используется дисплей DV16110: 2 строки 16 символов англо-

русский, с подсветкой.

Лист

КП 230106.51 070113 0000 ПЗ

15

Изображение дисплея представлено на рисунке 4.

Рисунок 4 – Внешний вид дисплея

2.3.4 Микросхема OBD II интерфейса

Интегральная микросхема МС33290 — интерфейс подключения к

диагностической линии автомобиля. В данной модели компьютера не

является обязательной, так как функции этой микросхемы выполняет

контроллер Является последовательным интерфейсом связи,

предназначенным для обеспечения двунаправленной полудуплексной связи

взаимодействия с автомобильной диагностической системой управления.

Предназначен для взаимодействия устройств на основе микроконтроллеров и

электронного блока управления через специальный ISO K-линию.

Изображение микросхемы интерфейса представлено на рисунке 5.

Рисунок 5 – Внешний вид микросхемы интерфейса OBD-II

Лист

КП 230106.51 070113 0000 ПЗ

16

2.4 Интерфейсы

2.4.1 OBD II-интерфейс

Рисунок 6 – Внешний вид разъема интерфейса OBD-II

Существуют три основных OBD-II протокола, с небольшими

различиями систем, в способах соединения бортовых диагностических

13 стр., 6077 слов

Технологии разработки и управления базами данных

... для создания своих собственных баз данных и приложений обращаются именно к нему. Система управления базами данных предоставляет нам возможность контролировать задание структуры и описание своих данных, работу с ними и ... сложность и начальные капиталовложения). Ну и третья - тип выхода в интернет (технология, скорость доступа, оценка безопасности). Все эти таблицы нельзя свести в одну, так ...

устройств и диагностических устройств и инструментов. Можно определить

какой протокол использует автомобиль, по коммутации разъема. Если разъем

имеет контакт в №7 и отсутствуют контакты №2 и №10, тогда автомобиль

оборудован по ISO 9141 протоколу (К-линия).

Если нет контакта в №7, тогда

применяется SAE протокол, Если используются контакты №7 и №2 и/или

№10, автомобиль может использовать ISO протокол. Все три OBD-II

протокола, используют набор команд согласно SAE J1979 стандарту.

Автомобили, выпущенные до введения OBD-II, имеют разъемы в

различных местах под приборной панелью. Все OBD-II имеют разъемы,

расположены в местах, досягаемых с места водителя. Кабель от

диагностического инструмента подключается в OBD-II J1962 разъем.

Существуют различные виды диагностических инструментов от сканеров и

карманных компьютеров для считывания кодов ошибок до сложных

диагностических устройств и компьютеров.

Подключение к ноутбуку при помощи OBD-II интерфейса или

настольному компьютеру предоставляет возможность использовать

дополнительную память и получать и обрабатывать информацию с

использованием различных графических приложений.

Лист

КП 230106.51 070113 0000 ПЗ

17

2.4.1 CAN-интерфейс

Рисунок 7 – Внешний вид разъема интерфейса CAN

CAN (англ. Controller Area Network – сеть контроллеров) протокол

является стандартом ISO (ISO 11898) для последовательной передачи

данных. Протокол разработан для приложений автомобильного применения.

В настоящее время CAN системы широко распространены и применяются в

индустриальной автоматике, различных транспортных, специальных

машинах и автомобилях. Разъем CAN изображен на рисунке 7.

CAN стандарт описывает параметры сигнала на физическом уровне и

порядок передачи данных который определен двумя различными типами

сообщений, правила арбитража доступа шины и метод определения и

проверки неисправности.

CAN определен стандартом ISO 11898-1 и включает следующие

основные сведения:

а) На физическом уровне, сигнал передается, используя витую пару.

б) Для контроля к доступу шины применяются правила арбитража.

в) Блоки данных небольшие по размеру (в большинстве случаев 8

байт) и защищены контрольной суммой.

г) Блоки данных не имеют адресации, вместо того каждый блок

содержит числовое значение, которое определяет приоритет передачи по

шине, так же может нести идентификатор содержания блока данных.

д) сложная схема обработки ошибок, которая приводит к повторной

передаче данных, которые должным образом не получены.

е) Эффективные действия по изоляции неисправностей и отключение

Лист

КП 230106.51 070113 0000 ПЗ

18

2.5 Режимы работы

2.5.1 Маршрутный компьютер

Алгоритм функционирования маршрутного компьютера примерно

следующий:

а) Постоянно производится подсчет времени, импульсов с датчиков

расхода топлива и скорости, а также измерение длительности между

импульсами с датчика скорости.

6 стр., 2981 слов

» Назначение основные функции блока управления»

... скорость автомобиля; наличие детонации; содержание кислорода в отработавших газах; наличие запроса на включение кондиционера пароль противоугонной системы на разрешение пуска двигателя. ЭСУД состоит из -блока управления; ... мощности. Формирователь канала диагностики необходим для согласования уровней электрических сигналов диагностического оборудования с уровнями сигналов процессора. Источник питания ...

б) Производится опрос клавиатуры и, в случае необходимости,

модификация выбранного режима работы. Количество кнопок управления не

превышает 4 штуки и выбор режима работы осуществляется с помощью

меню.

в) Обновляется информация на индикаторе с преобразованием

накопленных первичных данных. Информация для пользователя должна

выводиться в удобной форме, т.е. в виде развернутых буквенно-цифровых

сообщений и подсказок, что требует применения знакосинтезирующего

индикатора как минимум с 1 строкой на 16 символов (лучше 2*20).

Объем

информации для отображения в развернутом виде очень большой, что влечет

за собой увеличение памяти для ее хранения. Первичные данные должны

быть пересчитаны по несложным формулам (точность вычислений при этом

может быть невелика) и преобразованы из двоичной формы в символьный

формат.

г) Делается пауза, т.к. исходя из психофизиологических особенностей

человека частота обновления информации не должна превышать 10Гц, и все

повторяется сначала.

Лист

КП 230106.51 070113 0000 ПЗ

19

2.5.2 Тестер

Алгоритм функционирования практически любого диагностического

тестера начального уровня, работающего по протоколу KWP2000 и

подключенного к К-линии, следующий:

а) Производится опрос клавиатуры и, в случае необходимости,

модификация выбранного режима работы. Количество кнопок управления не

превышает 4 штуки и выбор режима работы, которое осуществляется с

помощью меню.

б) Формируется запрос на ЭБУ, соответствующий заданному режиму

работы. Виды запросов весьма многообразны, однако их содержание (за

небольшим исключением, например запросов на изменение состояния

исполнительных механизмов) постоянно.

в) Ожидается ответ от ЭБУ и осуществляется прием данных при его

получении. Длина принимаемого сообщения не превышает 128 байт.

г) По истечении времени ожидания или завершении приема данных

производится анализ сложившейся ситуации и в соответствии с ней

возможна модификация заданного режима работы.

д) При необходимости обновляется информация на индикаторе с

преобразованием полученных из ЭБУ данных. Полученные из ЭБУ данные, в

некоторых случаях, должны быть пересчитаны по несложной формуле

(точность вычислений при этом может быть невелика) и преобразованы из

двоичной формы в символьный формат.

Делается пауза, т.к. согласно протокола, запросы на ЭБУ должны

выдаваться не раньше 100 мс по окончании предыдущего сеанса обмена, и

все повторяется сначала.

Лист

КП 230106.51 070113 0000 ПЗ

20

2.6 Периферийные устройства

2.6.1 Электронный блок управления двигателем

Электронный блок управления двигателем (ЭБУ) – устройство

управляющее работой двигателя автомобиля. Электронный блок управления

принимает информацию от датчиков и в соответствии с заложенным

программным обеспечением формирует управляющие воздействия на

исполнительные устройства систем двигателя. Внешний вид электронного

45 стр., 22279 слов

Оборудование предприятий общественного питания (2)

... новых видов техники. Наряду с этим следует уделять большое внимание и модернизации действующего технологического оборудования. Важным средством ускорения научно-технического прогресса в общественном питании является своевременная модернизация оборудования, ... двигательного, передаточного и исполнительного, а также механизмов управления, регулирования, защиты и блокировки. Двигательными механизмами ...

блока управления представлен на рисунке 8.

Рисунок 8 – Электронный блок управления двигателем

Электронный блок управления не только управляет двигателем, но и

при возникновении неисправностей записывает информацию о них в

собственную память.

Электронный блок управления подключается к бортовому компьютеру

посредствам К-линии. Бортовой компьютер в режиме тестера получает от

ЭБУ всю подробную информацию об имеющихся ошибках в работе

двигателя. Если же бортовой компьютер работает в режиме маршрутного

компьютера то ему передаются мгновенные параметры автомобиля такие как

обороты двигателя, мгновенный расход топлива и скорость.

Лист

КП 230106.51 070113 0000 ПЗ

21

2.6.2 Парктроники

Парктроник – это специальный радар, который используют для

измерения расстояния между транспортным средством и прочими объектами,

которые могут встретиться во время пути на обочине, или даже расстояние

до других автомобилей. Внешний вид парктроника изображен на рисунке 9.

При движении автомобиля,парковочные радары способны предупреждать

водителя о возникающей угрозе, например о внезапно появившемся

автомобилеили резко приближающемся объекте. Особо необходимо

отметить возможность парктроников предупреждать водителя о

малогабаритных препятствиях, таких как столбики, крупные предметы,

лежащие на земле, и прочее. Если используется парктроник, то существенно

снижается вероятность столкновения с препятствием или другим

автомобилем во время парковочных маневров, что особенно важно в

городском хаосе автомобильного движения. Еще одно место, где

парктроникимогут оказать ощутимую пользу – это городские

автомобильные пробки. Множество очень близко расположенных

автомобилей,медленный поток, все это, как правило, приводит к

столкновениям. При использовании парктроника,становится возможным

более безопасно преодолевать городские пробки.

Рисунок 9 – Внешний вид парктроника

Лист

КП 230106.51 070113 0000 ПЗ

22

2.7 Техническое обслуживание бортового компьютера

Во избежание возникновения неисправностей бортового компьютера

необходимо периодически контролировать следующие параметры :

а) отсутствие замыкания по питанию (между линиями +5В и GND).

При отсутствии замыкания подается напряжение питания (12В) и

необходимо убедиться в наличии +5В во всех точках схемы, куда +5В

должны приходить.

б) формирование сигнала "Сброс". При включении питания на выводе

9 RSТ микроконтроллера должна кратковременно появляться логическая

единица, а затем все время держаться уровень логического нуля.

в) работа внутреннего генератора МК. На выводах 18 и 19 МК должен

быть синус частотой 12 мГц, а на выводе 30 должен быть меандр с частотой 2

мГц.

г) правильность адресации к памяти . На выводе 29 (PME) МК должен

быть уровень логической единице. Если на выводе PME присутствует

постоянная генерация — то контроллер работает с внешней памятью –

26 стр., 12860 слов

Технические средства управления (2)

... полной мере отражала многообразие технических средств управления: например, в ней не упоминались средства выполнения вычислительных операций, прежде всего персональные компьютеры, которые получали все более ... является нахождение проблемных мест технических средств управления и их совершенствование. Исходя из заданной цели, определяются следующие задачи : Охарактеризовать компьютер Intel Pentium MMX ...

необходимо убедится в наличии уровня логической единицы на выводе 31

микроконтроллера. Если на выводе PME периодически появляются пачки

импульсов, то происходит выход программы за пределы внутренней памяти,

чего не должно быть. Это говорит о том что, микроконтроллер не

запрограммирован или запрограммирован неверно.

После старта программа инициализирует последовательный порт и

системный таймер (что никак не отражается на выводах МК), а затем

инициализирует жидкокристаллический индикатор: на порт P2

микроконтроллера выставляются команды, сопровождаемые импульсами

единичной полярности на вход E жидкокристаллического индикатора. После

записи каждой команды МК переводит все линии порта P2 в единичное

состояние и начинать опрашивать готовность жидкокристаллического

индикатора, выдавая импульсы единичной полярности на вход Е

Лист

КП 230106.51 070113 0000 ПЗ

23

жидкокристаллического индикатора. Если по какой-либо причине индикатор

не выставляет флаг готовности, программа зацикливается на опросе

готовности жидкокристаллического индикатора.

Если на дисплее горят черные квадраты, то необходимо отрегулировать

яркость свечения индикатора потенциометром R4. При очищенном экране

черных квадратов не должно быть видно (или они должны быть еле

заметны).

Устранить неисправность бортового компьютера можно с помощью

алгоритма приведенного в графической части курсового проекта.

Типичные неисправности бортовых компьютеров приведены в

Таблице2.

Таблица2 — Типичные неисправности бортовых компьютеров

неисправность

дисплей не светится, ненадежный контакт в проверить разъем и

подсветка не включается переходной колодке или в поправить штыри

местах подключения к

проводке автомобиля

компьютер работает но нет отсутствует сигнал с блока проверьте надежность

параметров в некоторых управления соединения белого провода с

режимах контактом К-линии в

диагностической колодке

в а/м не установлен если а в а/м не установлен

иммобилайзер иммобилайзер установите

перемычку согласно

инструкции

блок управления не проверьте соответствие

поддерживается БК типов блоков управления,

типам поддерживаемым в

инструкции

Лист

КП 230106.51 070113 0000 ПЗ

24

Таблица 2 продолжение

нет напряжения на проводе проверьте появляется ли

зажигания напряжение на синем

проводе после включения

зажигания

неправильное напряжение в неправильно опознан блок установить тип ЭБУ вручную

бортовой сети управления или отсоединить-

подсоединить компьютер к

переходной колодке и

включить зажигание на 15-

20сек.

датчик температуры обрыв датчика температуры проверьте контакт проводов

постоянно показывает -30 термодатчика в переходной

градусов колодке

БК при движении произошел выход параметров найти причину и устранить

периодически включает 4.2 5.3 6.1 6.2 за границы ее

звуковой сигнал диапазона

показания термометра можно провести отсоедините переходную

систематически смешены корректировку, но при этом сбрасываются установки и накопленные параметры колодку

относительно действительной температуры окружающего воздуха

необходимо обратно

подсоединить переходную

колодку БК одновременно

удерживая нажатыми

клавиши ?, и ?до тех пор

пока на дисплее не загорится

Т°С и замигает диагностика,

при этом Вы попадете в

режим настройки

нажатием кнопки ?? выйти

в обычный режим

функционирования

компьютера

Лист

КП 230106.51 070113 0000 ПЗ

25

Причиной нестабильной работы бортового компьютера может быть

сбой в программном обеспечении. Для устранения этой проблемы

необходимо перепрограммировать микроконтроллер. Микроконтроллер

программируется через параллельный порт (LPT ).

Необходимо учесть, что

максимальная длина кабеля, соединяющего микроконтроллер с

компьютером не должна превышать 20-30 см.

Лист

КП 230106.51 070113 0000 ПЗ

26

3 Расчетная часть

3.1 Выбор компонентов персонального компьютера

Системная плата Zotac GF9300-D-E mini-ITX. На рисунке 10 изображен

внешний вид системной платы. Характеристики системной платы указаны в

таблице 3.

Рисунок 10 – Системная плата

Таблица 3 – Характеристики системной платы

Характеристика

Чипсет NVIDIA® nForce 9300

Сокет LGA 775

Видеоадаптер Integrated NVIDIA® GeForce 9300

Интерфейсы SATA-II, PCI

Видеоинтерфейсы VGA, DVI и HDMI

Звуковой адаптер HD Audio 5.1

Сетевой контроллер LAN 10/100/1000

Встроенный адаптер беспроводной сети 802.11b/g

Порты USB,шт USB2.0 8

Форм-фактор 17Х17см mITX

Мощность потребления,Вт 58

Поддерживаемая память DDR2

Лист

КП 230106.51 070113 0000 ПЗ

27

Процессор Intel Core 2 Quad Q8200 tray. Характеристики процессора

указаны в таблице 4, а внешний вид показан на рисунке 11.

Рисунок 11 – Процессор

Таблица 4 – Характеристики процессора

Характеристика

Сокет LGA775

Тактовая частота, МГц 2333

Частота шины, МГц 1333

Коэффициент умножения 7

Ядро Yorkfield

Количество ядер 4

Техпроцесс,нм 45

Комплектация OEM

Мощность потребления,Вт 65

Лист

КП 230106.51 070113 0000 ПЗ

28

Жесткий диск HDD 500ГБ 5400 SATA 2,5" Western Digital 5000BEVT.

Харктеристики жесткого диска указаны в Таблице 5. Прешний вид

представлен на рисунке 12.

Рисунок 12 – Жесткий диск

Таблица 5 – Характеристики жесткого диска

Характеристика

Форм-фактор 2,5”

Объем HDD, ГБ 250

Объем буфера, Мб 8

Скорость вращения об./мин. 5400

Ударостойкость,G 1000

Уровень шума,Дб 23

Интерфейс SATA II

Размеры (Ш*В*Д), мм 69.85*9.5*100.5

Вес,г. 98,8

Мощность потребления, Вт 8

Лист

КП 230106.51 070113 0000 ПЗ

29

Дисковод DVD-RW IDE Optiarc AD-7910A. Харктеристики дисковода

указаны в Таблице 6. Внешний вид показан на рисунке 13.

Рисунок 13 – Дисковод

Таблица 6 – Характеристики дисковода

Характеристика

Производитель Optiarc

Модель DVD-RW IDE Optiarc AD-7910A

Скорость чтения CD-ROM 48х

Скорость записи CD-R 48х

Скорость записи CD-RW 32x

Скорость чтения DVD-ROM 16х

Скорость записи DVD-R DVD R 16x / DVD R DL 8x / DVD-RAM 12x

Скорость записи DVD-RW DVDплюс RW 8x / DVD-RW 6x

Скорость чтения BD-ROM BD-ROM 6x / BD-R 6x / BD-RE 6x

Размер буфера, Мб 2

Интерфейс SATA II

Потребляемая мощность, Вт 25

Лист

КП 230106.51 070113 0000 ПЗ

30

Оперативная память DDR2 1GB Kingston KVR800D2N5. Харктеристики

оперативной памяти указаны в Таблице 7. Внешний вид оперативной памяти

представлен на рисунке 14.

Рисунок 14 – Оперативная память

Таблица 7 – Характеристики оперативной памяти DDR2 1GB Kingston KVR800D2N5

Характеристика

Производитель Kingston

Модель DDR2 1GB Kingston KVR800D2N5

Тип памяти DDR2

Форм-фактор DIMM 240-контактный

Тактовая частота, МГц 800

Пропускная способность, Мб/с 12800

Объем, Гб 1

Потребляемая мощность,Вт 14

Лист

КП 230106.51 070113 0000 ПЗ

31

3.2 Тепловой расчет

Рассчитать необходимую мощность корпусной системы охлаждения

можно по формуле:

Q ? 1 . 76 * P /( T ? T )

общ i o ,

где P — полная тепловая мощность компьютерной системы, ? C

общ

T — температура внутри системного блока, ? C

i

T — температура помещения, ? C

o

Q — производительность корпусной системы охлаждения, CFM

Полная тепловая мощность( P ) находится по формуле:

общ

P ? T ? T ? T

систпл цп диск ,

где T — температура системной платы, ? C

систпл

Т — температура центрального процессора, ? C

цп

Т — температура жесткого диска, ? C

диск

P ? 41 ? ? 40 ? ? 33 ? ? 114 0

Так как учтены не все компоненты, то добавляем 20%.

Р ? ( 164 * 20 ) / 100 ? 22 , 8 0

доб

где Р — добавочная тепловая мощность компьютерной системы

доб

Полную тепловую мощность компьютерной системы находим по

формуле:

Р ? Р ? Р

общ доб

P ? 114 0 ? 22 . 8 0 ? 136 . 8 0

общ

Q ? 1 . 76 * 136 . 8 /( 35 ? 23 ) ? 20 . 06 CFM

3.3 Выбор системы охлаждения

Так как данный компьютер предназначен для установки в автомобиль

он является мобильным и подразумевает малое энергопотребление и как

Лист

КП 230106.51 070113 0000 ПЗ

32

следствие малое выделение тепла. Поэтому достаточно установки

вентилятора только на центральный процессор.

Вентилятор для процессора низкопрофильный кулер Titan TTC-

NK54TZхарактеристики приведены в таблице 8. Вентилятор изображен на

рисунке 15.

Рисунок 15 – Вентилятор

Таблица 8 – Характеристики вентилятора для процессора Titan Fenrir TTC-NK54TZ

Характеристика

Производитель Titan

Модель Fenrir TTC-NK54TZ

Габариты вентилятора, мм 80 x 800 x 10

Общие габариты, мм 93 x 107x 39

Скорость вращения, об/мин 800 — 2200 10%

Тип подшипника Z-axis Bearing

Напряжение питания, В 12

Воздушный поток, CFM 24,71

Потребляемая мощность, Вт 4

Воздушный поток, обеспечиваемый вентилятором центрального

процессора обеспечивает необходимое охлаждение = 24,71 CFM

Лист

КП 230106.51 070113 0000 ПЗ

33

3.4 Выбор блока питания

Чтобы выбрать блок питания необходимо сначала рассчитать мощность

потребления всех элементов системного блока. Расчет общей нагрузки на

блок питания осуществляется по следующей формуле:

P = Pmot + Pcpu + Pddr + Phdd + Pdvd + Pmod + Pcol,

где Pmot – потребляемая мощность материнской платы, Вт

Pcpu — потребляемая мощность процессора, Вт

Pddr — потребляемая мощность оперативной памяти, Вт

Phdd — потребляемая мощность жесткого диска, Вт

Pdvd — потребляемая мощность DVD привода, Вт

Pmod – дополнительная мощность на модернизацию, Вт

Pcol — потребляемая мощность вентилятора для процессора, Вт

P = 58 Вт + 65 Вт + 14 Вт + 8Вт + 25 Вт + 50 Вт + 4 Вт + = 224 Вт

Исходя из требуемой мощности, выбирается автомобильный блок

питания M4-ATX. Характеристики блока питания приведены в таблице 9.

Таблица 9 – Характеристики автомобильного блока питания M4-ATX

Характеристика

Производитель MiniBox

Модель M4-ATX

Стандарт ATX

Частота, Гц 50,60

КПД, % 89

Выходная мощность, Вт 250

Лист

КП 230106.51 070113 0000 ПЗ

34

Блок питания изображен на рисунке 16.

Рисунок 16 – Блок питания

КП 230106.51 070113 0000 ПЗ

3.5 Выбор корпуса

С учетом того что форм-фактор материнской платы mini-ITX

необходимо выбрать и корпус соответствующего формата.

Выбирается корпус mini-ITX Chenbro PC781. Параметры корпуса

представлены в таблице 10. Изображение корпуса представлено на

рисунке 17.

Таблица 10 — Параметры

Характеристика

Цвет Черный

Габариты(ВхШхД), мм 75х230х220

Форм-фактор, мм mini-ITX (170х170)

Разъем на лицевой панели два разъема USB, линейный выход,

микрофонный вход, разъем 1394,

устройство чтения карт памяти

Система охлаждения отсутствует

Поддерживаемые устройства Оптический привод CD / DVD (для

ноутбуков), HDD 2,5”

Рисунок 17 – Корпус

Лист

КП 230106.51 070113 0000 ПЗ

36

Список используемых источников

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/kursovyie-rabotyi-po-avtomatike-i-upravleniya-na-temyi-parktroniki/

1. Опарин И., Купеев Ю., Белов Е. Электронные системы зажигания. —

М.: Машиностроение, 2004.

2. В.Петик, К.Черемис, г. Энергодар «Радиолюбитель».

3. Юшин A.M. Цифровые микросхемы для электронных устройств.

Справочник. — М.: Высшая школа. 2003.

4. Справочник по полупроводниковым приборам: диоды, транзисторы.

А. Б. Гитцевич., А. А. Зайцев. «Радиотон», Москва 1995 г.

5. С. Т. Усатенко, Т. К. Каченюк, М. В. Терехова "Выполнение элек-

трических схем по ЕСКД", справочник, Москва, издательство стандартов, 1999 г.

6. Садченко Д. А. Справочное пособие по радиоэлементам. Том 1. — М.:

СОЛОН-Р, 1997 г.-208с.

7. Шило В.А. Популярные цифровые микросхемы. Справочник. — М.:

Радио и связь, 2007.

8. Сайт радиолюбителей www.radioland.ru

Лист

КП 230106.51 070113 0000 ПЗ

37

Изм. Лист № докум. Подпись Дата

000 3 0 011 07 .51 106 230 КП

Начало

Бортовой компьютер

работает нестабильно или

частично не работает

Да

Нет напряжения в

бортовой сети ?

Нет

Отсоединен кабель Да

связи с

электронного блока

управления ?

Нет

Да

Есть обрывы в

соединительных

кабелях ?

Нет

Да

Не подключены

парктроники ?

Нет

Да

Блок управления

опознан

неправильно ?

Нет

1

Проверить

акамуляторную

батарею или

зажигание

Подсоединить кабель

к электронному блоку

управления

Заменить кабели с

обрывами

Подключить

парктроник или

проверить контакты

Установить тип

электронного блока

управления вручную

или перезапустить

бортовой компьютер

Заменить

электронный блок

управления на более

позднюю модель

Перепрограммировать

бортовой компьютер

Проверить и заменить

элементы схемы

питания бортового

компьютера

Проверить и заменить

элементы схемы

питания электронного

блока управления

Заменить

неисправные

светодиоды

Конец

1

Электронный блок

управления не

поддерживается бортовым

компьютером ?

Нет

Не корректно работает

программное обеспечение

бортового компьютера ?

Нет

Схема питания

бортового

компьютера вышла

из строя ?

Нет

Схема питания

электронного блока

управления вышла

из строя ?

Нет

Светодиоды

подсветки дисплея

вышли из строя ?

Нет

2

2

Да Проверить контакты и

Дисплей не

разъемы или

работает ?

заменить дисплей

Нет

Да

Микросхема

Замени микросхему

контроллера вышла

контроллера

из строя ?

Нет

Да Заменить микросхему

Микросхема постоянно — постоянно

запоминающего запоминающего

устройства вышла из устройства

строя

Нет

Да

Микросхема OBD-

Заменить микросхему

интерфейса вышла

OBD- интнрфейса

из строя ?

Нет

Тестирование

Ввод в

эксплуатацию

КП 230106.51 070113 0000 Д

Алгоритм поиска Лит Масса Масштаб

Изм . Лист № документа Подп . Дата неисправностей

Разработал Комаров М . Н . автомобильного

Проверил Шипицына Н . А . бортового компьютера

Т . Контр . Лист 1 Листов 1

ЛМК ОВТ 07-1

Н . Контр . Гаркавченко О . А .

Утв . Радченко Т . И .

Изм . Лист № документа Подп . Дата

Разработал Комаров М . Н

Проверил Шипицына Н . А .

Т . Контр .

Н . Контр . Гаркавченко О . А .

Утв . Радченко Т . И .

КП 230106.51 070113 0000 Э3

Автомобильный бортовой Лит Масса Масштаб

компьютер

Схема электрическая

принципиальная

Лист 1 Листов 1

ЛМК ОВТ -07-1

3 0 Э 000 13 701 1 0 6.5 010 23 КП