«Инновационные технологии в науке и

Курсовая работа

7. сформировать умения формулировать логически обоснованные

выводы, предложения и рекомендации по результатам выполнения

работы;

8. сформировать умения грамотно подготовить презентацию

защищаемого проекта;

9. сформировать умения выступать перед аудиторией с докладом при

защите проекта, компетентно отвечать на вопросы, вести

профессиональную дискуссию, убеждать оппонентов в

правильности принятых решений;

10. развить профессиональную письменную и устную речь студентов;

11.развить системное мышление, творческую инициативу,

самостоятельность, организованность и ответственность студентов

за принимаемые решения;

12. сформировать навыки планомерной регулярной работы над

решением поставленных задач;

13. подготовиться к выполнению выпускной квалификационной

работы (магистерской диссертации).

2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате выполнения курсовой работы по дисциплине «Инновационные технологии в науке и образовании» для направления подготовки 44.04.04. «Профессиональное обучение (по отраслям)» .

Реализация в курсовой работе по дисциплине «Инновационные технологии в науке и образовании» требований ФГОС ВО, ОПОП ВО и Учебного плана по направлению подготовки 44.04.04. «Профессиональное обучение (по отраслям)» должна формировать следующие компетенции, представленные в таблице 1.

3. Структура курсовой работы

По объему курсовая работа должна быть не менее 40 страниц печатного текста.

Примерная структура курсовой работы:

Таблица 2 — Структура курсовой работы и объем отдельных разделов № Элемент структуры курсовой работы Объем (примерный) п/п страниц 1 Титульный лист (Приложение А) 1 2 Задание 1 3 Аннотация 1 4 Содержание 1-2 5 Введение 1-2 6 Основная часть 5-10 6.1 Теоретическая часть (теоретические и методические 10-15 основы исследуемого вопроса) 6.2 Практическая часть 5-10 7 Заключение 1-2 8 Предложения и рекомендации по теме исследования с по необходимости обоснованием их целесообразности и эффективности 9 Библиографический список 1-6 10 Приложения (включают примеры входных и выходных по необходимости данных) Таблица 1 — Требования к результатам выполнения курсовой работы по учебной дисциплине

Индек В результате выполнения курсовой работы/проекта по учебной дисциплине

с обучающиеся должны № Содержание

компе п/п компетенции (или её части)

15 стр., 7393 слов

Обязательства по производству работ курсовая

... основе складывается система граж-данско-правовых обязательств по производству работ. Виды обязательств по производству работ. Основными обязательствами по производству работ являются обязательства, вытекающие из договора подряда. Подряд представляет ... лица или о работе по найму у индивидуального предпринимателя. Выполнение иной, заказанной индивидуальному исполнителю работы, в том числе ...

тенци знать уметь владеть

и 1. ОК-5 способность самостоятельно Инновационные приобретать и использовать, способность самостоятельно

приобретать и использовать, в том технологии в том числе с помощью приобретать и использовать, в том

числе с помощью инновационных инновационных технологий, числе с помощью инновационных

технологий, новые знания и умения, новые знания и умения, технологий, новые знания и умения,

непосредственно не связанные со непосредственно не непосредственно не связанные со

сферой профессиональной связанные со сферой сферой профессиональной

деятельности профессиональной деятельности

деятельности 2. ОПК-1 способность и готовность новые методы, уметь создавать способность и готовность

самостоятельно осваивать новые используемые для идеологию исследования, самостоятельно осваивать новые

методы исследования, изменять изучения социальной проводить исследования с методы исследования, изменять

научный и педагогический профиль среды, в том числе помощью количественных и научный и педагогический профиль

своей профессионально- информационно- качественных методов, в том своей профессионально педагогической деятельности аналитические, числе мониторинговые педагогической деятельности

теоретические разработки

в области методологии и

методики проведения

исследований 3. ПК-25 Способностью и готовностью Мероприятия по планировать и способностью и готовностью

планировать и организовывать планированию организовывать планировать и организовывать

мероприятия для профессионального деятельности мероприятия для мероприятия для профессионального

развития профессионально- педагогических профессионального развития развития профессионально педагогических работников работников профессионально- педагогических работников

профессиональных образовательных педагогических работников профессиональных образовательных

организаций, организаций профессиональных организаций, организаций

дополнительного профессионального образовательных дополнительного

образования организаций, организаций профессионального образования

дополнительного

профессионального

образования

4. Порядок выполнения курсовой работы

4.1 Выбор темы

Студент самостоятельно выбирает тему курсовой работы из предлагаемого списка тем, или может предложить свою тему при условии обоснования им её целесообразности. Тема может быть уточнена по согласованию с руководителем курсовой работы.

Таблица 3 — Примерная тематика курсовых работ по дисциплине

«Инновационные технологии в науке и образовании »

Тема курсовой работы 1. Педагогическая инноватика как новая область педагогических знаний.

2. Социально-педагогические условия, благоприятствующие зарождению, развитию и распространению нового.

3. Гуманизация образования (из опыта инновационной деятельности школы).

4. Опыт освоения и внедрения зарубежных педагогических идей в традиционную отечественную образовательную систему.

5. Обновление содержания образования в СПО.

6. Новые учебные дисциплины в СПО: эффективность введения.

6. Инновационное управление СПО.

18 стр., 8753 слов

Исследовательская работа «ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕКТИВА, ...

... процессами. Мы же в данной работе будем говорить об управлении коллективом в образовательном учреждении. Глава 1. Организация деятельности коллектива Структура управления В каждой организации существует определенная ... усиливается тенденция исследования педагогического процесса с позиций науки управления. Научное управление реально не только в технике и на производстве, но и в управлении социальными ...

7. Мониторинг инновационной (опытно-экспериментальной) работы в СПО.

8. Интеграция учебных предметов в образовательные области.

9. Современные перспективные стратегии обучения (ускорение, углубление, обогащение) и их практическая реализация.

10. Опыт разработки индивидуальных траекторий обучения (и развития) студентов колледжа.

11. Опыт индивидуализации обучения в условиях классно-урочной системы. 12. Содержание и способы работы с одаренными студентами.

13. Готовность педагога к инновационной деятельности и ее диагностика.

14. Освоение и внедрение технологии уровневой дифференциации в учебных заведениях города.

15. Работа по распространению технологии проблемно-модульного обучения.

16. Оценка знаний гимназистов (или студентов СПО).

17. Предметные тесты: разработка и использование.

18. Психолого-педагогические барьеры в инновационной деятельности педагога, их профилактика и устранение.

19. Новое в организации учебного дня в СПО.

20. Рефлексия в структуре инновационной деятельности педагога.

21. Мотивация инновационной деятельности педагогического коллектива (педагога).

22. Технологический компонент инновационной деятельности педагога.

Выбор темы курсовой работы регистрируется в журнале регистрации курсовых работ на кафедре.

В зависимости от специфики учебной дисциплины название темы курсовой работы могут быть одинаковым у студентов группы, но не носить массовых характер. В этом случае курсовые работы должны отличаться объектами или базами исследования.

4.2 Получение индивидуального задания

Задание на выполнение курсовой работы (Приложение Б) выдаётся за подписью руководителя, датируется днём выдачи и регистрируется на кафедре в журнале. Факт получения задания удостоверяется подписью студента в указанном журнале. 4.3 Составление плана выполнения курсовой работы

Выбрав тему, определив цель, задачи, структуру и содержание курсовой работы необходимо совместно с руководителем составить планграфик выполнения курсовой работы с учетом графика учебного процесса (табл. 4).

Таблица 4 – Примерный план-график выполнения курсовой работы № Наименование действий Исполнители Сроки,

№ недели 1 Выбор темы студент, ведущий 1

преподаватель 2 Получение задания по курсовой работе ведущий преподаватель 1-2 3 Уточнение темы и содержания курсовой работы студент, 2-3

ведущий преподаватель 4 Составление библиографического списка студент, 3-4

ведущий преподаватель 5 Изучение научной и методической литературы 1-8

студент 6 Сбор материалов, подготовка плана курсовой работы 2-4

студент 7 Анализ собранного материала 3-7

студент 8 Предварительное консультирование ведущий преподаватель 2-8 9 Написание теоретической части 5-12

студент 10 Проведение исследования, получение материалов 6-13 исследования, обработка данных исследования, студент обобщение полученных результатов 11 Представление руководителю первого варианта 11-12 курсовой работы и обсуждение представленного студент материала и результатов 12 Составление окончательного варианта курсовой работы 12

студент 13 Заключительное консультирование ведущий преподаватель 12 14 Рецензирование курсовой работы ведущий преподаватель 13 15 Защита курсовой работы студент, 14

42 стр., 20590 слов

Ревизия и контроль себестоимости продукции работ услуг курсовая

... Лемеш, Г. М. Пупко и др. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные в курсовой работе положения по организации и проведению проверки затрат на производство и себестоимости продукции (работ, услуг) могут быть использованы ...

ведущий преподаватель,

комиссия

(преподаватели

кафедры) 4.4 Требования к разработке структурных элементов курсовой работы

4.4.1 Разработка введения

Введение – краткое изложение основной идеи курсовой работы. Во введении необходимо сформулировать проблему, обосновать выбор и актуальность темы курсовой работы, раскрыть её значимость для практики обучения, определить цели и задачи курсового проекта (Приложение Г).

При наличии исследовательской части – сформулировать гипотезу исследования, указать объект, предмет и методы исследования.

Критерий актуальности указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики обучения и воспитания. Актуальные исследования дают ответ на наиболее острые в данное время вопросы, отражают социальный заказ общества педагогической науке, указывают на важнейшие противоречия, которые имеют место в практике. Критерий актуальности динамичен, подвижен, зависит от времени, учета конкретных и специфических обстоятельств. В самом общем виде актуальность характеризует степень расхождения между спросом на научные идеи и практические рекомендации (для удовлетворения той или иной потребности) и предложениями, которые может дать наука и практика в настоящее время.

Наиболее убедительным основанием, определяющим тему исследования, является социальный заказ, отражающий самые острые, общественно значимые проблемы, требующие безотлагательного решения. Но только его недостаточно, необходим логический переход от социального заказа к обоснованию конкретной темы, объяснение, почему для исследования взята эта задача, а не какая-то другая. Обычно это анализ степени разработанности вопроса в науке.

Если социальный заказ вытекает из анализа педагогической практики, то сама научная проблема находится в другой плоскости. Она выражает основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки.

Проектирование на концептуальной стадии начинается с этапа выявления противоречия: что мешает в практике обучения и управления достичь высоких результатов? Детальный анализ наличной ситуации позволяет, как правило, выявить ряд противоречий. Среди них надо выделить основное, главное звено. Оно и составляет проблемную ситуацию, т.е. такую ситуацию, когда неудовлетворительное состояние дел уже осознано, но пока неясно, что следует сделать для его изменения.

Приведем такой пример. Уровень подготовки учащихся какого-либо образовательного учреждения СПО по учебному предмету экономика явно неудовлетворителен. Причин, противоречий здесь может быть много: это недостатки в содержании – противоречие между требуемым уровнем подготовки и слабой предшествующей математической подготовкой бывших выпускников основной школы; излишняя академичность применяемых методов обучения, некомплектность демонстрационного, лабораторного оборудования, низкая дисциплина учащихся на уроках и т.д. Противоречий может быть множество. Но вот выявляется основное, ключевое, которое и становится проблемной ситуацией: отсутствие у учащихся положительных мотивов к изучению этого учебного предмета.

После выявления проблемной ситуации начинается формулирование проблемы. Чтобы из проблемной ситуации сформулировать проблему, нужна ведущая идея (или ряд ведущих идей).

10 стр., 4585 слов

Исследование работы скважины

... плоскорадиального фильтрационного потока[1] Результаты исследования скважины на нескольких режимах приведены в таблице 1. Таблица 1 — Результаты исследования скважины Дебит скважины Q, м3/сут 12,4 29,0 45,1 50,2 ... 1. Теоретическая часть Заданный процесс является примером работы скважины на водонапорном режиме. Нефть вытесняется в добывающую скважину из продуктивного пласта под действием напора воды ...

Проблемная ситуация, обусловленная идеей, становится проблемой. Проблема выступает как антипод будущей цели.

Постановка научной проблемы — творческий акт, требующий особого видения, специальных знаний, опыта и научной квалификации. Исследовательская проблема выступает как состояние «знания о незнании», т.е. выражение потребности в изучении какой-то области социальной жизни, с тем, чтобы активно влиять на разрешение тех противоречий, природа и особенность которых еще не вполне ясны и потому не поддаются планомерному регулированию. Решение проблемы обычно и составляет цель исследования. Научная проблема выражает определенное противоречие между требованиями, предъявляемыми к современной теории и практике обучения и реальным положением дел в педагогической практике.

В качестве примера можно привести противоречие между необходимостью воспитания творческого инновационного мышления у будущих специалистов и недостаточной разработанностью методов, средств и технологий обучения, способствующих формированию необходимых знаний, умений, свойств и качеств личности. Другими примерами могут являться «противоречие между потребностью формирования интереса и мотива к овладению профессиональной деятельностью у студентов и отсутствием инновационных эффективных технологий их формирования», «противоречие между необходимостью использования педагогом технологий инновационного обучения и неразработанностью элементов технологии, методик обучения, основывающихся на активизации познавательной деятельности студентов». Проблема может быть сформулирована в виде вопроса (например, «Каковы условия, необходимые и достаточные для формирования у будущих специалистов творческого мышления в инновационной деятельности?», «Каковы педагогические условие отбора содержания и выбора методов и средств обучения, способствующих развитию инновационной деятельности студентов?») или выражена в повествовательной форме («Проблема состоит в том, что у некоторых студентов отсутствует интерес к инновационной деятельности, что может свидетельствовать об отсутствии учебной мотивации и негативном отношении к будущей профессии. Поиск новых методов, средств, способствующих формированию профессиональной направленности и интересов является актуальным. Это и обусловило выбор темы курсовой работы «Формирование инновационных подходов и профессионального интереса в процессе обучения студентов»).

Формулировка проблемы влечёт за собой выбор объекта и предмета исследования. Им может быть педагогический процесс, или область педагогической действительности, или какое-либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоречие. Объект – это то, на что направлен процесс исследования (педагогический процесс, область педагогической действительности, всё то, что содержит в себе противоречие и порождает проблемную ситуацию).

Предмет исследования – это наиболее значимые стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению. Например: объектом исследования может являться познавательная деятельность студентов, предметом исследования – её активизация; объектом исследования может являться технологии образовательного процесса, предметом исследования – технологии модульного обучения.

Далее необходимо определить цель и задачи исследования. Цель определяет общую направленность исследования (для чего проводится данное исследование, на получение какого результата вы рассчитываете).

6 стр., 2610 слов

Структурные элементы курсовой работы

... элементы курсовой работы Структурными элементами курсовой работы являются: Основная часть, представленная разделами и подразделами Требования к структурным элементам курсовой работы, Титульный лист, Задание на курсовую работу, ... результатов проведенного исследования и содержания курсовой работы. Список использованных источников, Приложения с, Оформление работы, Общие положения Работа выполняется на ...

Задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для достижения целей исследования. Например, цель: исследование учебной мотивации студентов при прохождении производственной практики. Задачи: выявить, мотивы поступления в данное учебное заведение, определить отношение к конкретной специальности, учебным предметам, обосновать и разработать методы и способы, способствующие формированию учебной мотивации и профессионального интереса в процессе производственной практики.

Вслед за определением задач исследования формулируется рабочая гипотеза, которая представляет собой совокупность научных предположений, истинность которых подлежит проверке. Например, «повышение учебной мотивации и формирование профессионального интереса в процессе прохождения производственной практики возможно при условии: постановки чётких образовательных целей, правильном отборе содержания практической подготовки, обеспечении всех необходимых условий для прохождения практики, разработке соответствующих методов и способов, способствующих осознанию профессиональной значимости будущей профессии».

Далее приводится описание методов исследования сформулированной проблемы (методы наблюдения, устного и письменного опроса, изучение педагогического опыта, изучение продуктов деятельности учащихся, педагогический эксперимент и пр.).

Поскольку выполнение курсовой работы имеет целью первоначальное приобщение студентов к педагогическому исследованию, то нет необходимости формулировать абсолютно все характеристики. Некоторые из них могут быть определены по желанию, например, гипотеза. 4.4.2 Разработка основной части курсовой работы

В основной части курсовой работы осуществляется теоретическая и методическая разработка изучаемой проблемы. В основной части раскрывается история и теория исследуемого вопроса, даётся критический анализ литературы. Далее излагаются методы, организация и результаты самостоятельно проведенного фрагмента исследования.

Первый раздел основной части курсовой работы составляет аналитический обзор психолого-педагогической литературы по избранной теме. В ней на основе изучения работ разных авторов (аналитический обзор) излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к её решению, даётся их оценка, анализируются основные понятия (категориальный аппарата), проводится предварительный системный анализ объекта исследования, раскрывается история вопроса, уровень разработанности вопроса темы в педагогической теории и практике. При работе с литературными источниками используются такие методы как реферирование (сжатое изложение основного содержания одной или нескольких работ по общей теме), конспектирование (детальная запись с выделением главных положений), цитирование (дословная запись определений, фактических данных, содержащихся в литературном источнике).

Обзор литературы заканчивается обоснованием выбранной позиции и определением условий эффективного применения принятых положений. Излагая содержание публикаций других авторов, необходимо обязательно давать ссылки на них.

Второй раздел должен носить прикладной характер. В нем необходимо привести характеристику конкретного объекта исследования, описать выборку исследования, указать методы и предмет исследования, результаты исследования, практических расчетов и направления их использования, а также сформулировать направления совершенствования и реализации. На основе полученных результатов необходимо разработать, обосновать и апробировать конкретные методические мероприятия, приемы, рекомендации организации педагогического процесса в образовательных учреждениях при использовании инновационных подходов.

28 стр., 13735 слов

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ОП.06. ...

... на курсовую работу; оформление курсовой работы в соответствии с заданными требованиями; выполнение практической части курсовой работы; подготовка и защита (презентация) курсовой работы. 2.1 Структура курсовой работы По содержанию курсовая работа ... и ЖАТ. ПК 2.5. Определять экономическую эффективность применения устройств автоматики и методов их обслуживания Владение методами определения показателей ...

4.4.3 Разработка заключения

Основное назначение заключения — резюмировать содержание курсовой работы, подвести итоги проведенных исследований, соотнеся их с целью и задачами исследования, сформулированными во введении. В заключении автор обобщает частные выводы и указывает систему методов и средств для решения поставленных в курсовой работе задач 4.4.4 Оформление библиографического списка На каждый литературный источник в тексте курсовой работы оформляются ссылки. Ссылки обозначаются цифрами, заключенными в квадратные скобки. Цифра должна указывать порядковый номер в списке литературы. Список литературы составляется в алфавитном порядке и должен насчитывать не менее 20 наименований. Обязательно присутствие источников, опубликованных в течение последних 3-х лет и зарубежных источников.

4.4.5 Оформление Приложения (по необходимости) Приложения являются самостоятельной частью работы. В приложениях курсовой работы помещают самостоятельные разработки студентов, средства и методы (структурно-логические схемы, опорные конспекты, инструкционно-технологические карты занятий, дидактические тесты, кроссворды, сценарии деловых и ролевых игр и т.п.).

5. Требования оформлению курсовых работ

5.1 Оформление текстового материала (ГОСТ 7.0.11 – 2011) 1. Курсовая работа должна быть выполнена печатным способом с использованием компьютера и принтера на одной стороне белой бумаги формата А 4 (210×297 мм).

2. Поля: с левой стороны — 25 мм; с правой — 10 мм; в верхней части — 20 мм; в нижней — 20 мм. 3. Тип шрифта: Times New Roman Cyr. Шрифт основного текста: обычный, размер 14 пт. Шрифт заголовков разделов (глав): полужирный, размер 16 пт. Шрифт заголовков подразделов: полужирный, размер 14 пт. Цвет шрифта должен быть черным. Межсимвольный интервал – обычный. Межстрочный интервал – полуторный. Абзацный отступ – 1,25 см. 4. Страницы должны быть пронумерованы. Порядковый номер ставится в середине верхнего поля. Первой страницей считается титульный лист, но номер страницы на нем не проставляется. Рецензия — страница 2, затем 3 и т.д. 5. Главы имеют сквозную нумерацию в пределах работы и обозначаются арабскими цифрами. В конце заголовка точка не ставится. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Переносы слов в заголовках не допускаются. 6. Номер подраздела (параграфа) включает номер раздела (главы) и порядковый номер подраздела (параграфа), разделенные точкой. Пример – 1.1, 1.2 и т.д. 7. Главы работы по объему должны быть пропорциональными. Каждая глава начинается с новой страницы. 8. В работе необходимо чётко и логично излагать свои мысли, следует избегать повторений и отступлений от основной темы. Не следует загромождать текст длинными описательными материалами. 9. На последней странице курсовой работы ставятся дата окончания работы и подпись автора. 10. Законченную работу следует переплести в папку.

23 стр., 11004 слов

Курсовые работы техническая механика

... подготовленность будущего специалиста. Рабочая программа дисциплины «Техническая механика» включает три раздела: Теоретическая механика. Сопротивление материалов. Детали узлов и машин. Данная курсовая работа посвящена расчету приводного вала ленточного конвейера. Таким ...

Написанную и оформленную в соответствии с требованиями курсовую

работу студент регистрирует на кафедре. Срок рецензирования – не более

7 дней. Проверив работу, преподаватель оформляет рецензию

(Приложение В), вклеивает её на последней странице курсовой работы и

делает отметку на титульном листе (Приложение А): «Работа допущена к

защите» или «Работа не допущена к защите».

11. Не допущенная к защите работа должна быть доработана в

соответствии с замечаниями руководителя в ближайшие сроки и сдана на

проверку повторно.

12. К защите могут быть представлены только работы, которые

получили положительную рецензию.

5.1.1. Оформление перечислений внутри разделов

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждым элементом перечисления следует ставить тире. При необходимости ссылки в тексте курсового проекта на один из элементов перечисления вместо тире ставят строчные буквы русского алфавита со скобкой, начиная с буквы «а» (за исключением букв ё, э, й, о, ч. ъ. ы, ь).

Простые перечисления отделяются запятой, сложные – точкой с запятой.

При наличии конкретного числа перечислений допускается перед каждым элементом перечисления ставить арабские цифры, после которых ставится скобка.

Перечисления приводятся с абзацного отступа в столбик.

Пример 1

Согласно теории учебно-познавательной деятельности, разработанной такими учеными, как Л.П. Буева, Т.В. Габай, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, выделяют следующие свойства деятельности:

  • целеполагание,
  • предметность,
  • осмысленность,
  • продуктивность.

Пример 2

Работа по оцифровке включала следующие технологические этапы:

а) первичный осмотр и структурирование исходных материалов,

б) сканирование документов,

в) обработка и проверка полученных образов,

г) структурирование оцифрованного массива,

д) выходной контроль качества массивов графических образов.

Пример 3

Дидактические принципы Н.Ф. Бунакова:

1) осмысленное овладение знаниями,

2) последовательность подачи учебной информации,

3) доступность обучения,

4) ясность и точность изложения материала,

5) наглядность в обучении.

Пример 4

Сущность понятия «деятельность» при рассмотрении психологопедагогического аспекта можно охарактеризовать следующими определениями:

1) деятельность как специфический вид активности, направленный на преобразование окружающего мира и самого себя;

2) деятельность как система процессов, происходящая между человеком и окружающей его средой;

3) деятельность как операция, отвечающая условиям, в которых она осуществляется.

Разрабатываемое сверхмощное устройство можно будет применять в различных отраслях реального сектора экономики:

  • в машиностроении:

1) для очистки отливок от формовочной смеси;

2) для очистки лопаток турбин авиационных двигателей;

3) для холодной штамповки из листа;

  • в ремонте техники:

1) устранение наслоений на внутренних стенках труб;

2) очистка каналов и отверстий небольшого диаметра от грязи.

Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

9 стр., 4070 слов

Работа с электронными таблицами

... докажем своё умение работы с электронными таблицами MS Excel. Доказательством же умения работы с текстовым редактором MS Word послужит грамотное оформление нашей курсовой работы. 1. Постановка задач ... предназначена для работы с таблицами данных, преимущественно числовых. При формировании таблицы выполняют ввод, редактирование и форматирование текстовых и числовых данных, а также формул. Наличие ...

5.2 Оформление ссылок (ГОСТР 7.0.5)

При написании курсовой работы необходимо давать краткие внутритекстовые библиографические ссылки. Если делается ссылка на источник в целом, то необходимо после упоминания автора или авторского коллектива, а также после приведенной цитаты работы, указать в квадратных скобках номер этого источника в библиографическом списке. Например: По мнению Ван Штраалена, существуют по крайней мере три случая, когда биоиндикация становится незаменимой [7].

Допускается внутритекстовую библиографическую ссылку заключать в круглые скобки, с указанием авторов и года издания объекта ссылки. Например, (Чекерес, Черников, 2000).

Если ссылку приводят на конкретный фрагмент текста документа, в ней указывают порядковый номер и страницы, на которых помещен объект ссылки. Сведения разделяют запятой, заключая в квадратные скобки. Например, [10, с. 81]. Допускается оправданное сокращение цитаты. В данном случае пропущенные слова заменяются многоточием.

5.3 Оформление иллюстраций (ГОСТ 2.105-95)

На все рисунки в тексте должны быть даны ссылки. Рисунки должны располагаться непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Рисунки нумеруются арабскими цифрами, при этом нумерация сквозная, но допускается нумеровать и в пределах раздела (главы).

В последнем случае, номер рисунка состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой (например: Рисунок 1.1).

Подпись к рисунку располагается под ним посередине строки. Слово «Рисунок» пишется полностью. В этом случае подпись должна выглядеть так: Рисунок 2 — Жизненные формы растений

Точка в конце названия не ставится.

При ссылках на иллюстрации следует писать «… в соответствии с рис. 2» при сквозной нумерации и «… в соответствии с рис. 1.2» при нумерации в пределах раздела.

Независимо от того, какая представлена иллюстрация — в виде схемы, графика, диаграммы — подпись всегда должна быть «Рисунок». Подписи типа «Схема 1.2», «Диагр. 1.5» не допускаются.

Схемы, графики, диаграммы (если они не внесены в приложения) должны размещаться сразу после ссылки на них в тексте курсовой работы/проекта. Допускается размещение иллюстраций через определенный промежуток текста в том случае, если размещение иллюстрации непосредственно после ссылки на нее приведет к разрыву и переносу ее на следующую страницу.

Если в тексте документа имеется иллюстрация, на которой изображены составные части изделия, то на этой иллюстрации должны быть указаны номера позиций этих составных частей в пределах данной иллюстрации, которые располагают в возрастающем порядке, за исключением повторяющихся позиций.

5.4 Общие правила представления формул (ГОСТ 2.105-95)

Формулы должны быть оформлены в редакторе формул Equation Editor и вставлены в документ как объект.

Большие, длинные и громоздкие формулы, которые имеют в составе знаки суммы, произведения, дифференцирования, интегрирования, размещают на отдельных строках. Это касается также и всех нумеруемых формул. Для экономии места несколько коротких однотипных формул, отделенных от текста, можно подать в одной строке, а не одну под одною. Небольшие и несложные формулы, которые не имеют самостоятельного значения, вписывают внутри строк текста.

Объяснение значений символов и числовых коэффициентов нужно подавать непосредственно под формулой в той последовательности, в которой они приведены в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента нужно подавать с новой строки. Первую строку объяснения начинают со слова «где» без двоеточия.

Уравнения и формулы нужно выделять из текста свободными строками. Выше и ниже каждой формулы нужно оставить не меньше одной свободной строки. Если уравнение не вмещается в одну строку, его следует перенести после знака равенства (=), или после знаков плюс (+), минус (-), умножение.

Нумеровать следует лишь те формулы, на которые есть ссылка в следующем тексте.

Порядковые номера помечают арабскими цифрами в круглых скобках около правого поля страницы без точек от формулы к ее номеру. Формулы должны нумероваться сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой (Например, 4.2).

Номер, который не вмещается в строке с формулой, переносят ниже формулы. Номер формулы при ее перенесении вмещают на уровне последней строки. Если формула взята в рамку, то номер такой формулы записывают снаружи рамки с правой стороны напротив основной строки формулы. Номер формулы-дроби подают на уровне основной горизонтальной черточки формулы.

Номер группы формул, размещенных на отдельных строках и объединенных фигурной скобкой, помещается справа от острия парантеза, которое находится в середине группы формул и направлено в сторону номера.

Общее правило пунктуации в тексте с формулами такое: формула входит в предложение как его равноправный элемент. Поэтому в конце формул и в тексте перед ними знаки препинания ставят в соответствии с правилами пунктуации.

Двоеточие перед формулой ставят лишь в случаях, предусмотренных правилами пунктуации: а) в тексте перед формулой обобщающее слово; б) этого требует построение текста, который предшествует формуле.

Знаками препинания между формулами, которые идут одна под одной и не отделены текстом, могут быть запятая или точка с запятой непосредственно за формулой к ее номеру.

Пример: Влажность почвы W в % вычисляется по формуле:

, (4.2)

где

т1, — масса влажной почвы со стаканчиком, г;

  • т0 — масса высушенной почвы со стаканчиком, г;
  • т — масса стаканчика, г.

При ссылке на формулу в тексте ее номер ставят в круглых скобках. Например: Из формулы (4.2) следует…

5.5 Оформление таблиц (ГОСТ 2.105-95)

На все таблицы в тексте должны быть ссылки. Таблица должна располагаться непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

Все таблицы нумеруются (нумерация сквозная, либо в пределах раздела – в последнем случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера внутри раздела, разделенных точкой (например: Таблица 1.2).

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением обозначения приложения (например: Приложение 2, табл. 2).

Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире (например: Таблица 3 – Аккумуляция углерода в продукции агроценозов за 1981-2015 гг.).

При переносе таблицы на следующую страницу название помещают только над первой частью. Над другими частями также слева пишут слово «Продолжение» или «Окончание» и указывают номер таблицы (например: Продолжение таблицы 3).

Таблицы, занимающие страницу и более, обычно помещают в приложение. Таблицу с большим количеством столбцов допускается размещать в альбомной ориентации. В таблице допускается применять размер шрифта 12, интервал 1,0.

Заголовки столбцов и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки столбцов – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков столбцов и строк точки не ставят.

Разделять заголовки и подзаголовки боковых столбцов диагональными линиями не допускается. Заголовки столбцов, как правило, записывают параллельно строкам таблицы, но при необходимости допускается их перпендикулярное расположение.

Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей. Но заголовок столбцов и строк таблицы должны быть отделены линией от остальной части таблицы.

При заимствовании таблиц из какого-либо источника, после нее оформляется сноска на источник в соответствии с требованиями к оформлению сносок. Пример: Таблица 3 – Аккумуляция углерода в продукции агроценозов за 1981-2015 гг., тыс. т С·год‾¹ Ландшафтно-климатическая зона га ANP BNP NPP

1 2 3 4 5 Лесостепь 42054 84,52 61,85 146,37 Степь 150201 221,70 246,72 468,42

  • разрыв страницы—————————————- Продолжение таблицы 3

1 2 3 4 5 Сухостепь 52524 79,05 71,14 150,19 Итого 244779 385,27 379,71 764,98

5.6 Оформление библиографического списка (ГОСТ 7.1)

Оформление книг

с 1 автором Орлов, Д.С. Химия почв / Д.С. Орлов. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 376 с. с 2-3 авторами Жуланова, В.Н. Агропочвы Тувы: свойства и особенности функционирования / В.Н. Жуланова, В.В. Чупрова. – Красноярск: Изд-во КрасГАУ, 2010. – 155 с.

с 4 и более авторами Коробкин, М.В. Современная экономика/ М.В. Коробкин [и д.р.] — СПб.: Питер, 2014.- 325 с.

Оформление учебников и учебных пособий Наумов, В.Д. География почв. Почвы тропиков и субтропиков: учебник / В.Д. Наумов — М.: «ИНФРА-М», 2014. — 282 с.

Оформление учебников и учебных пособий под редакцией

Использование дистанционных методов исследования при проектировании адаптивно-ландшафтных систем земледелия: уч. пособие / И.Ю. Савин, В.И.Савич, Е.Ю. Прудникова, А.А. Устюжанин; под ред. В.И. Кирюшина. М.: Изд-во РГАУ-МСХА, 2014. — 180 с.

Для многотомных книг

Боков, А.Н. Экономика Т.2. Микроэкономика / А.Н. Боков. — М.: Норма, 2014. — 532 с.

Словари и энциклопедии

Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М.: Азбуковник, 2000. — 940 с.

Экономическая энциклопедия / Е. И. Александрова [и др.]. — М.: Экономика, 1999. — 1055 с.

Оформление статей из журналов и периодических сборников

1. Яковлев, П.А. Продуктивность яровых зерновых культур в условиях воздействия абиотических стрессовых факторов при обработке семян селеном, кремнием и цинком / П.А. Яковлев // Агрохимический вестник. – 2014. – № 4. – С. 38–40.

2. Krylova, V.V. Нypoxic stress and the transport systems of the peribacteroid membrane of bean root nodules / V.V. Krylova, S.F. Izmailov // Applied Biochemistry and Microbiology, 2011. — Vol. 47. — №1. — P.12-17.

3. Сергеев, В.С. Динамика минерального азота в черноземе выщелоченном под яровой пшеницей при различных приемах основной обработки почвы / В.С. Сергеев // Научное обеспечение устойчивого функционирования и развития АПК: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа, 2009. – С. 58-62.

4. Shumakova, K.B., Burmistrova A.Yu. The development of rational drip irrigation schedule for growing nursery apple trees (Malus domestica Borkh.) in the Moscow region/ K.B. Shumakova, A.Yu. Burmistrova // European science and technology: materials of the IV international research and practice conference. Vol. 1. Publishing office Vela Verlag Waldkraiburg – Munich – Germany, 2013. — P. 452–458.

Диссертация Жуланова, В.Н. Гумусное состояние почв и продуктивность агроценозов Тувы / / В.Н. Жуланова. – Дисс. … канд.биол.наук. Красноярск, 2005. – 150 с.

Автореферат диссертации Козеичева Е.С. Влияние агрохимических свойств почв центрального нечерноземья на эффективность азотных удобрений: Автореф. дис. канд. биол. наук: 06.01.04 — М.: 2011. — 23с.

Описание нормативно-технических и технических документов

1. ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» — Введ. 2009-01-01.— М.: Стандартинформ, 2008.— 23 с.

2. Пат. 2187888 Российская Федерация, МПК7 Н 04 В 1/38, Н 04 J 13/00. Приемопередающее устройство / Чугаева В. И.; заявитель и патентообладатель Воронеж. науч.-исслед. ин-т связи.— № 2000131736/09; заявл. 18.12.00; опубл. 20.08.02, Бюл. № 23 (II ч.).— 3 с.

Описание официальных изданий

Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.— М.: Эксмо, 2013.— 63 с.

Депонированные научные работы 1.Крылов, А.В. Гетерофазная кристаллизация бромида серебра/ А.В. Крылов, В.В. Бабкин; Редкол. «Журн. прикладной химии». — Л., 1982. — 11 с. — Деп. в ВИНИТИ 24.03.82; № 1286-82.

2.Кузнецов, Ю.С. Изменение скорости звука в холодильных расплавах / Ю. С. Кузнецов; Моск. хим.-технол. ун-т. — М., 1982. — 10 с. — Деп. в ВИНИТИ 27.05.82; № 2641.

Электронные ресурсы 1. Суров, В.В. Продуктивность звена полевого севооборота / В.В. Суров, О.В. Чухина // Молочнохозяйственный вестник. – 2012. – №4(8) [Электронный журнал]. – С.18-23. – Режим доступа: URL molochnoe.ru/journal.

2. Защита персональных данных пользователей и сотрудников библиотеки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrkomi.ru. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 14.04.2014).

5.7 Оформление приложений (ГОСТ 2.105-95)

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его обозначения. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. Допускается использование для обозначения приложений арабских цифр. После слова «Приложение» следует буква (или цифра), обозначающая его последовательность.

Приложения, как правило, оформляют на листах формата А4. Допускается оформлять приложения на листах формата А3, А2, А1 по ГОСТ 2.301.

Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

5.8 Требования к лингвистическому оформлению курсовой работы

Курсовая работа должна быть написана логически последовательно, литературным языком. Повторное употребление одного и того же слова, если это возможно, допустимо через 50 – 100 слов. Не должны употребляться как излишне пространные и сложно построенные предложения, так и чрезмерно краткие лаконичные фразы, слабо между собой связанные, допускающие двойные толкования и т. д.

При написании курсовой работы не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т.д. Корректнее использовать местоимение «мы». Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение «мы», то есть фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее выражать ту же мысль в безличной форме, например: –изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что …, –на основе выполненного анализа можно утверждать …, –проведенные исследования подтвердили…; –представляется целесообразным отметить; –установлено, что; –делается вывод о…; –следует подчеркнуть, выделить; –можно сделать вывод о том, что; –необходимо рассмотреть, изучить, дополнить; –в работе рассматриваются, анализируются… При написании курсовой работы необходимо пользоваться языком научного изложения. Здесь могут быть использованы следующие слова и выражения:  для указания на последовательность развития мысли и временную

соотнесенность:

  • прежде всего, сначала, в первую очередь;
  • во – первых, во – вторых и т. д.;
  • затем, далее, в заключение, итак, наконец;
  • до сих пор, ранее, в предыдущих исследованиях, до настоящего

времени;

  • в последние годы, десятилетия;  для сопоставления и противопоставления:
  • однако, в то время как, тем не менее, но, вместе с тем;
  • как…, так и…;
  • с одной стороны…, с другой стороны, не только…, но и;
  • по сравнению, в отличие, в противоположность;
  •  для указания на следствие, причинность:
  • таким образом, следовательно, итак, в связи с этим;
  • отсюда следует, понятно, ясно;
  • это позволяет сделать вывод, заключение;
  • свидетельствует, говорит, дает возможность;
  • в результате;  для дополнения и уточнения:
  • помимо этого, кроме того, также и, наряду с…, в частности;
  • главным образом, особенно, именно;  для иллюстрации сказанного:
  • например, так;
  • проиллюстрируем сказанное следующим примером, приведем

пример;

  • подтверждением выше сказанного является;  для ссылки на предыдущие высказывания, мнения, исследования и т.д.:
  • было установлено, рассмотрено, выявлено, проанализировано;
  • как говорилось, отмечалось, подчеркивалось;
  • аналогичный, подобный, идентичный анализ, результат;
  • по мнению Х, как отмечает Х, согласно теории Х;  для введения новой информации:
  • рассмотрим следующие случаи, дополнительные примеры;
  • перейдем к рассмотрению, анализу, описанию; – остановимся более детально на…; – следующим вопросом является…; – еще одним важнейшим аспектом изучаемой проблемы является…;  для выражения логических связей между частями высказывания: – как показал анализ, как было сказано выше; – на основании полученных данных; – проведенное исследование позволяет сделать вывод; – резюмируя сказанное; – дальнейшие перспективы исследования связаны с….

Письменная речь требует использования в тексте большого числа развернутых предложений, включающих придаточные предложения, причастные и деепричастные обороты. В связи с этим часто употребляются составные подчинительные союзы и клише:

  • поскольку, благодаря тому что, в соответствии с…;
  • в связи, в результате;
  • при условии, что, несмотря на…;
  • наряду с…, в течение, в ходе, по мере.

Необходимо определить основные понятия по теме исследования, чтобы использование их в тексте курсовой работы было однозначным. Это означает: то или иное понятие, которое разными учеными может трактоваться по-разному, должно во всем тексте данной работы от начала до конца иметь лишь одно, четко определенное автором курсовой работы.

В курсовой работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.

6. Порядок защиты курсовой работы

Ответственность за организацию и проведение защиты курсовой работы возлагается на заведующего кафедрой и руководителя курсовым проектированием. Заведующий кафедрой формирует состав комиссии по защите курсовых работ, утвержденный протоколом заседания кафедры. Руководитель информирует студентов о дне и месте проведения защиты курсовых работ, обеспечивает работу комиссии необходимым оборудованием, проверяет соответствие тем представленных курсовых работ примерной тематике, готовит к заседанию комиссии экзаменационную ведомость с включением в нее тем курсовых работ студентов, дает краткую информацию студентам о порядке проведения защиты курсовых работ, обобщает информацию об итогах проведения защиты курсовых работ на заседание кафедры.

К защите могут быть представлены только работы, которые получили положительную рецензию. Не зачтённая работа должна быть доработана в соответствии с замечаниями руководителя в установленные сроки и сдана на проверку повторно.

Защита курсовых работ проводится до начала экзаменационной сессии. Защита курсовой работы включает:

  • краткое сообщение автора (презентация 9-11 слайдов) об актуальности работы, целях, объекте исследования, результатах и рекомендациях по совершенствованию деятельности анализируемой организации в рамках темы исследования;
  • вопросы к автору работы и ответы на них;
  • отзыв руководителя курсовой работы.

Защита курсовой работы производится публично (в присутствии студентов, защищающих работы в этот день) членам комиссии. К защите могут быть представлены только те работы, которые получили положительную рецензию руководителя.

Если при проверке курсовой работы или защите выяснится, что студент не является ее автором, то защита прекращается. Студент будет обязан написать курсовую работу по другой теме.

При оценке курсовой работы учитывается:

  • степень самостоятельности выполнения работы (0-10 баллов);
  • актуальность и новизна работы (0-10 баллов);
  • сложность и глубина разработки темы (0-10 баллов);
  • знание современных подходов к исследуемой проблеме и обоснованность предложений (0-10 баллов);
  • использование периодических изданий и иностранных источников по теме (0-10 баллов);
  • теоретический уровень выполнения работы (0-10 баллов);
  • методический уровень выполнения работы (0-10 баллов);
  • качество оформления (0-10 баллов);
  • четкость изложения доклада на защите (0-10 баллов);
  • правильность ответов на вопросы (0-10 баллов).

В соответствии с установленными правилами курсовая работа оценивается по следующей шкале:

  • на «отлично» оценивается работа, автор которой в совокупности набрал 90-100 баллов;
  • на «хорошо» оценивается работа, автор которой в совокупности набрал 70-89 баллов;
  • на «удовлетворительно» оценивается работа автор которой в совокупности набрал 60-69 баллов
  • на «неудовлетворительно» оценивается работа, автор которой в совокупности набрал менее 60 баллов.

По итогам защиты за курсовую работу выставляется оценка на титульный лист работы, в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение курсовой работы

7.1 Основная литература 1. Образцова, П.И. Методы и методология психолого-педагогического

исследования / П.И. Образцова. – СПб.: Питер, 2004. – 268с.: ил. 2. Петранева, Г.А. Методика профессионального обучения

экономическим дисциплинам: учеб.пособ. / Г.А. Петранева. – М.: Изд во РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2006. – 206 с. 3. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся

по педагогическим специальностям и направлениям. Издание 3-е,

переработанное /Под ред. Батышева С.Я., Новикова A.M.. – М.: Из-во

ЭГВЕС, 2010. — 456 с. 4. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие

для студ. высш. учеб. заведений / Н.Е. Эрганова. – М.: Издатель­ский

центр «Академия», 2007. – 160 с. ISBN 5-7695-3183-5

7.2 Дополнительная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/innovatsionnyie-tehnologii/

1. Бердникова, Н.Г. Организационное и методическое обеспечение учебного процесса в вузе: учебно-методическое пособие / Н.Г. Бердникова, В.И. Меденцев, Н.И. Панов.– СПб.: Д.А.Р.К., 2006. – 208с.

2. Быков, А.К. Методы активного социально-психологического обучения: учебное пособие / А.К. Быков. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.

3. Исследовательская деятельность студентов: учебное пособие / Авт.сост. Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96с.

4. Митин, А.Н. Основы педагогической психологии высшей школы: учебное пособие / А.Н. Митин. – М.: Проспект; Екатеринбург: Изд.дом «Уральская государственная юридическая академия», 2010. – 192с.

5. Общая и профессиональная педагогика: учебник / под ред. ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вента-Граф, 2005. – 368с. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/448/56448/files/aist05.pdf , свободный. — Заглавие с экрана.

6. Панфилова, A.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / А.П. Панфилова. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. – 192с.

7. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.– (Высшее образование).

– ISBN 5-7695-0878-7

8. Семушкина, Л.Г., Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях / Л.Г. Семушкина, Н.Г. Ярошенко. – М.: Мастерство, 2001. – 272 с.

9. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов, контрольных заданий, вопросов для самопроверки по курсу «Менеджмент». – М.: Финансы и статистика, 2001. – 192с.: ил.

10. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 3е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – С. 163-174, 210319.

11. Томчикова, С.Н. Основы педагогики среднего профессионального образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов. [Электронный ресурс] / С.Н. Томчикова, Л.И. Сайгушева. – Электрон. дан. – М. : ФЛИНТА, 2015. – 213 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/70409 – Загл. с экрана.

11. Трайнов, В.А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии: методология и практика проведения: учебное пособие для студентов вузов / В.А. Трайнова. – М.: Гумани- тар.изд.центр ВЛАДОС, 2005. – 303с.

12. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе / Д.В. Чернилевский. – Москва: ЮНИТИ, 2002. – 436 с.

13. Усманов, В.В. Профессиональная педагогика: учебное пособие. [Электронный ресурс] / В.В. Усманов, Ю.В. Слесарев, И.В. Марусева. – Электрон. дан. – Пенза : ПензГТУ, 2011. – 240 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/62808 – Загл. с экрана.

14. Шабунина, В.А. Инновационные технологии в образовании и воспитании: учебно-методическое пособие / В.А. Шабунина, А.П. Демидова. – М.: МСХА, 2009. – 352 с.

15. Федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru – Заглавие с экрана. – (Дата обращения 01.09.2018).

8. Методическое, программное обеспечение курсовой работы