Тема применение ИКТ технологии на уроках географии является актуальной.
В современном мире особенное значение для развития цивилизации, для обеспечения благосостояния людей приобретает образование. Только высоко и всесторонне образованные специалисты смогут обеспечить дальнейший прогресс науки, техники, технологии и обратить их достижения на пользу общества.
Одним из приоритетных направлений развития современного информационного общества является информатизация образования – процесс совершенствования образовательного процесса на основе внедрения средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Инновационные педагогические технологии, основанные на применении информационных, коммуникативных методов обучения, позволяют решить задачу модернизации Российского образования
Цели: раскрыть роль и место информационных и коммуникационных технологий в обучении географии
Задачи:
1.Выявить варианты применения ИКТ на уроке
2.Рассмотреть использование ИКТ во вне урочной деятельности
В соответствии с целями и задачами план исследования соответствует целям и задачам.
Глава 1.Средства обучения
1.1.Средства обучения географии в школе
Средства обучения — это источник получения знаний, формирования умений. К ним относятся наглядные пособия, учебники, дидактические материалы, технические средства (ТСО), оборудование, станки, учебные кабинеты, лаборатории, ЭВМ, ТВ и другие средства массовой коммуникации. В качестве средств обучения могут выступать реальные объекты, производство, сооружения. Дидактические средства, как и методы, являются частью педагогической системы и выполняют в ней свое назначение. Выбор средств обучения зависит от дидактической концепции, целей, содержания, методов и условий учебного процесса.
Инструментальные средства компьютерных технологий информационного ...
... управления производством. Понятие инструментальных средств компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности. Информационные технологии Средства организационной техники, используемые в обеспечении управленческой деятельности: Средства механизации и автоматизации управленческого и инженерно-технического труда называются организационной техникой (оргтехникой). К ...
Средства обучения географии в школе.
В школьной географии средства обучения являются учебные программы, учебники, карты, книги, научно-популярные журналы, таблицы, схемы, диаграммы, макеты, модели, диафильмы, диапозитивы(слайды), кинофильмы и телепередачи, компьютерные программы и т.д. К средствам обучения относятся учебные загородные базы, географические площадки и специально выделенные на местности ландшафты (полигоны), на которых проводятся исследования каких –либо географических объектов и ведутся наблюдения за различными природными явлениями. Средствами обучения могут быть промышленные и сельскохозяйственные предприятия во время экскурсий.
Средства обучения представляют собой функционирующую системы, определяемую существующей системой школьного образования. Важнейшим ведущим средством обучения географии является учебник, содержание которого должно соответствовать требованиям программы и возрастным особенностям учащихся. Одно из центральных в системе средств обучения географии занимаются карты. Все остальные по их функциям особенностям разделяют на три большие группы: вербально – информационные, несущие информацию через слово; наглядные средства, создающие зрительные образы изучаемых географических объектов, и технические, отражающие современные достижения науки и техники.
Вербально-информационная группа средств обучения разделяются на две подгруппы: учебно-методические пособия для учителей (словари и справочники, инструктивные материалы) и учебные пособия для учащихся: книги для чтения, тетради, словари, раздаточный дидактический материал и др.
Наглядные средства обучения разделяются на натуральные объекты(гербарий, коллекции, чучела животных, образцы горных пород) и искусственные средства, воспроизводящие объекты и явления картины, таблицы, фотографии, кинофильмы, видео и звукозаписи, презентации.)
Общая дидактическая роль средств обучения
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы).
Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Термином multimedia (что в пеpеводе с английского означает «многосpедность») опpеделяется инфоpмационная технология на основе пpогpаммно-аппаpатного комплекса, имеющего ядpо в виде компьютеpа со сpедствами подключения к нему аудио- и видеотехники. Мультимедиатехнология позволяет обеспечить пpи решении задач автоматизации интеллектуальной деятельности объединение возможностей ЭВМ с тpадиционными для нашего воспpиятия средствами пpедставления звуковой и видеоинфоpмации (звука, текста и гpафики, живого видео).
Технологии профессионального обучения
... Поэтому целью моей курсовой работы является определение современного понимания и использования категории «технологии профессионального обучения» в учреждениях общего и профессионального образования. Чтобы разрешить проблему непонимания смысла и сущности категории «технологии профессионального обучения», следует решить ...
Средства обучения выполняют следующие функции:
1) познавательная (средства обучения служат непосредственному познанию действительности; обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте или явлении; позволяют наблюдать объекты и явления, не доступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств. Например, школьный микроскоп и телескоп позволяют увидеть объекты, не доступные невооруженному глазу);
2)формирующая (средства обучения формируют или развивают познавательные способности, чувства и волю учащихся, их эмоциональную сферу);
3)дидактическая (средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность, интенсифицируют учебную деятельность).
Все эти функции взаимно переплетены и выступают в учебном процессе в органическом единстве, дополняя друг друга.
1.2. Классификация средств обучения
В науке нет единой классификации средств обучения
Классификации средств обучения, которую предложил Пидкасистый П.И. Он, в частности, разделяет средства обучения на материальные и идеальные. Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют учитель и ученик для детализированного обучения.
Классификация средств обучения польского дидакта В.Оконя, в которой средства расположены по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика.
Простые средства :
- Словесные: учебники и другие тексты.
- Простые визуальные средства: реальные предметы, модели, картины и пр.
Сложные средства :
- Механические визуальные приборы: диаскоп, микроскоп, и пр.
- Аудиальные средства: проигрыватель, магнитофон, радио.
- Аудиовизуальные: звуковой фильм, ТВ, видео.
- Средства, автоматизирующие процесс обучения: лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети.
- К техническим средствам обучения относится как сама аппаратура (диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, кинопроекторы, телеприемники, магнитофоны, электропроигрыватели, электрофоны), так и специально созданные дидактические материалы и пособия: диафильмы, диапозитивные серии, грампластинки, магнитные записи, видеозаписи, кинофильмы, т. е. экранно-звуковые средства.
Современная классификация подразделяет средства обучения на следующие виды:
- Печатные ( и учебные пособия, книги для чтения, , рабочие тетради, , раздаточный материал и т.д.)
- Электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
- Аудиовизуальные ( , слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и т.п.)
- Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
- Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
- Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.
Приведенные классификации являются достаточно условными. Применение той или иной классификации необходимо с точки зрения дидактического описания процесса обучения.
1.2.ИКТ
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.
Как отмечают Е. И. Виштынецкий и А. О. Кривошеев, использование применяемых в сфере образования ИКТ должно ставить своей целью реализацию следующих задач, таких как:
- поддержка и развитие системности мышления обучаемого
- поддержка всех видов познавательной деятельности ученика в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений
- реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности
Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ
- Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;
- Повышение продуктивности самоподготовки учащихся;
- Индивидуализация работы самого учителя;
- Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;
- Усиление мотивации к обучению;
- Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
- Обеспечение гибкости процесса обучения.
Классификации ИКТ
Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:
По решаемым педагогическим задачам:
- средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний)
- средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры)
- вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия)
- комплексные средства (дистанционные учебные курсы)
По функциям в организации образовательного процесса:
- информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы)
- интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции)
- поисковые (каталоги, поисковые системы)
По типу информации:
- электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы)
- электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели;символьные объекты: схемы, диаграммы)
- электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты)
- электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии)
- электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания)
По формам применения ИКТ в образовательном процессе:
- урочные
- внеурочные
По форме взаимодействия с обучаемым:
- технология асинхронного режима связи — «offline»
- технология синхронного режима связи — «online»
Классификация средств ИКТ по области методического назначения :
Приведенные классификации информационных и коммуникационных технологий являются условными.
Глава 2. Методика применения информационных и коммуникационных технологий
2.1.Применение ИКТ технологий на уроках географии
Варианты проведения урока с ИКТ-поддержкой I. Вариант. Место проведения: учебный класс. Тема урока: Географическое положение и исследование материка Африка. Тип урока: изучение нового материала. На таком уроке в классе используется один компьютер с мультимедийным проектором, которым пользуется учитель в качестве «электронной доски». Карта «Физическая карта Африки». Учитель задает учащимся вопросы по карте: 1.Как расположен материк относительно линии экватора? (экватор пересекает материк в центре) 2.Как расположен материк относительно линии тропиков? (северный тропик пересекает материк на севере, южный тропик – на юге) 3. Назовите крайние точки материка. II Вариант. Место проведения: компьютерный класс Учебное занятие компьютерного тестирования (предполагают индивидуальную работу за компьютером) ; Тема урока: «Рельеф и полезные ископаемые Африки» Тип урока: комбинированный Проверка домашнего задания. На мониторах учащихся контурная карта Африки и перечень географических объектов для нанесения . 1.Географические объекты: Мыс. Расхафун, мыс Альмади, мыс Игольный, Гибралтарский пролив, остров Мадагаскар, Средиземное море, Красное море, Суэцкий канал, Гвинейский залив. 2.Установить соответствие между путешественником и его открытием. 1.Васко да Гама а)возглавил экспедицию для изучения культурных растений (1926-1927 г.) 2.Вавилов Н. И. б)в 1498г. Обогнул Южную Африку, прошел вдоль восточных берегов материка III.Вариант. Традиционное учебное занятие с использованием Интернет-ресурсов. На таком учебном занятии рекомендуется использовать образовательные Интернет-ресурсы. В Восточной Африке находится самый крупный на суше разлом земной коры. Найдите информацию используя интернет-ресурсы о данном разломе . IV. Вариант. Нетрадиционные формы учебных занятий . Смоделируйте природные условия пустыни Сахары. |
Заключение
Урок с использованием информационных технологий несколько отличается от традиционного урока. Единую структуру подобного урока выделить сложно, так как каждый урок индивидуален, что определяется рядом причин: спецификой предметной области, содержанием конкретного урока, привязкой к аппаратным средствам информационных технологий, дидактическими возможностями программных средств, типом и качеством электронных ресурсов, ИКТ — компетенцией педагога.
Использование ИКТ в преподавании значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность школьников в глубоком изучении программного материала.
Список используемой литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/informatsionnyie-tehnologii-na-urokah-geografii/
1. Крылова Т.И «Использование средств информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе» журнал « География в школе» 2010 год № 1.
2. Кугут И. А., Елисеева Л. И. и др .Уроки географии с использованием информационных технологий . 6-9 классы. Методическое пособие электронным приложением/ М. : Глобус, 2008. – 244с. – (Современная школа)
2.Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе : учеб. Пособие для студентов вузов – М.: АСТ: Астрель, ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 382, (2) с.: ил. – (Высшая школа)
Интернет ресурсы
1.www.physics. herzen.spb.ru/teaching/materials/goseam/b25.html — информационные технологии в образовании.
2.www.kgpi.ru/mediawiki/index.php. – технические средства обучения.
3.www.mazahaket _ncux.narod.ru/lekcii/pedagogika/19.html – средства обучения и их характеристика