Государственный строй Спартанского государства

Курсовая работа

На юге Эллады (полуостров Пелопоннес) самым ранним и наиболее значительным из образовавшихся полисных государств была Спарта, постепенно подчинившая себе большинство соседних областей. В силу ряда исторических причин, становление здесь государственности было отмечено значительными особенностями по сравнению с другими греческими полисами. Это предопределило сохранившиеся надолго особые черты общественного уклада и государственной организации в древней Спарте.

Спарта была более чистым и непосредственным историческим результатом дорийского завоевания, чем другие греческие полисы. Захватывая в IX в. до н. э. юг Эллады, дорийцы в большей степени не ассимилировали, а вытесняли или порабощали местное население. Тем самым дорийцы становились в совершенно особые изначальные отношения с более многочисленными ахейскими народами. Разрушив древнюю столицу Лаконии (Ферапнею), дорийцы загнали в горы прежнее население и в начале IX в. основали несколько типичных для той эпохи завоевания поселков. Четыре из этих селений впоследствии слились в единый полис — Спарту, которая стала центром будущего государства.

Актуальность настоящего исследования заключается в том, что Спартанское государство своим укладом, менталитетом сильно отличается не только от современных держав, государств других исторических эпох, но и от древнегреческих государств-полисов. Таинственным является факт проведения реформ в Спарте, которые были проведены на 200 лет раньше чем в остальной Греции. Загадочна и личность самого реформатора-Ликурга, существование которого оспаривается многими учеными. Ликург, путем своих реформ, создал в Спарте некий древний прообраз коммунизма, который не смотря на свою закрытость и тенденции к отсталости позволил Спарте просуществовать долгое время без Смут в государстве.

Областью возможного практического применения являются научные работы по истории Древней Греции. Главными источниками по истории спартанского государства являются сочинения древнегреческих историков — Геродота, Фукидида, Ксенофонта, Аристотеля и Плутарха.

Теоретическую основу курсового исследования составили работы следующих авторов: Г. Вейс, К.М. Колобов, А.К. Бергер, О.А. Жидков, Н.А. Крашенникова, О.А. Омельченко, А.В. Вениосов, В.А. Шелкопляс, Н.И. Ильинский, В.В. Сажина, М.Н Прудников, Л.Г. Печатнова и др.

Таким образом, цель курсовой работы рассмотреть особенности государственного строя Спартанского государства. Для достижения поставленной цели, определены следующие задачи:

13 стр., 6118 слов

Ранняя Спарта: государство, общество, человек

... политический и общественные строй Спарты уже со спартанскими институтами власти и «общины равных». Фукидид (460 - 395 гг. до н.э.), автор «Истории», посвященной Пелопонесского войне, упоминает о завоевании полуострова дорийцами и приводит ...

  • рассмотреть образование Спартанского государства;
  • изучить особенности царской власти как главного конституционного института в Спартанском государстве;
  • исследовать характеристику деятельности Совета старейшин в Спарте;
  • дать анализ спартанского Народного собрания;
  • исследовать коллегию эфоров как важнейший институт управления;
  • сделать соответствующие выводы.

Методологической основой курсового исследования является диалектический метод познания. При написании работы также использовались исторический, описательный, системный, логический методы научного познания, методы аналогии, научного обобщения и комплексного правового анализа.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Историю Спарты большинство ученых начинают с так называемого дорийского вторжения.

Самое древнее упоминание о дорийском переселении встречается у поэта Тиртея. Он говорит о нем очень кратко как о событии, всем хорошо известном, и называет спартанцев потомками Геракла.

Античные авторы считали всех дорийцев выходцами из маленькой горной области, расположенной в средней Греции, — Дориды. Сами спартанцы всегда чтили Дориду как свою метрополию. В исторический период все дорийцы, населявшие Пелопоннес, Крит, Великую Грецию, сохраняли представление о каком-то родственном отношении между собой. Они говорили на дорийском диалекте, правда имевшем свои особенности в каждом полисе. У большинства из них засвидетельствовано деление на три дорийские филы — динамов, памфилов и гиллеев.

О том, откуда пришли дорийские племена и как маршрутом двигались они к Пелопоннесу существуют разные мнения: Фукидид в «Истории», описывая вторжение фокидян в Дориду, пишет: «… и фокидяне совершили вторжение в Дориду, древнюю родину Лакедемонян», а Геродот в сочинении «История в 9-ти книгах» упоминает длительную миграцию дорийских племен: «дорийское же, (племя) очень долго странствовало. Ибо во времена царя Девкалиона оно обитало в земле Фтиотида, а затем у подножия Оссы и Олимпа в области по названием Гистиеотида. После изгнания из Гистиеотиды кадмейцами дорийцы поселились у Пинда и назывались теперь македнами. Отсюда это племя переселилось в Дриопиду, а затем в Пелопоннес, где приняло имя дорийцев».

Античная традиция обычно говорит о дорийском переселении как о возвращении Гераклидов и походе дорийцев.

Согласно Эфору, Гераклиды Еврисфен и Прокл захватили Лаконику, разделили страну на шесть частей и основали города; одну из частей — Амиклы- они отобрали и отдали человеку (Фелоному), который предал им Лаконику и посоветовал правителю, владевшему ею, заключив договор, уехать с ахейцами в Ионию; Спарту Гераклиды сделали своей столицей, в остальные части они послали царей, разрешив им в силу редкой населенности, страны принимать в сожители всех желающих из иностранцев; они пользовались Ласом как якорной стоянкой, благодаря его хорошей гавани, Эгисом — как опорным пунктом для военных действий против своих врагов, Фаридой как казнохранилищем, так как она была безопасной для внешних врагов. Хотя все соседние племена находились в подчинении у спартиатов, однако они имели равноправие, как в отношении прав гражданства, так и в смысле занятия государственных должностей; назывались они илотами. Но Агис, сын Еврисфена, лишил их равноправия и повелел им платить подать Спарте; таким образом, все остальные племена подчинились, кроме элейцев, владевших Гелосом; элейцы после восстания были покорены, их город был взят силой во время войны, жители осуждены на рабство с определенной оговоркой, что владельцу раба не дозволяется ни отпускать его на свободу, ни продавать за пределы страны; эта война получила название войны против илотов. Можно сказать, что Агис и его помощники были теми, кто ввел институт илотов, который продолжал существовать вплоть до установления государства римлян, ибо лакедемонцы считают илотов чем-то вроде государственных рабов, назначив им определенные места жительства особые работы.

13 стр., 6186 слов

Государство и право Древней Греции

... государства в форме полисного строя составляет содержание исторического развития Древней Греции в архаический период. В истории Древней Греции важную роль сыграли два полиса: Афины и Спарта. При этом государственный строй ... цивилизации был положен приходом на юг Греции с севера племен дорийцев. В результате на всей территории Греции вновь устанавливаются первобытнообщинные отношения, после разложения ...

Отличную от Эфора версию о походе дорийцев и образовании спартанского государства дает Павсаний в третьей книге «Описание Эллады». По его данным, завоевание Лаконии спартанцами носило очень медленный характер. Оставаясь долго в долине Эврота, с ее главными центрами Спартой и Амиклами, спартанцы не предпринимали реальной экспансии вплоть до IX в. до н.э. Первоначальная экспансия шла на севере и северо-востоке. Она состояла из серии нападений на отдельные общины, многие из которых имели такое же дорийское население, как и сама Спарта. Между отдельными дорийскими общинами Лаконии, скорее всего, были такие же враждебные отношения, как между различными группами Пелопоннесских дорийцев, например, между спартанцами и аргосцами. Решающий шаг к объединению Лаконии был сделан Телеклом, седьмым царем из династии Агиадов (рубеж IX-VIII вв. до н.э.), сыном Архелая. При нем лакедемоняне взяли три окружных города, одержав над ними победу на войне, именно Амиклы, Фарис и Геранф, принадлежавшие еще тогда ахейцам.

Окончательное завоевание Пелопоннеса дорийцами датировано у древних историков по-разному. Фукидид в «Истории» указывает 1104 г. до н. э.: «На 80-том году после падения Трои дорийцы вместе с Гераклидами, захватили Пелопоннес». «Даже и после Троянской войны в Элладе все ещё происходили перемещения жителей, так что страна не знала покоя и потому не преуспевала».

В ходе дальнейших завоеваний произошли территориальные изменения, а именно Спарта заняла юг Пелопоннеса, а большая часть полуострова находилась в руках родоплеменных союзов: Ахайя, Элида, Аркадия, Арголида. Их политическая организация не создавала опасности Спарте, а природная защищенность не позволяла завоевать.

Итак, важнейшей предпосылкой возвышения Спарты, возможно, было объединение четырех дорийских общин в полис. Замечание Фукидида относительно проживания спартанцев по деревням показывает, что городские общины, или обы, как их называли сами спартанцы, долго еще сохраняли свою индивидуальность после политической унификации государства. Какую-то роль в возвышении Спарты, конечно, сыграло и ее географическое положение: Спарта была удалена от моря. А в то время удаленность от моря скорее благоприятствовала развитию государства, чем тормозила его. Спарта находилась в сравнительно замкнутом горном пространстве, на правом берегу реки Еврот (Эврот), в сердце плодородной долины. Это место обладало целым рядом преимуществ: хорошие поля и выгоны, свежая вода, удобные связи с севером и югом. Однако выбор совершенно неукрепленного места предполагает подчинение и умиротворения всей прилегающей к Спарте области.

В результате, полис Спарта изначально складывался как военный лагерь завоевателей, которым необходимо было удержать в повиновении покоренное население, численно превышавшее их во много раз.

6 стр., 2822 слов

Форма государства. Государственная власть. Государственный строй

... свое выражение в характере взаимоотношения государства как целого с его составными частями, центральных государственных органов власти -- с местными. Форма государственного устройства -- это внутреннее строение государства, его деление на определенные составные ...

Классовая система Спартанского государства складывалась в результате захватнических действий. Как отмечают историки ни в одном другом древнем государстве социальные различия между различными группами населения не были так четко выражены как в древней Спарте. В немалой степени этому способствовало совпадение классовой и сословной структуры спартанского общества. Господствующим классом являлись спартиаты, они обладали всеми политическими и гражданскими правами. Гражданином Спарты мог быть только тот человек, который отвечал бы четырем основным требованиям государства: происхождение от родителей граждан; наличие клера с илотами; прохождение школы спартанского военного обучения; полное подчинение законам спартанского государства и представителям государственной власти.

Вторым классом — сословием являлись илоты. Это было бесправное население завоеванных территорий. Илоты считались собственностью государства и были прикреплены к земельным участкам-клерам, которыми владели отдельные спартиаты. Однако у илотов были существенные отличия от рабов. Во-первых, они имели средства производств, необходимыми для обработки земли, имели свое хозяйство. Во вторых они были собственностью не отдельно взятого спартариата, а государства, и только государство могло распоряжаться их жизнью.

Последним, третьим классом были периеки. Они читались членами спартанского государства. Однако политических прав они не имели и не допускались к участию в гражданской жизни спартиатов. Занимаясь земледелием и ремеслом . Среди периеков были как ахейцы так и дорицы. А также получившие свободу илоты.

В образовании любого древнего государства важную роль играло место его расположения и климатические условия местности.

Спартой, или Лакедемоном, называлась община, владевшая плодородной долиной реки Еврота. Это долина — Лакония — с запада была отделена от Мессении высоким хребтом Тайгетом, достигавшим снежной линии; к северу на высоком плоскогорье, лежит Аркадия; береговая полоса не имела удобных гаваней.

Пройти в Аркадию можно было только по узкой тропинке вдоль берега Еврота (Эврота).

Аркадянам при желании не стоило большого труда занять высоты, господствующие над этой дорогой, и сделать путь непроходимым. На востоке от Лаконии лежит область, называющаяся Кинурией («собачий хвост»); она принадлежала в древнейшее время Аргосу и отделялась от Лаконии хребтом Парнон, переходящим на юге в низкую каменистую гряду. На северо-востоке Миссенская низменность замкнута высокими нагорьями Аркадии.

Спартанское государство, в своих окончательно сложившихся во 2-ой половине VII в. до н.э. границах, занимало южную часть Пелопоннесса на побережье залива; сухопутной была только северная граница, отделявшая Лаконику от Элиды на северо-западе, Аркадии — на севере и Арголиды — на северо-востоке.

Сухопутные границы спартанской территории походили по труднодоступным горным местностям. Морские побережья тоже не были благоприятными для морских сношений. Лишь на юго-востоке и юге, по берегам Лаконского и Мессенского заливов, имелись удобные для причалов места. Географическая изолированность Лаконики отчасти способствовала той замедленности общественно-политического развития, которая характерна для исторической Спарты.

Лаконские и Мессенские долины орошались рядом водных потоков и очень плодородны. Но в Лаконике площадь плодородных земель ограничена — довольно узкая полоса по среднему течению Еврота, наибольшая широта которой достигает десяти километров. В этом месте и возник военно-политический центр Спартанского государства — Спарта.

8 стр., 3562 слов

Государство и право Древнего Вавилона

... государства. Поэтому, несомненно, развитие вавилонской государственности во времени представляет интерес для исследователя. Таким образом, целью курсового исследования является характеристика государственного строя Древнего Вавилона. ... администрация: все жрецы объявлялись «рабами царя». В государстве появилась должность постоянного гласного советника царя. Создавался специальный аппарат по контролю ...

Археологические исследования в Лаконской долине обнаружили остатки сооружений древнейшей эпохи. К ним следует отнести Менелайон (XIV-XI вв. до н.э.), представляющий собой остатки довольно массивного здания из тесаных камней, состоявшего из 4-5 отдельных помещений с коридоров, общей площадью всего раскопа около 300 м 2 . Менелайон находится невдалеке от территории позднейшей Спарты, на склонах долины не был укреплен.

К этому же периоду относится и другой центр додорийской Лаконики, обнаруженной на месте позднейшего спартанского поселения Амиклы. Амиклы микенского периода были, по-видимому, культовым центром. Другие поселения микенского периода в Лаконской долине почти не сохранились.

Мессения — территория древнего Пилоса — в микенскую эпоху была, судя по археологическим данным, заселена гораздо плотнее, чем Лаконика. В конце XIII и XII вв. до н.э. Пилос, Микены и другие микенские поселения в Лаконике и Миссении разрушены и впадают в запустение, Микенская эпоха заканчивается наступлением новой гомеровской эпохи, уже непосредственно связанной с последующей историей Эллады. Начало Гомеровской эпохи совпадает с последующим крупным передвижением племенных группировок на Балканском полуострове. Память об этих передвижениях сохранилась в позднейшей греческой литературе в виде предания о борьбе героя Геракла за обладание Пелопонессом и о захвате полуостровом потомками Геракла, Гераклидами, которые стали во главе вторгшейся в Пелопонесс группировки греческих племен, называвшихся дорянами. В этом предании впервые упоминается о разделении древнегреческого народа на языковые и племенные группировки дорян, ионян эолян и др., на которые древние греки делились и в позднейшие времена.

Сами названия Спарта и Лакедемон встречаются в «Илиаде» и в «Одиссее», но под ними имеюся в виду не город и не область, а лишь сказочный дворец Менелая, описываемый в четвертой песне «Одиссея». Никаких сведений об окружающих этот дворец поселений в этом описании не содержится. Таким образом, упоминание о Спарте в «Одиссее» лишено реальности. Это впечатление усиливается, если обратить внимание на описание путешествия Телемаха из Пилоса в Спарту: гладкая и прямая дорога приводит путников в Спарту; никакого упоминания о горных твердынях Тайгета и его предгорий, которые отделяли «песчаный» Пилос от Спарты.

Таким образом, Спарта в поэмах Гомера не реальна и совершенно не похожа на позднейшую, исторически известную Спарту, предания о которой передают нам Геродот и другие древнегреческие историки.

О наименованиях «Спарта» и «Лакедемон» Павсаний вот что говорит: «За Гермами к западу начинается уже Лаконская область. Как рассказывают сами лакедемоняне, автохтоном (коренным жителем) в этой земле был Лелег, который был первым ее царем. У Лелега было двое сыновей, старший Милет и младший Паликаон. По смерти Милета, власть принял его сын Эврот. Стоячую воду с равнины, которая заболачивала ее, он отвел в море, прорыв канал. Когда вода болота была спущена, а оставшаяся образовала поток, он назвал его Эвротом. Так как у него не было потомства мужского пола, он оставил царство Лакедемону, матерью которого была Тайгета, от имени которой получила свое название и гора, а отцом, по народной молве, ему доводился сам Зевс. Лакедемон был женат на Спарте, дочери Эврота. Как только он получил власть, то прежде всего всей стране и всему населению он дал свое имя, а затем выстроил город и назвал его по имени жены; и до наших дней этот город называется Спартой».

21 стр., 10484 слов

Теория власти Николо Макиавелли

... XV века там устанавливается олигархическая власть банкиров и крупных торговцев. Политическая концепция Макиавелли была полной противоположностью религиозно-христианскому учению о праве и государстве. Он основывал политику на воле, ... Уникальность теории в том, что её принципы актуальны и для XVI, так и для ХХI века. Несомненно, современные представители власти пользуется уже не теми утверждениями, но ...

В микенскую эпоху Лакония, как и смежная Арголида, была заселена ахейцами. Спартанский царь Менелай и его супруга Елена относились к области мифологии,- скорее всего это древнейшие спартанские божества, впоследствии, с изменением религиозных мировоззрений, низведенные до положения героев. Однако сама обстановка событий в гомеровских поэмах в основе своей историческая. Согласно «Каталогу кораблей» во II песни «Илиады», в Лаконии находилось 12 полисов, в том числе Лакедемон, Амиклы и Спарта; все они были подчинены Менелаю, который почти равноправен со своим братом Агамемноном, великим царем Микен. В самом деле, в Амиклах, в классическое время находилось святилище Гиакинфа, самая форма имени которого показывает, что это божество микенского времени. Здесь же находится святилище Агамемнона, Клитемнестры и Александры, отождествленной с дочерью троянского царя, Приама, Кассандрой. В другом селении, Крапнах, в классическое время, находилось святилище Менелая и Елены-Древесницы. Приношениями Елене служили цветы; вообще культ Елены сходен с культом древесной богини, которая изображена на критских рисунках. Возможно, что Гомеровская Спарта находится как раз на месте позднейших Терапн. Близ Терапн находилось и святилище двух спартанских богов-братьев, Кастора и Полидевка, именуемых Диоскурами. Это были главные боги спартанской государственной общины еще в микенское время; в классическую эпоху два спартанских царя считались их земными воплощениями.

В течение всего архаического периода, т.е. в VIII-VI вв. до н.э., социально-экономическое и культурное развитие основных районов Пелопонесса шло крайне неравномерно. В гористой, отрезанной от моря Аркадии основой экономики еще в V-IV вв. до н.э. оставалось примитивное сельское хозяйство, по преимуществу скотоводческое. Вплоть до первой половины IV в. до н.э. здесь не было ни одного настоящего города.

Заметно отставали также южные и западные области Пелопонесса: Лакония , Мессения, Элида и Ахайя — удаленность от Эгейского моря. Здесь с большим опозданием начали развиваться ремесла и торговля.

Итак, в древности обычным наименованием Спартанского государства было Лакедемон. Спартой назывался только город или группа поселков на берегу Еврота, в котором концентрировалась основная масса гражданского населения.

Следовательно Спартанское государство возникло вследствие захвата племенем дорийцев территории Лаконии на острове Пелопоннесе в девятом веке до нашей эры. Но небольшая территория Лаконии не удовлетворяла запросы спартиатов, что привело к захвату близлежащих территорий — Мессении и Кенурии. В итоге под Спартанским государством оказалась значительная территория — 8400 кв.м. и многочисленное население — около 240 тыс. человек. Укрепить своё военное могущество Спартанскому государству помог Пелопоннесский союз, в состав которого вошли почти все государства Пелопоннеса, гегемоном же этого союза стала Спарта.

4 стр., 1802 слов

Учредительное Собрание

... тайного голосования, с применением начала пропорционального представительства. Для производства выборов в Учредительное собрание образуются нижеследующие избирательные округа: Губернии: Алтайская, Архангельская, Астраханская ... властью социалистические преобразования в стране ли­шили буржуазных и мелкобуржуазных партий соци­альной базы, предопределили крах ло­зунга Учредительного собрания. ...

спарта конституционный эфор старейшина

Государственный строй Спарты сформировался в результате преобразования военной демократии в государственную организацию, сохранявшую некоторые черты родо-племенной организации власти. Это привело к «ликургову строю», сложившемуся, как отмечалось, к VI в. до н.э. Некоторые историки рассматривают его как переворот, связанный с окончанием завоевания Мессении и установлением илотии, потребовавшими консолидации общины спартиатов путем уравнения их в экономическом отношении и политических правах, превращения ее в военный лагерь, господствующий над массами порабощенного населения.

Во главе государства стояли два архагета. В литературе их часто называют царями, хотя даже афинский базилевс, в отношении которого термин царь условен, обладал большей властью, чем спартанские вожди.

Особый статус царей, которые занимали в Спарте среднее, промежуточное положение между суверенными монархами и обычными государственными чиновниками, подметил уже Аристотель. По его словам, «царская власть в Лакедемоне представляла собой в сущности наследственную и пожизненную стратегию. Действительно, цари в Спарте, прежде всего, являлись верховными главнокомандующими

Необходимо отметить, что на всем протяжении своего длительного существования цари в Спарте исполняли политические, правовые, религиозные, культурные и социальные функции.

Вплоть до введения эфората в 754 г. до н. э. в Спарте существовало три главных конституционных института, характерных еще для гомеровского периода, а именно: царская власть, совет старейшин (герусия) и народное собрание (апелла).

Все три были значительно преобразованы при реорганизации государства на рубеже IX — VIII вв. до н. э. Реформирование спартанской конституции античная традиция связывала с деятельностью законодателя Ликурга.

Ксенофонт в своей «Лакедемонской политии» рассказывает: «Теперь я хочу изложить, какую власть и какие права Ликург дал царю над войском. Во-первых, во время похода государство снабжает царя и его свиту продовольствием. С ним питаются те полемархи, которые постоянно находятся вместе с царем, чтобы в случае надобности он мог совещаться с ними. Вместе с царем также питаются три человека из числа «гомеев»,их задача — заботиться обо всем необходимом для царя и его свиты, чтобы те могли целиком посвятить себя заботам о военных делах. Я хочу как можно точнее рассказать о том, как царь выступает в поход с войском. Прежде всего еще в городе он приносит жертву Зевсу-Водителю и божествам, спутникам Зевса. Если жертвы благоприятны, «носитель огня» берет огонь с алтаря и несет его впереди всех до границы государства. Здесь царь вновь приносит жертвы Зевсу и Афине. Только в том случае, если оба божества благоприятствуют начинанию, царь переходит границы страны. Огонь, взятый от жертвенного костра, несут все время впереди, не давая ему угаснуть; за ним ведут жертвенных животных различных пород. Каждый раз царь начинает приносить жертвы в предрассветных сумерках, стремясь снискать благосклонность божества раньше врагов. При жертвоприношениях присутствуют полемархи, лохаги, пентекостеры, командиры наемников, начальники обоза, а также те из стратегов союзных государств, которые пожелают этого.

Также присутствуют два эфора, которые ни во что не вмешиваются, пока их не призовет царь. Они наблюдают за тем, как каждый ведет себя, и учат всех достойно вести себя во время жертвоприношений… Когда войско находится на марте и врага еще не видно, никто не идет впереди царя, за исключением скиритов и конных разведчиков. Если предстоит битва, царь берет агему первой моры и ведет ее вправо, пока не оказывается с нею между двумя морами и двумя полемархами. Старейший из свиты царя строит те войска, которые должны стоять позади царского отряда. Эта свита состоит из гомеев, которые питаются вместе с царем, а также из гадателей, врачей, флейтистов, командира войска и из добровольцев, если таковые имеются. Таким образом, ничто не мешает действиям людей, так как все предусмотрено заранее… Когда наступает время располагаться на ночлег, царь выбирает и указывает место для лагеря. Отправление же посольств к друзьям или врагам не дело царя. К царю все обращаются, когда хотят чего-либо добиться. Если кто-нибудь приходит искать правосудия, царь отправляет его к элланодикам, если добивается денег — к казначею, если приносит добычу — к лафирополам. Таким образом, в походе царь не имеет других обязанностей, кроме обязанностей жреца и военачальника…

14 стр., 6590 слов

Деспотия как форма Древнеегипетского государства

... единого государства с неограниченной властью фараона, формирование государственного аппарата ... связи Египта. Периодизация Древний Египет, как государство, ведет свою ... порядка и существующего строя ("Речение Ипусера", ... царя Неферирка, датируемые XXV-XXIV в.в. до н.э., "Поучения" фараонов (написанные от имени фараонов и адресованные потомкам), содержащие множество информации об устройстве государства, ...

Хотелось бы сказать, какие взаимоотношения Ликург установил между царями и общиной граждан, ибо царская власть — единственная, которая остается именно такой, какой она была установлена с самого начала. Другие государственные установления, как всякий может убедиться, уже изменились и продолжают изменяться даже сейчас. Ликург предписал, чтобы царь, ведущий свое происхождение от бога, совершал все общественные жертвоприношения именем государства. Он также должен вести войско туда, куда ему прикажет родина. Царю предоставляется право брать почетную часть жертвенного животного. В городах периэков царю разрешают брать себе достаточное количество земли, чтобы он имел все необходимое, но не был богаче, чем следует. Чтобы цари не питались дома, Ликург предписал им участвовать в общественных трапезах. Он разрешил им получать двойную порцию не для того, чтобы цари ели больше других, а для того, чтобы они могли почтить пищей того, кого пожелают. Кроме того, Ликург дал право каждому царю выбрать для своей трапезы двух товарищей, которые назывались пифиями… Таковы почести, воздаваемые царю в Спарте при его жизни. Они лишь немного отличаются от почестей, оказываемых частным лицам. Действительно, Ликург не желал ни внушить царям стремление к тирании, ни возбудить зависть сограждан к их могуществу. Что касается почестей, воздаваемых царю после смерти, то из законов Ликурга видно, что лакедемонских царей чтили не как простых людей, но как героев».

Таким образом, на всем протяжении спартанской истории царская власть продолжала оставаться наследственной и сохраняла важные монархические элементы и привилегии. Поэтому сама тенденция превращения царской власти в ординарную магистратуру никогда полностью не была реализована в Спарте.

Оба царя в Спарте были в конституционном отношении равны. Наследование велось по прямой линии. После смерти царя престол обычно переходил к старшему сыну. Однако, при наличии нескольких сыновей преимущественным правом наследования обладал тот, кто был рожден уже после вступления отца на престол. Правда традиция не сохранила ни одного конкретного примера подобной передачи власти.

10 стр., 4577 слов

История государства и права России наука и историческая, и юридическая. ...

... земские органы). Сословно-представительная монархия — важный этап развития феодального государства на пути к самодержавию. Центральные органы государственной власти и управления. С созданием Русского централизованного государства политическая власть все больше ...

Сыновья с физическими недостатками лишались права наследования, поскольку они не могли исполнять присущих спартанским царям жреческих функций. Если царь не оставлял сыновей, ему наследовал ближайший родственник по мужской линии. В случае малолетства царя его функции исполнял опекун из числа родственников, также по мужской линии. Иногда опекуны становились самостоятельными политическими фигурами и приобретали огромное влияние, как например Павсаний, опекун малолетнего Плистарха, сына Леонида I. В случае спора из-за трона формальное решение принимало, скорее всего, народное собрание по представлению герусии как государственной судебной палаты.

Следовательно, положение царей в Спарте в целом было почетным. Царская власть соединяла в себе политические, социальные, правовые, культурные, религиозные и военные функции.

Решающую роль в государственном управлении Спарты, первым и самым главным был Совет старейшин, или геруссия. В ее состав входили 30 членов, 28 были лица старше 60 лет (по-гречески геронты — старики, отсюда и название Совета).

Совет старейшин, как и архагеты, — орган власти, унаследованный от родоплеменной организации.

Герусии принадлежала высшая судебная власть. Только геронты, к примеру, могли судить царей. И способ избрания, и отсутствие отчетности, и пожизненность членства в герусии наиболее соответствовали олигархической сущности спартанского государства. Не случайно спартанскую герусию часто сравнивали с афинским ареопагом.

Как уже говорилось, первых старейшин Ликург назначил из числа тех, кто принимал участие в его замысле. Затем он постановил взамен умерших всякий раз выбирать из граждан, достигших шестидесяти лет, того, кто будет признан самым доблестным. Не было, вероятно, в мире состязания более великого и победы более желанной! И верно, ведь речь шла не о том, кто среди проворных самый проворный или среди сильных самый сильный, но о том, кто среди добрых и мудрых мудрейший и самый лучший, кто в награду за добродетель получит до конца своих дней верховную, — если здесь применимо это слово, — власть в государстве, будет господином над жизнью, честью, короче говоря, над всеми высшими благами. Решение это выносилось следующим образом. Когда народ сходился, особые выборные закрывались в доме по соседству, так чтобы и их никто не видел, и сами они не видели, что происходит снаружи, но только слышали бы голоса собравшихся. Народ и в этом случае, как и во всех прочих, решал дело криком. Соискателей вводили не всех, сразу, а по очереди, в соответствии со жребием, и они молча проходили через собрание. У сидевших взаперти были таблички, на которых они отмечали силу крика, не зная кому это кричат, но только заключая, что вышел первый, второй, третий, вообще очередной соискатель. Избранным объявлялся тот, кому кричали больше и громче других. С венком на голове он обходил храмы богов. За ним огромной толпою следовали молодые люди, восхваляя и прославляя нового старейшину, и женщины, воспевавшие его доблесть и участь его возглашавшие счастливой. Каждый из близких просил его откушать, говоря, что этим угощением его чествует государство. Закончив обход, он отправлялся к общей трапезе; заведенный порядок ничем не нарушался, не считая того, что старейшина получал вторую долго, но не съедал ее, а откладывал. У дверей стояли его родственницы, после обеда он подзывал ту из них, которую уважал более других, и, вручая ей эту долю, говорил, что отдает награду, которой удостоился сам, после чего остальные женщины, прославляя эту избранницу, провожали ее домой

Первоначально герусия рассматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение народного собрания, и тем самым имела возможность направлять его деятельность. Со временем полномочия герусии расширились. В случае несогласия геронтов и вождей с решением народного собрания они могли воспрепятствовать ему, покинув собрание. Герусия участвовала в переговорах с другими государствами, рассматривала уголовные дела о государственных преступлениях и вела судебные процессы против архагетов.

Более того, геруссия имела право отменять решения Народного собрания, если считала их по каким-либо причинам неправильными. Если в Афинах Совет 500 был рабочим органом экклесии — он подготавливал ее заседания и оформлял решения, то в Спарте, напротив, все решения принимала геруссия, лишь иногда вынося их на формальное утверждение апеллы. Как полновластный орган государственной власти, геруссия располагала практически неограниченной компетенцией, она заседала ежедневно и руководила всеми делами, включая военные, финансовые, судебные, Геруссия могла приговаривать к смертной казни, изгнанию из страны, лишению гражданских прав, возбуждать судебное преследование даже против спартанских царей, входивших в ее состав.

Геруссия принимала отчеты у всемогущих эфоров, когда они заканчивали исполнение своей должности. Практически все нити государственного управления были сосредоточены в руках геронтов или находились под их контролем.

Таким образом, в соединении с царской властью, обладая равным с нею правом голоса при решении важнейших дел, этот Совет стал залогом благополучия и благоразумия.

В Спарте, как и в Афинах, государственный строй воплощал в себе основные принципы полисного устройства. Поэтому в обоих этих полисах можно видеть некоторые общие основы: сосредоточение политической жизни в рамках гражданского коллектива, наличие античной формы собственности как коллективной собственности граждан, тесная связь политической и военной организации гражданства, республиканский характер государственного устройства. Однако между государственным строем Афинского и Спартанского полисов существовали и глубокие различия. В Афинах государственный строй оформился как развитая система демократической республики, в Спарте государственный строй носил ярко выраженный олигархический характер.

Аристократический характер государственного устройства Спарты не был случайным стечением обстоятельств, а вырастал из особенностей социально-экономических отношений. Господство натурального производства, слабое развитие ремесел и торговли, военный характер спартанского общества обусловили своеобразие политического устройства Спарты, повышение роли органов военного управления и воспитания, малочисленность органов собственно гражданского управления.

Высшим органом государственной власти в Спарте (как и в любом греческом полисе) было Народное собрание (оно называлось апеллой) всех полноправных граждан-спартиатов.

В народном собрании участвовали все спартиаты, достигшие 30-летнего возраста. Первоначально собрание созывали вожди, они же в нем председательствовали. Выступать в народном собрании могли только должностные лица или послы иностранных государств, участники же собрания лишь заслушивали выступления и голосовали. Голосование проводилось криком, а в спорных случаях участники собрания расходились в разные стороны.

Созыв народного собрания (кроме чрезвычайных) производился раз в месяц. Народное собрание утверждало мирные договоры и объявление войны, избирало должностных лиц, военных командиров, решало вопрос о наследовании царской власти, если законных наследников не было, утверждало освобождение илотов. Крупные изменения в законодательстве также должны были быть одобрены спартанской апеллой.

Однако в общей системе государственных органов она играла значительно меньшую роль по сравнению с афинской экклесией. Прежде всего потому, что участники апеллы могли лишь принимать или отвергать законопроекты, но не обсуждать их.

Правом внести законопроект пользовались лишь члены Совета геронтов и эфоры. Спартанская апелла собиралась нерегулярно, от случая к случаю и по решению должностных лиц. На собрании не обсуждались финансовые вопросы, не контролировалась деятельность магистратов, не разбирались судебные дела. Подобный порядок деятельности Народного собрания создавал для спартанской олигархии благоприятные возможности влиять на его работу, направлять его деятельность в нужное русло. Если в Афинах Народное собрание было органом, выражающим не только формально, но и реально интересы большинства афинского гражданства, то апелла защищала интересы лишь его верхушки.

Более того, в спартанском законодательстве существовал закон, по которому решение апеллы кассировалось, если Совет геронтов считал это решение неприемлемым по каким-либо причинам.

О.А. Омельченко также указывает, что в народном собрании — апелла — должны были принимать участие все спартиаты старше 30 лет, прошедшие указанное законом воспитание. Основанием для лишения прав политического гражданства была только неуплата взноса на установленные общественные трапезы. Собрание было только пассивным властным органом: «Никому из обыкновенных граждан не дозволялось подавать свое суждение, и народ, сходясь, лишь утверждал или отклонял то, что предложат старейшины и цари». Примерно в VI в. до н. э. власть собрания была еще более ограничена правом герусии и царей распустить его за неверное, с точки зрения традиции, решение. В теории собрание выбирало геронтов, должностных лиц; реально решения принимались «ором», который надлежало истолковывать герусии; за ней, следовательно, оставалось и последнее слово.

В заключении отметим, что в силу того, что роль Народного собрания в Спарте была менее значительной, чем в Афинах, в VI в. до н.э. оно окончательно утратило свое значение.

Не менее авторитетным органом Спартанского государства была коллегия из пяти эфоров («надзирателей»).

Эфоры избирались на 1 год апеллой из всего состава спартиатов, а не из узкого круга спартанской аристократии, как геронты. Однако это юридическое правило далеко не всегда соблюдалось, обычным делом было избрание в эфоры представителей знатных родов. Избрание эфоров, так же как и геронтов, проходило в Спарте способом, который Аристотель называет детским. Небольшая коллегия специальных выборщиков закрывалась в темном помещении. Кандидатов на должность геронта или эфора проводили мимо этого помещения, а сошедшиеся на апеллу спартиаты криком или молчанием «голосовали» за каждого. Сидящие в помещении выборщики фиксировали «результаты голосования», и по их заключению утверждались на должность те кандидаты, одобрение которых было наиболее шумным. Естественно, при таком своеобразном избрании возможны были самые произвольные решения, используемые спартанской олигархией в своих интересах. Учреждение эфората в 754 г. до н. э. знаменовало собой победу полиса над суверенной царской властью. С усилением эфората постепенно все более н более уменьшалась власть спартанских царей. Кроме надзора за царями во время войны эфоры постоянно наблюдали за ними и в мирное время. Очевидно, сразу же после учреждения эфората между царями и эфорами была установлена ежемесячная клятва как знак компромисса между монархическими и демократическими началами в государстве. Эфоры и цари ежемесячно обмениваются клятвами: эфоры присягают от лица полиса, царь — от своего имени. Царь клянется править сообразно с законами, установленными в государстве, а полис обязуется сохранять царскую власть неприкосновенной, пока царь будет верен своей клятве.

В классическое время эфорам принадлежала вся исполнительная и контрольная власть в государстве. Избираемые из всей массы граждан, эфоры по сути дела выражали интересы всей общины и были своеобразным демократическим элементом в спартанской государственной системе. В таком своем качестве эфоры постоянно выступали как антагонисты царской власти. Уже в классический период власть эфоров была столь велика, что Аристотель уподобляет ее тиранической. Однако, как всякая республиканская магистратура, власть эфоров была ограничена избранием только на один год и обязательностью отчета перед своими преемниками. Ксенофонт в «Лакедемонской по литии» останавливается на цензорской власти эфоров.

Естественно, что те же самые люди (самые знатные и влиятельные в Спарте) совместно (с Ликургом) учредили и власть эфоров, поскольку они считали, что повиновение является величайшим благом и для государства, и для армии, и для частной жизни; ибо чем большей властью обладает правительство, тем скорее, как они считали, оно и граждан заставит себе подчиняться. Так вот эфоры имеют право наказывать любого, кого только пожелают, и они обладают властью немедленно привести приговор в исполнение. Им дана также власть отстранять от должности еще до истечения срока их службы и даже заключать в тюрьму любых магистратов. Однако присудить их к смертной казни может только суд. Имея столь большую власть, эфоры не позволяют должностным лицам, как это имеет место в других полисах, в течение их служебного года делать все, что те сочтут нужным, но подобно тиранам руководителям гимнастических состязаний, немедленно подвергают наказанию тех, кого уличат в противозаконии.

В компетенцию эфоров входили функции надзора и верховного управления над периэками и многочисленными илотами. В частности, при вступлении в должность эфоры должны были подтвердить старый закон об объявлении так называемых криптий, т. е. освященной древним обычаем войны против илотов.

Эфоры, как правило, действовали совместно с геронтами, именно перед геруссией эфоры возбуждали судебные преследования, могли председательствовать на некоторых заседаниях геронтов. Эфоры вносили на утверждение апеллы законопроекты, которые они согласовывали с геронтами. Это были органы спартанской олигархии, руководившие всеми сторонами жизни спартанского общества. Их малочисленность создавала возможность подкупа геронтов, что имело место в истории Спарты V-IV вв. до н. э.

Аристотель, говоря о спартанском эфорате, указывает па целый ряд недостатков, которые часто парализовали его деятельность, в том числе и па случаи подкупности эфоров. По-видимому, в IV в. до н.э., в период общего кризиса полиса, коррупция затронула также эфорат.

Плохо обстоит дело и с эфорией. Эта властъ у них ведает важнейшими отраслями управления; пополняется же она из среды всего гражданского населения, так что в состав правительства попадают зачастую люди совсем бедные, которых вследствие их необеспеченности легко можно подкупить, и в прежнее время такие подкупы нередко случались, да и недавно они имели место в андросском деле, когда некоторые из эфоров, соблазненные деньгами, погубили все государство, по крайней мере насколько это от них зависело. Так как власть эфоров чрезвычайно велика и подобна власти тиранов, то и сами цари бывали, вынуждены прибегать к демагогическим приемам, отчего также получался вред для государственного строя: из аристократии возникала демократия.

Конечно, этот правительственный орган придает устойчивость государственному строю, потому что народ, имея доступ к высшей власти, остается спокойным…

Однако избрание на эту должность следовало бы производить из всех граждан и не тем слишком уж ребяческим способом, каким это делается в настоящее время. Сверх того, эфоры выносят решения по важнейшим судебным делам, между тем как сами они оказываются случайными людьми; поэтому было бы правильнее, если бы они выносили свои приговоры не по собственному усмотрению, но следуя букве закона. Самый образ жизни эфоров не соответствует общему духу государства: они могут жить слишком вольготно, тогда как по отношению к остальным существует скорее излишняя строгость, так как они, не будучи в состоянии выдержать ее, тайно в обход закона предаются чувственным наслаждениям.

Таким образом, следует сделать вывод, что основными конституционными институтами в Спарте являлись два царя, Совет старейшин и народное собрание. Однако с течением времени в Спартанском государстве появляется еще один аристократический орган — коллегия эфоров. Кроме того, рассматривая организацию власти в Спарте необходимо отметить, что по форме правления она была аристократической республикой.

В результате изучения источников по Древней Греции и учебной литературы можно сделать следующие выводы о государственном строе Спарты:

Процессу сложения спартанского государства предшествовал период завоевания территорий, которые к приходу дорийцев-спартиатов были довольно плотно заселены.

В связи с тем, что сложение спартанского государства происходило в условиях завоевательных походов, образовалась чрезвычайно военизированное государство, полностью подчиненное целям захвата новых земель и удержания в полном повиновении уже захваченных.

Главной особенностью исторического развития Спарты, являлось вмешательство в становление классового общества внешнего насильственного фактора. Именно дорийское завоевание ускорило и привело к возникновению Спартанской государственности. Вместе с тем, внутренние факторы также имели значение на формирование государства в Спарте.

Сохранив во многом пережитки родоплеменной организации в управлении государством и архаичные черты общественной жизни, в Спарте сложилось сильное рабовладельческое государство, занимавшее значительную территорию и державшее в подчинении население, во много раз превосходившее по своей численности «общину равных». В VI в. до н.э. Спарта завоевала соседнюю плодородную страну Мессению, а остальные территории Южной Греции постепенно были вынуждены ей подчиниться и вошли в Пелопоннесский союз, ставший самым сильным военным союзом в Греции. Спарта, гегемон в Пелопоннесском союзе, проводила реакционную политику, поддерживая все антидемократические движения в Древней Греции. «Стоя во главе союзников, лакедемоняне не заставляли их платить подати, но заботились, чтобы у тех была всегда выгодная для лакедемонян олигархическая форма правления».

Процесс становления спартанского государства в его классическом виде занимает длительный исторический период — практически всю греческую архаику (конец IX -конец VI вв. до н.э.), являя собой яркий пример того, какими путями могли идти формирования греческого города-государства под непрерывным воздействием военного фактора.

Изначально таким фактором оказалось само вторжение дорийцев на территории Лаконии, с которого и начиналась известная история Спарты, а впоследствии — длительные Мессенские войны, уже окончательно определившие то русло по которому пошло в дальнейшем формирование спартанской гражданской общины.

Порабощение мессенцев и превращение их в илотов изменило не только внутриполитическую ситуацию в Спарте, но и стало постоянным источником внешней угрозы.

Преобразования проведенные, по преданию Ликургом, в государственном аппарате, создали довольно сбалансированную систему, не позволявшую установиться в Спарте ни тирании ни демократии. Старые органы управления, относящиеся к периоду военной демократии, сохранили некоторые свои функции, но круг вопросов, входящих в их компетенцию сузился.

Вся система спартанского государств была направлена на подавление сопротивления илотов.

Таким образом, можно сделать вывод, что Спарта представляла собой полис, оказавший большое влияние на историю Древней Греции. В основе возникновения государства в Спарте, относимого обычно к VIII — VII вв. до н.э., лежали общие закономерности разложения первобытнообщинного строя.

Но если в Афинах эти закономерности привели практически к почти полному отмиранию родоплеменных отношений, то в Спарте процесс возникновения государства отличался существенными особенностями и сопровождался сохранением значительных остатков родовой организации.

Основными конституционными институтами в Спарте являлись два царя, Совет старейшин и народное собрание. Однако с течением времени в Спартанском государстве появляется еще один аристократический орган — коллегия эфоров. Кроме того, рассматривая организацию власти в Спарте необходимо отметить, что по форме правления она была аристократической республикой.

1. Аристотель. Политика. Сочинения: В 4т. М., Т.4. Книга первая (А) I. 1983. 405 с.

2. Геродот. История в 9-ти книгах. — Лененград: Наука, 1972. — 599 с.

3. Ксенофонт. Лакедемонская полития. Хрестоматия по истории Древней Греции. М., 1964. 486 с.

4. Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 3 т. — Москва: АН СССР, 1963- Т.2. — 546 с.

5. Павсаний. Описание Эллады. Т. 1. Ладомир / АСТ, Москва, 2002.

6. Фукидид. История. — Ленинград: Наука, 1981. — 530 с.

Общеисторическая литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/gosudarstvennyiy-stroy-spartyi/

1. Андреев Ю.В. Пелопоннес в VIII-VI вв. до н.э.//История Древней Греции: Под. ред. В.И.Кузищина, М.,1996.- 384 с.

2. Вейс Г. — История культуры народов мира. Древняя Греция.- М.-2004. — 270 с.

3. Ильинский, Н.И. История государства и прав зарубежных стран: курс лекции. 5-еизд. перераб. и доп. /Н.И. Ильинский. — М: Изд-во деловой учебной лит., 2013. — 624 с.

4. История государства и права зарубежных стран: учебник: в 2 т. Т. 1: Древний мир и Средние века / отв. ред. Н. А. Крашенинникова и О. А. Жидков. 3-е изд., перераб. и доп. 2014. — 720 с.

5. Клемченко, В.В. История государства и права Древней Греции. М.: Юнита, 1996. — 290 с.

6. Лурье С.Я. — История Греции. — М.-2003. 205 с.

7. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: учебник в 2-х томах. Т.1- М.: Эксмо, 2007. — 528 с.

8. Прудников, М.Н. История государства и права зарубежных стран: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» / М.Н. Прудников. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 543 с.

9. Сажина, В.В. История государства и права зарубежных стран: учеб. пособие / В. В. Сажина, Д. Е. Тагунов. — Мн.: Книжный Дом, 2008. — 483 с.

10. Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т.1. / Под. ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. — М.: Юристъ, 2006. — 392 с.

Специальная литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/gosudarstvennyiy-stroy-spartyi/

1. Бергер А.К. Социальные движения в Спарте. — М.-1936. — 279 с.

2. Колобова К.М. Древняя Спарта века X-IV до н.э. — Л.- 1964. — 260 с.

3. Печатнова Л.Г. Формирование спартанского государства. — СПб. 2006. -198 с.