История государства и права России наука и историческая, и юридическая. Она есть часть истории российского общества и стоит в одном ряду с историей обществен

Контрольная работа

^

На протяжении 2-ой пол. XVI-XVII в. шел процесс формирования сословного строя, характерного для феодального общества. Процесс этот начался еще во времена Киевского государства и завершился во 2-ой пол. XVII в.

Сословия — это такие большие социальные группы (или слои населения), которые отличаются от других социальных групп по своему передаваемому по наследству правовому статусу (т.е. совокупности прав и обязанностей).

Формирование сословий, в конечном счете, было обусловлено разделением общественного труда. С течением времени каждое сословие «отгородилось» от других своими особыми правами, привилегиями повинностями и обязанностями.

Дворянство. В XVI-XVII вв. оно в документах именовалось служилыми людьми и состояло из целого ряда категорий (слоев).

Верхний слой составляли бояре. Термин боярин стал обозначать звание (чин).

Большинство среди них составляли бывшие удельные князья. Но некоторая часть происходила из родовитого старомосковского боярства, не имевшего княжеских титулов. Следующими после бояр чинами были окольничие, думные дворяне. Они состояли в Боярской думе. Из их числа назначались воеводы во время войны, начальники приказов и другие высшие должностные лица. Основную массу составляло среднее и мелкое дворянство (дворяне московские, дети боярские, дворяне городовые и т.д.), служившее воинами в дворянском конном ополчении, а также в гарнизонах пограничных крепостей.

Дворяне претендовали также на участие в государственной власти. Боярство же, стремясь сохранить свои привилегии, защищало систему местничества, которая сложилась еще в XV в. При поддержке дворянства царизм проводит ряд ограничений местничества.

В XVI-XVII вв. оформляется исключительное сословное право феодалов на землю и феодально зависимых крестьян. Феодалы закрепляют свою привилегию занимать посты в государственном аппарате. Указом Ивана IV от 28 февр. 1549 г. дворяне были освобождены от юрисдикции наместников и приравнены в этом отношении к боярам. Законодательство защищало жизнь, честь и имущество феодалов суровыми наказаниями.

Духовенство. Церкви принадлежало до 7з всех обработанных земель и феодально зависимых крестьян. Духовенство оформилось в самостоятельное сословие. Оно было освобождено от несения государственной службы и повинностей и от налогов, а также имело свое сословное управление и суд. Духовенство делилось на белое (приходские попы — священнослужители и вспомогательный персонал: дьячки, пономари и т.д. — церковнослужители) и черное (монахи), жившее в монастырях. Белому духовенству разрешалось жениться, но только один раз в течение жизни. Черное духовенство (монахи) давали обет безбрачия. Ведущие церковные должности могли занимать только монахи.

15 стр., 7187 слов

XVII век – век модернизации и просвещения

... пути увеличения косвенных налогов, стало сокращать расходы на управление - целые категории служилых людей низших разрядов лишились жалования. Все это обострило социальные противоречия в России к середине 17 ... дворяне и духовенство ... феодалами. Укрепление центральной власти сопровождалось также усилением феодального гнета. Реформы Петра I В первой четверти XVII в. был осуществлен целый комплекс реформ, ...

Высшим органом церковного управления и суда является московский митрополит, который в 1589 г. был возведен в сан патриарха, который стал равен константинопольскому патриарху. Т.о., Русская православная церковь становилась полностью независимой (автокефальной) и ее центром и в формально-юридическом смысле становилась Москва.

Православная церковь фактически осуществляла идеологическую функцию государства, являлась носителем государственной идеологии, поэтому государство всячески поддерживало церковь и материально, и политически, и законодательно. Но в годы «смуты» в начале XVII в. роль церкви существенно возросла.

Правовое положение крестьянства. Крестьянство постепенно консолидировалось в единое сословие. Черные крестьяне жили общинами («мир» или «волость») и несли повинности в пользу государства. Дела общины управились сходом и выборным старостой. Указ о «заповедных летах» (1581 г.) запрещал крестьянские переходы и в «Юрьев день». В 1592 г. проведена была перепись земли и живущих на ней крестьян. «Писцовые книги» стали считаться основанием для прикрепления крестьян к земле. В 1597 г. правительство Бориса Г.нова издало указ о розыске беглых в течение пятилетнего срока («урочные годы») и возвращении их бывшим владельцам; царь Василий Шуйский увеличил этот срок до 15 лет. Соборное Уложение 1649 г. полностью оформило юридическое закрепощение крестьян (их можно было разыскивать бессрочно).

Крепостной подлежал суду своего владельца (вотчинной юстиции) по всем делам, кроме преступлений против церкви, государственных. Крестьянин отвечал своим имуществом за долги феодала.

Вместо холопства (этот институт постоянно отмирает) в XV-XVI вв. появляется новая форма зависимости — «служилая кабала». Кабальный человек брал в долг и отрабатывал феодалу проценты, а основной долг должен был выплачивать особо.

Правовое положение городского населения. Подавляющее большинство жителей городов составляли «черные люди» — ремесленники. Видное место среди городского населения занимали купцы. В городах наблюдалось резкое имущественное расслоение. «Черные люди», то есть мелкие торговцы и ремесленники, тоже имели свою организацию. Ремесленники одной специальности объединялись в цехи, или «братчины», «сотни», «ряды» со своими центрами. В связи с ростом экономического значения городов усилилось политическое влияние городского населения — посадских людей. К сер. XVI в. посадское население добилось права на самоуправление.

^

Реорганизация государственного аппарата начинается еще с 80-х годов XV в., после присоединения к Москве Твери, Рязани, Нижнего Новгорода, Великого Новгорода и освобождения Руси от татарского ига. Дворцово-вотчинная система государственного управления, сложившаяся еще во времена феодальной раздробленности, стала непригодна в новых условиях. Значительно усиливается власть царя, оформляется Боярская дума, создаются центральные органы управления—приказы. В формировании централизованного государства царская власть опиралась на многочисленное дворянство, политическое значение которого все возрастало, и на купечество. Т.о., создается сословно-представительная монархия, которая характеризуется наличием сословно-пред ставите л ьных органов как в центре (Земский собор. Боярская дума), так и на местах (губные и земские органы).

5 стр., 2405 слов

Государственный строй в России (вторая половина XVI-XVII вв.)

... самодержавию. Центральные органы государственной власти и управления. С созданием Русского централизованного государства политическая власть все больше сосредоточивалась в руках царя. Уже Иван III именует себя великим ... 50—70-м годам XVI в. и получает свое развитие в XVII в. Всего в XVII в. действовало до 80 приказов (вместе с временными). Постоянных приказов насчитывалось до 40. Они образовывались ...

Сословно-представительная монархия — важный этап развития феодального государства на пути к самодержавию.

Центральные органы государственной власти и управления. С созданием Русского централизованного государства политическая власть все больше сосредоточивалась в руках царя. Уже Иван III именует себя великим князем «всея Руси» и «самодержцем». Правда, термин «самодержец» имел в то время главным образом внешнеполитическое значение. Этим подчеркивалась независимость и государственный суверенитет Русского государства.

Чтобы еще больше подчеркнуть власть и значение великого князя, был разработан сложный и пышный придворный церемониал. С той же целью Иван III венчался «шапкой Мономаха», которая становится теперь символом русского самодержавия. Иван IV в 1547 г. впервые принял титул «царя», равный по значению императорскому.

Царской власти были посвящены особые главы в Соборном Уложении 1649 г. Оно не делает никакого различия между преступлениями против личности царя и против государства. Все государственные функции царь осуществлял при участии Боярской думы, земских соборов через систему приказов и воевод.

Боярская дума развилась из совета при князе, включавшего наиболее крупных феодалов. В 1-ой пол. XVII в. Дума состояла из людей четырех степеней: бояр, окольничих, думных дворян, думных дьяков. Заседания Думы проходили под председательством царя или наиболее родовитого из бояр. Боярская дума не имела твердо очерченной компетенции, отдельной от царской власти.

В XVI-XVII в. царская власть опиралась на особое учреждение — Земский собор. Вплоть до 20-х гг. XVII в. соборы заседали регулярно. Земские соборы обсуждали и решали важнейшие дела: выборы царя (Соборы 1598 г., 1613 г.), вопросы войны и мира, коренные внутренние реформы и законодательство (Собор 1649г.).

Порядок работы Собора не был регламентирован какими-либо законодательными актами.

Приказы. С расширением территории и созданием единого централизованного Русского государства различные отрасли управления («пути») поручались («приказывались») отдельным лицам из великокняжеского окружения. Вокруг этих «путных» бояр складывался штат помощников, возникало учреждение.

Приказы можно разделить на: 1) ведавшие отраслями управления в масштабе всей страны, 2) ведавшие определенными территориями, 3) приказы дворцового управления.

Приказы были подчинены царю и Боярской думе. Посольский приказ ведал иностранными делами. Поместный приказ наделял служилых людей поместьями в размерах, назначенных разрядом, давал разрешения на иге сделки с землей и регистрировал их. Разбойному приказу были подведомственны дела об убийствах, разбоях и кражах на территории всего государства, за исключением Москвы.

Косвенные налоги состояли из таможенных и кабацких сборов, которые сдавались на откуп, а также налога на соль. На протяжении XVII в. удельный вес таможенных пошлин увеличивался по мере развития внешней торговли.

13 стр., 6014 слов

Центальное и местное управление в древнерусском государстве

... иных рычагов воздействия на управляемые объекты. 1.2 Политический строй древнерусского государства Государственный строй Киевской Руси стал предметом научного исследования еще в XVIII ... ций местных феодалов — князей и бояр. В их статусе — крупных вотчинников — соединились право на землю и право на ... этап зарождения российского самоуправления с первой земской реформой царя Ива­на IV в середине XVI в. ...

Доходы от перечеканки денег получались в связи с тем, что в России не было в то время своих разработок серебра.

В этот период изменилась структура русских вооруженных сил. Главную роль по-прежнему играла дворянская конница. Служба дворян была урегулирована Уложением 1556г., в которой определялось, что с каждых 100 четвертей (50 десятин в одном поле, т.е. при 3-польной системе 150 десятин) «доброй, ухожей» земли необходимо было выставить одного вооруженного воина.

С сер. XVI в. создаются стрелецкие полки. Стрельцы набирались из вольных людей, получали казенное оружие (пищаль, саблю, бердыш) и хлебное жалованье, правда, незначительное, что компенсировалось предоставлением им льгот в торговле, ремесле.

^

Важнейшим источником права был первый общерусский Судебник 1497 г. Но он не охватывал многих вопросов (государственного, брачно-семейного права).

Следующим важнейшим законодательным актом этого периода был так называемый Царский Судебник 1550 г., который развивал положения Судебника 1497 г. Соборное Уложение царя Алексея Михайловича состояло из 25 глав, включавших 967 статей. После утверждения его подписали все участники Собора, что придавало ему особую авторитетность. Уложение представляет собой крупный шаг в развитии русского права. Особое место среди источников права занимают источники канонического (церковного) права. Важнейшим из них был так называемый «Стоглав» — сборник из 100 постановлений церковно-земского Собора 1551 г. (в его работе кроме церковных иерархов участвовали царь, князья, бояре, думные дьяки).

В условиях феодального общества поземельное право является важнейшей отраслью права. Характерные черты феодального поземельного права: феодальное право собственности на землю было сословным и закрепляло монополию феодалов на землю (т.е. феодальное право монопольной собственности на землю являлось как бы стержнем, на которой держалось все феодальное общество и государство); феодальное право собственности на землю носило условный характер (оно предоставлялось под условием несения службы и прежде всего военной).

В XVI-XVII вв. различались следующие виды землевладения: земли государственные или черные, дворцовые, и земли, которыми владели отдельные феодалы на вотчинном и поместном праве.

Черные земли находились в пользовании черносошных крестьян, которые несли государственное тягло, то есть платили налоги и отбывали разнообразные повинности в пользу государства.

Феодальное государство в лице царя, являясь верховным собственником земли, использовало фонд черных земель для удовлетворения требований феодалов. Дворцовые земли — собственность царя и царской семьи, вотчина — феодальная земельная собственность, переходящая по наследству. В XVII в. различались вотчины родовые — полученные по наследству, выслуженные—пожалованные за службу (в 1628 г. они были приравнены к родовым), княженецкие и купленные. В связи с развитием товарно-денежных отношений предметом оборота в некоторой степени становится и земля.

Уже к началу XVII в. образовалась развитая система поместного права. Владеть поместьями могли только служилые люди, которые получали поместный оклад по чинам за службу и только на время службы. В XVII в. идет процесс сближения юридического положения поместья и вотчины.

4 стр., 1607 слов

Государственный строй России в период сословно-представительной ...

... сословно-представительной монархии в земщине, он тем самым добился признания для себя со стороны представителей сословий неограниченной власти в опричнине. Другими словами, сословно-представительная монархия расчищала путь к абсолютизму. ... совершаемые на территории царского дворца. Все эти преступления отождествлялись с вводимым впервые в право Русского государства понятием государственного ...

Обязательственное право. В XVI-XVII вв. должник отвечает по своим обязательствам имуществом, а не личностью, как это было ранее. Взыскание обращалось сначала на дворы и «животы», потом на вотчины и поместья, а также на крестьян (указы 15 января 1626 г. и 17 ноября 1628 г.).

Законодательство XVII в. предусматривало определенные формы заключения договоров. По целому ряду сделок требовалась письменная форма договора, по некоторым — особые формы документов: «крепость», «кабала». Неисполнение договора влекло за собой уплату неустойки.

Уголовное право было мощным орудием в руках господствующего класса феодалов для подавления эксплуатируемых масс. Оно носило открыто устрашительный характер. При помощи уголовного права поддерживался известный порядок и внутри самого класса феодалов: подавлялись их самоуправные действия, которые вредили интересам господствующего класса в целом. Соборному Уложению известны преступления умышленные и неосторожные, хотя четкого различия между этими понятиями еще нет.

Среди преступлений на первом месте стояли преступления против церкви (богохульство, совращение в мусульманство, ереси, «чернокнижие», колдовство и др.).

Все они карались смертной казнью (большей частью сожжением).

Важнейшими преступлениями, которым в законодательстве уделяется исключительно большое внимание, являлись государственные преступления. Среди преступлений против частных лиц самым тяжким считалось убийство. За него следовала смертная казнь. Уголовное право стояло на страже собственности и в первую очередь феодальной собственности на землю.

Судебный процесс. Как и в предыдущий период, суд осуществлялся царем, Боярской думой, приказами и местными органами управления, наряду с государственными судебными органами существовал церковный суд. Действовала также вотчинная юстиция. С возникновением централизованного государства изменяются и формы судебного процесса. Получает развитие розыскной или инквизиционный процесс, который вначале применяется лишь по важнейшим делам, затрагивающим интересы феодального государства.

Виды доказательств допускались такие: 1) собственное признание; 2) показания свидетелей; 3) письменные доказательства; 4) «поле»; 5) присяга; 6) жребий. Большое значение придавалось таким формам доказательств, как «ссылка из виноватых», «общая ссылка», «ссылка в послушестве». Решение суда записывалось в «судный список».

^

Абсолютная монархия является такой формой правления, когда монарху юридически принадлежит вся полнота государственной власти в стране. Его власть не ограничена каким-либо органом, он ни перед кем не отвечает и никому в своей деятельности не подконтролен. Абсолютная монархия представляет собой государственную форму диктатуры класса феодалов.

Для возникновения абсолютной монархии необходимо наличие экономических, социальных, политических предпосылок.

Возникновение абсолютной монархии в России относится ко 2-ой пол. XVII в. В начальный период становления абсолютизма в России монарх в борьбе с боярской аристократией опирается и на верхи посада. В XVII в. наблюдаются и определенные противоречия между феодалами и посадским населением. Нарождавшийся абсолютизм в целях реализации своих внешних и внутренних задач поощрял развитие торговли и промышленности.

8 стр., 3943 слов

Бытовой жанр в отечественной живописи России XVIII-XX веков

... высоко ценили их искусство; исторический жанр, в котором они работали, считался в Академии самым высоким. Правда, и в исторической живописи происходили ... годов 19 века Венецианов нашел себя в бытовом жанре. Лучшие его работы были созданы в 20-е годы (“Гумно”). ... половины XVIII века Классицизмом (от латинского слова “классикус” - “образцовый”) называют стиль и направление в искусстве 17 - начала 19 в., ...

В результате развития товарно-денежных отношений возникла возможность содержать громоздкий бюрократический государственный аппарат, в том числе и многочисленную армию.

Установление абсолютизма в России было вызвано и внешнеполитическими причинами: необходимостью борьбы за политическую и экономическую независимость страны, за выход к морю. Абсолютная монархия оказалась более приспособленной к решению этих задач, нежели сословно-представительная монархия.

Абсолютизм в России возник и развивался в специфических условиях существования крепостного права и сельской общины, подвергнутой уже значительному разложению. Определенную роль в становлении абсолютизма сыграла и политика царей, направленная на усиление своей власти.

Т.о., возникновение абсолютной монархии в России было вызвано всем ходом общественно-экономического развития, зарождением буржуазных отношений, усилением классовых противоречий и классовой борьбы, внешнеполитическим положением России в то время.

Абсолютизм в России возник во 2-ой пол. XVII в. Именно с этого времени перестали созываться Земские соборы, которые в определенной степени ограничивали власть царя. Царь приобрел значительную финансовую самостоятельность, получая доходы от своих вотчин, сбора подати с покоренных народов, от таможенных сборов, возросших в связи с развитием торговли. С ослаблением экономической и политической роли бояр снизилось, значение Боярской думы. Происходил интенсивный процесс подчинения церкви государству.

Т.о., во 2-ои пол. XVII в. в России возник абсолютизм, который, по выражению В.И. Ленина, характеризовался как абсолютизм «с боярской Думой и боярской аристократией…». Окончательно он оформился в 1-ой четверти XVIII в. при Петре I.

В 1-ой четверти XVIII в. абсолютная монархия получила законодательное закрепление. Абсолютизм получает в этот период идеологическое обоснование в труде Феофана Прокоповича «Правда воли монаршей», написанном по специальному указанию Петра I. В октябре 1721 г. в связи с блестящей победой России в Северной войне Сенат и Духовный Синод преподнесли Петру I титул «Отца Отечества, Императора Всероссийского». Россия становится империей.

Возникновение абсолютизма в России было таким же закономерным явлением, как и в других странах (Англии, Франции, Германии и т.д.).

Но между абсолютными монархиями различных государств имеются как общие, так и особенные черты, определяемые конкретными условиями развития каждой страны.

Так, в России и во Франции абсолютизм существовал в завершенном виде, т.е. в системе государственного аппарата не было органа, который ограничивал бы власть монарха. Для них характерна высокая степень централизации государственной власти, наличие чиновничьего аппарата, многочисленной армии. В Англии же абсолютизм имел незавершенную форму. Там сохранились парламент, в какой-то (пусть незначительной) степени ограничивавший власть монарха, местные органы самоуправления; отсутствовала многочисленная постоянная армия. В Германии «княжеский абсолютизм» консервировал феодальную раздробленность страны.

За свою более чем 250-летнюю историю абсолютизм в России претерпевал изменения. Можно выделить следующие пять основных этапов развития абсолютизма в России: первый — абсолютная монархия 2-ой пол. 1 XVII в. с Боярской думой и боярской аристократией; второй — чиновничье-дворянская монархия XVIII в.; третий — абсолютная монархия I первой половины XIX в. (до реформы 1861 г.); четвертый — абсолютная! монархия 1861-1904 гг., когда самодержавие сделало первый шаг в направлении к буржуазной монархии; пятый — в период с 1905 по февраль | 1917 г., когда абсолютизм сделал еще один шаг к буржуазной монархии. Абсолютная монархия в России была свергнута в результате Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г.

^

Высшие органы власти. Ранняя форма абсолютизма с Боярской думой и боярской аристократией, сложившаяся во 2-ой пол. XVII в., оказалась неприспособленной к решению стоявших перед страной проблем. Радикальные реформы государственного аппарата были проведены в начале XVIII в. Петром I и завершены в царствование Екатерины II во 2-ой пол. XVIII в.

Император. Главой государства в России был монарх, носивший с 1547 г. титул «царь». В 1721 г. Петру I Сенат преподнес титул «императора». Петр I радикально перестроил всю систему центральных органов государства. В 1/11 г. вместо консилии министров -наследницы боярской думы, был учрежден Сенат, Вместо многочисленных приказов в 1719г. были учреждены 12 государственных коллегий, в качестве органов отраслевого управления.

Одновременно с реформой центральных органов радикально было реорганизовано местное управление. В 1708 г. вся территория страны была разделена на 8 губерний (чуть позже на 11).

В результате реформ центрального и местного аппарата управления образовалась огромная армия чиновников. И чем больше и многочисленней был этот аппарат, тем в большей мере он был подвержен коррупции (взяточничеству и казнокрадству).

В целях контроля за деятельностью госаппарата были образованы прокуратура и ревизионная коллегия.

Второй этап реорганизации государственного аппарата (во 2-ой пол. XVIII в.).

При Екатерине II Сенат как орган государственного управления с 1763 г. утратил свои прежние широкие полномочия. При императрице образуется императорский совет («Совет при высочайшем дворе») из числа ближайших доверенных лиц. Он заседал под председательством самой Екатерины II. Екатерина II осуществляла всю полноту самодержавной власти с помощью императорского совета, своих личных статс-секретарей, генерал-прокурора и руководителей трех главных коллегий: иностранных дел, военной и адмиралтейской.

В связи с реорганизацией местного управления упразднен был и Главный магистрат.

Одновременно с реформами центральных органов проводилась и реформа местного управления. Учреждение о губерниях 1775 г. разделило всю территорию Российской империи на 50 губерний с населением от 300 до 500 тыс. человек каждая. Губернии делились на уезды с численностью населения от 30 до 50 тыс. человек.

В реорганизации центрального управленческого аппарата в 60 — 80-е гг. XVIII в. явно прослеживалась тенденция к дальнейшей его централизации, замене коллегиального начала единоличным, что отражало дальнейшее укрепление абсолютизма. В местном самоуправлении в те же годы проявилась тенденция к разумной децентрализации.

Учреждение полиции явилось составным элементом реформы административно-управленческой системы. Начало созданию «регулярной» полиции положил Петр I, издав в 1718 г. указ об учреждении в новой столице — Петербурге должности генерал-полицмейстера. Наиболее полно задачи полиции определялись в Регламенте Главному магистрату 1721 г. Характерной чертой возникновения русской полиции являлся ее военизированный характер.

Екатерина II подчинила Тайную экспедицию генерал-прокурору, а Московскую контору этой экспедиции — московскому главнокомандующему (т.е. генерал-губернатору) П.С. Салтыкову.

Судебную реформу Петр I начал проводить в 1719 г., когда были учреждены Юстиц-коллегия, надворные суды в губерниях и нижние суды в провинциях. Смысл реформы состоял в отделении суда от администрации, чтобы дать правовые гарантии купцам и промышленникам от притеснений дворянской администрации. Вновь к вопросу о судебной реформе правительство возвращается в 1775 г., когда в ходе губернской реформы были учреждены в губерниях и уездах новые судебные учреждения для каждого сословия отдельные. Т.о., судебные органы были отделены от администрации, хотя и не полностью.

Финансовые реформы имели важнейшее значение в становлении и развитии абсолютизма. Все сборы получили название канцелярских сборов, т.к. ими ведали многочисленные канцелярии. В 1718г. проведена денежная реформа, выпущены новые серебряные монеты с пониженным содержанием серебра и медные монеты, что привело со временем к инфляции, но дало значительный доход государству. Крупным нововведением при Екатерине II стало введение в оборот наряду с металлическими монетами бумажных ассигнаций. Вторым компонентом денежной реформы явилась реорганизация системы финансового управления.

Военная реформа. Начало реформирования вооруженных сил относится ко 2-ой пол. XVII в., когда создаются 1-ые рейтарские и солдатские полки нового строя из даточных и «охочих» людей (т.е. добровольцев).

Регулярная армия, созданная Петром I, содержалась полностью за счет государства, одета была в единообразную казенную форму, вооружена стандартным казенным оружием. Одновременно при Петре I был создан военно-морской флот. Во 2-ой пол. XVIII в. армия переходила на казарменное содержание, т.е. стали в массовом масштабе строиться казармы, в которые поселялись войска.

^

На протяжении XVIII в. идет процесс усиления роли дворянства как господствующего сословия. Серьезные изменения происходили в самой структуре дворянского сословия, его самоорганизации и правовом статусе: внутренняя консолидация дворянского сословия, постепенном стирании различий между существовавшими ранее основными группами служилых людей «по-отечеству» (бояр, дворян московских, дворян городовых, детей боярских, жильцов и т.д.); консолидация в рамках единого привилегированного сословия — российского дворянства — феодальной верхушки всех народов, населявших Российскую империю; непрерывное расширение его привилегии.

Дворяне получили право владеть крепостными и без земли и продавать их также без земли, в том числе и с разлучением семей. Следующей привилегией дворянства было их право на замещение офицерских и чиновничьих должностей в армии и бюрократическом государственном аппарате, хотя это право одновременно являлось и обязанностью. Но несмотря на все эти привилегии дворянство тяготилось обязанностью пожизненной службы.

В первые годы петровских реформ в нач. XVIII в., самодержавная власть старалась включить в состав дворянства все наиболее энергичные и талантливые элементы из других сословий.

Следующим после дворянства привилегированным сословием являлось духовенство, которое по-прежнему подразделялось на белое (приходское) и черное (монашество).

Оно пользовалось определенными сословными привилегиями: духовенство и его дети освобождались от подушной подати; рекрутской повинности; подлежали церковному суду по каноническому праву.

Отношение самодержавной власти к церкви было двойственным. С одной стороны, церковь, осуществляя идеологическую функцию, внедряла в массы идею, что всякая власть и царская в особенности от Бога и повиновение ей является божественной заповедью. А потому и власть поддерживала и защищала церковь, а господствовавшая православная религия имела статус государственной религии. Но с^ругой стороны, абсолютизм не мог терпеть даже тени какой-либо власти, независимой от самодержавного монарха. Тем более, что подчинение православной церкви государству являлось исторической традицией, коренившейся в ее византийской истории, где главой церкви являлся император. Опираясь на эти традиции, Петр I после смерти патриарха Адриана в 1700 г. не разрешил выборы нового патриарха, а назначил его сам. Петр I попытался провести секуляризацию церковных имуществ. Реформы церковного управления были проведены не только в православной церкви, но и в мусульманской.

Посадское, т.е. городское торгово-ремесленное население составляло особое сословие, которое в отличие от дворянства и духовенства не было привилегированным. На него распространялось «государево тягло» и все налоги и повинности, в том числе рекрутская повинность, оно подлежало телесным наказаниям. Магистраты и ратуши как органы самоуправления посадской общины города решали внутренние дела, возникавшие в общине, а также судебные споры посадского населения. Регламент Главного магистрата 1721 г. разделял все городское население на разряды. Выделялось дворянство, жившее в городах в своих домах либо вблизи городов, духовенство, иноземцы-купцы и др. Остальное население регламент Главного магистрата делит на «регулярных граждан» в составе двух гильдий и «подлых людей» или чернорабочих. Различие гильдий связано с имущественным цензом и профессиями. К первой гильдии относились банкиры, крупные купцы, доктора, аптекари, живописцы, серебрянники (ювелиры); ко второй — мелочные торговцы и ремесленники. Развитие общероссийского рынка во 2-ой пол. XVIII в., отмена внутренних таможен вызвали существенный рост городского населения. Городское самоуправление по Жалованной грамоте отличалось крайней сложностью и громоздкостью. «Общее градское собрание» — общегородское собрание, в котором участвовали все городские граждане без различия разрядов, имевшие по возрасту и имущественному цензу право голоса. Следующий орган — «общая городская дума». Она рассматривала текущие дела.

Крестьянство, которое в России составляло свыше 90 % населения, своим трудом практически обеспечивало само существование общества. Основная тенденция рассматриваемого периода — консолидация различных категорий крестьянства в единое сословие. Указ 1718г. о введении подушной подати и замене подворного обложения налогом привел к упразднению таких категорий, как подсуседники, захребетники, бобыли. Государственное крестьянство составляло в начале XVIII в. ок/ 20% всех крестьян, но к концу века его доля увеличилась до 40% за счет присоединения огромных новых территории Правобережья Украины, Белоруссии, Прибалтики, освоения Поволжья, Сибири, Юга России. Иное положение было у частновладельческих крестьян, которые составляли большинство (от 70 % в начале в. до 55 % в его конце) от общей массы крестьян. Формально они были прикреплены к земле, но фактически помещики могли их продать и без земли. Закрепощение крестьян затрудняло развитие промышленности, т.к. лишало ее свободных рабочих рук, нищее крестьянство не имело средств на покупку промышленных изделий. Следующая категория: посессионные крестьяне. Барщину они отрабатывали в течение нескольких месяцев в году на заводах, т.е. отбывали «сессию».

^

Источники права. В абсолютистском государстве каждое слово монарха с формальной точки зрения являлось законом. В XVIII в. уже различались: 1) законы как акты верховной власти, устанавливающие нормы права; 2) административные на основе закона распоряжения государя или органов управления по частному случаю; 3) судебные решения, т.е. применение закона к конкретному случаю.

Законы издавались в виде: 1)указов императора;2)уставов; 3) регламентов; 4) манифестов и жалованных грамот. Уставы-сборники норм, изданные для конкретных ведомств и определявшие порядок их функционирования, но содержащие и нормы материального и процессуального права. Регламенты регулировали организацию и порядок деятельности новых учреждений. Манифесты издавались тогда, когда власть хотела подчеркнуть торжественность и важность принимавшегося ею нормативного акта.

В XVIII в. продолжали действовать и Соборное Уложение 1649 г., и новоуказные статьи 2-ой пол. XVII в.

Гражданское право. Важнейшую роль в условиях феодализма играло право собственности на землю и крепостных крестьян. Указ Петра I о единонаследии 1714 г. отменил различия в правовом режиме вотчин и поместий и установил для феодальных земельных владений единый правовой режим недвижимой собственности. Указ о вольностях дворянских 1762 г., а затем Жалованная грамота дворянству 1785 г. отменили обязательную службу дворян и право государства отобрать землю за отказ от службы. Развитие товарно-денежных отношений, мануфактур и ремесла отражалось и на обязательственном праве: широко практиковались договоры купли-продажи, мены, дарения, найма имущества, поставок, подряда и т.д.

В семейном праве повышен был брачный возраст до 20 лет для мужчин и 17 лет для женщин. Для брака требовалось согласие родителей, а для чиновников и военнослужащих — согласие начальства.

Уголовное право. Преобразования и войны начала XVIII в. требовали мобилизации всех материальных и человеческих ресурсов страны. А это неизбежно вело к обострению социальных противоречий, восстаниям и волнениям. Царизм ужесточал карательную политику, которая проводилась как путем прямого военного подавления и внесудебной расправы, так и через суды, ужесточая уголовно-правовое законодательство. Уголовное право носило сугубо сословный характер. Чем выше по своему положению, чем знатнее был преступник, тем менее жестокому наказанию он подвергался.

Преступления государственные понимались теперь более широко, не только как направленные против государя, хотя его особа по-прежнему персонифицировала государство. Новеллой являлось включение в Артикул раздела о преступлениях воинских. Среди них неисполнение приказа, дезертирство, пропитие мундира и оружия и особенно — бегство с поля боя.

Судебный процесс. Уже по Соборному Уложению 1649 г. розыскная («инквизиционная») форма становится преобладающей формой судебного процесса. Но Уложение еще сохраняет и такую древнейшую форму как «суд». «Лучшим доказательством всего света» закон считал собственное признание обвиняемого. Важными доказательствами являлись показания свидетелей. Особенность розыскного процесса в том, что он мог завершиться не только вынесением обвинительного или оправдательного (что было крайне редко) приговора, но и решением суда «об оставлении в подозрении» (при недостатке улик).

Оставленный в подозрении не мог занимать должности в госаппарате, выступать свидетелем в суде, имели место и иные ограничения его прав.

Рассмотрение политических и уголовных дел, гражданско-правовых споров в единой форме розыска приводило к злоупотреблениям судей. Поэтому Петр I Указом о форме суда 1723 г. восстановил судебный процесс с его состязательностью, устностью и непосредственностью, хотя и с несколько большей ролью суда и некоторыми ограничениями прав сторон. Розыскная форма судебного процесса сохранялось только для рассмотрения дел о государственной измене, бунте и «злодействе». Под последним термином понимались дела о богохульстве, совращении в раскол, убийстве, разбое и татьбе с поличным. Но вскоре дела «доносительные» и «фискальные», т.е. о казнокрадстве тоже стали рассматриваться в форме розыска. Основная масса уголовных дел стала решаться в порядке розыска, а по правилам состязательного процесса (по Указу о форме суда) лишь мелкие уголовные дела и гражданско-правовые споры. Во 2-ой пол. XVIIf в. была предпринята попытка отделить предварительное следствие от судебного разбирательства, когда предварительное следствие было передано нижним земским судам и управам благочиния — полицейским органам. В самом конце в., при Павле I, в Санкт-Петербурге и Москве были учреждены «юстицкие криминальных дел департаменты» при столичной полиции как специальные следственные органы. Впрочем, они просуществовали недолго, при Александре I они были упразднены.