Государство и право Древнего Вавилона

Курсовая работа

Вавилония — примитивно-рабовладельческое государство Древнего Востока, располагавшееся по среднему и нижнему течению рек Евфрата и Тигра. Название свое получила от города Вавилона, бывшего крупнейшим политическим и культурным центром государства, достигавшего своего расцвета дважды – в 18 и 7 веках до нашей эры. Собственно Вавилония занимала лишь среднюю часть Двуречья, от устья нижнего Заба (приток Тигра) на севере до города Ниппура на юге, то есть страну Аккад, которая в древних надписях часто противопоставлялась стране Шумер, расположенной в Южной Месопотамии. К востоку от Вавилонии простирались горные области, населенные эламитами и другими племенами, а к западу простиралась обширная пустынная степь, в которой кочевали в 3-2м тысячелетиях до нашей эры племена аморитов. Древневавилонское государство достигло расцвета в царствование Хаммурапи (1792-50 до нашей эры).

Главным памятником этого периода является кодекс Хаммурапи. Резкое деление общества на классы рабовладельцев и рабов, выделение из общей массы свободных людей крупных богачей, владевших рабами, скотом и землей, появление промежуточных слоев населения в виде неполноправных жителей завоеванных территорий (мушкену), наконец, массовое разорение общинников характеризуют более сложную, чем ранее, структуру вавилонского общества, в котором развертывалась острая классовая борьба. Это в свою очередь приводило к централизации и укреплению государственного аппарата, необходимого рабовладельцам для подавления и эксплуатации трудовых масс рабов и бедняков. Так, в царствование Хаммурапи оформляется типичная для Древнего Востока деспотия .Особенности права стран Древнего Востока обусловлены историческими условиями его возникновения, культурой и цивилизацией этих стран. Древнейшие правовые системы были тесно связаны с обычаями и религиозными нормами той цивилизации. Поддержка религией и государством обычаев, сложившихся в период становления древних цивилизаций, привела к созданию одного из важнейших источников права древних государств — правового обычая и обычного права. Правовые обычаи содействовали и закреплению царской власть на основе ее божественного происхождения.

Становление государственности требовало более прочного закрепления правовых норм. С появлением письменности эти нормы получают закрепление в первых законах верховной власть, которые были ориентированы предварительно только на защиту собственности, знати и ее неприкосновенности, власти высших каст либо сословий над низшими, рабовладельца над рабом либо наемным работником . Интересам богатых и знати служили нормы о праве наследования и некоторые другие. Такого рода правовые нормы нашли отблеск в широко известных исторических памятниках древнейших государств, в том числе и Законах царя Хаммурапи. Однако занятие права невозможно свести только к закреплению классового (кастового, сословного) господства, хоть для первых ступеней цивилизации разных народов такое закрепление бесспорно существовало. Наряду с социально-классовыми различиями и подчинением угнетенной личности господину, нормы юридического, санкционированного государством права были необходимы ради установления и поддержания порядка общественных отношений, ради обеспечения единого рынка, условий владения и распоряжения собственностью, обмена товарами, а также ради обеспечения единой власти в государстве .Важным следствием формирования единого ради разных племен права на территории возникающего государства явилось то, что стало возможным дозволение споров, и благодаря этому преодоление возникающих междоусобиц, имевших часто губительные последствия.

11 стр., 5468 слов

Частное и публичное право

... публичного права служит интерес - для частного преимущественное значение имеют интересы отдельных лиц, их правовое положение и имущественные отношения, для публичного ... что и бытовых отношений. Так как юридическая норма определяет не самые интересы, а только разграничение ... что все право установлено ради охраны интересов отдельных лиц, т.е. частных интересов. С другой стороны, правовая охрана дается ...

Вавилон был одной из первых человеческих цивилизаций на земле. Здесь же намного раньше других стран древности возникли и политические общества, объединившие людей системой властных, правовых и административных отношений. Уже один этот факт привлекает к себе внимание, рождает интерес к исследованию этой цивилизации, этого государства. Вавилонская государственность не сформировалась сразу в окончательно готовом виде. От века к веку она все больше совершенствовалась. Но в то же время она все время видоизменялась, как изменялись и условия существования вавилонского государства. Поэтому, несомненно, развитие вавилонской государственности во времени представляет интерес для исследователя.

Таким образом, целью курсового исследования является характеристика государственного строя Древнего Вавилона. Для достижения данной цели необходимо рассмотреть

1. Охарактеризовать систему государственного управления в Древнем Вавилоне и определить социальную структуру общества Древнего Вавилона.

2. Охарактеризовать основные положения Законов Хаммурапи как источника формирования и закрепления государственной власти в Древнем Вавилоне.

3. Определить особенности государственного строя Древнего Вавилона.

4. Обозначить потребность государственной власти в праве обозначенном в законнике.

Глава 1: Государственный и общественный строй Древнего Вавилона

Вызванной серьезными экономическими процессами, прежде всего приватизацией, социальный кризис в Двуречье сопровождали заметными ослаблением политической власти и децентрализацией, под знаком которой прошли два века. Это было время ожесточенной борьбы соперничавших друг с другом государств и династий различного происхождения –

аморейских, эламистских и собственно месопотамских. На юге обособилось царство с центром в городе Ларсе, севернее его возникло независимое государство с центром в Иссине. На севере Месопотамии большую роль играли государства: Мари на Евфрате и Ашшур на Тигре, в районе реки Диялы – государство Эшнунна. В XX – XIX вв. до н.э. эти государства вели изнурительные междоусобные войны. Постепенно в ходе этой борьбы приобретает независимость и возвышается город Вавилон (Баб или «ворота бога»), где воцарилась I Вавилонская, или Аморейская, династия, время правления которой называют старовавилонским периодом (1894 – 1595 гг. до н.э.).Наметился новый подъем ирригационного земледелия, оживилась торговля и городская жизнь. Этим тенденциям препятствовали политическая раздробленность и междоусобные войны. На повестке дня снова встал вопрос о создании единого централизованного государства. В этих условиях постепенно возрастает роль и значение нового центра – Вавилона. Его местоположение в центральной части долины, там, где Тигр сближается с Евфратом, было стратегически удобным и для нападения, и для обороны; уже оно естественно выдвигало этот город на роль политического центра страны. Здесь сходились основные звенья ирригационной сети — основы жизни всей жизни Южной Месопотамии, проходили важнейшие сухопутные речные пути всей Передней Азии. Расцвет Вавилона приходится на время правления шестого царя Вавилонской династии – Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.), который был выдающимся государственным деятелем, прозорливым и изворотливо-хитрым дипломатом, крупным стратегом, мудрым законодателем, расчетливым и умелым организатором. За долгие

6 стр., 2822 слов

Форма государства. Государственная власть. Государственный строй

... территориальную организацию государственной власти, которая находит свое выражение в характере взаимоотношения государства как целого с его составными частями, центральных государственных органов власти -- с местными. Форма государственного устройства -- это внутреннее строение государства, его деление ...

годы успешного правления Хаммурапи сумел поочередно разгромить соседей-соперников, объединив под своей властью всю Месопотамию.

Заново на развалинах далекого прошлого правитель Вавилонии создал могущественное и процветающее централизованное государство. И хотя оно просуществовало не слишком долго и уже при преемниках Хаммурапи появилась тенденция к некоторому упадку, но именно Вавилонию царя Хаммурапи можно считать первым в Западной Азии развитым государством в полном смысле этого слова. Речь идет не о централизованной эффективной администрации на большой территории – это было в Двуречье со временем Саргона Аккадского. Суть в ином: вавилонское государство уже представляло собой ту сложную структуру, которая в дальнейшем была характерна (в многочисленных вариантах) для всех достаточно развитых обществ традиционного Востока, да и не только Востока. В государстве Хаммурапи свойственные ранним структурам клановые и родственные связи уже были заметно оттеснены связями административно- территориальными, а вассально-иерархическая пирамида власти превратилась в централизованный бюрократический аппарат, эффективно действовавший через своих чиновников. Соответственно укрепился и институционализировался влиятельный и достаточно многочисленный слой специалистов-профессионалов, занятых в сфере управления и примыкающих к ней сферах обслуживания: администраторы, воины, ремесленники, торговцы, слуги и др.

Возник и весьма многочисленный слой неполноценных выходцев из числа пленников или потомков разорившихся полноправных общинников. И хотя между первым и вторым отмеченным здесь слоями была существенная разница в социальном положении, имущественном цензе и образе жизни (эта разница отражалась в документах, терминологии – неполноправные работники обозначались особым сводным термином мушкенум), общим между ними было и то, что все они считались и именовались царскими людьми, то есть людьми, непосредственно занятыми в системе администрации или причастными к ней, обслуживавшими ее. Именно в этом плане все царские люди обоих слоев-категорий противопоставлялись остальному населению, то есть земледельцам-общинникам, права и статус которых были объектом внимания и заботы со стороны правящих верхов. Как уже было традиционно, Хаммурапи начал свое царствование с обряда восстановления справедливости: во всем государстве прощались все долги (на башне-зиккурате зажигали факел в ознаменование этого, а затем рассылался указ, грозивший не подчинившимся кредиторам смертью).

10 стр., 4577 слов

История государства и права России наука и историческая, и юридическая. ...

... государства царская власть опиралась на многочисленное дворянство, политическое значение которого все возрастало, и на купечество. Т.о., создается сословно-представительная монархия, которая характеризуется наличием сословно ... ведавшие определенными территориями, 3) приказы дворцового управления. Приказы были подчинены царю и Боярской думе. Посольский приказ ведал иностранными делами. Поместный ...

Это позволяло регулярно снимать межобщинные и социальные противоречия, не единожды губившие власть. В ходе административной реформы области-номы уничтожались, вся страна разбивалась на области во главе с чиновниками, специальные люди контролировали использование земельного фонда. Подчинена была правителю и храмовая администрация: все жрецы объявлялись «рабами царя». В государстве появилась должность постоянного гласного советника царя. Создавался специальный аппарат по контролю за исполнением повинностей и сбором налогов: в области было по два чиновника – «заставляющий делать» и «заставляющий давать». В ходе судебной реформы организация судов приобрела единообразие, начальники общин и областей обязаны были использовать судебные функции; назначались и царские судьи. Стабильность государства должна быть и обеспечиваться законами. Хаммурапи настолько большое значение придавал своему законодательству, что в конце правления даже поставил памятник составленным при нем законам, посвятив его богу Мардуку. Жесткое государственное регулирование должно было всемерно охранить уклад общества, основу которого составляли общины полноправных свободных людей, от социального расслоения. Вообще, государство Хаммурапи обладало монополией силы, твердо опираясь на фиксированный закон и связанные с ним формы принуждения.

Выдвижение на передний план кодифицированного законодательства с достаточно строгой системой наказаний было связано с тем, что развитие частнособственнических отношений, товарно-денежных связей и особенно ростовщичества с его внушительными процентами (20-30% годовых) вело к быстрому разорению общинников и обогащению за их счет частных собственников. Законченная самостоятельная административная система сложилась в Вавилонском государстве в старовавилонский период и возродилась, с некоторыми изменениями, в периоды среднего (XVI – XI вв. до н.э.) и нового царств. Государственная администрация была жестко централизованной, но далеко не всеобъемлющей. Рядом с ней продолжала существовать храмовая администрация жрецов и чиновников. А на самом низшем уровне государственными административными функциями наделялись руководителями общин и союзов. Вавилонское государство приобрело определенные черты древневосточной деспотии. Во главе государства стоял царь, обладавший законодательной, исполнительной, судебной и религиозной властью. Он считался наместником богов и был классическим древневосточным монархом. Его власть имела и религиозный, и государственный характер. Если в период протогосударств и ранней монархии при возобновлении династии правителя, как правило, избирали (на особых собраниях от всех областей-номов; известны примеры об избрании царя 36000 представителей), со старовавилонского царства власть его наследственна, но точного порядка наследования не было; нередки случаи, когда наследовали и женщины царского или жреческого родов.

Царь одновременно был и верховным военачальником. В Вавилонии верховные боги изображались в виде царей, цари на земле изображались в качестве земных богов. Цари считались не только посредниками между богами и людьми, но даже потомками богов, наследниками их власти, живыми их воплощениями на земле. Царям III династии Ура поклонялись, как богам, не только при жизни, но и даже после их смерти. Царь этой династии заставил воздавать себе божеские почести. В честь него строились храмы, его статуе приносились жертвы в дни новолуния и полнолуния. В честь царя пелись гимны. Имя обожествленного царя входило в состав имен его подданных. Царь Бурсин называл себя «богом, дающим жизнь своей стране», «богом-солнцем своей страны». Ему, как богу, приносили жертвы в храмах, ему посвященных. Равным образом и вавилонский царь Хаммурапи сравнивал себя с богом солнца Шамашем. Как и в других древневосточных государствах, в руках царя сосредоточивалось обширные хозяйственные функции: руководство ирригационным хозяйством, строительство храмов, регулирование цен на товары, вознаграждения ремесленникам, врачам, строителям. На втором месте в вавилонской иерархии государственных должностей стоял жрец. Он выполнял религиозные обряды, руководил храмовыми хозяйствами с санкции правителя; вероятно, пользовался и судебными правами.

3 стр., 1271 слов

Хозяйство восточных славян расширение родовой общины

... восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община ... владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. В общине было две формы собственности — личная и общественная. Дом, ...

Отношения между центральной властью и храмами были также сложны и противоречивы. Храмы, опираясь на собственное крупное землевладение и значительное число зависимых от них лиц, стремились к экономической независимости. Лишь при Хаммурапи почти полностью были подчинены в административном и хозяйственном отношении царю, который назначал в них жрецов и администраторов, требовал отчета о хозяйственной деятельности. Третье место занимал так называемый «человек приказаний», или советник. Собственных полномочий у него не было, он обязывался контролировать исполнение указаний правителя и координировал работу остальных чиновников с финансовыми, налоговыми и чисто административными функциями; в его распоряжении был штат писцов, некоторые из которых имели собственную сферу письменной деятельности. Затем следовал «высший посол», которому вменялось координировать внешнеполитическую деятельность, присутствовать на приемах иноземных послов и который считался постоянным представителем правителя в других государствах. Страна была разбита на области во главе с наместниками – чиновниками царя (шакканаккум).

Их главной задачей был сбор налогов и общая организация государственного хозяйства, поддержание общего порядка и созыв ополчения; в этих целях они могли творить и суд. Чиновники руководили главами местных общин – рабианумами, которых хотя и формально назначали сверху, но из старейших общины. Они имели административные, финансовые и судебно-полицейские полномочия в своей общине. Замыкал ряд высших должностей начальник дворца – нубанда, который со временем стал играть большую роль вообще в государственном аппарате; через него стали передаваться приказания правителя, к нему поступали все отчетных документы с хозяйств, он организовывал деятельность царских судей. Обширным был фонд царских земель: в Ларсе он составлял, например, 30-50% обрабатываемой площади. Но структура государственного хозяйства принципиально изменилась по сравнению с эпохой III династии Ура. Для старовавилонского периода перспективными в экономическом отношении оказались следующие тенденции: поощрение общинно-частного сектора собственности и раздача царских земель, пастбищ в аренду или в условное держание за службу чиновникам, воинам, мушкенумам и др. В старовавилонском обществе до Хаммурапи ведущее место в отправлении правосудия принадлежало храмовым и общинным судам.

13 стр., 6186 слов

Государство и право Древней Греции

... Греции в архаический период. В истории Древней Греции важную роль сыграли два полиса: Афины и Спарта. При этом государственный строй ... общин, проживающие в Афинах. Будучи лично свободными, они не пользовались политическими правами и были ограничены в экономических правах ... упраздняется долговое рабство, а основным источником пополнения рабов становится население порабощенных стран. Все это имело ...

В качестве судебного органа выступали советы храмов, общинные собрания или специально выделяемая ими коллегия общинных судов. Рано упоминаются в источниках и царские суды. Так, еще в шумерском городе-государстве Лагаше существовал особый верховный судья – один из крупных сановников правителя. Усиление царской власти привело к ограничению судебных полномочий общин и храмов. В общинах коллегиальные суды по-прежнему состояли из членов совета старейшин, но руководить ими стали рабианумы. Этим судам не были подсудны царские люди, они и не могли рассматривать дела, касающиеся царского имущества. Царские суды при Хаммурапи были введены во всех больших городах, они рассматривали главным образом дела царских людей. Но царь не выступал ни высшей кассационной, ни аппеляционной инстанцией. Он имел право помилования в случае вынесения смертного приговора. Ему приносили жалобу на судебную волокиту, на злоупотребления судей, на отказ в правосудии. Жалобы передавались царем для решения соответствующим административным или судебным органам: общинным или царским. Здесь вообще не было судебных инстанций, всякое судебное решение было в принципе окончательным. Царские наместники почти повсеместно могли осуществлять вызов в суд, арест и розыск преступников.

Видное место в судебном устройстве занял царский суд, сосредоточивший в своих руках основные судебные функции и заметно потеснивший храмовый суд, суд общины, суд квартала в городе, однако некоторые права решать семейные и уголовные дела, совершенные на их территории, они все же сохранили. Судьи объединились в коллегии, им подчинялись также глашатаи, гонцы, писцы, составляющие судейский персонал. Не потеряли полностью судебных полномочий и храмы. Им принадлежала важная роль в принятии клятв, в засвидетельствовании законности сделок, в процедуре ордалий – «божьего суда», который считался важным средством установления истины.В Вавилоне судебные решения в сознании людей издавна связывались с представлениями о справедливости. Богиня справедливости Киту считалась дочерью всемогущего бога Солнца Шамаша, ей посвящались специальные храмы. Однако вавилонские судьи нередко злоупотребляли своим положением. Об этом свидетельствует, в частности, ст. 5 Законов Хаммурапи, предусматривающая наказание для судьи, изменившего свое решение после того, как оно было записано в специальном документе на глиняной табличке с печатью. В нововавилонском обществе в храмовый совет, осуществляющий судебные функции, включались представители народных собраний городов, на территории которых находились святилища.

Финансово-податное ведомство занималось сбором налогов, которые взимались серебром и натурой с урожая, скота, продуктов ремесла. Царская власть опиралась на армию, формировавшуюся из отрядов тяжело- и легковооруженных воинов – редум и баирум. Первоначально они были независимы от храма или от его правителя лично. Их права и обязанности были определены в 16 статьях законов Хаммурапи. Воины получали от государства за службу неотчуждаемые земельные наделы, иногда с садом, домом, скотом. Эти земли полностью исключались из оборота, всякая сделка относительно земли воина считалась ничтожной. Даже попав в плен, воин сохранял право на земельный надел, на часть участка сохранялось право его малолетнего сына. Если воин ради избавления от службы бросал надел, он не терял права на него в течение года при условии возвращения к своим обязанностям. Законы защищали воинов от произвола командиров, предусматривали выкуп их из плена, обеспечение семьи воина. Воин же был обязан исправно нести службу, за уклонение от которой его могли казнить. Профессиональные воины выполняли полицейские функции в Вавилоне. Не потеряло между тем окончательного значения и общинное ополчение, созываемое во время крупных военных походов.

30 стр., 14531 слов

Становление и развитие механизма реализации и защиты наследственных прав

... и в этом состоит сущность исторического развития русского наследственного права. Данный процесс происходит параллельно с ростом индивидуализма и ... переходящие к наследникам, упоминает только дом, двор, товар, рабов, скот. О землях не говорилось ни слова, потому ... закон о единонаследии встретил сильное сопротивление в обществе, потому как затронул и стремился изменить самые близкие ему интересы. ...

Помимо лучников и тяжеловооруженной пехоты в армии особое место занимали отряды колесниц. Древневавилонские источники, например, сообщают о том, что их командиры за воинские доблести вознаграждались царем землями, освобождались от налогов и несения других повинностей Огромный бюрократический аппарат, деятельность которого строго контролировалась царем, выполнял все его распоряжения. При этом представители царской администрации имели тесный контакт с представителями власти на местах: общинными советами и старостами общин. Их полномочия были значительно урезаны, но они сохраняли ряд административных, финансовых и судебных функций, а также функций по поддержанию общественного порядка (управляли общинной землей, разрешали совместно с представителями царской власти спорные вопросы между общинниками и держателями наделов от царя, распределяли налоги и определяли размеры сборов и прочее).Вавилонские цари, видимо, не смогли сломить в полной мере сопротивление некоторых сельских общин и племен. Судя по Законам Хаммурапи, они хорошо знали опасность «неподавимых смут, мятежей, ведущих к гибели». В интересах политических стабильности цари вынуждены были предоставить ряд привилегий (освобождать от налогов и военной службы, трудовых повинностей) не только своим слугам, крупным землевладельцам, но и некоторым вождям племен, храмам. Их привилегии записывались на каменных монументах – кудурру («пограничный камень»).

Создание централизованного Вавилонского государства и возвышение Вавилона нашли в дальнейшем свое выражение и в религиозном культе: во главе пантеона был поставлен местный бог, покровитель города Вавилона Мардук, некогда бывший одним из младших богов. Мифы приписывали этому богу функции демиурга – творца Вселенной и людей, царя богов. Государственная администрация Вавилонского царства была главным образом дворцовой и по своим задачам преимущественно финансово-хозяйственной; остальные институты государства только зарождались в самостоятельном виде.

1.1. Социальная структура Древнего Вавилона

Нет сомнения в том, что Законы Хаммурапи отстаивали интересы рабовладельцев, защищали их от «строптивого» раба. В средней древневавилонской семье могло быть от двух до пяти рабов. Значительно реже их число доходило до нескольких десятков. Частноправовые документы свидетельствуют, что рабы могли продаваться, обмениваться, их передавали по наследству, дарили, одним словом, полностью распоряжались их жизнью по своему усмотрению, не учитывая при этом их семейного положения. Средняя цена раба составляла 150—250 г. серебра, что равнялось наемной плате за вола.

3 стр., 1016 слов

Основные идеи технологии свободного труда

... работы на аналогичную тему Главное в учебно-воспитательном процессе это отношения между ребёнком и ценностями в его сознании. Кроме того, важным является общественно-полезный труд на всех ... методики представлены в следующих концептах: метод проектов самоуправление культ информации планирование культ труда культ здоровья Метод проектов предполагал, что группа учащихся выстраивает проекты, которые ...

В рассмотренном выше случае с обрушившимся домом, если жертвой становился раб, то строитель должен был выплатить хозяину возмещение ущерба за убитого раба. Компенсация владельцу назначалась и при нанесении физических повреждений рабу. Собственнику убитого раба виновный в смерти отдавал другого раба.

Закон всячески защищал интересы рабовладельца, имевшего право обратиться к властям с просьбой вернуть убежавшего раба и наказать вора, которому угрожала смертная казнь. Если убегал нанятый раб, то материальная ответственность возлагалась на его временного хозяина. Виновные в укрывательстве беглого раба наказывались самым строгим образом, им грозила смертная казнь.

Как становится ясным из Законов Хаммурапи, рабы обычно имели клеймо, сообщавшее о принадлежности тому или иному владельцу. Изменение или уничтожение этого отличительного знака также считалось тяжким преступлением. О рабском положении человека могли свидетельствовать также особая стрижка, проткнутые уши, табличка на груди.

В Древнем Вавилоне существовало несколько источников пополнения рабской силы. В первую очередь, это многочисленные непрекращающиеся войны. Менее значимыми были внутренние источники. Свободный человек мог быть обращен в рабство за ряд преступлений, например, за нарушение правил содержания системы ирригации. Не исключалась и самопродажа в рабство. Следует заметить, что превращение в рабов свободных граждан, как мы увидим дальше, противоречило интересам самого государства. В зависимости от владельца рабы делились на государственных, храмовых, частновладельческих и рабов, принадлежащих мушкену.

Несмотря на исключительно подневольное положение, рабам представлялась трудноосуществимая возможность изменить свой социальный статус. Еще при III династии Ура раб в судебном порядке имел право оспаривать свое рабское положение. Сохранялась такая возможность и во времена Хаммурапи. Правда, прежде чем решиться на такой шаг человеку следовало серьезно подумать о последствиях: в случае проигрыша зазнавшегося раба ожидали большие неприятности. Рабам разрешалось создавать семью со свободными женщинами, при этом и сами жены и дети от этого брака оставались свободными. Сын рабыни, если на то была воля хозяина, мог стать его наследником. Указанные моменты скорее свидетельствуют не об определенных правах подневольной части населения, а о привилегированном положении свободных людей.

Свободные граждане в Древневавилонском царстве не составляли единого класса. Они делились на полноправных, так называемых «мужей» или «сыновей мужей», с одной стороны, и неполноправных, с другой. За последними утвердился уже упоминаемый при рассмотрении законов Эшнунны термин мушкену («покорный», «склоняющийся ниц»).

По поводу значения этого термина у современных ученых нет единого мнения. Высказывались предположения, что так называли жителей покоренных Вавилоном территорий и городов. Возможно, это были представители кочевых племен, различные пришельцы.

8 стр., 3577 слов

Правовое положение торгово-промышленных палат

... — ВМКА), созданного под эгидой Литовской торгово-промышленной палаты, устав которого был зарегистрирован Министерством юстиции Литовской ... арбитраже». Сам закон выработан на основе положений о международном коммерческом арбитраже, содержащихся в ... Северо-Американском соглашении о свободной торговле 1994 г. ... загранперевозок. Морская арбитражная комиссия при ТГШ РФ, в свою очередь, является преемником ...

Некоторые историки считают, что мушкену не являлись свободными, а составляли особую социальную категорию. По-видимому, это слишком категорично: хотя, как свидетельствуют исторические источники, на социальной лестнице мушкену действительно занимали более низкое положение по сравнению с полноправными гражданами. Наиболее вероятной представляется точка зрения, что мушкену — социальная категория, представители которой утратили связь с общиной и не являлись собственниками наделов земли, а получали их в пользование как вознаграждение за выполнение определенной царской службы. Таким образом, это были царские служащие, занимавшие в государстве самое низкое положение.

О неравноправии мушкену со свободными мужчинами говорит, например, такой факт: если виновный в нанесении телесных повреждений «мужу» карался по принципу талиона, то пострадавшему мушкену в той же ситуации выплачивался только штраф. При этом лечение мушкену оценивалось вдвое меньше чем лечение «мужа».

С другой стороны, мушкену мог владеть имуществом. которое охранялось законом наравне с дворцовым и храмовым, и рабов, за похищение которых преступнику, как и в других случаях, угрожала смертная казнь.

Безусловно, и среди полноправных граждан, свободных общинников, глав патриархальных семей существовали различия, прежде всего экономические. Одни, наиболее зажиточные, подчиняли своему влиянию экономически слабых, механизмом для этого являлось весьма распространенное ростовщичество и долговая кабала. Взаимоотношениям между богатыми и обедневшими общинниками Законы Хаммурапи уделили достаточно большое внимание. Процессу расслоения общины, а в дальнейшем и ее постепенному разрушению, безусловно, способствовала возможность членов общины распоряжаться собственностью по своему усмотрению, многие земли переходили в семейное владение. Они могли продавать свои земельные наделы, сдавать их в аренду, передавать по наследству.

Не способствовало укреплению общины и то, что руководство ее деятельностью теперь возлагалось на царских чиновников, которые отнюдь не защищали самих общинников, как прежде это делали выборные авторитетные старейшины. С другой стороны, «местность», т. е. община, по-прежнему несла ответственность за преступления своих членов, которых властям не удалось поймать.