Развитие отечественной спутниковой радионавигационной системы (СРНС) ГЛОНАСС имеет уже практически сорокалетнюю историю, начало которой положено, как чаще всего считают, запуском 4 октября 1957 г. в Советском Союзе первого в истории человечества искусственного спутника Земли (ИСЗ).
Измерения доплеровского сдвига частоты передатчика этого ИСЗ на пункте наблюдения с известными координатами позволили определить параметры движения этого спутника. Обратная задача была очевидной: по измерениям того же доплеровского сдвига при известных координатах ИСЗ найти координаты пункта наблюдения. Основное внимание при этом уделялось вопросам повышения точности навигационных определений, обеспечения глобальности, круглосуточности применения и независимости от погодных условий. Проведенные работы позволили перейти в 1963 г. к опытно-конструкторским работам над первой отечественной низкоорбитальной системой, получившей в дальнейшем название «Цикада». В 1979 г. была сдана в эксплуатацию навигационная система 1-го поколения «Цикада» в составе 4-х навигационных спутников (НС), выведенных на круговые орбиты высотой 1000 км, наклонением 83° и равномерным распределением плоскостей орбит вдоль экватора. Она позволяет потребителю в среднем через каждые полтора-два часа входить в радиоконтакт с одним из НС и определять плановые координаты своего места при продолжительности навигационного сеанса до 5… 6 мин.
Цель работы: Найти решения для совершенствования управления перевозками на основе системы ГЛОНАСС
Задачи курсовой:
Система ГЛОНАСС- ее разбор, плюсы и минусы работы с ней
2) Разобрать диспетчеризацию пассажиро-перевозок с проектированием этой системы.
Объект исследования: Что такое система ГЛОНАСС
Предмет исследования: Особенности пассажиро-перевозок
Пассажирские перевозки и что они из себя представляют
Для оптимизации пассажироперевозок на общественном и ином транспорте необходимо установить спутниковую систему GPS мониторинга. Она обеспечит круглосуточный и полный контроль и управление пассажирскими перевозками в режиме онлайн.
Система управления пассажирскими перевозками
Что подразумевает под собой система управления пассажирскими перевозками? Она значительно увеличивает эффективность транспортировки пассажиров, благодаря своим основным функциям, к которым относятся:
- мониторинг скоростного режима;
- сокращение затрат на ГСМ и эксплуатацию автотранспорта;
- контроль соблюдения расписания и направления движения;
- слежение за трудом и отдыхом водителя;
- учет пассажиропотока.
В результате внедрения системы мониторинга и управления пассажироперевозками решаются следующие задачи:
Расчет системы стабилизации в управлении
... программы» . система стабилизация управление Задача расчета системы стабилизации является одной из основных задач теории управления. Если исходная система является неустойчивой, то требуется провести коррекцию динамических свойств системы. Рассматриваемая система является статической. В таких системах ошибка ...
- абсолютный контроль транспортного средства, под которым понимаются: определение местоположения ТС, его пробег, скорость и направление движения, расход топлива, время простоя, соблюдение маршрута, проведение технического обслуживания, видеоконтроль салона;
- снижение рисков и повышение безопасности при перевозке пассажиров;
- действия водителя полностью координируются;
- улучшается качество обслуживания и дисциплина сотрудников;
- экономия финансовых средств на ГСМ;
- исключение простоев и оптимизация рабочего времени;
- организация и планирование точного расписания движения.
Что такое ГЛОНАСС
Глобамльная навигациомнная спумтниковая системма (ГЛОНАмСС) — российская спутниковая система навигации, одна из двух полностью функционирующих на сегодня систем глобальной спутниковой навигации. Система ГЛОНАСС, имевшая изначально военное предназначение, была запущена одновременно с системой предупреждения о ракетном нападении в 1982 году для оперативного навигационно-временного обеспечения неограниченного числа пользователей наземного, морского, воздушного и космического базирования, например, пассивных метео-РЛС типа РАЗК «Положение-2». Дополнительно система транслирует гражданские сигналы, доступные в любой точке земного шара, предоставляя навигационные услуги российским и иностранным потребителям на безвозмездной основе и без ограничений.
Основой системы являются 24 спутника, движущихся над поверхностью Земли в трёх орбитальных плоскостях с наклоном орбитальных плоскостей 64,8° и высотой орбит 19400 км. Принцип измерения аналогичен американской системе навигации NAVSTAR GPS. Основное отличие от системы GPS в том, что спутники ГЛОНАСС в своём орбитальном движении не имеют резонанса (синхронности) с вращением Земли, что обеспечивает им бомльшую стабильность. Таким образом, группировка космических аппаратов ГЛОНАСС не требует дополнительных корректировок в течение всего срока активного существования. Тем не менее, срок службы спутников ГЛОНАСС заметно короче. В настоящее время развитием проекта ГЛОНАСС занимается Роскосмос, АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва» и АО Российские космические системы. Для обеспечения коммерциализации и массового внедрения технологий ГЛОНАСС в России и за рубежом постановлением Правительства РФ в июле 2009 года был создан «Федеральный сетевой оператор в сфере навигационной деятельности», функции которого были возложены на ОАО Навигационно-информационные системы. В 2012 году федеральным сетевым оператором в сфере навигационной деятельности было определено некоммерческое партнёрство Содействие развитию и использованию навигационных технологий.
В зависимости от применяемых технических решений можно выделить пять поколений систем спутникового мониторинга транспорта. Самые первые системы были оффлайновыми, т.е. не позволяли осуществлять мониторинг в реальном времени. GPS-трекер записывал все данные в память и передавал их на сервер по прибытии транспортного средства на базу через проводной или беспроводной интерфейс. Такая схема позволяла контролировать маршрут автомобиля только постфактум и не способна помочь, например, при угоне автомобиля.Во втором поколении для организации связи между GPS-терминалами и сервером использовались SMS либо механизм CSD. На сервер устанавливались один или несколько модулей сотовой связи, позволяющие принимать SMS или звонки с данными. Подобные системы отличались огромными платежами за мобильную связь и очень большим периодом времени между измерениями координат. С массовым распространением мобильного интернета системы второго поколения практически вымерли. В третьем поколении в качестве транспортной сети используются GPRS или EV-DO, что позволяет на порядок снизить расходы на мобильную связь и резко улучшить точность прорисовки маршрутов. Сервер в таких системах устанавливается непосредственно у клиента и подключается к интернет и к локальной сети офиса. На сервер и на рабочие места пользователей устанавливается специализированное программное обеспечение. В некоторых системах допускается аренда портов сервера, предоставляемого поставщиком. На данный момент это самая распространённая схема мониторинга.
Системы спутникового мониторинга Глонасс на автотранспорте
... грузов. 1. Спутниковая радионавигационная система Глонасс 1 Общие сведения о системе Отечественная сетевая среднеорбитальная СРНС ГЛОНАСС (Глобальная Навигационная Спутниковая Система) ... спутникового мониторинга ГЛОНАСС нашли ... НС за счет ... Системы, основанные на нечетких множествах разработаны и успешно внедрены в таких областях, как: управление технологическими процессами, управление транспортом, ...
Системы четвёртого поколения также используют один из механизмов мобильного интернета в качестве транспортной системы, но отличаются от третьего использованием веб-технологий. В этом случае сервер размещается у компании-поставщика, его мощности делятся между многими клиентами, а защищённый доступ к данным осуществляется через веб-страницу с любого ПК, подключенного к интернету. Так как один сервер способен работать одновременно с тысячами трекеров, резко снижается стоимость внедрения и обслуживания системы. Одновременно возрастает надёжность хранения и доступность данных, так как компании-операторы способны содержать многократно резервированное качественное серверное оборудование и штат технических специалистов для его круглосуточного обслуживания. Потенциальным недостатком систем четвёртого поколения является полная централизация — вероятность сбоя или наступления форс-мажорных обстоятельств в таких системах крайне низка, зато последствия сбоя могут стать весьма дорогостоящими для компании-оператора.
Системы мониторинга пятого поколения представляют собой глобальное развитие и централизацию систем предыдущего поколения в единый, распределенный центр мониторинга. В таком варианте данные от устройств собираются одним или несколькими коммуникационными серверами, стекаются на один основной сервер базы данных и растекаются между подключенными промежуточными серверами, которые уже обеспечивают взаимодействие с пользователем (веб-мониторинг) или выполняют фоновые задачи.
Диспетчеризация, мониторинг автобусов, троллейбусов, трамваев
ST Passenger Pro — система ГЛОНАСС / GPS мониторинга и диспетчерского управления перевозочным процессом на пассажирских автотранспортных предприятиях, в центральных диспетчерских службах городов и регионов.
ST Passenger Pro® предназначена для диспетчерского управления и мониторинга транспорта, осуществляющего пассажирские перевозки по маршрутам с элементами четкого, фиксированного расписания и распорядков движения, обязательных к исполнению, маршрутизированного транспорта без фиксированного расписания (автобусов, троллейбусов, трамваев), эффективный инновационный инструмент диспетчерского управления перевозочным процессом, специализированное отраслевое решение. Решает самые востребованные функции пассажироперевозок — диспетчеризация, контроль, учет и анализ работы пассажирского транспорта, работающего по фиксированным маршрутам и графикам.
Управление техническими системами Навигационные системы в автомобильной отрасли
... четыре наземных станции слежения, системы связи и центр управления, подконтрольные Министерству Обороны ... до спутника. Одной из основных технических сложностей описанного выше метода является ... путем и развивает собственную систему ГЛОНАСС (ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система). Но из-за ... дальности, лежащего в основе работы космической навигационной системы. Дальнометрия основана на вычислении ...
Спутниковый мониторинг ГЛОНАСС / GPS активно применяется в транспортных компаниях, осуществляющих различные виды пассажирских перевозок (внутригородские, пригородные и междугородние) по маршрутам с элементами четкого, фиксированного расписания и распорядков движения, обязательных к исполнению, маршрутизированного транспорта без фиксированного расписания.
Использование космических технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС и GPS — перспективное направление в автоматизации деятельности компаний, имеющих собственный автопарк пассажирского транспорта.Система мониторинга транспорта на основе ГЛОНАСС и GPS — эффективный инструмент автоматизированного управления пассажирскими перевозками.
Чтобы не ошибиться в выборе поставщика систем мониторинга пассажирских перевозок, обратите внимание на следующие факторы, характеризующие компанию — системного интегратора, оператора услуг:
Наличие лицензии на оказание телематических услуг связи. В ином случае деятельность оператора услуг незаконна
o Собственная разработка и сертифицированное ГЛОНАСС оборудование
o Собственная разработка и лицензированное программное обеспечение управления пассажирскими перевозками
o Наличие специалистов в области технического и инженерного консалтинга
o Квалифицированная сервисная и техническая поддержка, в том числе через дилерскую сеть по всей России
Оперативные сроки поставки технических средств и внедрения систем мониторинга, отслеживания автобусов, троллейбусов, трамваев
Сроки гарантии на технические средства не менее 2-х лет. Масштабируемость и гибкость системы. Опыт поставщика решений, наличие внедрений в вашей отрасли
Система на базе собственного автономного телематического сервера Клиента, у вас крупное пассажирское автотранспортное предприятие, в подчинении которого большой автопарк пассажирского транспорта, работающего по маршрутам с элементами четкого, фиксированного расписания и распорядков движения, обязательных к исполнению, маршрутизированного транспорта без фиксированного расписания, предлагается приобрести систему мониторинга и управления пассажирским транспортом, отслеживания автобусов, троллейбусов, трамваев на базе собственного автономного телематического сервера и платить квартальную плату за техническую поддержку сервера. Вы получаете безопасное решение. Обработка и хранение информации на автономном сервере Клиента обеспечивает дополнительную безопасность и конфиденциальность данных мониторинга
Техническая независимость от оператора СпейсТим. Система обслуживается собственным штатом IT-специалистов, которые проходят предварительный курс консультаций и обучения у оператора
Отсутствуют затраты на ежемесячную абонентскую плату с каждого объекта мониторинга. Оплачиваются услуги информационно-технической поддержки в зависимости от количества объектов мониторинга 1 раз в квартал
Организация системы управления рисками на промышленном предприятии
... подвергнуть рассмотрению анализ рисков предприятия и методов, используемых для минимизации риска; разработать конкретные мероприятия по совершенствованию системы управления риском на предприятии. Методологическую ... может быть выполнено в национальной валюте, имеющей ограниченную сферу применения. Транспортные риски – это риски, связанные с перевозками грузов транспортом: автомобильным, морским, ...
Недостатки системы ГЛОНАСС
1)необходимость сдвига диапазона частот вправо, так как в настоящее время ГЛОНАСС мешает работе как подвижной спутниковой связи, так и радиоастрономии;
2)при смене эфемерид спутников, погрешности координат в обычном режиме увеличиваются на 25-30м, а в дифференциальном режиме — превышают 10 м;
3)при коррекции набежавшей секунды нарушается непрерывность сигнала ГЛОНАСС. Это приводит к большим погрешностям определения координат места потребителя, что недопустимо для гражданской авиации;
4)сложность пересчета данных систем ГЛОНАСС и GPS из-за отсутствия официально опубликованной матрицы перехода между используемыми системами координат.
Решения для совершенствования управления перевозками
С 1 июля 2012 года согласно законопроекту Министерства транспорта все транспортные средства, осуществляющие пассажирские перевозки (общественный транспорт, лицензионное такси) должны быть оснащены навигационными системами ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Проверка наличия система мониторинга будут проверять в пунктах техосмотра ГИБДД.
Главная задача в сфере пассажирских перевозок — это обеспечение безопасности пассажиров и строгое выполнение графика движения.
Системы GPS мониторинга и программы 1С для транспортной логистики помогаю решать задачи связанные с контролем:
- o Соблюдения графика движения транспортных средств;
- o Продолжительности и места стоянок;
- o Прохождения транспорта по заданному маршруту;
- o Работы водителей и диспетчеров;
- Уровень и расход топлива.
Системы слежения за транспортом и установка GPS датчиков позволяют ликвидировать убытки, связанные с простоем и нецелевым использование транспорта, а так же снизить затраты на топливо до 30%.
Программы для диспетчера предназначены для автоматизации работы диспетчерских служб, оперативного управления пассажирскими перевозками и всего автопарка. Позволяют увеличить качество обслуживания пассажиров и обеспечить безопасность перевозок.
Заключение
Спутниковые системы GPS и ГЛОНАСС постоянно модернизируются, улучшается надежность и срок службы, точность определения координат объекта и сервис.
Общее направление модернизации обоих спутниковых систем GPS и Глонасс связано с повышением точности навигационных определений, улучшением сервиса, предоставляемого пользователям, повышением срока службы и надёжностью бортовой аппаратуры спутников, улучшением совместимости с другими радиотехническими системами и развитием дифференциальных подсистем. Общее направление развития систем GPS и Глонасс совпадает, но динамика и достигнутые результаты сильно отличаются.
Таким образом, было проведено подробное изучение этой спутниковой системы и изучены плюсы и минусы системы ГЛОНАСС, полностью рассмотрена и проанализирована диспетчеризация пассажироперевозок с проектированием этой системы.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/dispetcherizatsiya-perevozok/
Навигационные системы в современном мире
... была уменьшена специальным алгоритмом. В СССР лётные испытания высокоорбитальной спутниковой навигационной системы Глонасс начались в 1982 году запуском спутника "Космос-1413". Основным разработчиком и ... доплеровского сдвига частоты сигнала, излучаемого этим спутником. Была установлена возможность нахождения координат приёмника по измеренному доплеровскому сдвигу сигнала, излучаемого с ИСЗ, если ...
глонасс пассажирский перевозка диспетчеризация
Методические пособия и материалы
1. ГЛОНАСС: принципы построения и функционирования / Под ред. А. И. Перова, В. Н. Харисова.. 3-е изд., перераб. Москва.: Радиотехника, 2005. 688 с. 1000 экз. ISBN 5-93108-076-7.
2. Шебшаевич В. С., Дмитриев П. П., Иванцев Н. В. и др. Сетевые спутниковые радионавигационные системы / Под ред. В. С. Шебшаевича. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Радио и связь, 1993. 408 с. ISBN 5-256-00174-4.
3. ГЛОНАСС. Интерфейсный контрольный документ. Навигационный радиосигнал в диапазонах L1, L2 (редакция 5.1).
Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения (2008).
Архивировано 4 августа 2012 года.
4. ГЛОНАСС. Интерфейсный контрольный документ. Навигационный радиосигнал в диапазонах L1, L2 (редакция 5.1).
Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения (2008).
Проверено 21 октября 2016.
5. Информационно-аналитический центр контроля ГЛОНАСС и GPS — состояние группировки на настоящий момент и другая информация
6. «ГЛОНАСС» (видео Телестудия Роскосмоса).
7. Межотраслевой журнал «Вестник ГЛОНАСС».