1.1 Производственно-энергетическая характеристика агрегатной
Насосная станция (НС) предназначена для мелиорации. На НС находятся машинный зал, ремонтный участок, агрегатную, сварочный пост, служебные, бытовые и вспомогательные помещения. НС получает электроснабжение от электростанции по воздушной ЛЭП-35.
Расстояние от электростанции до собственной трансформаторной подстанции (ТП) — 5 км. ТП находится вне помещения НС на расстоянии 10 км.
Потребители электроэнергии по надёжности электроснабжения относятся к 1,2 и 3 категориям.
Количество рабочих схем — 3. Основным потребителем является 5 мощных автоматизированных насосных агрегата. Каркас здания и ТП сооружен из блоков-секций длиной 6 м каждый. Размеры здания НС А х В х Н = 42 х 30 х7 м.
Схема расположения электроснабжения на территории насосной станции показан на чертеже 1 В курсовом проекте рассматривается агрегатная Для откачки воды на НС в агрегатной поставлены 5 электродвигателей вакуумных насосов (ЭД ВН).
1.2 Основное электромеханическое оборудование агрегатной
Основными потребителями агрегатной являются ЭД ВН и ЭД задвижек. В агрегатной в качестве ЭД ВН используется АД 4А200М2У3 37,0 кВт. Данный электродвигатель серии 4А изготавливают с закрытыми обдувателями. Частота вращения вала равняется 3000 об/мин.
Исполнение: АД с короткозамкнутым ротором, привод механизмов основного применения в условиях (У) умеренного климата и (3) категорией размещения. Электродвигатель может работать при температуре от -40 до +40°С и относительной влажности до 98% при 25°С. АД рассчитан на частоту 50 Гц, напряжение 380 В.
В зависимости от способа выполнения обмотки ротора асинхронного двигателя последние разделяются на две большие группы: двигатели с короткозамкнутой обмоткой на роторе и двигатели с фазной обмоткой на роторе или двигатели с контактными кольцами. Двигатели с короткозамкнутой обмоткой на роторе более дешевы в производстве, надежны в эксплуатации, имеют жесткую механическую характеристику, т. е. при изменении нагрузки от нуля до номинальной частота вращения машины уменьшается всего на 2-5%.
В данной выпускной квалификационной работе спроектирован асинхронный ...
... обмоток статора и ротора. Произведены тепловой и вентиляционный расчеты двигателя. Выполнен механический расчет вала спроектированного двигателя. Разработана конструкция машины и выполнены чертежи: сборочный чертеж спроектированного двигателя. Выпускная квалификационная работа ... 2 Введение В настоящем дипломном проекте необходимо спроектировать асинхронный двигатель с тормозным устройством. Развитие ...
К недостаткам этих двигателей относятся трудность осуществления плавного регулирования частоты вращения в широких пределах, сравнительно небольшой пусковой момент, а также большие пусковые токи, в 5-7 раз превышающие номинальный.
Указанными недостатками не обладают двигатели с контактными кольцами, однако конструкция ротора у них существенно сложнее, что ведет к удорожанию двигателя в целом. Поэтому их применяют в случае тяжелых условий пуска и при необходимости плавного регулирования частоты вращения в широком диапазоне.
Асинхронный электродвигатель имеет неподвижную часть — статор, на котором расположена обмотка, создающая вращающее магнитное поле, и подвижную часть — ротор, в котором создается электромагнитный момент, приводящий во вращение сам ротор и исполнительный механизм.
Сердечники статора и ротора набираются из изолированных листов электротехнической стали обычно толщиной 0,5 мм. Листы статора и ротора имеют пазы, в которых размещаются обмотки статора и ротора. В процессе заливки образуются как стержни обмотки, расположенные в пазах, так и замыкающие их накоротко кольца, расположенные вне сердечника ротора. Кольца могут быть снабжены вентиляционными лопатками для улучшения вентиляции двигателя и теплоотвода от обмотки ротора. Отсутствие изоляции обмотки ротора обеспечивает хороший отвод тепла от обмотки к сердечнику.
Двигатели с короткозамкнутой обмоткой на роторе имеют ряд конструктивных исполнений по форме пазов на роторе. Форма пазов ротора выбирается в зависимости от требований к пусковым характеристикам двигателя.
Наиболее рациональными для пазов ротора с одной клеткой являются трапецеидальные овальные пазы. Ротор называется глубокопазным, если высота паза ротора превышает глубину проникновения магнитного поля. В тех случаях, когда требуются большие значения пускового момента, применяется ротор с двойной клеткой, причем пазы в этом случае могут чередоваться. Пазы могут быть закрытыми или полузакрытыми. Замыкающие кольца в случае литых двойных клеток выполняются общими для обеих клеток.
Конструкция асинхронного двигателя представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 -Асинхронный двигатель
Общий вид асинхронного двигателя: подшипники — 1 и 11, вал — 2, подшипниковые щиты — 3 и 9, лапы — 4, ротор — 5, статор — 6, колпак — 7, ребра — 8, вентилятор — 10
Между ротором и статором асинхронного двигателя имеется воздушный зазор. При выборе воздушного зазора сталкиваются противоречивые тенденции.
Однако при малом воздушном зазоре увеличиваются добавочные потери в поверхностном слое статора и ротора, добавочные моменты и шум двигателя. Вследствие роста потерь уменьшается КПД. Поэтому в современных сериях асинхронных двигателей воздушный зазор выбирается несколько большим, чем требуется по механическим соображениям.
Для защиты насоса от выхода в неисправное состояние, двигатель подключают датчики защиты, управления и сигнализации. подключение двигателя к силовой сети с использованием сети управления, защиты и сигнализации так как показано на чертеже 3.
Тепловое оборудование: классификация, правила эксплуатации оборудования ...
... на производстве. На все виды тепловых аппаратов разработаны и утверждены ГОСТы, которые являются обязательными для всех заводов и предприятий, связанных с выпуском или эксплуатацией оборудования. ... приводит к смертельному исходу. К мерам безопасности при эксплуатации электроустановок относятся следующие: устройство защитного заземления, надежная изоляция, ограждение токонесущих частей, использование ...
1.3 Уровни и структура энергопотребления агрегатной
Структура уровней электропотребления агрегатной изображена на рисунке 2.
Рисунок 2 — Схема уровней и структуры энергопотребления агрегатной
Деление системы электроснабжения по напряжению до 1 кВ и выше традиционно в соответствии с электроэнергетикой. Однако такое деление не учитывает, что система электроснабжения электрики до 1 кВ и выше также многоступенчата, иерархична. Более подробная схема подключения ЭД ВН и остального оборудования насосной станции показано на чертеже 2.
Теоретически и практически следует различать следующие уровни системы электроснабжения:
- первый уровень — аппарат, механизм, установка, агрегат связанный технологически или территориально и образующих единое изделие с определенной паспортной мощностью;
- питание по одной линии;
- второй уровень — распределительные пункты и шиты напряжением до 1 кВ переменного и до 1,5 кВ постоянного тока, щиты управления, шкафы силовые, вводно-распределительные устройства, установки.
2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Организация эксплуатации электрооборудования агрегатной
Эксплуатация оборудования должна осуществляться в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации (ПТЭ), Правил промышленной (производственной) безопасности (ППБ), ГОСТ и СНиП, в которых изложены основные организационные и технические требования к эксплуатации оборудования. Все действующие на предприятии нормативные технические документы по эксплуатации оборудования должны соответствовать требованиям указанных документов.
Вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности предприятий (государственные, акционерные, кооперативные, индивидуальные и т.д.) при использовании оборудования для выпуска продукции и оказания услуг на предприятии должна быть организована правильная эксплуатация оборудования, которая во многом определяет его исправность в течение всего срока службы.
Правильная эксплуатация оборудования предусматривает:
- разработку должностных и производственных инструкций для оперативного и оперативно-ремонтного персонала;
- правильный подбор и расстановку кадров;
- обучение всего персонала и проверку его знаний правил эксплуатации, производственной безопасности, должностных и производственных инструкций;
- содержание оборудования в исправном состоянии путем своевременного выполнения ТО и ППР;
- исключение выполнения оборудованием работ, отрицательно влияющих на окружающую среду;
- организацию достоверного учета и объективного анализа нарушений в работе оборудования, несчастных случаев и принятие мер по установлению причин их возникновения;
- выполнение предписаний органов Федерального надзора.
При совместной эксплуатации оборудования между арендодателем и арендатором заключается договор, в котором оговариваются конкретные обязанности по содержанию в исправном состоянии находящегося в их распоряжении оборудования, порядку его использования и ремонту.
Правила охраны труда при эксплуатации электроустановок — ...
... подготовка персонала, повышение его квалификации, проверка знаний и инструктажи проводятся в соответствии с требованиями государственных и отраслевых нормативных правовых актов по организации охраны труда и безопасной работы персонала. ... эксплуатации промышленного транспорта (ПОТ Р М-008 - 99). 11.2. В действующих электроустановках работы ... и заземленным корпусом оборудования или защитным проводником. ...
Непосредственно эксплуатацию оборудования осуществляет оперативный персонал по месту нахождения оборудования.
Руководители подразделений, в подчинении которых находится оперативный и оперативно-ремонтный персонал, должны иметь техническую подготовку по соответствующему оборудованию, осуществлять профессиональное руководство и контроль работы подчиненного им персонала. Перечень должностей инженерно-технического персонала утверждает руководитель предприятия.
Лица, не достигшие 18-летнего возраста, к работе на энергоустановках не допускаются. К самостоятельной работе не допускаются практиканты вузов и техникумов. Они могут находиться на рабочих местах только под надзором лица, имеющего соответствующую техническую подготовку.
До назначения на самостоятельную работу или при переходе на другую работу (должность), а также при перерыве в работе более одного года персонал обязан пройти медицинское освидетельствование и обучение на рабочем месте.
По окончании обучения должна быть проведена проверка знаний работников, после чего им присваивается соответствующая группа по безопасности.
После проверки знаний каждый работник должен пройти стажировку на рабочем месте продолжительностью не менее двух недель под руководством опытного работника, после чего он может быть допущен к самостоятельной работе Допуск к стажировке и самостоятельной работе для инженерно-технического персонала оформляется распоряжением по предприятию, для рабочих — распоряжением по цеху.
Проверка знаний правил, должностных и производственных инструкций в соответствии с действующими стандартами производится:
- первичная — перед допуском к самостоятельной работе;
- очередная — один раз в год для оперативного и оперативно-ремонтного персонала, один раз в три года для инженерно-технического персонала;
- внеочередная — при нарушении работником правил и инструкций, по требованию руководителей энергетических цехов, ОГЭ или Федерального надзора.
Лица, не выдержавшие проверку знаний, проходят повторную проверку не ранее чем через 2 недели и не позднее чем через 1 месяц со дня последней проверки.
Лицо, получившее неудовлетворительную оценку при третьей проверке знаний, отстраняется от работы; договор с ним должен быть расторгнут вследствие его недостаточной квалификации.
Проверку знаний инженерно-технического персонала осуществляют комиссии с участием территориального инспектора Федерального надзора, остального персонала — комиссии, состав которых определяет руководитель предприятия. Результат проверки знаний заносится в журнал определенной формы и подписывается всеми членами комиссии.
Персоналу, успешно прошедшему проверку знаний, выдается удостоверение установленной формы.
Использование оборудования на рабочем месте должно производиться в соответствии с требованиями инструкции завода-изготовителя, приведенной в руководстве по эксплуатации (паспорте) соответствующего оборудования. При отсутствии заводской документации инструкции по эксплуатации оборудования необходимо разрабатывать непосредственно на предприятии.
Инструкции по эксплуатации должны содержать следующие сведения:
- порядок приема и сдачи смен, остановки и пуска оборудования, проведения ТО;
- перечисление мер, обеспечивающих бесперебойную, надежную и эффективную работу оборудования;
- перечисление характерных неисправностей, при которых оборудование должно быть остановлено;
- порядок остановки оборудования при аварийных ситуациях, перечень блокировочно — сигнализирующих устройств, отключающих обору-дование при аварии;
- требования по производственной безопасности, производственной санитарии и противопожарным мероприятиям.
Если имеется «Инструкция по рабочему месту», разработанная в соответствии с действующими стандартами, то составление инструкций по эксплуатации не требуется.
Разработка оперативного плана работы с персоналом
... службой предприятия. В этом отношении кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом. Кадровая политика - система теоретических взглядов, принципов, правил, норм, определяющих основные направления работы с персоналом, обеспечивающих ...
В зависимости от характера производства, вида и назначения оборудования оно может закрепляться за оперативным и оперативно-ремонтным персоналом, который обязан:
- содержать оборудование в исправности, чистоте, своевременно производить его смазку, принимать меры по устранению неисправностей и предупреждать возможность их появления;
- соблюдать установленный режим работы оборудования;
- немедленно останавливать оборудование при появлении признаков неисправностей, ведущих к выходу оборудования из строя или создающих опасность для здоровья или жизни людей;
- по контрольно-измерительным приборам, визуально и на слух следить за исправной работой оборудования;
- не допускать перегрузок, исключать вредное влияние работающего оборудования на строительные конструкции, повышенные вибрации, температурные воздействия и т.д.;
- контролировать циркуляцию смазки, степень нагрева подшипников.
Основной задачей оперативного персонала цеха является обеспечение бесперебойной работы оборудования путем постоянного и в полном объеме постоянного и в полном объеме проведения ТО. Он несет персональную ответственность за поломки и отказы оборудования, возникшие по его вине.
Допускается использование оперативного и оперативно-ремонтного персонала на работах по переключению технологических схем, подготовке оборудования к ремонту, а также при проведении всех видов ремонтно-профилактических работ.
Мастер цеха обязан помогать оперативному персоналу совершенст-вовать производственные навыки по эксплуатации, предотвращению аварий и предупреждению преждевременного износа оборудования.
Мастер цеха контролирует соблюдение оперативным персоналом инструкции по эксплуатации оборудования, защитных приспособлений и устройств, ведет учет плановых и неплановых ремонтов, аварий и поломок, участвует в составлении актов об авариях и разработке рекомендаций по их предупреждению, осуществляет технический надзор за консервацией неиспользуемого оборудования.
Передача оборудования от смены к смене производится под расписку в сменном журнале. При сдаче смены в сменный журнал по выявлению дефектов заносятся отказы и неисправности, имевшие место в течение смены, в том числе и устраненные.
Ответственность за неправильную эксплуатацию оборудования, тем более приведшую к отказам и авариям, несут непосредственные виновники в соответствии с действующим законодательством.
2.2 Виды и особенности эксплуатационных работ
К основным видам эксплуатационных работ относятся:
- прием — первичный осмотр оборудования с целью определения его комплектности и если необходимо принадлежности. Осуществляется назначенной комиссией, в составе технических и финансовых специалистов предприятия;
- монтаж — в больших объемах проводится специализированной организацией, в малых предприятия специалистами;
- пусконаладочные работы — последний этап перед эксплуатацией, обычно осуществляется сторонними специалистами с привлечением эксплуатационного персонала предприятия, завершается контрольным прогоном всего оборудования в течение 72 часов;
- эксплуатация оборудования;
- хранение;
- списание.
Эксплуатация оборудования включает в себя: техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт. Более подробно эти виды работ описываются в последующих разделах данной курсовой роботе.
2.3 Прием оборудования
Прием оборудования, поступившего от заводов-изготовителей на предприятие, производится комиссиями. Для основного оборудования председателем комиссии является главный инженер — заместитель руководителя предприятия, членами — главный энергетик, главный бухгалтер и руководитель подразделения по принадлежности оборудования, а также представители Федерального надзора для приема оборудования опасных производств.
Остальное (неосновное) оборудование принимается комиссией, члены которой хорошо знакомы с устройством и эксплуатацией принимаемого оборудования.
Комиссии несут ответственность за строгое и точное соблюдение правил приемки оборудования, в том числе:
- выявление внешних дефектов;
- проверка фактической комплектности оборудования и технической документации;
- сохранение оборудования в целостности;
- проверка качества изготовленного оборудования и материалов.
Предприятия обязаны соблюдать правила приема, в том числе проводить входной контроль. В случае нарушения перечисленных выше требований по приему оборудования предприятия-потребители лишаются права на устранение заводом-изготовителем дефектов и возмещение понесенных потребителем убытков.
Прием оборудования, состоящий из проверки наличия технической документации и комплектности поставки, а также выявление внешних дефектов, не требующих разборки оборудования.
Сроки и порядок приема оборудования по качеству, правила вызова представителя завода-изготовителя, порядок составления акта приема оборудования и предъявления поставщику и транспортной организации претензий по поставке продукции, не соответствующей ГОСТ по качеству, комплектности, таре, упаковке и маркировке, техническим условиям и чертежам, определяются действующими нормативными правовыми актами.
При приеме оборудования должна быть обеспечена правильная его разгрузка с железнодорожных платформ и вагонов, грузовых автомобилей и других видов транспорта. Для этой цели у места приема оборудования должны быть оборудованы постоянные механизированные средства или предварительно устроены и доставлены для временного использования специальные разгрузочные средства.
Персонал, осуществляющий разгрузку прибывшего оборудования, должен быть подготовлен к работе по сохранению оборудования в целости и предотвращения поломок или повреждений, которые могут отрицательно повлиять на работу оборудования в период эксплуатации.
Акты приема-передачи оборудования, полностью оформленные и подписанные всеми членами комиссии, передаются в бухгалтерию предприятия для балансового учета, где присваивается инвентарный номер.
Инвентарный номер может присваиваться оборудованию как по объектный, так и на группу оборудования, входящего в состав инвентарного объекта.
Инвентарным объектом основных фондов является:
- объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;
- отдельно конструктивно обособленный предмет, предназначенный
для выполнения определенных самостоятельных функций;
- обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющий собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.
Комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
2.4 Монтаж оборудования
Монтаж оборудования является последним предэксплуатационным периодом, когда могут быть выявлены и устранены явные и частично скрытые дефекты изготовления и сборки оборудования. Монтажные работы должны быть выполнены таким образом, чтобы не увеличивать количество оставшихся в оборудовании скрытых дефектов. Серьезное внимание следует уделить составу подготовительных работ, имеющих решающее значение как для своевременного и качественного выполнения монтажа оборудования, так и для его будущей эффективной эксплуатации.
Для оборудования, монтаж которого должен производиться или заканчиваться только на месте применения, работы необходимо выполнять в соответствии со специальной инструкцией по монтажу, пуску, регулировке и обкатке изделия на месте применения.
Эту инструкцию машиностроительные заводы обязаны прикладывать к поставляемому оборудованию. Выполнение указанной инструкции позволит предупредить возможность увеличения скрытых дефектов в оборудовании, а также выявить и устранить явные и частично скрытые дефекты изготовления и сборки оборудования.
Процесс монтажа включает работы, качество которых может быть проверено только перед началом выполнения последующих работ. В этом случае приемка выполненных работ, предусмотренная разделом инструкции «Сдача в эксплуатацию смонтированного изделия», осуществляется путем оформления промежуточной приемки с составлением акта на так называемые скрытые работы и приложением его к окончательной приемо-сдаточной документации, если инструкцией не предусмотрено контрольное вскрытие сборочной единицы.
Монтаж и демонтаж оборудования должны осуществляться специализированными бригадами предприятия или специализированных наладочных организаций.
Прием смонтированного оборудования и передача его в эксплуатацию оформляются актом приема-передачи основных фондов.
В акте сдачи смонтированного оборудования требуется подробно изложить порядок проведенного пуска (опробования), регулирования, обкатки и оформления сдачи.
При описании пуска (опробования) в процессе приемки смонтированного оборудования следует указать:
- обеспечение пуска, порядок осмотра и проведения подготовительных операций перед пуском;
- порядок проверки исправности составных частей оборудования и готовность его к пуску;
- порядок включения и выключения оборудования; оценку результатов пуска.
При описании работ по регулированию следует указать:
- последовательность проведения регулировочных операций, способы регулирования отдельных составных частей оборудования, пределы регулирования, применяемые контрольно-измерительные приборы, инструменты и приспособления;
- требования к состоянию оборудования при его регулировании (на ходу или при остановке и т.п.);
- порядок настройки и регулирования оборудования на заданный режим работы, а также продолжительность работы в этом режиме.
В описании работ по обкатке оборудования следует указать:
- порядок обкаточного режима;
- порядок проверки работы оборудования при обкатке;
- требования к соблюдению режима обкатки оборудования и приработки его деталей, продолжительность обкатки;
- параметры, измеряемые при обкатке, и изменение их значений.
При описании работ по оформлению приема смонтированного оборудования следует указать:
- данные контрольных вскрытий отдельных частей оборудования;
- результаты окончательного комплексного опробования и регулирования;
- данные в приложенных монтажных чертежах, схемах, справочной и другой технической документации;
- гарантии на смонтированное оборудование.
Акт подписывают лица, сдающие и принимающие оборудование.
2.5 Виды ремонта электрооборудования
Ремонт — комплекс мероприятий по восстановлению работоспособного или исправного состояния какого-либо объекта или восстановлению его ресурса. Ремонт производится в случае, если невозможно или нецелесообразно заменять их на новые аналогичные.
Существует такие виды ремонта как: текущий и капитальный.
Текущий ремонт (Т) — это ремонт, осуществляемый для восстановления работоспособности оборудования и состоящий в замене и (или) восстановлении его отдельных составных частей.
В зависимости от конструктивных особенностей оборудования, характера и объема проводимых работ текущие ремонты могут подразделяться на первый текущий ремонт (Т 1 ), второй текущий ремонт (Т2 ) и т.д. Перечень обязательных работ, подлежащих выполнению при текущем ремонте, должен быть определен в ремонтной документации энергетического цеха (подразделения).
Капитальный ремонт (К) — это ремонт, выполняемый для полного или близкого к полному восстановлению ресурса оборудования, с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые (под базовой понимают основную часть оборудования, предназначенную для компоновки и установки на нее других составных частей).
Послеремонтный ресурс оборудования должен составлять не менее 80% ресурса нового оборудования.
2.6 Техническое обслуживание
Нормы и типовой объем работ по техническому обслуживанию рассмотрен на примере асинхронного электродвигателя 4А200М2У3 37,0 кВт. Нормой ТО электродвигателя является количество часов отведенных на обслуживание.
Техническое обслуживание для всех видов электрических машин, находящихся в эксплуатации, включает в себя операции нерегламентированного и регламентированного обслуживания.
При ТО производятся следующие работы:
- мелкий ремонт не требующий специальной остановки машины и осуществляемый во время перерывов в работе технологических установок с целью своевременного исправления незначительных дефектов, в том числе: подтяжка контактов и креплений;
- смена щеток;
- регулировка траверс, устройств, обеспечивающих выходные параметры генераторов, умформеров и преобразователей;
- регулировка защиты;
- протирка и чистка доступных частей машины (наружных поверхностей, колец, коллекторов и т.д.);
- повседневный контроль выполнения ПТЭ и инструкций заводов-изготовителей, в частности,
- контроль нагрузки, температуры подшипников, обмоток и корпуса, а для машин с замкнутой системой вентиляции — температуры входящего и выходящего воздуха;
- контроль наличия смазки;
- проверка отсутствия ненормальных шумов и гула, а также отсутствия искрения на коллекторах и кольцах;
- повседневный контроль исправности заземления;
- отключение электромашин в аварийных ситуациях; участие в приемо-сдаточных испытаниях после монтажа, ремонта и наладки электрических машин и систем их защиты и управления.
Методы, стратегии и организационные формы ремонта.
Плановые ремонты являются основным видом управления техническим состоянием и восстановлением ресурса оборудования. Плановые ремонты реализуются в виде текущих и капитальных ремонтов оборудования.
2.7 Текущий ремонт
Одним из источников при проведении типового объёма работ текущего ремонта является типовая номенклатура. Типовая номенклатура работ при текущем ремонте асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором включает в себя все операции ТО:
- частичная разборка электродвигателя;
- проверка исправности работы и крепления вентилятора;
- проточка шеек вала ротора и ремонт «беличьей клетки» (при необходимости);
- проверка зазоров;
- смена фланцевых прокладок и закладка смазки в подшипники качения;
- замена изношенных подшипников качения, промывка подшипников скольжения и, при необходимости, их перезаливка;
- восстановление заточек у щитов электродвигателя;
- сборка электродвигателя с испытанием на холостом ходу и в рабочем режиме;
- проверка креплений машины и исправности заземлений;
- Нормой между текущими ремонтами является 4320 часов. Более подробно нормы на текущий ремонт указаны в технологической карте.
2.8 Капитальный ремонт
Одним из источников при проведении типового объёма работ капитального ремонта является типовая номенклатура. Типовая номенклатура работ при капитальном ремонте электродвигателя асинхронного с короткозамкнутым ротором включает в себя все операции текущего ремонта и, кроме того:
- ревизию и при необходимости капитальный ремонт кабельной линии и коммутирующих устройств, схем управления данного электродвигателя
- полная разборка электродвигателя с полной или частичной заменой обмоток;
- проточка шеек вала или замена вала ротора;
- балансировка ротора;
- замена вентилятора и фланцев;
- сборка электродвигателя и испытание его под нагрузкой;
- Нормой между капитальными ремонтами электродвигателя является 51840 часов.
Более подробно нормы на текущий ремонт указаны в технологи-ческой карт.
2.9 Типичные неисправности электродвигателей и их последствия
В этом разделе приведены типичные неисправности асинхронных двигателей. Данные сведены в таблицу 1.
Таблица1 — Технические неисправности АД
Неисправность |
Причина |
Способ устранения |
|
при включении в сеть ротор (якорь) неподвижен |
на входных клеммах машины отсутствует напряжение либо оно слишком мало |
проверить питающую линию, устранить повреждение и обеспечить подачу номинального напряжения |
|
при включении в сеть ротор неподвижен, сильное гудение, интенсивное нагревание |
разрушен подшипник; задевание ротора о статор; заклинило вал рабочего механизма |
отсоединить вал двигателя от вала механизма и вновь включить двигатель; если вал двигателя остается неподвижным, снять двигатель и отправить в ремонт |
|
остановка работающего двигателя |
прекращена подача напряжения, сработала защита двигателя |
найти и устранить разрыв в питающей цепи выяснить причину срабатывания защиты (перегрузка двигателя, значительно изменилось напряжение в сети), устранить ее и включить двигатель |
|
двигатель не достигает требуемой частоты вращения, сильно перегревается |
двигатель перегружен подшипник вышел из строя |
устранить перегрузку заменить подшипник |
|
двигатель сильно перегревается |
двигатель перегружен повышено или понижено напряжение сети повышена температура окружающей среды нарушена вентиляция двигателя (засорились каналы подачи воздуха на вентилятор, загрязнена поверхность двигателя) |
устранить перегрузку выяснить и устранить причину отклонения напряжения от номинального устранить причину и понизить температуру до допустимого значения очистить вентиляционные каналы подачи воздуха на вентилятор и устранить загрязнение поверхности двигателя |
|
работа двигателя сопровождается сильным гудением, появился дым |
произошло замыкание вит-ков некоторых катушек об-мотки статора; короткое замыкание одной фазы |
двигатель отправить в ремонт |
|
сильная вибрация двигателя |
нарушилась балансировка вентиляторного колеса двигателя либо другого элемента, установленного на валу двигателя |
устранить небаланс вентилятора либо другого элемента, установленного па валу двигателя |
|
подшипник перегревается, слышен шум |
подшипник и смазка в нем загрязнены. подшипник из-ношен. нарушена центровка валов двигателя и рабочей машины |
удалить из подшипника смазку, промыть его и заложить новую смазку. заменить подшипник. произвести центровку валов |
|
двигатель не отключается от сети при нажатии кнопки «стоп» |
«залипли» контакты магниитного пускателя |
отключить двигатель автоматическим выключателем и заменить магнитный пускатель |
|
при включении в сеть двигатель работает неустойчиво |
силовые контакты магнитного пускателя не создают устойчивого соединения |
заменить магнитный пускатель |
|
разрушение лап машины в местах их присоединения к корпусу |
очень сильная вибрация машины. нарушение соосности сочлененных валов двигателя и рабочей машины |
определить несбалансированные вращающиеся элементы и выполнить их балансировку разъединить валы и восстановить их соосность |
|
разрушение гнезд в корпусе для крепления подшипниковых щитов |
слишком сильная вибрация. разрушен подшипник |
устранить причины, вызывающие вибрацию. заменить подшипник |
|
ослабление крепления подшипника в подшипниковом щите |
слишком большая радиальная нагрузка на выходной конец вала, приведшая к износу места посадки подшипника в щите. очень большая вибрация машины |
уменьшить радиальную нагрузку и заме-нить двигатель; применить двигатель другого типоразмера, способный без раз-рушения выдержать существующую радиальную нагрузку. устранить причины сильной вибрации и заменить двигатель |
|
2.10 Фактический годовой фонд работы асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором 4А200М2У3 37,0 кВт, структура ремонтного цикла (составление графика ППР)
Планово-предупредительный ремонт (ППР) — это комплекс организационно-технических мероприятий по надзору, уходу и всем видам ремонта, которые проводятся периодически по заранее составленному плану.
Благодаря этому предупреждается преждевременный износ оборудования, устраняются и предупреждаются аварии.
Система ППР включает в себя следующие виды технического ремонта: техническое обслуживание (ТО), текущий ремонт (Т), капитальный ремонт (К)
Данные годового фонда работы АД 4А200М2У3 37,0 кВт приведены в таблице 2. А также на основе годового фонда работ составлен график планово-предупредительный ремонт (ППР).
Таблица 2 — Продолжительность ремонтного и межремонтного периода на год
Наименование, тип, марка и краткая техническая характеристика оборудования |
Периодичность ремонта/простой в ремонте, чел.-ч |
Трудоемкость одного ремонта, чел.-ч |
|||
текущий ремонт |
капитальный ремонт |
текущий ремонт |
капитальный ремонт |
||
Асинхронный двигатель 4А200М2У3 37,0 кВт |
4320/8 |
51840/48 |
10 |
52 |
|
График работы НС трех сменный. Это 24 часа в сутки, или 8640 часов в год. Что составляет фактический годовой фонд работы двигателя.
3.1 Определение необходимого времени капитального ремонта и численности ремонтной бригады
Электромонтер по ремонту электрооборудования (ЭРЭ):
- Разряд 2;
- Разряд 3;
- Разряд 4;
- Разряд 5;
- Мойщик Разряд 1 (М1);
Электромонтер-обмотчик и изолировщик по ремонту электрических машин (ЭОИ):
- Разряд 1 (мощностью до 40 кВт);
- Разряд 2 (мощностью свыше 40 кВт).
Таблица 3 — Технологическая карта капитального ремонта
Этап |
Содержание работы |
Норма времени чел/час |
Разряд работы |
|
Наружный осмотр и установление основных технических характеристик электродвигателя перед разборкой |
произвести наружный осмотр электродвигателя. записать основные электрические характеристики электродвигателя и зарегистрировать его. взять бирку, выбить регистрационный номер на ней и навесить ее на двигатель |
0,34 |
2 ЭРЭ |
|
Очистка электродвигателя перед разборкой |
продуть электродвигатель сжатым воздухом. протереть электродвигатель перед разборкой. |
0,91 |
2 ЭРЭ |
|
Разборка электродвигателя с короткозамкнутым ротором |
установить электродвигатель на рабочее место. открепить и снять наружные крышки подшипников и подшипниковые щиты. Вынуть ротор из статора. снять закрепляющие кольца и выпрессовать подшипники с вала электродвигателя. снять внутренние крышки подшипников. открепить и снять крышку клеммного щитка, отсоединить выводы обмотки электро-двигателя, снять клеммный щиток. Промаркировать детали электродвигателя. |
1,85 |
3 ЭРЭ |
|
Промывка и протирка деталей и узлов электродвигателя после разборки |
промыть, протереть детали и узлы электро-двигателя после разборки. уложить их на стел-лажи. |
2,25 |
1 М |
|
Дефектация и составление ведомости дефектов |
осмотреть ротор (якорь) и статор (индуктор) для обнаружения механических повреждении. проверить целостность обмотки и сопротивление изоляции. выявить детали, подлежащие смене, восстановлению и пригонке, определить характер и степень износа деталей и узлов. произвести проверку на межвитковое замыкание в обмотке ротора (якоря), статора и катушек полюсов, составить таблицу замеров. составить ведомость дефектов с указанием объемов работ. |
1,85 |
4 ЭРЭ |
|
Демонтаж схемы обмотки статора (ротора) |
загрузить статор при помощи подъемного механизма в печь для отжига изоляции. выгрузить статор из печи после отжига изоляции обмотки. освободить от крепления лобовые части секций и соединительные провода после отжига. разрезать соединения между катушками и фазами осадить клинья и удалить их из пазов статора. удалить обмотку из пазов. очистить пазы, продуть и протереть. |
3,04 |
1 ЭОИ |
|
Заготовка изоляции и гильзовка пазов статора (ротора) |
установить статор на рабочее место. замерить длину и ширину паза и изготовить шаблон. нарезать рычажными ножницами гильзы в пазы с пригонкой по месту и с предварительным обжатием их на оправке. уложить и закрепить пояски. |
4,16 |
1 ЭОИ |
|
Намотка секции статора (ротора) на намоточном станке |
распаковка бухты, измерение провода микрометром и установка бухты на стойку; установка провода в поводок; определение размера витка секции (примерка по пазам); установка шаблона и снятие шаблона статор (ротор); установка счетчика на ноль секция; пуск и остановка станка; отрезка провода кусачками; перевязка секции в двух местах после намотки катушки; снятие секции с шаблона. |
5,21 |
2 ЭОИ |
|
Укладка секций в статор (ротор) |
уложить секции в пазы статора. установить прокладки между секциями в пазах и лобовых частях. уплотнить провода в пазах, увязать и оправить лобовые части. закрепить секции в пазах клиньями. изолировать концы катушек лакотканью и киперной лентой. |
7,81 |
2 ЭОИ |
|
Монтаж схемы обмотки статора (ротора) |
зачистить концы секций и соединить их по схеме. пропаять места соединений. заготовить и подсоединить выводные концы. Изолировать места соединений. наложить бандажи на соединение схемы и выправить лобовые вылеты. проверить правильность соединений, измерить величину сопротивления изоляции. |
4,26 |
2 ЭОИ |
|
Наложение бандажа на ротор электродвигателя |
подготовить проволоку для наложения бандажа. подготовить и установить изоляцию под бандаж. наложить бандаж из проволоки на ротор, закрепить и запаять. |
1,73 |
2 ЭОИ 2 ИрЭМ |
|
Сушка, пропитка обмотки статора (ротора) лаком, сушка после пропитки. |
загрузить статор сушильную камеру при помощи подъемного механизма. выгрузить статор(ротор)из сушильной камеры после просушки обмотки. загрузить статор (ротор) в ванну с лаком для пропитки. выгрузить статор (ротор) из ванны после пропитки. загрузить статор (ротор) в сушильную камеру при помощи подъемного механизма .выгрузить статор (ротор) из сушильной камеры после сушки. удалить лак с активной части магнитопроводом растворителем. |
8,39 |
2 ЭОИ 2 ИрЭМ |
|
Покрытие лобовых частей обмотки статора (ротора).
|
установить статор (ротор )на рабочее место. покрыть лобовые части обмотки электро-эмалью. снять статор( ротор)и уложить на стеллаж. |
3,31 |
2 ЭОИ 2 ИрЭМ |
|
Балансировка ротора |
установить на конец ротора полумуфту и закрепить ее. отрегулировать расстояние между опорами приспособления и установить ротор на эти опоры. Соединить полумуфту балансируемого ротора с полумуфтой привода и закрепить. отрегулировать положение ротора в приспособлении. провести балансировку ротора. снять ротор с опор приспособления. |
1,38 |
5 ЭРЭ |
|
Сборка электрод-вигателя с короткозамкнутым ротором. |
установить внутренние крышки подшипников на вал ротора электродвигателя. запрессовать подшипники на вал ротора в горячем состоянии. заложить смазку в подшипники и установить закрепляющие кольца. установить ротор в статор. установить и закрепить подшипниковые щиты и наружные крышки подшипников. присоединить выводные концы обмотки электродвигателя, установить и закрепить клеммный щиток, установить крышку клеммного щитка и закрепить ее. проверить правильность сборки электродвигателя. |
3,23 |
3 ЭРЭ |
|
Окраска электродвигателя |
Окрасить, затем переместить электродвигатель на рабочее место или перенести на стеллаж. |
1,09 |
1 М |
|
Итого |
50,81 |
|||
По нормам времени положено 10% времени на вспомогательные работы, не связанные с ремонтом ЭД.
3.2 Составление ведомости на материалы, необходимые для капитального ремонта двигателя
Для выполнения ремонта асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором 4А200М2У3 37,0 кВт необходимо иметь нужное количество материалов и запасных изделий, для этого рассчитывается точная стоимость для ремонта этого электродвигателя. Все данные внесены в таблицу 4.
Таблица 4 — ведомость необходимых материалов для ремонта
Наименование материала |
Цена за ед. |
На 100 чел/час |
Стоимость материалов на КР |
|
Проволока бандажная, кг |
900,00 |
0,06 |
58,50 |
|
Крепежные изделия, кг |
64,89 |
0,46 |
30,17 |
|
Припой оловянно-свинцовый, кг |
1440,00 |
0,02 |
33,12 |
|
Провод медный, обмоточный, кг |
290,00 |
37,00 |
10730,00 |
|
Лента электроизоляционная, кг |
120,00 |
0,27 |
33,48 |
|
Лента киперная, кг |
30,00 |
11,63 |
349,11 |
|
Лакоткань, кг |
105,00 |
1,86 |
195,51 |
|
Трубки линоксиновые, м |
120,00 |
6,51 |
12,04 |
|
Лак электроизоляционный, кг |
340,00 |
0,93 |
316,54 |
|
Эмали, грунтовка, кг |
180,00 |
0,83 |
150,84 |
|
Смазка консистентная кг |
398,00 |
0,13 |
55,32 |
|
Керосин обезвоженный, кг |
50,30 |
0,55 |
28,06 |
|
Материалы обтирочные, кг |
50,00 |
0,16 |
8,15 |
|
Итого |
12000,84 |
|||
4.1 Мероприятия по технике безопасности при ремонте асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором 4А200М2У3 37,0 кВт
При погрузке и разгрузке электродвигателей необходимо пользоваться исправными, надежными и проверенными механизмами и стропами. На каждом инвентарном стропе должна иметься бирка с указанием срока проверки его и допустимой нагрузки. Механизмы, применяемые при монтаже электродвигателей (краны, лебедки, тали, блоки).
Крепление троса на электродвигателе производится к рымам (подъемным кольцам), в которые пропускается стальной стержень или специальные крюки-восьмерки. Перед строповкой необходимо проверить, надежно ли ввернуты рымы в корпусе электродвигателя.
Находиться под поднятым грузом и оставлять без надзора поднятый груз запрещается. К работе по управлению механизмами, а также к строповке грузов допускаются обученные рабочие, имеющие разрешение на выполнение этих работ. Электромонтерам, не имеющим указанных разрешений, работать на строповке грузов и на подъемных механизмах запрещается. электродвигатель капитальный ремонт
Разгрузка и перемещение электродвигателей вручную двумя рабочими разрешаются при весе не более 80 кг. При погрузке и разгрузке электродвигателей вручную с автомашин должны применяться надежные настилы. При перемещении электродвигателей по горизонтальной плоскости должны применяться специальные тележки; в случае перемещения вручную под электродвигатель подкладывают широкую доску, деревянный щит или раму и передвигают его по каткам из отрезков стальных труб.
Установка электродвигателей на основания производится, как правило, с помощью кранов. При отсутствии кранов электродвигатели могут быть установлены да основания при помощи ручных лебедок, а также талей, блоков и других устройств, расположенных над местом установки электродвигателя, с предварительной проверкой возможности нагрузки этих перекрытий весом поднимаемого электродвигателя.
Центровка электродвигателей с технологической машиной должна производиться при отключенном автоматическом выключателе, рубильнике и вынутых плавких вставках предохранителей на питающей линии с вывешиванием плаката, запрещающего включение рубильника; концы питающих электродвигатель проводов или кабелей необходимо надежно закоротить и заземлить. Проворачивание ротора электродвигателя и технологической машины должно быть согласовано с рабочими, работающими на технологической машине.
Проверка воздушных зазоров, замена смазки в подшипниках, подгонка и регулировка щеток у электродвигателя с фазным ротором и проверка сопротивления изоляции обмоток должны производиться также при отключенном рубильнике, вынутых плавких вставках предохранителей на питающей линии с вывешиванием запрещающего плаката на рубильнике.
Разборка и сборка электродвигателей вручную двумя рабочими разрешается при весе роторов и боковых крышек не более 80 кг с принятием мер предосторожности. Детали разобранных электродвигателей (роторы, крышки) должны быть уложены на надежные деревянные подкладки, исключающие их падение.
Снятие соединительных полумуфт, шкивов, шестерен и подшипников ударами молотков и кувалд запрещается; для этой цели должны применяться специальные съемники.
При промывке подшипников керосином и бензином, а также при покрытии обмоток лаком курение и разведение огня вблизи места работы недопустимы.
Во время сушки электродвигателя током корпус его необходимо заземлить, а подводку питания выполнить в соответствии с правилами и требованиями техники безопасности. Перед опробованием электродвигателя вхолостую и под нагрузкой после монтажа необходимо: убрать мусор и посторонние предметы, проверить наличие и надежность заземления, предупредить и удалить рабочих с технологической машины, поставить ограждение на соединительной муфте или ременной передаче.
Изменение направления вращения электродвигателя (замена подводящих концов), а также устранение неполадок, как в электрической, так и механической части агрегата должны производиться обязательно при отключенном рубильнике, вынутых плавких вставках с вывешиванием запрещающего плаката.
При монтаже электродвигателей необходимо обращать особое внимание на исправное состояние инструмента и не допускать использования инструмента, имеющего дефекты. Молотки и кувалды должны иметь ручки надлежащей длины, изготовленные из просушенного дерева крепких пород (кизила, березы или бука).
Сосновые, еловые, осиновые и им подобные сорта дерева в качестве ручек для инструмента применять запрещается.
Деревянные ручки инструмента, молотков, кувалд, напильников, отверток должны быть гладко обработаны (не иметь сучков, сколов, трещин) и надежно закреплены в инструменте.
Гаечные ключи должны применяться точно по размеру гаек или головок болтов. Рекомендуется применение торцовых ключей. Зубила допускаются к применению длиной не менее 150 мм, затылки их не должны быть сбиты.