Обучения; -сфокусировать внимание на наиболее важных проблемах

Дипломная работа

В современном обществе, с возросшей необходимостью автоматизации любых производственных процессов и повышения эффективности работы с большими объемами информации, неуклонно возрастает степень компьютеризации различных систем. Система образования не является исключением. Базовым свойством информации является ее доступность, возможность удовлетворения информационных потребностей максимального количества субъектов в режиме реального времени.

В связи с этим важным аспектом является возможность получения образовательных услуг дистанционно. Такая необходимость может быть продиктована разными жизненными ситуациями. Такими как, например, ограниченные физические возможности, повышенная занятость, удаленность от места обучения и невозможность постоянного присутствия и многие другие. Все эти причины диктуют преподавателю свои условия работы. Он должен не только грамотно распределить учебное время студентов, грамотно запланировать все контрольные точки, но и позаботиться об удобном и доступном способе предоставления обучающимся полных дидактических материалов по своей дисциплине.

В настоящий момент широкие возможности по дистанционному обучению нам предоставляет сеть Интернет. Существует несколько способов распространения учебных материалов дистанционно: от рассылки по почте до организации видеоконференций. Наиболее продуктивным способом, позволяющим тщательно контролировать весь процесс обучения, являются системы дистанционного обучения типа Moodle, eFront.

Целью дипломной работы является изучение возможностей организации самостоятельной работы студентов вузов в рамках дистанционного обучения.

Основные задачи дипломной работы:

1. Рассмотреть понятие дистанционного обучения.

2. Выявить технологические основы дистанционного обучения.

3. Рассмотреть основные типы и методы технологий дистанционного

образования.

4. Проанализировать средства дистанционного обучения и проанализировать пути организации самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения.

5. Осветить все этапы разработки учебно-методического пособия средством дистанционного обучения системой eFront (на примере курса «Программирование»).

Объектом дипломной работы выступила система дистанционного обучения в вузе.

37 стр., 18340 слов

Дипломная работа организация хранения архивных документов

... на хранение в государственный архивы; Архивные фонды и архивные документы органов государственной власти, учреждений, организаций, предприятий, отнесенных к государственной собственности; Архивные фонды и архивные документы органов, учреждений, организаций предприятий бывших КПСС и ВЛКСМ, принятые на хранение ...

Предметом дипломной работы выступила организация самостоятельной работы студентов вуза в рамках дистанционного обучения.

Основные методы работы: анализ, синтез, обобщение.

Дипломная работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка используемой литературы.

ГЛАВА 1. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ИДЕИ,

ТЕХНОЛОГИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

1.1. Технологические основы дистанционного обучения.

Дистанционное образование в России

Дистанционное обучение представляет педагогическую технологию, которая полностью строится на использовании информационных и коммуникационных технологий. По мнению экспертов современные учащиеся усваивают 20% из того что видят, 50% информации, которую видят и слышат и примерно 70% информации, которую они добывают самостоятельно. Дистанционное обучение может открыть перед обучающимися новые возможности по изучению учебного материала [4; 5; 14]. Принцип самообучения является главным и составляет основу как заочной, так и дистанционной формы обучения. Дистанционное образование — это комплекс образовательных услуг, которые предоставляются широким слоям населения с помощью специализированной информационнообразовательной среды и не зависят от расстояния до образовательных учреждений. Одним из положительных качеств дистанционного обучения, можно назвать возможность, которая позволяет совмещать эффективность индивидуального обучения с его массовой экономичностью. Дистанционное обучение использует локальные или глобальные коммуникационные сети и представляет из себя вариант автоматизированного обучения, компьютер выполняет в нѐм роль, учителя, администратора, а также организатора учебного процесса. В такой дистанционной системе образования можно начинать обучение с любого момента в зависимости от уровня подготовки обучаемого. Она позволяет повысить скорость и качество обучения. Каждый студент может воспользоваться правом самостоятельно определять сроки получения своего образования.

Положительные качества дистанционного образования в отечественной педагогике хорошо проанализированы в работах: А.А. Андреева, В.Ф. Горнева, Ю.П. Господарика, В.П. Колмогорова, В.И. Кинелева, В.Н. Лазарева, А.В. Могилева, В.И. Овсянникова, О.П. Околелова, Е.С. Полат, А.Е. Петрова, В.И. Солдаткина, Э.Г. Скибицкого, В.А. Шаповалова, В.П.Тихомирова, О.Б. Тыщенко, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова.

Их взгляды показывают огромное количество мнений о сущности и особенностях учебного процесса дистанционного образования. В педагогике под термином «дистанционное образование» понимают следующее: дистанционное образование (от лат. distantia– расстояние) – это международный термин, трактуемый как «образование на расстоянии», обозначает целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью лиц, находящихся в отдалении от образовательного учреждения и поэтому не вступающих в постоянный контакт с его преподавательским составом. На основе данного определения дистанционное образование можно считать преимущественно самостоятельным образованием (самообразованием), в отличие от самообразования как такового, включает в себя ту или иную форму обратной связи с преподавателем и образовательным учреждением. К преимуществам заочного образования можно отнести следующее:

  • хорошо отработанные за долгие годы методики обучения, и применяемые для большого количества обучаемых;
  • отсутствие ограничений количества студентов на отдельных курсах;
  • индивидуализацию обучения, которая позволяет студентам выбрать собственный темп и график учебной деятельности;
  • предоставление права выбирать преподавателя, который является экспертом в данной учебной дисциплине.

В развитии системы образования выделяют три этапа.

11 стр., 5433 слов

Дистанционное обучение

... научно-методическая программа, выделены средства на развитие и становление дистанционного образования. 1. Дистанционное обучение: идеи, технологии, проблемы и перспективы 1.1 Образовательная система XXI века Так ... символов) обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала и режима работы. Чем больше существует возможностей управлять программой, чем активнее пользователь ...

Первый этап. Школы в их современном понимании появились в XIX веке. Сначала это были школы иностранных языков, военные и технические училища. Система обучения подразделялась на три этапа: начальное обучение длилось девять лет, среднее – пять лет, высшее – семь. Сначала школам запрещалось принимать девочек, они должны были получать образование в домашних условиях, а мальчики поступали в школу в семь лет. Лишь с 20 века девушек стали зачислять в учебные заведения.

Второй этап. С 50-х годов 20 века сложилась система дневного, вечернего и заочного обучения. Система обучения охватывала дошкольное воспитание, начальное, среднее и высшее образование и образование для взрослых в классическом обучении.

Третий этап — современное дистанционное обучение на основе информационно-сетевых технологий. Система дистанционного обучения базируется на нескольких известных моделях: университетское обучение заочно, обучение по автономным обучающим системам (обучение ведется посредством радио и телевидения, видеозаписей, а также дополнительных печатных пособий) и современное дистанционное обучение на основе информационно-сетевых технологий.

Технология дистанционного образования в мире получила интенсивное

развитие в последние десятилетия XX века.

Термин «дистанционное обучение» (distanceeducation) еще до конца не устоялся как в русскоязычной, так и в англоязычной педагогической литературе. Встречаются такие варианты как «дистантное образование» (distanteducation), «дистантное обучение» (distantlearning).

Некоторые зарубежные исследователи, отводя особую роль телекоммуникациям в организации дистанционного обучения, определяют его как телеобучение (teletraining).

Но все, же наиболее часто употребляется термин «дистанционное обучение» [5].

Дистанционное обучение в виде заочного обучения зародилось еще в начале XX века. Сегодня заочно можно получить не только высшее образование, но и изучить иностранный язык, подготовиться к поступлению в ВУЗ и т.д. Однако в связи с плохо налаженным взаимодействием между преподавателями и студентами и отсутствием контроля над учебной деятельностью студентов-заочников в периоды между экзаменационными сессиями качество подобного обучения оказывается хуже того, что можно получить при очном обучении.

Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Эксперименты подтвердили, что качество и структура учебных курсов, равно как и качество преподавания при дистанционном обучении, зачастую намного лучше, чем при традиционных формах обучения. Новые электронные технологии, такие как интерактивные диски CD-ROM, электронные доски объявлений, мультимедийный гипертекст, доступные через глобальную сеть Интернет с помощью интерфейсов Mosaic и WWW могут не только обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом в отличие от большинства традиционных учебных сред. Интеграция звука, движения, образа и текста создает новую необыкновенно богатую по своим возможностям учебную среду, с развитием которой увеличится и степень вовлечения учащихся в процесс обучения [16].

13 стр., 6218 слов

Разработка дистанционного курса ‘Правовые основы прикладной ...

... отрасль в образовании. Цель: разработка дистанционного курса по дисциплине "Правовые основы прикладной информатики" с дальнейшей реализацией этого курса в системе дистанционного обучения Moodle. Объект: организация дистанционного обучения в среде Moodle. Предмет: разработка курса по дисциплине ...

Интерактивные возможности, используемых в системе дистанционного обучения (СДО) программ и систем доставки информации, позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны в большинстве традиционных систем обучения.

По данным зарубежных экспертов к началу 21 века году минимальным уровнем образования, необходимым для выживания человечества, стало высшее образование. Обучение такой массы студентов по очной (дневной) форме вряд ли выдержат бюджеты даже самых благополучных стран. Поэтому не случайно за последние десятилетия численность обучающихся по нетрадиционным технологиям растет быстрее числа студентов дневных отделений. Мировая тенденция перехода к нетрадиционным формам образования прослеживается и в росте числа ВУЗов, ведущих подготовку по этим технологиям. Долговременная цель развития СДО в мире — дать возможность каждому обучающемуся, живущему в любом месте, пройти курс обучения любого колледжа или университета. Это предполагает переход от концепции физического перемещения студентов из страны в страну к концепции мобильных идей, знаний и обучения с целью распределения знаний посредством обмена образовательными ресурсами.

Современный этап развития Российской высшей школы характеризуется очень интенсивным взаимопроникновением методик образования западной школы в Российскую и наоборот. В России активно развиваются крупные университетские центры по образу ведущих центров США и Европы. Для современного этапа характерно создание ведущими ВУЗами своих филиалов. Это резко расширяет рынок образовательных услуг и экономит средства, вкладываемые в образование, но ведет к ухудшению качества образования, если не внести коррективы в методы образования.

Возможное ухудшение качества образования обусловлено следующими факторами:

  • возможным отсутствием в филиалах достаточного количества квалифицированных педагогических кадров;
  • невозможностью быстрого создания необходимой материальной учебно-лабораторной базы в филиале;
  • экономической нецелесообразностью развертывания в филиале полнокомплектных лабораторных комплексов и лекционных мультимедийных систем из-за малого числа студентов;
  • отсутствие в филиалах традиций и опыта постановки и проведения научно-исследовательских и учебных работ и экспериментов [14].

Разрешение сложившейся проблемы возможно на основании внедрения в сферу образования дистанционного обучения на базе новых информационных технологий и современного подхода к созданию и функционированию учебного процесса. Основные направления такого подхода:

  • информатизация имеющегося учебного и научного лабораторного оборудования на базе современных средств и технологий;
  • разработка нового поколения учебной техники с использованием компьютерных моделей, анимации и физического моделирования исследуемых объектов, процессов и явлений, ориентированных на решение следующих задач:
  • акцентирование внимания на физической стороне исследуемого процесса;
  • сокращение рутинной части образовательного процесса за счет автоматизации систем управления, измерения и обработки результатов;
  • лабораторный стенд должен охватывать большой раздел лабораторных работ прикладного тематического направления;
  • лабораторные стенды должны обладать системой телекоммуникации, обеспечивающий режимы удаленного и коллективного использования оборудования, интегрируя лабораторные стенды в систему дистанционного образования [10].

Методология образования должна поддерживать компьютерные формы обучения, контроля знаний, получения индивидуального задания, моделирования изучаемых процессов, проведения эксперимента, анализа и обработки результатов эксперимента, в том числе и в режиме удаленного доступа.

37 стр., 18039 слов

Разработка учебно-методических рекомендаций по моделированию ...

... процесс подготовки будущих учителей технологии. Предмет: разработка дидактического сопровождения для изучения технологии моделирования одежды студентами направления «Технологическое образование». Цель: разработать учебно-методические рекомендации и альбом по моделированию основы женского ...

Создание системы удаленного доступа филиалов ВУЗов и небольших ВУЗов к ресурсам своих базовых ВУЗов и через них к ведущим учебным и научным лабораторно-исследовательским центрам страны. Эти три направления(компьютеризация оборудования, методология образования на базе информационных средств, компьютерных форм иудаленный доступ) являются сутью концепции создания и внедрения комплекса дистанционного образования.Приведем один из примеров внедрения системы ДО в Российские ВУЗы.

Южно-Уральский Государственный Университет (ЮУрГУ) крупнейший ВУЗ России в своем составе содержит 30 факультетов, более 100 кафедр, около десятка филиалов в городах Южного Урала и Западной Сибири. В соответствии с принятой концепцией развития ВУЗа как университетского центра создается необходимая система телекоммуникации. Университет имеет выделенные каналы связи почти со всеми филиалами и оптоволоконные линии внутри университетского городка.

Удаленный доступ и мультимедиа в методическом подходе университета трактуется более широко. Мультимедиа не только в понятии компьютер индивидуального пользователя, а это системы подачи информации на прозрачных носителях через видеопроекторы и через мультимедийные крупноформатные видеостенки в поточных аудиториях. Такие видеостенки через корпоративную сеть университета имеет выход на любой сервер университета или в INTERNET и позволяет транслировать телеконференции между корпусами и лабораториями университета и его филиалами без специального резервирования каналов.

Дистанционное обучение (ДО) более приближено к обычному обучению, т.к. кроме классического ДО (кейсовая система и использование компьютерных сетей для выдачи заданий, тестов и программ методик, не требующих специальной техники, выходящей за пределы корпуса компьютера) активно используются физические компьютеризованные лабораторные комплексы с удаленным доступом и имитаторы лабораторных работ. Эти работы нашли свое развитие в нетрадиционных для ДО курсах таких как: «Сопротивление материалов», «Детали машин и основы конструирования», «Станки и инструменты», «Электрические сети и станции», «Радиолокация» и другие. Элементы видео и аудио сопровождения позволяют создать эффект присутствия и взглянуть в (посмотреть на эксперимент) с нетрадиционной точки зрения. Найден нетрадиционный подход к совершенствованию видеокурсов, как основного компонента «кейсовой» системы классического ДО. С этой целью создан специализированный видео-комплекс со студией нелинейного монтажа [31].

1.2. Организационно-методические и технологические модели

дистанционного обучения

Модели дистанционного обучения делятся на несколько видов. Перечислим основные из них.

4 стр., 1935 слов

Методика дистанционного обучения информатики

... знаем о дистанционном обучении? Цель данной работы – описать доступную технологию организации ДО. Задачи, которые мы для этого ставим: Глава 1 Теоритические основы дистанционного обучения информатики 1.1.Понятие дистанционное обучение и его место в школьном курсе информатики Существует ...

Обучение по типу экстерната.

Обучение, ориентированное на ВУЗовские (экзаменационные) требования, предназначалось для студентов, которые по каким-то причинам не могли посещать стационарные учебные заведения. Так, в 1836 году был организован Лондонский университет, основной задачей которого в те годы была помощь и проведение экзаменов на получение тех или иных аттестатов, степеней и пр. для студентов, не посещавших обычные учебные заведения. Эта задача сохранилась и поныне наряду со стационарным обучением студентов.

Обучение на базе одного университета.

Это уже целая система обучения для студентов, которые обучаются не стационарно (on-campus), а на расстоянии, заочно или дистанционно, т.е. на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации (off-campus).

Такие программы для получения разнообразных аттестатов образования разработаны во многих ведущих университетах мира. Так, Новый университет Южного Уэльса в Австралии проводит заочное и дистанционное обучение для 5000 студентов, тогда, как стационарно в нем обучается только 3000 студентов.

Сотрудничество нескольких учебных заведений.

Такое сотрудничество в подготовке программ заочного дистанционного обучения позволяет сделать их более профессионально качественными и менее дорогостоящими. Подобная практика реализована, например, в межуниверситетской телеобразовательной программе Кеприкон, в разработке которой приняли участие университеты Аргентины, Боливии, Бразилии, Чили и Парагвая. Другим примером подобного сотрудничества может служить программа «Содружество в образовании». Главы Британских стран содружества встретились в 1987 году с тем, чтобы договориться об организации сети дистанционного обучения для всех стран содружества. Перспективная цель программы — дать возможность, любому гражданину стран содружества, не покидая своей страны и своего дома, получить любое образование на базе функционирующих в странах содружества колледжей и университетов.

Автономные образовательные учреждения, специально созданные для целей ДО.

Самым крупным подобным учреждением является Открытый университет (TheOpenUniversity) в Лондоне, на базе которого в последние годы проходят обучение дистанционно большое число студентов не только из Великобритании, но из многих стран Содружества. В США примером такого университета могут служить Национальный технологический университет (штат Колорадо), который готовит студентов по различным инженерным специальностям совместно с 40 инженерными колледжами. В 1991 году университет объединил эти 40 колледжей сетью ДОпри теснейшем сотрудничестве с правительством штата и сферой бизнеса.

Автономные обучающие системы.

Обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством ТВ или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий.

Неформальное, интегрированное дистанционное обучение на основемультимедийных программ.

Такие программы ориентированы на обучение взрослой аудитории, тех людей, которые по каким-то причинам не смогли закончить школьное образование. Такие проекты могут быть частью официальной образовательной программы, интегрированными в эту программу (примеры таких программ существуют в Колумбии), или специально ориентированные на определенную образовательную цель (например, Британская программа грамотности), или специально нацеленные на профилактические программы здоровья, как, например, программы для развивающихся стран.

17 стр., 8134 слов

Курсовая работа технологический институт

... модели базы данных «Деканат: дистанционное обучение КТИ» (далее ДО КТИ). В курсовой работе «база данных ДО КТИ» ... СУБД и могут использоваться одновременно как самостоятельные локальные базы данных. Локальные СУБД не обязательно ... обучения на дому и дистанционного обучения инвалидов, в том числе для студентов. Передо мною была поставлена задача, создать базу данных: «Деканат: дистанционное обучение ...

Существует несколько организационно-технологических модели ДО. перечислим некоторые из них.

Единичная медиа

Использование какого-либо одного средства обучения и канала передачи информации. Например, обучение через переписку, учебные радиоили телепередачи. В этой модели доминирующим средством обучения является, как правило, печатный материал. Практически отсутствует двусторонняя коммуникация, что приближает эту модель дистанционного обучения к традиционному заочному обучению.

Мультимедиа

Использование различных средств обучения: учебные пособия на печатной основе, компьютерные программы учебного назначения на различных носителях, аудио- и видеозаписи и т.п. Однако, доминирует при этом передача информации в «одну сторону». При необходимости используются элементы очного обучения — личные встречи обучающихся и преподавателей, проведение итоговых учебных семинаров или консультаций, очный прием экзаменов и т.п. Эту технологическую модель мы рассмотрим более подробно ниже. За главный объект мы возьмем электронный учебник (ЭУ).

Гипермедиа

Модель дистанционного обучения третьего поколения, которая предусматривает использование новых информационных технологий при доминирующей роли компьютерных телекоммуникаций. Простейшей формой при этом является использование электронной почты и телеконференций, а также аудиообучение (сочетание телефона и телефакса).

При дальнейшем развитии эта модель дистанционного обучения включает использование комплекса таких средств как видео, телефакс и телефон (для проведения видеоконференций) и аудиографику при одновременном широком использовании видеодисков, различных гиперсредств, систем знаний и искусственного интеллекта [23].

Выводы по главе 1

В первой главе рассмотрено понятие дистанционного обучения, дана историческая справка его появления в системе образования России. Рассмотрены проблемы и перспективы дистанционного обучения в современной системе образования. В работе представлены технологические основы дистанционного обучения.

Дан анализ организационно-методических и технологических моделей дистанционного обучения, включающих в себя:

  • обучение на базе одного университета;
  • обучение по типу экстерната;
  • сотрудничество нескольких учебных заведений;
  • автономные образовательные учреждения;
  • автономные обучающие системы;
  • неформальное, интегрированное дистанционное обучение на основемультимедийных программ.

Стремительно развивающееся дистанционное обучение, быстрый рост числа услуг и возможностей, предоставляемых ИНТЕРНЕТ, практически ежедневное появление новых программных продуктов, используемых в обучении, помогает педагогам в организации самостоятельной работы студентов.

ГЛАВА 2. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗОВ

2.1. Основные типы и методы самостоятельной работы,

применяемые в высших учебных заведениях

Среди сложившихся форм и методов обучения студентов в вузе все большее значение приобретает самостоятельная работа. Вузовская практика подтверждает, что только знания, добытые самостоятельным трудом, делают выпускника продуктивно мыслящим специалистом, способным творчески решать профессиональные задачи, уверенно отстаивать свои позиции. Сущность самостоятельного обучения определяется в дидактике как способность человека без посторонней помощи приобретать информацию из разных источников. Ни один образ не формируется у человека без самостоятельных познавательных действий. Наибольший успех в учении достигается тогда, когда обучающийся ориентируется на самостоятельное выполнение предварительно отобранных интеллектуальных операций. Самостоятельная работа студентов (СРС) является одним из эффективных средств развития и активизации творческой деятельности студентов. Ее можно рассматривать как главный резерв повышения качества подготовки специалистов.

17 стр., 8335 слов

ВКР : Технология развивающего обучения как фактор активизации ...

... активации самостоятельной работы учащихся; - развитие навыков самостоятельной работы обеспечивает рост результативности учебной деятельности и повышает мотивацию к изучению предмета обучающимися. Задачи работы: Изучить теоретические аспекты проблемы «Технология развивающегося обучения как фактор активации самостоятельной работы ...

Самостоятельная работа наряду с аудиторной представляет собой одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Эффективность аудиторной работы всегда зависит от самоподготовки студентов. Для ее успешного выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей, а также планирование объема самостоятельной работы в учебных планах специальностей.

Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще – в учебной, научной, профессиональной деятельности; для приобретения способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решать проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т. д. Высшая школа отличается от средней многими параметрами, в том числе методикой учебной работы и степенью самостоятельности обучаемых. Преподаватель вуза лишь организует познавательную деятельность студентов, студент же сам осуществляет познание. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы.

Анализ литературы, практического опыта позволил выделить различные подходы к методике организации самостоятельной работы студентов. Эффективность самостоятельной работы зависит, прежде всего, от понимания ее сущности и определения места среди других форм учебной работы в вузе. К сожалению, и в этом вопросе нет единого подхода. Одни специалисты рассматривают самостоятельную работу как восприятие и самостоятельное осмысление студентами сообщаемой преподавателями информации. Другие пытаются раскрыть сущность феномена только по внешним признакам. Третьи — выделяют такие признаки самостоятельной работы, как самостоятельное приобретение и глубокое осмысление новых знаний, установление самими студентами ритма работы и дозировки времени на изучение поставленных вопросов.

Самостоятельную работу, можно считать формой обучения, но поскольку она позволяет формировать необходимые студенту учебные умения и навыки, ее можно рассматривать и как средство обучения.

Под самостоятельной работой студентов мы понимаем такую деятельность, которая направлена на решение познавательных задач по овладению базовыми и специальными компетенциями посредством выполнения конкретных учебных заданий под руководством преподавателя. Данное определение позволяет утверждать, что уровень усвоения учебного материала, формирование компетенций во многом зависят от того, как построить процесс обучения, с помощью каких методов вовлекать студентов в самостоятельную работу.

Сущность самостоятельной работы заключается в наличии специально организованной деятельности студентов; наличии результата деятельности; наличии технологии процесса учения. Эти параметры позволяют определять самостоятельную работу как специально организованную систематическую учебную деятельность, основанную на определенной технологии процесса учения и направленную на развитие познавательной и творческой активности личности.

27 стр., 13144 слов

Развитие творческих способностей учащихся с нарушениями слуха ...

... Использование средств информационных технологий в процессе обучения информатике, в том числе направленного на развитие творческих способностей слабослышащих школьников, позволит использовать новые возможности, предоставляемые средствами ИКТ. Среди них при обучении слабослышащих школьников наиболее ...

В вузе существуют различные виды индивидуальной самостоятельной работы: подготовка к лекциям, семинарам, лабораторным работам, зачетам, экзаменам; выполнение рефератов, заданий, курсовых работ и проектов, а на заключительном этапе – выполнение выпускной квалификационной работы.

Отношение времени, отводимого на аудиторную работу, к времени, отводимому на самостоятельную работу, во всем мире составляет 1:3,5. Такое соотношение основывается на огромном дидактическом потенциале этого вида учебной деятельности студентов. Самостоятельная работа способствует:

  •  углублению и расширению знаний;
  •  формированию интереса к познавательной деятельности;
  •  овладению приемами процесса познания;
  •  развитию познавательных способностей.

Можно выделить условия, влияющие на успешное выполнение самостоятельной работы:

  • мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует);
  • четкая постановка познавательных задач;
  • владение студентом алгоритмами, методами, способами выполнения работы;
  • четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления;
  • предоставление консультационной помощи студенту;
  • четкие критерии оценки, отчетности и т. д.;
  • использование различных видов и форм контроля (практикум, контрольные работы, тесты, выступление на семинарах и т.

д.).

Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной учебной деятельности студентов:

1) репродуктивный (тренировочный) – тренировочные самостоятельные работы выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т. д… Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ – закрепление знаний, формирование умений, навыков;

2) реконструктивный – в ходе реконструктивных самостоятельных работ осуществляются перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться рефераты;

3) творческий, поисковый – творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации; студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и выпускные квалификационные работы).

2.2. Самостоятельная работа студентов в условиях

дистанционного обучения и ее пути оптимизации

ВУЗам принадлежит ведущая роль в подготовке специалистов высшей квалификации, обладающих глубокими теоретическими и практическими профессиональными знаниями. Поэтому одной из первостепенных задач является развитие системы высшего образования, повышения качества преподавания и его эффективности [1].

Важнейшее условие повышения эффективности обучения психологическая, теоретическая и практическая готовность студентов к самостоятельной работе. В то же время известно, что уровень довузовской подготовки студентов очень низкий. Поэтому от преподавателей высшей школы требуется доучивание их методам самостоятельной работы путем формирования культуры учебного труда, что позволит будущему специалисту не только адаптироваться к ВУЗовским условиям обучения, но и создаст предпосылки постоянного профессионального роста в течение всей трудовой деятельности. Сложность решения этой задачи требует постоянного совершенствования учебного процесса и, в частности, постановки самостоятельной работы студентов (СРС) на научную основу.

Многочисленные исследования в этой области свидетельствуют об отсутствии надлежащего порядка в планировании СРС как по объему, так и по времени, о низком «коэффициенте полезного действия» этого вида учебного процесса. Организацию СРС начинают с определения времени, необходимого для изучения каждой дисциплины в течение года, принимая во внимание количество запланированных часов для ее изучения и необходимый уровень усвоения материала.

Организация СРС может идти одновременно по нескольким направлениям:

  • разработка частных алгоритмов решения типовых задач;
  • разработка эвристических предписаний нетипичных задач;
  • разработка обучающих программ, как более высокая ступень алгоритмизации;
  • индивидуализация самостоятельных работ;
  • специализация самостоятельной работы с учетом практических задач специальности;
  • разработка систем рефератов по отдельным разделам лекционных курсов;
  • разработка специальных методов обучения;
  • обеспечение специальной и справочной литературой, применение ПЭВМ и т. д.

Такой подход к организации СРС требует четкого управления ею, что предполагает:

  • формализацию;
  • организацию;
  • контроль выполнения;
  • определение эффективности.

Формализация СРС должна проводиться в несколько этапов: отработка номенклатуры СРС, распределение времени между модулями в семестре и в рамках одного модуля, календарное планирование.

Успех в организации и управлении СРС невозможен без четкой системы контроля над ней. При этом контроль в виде приема выполненных работ в конце изучения юниты неэффективен, т. к. не организует планомерную работу студента в течение всего семестра, а преподавателю не обеспечивает обратной связи. Наиболее эффективно календарное планирование контроля поэтапного выполнения СРС.

Действенным средством управления СРС служат обучающие программы (ОП), включающие элементы теории, алгоритмы решения типовых задач, демонстрационные примеры, тесты. Особенно эффективно применение ОП студентами вечернего отделения, где по сравнению с дневным отделением сохранен необходимый объем изучаемого материала, а количество учебных часов сокращено.

Положительными качествами обучения по ОП, выявленными на основе практического внедрения ряда ОП в учебный процесс, явилось:

  • четкая организация практических занятий;
  • устранение временного разрыва между ознакомлением с новым материалом и контролем достигнутых знаний;
  • дифференцированность массового обучения;
  • целенаправленное обучение приемам самостоятельной работы [11].

Результаты внедрения ОП в учебный процесс позволили сделать выводы, что работу по внедрению ОП необходимо продолжать, т.к. общий план построения ОП полностью соответствует психологической модели обучения на этапе изучения основ теории и методов решения типовых задач, т. е. самостоятельного построения фундамента логико-максимальных структур. Студент «под руководством ОП» знакомится с целями изучения, структурой и объемом знаний, изучает основы теории, знакомится с рациональными приемами решения задач, осуществляет контрольные решения, сопоставляя свои успехи с поставленными целями, планирует время и интенсивность своей деятельности. Таким образом, внедрение ОП является одним из путей оптимизации управления самостоятельной работой студентов.

Одной из актуальнейшей проблем высшей школы является психологич еское обоснование организации индивидуального обучения в телекоммуника ционной компьютерной образовательной среде. Эта проблема связана с целым рядом частных психолого-педагогических задач. В настоящее время практически отсутствуют исследования, глубоко и всесторонне раскрывающ ие психологические условия организации дистанционного образования. Само понятие телекоммуникационной компьютерной образовательной среды еще не получила должного рассмотрения с психологических позиций. Пока не разработаны психологические модели и профессиограммы специалиста, которого нужно готовить в рамках этой системы. Неясно, каким специальностям можно обучать в телекоммуникационной образовательной среде, а каким — невозможно или возможно частично. Дидактические и методические вопросы дистанционного образования не имеют до настоящего момента должного психологического обоснования. Сейчас очень актуальна проблема, поставленная А.С. Минзовым, об идентификации обучаемого при проведении контрольного тестирования. Исходя из сказанного, важнейшими направлениями психологических исследований в области дистанционного образования, являются следующие:

1. Изучение всего комплекса психологических условий, необходимых для успешного обучения в системе дистанционного образования (в частности, актуален вопрос о психологических особенностях, свойствах и качествах, необходимых человеку для получения именно дистанционного образования);

2. На основе исследования психологических особенностей студентов, успешно обучающихся в этой системе, создание психологической модели «эффективного обучающегося»; выделение его интегративных личностных характеристик (можно предположить, что речь должна идти и об определенных показателях умственного развития, особенностях модальности восприятия информации, и о темпераментальных характеристиках, и о личностных качествах — не только профессионально значимых для избранной специальности, но и важных для успешного обучения в компьютерной среде; естественно, можно и не говорить о наличии умений и навыков пользования телекоммуникационными компьютерными сетями и программными приложениями);

3. Разработка методов дистанционной психологической диагностики абитуриентов, желающих обучаться в системе дистанционного образования; создание блоков психодиагностических методик, их перевод в электронный вид;

4. Обоснование методических (программных) средств и форм обучения с точки зрения психологических особенностей взаимодействия структуры «система дистанционного образования – обучаемый» (для достижения этой цели необходимо изучить все имеющиеся наработки в области психологии средств обучения применительно к компьютерным системам и на основе этого выработать систему требований, которым должны удовлетворять методические средства, используемые в дистанционном образовании);

5. Психологический анализ имеющихся в настоящее время методических средств, используемых для обучения в системе дистанционного образования, на предмет их психолого-педагогической адекватности декларируемым целям и задачам (на основе разработанных требований нужно провести анализ имеющихся методических средств для дистанционного образования — в настоящее время ряд ВУЗов располагает такими средствами — и отобрать отвечающие требованиям и модифицировать не соответствующие нужным показателям; по-видимому, в большинстве случаев психологические исследования приведут к необходимости разработки принципиально новых средств обучения в телекоммуникационной компьютерной образовательной среде, качественно отличной от традиционных образовательных сред);

6. Создание методов и практического психологического инструментария для решения проблемы идентификации обучаемых, что особенно важно при проведении контрольного тестирования по сети.

2.3. Электронный учебник как средство дистанционного обучения

Разберем одну из наиболее часто применяемых технологий в дистанционном обучении, а также и в очном образовании. А именно, это электронный учебник (ЭУ), наиболее часто встречающаяся форма представления нового материала. Кроме этого ЭУ может включать одновременно тренажеры, лабораторные работы, а также тесты; т.е. одновременно — это и программное обеспечение по предоставлению знаний и по их контролю.

Основные принципы дистанционного обучения (ДО): установление интерактивного общения между обучающимся и обучающим без обеспеченияих непосредственной встречи и самостоятельное освоение определенного массива знаний и навыков по выбранному курсу и его программе при заданной информационной технологии.

Главной проблемой развития дистанционного обучения является создание новых методов и технологий обучения, отвечающих телекоммуникационной среде общения. В этой среде ярко проявляется то обстоятельство, что обучающиеся не просто пассивные потребители информации, а в процессе обучения они создают собственное понимание предметного содержания обучения.

На смену прежней модели обучения должна прийти новая модель,

основанная на следующих положениях: в центре технологии обучения обучающийся; суть технологии — развитие способности к самообучению; обучающиеся играют активную роль в обучении; в основе учебной деятельности — сотрудничество.

Успешное создание и использование дистанционных учебных курсов должно начинаться с глубокого анализа целей обучения, дидактических возможностей новых технологий передачи учебной информации, требований к технологиям дистанционного обучения с точки зрения обучения конкретным дисциплинам, корректировки критериев обученности.

Дидактические особенности курса ДО обусловливают новое понимание и коррекцию целей его внедрения, которые можно обозначить следующим образом:

  • стимулирование интеллектуальной активности студентов с помощью определения целей изучения и применения материала, а также вовлечения учащихся в отбор, проработку и организацию материала;
  • усиление учебной мотивации, что достигается путем четкого определения ценностей и внутренних причин, побуждающих учиться;
  • развитие способностей и навыков обучения и самообучения, что достигается расширением и углублением учебных технологий и приемов.

К числу дидактических принципов, затрагиваемых компьютерными технологиями передачи информации и общения, в первую очередь следует отнести:

  • принцип активности;
  • принцип самостоятельности;
  • принцип сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы;
  • принцип мотивации;
  • принцип связи теории с практикой;
  • принцип эффективности.

В связи с этими принципами средства учебного назначения (в том числе и электронный учебник), которые используются в образовательном процессе ДО, должны обеспечивать возможность:

  • индивидуализировать подход к студенту и дифференцировать процесс обучения;
  • контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;
  • обеспечить самоконтроль и самокоррекцию учебно-познавательной деятельности студента;
  • демонстрировать визуальную учебную информацию;
  • моделировать и имитировать процессы и явления;
  • проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности;
  • прививать умение в принятии оптимальных решений;
  • повысить интерес к процессу обучения;
  • передать культуру познания и др.

Для построения четкого плана курса необходимо:

  • определить основные цели, устанавливающие, что студенты должны изучить;
  • конкретизировать поставленные цели, определив, что студенты должны уметь делать;
  • спроектировать деятельность студентов, которая позволит достичь целей.

Очень важно добиваться того, чтобы поставленные цели помогали определить, что ожидается от студентов после изучения этого курса. Конкретизация целей позволяет дать представление о том, что студент в состоянии будет сделать в конце каждого занятия. Фактически необходима постановка целей для каждого занятия курса.

Цели помогают сконцентрироваться на развитии познавательной деятельности студента и определить, на какой стадии он находится.

Правильно сформулированные цели позволят студентам:

  • настроить мышление на тему обучения;
  • сфокусировать внимание на наиболее важных проблемах;
  • тщательно подготовиться к тестам, заданиям и другим средствам оценивания [7].

Деятельность должна быть спроектирована в соответствии со сформулированными целями.

При планировании и разработке дистанционных учебных курсов необходимо принимать во внимание, что основные три компоненты деятельности педагога, а именно изложение учебного материала, практика, обратная связь, сохраняют свое значение и в курсах ДО.

Успешность дистанционного обучения в большой степени зависит от используемых средств обучения. Принято различать дидактические свойства и дидактические функции средств обучения. Дидактические свойства – это существенные для дидактики основные характеристики (признаки), отличающие конкретное средство обучения от других. Дидактические функции средств обучения характеризуют внешние проявления заложенных в них свойств и отражают назначение, роль в учебно-воспитательном процессе средств обучения для достижения определенных дидактических целей. Перечислим дидактические свойства и функции учебников, используемых при дистанционной форме обучения.

  • Развитая гипертекстовая структура в понятийной части курса и логическая структура изложения основного материала (последовательность, взаимозависимость частей).

  • Навигация – удобная для пользователя система управления структурой.
  • Наличие звука, анимации, графических вставок, слайд-шоу и т.

п. (если, конечно, это методически оправдано).

  • Доступность учебника (Интернет, диски) и возможность распечатать любую «страницу» такого учебника.
  • Контролирующая функция – наличие системы контроля знаний.

Дидактическое обеспечение дистанционного обучения представляет собой комплекс из трех блоков: информационно-содержательного, контрольно-коммуникационного и коррекционно-обобщающего. Каждый блок обеспечивает выполнение определенных функций. Так, выполнение организационной и обучающей функций обеспечивает информационносодержательный блок. Информация в этом блоке может быть представлена на магнитном или на бумажном носителе.

Наибольшее распространение в системе дистанционного обучения получили однопользовательские компьютерные системы, т. е. программы и программные системы, используемые обучаемым на одном компьютере, независимо от преподавателя и других обучаемых. Формами таких компьютерных систем являются электронный учебник, электронное учебное пособие, автоматизированные обучающие системы и др. Будем понимать под электронным учебником компьютерное обучающее программное средство, предназначенное для предъявления новой информации, служащее для индивидуализированного обучения и позволяющее (в ограниченной мере) тестировать знания и умения обучаемых.

Основой электронного учебника является гипертекст.

Гипертекст — это форма организации текстового материала, при которой смысловые единицы текста (фразы, абзацы, разделы) представлены не в линейной последовательности, а как система явно указанных возможных переходов, связей между ними. Следуя этим связям, можно читать материал в любом порядке.

Если достаточно объемный материал обладает большим количеством связей, то возникает сложно организованное гипертекстовое пространство сеть. Формирование и использование такой сети текстовых единиц возможно только при помощи компьютера.

Компьютерная гипертекстовая технология в самой общей форме понимается как «поддержка связей», т. е. обеспечение максимальной комфортности для пользователя при формировании и обработке сети связей. Гипертекстовая технология должна решать следующие задачи:

1) предоставлять пользователю возможность легко добавлять новые текстовые единицы, указывая их связи с имеющимися;

2) обеспечивать простоту перемещения по образованной сети, т. е. возможность «читать» гипертекст в любом задуманном порядке;

3) предоставлять пользователю возможность неоднократного «прогона» учебного материала (что положительно влияет на усвоение, закрепление полученных умений и навыков).

Гипертекст всегда представляет собой некоторый граф, отображающий систему связей между смысловыми единицами текста. Свойства гипертекста, его функциональные возможности в значительной степени зависят от структурных характеристик гипертекстовой сети. Она может иметь разную степень сложности, быть, например, иерархической или циклической или члениться на обособленные части. Чем более сложной, запутанной, насыщенной циклами является структура гипертекста, тем труднее как его освоение при чтении, так и его подготовка.

Бесспорным достоинством электронных учебников, построенных на основе гипертекстов, является использование мультимедиа-технологий. Наличие звука, анимации, графических вставок, слайд-шоу и т. п. повышает уровень наглядности, что способствует успешности обучения. Известно, что исключительно визуальная информация усваивается человеком на 25 %, исключительно аудиоинформация – на 12 %, а комплексное аудиовизуальное представление информации поднимает этот функциональный уровень до 65 % . Конечно, использовать мультимедиа-технологии нужно там, где это методически оправдано. Переизбыток графики, анимации, звука в электронных учебниках приводит к повышению утомляемости, рассеиванию внимания обучаемого, что негативно сказывается на успешности обучения.

Конечным продуктом нашей работы нам представляется учебнометодический комплекс по обучению разработке Web-сайтов. Составной частью этого комплекса будет электронный учебник, к которому предъявляются следующие требования:

  • эвристичность и проблемность изложения материала, ориентация обучаемых на самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы;
  • модульность в структурировании материала (каждый модуль включает в себя теоретический курс, практические задания и методы диагностики);

— соответствие общедидактическим методам обучения (информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемный, эвристический, исследовательский), которые охватывают всю совокупность педагогических технологий взаимодействия преподавателей и обучаемых.

Электронный учебник содержит три компонента: основное содержание, в которой излагается информационная часть курса; упражнения, способствующие закреплению полученных знаний; система контроля за усвоением содержания.

Поскольку носителем содержания учебника является учебный текст, к тексту электронного учебника предъявляются особые требования:

  • использование в тексте синтаксических конструкций, свойственных языку;
  • применение в тексте общепринятой терминологии;
  • наличие примеров, которые поясняют или иллюстрируют содержание текста; для оформления примеров в электронных текстах могут использоваться элементы мультимедиа: видео, звук, анимация слайдовые шоу и т.

д.;

  • использование заданий проблемного характера, сопровождающихся специальными примерами, построенными на современном научном материале с необходимыми пояснениями;
  • использование гиперссылок для переходов к смысловым единицам текста, для расшифровки аббревиатур, для перехода к электронному терминологическому словарю и т. д.;
  • единообразие оформления всех заголовков, списков, ссылок и сносок.

Работая с электронным учебником, обучаемый должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность с применением полученных знаний на практике. Для этого учебный текст должен сопровождаться наборами практических заданий (упражнений) и заданий лабораторных практикумов. Сюда должны быть включены задания, ориентированные на отработку конкретных методов решения, и задания творческого характера.

Для диагностики процесса обучения и контроля знаний необходимы системы тестов, позволяющие проводить объективную оценку знаний учащегося. Тесты должны предусматривать проверку того, насколько студенты приобрели навыки решения творческих задач.

Итак, электронный учебник, содержит собственно учебные материалы для дистанционного обучения, разделен на не зависимые темы-модули, каждая из которых дает целостное представление об определенной тематической области, и способствует индивидуализации процесса обучения, т.е. обучающийся может выбрать из вариантов обучения: изучение полного курса по предмету или изучение только конкретных тем [13].

Принципы создания электронного учебника включают в себя:

Принцип квантования: разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию.

Принцип полноты: каждый модуль должен иметь следующие компоненты теоретическое ядро, контрольные вопросы по теории, примеры, задачи и упражнения для самостоятельного решения, контрольные вопросы по всему модулю с ответами, контрольная работа, контекстная справка (Help), исторический комментарий.

Принцип наглядности: каждый модуль должен состоять из коллекции кадров с минимумом текста и визуализацией, облегчающей понимание и запоминание новых понятий, утверждений и методов.

Принцип ветвления: каждый модуль должен быть связан гипертекстными ссылками с другими модулями так, чтобы у пользователя был выбор перехода в любой другой модуль. Принцип ветвления не исключает, а даже предполагает наличие рекомендуемых переходов, реализующих последовательное изучение предмета.

Принцип регулирования: учащийся самостоятельно управляет сменой кадров, имеет возможность вызвать на экран любое количество примеров (понятие «пример» имеет широкий смысл: это и примеры, иллюстрирующие изучаемые понятия и утверждения, и примеры решения конкретных задач, а также контрпримеры), решить необходимое ему количество задач, задаваемого им самим или определяемого преподавателем уровня сложности, а также проверить себя, ответив на контрольные вопросы и выполнив контрольную работу, заданного уровня сложности.

Принцип адаптивности: электронный учебник должен допускать адаптацию к нуждам конкретного пользователя в процессе учебы, позволять варьировать глубину и сложность изучаемого материала и его прикладную направленность в зависимости от будущей специальности учащегося, применительно к нуждам пользователя генерировать дополнительный иллюстративный материал, предоставлять графические и геометрические интерпретации изучаемых понятий и полученных учащимся решений задач.

Принцип компьютерной поддержки: в любой момент работы учащийся может получить компьютерную поддержку, освобождающую его от рутинной работы и позволяющую сосредоточиться на сути изучаемого в данный момент материала, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач. Причем компьютер не только выполняет громоздкие преобразования, разнообразные вычисления и графические построения, но и совершает математические операции любого уровня сложности, если они уже изучены ранее, а также проверяет полученные результаты на любом этапе, а не только на уровне ответа.

Принцип собираемости: электронный учебник (и другие учебные пакеты) должны быть выполнены в форматах, позволяющих компоновать их в единые электронные комплексы, расширять и дополнять их новыми разделами и темами, а также формировать электронные библиотеки по отдельным дисциплинам (например, для кафедральных компьютерных классов) или личные электронные библиотеки студента (в соответствии со специальностью и курсом, на котором он учится), преподавателя или исследователя.

2.4. Система еFront: общая характеристика и возможности еѐ

использования в рамках дистанционного обучения

В современном обществе всѐ большее внимание уделяется развитию систем дистанционного (электронного) обучения на основе международной информационной системы Интернет. В высшей профессиональной школе технологии дистанционного обучения используются для заочного и очнозаочного обучения студентов, повышения квалификации специалистов, подготовки будущих абитуриентов [1; 2].

В настоящее время в ВУЗах Российской федерации используются различные программные продукты, на базе которых организовано дистанционное обучение. Наиболее известными являются «Прометей», «Доцент», «Moodle», «eLearning Server 3000» и др. Большинство из этих учебных информационных систем разработаны отечественными компаниями и продаются по высоким ценам. Кроме того, они в большей степени адаптированы применительно к экономическому и гуманитарному образованию.

Для использования Интернет-технологий дистанционного обучения представляет интерес программный продукт eFront, разработанный компанией EpignisisLtd. (www.efrontlearning.net) и распространяемый через Интернет бесплатно.

Система eFront — представляет собой новое поколение eLearningсистем, сочетающая в себе функции систем управления обучением (LMS – Learning Management System) и систем управления и создания учебных материалов (LCMS – Learning Content Management System).

Возможности eFront позволяют решать задачи организации учебного процесса в учебных заведениях, а также задачи повышения квалификации, аттестации и отбора сотрудников в организациях различного масштаба. Применение системы позволит решать образовательные задачи легче и проще. Основу системы представляет eFrontCore — система, распространяемая со свободной лицензией, реализующая основные функции LMS/LCMS. Вы можете скачать ее и начать использовать систему прямо сейчас. Некоторые из многочисленных достоинств системы:

  • eFront — имеющая сертифицированную поддержку формата SCORM, система электронного обучения и Развития Человеческого Капитала. Она создана для бизнеса и учебных заведений.
  • простота использования eFront — одна из главных задач продукта. Естественный и ясный интерфейс, с говорящими сами за себя элементами, понятен любому.

— привлекательность — eFront не создается как еще один обучающий продукт. Ее цель — быть самой красивой системой обучения. — прогрессивность — eFront применяет такие технологии, как Ajax, Unicode, LDAP, поддерживает SCORM, позволяет обучать на нескольких языках.

  • концепции преподавания — заложенные в eFront идеи нацелены на привлечение учащихся и сохранению их интереса.
  • управление навыками — концепция управления навыками позволяет проводить входное тестирование и аттестацию сотрудников, планировать карьеру и рационально распределять работу, повышая общий профессиональный уровень организации.

-ориентация на бизнес — eFront настраивается на структуру организации и позволяет распределять функции и полномочия в соответствии с ней. Подобно Moodle, eFront имеет полный набор средств для создания учебного материала, тестов и оценивания учащихся, контроля успеваемости, выдачи сертификатов и десятков дополнений для поддержки wiki, блогов, видеороликов youtube, работы с изображениями, часто задаваемыми вопросами (FAQ), внешними ссылками и т.д.

— полнота — eFront имеет широкий набор компонент, которые помогут вам создавать структуру занятий и учебный материал, создавать тесты, общаться, следить за успеваемостью и использованием системы, проводить опросы, давать задания для практических занятий и создавать сертификаты.

И это еще далеко не все! По сравнению с Moodle имеет более интуитивно понятный интерфейс навигации (и админки) по сайту и более приятный внешний вид, что позволяет обучающемуся не тратить время на понимание как пользоваться системой, а сразу приступить к изучению материала. На рисунке 1 показана страница eFront для Обучающегося.

Рисунок 1. Стартовая страница eFront

На рисунке 2 показана главная страница Для Преподавателя (составителя курсов).

Рисунок 2. Стартовая страница eFront для Преподавателя

Администрирование в системе достаточно удобное.

Использование простого интерфейса позволяет с легкостью

использовать всю функциональность системы. Поддержка различных

модулей позволяет настроить систему под свои нужды (Рис.3).

Перечислим основные возможности системы eFront:

  • Управление пользователями;
  • Развитая система управления пользователями. Возможность создания собственных ролей. Уроки, курсы и категории;
  • Можно группировать уроки в иерархической системе категорий, собрать несколько уроков в курс.

Рисунок 3. Стартовая страница eFront для Администратора

Редактор eFront имеет гибкий редактор и поддерживает использование изображений, звука, видео, flash или java.

Файлы и цифровая библиотека:

Можно загружать файлы, и использовать их как персонально, так и вместе с другими пользователями.

Создание тестов:

Создавать тесты собирая вопросы и коллекции вопросов. Поддерживаются различные типы вопросов.

Поддержка SCORM:

eFront обеспечивает сертифицированную поддержку SCORM. Данные SCORM могут быть импортированы в систему или экспортированы из нее.

Контроль успеваемости:

Визуальные индикаторы сопровождают пользователя во время урока и показывают его успеваемость.

Общение:

eFront предоставляет различные средства общения: форум, чат, календарь, персональные сообщения, обмен файлами, комментирования тем. В календаре можно отмечать различные даты собраний, сроки сдачи проектов и т.д. Чат создает ощущение присутствия, а форум позволяет решать возникшие проблемы. Персональные сообщения могут помочь преподавателю в общении со студентами, например, разослать темы проектов студентам и т.п.