Московский государственный технический университет гражданской авиации
Курсовая работа
на тему :«Разработка сбалансированной системы показателей для аэропорта Иркутска»
Москва 2015
1. Экспресс-диагностика деятельности предприятия
1.1 Краткая информация
ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» находится в 8-ми километрах от центра Иркутска.
Режим работы — круглосуточно.
Коды аэропорта : ИАТА: ИКТ (IKT) — ИКАО: УИИИ (UIII)
Количество терминалов — 2 пассажирских и 1 грузовой.
Пропускная способность аэровокзального комплекса:
- аэровокзал ВВЛ (внутренних воздушных линий) — 800 пасс./час;
- аэровокзал МВЛ (международных воздушных линий) — 400 пасс./час.
Грузовой комплекс:
Общая площадь — 2,2 Га с производительностью 150 тонн в сутки.
Принимаемые ВС: Ил-114, Ил-76, Ил-86, nobr>Ил-62 М, Ил-96-400, Ту-134, Ту-154,Ту-204, Ty-214, Ан-12, Ан-24, Boeing-737, Boeing-747, Boeing-757, Boeing-767, А-310, A-319,A-320, A-321,MD-82, MD-90, Fokker-50, Fokker-100, ATR-42, ВС 3 и 4 классов без ограничений.
Категория: В (по длине ВПП (взлетно-посадочная полоса), Класс: I. Соответствует I категории ИКАО.
Размеры основной ВПП и тип покрытия: 3565 метров, полимерный асфальтобетон.
Историческая справка.
24 июня 1925 — в Иркутске совершили посадку 6 самолётов перелёта по маршруту Москва — Иркутск — Улан-Батор — Пекин. Перелёт осуществлялся на 4-х отечественных и 2-х иностранных самолётах. Руководил перелётом пилот Шмидт И.П., в составе экспедиции был Михаил Громов. Данное событие послужило началом организованного планомерного авиационного освоения Сибири. Аэродром находился в районе деревни Боково и имел первоначальные размеры 500×600 шагов. Этот день признан днем основания аэропорта Иркутска.
10 — 13 августа 1928 — выполнен первый почтово-пассажирский рейс по гидроавиалинии Иркутск — Бодайбо на самолёте Ю-13 «Моссовет». С этого момента начал свою работу гидроаэропорт, оборудованный на реке Ангара в центре современного Иркутска, около нынешней улицы Франк-Каменецкого. Гидросамолёты совершали регулярные рейсы в Якутию.
В августе 1932г — открыта крупнейшая в мире авиамагистраль Москва — Владивосток, иркутские авиаторы выполняли полёты на участке Иркутск — Могоча.
Январь 1948 — начаты регулярные круглосуточные полёты на воздушных линиях: Иркутск — Москва, Иркутск — Бодайбо — Якутск.
Технология и организация перевозок воздушным транспортом
... Курсовая работа даёт возможность на практике осуществить расчеты оптимального количества оборудования для обслуживания пассажиров, осуществляющих полеты и базового аэропорта ... самолете ТУ-104 по маршруту Москва - Омск - Иркутск (капитан корабля - Е. ... телетрапами, новый перрон для воздушных судов авиа-бизнес-терминала ... аэропорта Внуково. 5 января 1943 года - в аэропорту Внуково создан отдел перевозок. ...
30 декабря 1954 — аэропорт Иркутск постановлением Совета Министров СССР получил статус международного.
15 сентября 1956 — на иркутском аэродроме впервые произвёл посадку реактивный самолёт Ту-104, выполняющий технический рейс из Пекина. В этот день была открыта первая в СССР пассажирская авиалиния Москва — Иркутск на реактивном самолёте Ту-104.
7 марта 1975 — в Иркутск прибыл первый самолёт второго поколения реактивных гражданских пассажирских самолетов Ту-154.
4 апреля 1975 — выполнен первый рейс на Ту-154 в Москву.
11 ноября 1980 — в Иркутск прибыл первый самолёт Ил-76, способный взять на борт 40 тонн груза.
19 декабря 1980 — осуществлён первый рейс на Ил-76 по маршруту Иркутск — Полярный.
1 апреля 1992 — реорганизован Иркутский объединённый авиаотряд. Образованы: ГУП «Аэропорт Иркутск» и ОАО «Авиакомпания „Байкал“».
28 октября 1994 — аэропорт Иркутск получил Сертификат Межгосударственного авиационного комитета и признан пригодным для обслуживания международных рейсов.
16 декабря 1994 — сдан в эксплуатацию действующий терминал здания международного аэровокзала.
12 апреля 2002 — в связи с изменением собственного Устава, предприятие получило название — ФГУП «Аэропорт Иркутск».
14 июля 2004 — аэродром получил сертификат на допуск к международным полётам и посадке по минимуму 1-й категории ИКАО 60×800 м всем категориям воздушных судов с обоими курсами посадки 115/295 градусов.
Июнь 2005 — в Шэньяне подписано соглашение между аэропортом Иркутск, аэропортом Мюнхена, Улан-Баторским аэропортом Чингисхан и Шэньянским аэропортом Тяосянь о создании международного Евроазиатского Авиатранспортного Альянса «AERA» (Аэропорты Европы — России — Азии).
Цель создания аэропортового альянса — развитие трансферных перевозок и открытие прямого рейса из Азии в Европу.
Сентябрь 2006 — на открытии IV Байкальского Экономического Форума было подписано соглашение между ФГУП «Аэропорт Иркутск» и Шэньянским аэропортом Тяосянь о создании транспортной компании по перевозке грузов из Шэньяна в Иркутск.
26 декабря 2007 — впервые за последние 12 лет пассажиропоток аэропорта Иркутск превысил миллион человек.
14 октября 2008 — завершён последний этап по удлинению взлётно-посадочной полосы на 400 м в сторону Байкала.
10 апреля 2009 — после реконструкции открылось здание терминала внутренних авиалиний, получившее название «Хрустальные ворота».
13 ноября 2009 — МА Иркутск впервые провёл споттинг-сессию, став третьим городом в России (после Москвы и Новосибирска).
Мероприятие стало традиционным.
2 июля 2010 — МА Иркутск отметил свой 85-летний юбилей.
3 декабря 2010 года — МА Иркутск вернулся в число аэропортов-миллионников страны, а также сделал своебразный рекорд — впервые в истории «воздушных ворот» миллионный пассажир зарегистрирован в начале декабря, а не позже 12 числа как было ранее.
1 марта 2011 года — ФГУП «Аэропорт Иркутск» преобразован в открытое акционерное общество «Международный аэропорт Иркутск».
Значительное сокращение перевозок в 2009 году объясняется банкротством сразу нескольких авиакомпаний осенью 2008 года — (Дальавиа, Красноярские авиалинии, Самара, Сибавиатранс, Интеравиа), а также приостановкой международных рейсов S7 Airlines. В летний сезон некоторые рейсы были возобновлены, что частично стабилизировало ситуацию.
Несмотря на общее снижение, в 2009 году значительно увеличился пассажиропоток в Турцию и Таиланд за счёт прихода на иркутский рынок туроператора Пегас-Туристик и обслуживающих его авиакомпаний Северный Ветер (Nordwind Airlines) и Икар.
Схема привокзальной площади аэропорта
Показатели деятельности за 2007-2015 года
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
Обслужено пассажиров |
^ 1 020 463 (+14 %) |
^ 1 042 357 (+2 %) |
Ў854 538 (-18 %) |
^ 1 078 787 (+26 %) |
^ 1 257 804 (+17 %) |
^ 1 400 265 (+11 %) |
^ 1 569 011 (+11 %) |
^ 1 712 781 (+9 %) |
Ў 742 155 (-3 %) |
|
Внутренние перевозки |
^889 265 |
^930 072 |
Ў745 267 |
^887 468 |
^945 244 |
^1 044 171 |
^1 137 799 |
^1 239 562 |
^578 249 |
|
Международные перевозки |
^131 198 |
Ў112 285 |
Ў109 271 |
^191 319 |
^312 560 |
^356 094 |
^431 212 |
^473 219 |
Ў163 906 |
|
Обработано грузов и почты, тонн |
^ 16 557 |
Ў 16 259 |
Ў 11 919 |
Ў 11 246 |
^ 11 578 |
^ 13 781 |
10 519 |
^ 4 500 |
н/д |
|
Количество самолётовылетов |
^ 7 895 |
^ 8 584 |
н/д |
8 724 |
^ 10 075 |
^ 10 434 |
н/д |
н/д |
н/д |
|
менеджмент управленческий аэропорт
Функциональная структура организации, включая основные подразделения
1.2 Анализ делового окружения на основе модели «пяти сил»
Взаимоотношение с поставщиками
Закупочная деятельность ОАО «Международный Аэропорт Иркутск»
Осуществляется в соответствии с требованиями
Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках
товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и
локальным нормативным актом Общества, регламентирующим
проведение закупочных процедур — Положением о закупке товаров,
работ, услуг.
Аэронавигационное обслуживание:
Филиал «Аэронавигация Восточной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» осуществляет деятельность по аэронавигационному обслуживанию, обеспечению безопасного,экономичного и регулярного воздушного движения на воздушных трассах в районах аэродрома и в районах выполнения авиационных
работ в установленных границах ответственности.
Обеспечение авиатопливом:
Топливозаправочные компании ООО «ТЗК-Иркутск» и ЗАО «ВСТК» осуществляют поставку авиатоплива и заправку воздушныхсудов авиакомпаний авиационными ГСМ и специальными жидкостями.
Анализ существующих конкурентов и конкурентной среды
В настоящее время и главным конкурентов аэропорта «Иркутск» является восточно-сибирская железная дорога и аэропорт «Байкал» в городе Улан-Удэ.
Протяженность — 3848,1 км. Пролегает по территории Иркутской и Читинской областей и республик Бурятия и Саха-Якутия. Дорога обслуживает крупные промышленные районы по добыче железной руды и угля, заготовке и обработке леса, предприятия энергетической и химической промышленности, цветной металлургии.
На долю дороги приходится 89% грузооборота в регионе, выполненного всеми видами транспорта. Ежегодно по магистрали перевозится более 278 млн.т. груза. В среднем в год дорога перевозит более 30 млн. человек.
В среднем стоимость ЖД билета Москва — Иркутск составляет 5.400р в плацкарте и 12.000р в купе ( длительность поездки 3 дня 15 часов).
Средняя стоимость перелета по маршруту Москва-Иркутск составляет от 26.000р в эконом классе.
Аэропорт «Байкал»
Аэропорт Улан — Удэ является внутрироссийским узловым аэропортом федерального значения, имеет статус международного. Аэропорт расположен в непосредственной близости к озеру Байкал, объекту всемирного наследия.
Аэропорт Улан-Удэ является развитым авиатранспортным узлом в центре авиационных путей, соединяющих Европейскую часть России с Сибирью, Дальним Востоком и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Аэропорт обеспечивает авиационное сообщение города Улан-Удэ (столицы Республики Бурятия) и Республики Бурятия с другими регионами Российской Федерации. Аэропорт работает с 1926 года и имеет исключительную статистику по обеспечению безопасности полетов. Аэропорт Байкал обладает всеми техническими возможностями для приема российских и международных воздушных судов: взлетно-посадочную полосу длиной 3000 метров, светосигнальное оборудование (ОВИ-1), всю необходимую инфраструктуру, аэронавигационное и метео оборудование, большой аэровокзал, обученный персонал, сертификат соответствия по осуществлению аэропортовой деятельности.
Характеристика аэропорта.
Принимаемые типы ВС:
- Ту-134, 154,204, 214 и модификации;
- Ан-24, Ан-26, Ан-140, 148 и модификации,
- Ан-12, Ан-124-100(Руслан);
- Як-40, Як-42;
- Ил-114 и модификации, Ил-18, Ил-76т(тд), Ил-96-400т;
- Боинг-737 и модификации,Боинг-757-200, Боинг-767 и модификации;
- Airbus А-319, А-320, А-321 и модификации;
- АТR-42,72 и модификации;
- Bombardier DASH8 — Q400;
- SAAB-340 и модификации;
- CRJ-100/200 и модификации;
- Другие типы ВС III, IV классов;
- Вертолеты всех типов.
Характеристики аэродрома и основных служб аэропорта
Аэропорт Улан-Удэ II класса, аэродром класса «В».
1.Аэродром имеет одну искусственную взлетно-посадочную полосу (ИВПП)
размеры ИВПП 2997х45 м. ( летная полоса (ЛП) — 3647х300 м.);
- Для аварийной посадки имеется грунтовая взлетно-посадочная полоса с МКпос. 263°-83° размерами 2050х100м.
2. Аэродром имеет 5 искусственных рулежных дорожек (РД).
3. Аэродром имеет два перрона (перроны совмещенные — грузопассажирские).
- Перрон №1, 25 мест стоянок с искусственным покрытием;
- Перрон №2, 7 мест стоянок с искусственным покрытием.
4. На аэродроме имеется 3 грунтовых рулежных соединительных дорожек для ВС 3-4 класса.
5. На аэродроме имеется вертодром с посадочным квадратом 130х90м., вертолетной рулежной дорожкой и 9 МС для вертолетов ( 4 МИ-8 и 5 МИ-2).
6. ИВПП оборудована светосигнальным оборудованием типа ОВИ-1 с резервным источником электропитания. Электроснабжение аэродрома и объектов РТО, УВД , ССО- соответствуют требованиям НГЭА — 92.
7. Пропускная способность ВПП аэропорта Улан-Удэ составляет 6 самолетовылетов в час.
Запасные аэродромы: Иркутск, Чита, Братск.
Характеристика потребителей продукции предприятия.
Несмотря на то что в Иркутске самый высокий уровень средней заработной платы по региону, 16% населения средний доход ниже прожиточного минимума.
Аэропорт Иркутска проанализировал наиболее популярные курортные направления лета 2015 года. Лидером стал Таиланд, за три месяца на маршрутах из Иркутска в Бангкок, Пхукет и Утапао в общей сложности обслужили более 23 тысяч человек. На втором месте — Анталия (Турция), туда и обратно прямыми рейсами из Иркутска перевезли более 17 тысяч пассажиров. Третье место у Симферополя, 14500 пассажиров слетали из Иркутска в Крым.
Таблица Анализ внешней и внутренней среды предприятия
Сильные стороны Выгодное географическое положение г. Иркутска и близость к озеру Байкал, имеющему солидный туристический потенциал;
|
Слабые стороны Низкоквалифицированый персонал;
|
|
Возможности Рост направлений авиаперевозок;
|
Угрозы Высокая стоимость топлива;
|
|
Таблица SWOT-анализ предприятия
Показатели |
плохо |
удовлетворительно |
хорошо |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||
Возможности ВПП |
+ |
+ |
|||||||||
Техническая оснащенность |
+ |
+ |
|||||||||
Время обслуживания |
+ |
+ |
|||||||||
Качество обслуживания |
+ |
+ |
|||||||||
Состояние аэровокзала |
++ |
||||||||||
Близость к транспортным узлам |
+ |
+ |
|||||||||
Наличие доп.услуг в аэропорту |
+ |
+ |
|||||||||
Туристическая привлекательность |
+ |
+ |
|||||||||
Климат |
+ |
+ |
|||||||||
Перспективы развития |
+ |
+ |
|||||||||
1.3 Анализ миссии и видения предприятия
Миссия организации.
Предоставление безопасных, комфортных и качественных услуг в аэропорту, соответствующих передовым международным стандартам и требованиям потребителей.
Видение организации.
ОАО «Международный Аэропорт крупнейших в Сибирском Федеральном округе и на Дальнем
Востоке, образцовый, безопасный, высокотехнологичный, активно практикующий трансферные технологии обслуживания аэропорт международного класса.
Деятельность Общества связана с множеством организаций, огромным числом людей, вовлеченных в процесс авиаперевозок. Мы с уважением относимся ко всем заинтересованным сторонам и стараемся учитывать в своей работе их требования, пожелания и предпочтения.
Основные заинтересованные лица:
- Федеральные органы власти, органы власти Иркутской области и муниципальные органы власти;
- Регулирующие органы и органы надзора;
- Акционер;
- Общественные организации;
- СМИ;
- Авиакомпании;
- Пассажиры;
- Сотрудники Общества;
- Партнеры;
- Поставщики и подрядчики.
Стратегия организации.
С учетом особенностей внешней и внутренней среды Обществом поставлена главная стратегическая цель на долгосрочную перспективу — стать узловым хабом в Сибирском федеральном округе федерального значения для внутрироссийских, международных, транзитных пассажиро- и грузопотоков к 2022 году.
Ключевыми факторами реализации стратегии развития предприятия будут являться:
1) Дальнейшее развитие инфраструктуры в целях повышения качества обслуживания авиакомпаний, дающее дополнительное конкурентное преимущество предприятия;
2) Инновационный подход к формированию производственно- технологической политики предприятия, переход на международные стандарты обслуживания;
3) Акцент на развитие персонала в целях дальнейшего повышения уровня квалификации работников на всех уровнях.
Указанные ключевые факторы реализации стратегии будут взяты за основу при подготовке и формировании производственных программ и планов развития предприятия на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Таким образом, развитие трех основных точек роста инфраструктуры, персонала, инноваций будет являться основополагающим для Общества
при достижении стратегических целей и задач. Совместно с авиакомпаниями-партнерами мы постоянно развиваем маршрутную сеть воздушных перевозок, чтобы удовлетворить все запросы и пожелания пассажиров.
Иркутский аэропорт по сравнению с основными аэропортами- конкурентами (Кольцово, Толмачево, Емельяново,
Хабаровск,
Владивосток) занимает среднюю позицию. Полеты из Иркутского
аэропорта осуществляют 26 авиакомпаний, 8 из них иностранные по
54 направлениям: 36 внутрироссийских и 18 международных.
2. Разработка концепции сбалансированной системы показателей
2.1 Формализация дерева целей
Миссия Предоставление качественных услуг в аэропорту, соответствующих передовым международным стандартам и требованиям потребителей. |
|
Генеральная цель Создание крупного хаба Восточной Сибири и вывод ФГУП «Аэропорта Иркутск» на позиции одного из ведущих международных аэропортов России. |
|
Целевые программы
Реконструкция и модернизация ВПП, РД, МС: |
Приобретение специальной техники: |
Модернизация аэровокзалов и оборудования: |
Развитие дополнительных услуг пассажирам на территории аэровокзалов: |
|
1. Удлинение ВПП; 2. Замена светосигнального оборудования РД; 3. Усиление покрытий существующей ВПП; 4. Усиление покрытия РД; 5.Строительство мест стоянки для обслуживания самолетов. |
1.Замена спецавтотехники; 2.Приобретение:
|
1. Установка линии упаковки груза; 2. Установка интроскопа для досмотра грузов; 3. Открытие новых залов для обслуживания пассажиров. |
1.Реконструкция и модернизация гостиничного комплекса 2. Открытие делового центра на базе филиала гостиницы 3. Организация развлекательного комплекса 4. Открытие новых торговых точек 5. Развитие VIP-услуг. |
|
2.2 Определение показателей в разрезе 4-х перспектив
Таблица Показатели, их значения, задачи и мероприятия по основным направлениям деятельности предприятия
Финансы |
Рынок/клиенты |
|
увеличение доходов от неавиационной деятельности на 50%;
|
Расширение маршрутной сети;
|
|
Бизнес-процессы |
Обучение/рост |
|
Инновационный подход к формированию производственно- технологической политики предприятия, переход на международные стандарты обслуживания;
|
Акцент на развитие персонала в целях дальнейшего повышения уровня квалификации работников на всех уровнях. эффективное распределение и использование занятых в организации работников, рационализация их численности;
|
|
Таблица Показатели сбалансированной системы
Ключевые факторы успеха |
Показатели результативности |
Единица измерения |
Формула расчета |
||
Финансовая перспектива |
|||||
увеличение доходов от неавиационной деятельности |
Увеличение на 50 % |
Сумма доходов в 2022 году |
Млн.руб. |
D = С*R*N |
|
Увеличение доходов от неосновного вида деятельности |
Увеличение на 30% |
Сумма доходов в 2022 году |
Млн.руб. |
D = С*R*N |
|
Инвестиции |
Размер до 30 млн.руб |
Сумма доходов в 2022 году |
Млн.руб |
= Ki |
|
Перспектива потребителя |
|||||
Расширение маршрутной сети |
Увеличение до 15 новых пунктов |
Кол-во пунктов к 2022 году |
Кол-во пунктов |
||
Увеличение числа базирующихся а/к |
Увеличить число а/к минимум на 15 %. |
Число а/к к 2022 году |
Число а/к |
Nак= |
|
Увеличение пассажиропотока |
Увеличение на 20% |
Кол-во пасс.к 2022 году |
Млн.пасс. |
Wгод = *nпасс |
|
Перспектива внутренних процессов |
|||||
Инновационный подход к формированию производственно-технологической политики предприятия развитие инфраструктуры и служб аэропорта |
Обновление и создание новых бизнес-процессов Создание новых служб и оптимизация существующих |
Разработка, создание и внедрение к 2022 году Развитие к 2022 году |
Улучшение качества работ всех служб Улучшение общих показателей аэропорта |
||
процесс энергосбережения и повышения энергетической эффективности |
Снижение затрат на 20% |
Снижение затрат к 2022 году |
Снижение затрат на 20% |
= 0,8*Сб |
|
Перспектива обучения и развития |
|||||
Акцент на развитие персонала |
Повышение квалификации персонала |
Увеличение кол-ва квалифицированных сотрудников |
Увеличение качества работы |
(Dгод/Nраб)*100% |
|
Снижение уровня текучести кадров |
Снижение текучести на 15% |
Снижение показателей деятельности предприятия">показателей к 2022 году |
Кол-во чел. |
||
Вывод
В данной курсовой работе была разработана сбалансированная система показателей для «ОАО Международный аэропорт Иркутск» в долгосрочной стратегии до 2022 года:
- Ш привлечение в аэропорт новых авиакомпаний и расширение маршрутной сети рейсов, осуществляемых из аэропорта, включая организацию транзитных перевозок и развитие сети региональных маршрутов;
- Ш обеспечение эффективности операционной деятельности с точки зрения затрат, качества, скорости производственных и вспомогательных процессов;
- Ш развитие инфраструктуры аэропорта для обеспечения предоставления качественных аэропортовых услуг и роста авиатранспортных перевозок;
- Ш своевременное внедрение достижений технического прогресса, востребованных авиаперевозчиками и выполнение требований действующего законодательства по обеспечению экологической безопасности;
- Ш внедрение и реализация современных систем менеджмента, позволяющих обеспечить эффективную деятельность предприятия и возможности постоянного совершенствования бизнеса, повышения конкурентоспособности;
- Ш обеспечение авиационной, транспортной, антитеррористической и информационной защищенности аэропорта;
- Ш повышение эффективности неавиационного бизнеса, включая развитие объектов коммерческой недвижимости на территории, прилегающей к аэропорту;
- Ш реализация программ развития кадровой политики, социального развития, обеспечивающих удовлетворенность персонала предприятия.
В итоге концепция сбалансированной системы показателей поддерживает стратегическое планирование путем объединений усилий всех подразделений предприятия.