Любой человек тянется к чему-то новому, оригинальному, неординарному. Взгляд человека проскальзывает по уже привычным формам и останавливается на чем-то еще неизведанном, пусть поначалу еще непонятном.
Даже маленький ребенок, хорошо изучив свою игрушку — меньше использует ее в своей игре по назначению. Ребенок пытается использовать ее в качестве другого предмета с другими функциями, не свойственными для нее изначально.
Таким образом способность творить заложена в ребенке с раннего детства. И проблема в том, что никто не занимается целенаправленно и осознанно развитием этих способностей. Все пускается на самотек. И тот ребенок, в котором были заложены большие творческие задатки, и который мог бы себя проявить в будущем в качестве творца в той или иной области, становится обыкновенным » человеком из толпы».В последнее время в нашей стало много людей обычных, ничем не выделяющихся, не стремящихся к кокой-либо созидательной цели — людей творческих. Но необходимо развивать творчество в ребенке прежде всего для него же самого. Только творческий человек всегда может найти выход в неординарной ситуации.
Развивать творческие способности необходимо с дошкольного возраста и более серьезно заниматься этой проблемой уже в школьном возрасте, т. к. именно здесь формируется полноценная личность ребенка. И задача педагогов заключается в том, чтобы помочь ребенку развить в себе творческие задатки, стать творческой личностью.
Почему ребенок приходит в школу и уже через неделю он не хочет в нее идти, ему не интересно? Как сохранить в ребенке его творческое начало, как помочь ему стать творческой личностью, как помочь ему справляться со своими проблемами? Все эти вопросы, на которые мы должны найти решения уже сегодня.
Если мы поймем, что особо важно для формирования способностей ребенка, его чувств, умения думать мы сможем помочь ему, дать возможность наиболее полного развития. Мы должны открыть для ребенка как можно больше путей и уже, конечно, помочь ему вступить в мир творчества, воображения, фантазии.
Многими психологами и педагогами рассматривалось творчество по — разному.
С философской точки зрения — это деятельность, порождающая нечто качественно новое , никогда ранее не бывшее.
Развитие творческих способностей младших школьников в процессе ...
... Рассмотреть развитие творческих способностей младших школьников на уроке трудового обучении. 3. Провести экспериментальное исследование, влияния трудового обучения на развитие творческих способностей. Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости применения игровых методов на уроках труда с целью развития творческих способностей младших школьников. Курсовая работа ...
С точки зрения психологии, творчество — это процесс созидания нового или совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс.
Педагогическими творческими способностями понимают индивидуальные способности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления творческой деятельности.
Психологи относят к творческим следующие: зоркость в поисках проблем, способность к «свертыванию», способность к » сцеплению» (увязыванию новой информации со старой), способность к переносу, готовность памяти выдать нужную информацию, гибкость интеллекта, беглость речи, способность к доведению дела до конца, и т. д..
Таким образом, развитие творческих способностей становится жизненно важной проблемой, актуальной во все времена.
2. Теоретическая база опыта.
Проблема творчества в истории и теории педагогики.
Сущность творчества по разному рассматривалась в разные исторические эпохи. В античной философии творчество связывается со сферой изменчивого бытия, а не бытия бесконечного и вечного, созерцание которого ставится выше всякой деятельности.
В понимании художественного творчества, особенно начиная с Платона, развивается учение об Эросе как о своеобразной устремленности человека к достижению высшего созерцания мира.
В средние века творчеством считался волевой акт, вызывающей бытие из небытия.
В эпоху Возрождения творчество осознается как художественное творчество, сущность которого усматривается в творческом созерцании. Возникает интерес к личности самого творца.
В 18 веке Иммануил Кант также анализирует творческую деятельность.
Специфика художественного творчества рассматривается Кантом в системе его учения о целесообразности природы и человеческой деятельности вообще, а также в контексте его понимания искусства в широком смысле этого слова. Кант разграничивает понятие искусства как проявление всякой разумной, целесообразной деятельности ( труда вообще ) и действия природы, целесообразность которых устанавливать человеку не под силу.
Практическая деятельность предполагает не только знание того, как надо делать те или иные вещи, но и определенное мастерство, умение создавать вещи. Но умение лишь следовать шаблонам, еще далеко не достаточно для создания произведений изящного искусства. Поэтому одним из основных мотивов эстетической деятельности, по Канту, является бегство от всех форм однообразной практической деятельности.
Характерной особенностью искусства по сравнению с наукой Кант считал природную одаренность его творца. По Канту, гений это талант ( природное дарование), который дает искусству правило. А так как талант, как прирожденная продуктивная способность художника, сам принадлежит природе, то можно сказать, что гений это прирожденные задатки души, через которые природа дает правила искусству». Речь идёт о тех же способностях души, что у простых смертных, т. е. о воображении и рассудке, только расположенных или соотносящихся друг с другом особым образом, необходимым для эстетической деятельности.
Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования ...
... в рамках предметно-практической деятельности на материале художественного конструирования. Введение элементов дизайна также ... компонентов: рациональности, целесообразности, оригинальности(новизны),стилевого чутья, способности к проектированию. 3.Выделены возможные уровни развития ... проблемы. В философском плане вопросы художественного творчества рассматривались в работах А.А.Адамяна, Д.Благоева, ...
Кант, однако, недооценивал общественную среду в формировании творческих способностей человека и его субъективных волевых усилий в творческом процессе, особенно при возникновении замысла.
Положение Канта о врожденности дарования обусловило и его понимание характера творческого процесса в искусстве как неосознаваемого и, по сравнению с процессом научного открытия,, безотчетного и неформализуемого .При разграничении различных уровней художественного творчества Кант наиболее существенный, содержательный уровень относил к проявлению природного таланта, а поверхностный к сознательной роботе над оформлением этого содержания, когда создатель руководствуется вкусом.
Вкусу как сознательному элементу Кант придает важнейшую организационную функцию.
Таким образом, философ не отрицает необходимость сознательной работы в процессе создания художественных произведений. И если способность к творчеству является врожденной, то вкус основан на активной работе сознания человека.
Свою теорию творчества создал и З. Фрейд. Согласно его теории всё культурное творчество возникает в результате сублимации ( возвышения, переключения ) части сексуальной энергии в различные формы общественной деятельности, которые якобы служат её замещающим средством. Возникновение художественного творчества связано с вытеснением из области сознательной жизни влечения, противоречащих принципу реальности, — эстетическим и этическим нормам общества, с которыми, выйдя из детского возраста, человек не может не считаться и как своеобразная компенсация этих вытесненных влечений, по Фрейду, в детстве у людей возникает страсть к играм, которая впоследствии переходит в склонность к фантазированию.
Фрейд развивает мысль, согласно которой источник фантазии находится в бессознательном этом вместилище психических сил человека. Но так как уже с детства человек вынужден считаться с внешним миром и запретами общества, то единственным выходом для него из непримиримого противоречия между собственными его влечениями и требованиями реальности является фантазия и возникшее на её основе искусство.
Рассматривали теорию творчества и