Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определённого, заранее задуманного продукта. Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и т.п.) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.
В дошкольной педагогике детское конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребёнка. Конструирование — прежде всего важное средство умственного воспитания детей. В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.
Конструируя, ребёнок учится не только различать внешние качества предмета, образца «форму, величину, строение и пр.»; у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребёнок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ, и синтез).
В деятельности, направленной на достижение определённой цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребёнком предметов окружающего мира. Оно становится более целенаправленным. Создаётся также предпосылка для приобретения способности уже в дошкольном возрасте производить более глубокий зрительный анализ модели и предмета, не обращаясь к реальному расчленению. Таким образом, формируется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включая процесс восприятия процессы мышления.
Сенсорное восприятие ставит задачи развития пространственных представлений. И в этом большая роль принадлежит конструированию. Сооружая конструкцию (постройку), ребёнок уточняет и пополняет представления, предварительно намечая её положение в пространстве, расположение частей; совершенствуются эти представления и тогда, когда он создаёт игрушку, размещая и наклеивая мелкие детали (украшения на стенках корзинки, окна у домика и др.) на плоскостной развёртке (выкройке) перед тем, как сложить и склеить выкройку в готовую объёмную игрушку, и когда в конструкции размещаются на определённой плоскости («на улице», «на ферме» и т.д.).
Конструирование из бумаги с детьми 5-7 лет
... чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с ... деятельности предназначается в основном для практического применения. В старшей группе продолжается обучение умению анализировать предметы, выделять характерные признаки в них, сравнивать по ...
Таким образом, формирование пространственных представлений в конструировании происходит на наглядном материале, однако более сложные конструктивные задачи (выполнение модели в новом положении, работа с выкройкой) требуют уже некоторого отвлечения от непосредственно воспринимаемого, т.е. более сложной мыслительной деятельности.
В процессе конструктивной деятельности у детей формируются обобщённые представления. Эти обобщения возникают на основе представлений, получаемых от непосредственного восприятия различных сооружений и создания собственных построек. Дети познают, что множество предметов в окружающем составляют группы однородных предметов, объединённых одним понятием здания, мосты, транспорт и др. В каждой группе предметы имеют и общие и различные признаки. Общие признаки свидетельствуют о наличии одинаковых составных частей: в зданиях — фундамент, стены, окна, двери, крыша; в машинах — мотор, кабина, кузов, колёса и т.д. Части различаются по форме, величине и отделке. Зависят эти различия от назначения: здания школы имеют большое количество широких окон, чтобы в классных комнатах было много света; здания жилых домов имеют более узкие окна с балконами; здание магазина — широкие витрины т.д. Форма и величина частей различны, однако основные части остаются одинаковыми и теми же. Формирование такого рода представлений способствует усвоению детьми основной конструктивной зависимости — зависимости конструкции от её практического назначения, что оказывает существенное влияние на развитие мышления детей.
В процессе обучения детей сооружению разных конструкций однородных построек или игрушек (жилой дом, школа, детский сад; коробочка, домик, корзиночка) создаются условия для развития творческих умений в конструировании. Ребёнок усваивает как бы схему изготовления постройки или игрушки, передавая в них общие, различные признаки, и осуществляет это в определённой последовательности. Такой характер деятельности является основой, позволяющей детям искать способ самостоятельного изготовления нового варианта предмета, что часто требуется в игре.
В процессе обучения конструированию у детей вырабатываются и обобщённые способы действий, умения целенаправленно обследовать предметы или образцы построек, игрушек. Дети учатся планировать работу, представляя её в целом, учатся контролировать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. Всё это делает процесс конструирования организованным, продуманным.
В процессе занятий конструированием дети усваивают правильные геометрические названия деталей строительного набора (куб, брусок, пластина и т.д.), узнают об особенностях геометрических тел: у куба все стороны квадратные, у бруска квадратные две торцовые, а остальные прямоугольные, у прямоугольника противоположные стороны равны и т.д.
Конструирование способствует совершенствованию речи детей, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь друг с другом. В процессе конструирования дети учатся правильно обозначать в слове названия направлений (верх, вниз, далеко, сзади, слева, справа и т.п.), овладевают и такими понятиями, как «высокий — низкий», «широкий — узкий», «длинный — короткий».
Конструктивное творчество дошкольников материал по конструированию, ...
... что конструктивная деятельность детей дошкольного возраста влияет не только на техническую сторону развития ребенка, но и на его нравственную и эмоционально-чувственную сферу. Процесс конструирования непосредственно связан со всеми видами деятельности ребенка ...
Конструирование на занятиях и в играх является средством не только умственного восприятия, но и формирования моральных качеств личности ребёнка. Обучение старших дошкольников сооружению построек, изготовлению различных игрушек из бумаги и других материалов для подарка малышам, маме, бабушке, домиков для птиц и животных воспитывает у детей определённую направленность нравственных чувств (заботу о людях, птицах, животных).
Конструирование на занятиях и в игре имеет большое значение для организации дружного детского коллектива. На занятиях дети учатся совместно выполнять общую работу (вместе готовят игрушки для ёлки, для макетов на разные темы, например «Наша улица», вместе строят мост, театр и др.).
В этом случае деятельность детей направлена на достижение общей цели. Для этого требуется умение договориться о предстоящей работе, распределять обязанности, в нужный момент оказать помощь товарищам, мотивировать свои предложения.
В играх эти умения углубляются и закрепляются. Таким образом, при определённой направленности обучения конструированию и руководства конструктивными играми детей совместная их деятельность предоставляет большие возможности для воспитания первоначальных навыков работы в коллективе.
«Совместную работу детей надо особенно ценить — это зачатки коллективного труда, — говорит Надежда Константиновна Крупская. — В этом коллективном труде развёртываются лучше всего силы ребёнка». Надежда Константиновна выдвигала задачу «…дать детям навыки того, как надо жить и работать сообща… Построй домик, сделай садик, но не в одиночку, а вдвоём, втроём, вчетвером».
Нравственное совершенствование происходит в тесном взаимодействии с умственным воспитанием, и в этом едином процессе решается задача всестороннего, гармоничного развития ребёнка. Немаловажную роль в этом играет конструирование. Оно способствует формированию таких ценных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность, и ответственность при выполнении задания. На занятиях конструированием и в игре у детей воспитывают волю, сдержанность, умение выслушать объяснение воспитателя и работать в соответствии с его указаниями, в совместной работе согласовывать друг с другом действия, преодолевать трудности в достижении цели.
В процессе конструирования осуществляется физическое совершенствование ребёнка. Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъёмом, способствуют тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаз. Улучшается согласованная работа отдельных мышц.
Конструирование является и эффективным средством эстетического воспитания. Знакомя детей на экскурсиях с некоторыми сооружениями и постройками (каналы, жилые дома, здания детских садов, школ, театров), а также доступными для их понимания архитектурными памятниками (Московский Кремль, Большой театр и др.), воспитатель имеет возможность развивать художественный вкус ребят, вызывая у них эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений, формировать умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их. Кроме того, у детей развивается понимание целесообразности архитектурных решений.
Бумагопластика как средство развития конструкторских умений и ...
... умение создавать из бумаги объёмные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам; закреплять умение детей делать игрушки, сувениры из ... бумагопластики как технологии конструирования. 3. Провести опытно-экспериментальную работу по проблеме использования бумагопластики как средства развития конструкторских умений и навыков в предшкольном возрасте. ...
Целенаправленное и систематическое обучение детей конструированию играет большую роль в подготовке детей к школе. Оно способствует формированию у ребят умения учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами (направлять их на решение учебных задач), в достижении определённого уровня развития мыслительных операций, способностей систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний.
Непременными компонентами деятельности являются разнообразные навыки и умения. Об их соотношении высказываются различные мнения. Одни исследователи считают, что навыки предшествуют умениям, другие полагают, что умения возникают раньше навыков. Причиной этих расхождений является многозначность слова «умения». Умением называют и самый элементарный уровень выполнения действий, и мастерство человека в данном виде деятельности. Следует различать элементарные умения, идущие в след за знаниями и первым опытом действий, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыков. Элементарные умения — это действия, возникающие на основе знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок в обращении с предметом. Умения — мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний. Деятельность будет выполнена квалифицированно, если человек овладел навыками. Навык — упрочнившийся способ выполнения действий. В основе выработки навыка у человека лежат развёрнутые осознанные действия и движения, интегрируемые в навыки, выступающие несвязанными. В основе любого навыка лежат выработка и упрочение условно — рефлекторных связей. Повторение нервного пути и его закрепление в результате постоянного повторения действий приводят к точной локализации процессов возбуждения в определённых нервных структурах. В любом виде трудовой деятельности, как и в учении, успешное решение задач возможно при овладении определённой суммой навыков: двигательные, мыслительные, сенсорные навыки и навыки поведения. Двигательные навыки включены в самые различные виды деятельности. Без выработки двигательных навыков невозможно воздействие на предмет труда, упражнение техническими процессами, устная и письменная речь, передвижение в пространстве и т.п.
В средней группе дети учатся делать различные поделки — игрушки, используя бумагу в сочетании с другими материалами. Так, с помощью тонкой бечёвки и картона изготавливаются игрушки — забавы с движущимися частями (Петрушка с балалайкой, зайчик с движущимися лапами), а из коробок, катушек, картона и бумаги — объёмные игрушки (автомашины, подъёмные краны, тракторы, дома).
Из бумаги, картона и природного материала (кора, дощечки, палочки и др.) можно создать игрушки для игр с водой, ветром (лодочки, кораблики, вертушки).
Занятия по изготовлению игрушек требуют предварительной подготовки. Воспитатель привлекает к этой работе детей. Они помогают готовить материал: резать бумагу, раскладывать её по форме и т.д., заранее склеивать листы бумаги в трубочки, вырезать аппликации, персонажей для игрушек — забав и т.д. Детали игрушек из бросового материала соединяют различными способами: склеиванием, сшиванием, связыванием, переплетением. Само соединение может быть использовано для украшения изделия.
Склеивание соединяет не только бумагу с бумагой, но и бумагу с картоном, тканью, пластмассой. Поэтому приходится пользоваться различными клеющими составами. От качества клея зависит не только прочность, но и качество изделия. При использовании плохого клея происходит разрушение склеиваемых материалов, изменение цвета, проявление подтёков.
Процесс склеивания выполняют различными приёмами, зависящими от поставленной задачи, соблюдая следующие правила:
1) при наклеивании бумаги на картон пользуются клейстером или клеем ПВА;
2) клейстер наносят на бумагу, а не на картон. Клей наносят плавным движением кисти вдоль волокон бумажного листа и тщательно разравнивают по его поверхности. Кисть во время работы держат почти вертикально и перемещают широкими движениями от середины к краям. При таком способе работы клей наносится равномерным слоем, щетина кисти не портится. Смазанную клейстером бумагу ни в коем случае нельзя сразу переносить на картон.
3) Притирание производится от середины к краям, следя, чтобы бумага плотно приставала к картону, и нигде не остались пузырьки воздуха.
Способ складывания.
Для соединения боковых стенок складных коробок на них вырезаются специальные замки в виде различных клапанов и застёжек и соответствующих им отверстий.
Способ сшивания.
При сшивании детали накладывают друг на друга и соединяют проволочными скобами.
Способ с использованием деревянных и проволочных осей.
В изготовлении подвижных игрушек можно использовать различные отходы: обрезки брусков, дощечки, катушки, пробки и др. Бросовый материал пригоден для изготовления игрушек с подвижными деталями. Катушки очень удобны для изготовления подвижных вращающихся деталей, всевозможных колёс, изготовление транспорта.
Проволока, соломинка для коктейля, деревянные круглые палочки могут служить осью для вращающихся деталей.
Комбинирование деталей значительно облегчается, если все размеры делаются кратными какой либо, одной величине, принятой за единицу.
Картонные или бумажные детали удобнее клеить на деревянных шаблонах, болванках различного сечения.
Бумага и тонкий картон, лёгкий, прочный на разрыв, обладают значительной упругостью, во влажном состоянии хорошо формуются. Они легко режутся ножницами и ножом, прочно склеиваются клейстером или клеем. Многие простейшие приёмы обработки этих материалов — сгибание, резание ножницами, наклеивание — вполне доступны детям. Эти приёмы изучаются в средней и старшей группе на занятиях аппликацией и конструированием.
Операции разметки, сгибания, резания бумаги в процессе изготовления различных изделий можно рассматривать как подготовительные. Соединение между собой отдельных деталей является заключительным моментом в этом процессе (не считая окончательной отделки готовых изделий).
В конструировании игрушек с подвижными деталями используемые разные сорта бумаги — чертёжная, рисовальная, писчая, обойная, картон белый и картон бурый — наиболее целесообразно для работы с детьми дошкольного возраста. Чертёжная бумага используется для изготовления корпусов плавающих моделей судов и других плоскостных и объёмных изделий. Для работы с детьми пригоден лишь тонкий бурый картон, остальные сорта в виду грубости их обработки могут быть использованы только в виде готовых изделий или деталей конструкции. Инструменты, используемые для разметки, измерения и проверки при работе с бумагой и картоном, общеизвестны — это чертёжная линейка и угольник, циркуль — измеритель. Для резки применяются ножницы, при прокалывании и пробивании отверстий — шило и просечки. Инструменты и приспособления, применяемые в процессе изготовления разнообразных игрушек из бумаги и картона, весьма просты и немногочисленны:
- кусачки, которыми можно «перекусить», разрезать проволоку;
- круглогубцы, с помощью которых выполняются плавные изгибы, кольца и цепочки;
- плоскогубцы, необходимые для сгибания проволоки под различными углами;
- кисти: широкая — для быстрого нанесения клея на основу;
- кисть малая перьевая — для смазывания клеем небольших деталей;
- палочка с тонким концом — для оклеивания мелких деталей;
- клей: склеивание деталей из бумаги и картона производят клейстером из пшеничной муки, клеем ПВА;
- салфетка — для удаления излишка клея с рабочей поверхности, пальцев рук.
Все возможные способы соединения деталей являются монтажно-сборочными операциями.
Таким образом, дети знакомятся с окружающим миром, учатся делать поделки из природного материала, знакомятся со свойствами различного материала, бумаги и картона, учатся мастерить из бросового материала (поролона, катушек, коробочек).
В оборудовании процесса обучения входят:
1. Бумага
Непосредственно рабочая |