Сказка – великая духовная культура
народа, которую мы собираем по крохам,
и через сказку раскрывается перед нами
тысячелетняя история народа.
А.Н.Толстой
В науке о фольклоре долго был распространен взгляд на сказку как на совокупность всех видов и форм устной прозы: такое понимание сказки некогда входило в учебную литературу. Ю.М.Соколов, русский и советский фольклорист и литературовед, считал возможным называть сказкой любой устный рассказ: «Под народной сказкой в широком смысле этого слова мы разумеем устно-поэтический рассказ фантастического, авантюрно-новеллистического и бытового характера». Что «сказывалось», то и именовалось «сказкой». Скоро заметили изъян в определении. Оно не раскрывало специфических свойств жанра и преимущественно называло его тематические разновидности. Под определение подходили и бывальщина, и легенда, и быличка, и предание, даже простой рассказ бытового характера.
И все-таки расхождение во взглядах на сказку сопряжено с тем, что расценивается в ней как основное: установка на вымысел или стремление отразить действительность посредством вымысла.
Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.
На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так, при проблемно-тематическом подходе выделяются сказки, посвященные животным, сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие.
На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:
Рассмотрим подробнее последний вид сказки.
Социально-бытовые сказки
Социально-бытовые сказки возникли, по мнению исследователей, в два этапа: бытовые — ранее, с формированием семьи и семейного быта во время разложения родового строя, а социальные — с возникновением классового общества и обострением общественных противоречий в период раннего феодализма, особенно во время разложения крепостного строя и в период капитализма. Возрастающее бесправие и нищета народных масс вызывали недовольство и протест, были почвой социальной критики.
В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников.
Введение. «Технологические основы социально-культурной деятельности»
... проектные ¾ технологии менеджмента ¾ PR-технологии ¾ технологии выставочной деятельности ¾ этнокультурные технологии ¾ сценарно-режиссерские технологии культурно-досуговых программ. Курсовая работа по технологическим основам социально-культурной деятельности ... программ ведущими методами будут убеждение, объяснение, рассказ, поощрение, соревнование, наблюдение. При подготовке реабилитационных ...
С симпатией в этих сказках изображен бывалый солдат, который умеет мастерить и рассказывать сказки, суп варит из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть черта, барина, глупую старуху. Служилый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуаций. И в этом обнаруживается ирония.
В социально-бытовых сказках выражен иной взгляд на человека и окружающий его мир. В основе их вымысла лежат не чудеса, а действительность, народный повседневный быт.
События бытовых сказок всегда разворачиваются в одном пространстве — условно реальном, но сами эти события невероятны. Например, сказка «Семилетка», жили-были два брата: богатый и бедный. У бедного умерла жена, и остался он один с семилетней дочкой. Это совершенно реальная ситуация, но невероятные события тоже есть. Семилетка, дочка бедного, обладала невероятной мудростью и смекалкой, она легко отгадывала загадки воеводы и вышла за него замуж.
Благодаря невероятности событий бытовые сказки и являются сказками, а не просто житейскими историями. Их эстетика требует необычного, неожиданного, внезапного развития действия, что должно вызвать у слушателей удивление и как следствие этого — сопереживание или смех.
В бытовых сказках иногда фигурируют и чисто фантастические персонажи, такие, как черт, и т.д. Например, «Солдат и черт»:
«Стоял солдат на часах, и захотелось ему на родине побывать. «Хоть бы,— говорит,— черт меня домой снес!»
А он тут как тут. «Ты,— говорит,— меня звал?» — «Звал».— «Изволь,— говорит,— только давай в обмен душу!» — «А как же я службу брошу, как с поста сойду?» — «Да я за тебя постою!»
И решили так, что солдат год на родине проживет, а черт все это время прослужит на службе. «Ну, снимай мундир!» Солдат мундир снял и не успел опомниться, как дома очутился.
А черт на часах стоит. Подходит генерал и видит, что все у него по форме, одно не так: не крест-накрест ремни на груди, а все на одном плече: «Это что?!»
Черт и так и сяк — не может надеть. Генерал его в зубы, а после — порку. И пороли черта каждый день. Так — хороший солдат, а ремни все на одном плече. «Что с этим солдатом,— говорит начальство,— сделалось? Никуда теперь не годится, а прежде все бывало в исправности».
И пороли черта весь год. Наконец приходит солдат сменять черта. А он и про душу забыл: как завидел, все с себя долой. «Ну вас,— говорит,— с вашей со службой-то солдатской! Как это вы терпите?»
Бытовой жанр в отечественной живописи России XVIII-XX веков
... высоко ценили их искусство; исторический жанр, в котором они работали, считался в Академии самым высоким. Правда, и в исторической живописи происходили ... годов 19 века Венецианов нашел себя в бытовом жанре. Лучшие его работы были созданы в 20-е годы (“Гумно”). Сюжетами ... он создавал портреты крестьян - мальчика Захарки, немолодого мужика, девушки с васильками. Художник воспевал простых людей, не ...
И убежал».
Сюжет развивается благодаря столкновению героя не с волшебными силами, а со сложными жизненными обстоятельствами. Герой выходит невредимым из самых безнадежных ситуаций, потому что ему помогает счастливое стечение событий. Но чаще он помогает себе сам — смекалкой, изворотливостью, даже плутовством. Бытовые сказки идеализируют активность, самостоятельность, ум, смелость человека в его жизненной борьбе. Приведем пример, сказка «Мужик и барин». Мужик рубил дрова в мороз сильно вспотел, что снял кафтан, а мимо барин проезжает и удивляется, как не замерз мужик. Смекалкой и плутовством мужик у барина обменял свой кафтан на шубу да ещё 5 рублей получил, сказав, что кафтан у него волшебный (лежит на пне, а греет хозяина).
Художественная изысканность повествовательной формы бытовым сказкам не свойственна: для них характерны краткость изложения, разговорная лексика, диалог. Бытовые сказки не стремятся к утроению мотивов и вообще не имеют таких развитых сюжетов, как волшебные. Сказки этого типа не знают красочных эпитетов и поэтических формул.
жили-были
Но в бытовых сказках зачины и концовки не является обязательными, многие сказки начинаются прямо с завязки и завершаются с последним штрихом самого сюжета. Как, например, в сказке «Барин и плотик». Начало:
Шел плотник между двумя деревнями — Райковой и Адковой. Встретился ему барин приезжий из другой губернии и спрашивает: «Ты, мужик, из какой деревни идешь?» — «Из Райковой».— «А я куда еду?» — «В Адкову».— «Ах ты, дурак! Ты — мужик, да из Райковой, а я — барин, да в Адкову… Слуги, взять его и всыпать ему хорошенько!»
Конец:
Наутро барин поехал в город, увидел плотника, спрашивает: «Мужичок, ты ведь вчерашний?» — «Никак нет, мне сорок пять лет, какой же я вчерашний!»
Количество русских бытовых сказок очень значительно: более половины национального сказочного репертуара. Этот огромный материал образует внутри сказочного вида самостоятельный подвид, в котором выделяются два жанра: сказки анекдотические и новеллистические. По приблизительному подсчету, в русском фольклоре сюжетов анекдотических сказок — 646, новеллистических — 137.