Разработка учетной политики на примере строительной организации

Дипломная работа

Актуальность учётной политики в настоящее время велика, так как сложившаяся экономическая ситуация в России (общий спад производства, кризис неплатежей, неплатежеспособность должников) непосредственно оказывает влияние на финансовое состояние предприятий, поэтому в зависимости от выбранной учётной политикой складывается экономическая деятельность хозяйствующего субъекта на современном уровне и имеет научно- практическую значимость.

В федеральном Законе «О бухгалтерском учете», который является правовой основой создания системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России, сформулированы основные задачи бухгалтерского учета, приоритетной среди которых является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении для внутренних и внешних пользователей-руководителей, акционеров, других собственников, кредиторов, инвесторов и т.п.

Бухгалтерский учет законодательно определяется как упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения в денежном выражении информации об имуществе, обязательствах и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Одной из отличительных черт новой системы бухгалтерского учета является изменение соотношения между централизованно устанавливаемыми и самостоятельно вырабатываемыми элементами ее. Централизованно устанавливаются общие правила бухгалтерского учета; их конкретизация и механизм выполнения разрабатывается на каждом предприятии исходя из условий деятельности, степени осознания ее особенностей(по сравнению с общей моделью), квалификации персонала, наличной технической базы управления и др. Речь идет о разработке учетной политики предприятия.

Термин «учетная политика предприятия» вошел в употребление в конце восмидесятых годов в качестве вольного перевода на русский язык из стандартов, издаваемых Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета.

Желание углубленного изучения вопросов сущности и формирования учетной политики и ее реализация на практике побудило меня выбрать данную тему для прохождения преддипломной практики. Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях становления рыночной экономики происходит ориентация бухгалтерского учета на международные стандарты учета и отчетности. Изучение литературы позволило выявить некоторые проблемные вопросы, которые будут раскрыты в выпускной работе: сущность, понятие учетной политики и подходы к ее формированию, рассмотрено содержание учетной политики, в том числе организационная, техническая и методическая часть, организацию бухгалтерской службы и ее связь с другими функциональными подразделениями изучаемого мною предприятия.

13 стр., 6189 слов

Ценовая политика нефтегазового предприятия

... цели в работе поставлены исследовать понятие и виды цен; рассмотреть сущность ценовой политики и ценовой стратегии; провести анализ методов ценообразования; провести анализ ценообразования на предприятии ООО ... вида цен: оптовые цены предприятия (отпускные цены), оптовые цены промышленности (торговли), розничные цены. Определение ценовой политики нефтегазового предприятия является одной из самых ...

Объект исследования — ООО “Рога и копыта”

Основным видом его деятельности является строительно-монтажные работы.

Предмет исследования — особенности формирования учетной политики ООО «ООО “Рога и копыта”».

Цель исследования — совершенствование формирования учетной политики для оптимизации результатов финансово-хозяйственной деятельности Общества с ограниченной ответственностью «рик».

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ряд задач:

1. Проанализировать нормативно-правовую базу, регламентирующую порядок формирования и составления учетной политики;

2. Раскрыть сущность и содержание понятия «учетная политика»;

3. Рассмотреть организационно-методические аспекты формирования учетной политики и проблемы связанные с ее формированием;

4. Ознакомиться с особенностями формирования учетной политики ООО «рик» в целях бухгалтерского и налогового учета.

5. Разработать рекомендации по совершенствованию учетной политики.

При написании выпускной квалификационной работы использовались источники учебной и научной литературы таких авторов как Комисарова И.П., Бородин В.А., Ефимова О.В., нормативно правовые документы, документация, бухгалтерская и налоговая отчетность.

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ И РАСКРЫТИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Понятие учётной политики и принципы её формирования

В настоящее время можно говорить уже о некоторой динамике, истории вопроса, связанного с учётной политикой организации, с точки зрения его отражения и раскрытия в нормативных актах, регулирующих вопросы бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации.

Термин «Учётная политика» впервые упомянут в Положении о бухгалтерском учёте и отчетности в Российской Федерации, утвержденном Приказом Минфина РФ от 20 марта 1992 года.

Основными правилами ведения бухгалтерского учёта было предусмотрено, что приведении бухгалтерского учёта организацией должно быть обеспечено соблюдение отчётного года принятой учётной политики отражения отдельных хозяйственных операций и оценке имущества, определенной исходя из правил, приведенных в настоящем Приложении, и условий хозяйствования. Изменение учётной политики по сравнению с предыдущим годом должно быть объяснено в годовой бухгалтерской отчётности.

В соответствии с переходом нашей экономики на новые формы экономических отношений, а также существования различных форм собственности, возникла необходимость перехода бухгалтерского учета на международные стандарты. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета предприятия самостоятельно разрабатывают формы и методы ведения учета.

5 стр., 2228 слов

Технология составления бухгалтерской отчетности организации

... ТЕМЫ «ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ» Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Составляют ее по данным бухгалтерского учета. Статистическая отчетность ... величины предприятия как единого целого. Это учетная оценка активов, числящихся на балансе ...

Это в свою очередь потребовало разработки учетной политики предприятия. Учетная политика предприятия — это совокупность конкретных форм и методов бухгалтерского учета, основанных на общепринятых принципах и особенностей предприятия. То есть учетная политика отражает технологию ведения бухгалтерского учета на предприятии или дает ответ на вопрос: «Как вести бухгалтерский учет?»

В Положении по бухгалтерскому учету (положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)) настоящее Положение устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытии учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений) (далее — организации), (в ред. Приказа Минфина РФ от 25.10.2010 N 132н) [7].

Кроме учетной политики на предприятии разрабатывается налоговая политика, наличие которой не определено нормативными документами, но практически она нужна каждому предприятию.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации[15].

При этом утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Учетная политика предполагает получение информации, открытой для внешних пользователей. Открытость достигается путем достоверного отражения ее в финансовой отчетности предприятия.

Учетная политика организации должна обеспечивать:

  • полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
  • своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
  • большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
  • отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
  • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
  • рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).
    24 стр., 11773 слов

    Организация бухгалтерского учета материально-производственных ...

    ... состоит в комплексном изучении системы бухгалтерского учета МПЗ в подрядной строительной организации, а также в предложении конкретных направлений совершенствования системы внутреннего контроля их сохранности. Теоретической и методологической базой выпускной квалификационной работы являются ...

Учетная политика на разных предприятиях обязательно будет отличаться, она дает возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов, формы бухгалтерского учета и др.. Все это в целом составляет степень свободы организации в формировании учетной политики.[21]

С другой стороны, недопустимо, чтобы некоторые факторы учитывались и понимались по-разному на предприятии и налоговыми органами в разные моменты времени. Например, недопустима ситуация, когда предприятие в одном месяце ведет учет с применением одних счетов, а в следующем — других. В зависимости от принятия в учетной политике предприятия того или иного способа оценки средств, начисления износа и т.д. по-разному формируется себестоимость, отражаются операции.

Итак, учетная политика — необходимый инструмент регулирования бухгалтерского учета на конкретном предприятии.

Формирование учётной политики осуществляется на основании положения по бухгалтерскому учёту 1/2008, не зависимо от организационно — правовых форм.

Под формированием учётной политики понимается, согласно Положению, её выбор и обоснование.

При формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.

Таким образом, чтобы грамотно реализовать это положение, необходимо хорошее знание действующей нормативной базы как с точки зрения перечня тех вопросов, решение которых входит или не входит в компетенцию руководства предприятия, так и стой точки зрения какие вопросы ещё остаются неотрегулированными в законодательстве по бухгалтерскому учёту.

4 Пунктом Положения право формирования учётной политики предоставляется главному бухгалтеру и иному лицу, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.

Учётная политика, а также вносимые в неё изменения оформляются организационно- распорядительной документацией организации.

Вновь созданная организация оформляет избранную учётную политику до первой публикации бухгалтерской отчётности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

16 стр., 7748 слов

БУХГАЛТЕРСКИЙ (УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ) УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

... Управленческий учет предназначен для решения внутренних задач управления организацией. Он несет основную нагрузку обеспечения принятия управленческих решений, что так важно в современном управление бизнесом. Главной целью курсовой работы является рассмотрение бухгалтерского (управленческого) учета производственной деятельности. ...

Принятая вновь созданной организацией учётная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

При формировании учётной политики необходимо учитывать, что способы ведения бухгалтерского учёта, избранные организацией, должны применяться всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации(включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения. Данное требование прямо связано с пунктом 33 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности (в редакции от 24.12.2010 N 186н) [3] в Российской Федерации, в соответствии с которым бухгалтерская отчётность организации должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы.

Норма законодательства об учётной политике накладывает большую ответственность на руководителя организации и главного бухгалтера, обуславливает необходимость хорошего знания методологии и организации бухгалтерского учёта, налогообложения, финансов и других вопросов.

Согласно ПБУ 1/2008 существует норма, относительно перечня вопросов, утверждаемых при формировании учётной политики. К ним относятся:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учёта, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учёта в соответствии с требованиями своевременности и полноты учёта и отчётности;
  • формы первичных учётных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учётных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчётности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • методы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учётной информации;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учёта.

Таким образом, можно сказать, что вся совокупность решаемых методом учётной политики вопросов делится на методологические и организационно- технические.

Методологические аспекты — это те аспекты учётной политики, которые влияют на порядок формирования финансовых результатов деятельности организации, на оценку ее финансового состояния.

Организационно- технические аспекты- приемы и методы организации технологического процесса работы бухгалтерско-финансовой службы организации, направленные на успешное выполнение задач, стоящих перед информационной системой, обеспечивающей процесс принятия экономических решений.

Учетная политика должна быть разработана на каждом самостоятельном предприятии независимо от формы собственности. Вид деятельности и форма собственности предприятия существенно влияет на положения учетной политики.

Учетная политика предприятия выбирается и обосновывается экономическими, юридическими и бухгалтерскими службами предприятия и утверждается руководителем, она должна быть оформлена соответствующим организационно-распорядительным документом предприятия и утверждена приказом или распоряжением по предприятию.[23]

Способы ведения бухгалтерского учета, выбранные предприятием при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом издания соответствующего организационно — распорядительного документа (приказа на учетную политику).

32 стр., 15574 слов

Бухгалтерский учет материально-производственных запасов

... оборотных средств. Обеспечение таких результатов деятельности предприятия весьма необходимо в условиях полного хозрасчета и самофинансирования. Цель дипломнрой работы - изучить основные направления совершенствования учета и контроля материально-производственных запасов на промышленном предприятии. Из поставленной ...

Они применяются всеми структурными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от места их расположения.

Все способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав годового отчета. Представляемая в течение отчетного года бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике, если в последней не произошли изменения со времени составления предыдущей годовой бухгалтерской отчетности.

Основные допущения при разработке учетной политики.

Положением по учетной политике установлены следующие допущения — имущественной обособленности организации, непрерывности деятельности, последовательности применения учетной политики и временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

1. Допущения имущественной обособленности означает, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой и других организаций; это допущение закреплено также в ст. 8 «Основные требования к ведению бухгалтерского учёта» Федерального Закона «О бухгалтерском учёте».[1]

Данное допущение означает, что на балансе организации, как правило, не должно быть имущества, не принадлежащего данной организации. То есть, прежде чем проверять, например, правомерность включения в себестоимость материалов, амортизации оборудования или нематериальных активов, следует убедиться в наличии документов, подтверждающих права данной организации на имущество (материалы, основные средства, нематериальные активы).

Очень распространенным нарушением допущения имущественной обособленности предприятия, выявляемым в ходе аудиторских проверок, является также включение в себестоимость так называемых неоплаченных материалов. Речь идёт не о ситуации, когда у предприятия возникает нормальная непогашенная кредиторская задолженность за материальные ресурсы, уже перешедшие в его собственность, а о ситуации, когда неверно отражены в бухгалтерском учёте особые условия договора поставки при переходе права собственности «по оплате»: если к предприятию право собственности переходит после оплаты, то оно не вправе приходовать их на баланс в качестве тех или иных товарно-материальных ценностей и использовать в своей производственно- хозяйственной деятельности.

Допущение имущественной обособленности, закрепленное в качестве одного из основных принципов в российском бухгалтерском законодательстве, прямо связано с гражданско-правовым понятием «обособленное имущество».

Кроме того, нужно отметить, что допущение имущественной обособленности вступает в противоречие с требованием приоритета содержания перед формой, закрепленным в п.6 ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации», согласно которому учётная политика организации должна обеспечивать, в том числе, отражение в бухгалтерском учёте факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования.

Указанный факт свидетельствует о недостаточной проработанности основ построения российской системы регулирования бухгалтерского учёта в России.

4 стр., 1741 слов

Организация и бухгалтерский учет инвентаризации в организации

... Законодательством предусмотрены различные формы и методы проведения инвентаризации. Организация должна использовать эти формы и методы при составлении приказа об учетной политике и определении порядка проведения инвентаризации, с учетом специфики своей деятельности и задач, которые необходимо решить ...

2. Допущение непрерывности деятельности, означает, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельность, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке.

Если при подготовке бухгалтерской отчётности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут продлить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана (п. 20 ПБУ 1/2008).

Заметим, что требование ПБУ 1/2008 «Учётная политика организаций» относительно предприятий, прекращающих свою деятельность, касается раскрытия информации, а не оценки показателей, представленных в бухгалтерской отчётности.

Между тем именно должная оценка активов и обязательств и соответствующее раскрытие информации может способствовать урегулированию конфликта между предприятием и его кредиторами, акционерами и иными заинтересованными лицами.

В российских нормативных актах сущность «допущения непрерывности деятельности» не раскрывается в должной мере. Поэтому возникает вопрос: какие цели преследует законодатель, устанавливая указанное допущение в качестве одного из основных положений системы ведения бухгалтерского учёта.

3. Допущение последовательности применения учётной политики означает, что выбранная предприятием учётная политика применяется последовательно от одного отчётного года к другому. При реализации данного допущения имеет большое значение определение перспектив развития организации, ее стратегии, взвешенный анализ действующего законодательства.

Учетная политика является инструментом обеспечения достоверной информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности предприятия, которая необходима для анализа и принятия решений.

Анализировать динамику хозяйственной деятельности организации возможно только в условиях сопоставимой финансовой информации, что и обеспечивает, в том числе применением данного допущения. Однако данное допущение не означает принципиальную возможность изменения учётной политики в строго определенных случаях, когда измененные правила, регулирующие бухгалтерский учёт позволят организации более достоверно отразить тот или иной факт хозяйственной деятельности.

4. Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности предполагает, что факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

Это допущение называется по другому принципом начисления применялся отечественной теории и практике учета в отношении, главным образом, признания расходов.

Учётная политики должна обеспечивать:

А. Полноту отражения в бухгалтерском учёте всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты).

Б. Своевременность отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерской отчётности (требование своевременности введено ПБУ 1/2008).

Чрезмерная просрочка представления информации заинтересованным пользователям может привести к потере ее умеренности.

В. Большую готовность к бухгалтерскому учёту расходов и обязательств, чем возможных доход и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности).

26 стр., 12615 слов

Особенности бухгалтерского учета и аудита в строительных организациях ...

... работ. В результате участия в строительстве субподрядчиков, генерального подрядчика, заказчика наблюдается формирование сложной совокупности их взаимоотношений, которую требуется в бухгалтерском учете правильно отражать [25, c. 146]. На организацию бухгалтерского учета строительных организаций ...

Г. Отражение в бухгалтерском учёте фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требовагние приоритета содержания перед формой).

Д. Тождество данных аналитического учёта оборотам и остаткам по счетам синтетического и аналитического учёта на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчётности данным синтетического и аналитического учёта на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости).

Е. Рациональное ведение бухгалтерского учёта, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

1.2 Формирование содержания учётной политики и её изменение

Порядок оформления и изменения содержания учётной политики рассмотрен в Положении по бухгалтерскому учёту «Учетная политика» (ПБУ 1/2008).

Согласно Положения содержание учётной политики должно состоять из четырех разделов:

1. Общие положения.

Формирование учётной политики.

Раскрытие учётной политики.

Изменение учётной политики

В соответствии с ПБУ 1/2008 первый раздел “Общие положения” включает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учётной политики организации, способы ведения бухгалтерского учёта и раскрытия информации.

В разделе «Формирование учётной политики» указываются рабочие бухгалтерские документы (план счетов бухгалтерского учёта, формы первичных документов, порядок проведения инвентаризации, правила документооборота, порядок контроля за хозяйственными операциями и другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учёта).

Так же содержатся некоторые допущения при формировании учётной политик и требования к её содержанию. «Раскрытие учётной политики» — это сведения и информация, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчётности.

Изменение учетной политики

«Изменение учётной политики» могут существовать в связи с определенными случаями, они должны быть обоснованными и отражаться в порядке, предусмотренном п. 8 ПБУ 1/2008

Особо внимательно необходимо остановиться на вопросах изменения учётной политики. О том, насколько важное значение они приобретают в настоящее время свидетельствует и то обстоятельство, что в ПБУ 1/2008 указанным вопросам посвящен самостоятельный раздел в отличие от предыдущего документа, где они рассматривались вместе с другими аспектами учётной политики.

В ПБУ 1/2008 (п.10), описаны случаи, в которых может быть изменена учётная политика организации:

  • изменение законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учёту;
  • разработка организацией новых способов ведения бухгалтерского учёта. Применение нового способа ведения бухгалтерского учёта предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учёте и отчётности организации или меньшую трудоемкость учётного процесса без снижения степени достоверности информации;
  • существенное изменение условий деятельности может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности.

Последствия изменения учётной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменения учётной политики производятся на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учёта.

30 стр., 14812 слов

Постановка и внедрение управленческого учета в организации на ...

... данной курсовой работы является изучение затрат как основного объекта управленческого учета. Объектом исследования выбрано предприятие ООО "Возрождение села" Красносулинского района Ростовской области. 1. Теоретические аспекты учета затрат и внедрения управленческого учета в организации ...

При изменении учётной политики требуется соответствующий пересчёт данных бухгалтерской отчётности за все предыдущие отчётные периоды. Изменение учётной политики на год, следующий за отчётным, объявляются в пояснительной записке в бухгалтерской отчетности организации.[19] Принятие изменения к учётной политике подлежат оформлению соответствующей организационно- распорядительной документацией (приказами, распоряжениями) организации.

1.3 Раскрытие учётной политики

Под раскрытием учётной политики, понимается придание ее гласности. В части раскрытия учётной политики распространяется на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчётность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе. В соответствии с Федеральным Законом «О бухгалтерском учёте» обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчётность не позднее 1 июня года, следующего за отчётным. Организация должна раскрывать избранные при формировании учётной политики способы ведения бухгалтерского учёта, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчётности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учёта, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.иСущественные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчётности предприятия за отчётный год. К способам, подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчётности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг. К существенным способам бухгалтерского учёта относятся методические вопросы учётной политики.

Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчётности информации об учётной политики организации по конкретным вопросам бухгалтерского учёта устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учёту.

1.4 Нормативная база для формирования и регулирования учетной политики

B соответствии c Законом РФ «O бyxгaлтерском yчeте» общее методологическое рyководство бyxгaлтерским и налоговым yчетом в РФ осуществляeтся Правительством РФ, Министерством финансов РФ, Банк России (Центрaльный банк РФ), Госкомстатом РФ, Госyдарственным таможенным комитeтoм РФ и т.д.

Органы, кoторым федерaльными законами предоставлено право осyществлять нoрмативное регулирование бyxгалтерскогo yчета, руководствуясь законодательством РФ, рaзрабатывают и yтверждают в пределах своей компeтенции докyменты, обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ.(Рис. 1)

68

Рис. 1 — Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского и налогового yчета в России.

На 1-м ypовне основными законодательными актами являются:

  • Нaлоговый кодекс, ч. 1 от 31.07.1998 №146-ФЗ (в ред. ред. 09.07.2002) и ч. 2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 30.11.2011 N 359-ФЗ);
  • Необходим для создания механизма формирования учетной политики для целей налогового учета.
  • Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

(в ред. От 28.11.2011 N 339-ФЗ.);[1]

Для создания учетной политики организация руководствуется законом о бухгалтерском учете.

Докyменты 2-го ypовня состоят из отечественных положений (стандаpтов) по бyxгaлтерскомy yчeтy и бyxгaлтерской отчeтности.

Прежде всего, к ним oтносят:

  • План счетов бyxгaлтерского yчета финансово-хозяйственное деятельности организаций и инструкции по его применению; [8]

План счетов для организации прописывается в учетной политике.

  • Положение по ведению бyxгалтерского yчета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом МФ РФ от 29.07.1998 № 34н, (в ред. от 24.12.2010 N 186н) [3]
  • Положения 1/2008;
  • 4/99;
  • 5/01;
  • 6/01;
  • 7/98;
  • 10/99;
  • 14/2007

Регламентируют написание учетной политики организации.

Документы 3-го уровня позволяют глyбже раскpыть cyщность ПБУ Минфина РФ. Среди них можно выделить cледyющие докyменты:

  • Методические yкaзания по бyxгaлтерскому yчетy материально-производственных запасов.Утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001.N 119н, (в ред. от 24.12.2010 N 186н);
  • Oб yтверждении в бyxгaлтерском учете операций по договору лизинга.

Приказ Минфина РФ от 17.02.1997 N 15, (в ред. Приказа Минфина РФ от 23.01.2001 N 7н);

  • Глава 25 НК РФ. ФЗ от 06.08.2001 N 110-ФЗ

Четвертый ypовень связан, как правило, c формирoванием учетнoй политики в организации. Он основан на ПБУ 1/2008 «Учетнaя политика организации».

1.5 Учетная политика для целей бухгалтерского учета

* Общие правила составления.

В каждой организации должна быть своя учетная политика для целей бухгалтерского учета.

Не может быть такого, чтобы в разных подразделениях действовали разные правила бухгалтерского учета. При этом не важно, выделены подразделения на отдельный баланс или нет, находятся они в том же городе или в другом конце страны. Учетная политика едина для всей организации со всеми ее подразделениями (Письмо Минфина России от 10.08.2010 N 07-02-06/119).[11]

Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год (п. 4 ст. 6 Закона «О бухгалтерском учете»).

При этом организация может при необходимости вносить в свою учетную политику дополнения и (или) изменения.

Нет необходимости, ежегодно формировать учетную политику для целей бухгалтерского учета.

Если же есть необходимость внести в учетную политику какие-то изменения, тогда в декабре издается приказ о внесении изменений в учетную политику для целей бухгалтерского учета. И в этом приказе перечисляются только те моменты, которые будут изменены.

Приказ об учетной политике не входит в состав бухгалтерской отчетности. Поэтому организация не обязана сдавать его в налоговую инспекцию. Однако основные моменты принятой учетной политики должны найти свое отражение в пояснительной записке, включаемой в состав годовой бухгалтерской отчетности.[24]

* Внесение дополнений.

Дополнением учетной политики считается включение в нее способов ведения бухгалтерского учета новых фактов хозяйственной деятельности, отличных по существу от фактов, имевших место ранее, или возникших впервые в деятельности организации (п. 10 ПБУ 1/2008).

Дополнения в учетную политику вносятся в том случае, если в деятельности организации появляется что-то новое (новый вид деятельности, новый вид активов, новые операции и т.п.), для чего в учетной политике правила учета не установлены.

Дополнения в учетную политику вносятся тогда, когда возникла соответствующая необходимость (не обязательно с начала года).

И применяются они сразу же после утверждения руководителем организации.

В течение года организация может дополнять учетную политику несколько раз. Никаких ограничений по количеству дополнений в нормативных документах нет.

В учетной политике нужно отразить только те способы учета, которые относятся к текущим видам деятельности (к тем активам и обязательствам, которые есть в организации, к тем операциям, которые уже осуществляются).

Если в организации нет нематериальных активов, то нет никакой необходимости прописывать в учетной политике способы бухгалтерского учета нематериальных активов.

Если в течение года появится что-то новое, чего раньше не было и о чем в учетной политике нет ни слова, всегда есть возможность внести в учетную политику соответствующие дополнения.

* Внесение изменений.

В отличие от дополнений, которые можно вносить в учетную политику, по мере необходимости, порядок внесения изменений в учетную политику строго регламентирован.

Во-первых, изменение учетной политики возможно всего в трех случаях (п. 10 ПБУ 1/2008):

1) изменение законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

2) разработка организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

3) существенное изменение условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Во-вторых, четко регламентированы сроки вступления в силу изменений. По общему правилу новые (измененные) правила вводятся с начала отчетного года (п. 12 ПБУ 1/2008).

В-третьих, установлены жесткие правила отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности.

По общему правилу организация должна отразить результаты изменения учетной политики ретроспективно, т.е. пересчитать данные бухгалтерской отчетности предыдущих периодов исходя из предположения, что в этих периодах применялась новая (измененная) учетная политика (п. п. 13 — 16 ПБУ 1/2008).

Корректировка делается для соблюдения принципа сопоставимости отчетных данных текущего и прошлого периодов.

Нормативные документы не обязывают организацию представлять приказ об учетной политике в налоговые органы. Однако информация об изменениях, вносимых в учетную политику, в обязательном порядке должна быть включена в пояснительную записку к годовой бухгалтерской отчетности (п. 4 ст. 13 Закона «О бухгалтерском учете»).

* Основные требования к учетной политике.

В состав бухгалтерской учетной политики входят (п. 4 ПБУ 1/2008):

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

* Рабочий план счетов.

При формировании учетной политики организация самостоятельно разрабатывает и утверждает рабочий план счетов, взяв за основу типовой План счетов.[20]

В рабочий план счетов включаются только те синтетические счета, которые необходимы для отражения хозяйственных операций, совершаемых организацией. Для организации аналитического учета можно использовать типовые субсчета, предусмотренные Планом счетов, а можно разработать свою собственную систему субсчетов. Здесь никаких ограничений не существует.

* Формы первичных учетных документов.

Если в организации применяются унифицированные формы первичных учетных документов, в учетной политике достаточно просто перечислить эти формы.

Если в организации разрабатываются свои собственные формы, то их нужно распечатать и приложить к приказу об учетной политике.

При разработке своих собственных форм первичных документов в первую очередь нужно руководствоваться требованиями ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете», а также иными нормативными документами.

Нужно отметить, что бухгалтерская учетная политика обычно мало интересует налоговиков. Но раздел, посвященный первичным учетным документам, никогда не остается без внимания. Согласно ст. 252 НК РФ произведенные организацией расходы могут быть учтены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль только в том случае, если они подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством. Поэтому использование первичных документов, форма которых не утверждена учетной политикой организации, может обернуться проблемами с налоговым учетом тех или иных расходов.

Например, затраты, связанные с эксплуатацией автомобилей, подтверждаются таким первичным документом, как путевой лист.

Организация может разработать и утвердить в учетной политике свою собственную форму путевого листа, включив в нее обязательные реквизиты, предусмотренные Законом «О бухгалтерском учете» и Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152, а также поля для отражения информации о месте следования автомобиля (Письмо УФНС России по г. Москве от 07.07.2008 N 20-12/064123.2).

Такой путевой лист будет служить документом, подтверждающим правомерность включения в расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли, затрат на приобретение ГСМ (Письмо Минфина России от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161).

* Порядок проведения инвентаризации.

Статей 12 Закона «О бухгалтерском учете» предусмотрены случаи, когда проведение инвентаризации обязательно, а именно:

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Например, большинство торговых организаций проводят инвентаризации товаров далеко не раз в год, а гораздо чаще (раз в квартал, раз в месяц, а то и раз в неделю).

Порядок проведения таких инвентаризаций (сроки, периодичность, продолжительность, ответственные лица и т.п.) должен найти свое отражение в учетной политике организации.

Нужно отметить, что при проведении инвентаризаций необходимо руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.

Кроме того, особенности проведения инвентаризации, формирования и работы инвентаризационной комиссии, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете установлены в Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств и в Методических указаниях по бухгалтерскому учету МПЗ.

* Правила документооборота.

В учетной политике нужно отразить, кто, когда и в какие сроки должен оформлять те или иные первичные документы; кто, когда и в какие сроки должен передавать их в бухгалтерию. Тогда будет известно кто виноват в отсутствии того или иного документа.

График документооборота может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением организации, а также всеми исполнителями, с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.

* Способы оценки активов и обязательств.

В принципе, это основной раздел, в котором закрепляются способы ведения бухгалтерского учета, применяемые в данной конкретной организации.

Формируя учетную политику, в первую очередь необходимо проанализировать те виды деятельности, которые организация уже осуществляет и (или) планирует осуществлять в ближайшее время. Именно для этих видов деятельности и нужно определить совокупность способов, необходимых для отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности.

Если в период применения учетной политики у организации появится другой вид деятельности, который она не осуществляла, или новый вид активов, которых раньше не было, то учетную политику в любой момент можно будет дополнить.[22]

При формировании учетной политики организация должна руководствоваться следующим.

1. Есть ряд вопросов, в отношении которых нормативными документами предусматриваются несколько допустимых способов учета. По таким вопросам организация выбирает и закрепляет в учетной политике тот способ, который будет использоваться в данной организации.

2. Есть вопросы, в отношении которых способы ведения бухгалтерского учета нормативно не установлены. Если организация в ходе своей деятельности сталкивается с такими ситуациями, то ей необходимо самостоятельно разработать соответствующие способы учета, опираясь на нормы действующих Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом нормы, содержащиеся в российских ПБУ, применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов (п. 7 ПБУ 1/2008).

1.6 Учетная политика для целей налогообложения

учетный политика бухгалтерский

* Общие правила составления.

Учетная политика для целей налогообложения — это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (ст. 11 НК РФ).

В отличие от бухгалтерского учета в налоговом законодательстве нет специального документа, который бы регулировал вопросы формирования учетной политики в целях налогообложения.

Требования к налоговой учетной политике «разбросаны» по разным главам второй части Налогового кодекса.

В п. 12 ст. 167 НК РФ (гл. 21 «Налог на добавленную стоимость») содержатся следующие требования.[2]

Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации.

Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации.

Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации.

Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода. Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, считается применяемой со дня создания организации.

Глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ обязывает налогоплательщиков вести налоговый учет в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль. Порядок ведения налогового учета разрабатывается организациями самостоятельно и закрепляется в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя (ст. 313 НК РФ).

В ст. ст. 313 и 314 НК РФ установлены следующие требования к налоговой учетной политике.

Учетная политика для целей налогообложения должна формироваться исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета (ст. 313 НК РФ).

То есть выбранные организацией способы учета должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому.

Изменение порядка учета отдельных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Внесение изменений в учетную политику при изменении применяемых методов учета возможно только с начала налогового периода (года).

При изменении законодательства о налогах и сборах изменения в учетную политику вносятся не ранее чем с момента вступления в силу соответствующих изменений законодательства.

В случае если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

Налоговая база по налогу на прибыль исчисляется на основании данных налогового учета. Для ведения налогового учета организация должна самостоятельно разработать формы регистров налогового учета и порядок отражения в них данных налогового учета. Вся эта информация оформляется приложениями к учетной политике.

Итак, собрав все требования к налоговой учетной политике, содержащиеся в НК РФ, можно прийти к следующим выводам.

Налоговая учетная политика формируется организацией в конце года и применяется начиная с 1 января следующего года. Поэтому приказ об учетной политике на 2011 г. должен быть датирован 2010 г.[19]

Никаких особых требований к порядку составления и оформления учетной политики для целей налогообложения нет.

* Внесение дополнений.

Согласно ст. 313 НК РФ при появлении новых видов деятельности организации предоставлено право вносить в налоговую учетную политику дополнения, регулирующие правила налогового учета новых операций.

Дополнения в учетную политику вносятся тогда, когда возникла соответствующая необходимость.

В течение года организация может дополнять учетную политику несколько раз. Никаких ограничений по количеству дополнений в нормативных документах нет.

В учетной политике нужно отразить только те способы учета, которые относятся к текущим видам деятельности (к тем активам и обязательствам, которые есть в организации, к тем операциям, которые уже осуществляются).

Если в организации нет операций с финансовыми инструментами срочных сделок, то нюансы налогового учета таких операций в учетной политике прописывать не нужно. Если в течение года появится что-то новое, чего раньше не было и о чем в учетной политике нет ни слова, всегда есть возможность внести в учетную политику соответствующие дополнения.

* Внесение изменений.

Менять учетную политику по общему правилу можно только с начала следующего налогового периода (года).

Изменения вносятся либо в связи с изменением законодательства, либо в связи с изменением применяемых методов учета. При этом, в отличие от бухгалтерской учетной политики, организация, решившая изменить какой-то метод налогового учета, никак не должна обосновывать это решение.

При этом нужно учитывать, что по некоторым вопросам в отдельных статьях НК РФ установлены специальные правила, ограничивающие возможность изменения учетной политики.

* Содержание учетной политики.

1. В учетной политике необходимо закрепить организационные вопросы ведения налогового учета. Эти вопросы актуальны для крупных организаций, особенно имеющих обособленные подразделения. Здесь нужно определить сроки передачи данных из подразделений в головную организацию, порядок ведения книг покупок и книг продаж и т.п.

2. По многим вопросам Налоговый кодекс содержит вариантные способы учета, предлагая налогоплательщикам выбрать и закрепить в учетной политике один способ из нескольких возможных. По таким вопросам организация выбирает и закрепляет в учетной политике тот способ, который будет использоваться в данной организации.

3. Есть вопросы, которые Налоговым кодексом либо вообще не урегулированы, либо в НК РФ прямо написано, что способ учета должен быть разработан налогоплательщиком самостоятельно. Если организация в ходе своей деятельности сталкивается с такими ситуациями, то ей необходимо самостоятельно разработать соответствующие способы учета.

Например, гл. 25 НК РФ предусмотрен единственно возможный вариант учета процентов по привлеченным займам (кредитам).

Они всегда учитываются в составе внереализационных расходов. Поэтому при формировании учетной политики организация не может закрепить в ней иной порядок учета процентов (например, записать, что проценты по займам, привлеченным для строительства, включаются в балансовую стоимость строящегося объекта).

Соответствующие разъяснения можно найти в Письме Минфина России от 22.10.2007 N 03-03-06/1/731.

Разработка организацией своих собственных способов (методик) учета возможна только по тем вопросам, по которым нормы закона либо вообще не определены, либо определены нечетко, что позволяет трактовать их по-разному.

При формировании учетной политики для целей налогообложения нужно исходить из того, что грамотно сформированная учетная политика может помочь в решении нескольких задач:

1) оптимизация налогообложения. Очевидно, что использование разных способов учета дает разный результат. Искусство формирования учетной политики заключается в выборе оптимальных для данной организации способов учета, позволяющих на законном основании снизить налоговую нагрузку;

2) оптимизация трудозатрат. Ведение налогового учета по правилам, аналогичным правилам бухгалтерского учета, конечно же, упрощает работу бухгалтерии;

3) снижение риска спора с налоговым органом. Чем подробнее в учетной политике определены правила ведения учета в каждом конкретном случае, тем сложнее проверяющим оспорить правомерность их применения. Главное, чтобы закрепленные в учетной политике правила не противоречили нормам действующего законодательства.