Особенности аудита строительных организаций (2)

Курсовая работа

К строительству как отрасли материального производства относятся организации, осуществляющие строительные, монтажные, буровые, ремонтные, проектные и изыскательские работы. Оно оказывает решающее влияние на развитие огромного количества смежных отраслей материального производства. Строительство как отрасль экономики подразумевает и строительство новых объектов, и восстановление уже существующих путем их текущего и капитального ремонта, а также работ по реконструкции.

Продукцией строительства являются законченные и подготовленные к вводу в действие новые и реконструируемые промышленные предприятия и цеха, жилые дома, общественные здания и другие объекты.

Строительные организации в качестве хозяйствующих субъектов экономики характеризуются рядом отраслевых особенностей в технологии производства, организационно-правовых основах деятельности, системе бухгалтерского учета и налогообложения.

Так, строительство отличается от других отраслей тем, что конечный продукт его всегда неподвижен относительно земли, индивидуален (даже если объекты построены по одному и тому же проекту), рассчитан на длительную эксплуатацию.

Особенности организации и экономики строительного производства, обусловленные характером строительной продукции, оказывают существенное влияние на порядок ведения бухгалтерского учета в строительстве. К наиболее существенным из них можно отнести территориальную обособленность объектов строительства, во многом индивидуальный, даже при серийном строительстве, характер строительного производства, длительность проектирования и строительства объекта, многообразие видов строительно-монтажных работ при строительстве каждого объекта, зависимость сроков и качества строительства от месторасположения объекта, природных условий и даже времени года. Перечисленные и многие другие особенности обуславливают порядок ценообразования в строительстве и учета себестоимости строительных работ, а также достаточно сложную, обычно многоступенчатую, систему расчетов между участниками процесса строительства объекта недвижимости.

Эффективная организация системы учета расходов становится в настоящее время насущной проблемой многих строительных организаций, требующей оперативного решения. Необходимость планирования, четкого учета и контроля расходов на капитальное строительство наряду с пониманием того, что деятельность строительных организаций должна быть прозрачной, повышает требования к системе, позволяющей получить оперативную и достоверную информацию для принятия соответствующих решений. Особенно остро испытывают потребность в такой информации субъекты инвестиционной деятельности, финансирующие капитальное строительство, т.е. инвесторы.[38]

4 стр., 1686 слов

Организация приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов

... и ввода в эксплуатацию объекта завершенного строительством Алгоритм процедуры приемки и ввода в эксплуатацию объекта завершенного строительством можно представить в следующем виде: завершение строительно-монтажных работ подрядчиком Индивидуальные испытания оборудования. ... объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и ...

В настоящее время правовое регулирование договорных отношений участников строительства и, как следствие, особенности бухгалтерского и налогового учета приобрели особое значение для субъектов хозяйственной деятельности.

Выше перечисленные проблемы, а также необходимость подтверждения достоверности показателей деятельности хозяйствующего субъекта, являющихся индикатором эффективности деятельности организации, и на основании которых принимаются пользователями управленческие решения, подтверждается аудиторами, что, в свою очередь, обусловливает актуальность темы данной курсовой работы.

Цель курсовой работы — теоретическое исследование вопросов, связанных с бухгалтерским учетом и аудитом операций в строительных организациях, а также разработка практических рекомендаций по направлениям совершенствования учета и аудита.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить особенности ведения бухгалтерского учета в строительных организациях;
  • ознакомиться с системой нормативного регулирования бухгалтерского учета и аудита в данной отрасли;
  • описать порядок организации бухгалтерского учета и аудита в строительной организации по объектам учета;
  • определить состав и содержание бухгалтерской отчетности в строительных организациях;
  • рассмотреть теоретические аспекты планирования аудиторской проверки операций в строительных организациях;

1. Бухгалтерский учет в строительных организацияХ

1 Понятие и специфика строительной деятельности

Строительная деятельность может быть определена как деятельность по созданию новых зданий, сооружений, иных объектов строительства, а также расширению и реконструкции существующих предприятий, зданий и сооружений.

В строительной деятельности в широком смысле, в строительном процессе участвуют не только собственно строители, но и заказчики, проектировщики, инвесторы.

Строительная деятельность в узком смысле — это деятельность только строительных организаций по возведению различных объектов и разнообразные связанные с этим виды строительных работ.

1.2 Правовое регулирование строительной деятельности

Правовое регулирование отношений в строительном производстве, а также в области проектирования и изыскательских работ для строительства традиционно составляет одну из самых обширных сфер, для него характерен большой объем нормативного материала коммерческого права. При этом собственно правовые нормы тесно переплетены с нормами технического характера. Они нередко включаются в единые нормативные документы. Наиболее характерный пример такого рода — СНиП (Строительные нормы и правила).

Это свод общих норм и требований к организации строительного производства, проектированию объектов и ведению строительных работ. В СНиПах есть и правовые и технические нормы. Важно учесть, что соблюдение СНиПов всеми участниками строительного процесса является их юридической обязанностью.

26 стр., 12654 слов

Анализ производственной деятельности предприятий строительства

... сказать, что выбранная тема курсовой работы действительно является актуальной. Объект курсовой работы – производственная деятельность предприятий строительства. Целью данной работы является изучение, анализ и предложения по улучшению производственной деятельности предприятий строительства. В ходе изучения данной ...

Нормативное регулирование строительства весьма детализировано, что существенно отличает его от многих других разделов коммерческого права. Здесь есть значительное число нормативных актов, принятых еще до начала или на самых первых этапах формирования современного российского рыночного хозяйства.

Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. — СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 295

В нынешних условиях эти акты нередко уже не имеют императивного значения, однако при отсутствии замещающих их современных нормативных документов играют важную роль в договорной практике.

Примером такого рода актов являются официально отменные Правила о договорах подряда на капитальное строительство 1986 г.

При подготовке проектов правовых документов и рассмотрении споров, связанных со строительством, следует прежде всего иметь в виду, что основная масса нормативного материала содержится в актах, принятых федеральными министерствами и ведомствами — это так называемое ведомственное законодательство, отнесенное общегражданским законодательством к категории иных правовых актов. Эти акты должны соответствовать Конституции РФ, Гражданскому кодексу, законам и иным нормативным актам более высокого уровня в юридической иерархии нормативных актов.

Фундамент, основу строительного законодательства образуют федеральные законы, определяющие базовые принципы правового режима строительной деятельности и основные черты правового статуса участников строительного процесса.

Это законы «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г. № 1488-1 с изменениями, внесенными Федеральным законом от 19 июня 1995 г., № 89-ФЗ, «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от4 июля 1991 г. № 1545-1 с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 года № 2288 и Федеральным законом от 19 июня 1995 г. № 89-ФЗ, «Об архитектурной деятельности в РФ» от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ, «Об основах градостроительства в РФ» от 14 июля 1992 г. № 3295-1 (в ред. Закона от 19 июля 1995 г. № 112-ФЗ).

Кроме того, важнейшее значение имеют нормы гл. 37 Гражданского кодекса РФ и особенно параграфа 3 этой главы, посвященного строительному подряду.

Среди иных правовых актов, содержание которых не должно противоречить названным законодательным актам, следует отметить такие документы, как утвержденные постановлениями Правительства РФ Положение о Государственном комитете Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 11 декабря 1997 г. № 1542, Временное положение о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории Российской Федерации от 21 марта 1994 г. и Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации от 14 августа 1993г.

Среди ведомственных нормативных актов, имеющих важное значение в качестве источников, регулирующих отношения в строительном комплексе, назовем прежде всего Положение о подрядных торгах в Российской Федерации, утвержденное Распоряжением Госкомимущества России и Госстроя России от 13 апреля 1993 г., Письмо Минфина РФ- от 30 декабря 1993 г. «О типовых методических рекомендациях по планированию и учету себестоимости строительных работ», Письмо Минфина РФ от 23 мая 1994 г. «О методических рекомендациях по составу и учету затрат, включаемых в себестоимость проектной и изыскательской продукции (работ, услуг) для строительства, и формированию финансовых результатов», Письмо Минстроя РФ от 6 июля 1995 г. «О законодательстве Российской Федерации, в соответствии с которым ведется определение стоимости строительства».

55 стр., 27387 слов

Выпускной квалификационной работы Организация управленческого ...

... подразделение бухгалтерского учета можно объяснить тем, что в принципе вся система бухгалтерского учета является составной частью управленческой системы организации. Однако при использовании терминов «финансовый учет» и «производственный учет» основной упор делается на учетные процедуры. Управленческий учет ...

Ряд юридически важных положений содержится в Инструкции о порядке составления статистической отчетности по капитальному строительству, утвержденной Госкомстатом России 24 сентября 1993 г. Постановлением № 185. В этом документе даны определения таких важных и широко используемых в строительном законодательстве и договорной практике понятий, как «стройка», «очередь строительства», «пусковой комплекс», «объект строительства».

1.3 Характеристика учетной политики в строитеных организациях

В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете и отчетности» организации самостоятельно формируют свою учетную политику. При этом организациям необходимо руководствоваться законодательством о бухгалтерском учете, законодательством о налогах и сборах, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, и учитывать свою структуру и специфику.

Основы формирования и раскрытия учетной политики в целях бухгалтерского учета для организаций установлены Инструкцией <#»justify»>Расходы на оплату труда рабочих включают повременную оплату по тарифным ставкам и окладам, премиальные доплаты, оплату по сдельным расценкам в зависимости от количества выполненных работ, различные доплаты и надбавки (например, за работу в особых условиях отдаленности, с особыми климатическими условиями, во вредных или опасных условиях; при совмещении профессий и выполнении обязанностей отсутствующих работников, за сверхурочное время, за вахтовый метод работы, за работу в праздничные дни и в ночное время и др.).

1.4 Особенности бухгалтерского и налогового учета

Налоговый и бухгалтерский учет в строительных организациях имеет свою специфику. Фирмы, которые действуют в этой сфере, могут быть и инвесторами, и заказчиками, и подрядчиками.

Бухгалтерский и налоговый учет в строительных организациях ведется в соответствии с нормативными документами и «Учетной политикой», разработанной каждой организацией для внутреннего пользования. При создании такого документа необходимо учесть специфику отрасли и самого предприятия, которое может выступать как в роли застройщика (заказчика), так и в роли подрядчика (генподрядчика, субподрядчика).

Одной из особенностей в строительной сфере деятельности является то, что строительные объекты, принадлежащие одной и той же компании, могут быть расположены в различных регионах. Поэтому у предприятия могут возникать обособленные подразделения по месту нахождения строительных площадок.

В соответствии с требованиями Налогового кодекса организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны встать на учет в налоговой инспекции по месту нахождения каждого такого подразделения. Также фирмы в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса обязаны сообщать в инспекцию о создании или закрытии обособленного подразделения в течение одного месяца. Указанное сообщение представляется в налоговую службу по месту нахождения организации.

56 стр., 27597 слов

Организация учета выпуска готовых изделий (работ, услуг) и расчетов ...

... учета расчетов с покупателями и заказчиками в организации; проанализировать учет расчетов с покупателями в ООО «Рудничное»; произвести анализ выпуска готовой продукции в ООО «Рудничное»; изучить теоретико-методические основы учета выпуска готовых изделий (работ, услуг) и расчетов ...

Если в структуре организации есть обособленные подразделения, то приходится решать следующие организационные вопросы:

  • определение специфики учета хозяйственных операций в этих подразделениях;
  • определение лиц, ответственных за составление первичной учетной документации по операциям, осуществленным в данных подразделениях;
  • установление порядка и сроков передачи первичной учетной документации в бухгалтерию головной организации для их своевременного отражения в учете.

В налоговом учете необходимо определить порядок исчисления налоговой базы по налогу на прибыль, уплачиваемому по месту нахождения каждого подразделения. А в учетной политике необходимо закрепить, какой показатель — численность работников или расходы на оплату их труда — будет участвовать в расчете доли прибыли каждого подразделения.

Еще одна особенность бухгалтерского учета для строительных организаций это оформление первичной документации в соответствии с нормативными требованиями. Типовые унифицированные формы, которые действуют в этой отрасли, приведены в Постановлении Госкомстата от 11 ноября 1999 г. № 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ». К ним относятся следующие:

  • КС-2 «Акт о приемке выполненных работ»;
  • КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат»;
  • КС-6а «Журнал учета выполненных работ»;
  • КС-8 «Акт о сдаче в эксплуатацию временного (нетитульного) сооружения»;
  • КС-9 «Акт о разборке временных (нетитульных) сооружений»;
  • КС-10 «Акт об оценке подлежащих сносу (переносу) зданий, строений, сооружений и насаждений»;
  • КС-17 «Акт о приостановлении строительства»;
  • КС-18 «Акт о приостановлении проектно-изыскательских работ по неосуществленному строительству».

Постановление определяет порядок заполнения стандартных форм. Однако у строительной организации может возникнуть потребность в разработке собственных форм первичной учетной документации по отдельным операциям. В этом случае самостоятельно разработанные документы должны быть оформлены в качестве приложения к учетной политике организации. Они должны содержать следующие обязательные реквизиты (ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете»):

  • наименование документа;
  • дату составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц.

Особенность третья — учет основных средств. Обычно строительные фирмы при разработке учетной политики стремятся сблизить бухгалтерский и налоговый учет, однако это не всегда выгодно с точки зрения оптимизации налоговой нагрузки.

В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» фирмы вправе установить для принятия к учету основных средств лимит стоимости в пределах не более 20 000 руб. Объекты стоимостью менее установленного лимита будут учитываться в составе материально-производственных запасов.

Поступление от поставщика объекта стоимостью более 20 000 руб. (или иного установленного организацией лимита) должно быть отражено следующей проводкой:

6 стр., 2504 слов

Определение эффективности работы строительной организации с коллективной ...

... ситуация строительной организации: продукция однородная с одина­ковой продолжительностью строительства; нет работ и ус­луг, помимо заданных объектов, нет ... где с - стоимость материалов на 1 объект, тыс. руб. m - количество объектов, шт. Расходы на оплату труда рабочих К з 3 ... личить цену на строительную продукцию на 520 тыс. руб. (2470 - 1900 = 570). В данном курсовом проекте предусмотрено ...

При вводе объекта в эксплуатацию и составлении «Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий и сооружений)» по унифицированной форме № ОС-1:

Дт 01 «Основные средства» Кт 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Если лимит в учетной политике не будет установлен, то все объекты, отвечающие условиям, предусмотренным пунктом 4 ПБУ 6/01, в том числе и объекты стоимостью до 10 000 руб., должны в бухгалтерском учете отражаться в составе основных средств и списываться на затраты не в момент ввода в эксплуатацию, а в течение срока полезного использования.

Объект стоимостью менее установленного лимита принимается к учету бухгалтерской проводкой:

Дт 10 «Материал» Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

При передаче в эксплуатацию и оформлении «Требования-накладной» типовая форма № М-11, накладной (форма № М-15) или иного документа, самостоятельно разработанного организацией:

Дт 20 Кт 10 — списанные материалы, отпущенные в производство.

В результате организация имеет возможность уменьшить налоговую базу по налогу на имущество. Так, например, по объекту стоимостью 20 000 руб. и сроком его полезного использования 4 года сумма экономии по налогу на имущество в результате учета его в составе МПЗ составит 880 руб., или 4,4 процента от стоимости основного средства.

Строительной организации часто бывает необходимо провести научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. Поэтому еще одной особенностью бухгалтерского учета строительной организации являются расходы на НИР и ОКР.

Если конструкторская документация носит индивидуальный характер, то ее стоимость включается в инвентарную цену объекта строительства. Но если она носит типовой характер и может быть использована позже при строительстве других объектов, то учет затрат на ее создание или приобретение необходимо вести в соответствии с ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы». Расходы на осуществление таких работ собственными силами или на основе договора с исполнителем отражаются в учете проводкой

Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (Кт 10, 70, 69 и т.д.).

По завершении работ их стоимость подлежит учету на счете 04 «Нематериальные активы» обособленно.

Дт 04 «Нематериальные активы» Кт 08«Вложения во внеоборотные активы» — принят к учету НМА.

При этом организация обязана определить срок полезного использования данного актива, в течение которого организация может получать экономические выгоды (доход), и этот срок не должен превышать пяти лет. При этом списание расходов в бухгалтерском учете может осуществляться или равномерно — линейным способом — или пропорционально объему продукции, работ или услуг. Выбор варианта должен быть закреплен в учетной политике.

В учете списание НИР и ОКР будет отражено проводкой:

Дт 20 Кт 04 — начислена амортизация по объекту нематериальных активов.

27 стр., 13237 слов

Оценка рентабельности работы строительного предприятия и основные ...

... Целью курсовой работы является разработка путей повышения рентабельности производства. В курсовой работе раскрываются такие понятия как: - Рентабельность строительного производства. - Направления повышения рентабельности строительного предприятия. - ... П / З, где Р з – рентабельность затрат; П – прибыль от продажи продукции; З – общая сумма затрат на производств o и реализацию продукции. Д a ...

Счет 05 «Амортизация нематериальных активов» при этом не используется.

В налоговом учете расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки включаются равномерно в состав прочих расходов в течение одного года. Это можно сделать при условии использования указанных исследований и разработок в производстве и при реализации товаров, а также выполнении работ и оказании услуг с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такие исследования завершены (ст. 262 НК).

При заключении договора с исполнителем на выполнение проектных работ следует обратить внимание на оформление документа, подтверждающего факт сдачи результата работ заказчику. Многие фирмы допускают ошибку, оформляя в этом случае «Акт о выполнении услуг». В действительности здесь результатом НИР и ОКР является работа, продукты которой имеют материальное выражение. Факт передачи исполнителем заказчику результатов работ должен быть оформлен «Актом приемки-сдачи выполненных работ» с указанием характеристики отчета или документации, содержащей материалы исследований и т.п.

Еще одна особенность ведения бухгалтерского учета в строительной организации — это порядок учета расходов организации.

Строительные фирмы, выполняющие работы по договору подряда, при организации бухгалтерского учета должны руководствоваться требованиями, установленными Положением по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94).

В соответствии с данным документом подрядчик осуществляет учет затрат по каждому объекту с начала выполнения договора на строительство до времени его завершения и передачи застройщику. До момента сдачи заказчику всего построенного объекта указанные затраты отражаются в составе незавершенного производства.

Если строительная организация выступает в качестве застройщика, то учет затрат, связанных со строительством, ведется на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». По окончании строительства и оформления прав на объект недвижимости стоимость объекта списывается проводкой

Дт 01 «Основные средства» Кт 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Когда организация является инвестором и планирует в дальнейшем реализовать построенный объект, то учет расходов по его возведению ведется на счете 20 «Основное производство». По окончании строительства стоимость объекта списывается на счет 43 «Готовая продукция», а его реализация отражается в общеустановленном порядке.

У подрядчиков или субподрядчиков учет таких расходов должен быть организован на счете 20 «Основное производство» в разрезе каждого заказчика и возводимого объекта. На данных аналитических счетах, открытых к счету 20 «Основное производство», будут отражаться прямые затраты, непосредственно связанные с выполнением договора. В соответствии с пунктом 11 ПБУ 2/94 данные затраты могут быть связаны с использованием в процессе строительства материальных и трудовых ресурсов, основных средств и нематериальных активов, а также других видов ресурсов.

У подрядчика до момента заключения договора на строительство с заказчиком могут возникать расходы, связанные с его заключением. Например, подрядчик мог принимать участие в тендере и т.п. В случае, если эти расходы могут быть выделены, и существует уверенность, что договор будет заключен, их можно до заключения договора учитывать в составе расходов будущих периодов — на счете 97. После заключения договора указанные расходы могут быть списаны по графе.

26 стр., 12615 слов

Особенности бухгалтерского учета и аудита в строительных организациях ...

... метод учета затрат. Строительство выступает крупной отраслью материального производства, так как в него входят с/х, жилищное, промышленное и иное производство в качестве отдельных отраслей. Монтажные и строительные работы строительные организации ...

Дт 20 Кт 97 — списаны расходы будущих периодов.

В то же время пункт 12 ПБУ 2/94 допускает, что данные расходы могут учитываться как текущие в том отчетном периоде, в котором они были произведены. В этом случае их следует отразить по счету 26 «Общехозяйственные расходы».

Выбор одного из возможных вариантов должен быть закреплен в учетной политике. Там же следует определить и порядок формирования и распределения прямых расходов на остаток незавершенного производства. Указанный порядок организация вправе установить самостоятельно (ст. 318 НК).

аудиторский доказательство учетный процедура

2. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1 Общие подходы к проверке строительных организаций

Аудиторская проверка строительной организации — это деятельность, связанная с контролем строительных организаций на всех этапах строительного процесса.

Часто в процессе подготовки к строительству, в ходе или по окончании строительства перед Заказчиком возникают следующие вопросы:

  • необходимость проверить достоверность сметной документации на соответствие проекту, строительным норматива;.

необходимость произвести смену подрядчика в разгар строительства и в связи с этим требуется определить объём, стоимость и качество выполненных, на данный момент, работ;

  • необходимость определить объём работ который следует поставить перед следующим подрядчиком для продолжения ранее выполненных работ, и определить их остаточную стоимость;
  • проверка актов КС-2 на соответствие выполненным работам.

необходимость проверки качества и полноты документации подготовленной для сдачи объекта в эксплуатацию.

На все эти и другие вопросы можно получить квалифицированный ответ и рекомендации для дальнейшего действия при помощи проведения аудиторской проверки строительной организации.

2.2 Цели и задачи аудита. Нормативные документы, используемые при проведении аудита строительных организаций

Целью аудита расходов подрядных организаций на производство строительно-монтажных работ является установление правильности отнесения затрат и формирования себестоимости строительной продукции в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету.

Задачи строительного аудита — это комплекс финансово-технических средств, обеспечивающий независимый контроль ключевых аспектов инвестиционного строительного проекта. К ним относятся:

  • целевое расходование инвестиционных средств на строительство объектов недвижимости;
  • достижение в ходе строительства качественно-объемных характеристик объекта, утвержденных в проектно-сметной документации;
  • соблюдение сроков реализации проекта.

При аудите строительных организаций используются следующие нормативные документы:

  • Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организаций» ПБУ 10/99 (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, в ред. от 30.03.2001);
  • Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94 (утв. Приказом Минфина России от 20.12.1994 N 167);

документы Госстроя России, регулирующие порядок учета себестоимости строительных работ:

7 стр., 3216 слов

Разработка информационной системы учета работы строительного предприятия

... -НН" многопрофильная компания., Цели компании: производство проектных и строительных работ, отвечающих современным требованиям использование ИС "Управление проектами" ... организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на ...

  • Типовые методические рекомендации по планированию и учету себестоимости строительных работ (утв. Минстроем России от 04.12.1995 N БЕ-11-260/7, в ред. от 14.08.1997;
  • с 1 января 2002 г. утратили силу в связи с Письмом Госстроя России от 09.11.2001 N НМ-6128/7, однако применяются с учетом положений Письма Минфина России от 29.04.2002 N 16-00-13/03);
  • Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве МДС 81-33.2004 (утв. Постановлением Госстроя России от 12.01.2004 N 6) и др.;
  • нормативные документы Госкомстата России (в частности, альбомы унифицированных форм первичной учетной документации, применяемых для оформления хозяйственных операций как общего назначения, так и отражающих специфику строительной деятельности, и др.);
  • нормативные документы других федеральных органов исполнительной власти.

2.3 Объекты аудита строительных организаций

В зависимости от направленности аудита, аудитор в своей деятельности имеет дело с объектами довольно разными по своему составу, целевой ориентации и другими характеристиками. Объектами аудита являются осуществляемые хозяйственные процессы, которые в совокупности составляют хозяйственную деятельность проверяемого субъекта.

Аудитору необходимо проверить:

  • лицензию на проведение строительных работ, договора на строительство;
  • проектно-сметную документацию;

— правильное определение технологической структуры капитальных вложений в строительство объектов (капитальные вложения состоят из всех видов строительных работ, работ по монтажу, стоимости оборудования, инструмента и инвентаря, прочих работ и затрат).

Объектом аудита в строительных организациях является строящееся здание.

В процессе натурного обследования составляется общее описание объекта и его помещений. Также определяются:

  • объемно-планировочные и конструктивные характеристики объекта;
  • номенклатура примененных стройматериалов, изделий и конструкций;
  • характеристики инженерных коммуникаций;
  • установленное отделимое оборудование;
  • техническое состояние объекта и инженерных коммуникаций.

Особенностью аудита строительных организаций является проверка правильности определения себестоимости строительных работ, а также производимой продукции и услуг, оказываемых другими видами деятельности строительных организаций. Себестоимость строительных работ складывается в зависимости от структуры организации и условий договора на строительство.

Также аудитору необходимо проверить правильность отнесения затрат на производство, затраты на материалы , расходы на оплату труда рабочих, расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов.

В соответствии с действующим законодательством аудитор должен определить:

  • что входит в состав затрат на оборудование, инструмент, инвентарь;
  • какое оборудование относится к входящим и не входящим в сметы на строительство (что не относится к оборудованию, не входящему в сметы на строительство);
  • что входит в состав прочих капитальных работ и затрат (что не включается в капитальные вложения);
  • что не должно включаться в себестоимость строительных работ, а также продукции и услуг;
  • что относится к незавершенному строительному производству;
  • проверку правильности начисления налогов и уплаты платежей в бюджет.

Аудит затрат на производство целесообразно начинать с ознакомления со структурой проверяемой организации. Производственными единицами строительно-монтажной организации являются строительные участки прорабства или отдельные объекты строительства. Количество участков зависит от числа одновременно строящихся объектов и их территориального размещения.

В составе строительно-монтажной организации могут быть подсобно-вспомогательные производства, обслуживающие основную строительную деятельность: карьеры по добыче песка и гравия, растворобетонные узлы, ремонтно-механические мастерские, транспортные службы и др.

В процессе ознакомления устанавливаются объекты учета, по которым организацией формируются производственные затраты.

При аудите расходов подрядной организации проверяются методы ее учетной политики, отражающие особенности учета затрат на производство в зависимости от принятых методов определения доходов.

В учетной политике могут быть закреплены:

  • позаказный метод, когда затраты на выполнение работ собираются отдельно по каждому объекту или по каждому заказчику на счете 20 «Основное производство» и учитываются до окончания строительства в составе незавершенного производства. Такой метод применяется в случаях, когда расчеты с заказчиком производятся после завершения всех работ по объекту;

— метод накопления затрат, при котором затраты на счете 20 учитываются по мере выполнения законченных конструктивных элементов и видов работ, а также по законченным этапам, имеющим самостоятельное значение. При этом методе расчеты с заказчиком производятся по мере выполнения и сдачи-приемки конструктивных элементов, видов работ и этапов.

Правильность отнесения затрат на производство рекомендуется проверять по статьям затрат, применяемым в учете строительных организаций:

  • материалы;
  • расходы на оплату труда рабочих;
  • расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов;
  • накладные расходы.

При аудите производственных затрат необходимо проверить соответствие бухгалтерских записей по учету хозяйственных операций типовой корреспонденции счетов бухгалтерского учета. В частности, рекомендуется следующая схема отражения бухгалтерских проводок.

По дебету счета 20, субсчет «Фактическая себестоимость работ, выполненных собственными силами», отражаются производственные затраты с кредита соответствующих счетов:

  • «Материалы» — стоимость использованных при строительстве материалов, конструкций и деталей;
  • «Вспомогательные производства» — стоимость услуг, оказанных собственными подсобно-вспомогательными производствами (электроэнергия, пар, вода, транспорт и др.);
  • «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — стоимость услуг, оказанных сторонними организациями;
  • «Общепроизводственные расходы» — стоимость расходов по содержанию и эксплуатации собственных и арендованных машин и механизмов;
  • «Общехозяйственные расходы» — стоимость накладных расходов, связанных с производством СМР (административно-хозяйственных, по обслуживанию работников строительства, по организации работ на строительных площадках и пр.).

На отдельном субсчете «Выполненные субподрядчиками законченные комплексы специальных строительных работ» к счету 20 генеральным подрядчиком учитывается сметная (договорная) стоимость принятых работ до сдачи их заказчику.

При аудите строительной организации проверяя затраты на материалы аудитор в своей работе использует следующие нормативные документы:

Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н), Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н, в ред. от 23.04.2002), Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности (утв. Минфином России 23.04.2004).

Основанием для списания строительных материалов на производство являются следующие документы:

  • производственные нормы расхода основных строительных материалов, разрабатываемые непосредственно строительной организацией и утверждаемые ежегодно ее руководителем (сборники нормативных показателей расхода материалов разработаны Госстроем России;
  • их перечень приведен в Письме Госстроя России от 15.01.1998 N ВБ-20-8/12);
  • локальные и объектные сметы на строящиеся объекты, в которых предусмотрен сметный расход материалов по конструктивным элементам и видам работ;
  • журнал учета выполненных работ по форме N КС-6а (утв.

Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100) по каждому объекту строительства (п.7.2 Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 03.10.1996 N 123, в ред. от 04.03.2002);

  • материальный отчет (форма N М-19) по материально-ответственному лицу — производителю работ, начальнику строительного участка;
  • форма N М-29 — ежемесячный отчет о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с расходом, определенным по производственным нормам (утв.

Приказом ЦСУ СССР от 24.11.1982 N 613).

При аудите проверяются наличие указанных выше документов и правильность их заполнения.

Следует также установить, не допускаются ли расхождения между данными материального отчета и документами на списание материалов (формой N М-29 и актами на разовое списание материалов).

В случае экономии строительных материалов списание их на производство осуществляется по фактическому расходу.

Перерасход материалов, подтвержденный соответствующими расчетами (например, при изменении технологии производства работ, замене отдельных материалов и т.д.), принимается к списанию по разрешению руководителя строительной организации. Суммы дополнительного расхода материалов должны быть согласованы с заказчиком и предъявлены ему к возмещению. Суммы отклонений сверх норм и нормативов, не предъявленные к возмещению заказчикам, подлежат добавлению к налогооблагаемой прибыли.

Необоснованный перерасход материалов на себестоимость СМР не относится, а подлежит возмещению за счет виновных лиц в порядке, установленном действующим законодательством.

Расходы на оплату труда рабочих включают повременную оплату по тарифным ставкам и окладам, премиальные доплаты, оплату по сдельным расценкам в зависимости от количества выполненных работ, различные доплаты и надбавки (например, за работу в особых условиях отдаленности, с особыми климатическими условиями, во вредных или опасных условиях; при совмещении профессий и выполнении обязанностей отсутствующих работников, за сверхурочное время, за вахтовый метод работы, за работу в праздничные дни и в ночное время и др.).

При аудите проверяется полнота оформления табелей использования рабочего времени (формы N N Т-12 и Т-13, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1).

Табели составляются по строительным участкам (прорабствам) или отдельным объектам.

При сдельной оплате труда подрядная организация оформляет первичные документы, подтверждающие выполненные объемы работ отдельным рабочим или бригадой. При аудите проверяется соответствие оплаченных рабочим объемам работ их количеству, включенному в акты о приемке работ, — форма N КС-2 (утв. Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100).

При наличии премиальных доплат рабочим аудиторы устанавливают, имеется ли в организации положение о премировании, которое должно содержать показатели и условия выплат премий.

При аудите также проверяется порядок выплаты организацией различных доплат и надбавок к заработной плате, соответствие этого порядка положениям Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ).

Размеры надбавки не должны быть ниже установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами.

В частности, подрядные организации, применяющие вахтовый метод строительства объектов, выплачивают работникам за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места расположения организации (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно вахтовую надбавку взамен суточных в размере и порядке, устанавливаемых самим работодателем. Такая норма применяется с 1 января 2005 г. согласно ст.302 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Подрядные организации, финансируемые из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, выплачивают надбавку за вахтовый метод работы в размерах и порядке, устанавливаемых соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета, надбавка за вахтовый метод работы с 1 января 2005 г. выплачивается на основании Постановления Правительства РФ от 03.02.2005 N 51 «О размерах и порядке выплаты надбавки за вахтовый метод работы работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета». Надбавки указанным работникам выплачиваются в процентах от тарифной ставки (оклада):

75% — в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

50% — в районах Сибири и Дальнего Востока;

30% — в остальных районах.

При аудите устанавливается наличие в организации локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, в том числе определения размера и порядка выплаты надбавки за вахтовый метод работы, ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год и др.

При аудите устанавливается соответствие отраженных в бухгалтерском учете расходов на оплату труда положениям гл.25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. Согласно ст.255 НК РФ в расходы организации на оплату труда в целях налогообложения включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии или единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

В строительстве используются специальные строительные машины и механизмы, которые числятся на балансе строительно-монтажной организации или привлекаются для работы по договорам со специализированными организациями — трестами (управлениями) механизации и другими организациями.

Расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов учитываются на счете 25.

При аудите расходов по содержанию собственных строительных машин и механизмов в первую очередь проверяется правильность начисления амортизационных отчислений. При линейном способе начисление амортизации производится исходя из сроков полезного использования, установленных Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, в ред. от 08.08.2003).

Указанная Классификация используется для целей налогообложения и бухгалтерского учета.

Следует также проверить правильность списания горюче-смазочных материалов (ГСМ) на работу механизмов. Расход ГСМ должен осуществляться по нормам, разработанным и утвержденным организацией на основании паспортных данных, или по централизованно утвержденным отраслевым нормам.

Учет работы строительных машин (механизмов) должен осуществляться в журнале типовой межотраслевой формы N ЭСМ-6, включенной в Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте (утв. Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78).

Журнал учета заполняется прорабом строительного участка организации.

По данным журнала устанавливается, на каких строительных объектах работали машины и механизмы, количество времени их работы (машино-часов, машино-дней), правильность начисления заработной платы рабочим; по актам о приемке выполненных работ (форма N КС-2) — виды работ и правомерность их выполнения с применением машин и механизмов.

2.4 Внешние и внутренние источники информации, используемые при аудите строительных организаций. Оценка системы внутреннего контроля

№ п/пНаправления и вопросы контроляОтвет1Проводится ли внешний осмотр строящихся зданий, наличие и содержание паспортов и других сопроводительных документов?2Проводится ли входной контроль поступаемой рабочей документации, конструкций, изделий, материалов и оборудования3Сверяет ли бухгалтер объем выполненных работ с начислением оплаты труда?4Разработаны ли должностные обязанности работников, осуществляющих строительные работы?5Утверждается ли проектно-сметная документация на каждое строящееся здание?6Имеются ли в организации справки об остатках незавершенного строительного производства (форма N 3), а так же акты и дефектные ведомости по некачественно выполненным работам?7Нумеруются ли расчетно-платежные ведомости?8Все ли ставки по оплате труда определяются приказом руководителя?9Подписывают ли ведомости лица, составившие их?10Проверяют ли периодически начисления по оплате труда внутренние контролеры?11Разработаны ли инструкции по учету затрат и удержаний с оплаты труда?12Сопоставляются ли начисления на оплату труда с данными отчетов по социальному страхованию, отчислениями во внебюджетные фонды?13Проверяет ли ответственный бухгалтер данные о месячных, квартальных и годовых начислениях оплаты труда?ВыводСистема внутреннего контроля за учетом начисления зарплаты на предприятии имеет высокую надежность

Аудиторская проверка начинается с ознакомления с финансово-хозяйственной деятельностью организации, изучения учетной политики, регламентирующей порядок бухгалтерского учета, оценки системы внутреннего контроля. Аудитор собирает общие сведения о проверяемом объекте, определяет его место на региональном рынке строительства, организационную структуру, хозяйственные связи.

Источниками информации для проверки указанных расчетов являются: хозяйственные договоры, в том числе договор простого товарищества; договоры поставки продукции (работ, услуг); акты сверки расчетов; накладные; счета-фактуры; протоколы о зачете взаимных требований; акты инвентаризации расчетов; векселя, копии платежных документов; книга покупок; книга продаж; учетные регистры (ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 60, 62, 58, 76, 79, 99 и т. д.; Главная книга; итоговая (годовая) отчетность и т.д.

Для того чтобы наметить направления проверки, области углубленного контроля, аудитору необходимо получить предварительное представление о состоянии расчетов на предприятии. Поэтому он должен установить наличие на предприятии необходимой нормативной базы, перечень применяемых первичных документов, порядок их заполнения, состояние аналитического учета и технологии обработки первичных документов по учету по совместной деятельности и внутрифирменных расчетов.

При аудите строительных организаций аудитором используются как внешние источники информации, такие как нормативные документы Госкомстата России, нормативные документы других федеральных органов исполнительной власти.

А так же внутренние источники информации, к которым относятся:

  • утвержденная проектно-сметная документация;
  • заключенные договоры подряда и субподряда;
  • паспорт организации;
  • журналы производства работ на объектах строительства (форма N КС-6);
  • нормы продолжительности и задела в строительстве, акты приемки-сдачи выполненных работ (форма N КС-2);
  • справка об остатках незавершенного строительного производства (форма N 3);
  • акты и дефектные ведомости по некачественно выполненным работам, результаты выборочных, контрольных обмеров, бухгалтерская отчетность (форма N 4);
  • данные бухгалтерского учета.

С точки зрения классификационных признаков различают следующие виды аудита — внешний и внутренний.

Внешний аудит проводится независимой аудиторской фирмой (аудитором) на договорной основе с экономическим субъектом главным образом с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также оказания консультационных услуг администрации.

Внутренний аудит выступает неотъемлемой частью системы управленческого контроля на предприятии. Его цель — оценка эффективности функционирования системы управления предприятием.

Внутренний контроль при аудите строительных организаций выполняется персоналом самих организаций, производящих строительную продукцию (строительно-монтажных, проектно-изыскательских, предприятий стройиндустрии).

Предприятия стройиндустрии составляют паспорта на свою продукцию (изделия, конструкции, материалы), в которых отмечается ее соответствие стандартам. Паспорт продукции является обязательным сопроводительным документом при поставке этой продукции. В строительно-монтажных организациях внутренний контроль включает входной контроль поступаемой рабочей документации, конструкций, изделий, материалов и оборудования, операционный контроль, осуществляемый в ходе выполнения строительных процессов или операций, и частично приемочный контроль, осуществляемый после завершения отдельных видов работ.

При входном контроле доставляемых строительных конструкций и изделий провидится их внешний осмотр, наличие и содержание паспортов и других сопроводительных документов.

Система внутреннего контроля на любом предприятии включает в себя большое количество разнообразных элементов (например, еженедельная планерка у директора предприятия с отчетами руководителей подразделений тоже элемент внутреннего контроля).

Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, и выявляет ее. Оценивая эффективность системы внутреннего контроля, аудиторская организация должна собрать достаточное количество аудиторских доказательств. Если аудиторская организация решает положиться на систему внутреннего контроля и систему бухгалтерского учета для получения достаточной степени уверенности в достоверности бухгалтерской отчетности, она должна соответствующим образом скорректировать объем предстоящей аудиторской проверки. Примерный перечень вопросов представленных аудитором для проверки системы внутреннего контроля на предприятии представлен в приложении 1 к курсовой работе.

Для подтверждения первоначальной оценки систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета деятельности строительной организации на основе полученной информации заполняет заранее разработанные тесты. Тесты позволяют установить насколько контроль расчетных операций отвечает современным требованиям, а их учет — выполняет поставленные перед ним задачи. Если окажется, что вероятность пропуска ошибок велика, то аудитору потребуется включить в программу проверки и направить особые усилия на изучение тех вопросов и участков учета, которые не подвергались внутреннему контролю или которым не уделялось должного внимания со стороны бухгалтерии.

2.5 План и программа аудиторской проверки

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.

Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

Аудиторская организация должна согласовать с руководством экономического объекта основные организационные вопросы, связанные с проведением аудита.

Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу. Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.

Составляя общий план и программу аудита, аудиторской организации следует учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что также позволит точнее определить объем и характер аудиторских процедур. При проведении общего планирования большое значение придается профессиональным качествам аудиторов. Им необходимо так организовать свои действия, чтобы произвести оценку используемой на предприятии системы учета и внутреннего контроля с учетом принципа существенности и экономичности проверки.

В общем плане необходимо предусмотреть сроки проведения аудита и составить график его проведения, подготовки отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения. В процессе планирования необходимо учесть: реальные трудозатраты; уровень существенности; проведенные оценки рисков аудиторской проверки; расчет затрат времени в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущим расчетом.

В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудиторской проверки на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля и рисков аудита. В случае решения провести выборочную проверку аудитор формирует аудиторскую выборку в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Аудиторская выборка».

Составной частью общего плана являются положения по планированию управления и контроля качества выполняемого аудита. В общем плане рекомендуется предусмотреть:

  • формирование аудиторской группы, численность и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проведению аудита;
  • распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;
  • инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита;
  • контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;
  • разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур;
  • документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновении разногласий в оценке того или иного факта между руководителем аудиторской группы и ее рядовым членом.

Разрабатывая общий план аудита необходимо составить его так, чтобы он отвечал на следующие вопросы [1]:

  • какие конкретные области надо изучить, чтобы аудит был объективен;
  • какие существенные моменты следует охватить;
  • какие выборочные планы надо разработать;
  • с какими стандартами, процедурами или документами необходимо ознакомить рабочую группу;
  • каков бюджет рабочего времени для каждого этапа проверки;
  • каковы предполагаемые сроки работы группы и пр.

Аудиторская организация определяет в общем плане необходимость привлечения экспертов в процессе проведения проверки и роль внутреннего аудита [5].

Общий перечень объектов проверки (планируемых видов работ) при составлении общего плана аудиторской проверки может иметь следующий вид:

  • учредительные и другие общие документы организации (устав, лицензии, приказы, распоряжения, служебные записки, штатное расписание и т.п.);
  • учетная политика предприятия;
  • основные средства;
  • нематериальные активы;
  • производственные запасы;
  • расчеты по оплате труда;
  • затраты на производство;
  • готовая продукция, товары и реализация;
  • денежные средства;
  • расчеты (с покупателями, с поставщиками, с бюджетом и внебюджетными фондами, с прочими дебиторами и кредиторами);
  • финансовые результаты и использование прибыли;
  • капитал и резервы;
  • кредиты и финансирование;
  • учет по забалансовым счетам;

бухгалтерская отчетность и приложения

Из-за влияния непредвиденных факторов на проверяемые элементы даже хорошо составленный план должен содержать различные альтернативы, которые могут быть определены лишь при наличии информации о реальном положении дел в проверяемой компании.

Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита (пункт 8).

Примерное содержание общего плана аудита приведено в приложении 1 к данной контрольной работе.

2.6 Получение аудиторских доказательств

Аудиторская проверка — это сложный и длительный процесс. Аудиторы постоянно работают над тем, чтобы максимально сократить время проверки, не снижая при этом ее качества, и, следовательно, не увеличивая аудиторский предпринимательский риск.

Одним из наиболее эффективных путей решения проблемы является выработка четкой методики проверки каждого раздела или участка бухгалтерского учета.

Методы сбора аудиторских доказательств:

  • Наблюдение;
  • Наблюдение за выполнением хозяйственных;
  • или бухгалтерских операций;
  • Устный опрос;
  • Получение письменных подтверждений;
  • Проверка документов, связанных с деятельностью товарищества;
  • Проверка документов, подготовленных на предприятии клиента;
  • Проверка арифметических расчетов;
  • Анализ.

2.7 Последовательность процедур при поведении аудиторской проверки

При проведении аудиторской проверки строительных организаций первым делом проводится проверка арифметических расчетов клиента (пересчет) которая заключается в проверке арифметической точности источников документов и бухгалтерских записей и в выполнение независимых подсчетов.

Еще одна процедура проверки инвентаризация — это прием, который позволяет получить точную информацию о наличии имущества экономического субъекта и получить ориентировочную информацию о состоянии и стоимости такого имущества. Инвентаризации подлежат имущество клиента и его финансовые обязательства.

Далее производится проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций. Этот метод позволяет аудиторской организации осуществлять контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией.

Подтверждение. Для получения информации о реальности остатков на счетах учета денежных средств, счетах расчетов, счетах дебиторской и кредиторской задолженности аудиторская организация должна получить подтверждение в письменной форме от независимой (третьей) стороны. Запросы на подтверждение рекомендуется готовить в виде документа от имени руководства экономического субъекта в адрес независимой (третьей) стороны. В них должно содержаться требование предоставить необходимую информацию непосредственно аудиторской организации.

Далее производится проверка документов. Проверка документов заключается в том, что аудитор должен убедиться в реальности определенного документа. Для этого рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операции в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции.

Существует еще такая процедура, которая называется прослеживание. Под прослеживанием понимается процедура, в ходе которой аудитор проверяет некоторые первичные документы, проверяет отражение данных первичных документов в регистрах синтетического и аналитического учета, находит заключительную корреспонденцию счетов и убеждается в том, что соответствующие хозяйственные операции правильно или неправильно отражены в бухгалтерском учете. Прослеживание позволяет изучить нетипичные статьи и события, отраженные в документах клиента.

Далее проводятся аналитические процедуры. Под аналитическими процедурами подразумеваются анализ и оценка полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого экономического субъекта с целью выявления необычных и неверно отраженных в бухгалтерном учете фактов хозяйственной деятельности, а также выяснение причин таких ошибок и искажений.

И в заключение — подготовка альтернативного баланса. Для получения доказательств о реальности и полноте отражения в учете готовой продукции выполненных работ, оказанных услуг аудиторская организация может составить баланс израсходованного сырья и материалов по нормам на единицу продукции и фактического выхода продукции (выполнения работ, оказания услуг).

Баланс сырья, материалов и выхода продукции позволяет аудиторской организации выявить отклонения от нормативного расхода сырья и материалов и выхода продукции (выполнения работ, оказания услуг) и тем самым убедиться в достоверности вычисления финансового результата.

2.8 Процедуры проверки расчетов

В процессе аудита проверяется соблюдение требований письма Минфина РФ от 27.01.94 г. № 7 «Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с осуществлением совместной деятельности» с изменениями, внесенными приказом этого Министерства от 28.07.95 г. № 81. В названном письме предусмотрен порядок отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие первой части ГК РФ.

В соответствии с ГК РФ совместная деятельность без образования юридического лица осуществляется на основе договора между ее участниками. По договору о совместной деятельности стороны обязуются путем объединения имущества и усилий совместно действовать для достижения общей хозяйственной или другой цели, не противоречащей действующему законодательству. Имущество, объединенное участниками для совместной деятельности, учитывается на отдельном балансе у того участника, которому в соответствии с договором поручено ведение общих дел. Данные отдельного баланса в баланс предприятия-участника, ведущего общие дела, не включаются.

Распределение прибыли, убытков и других результатов совместной деятельности между участниками осуществляется в порядке, предусмотренном договором. Каждый участник включает свою долю прибыли в состав операционных доходов ежеквартально на основании извещения, поступившего от участника, ведущего общие дела, независимо от срока фактического получения этой прибыли. Расчеты по денежным и имущественным взносам участников договора и распределению прибыли, убытков и других результатов совместной деятельности осуществляются через счет 78 «Расчеты с дочерними (зависимыми) предприятиями» субсчет 3 «Расчеты по договору о совместной деятельности»

Убытки от совместной деятельности покрываются за счет собственных средств предприятия.

Исходя из сущности и характера совместной деятельности организуется и процесс проверки. Прежде всего проверяются наличие и содержание договора о совместной деятельности. Выясняется цель совместной деятельности, ее участники, кому поручено ведение общих дел, порядок объединения имущества, выполнения работ, распределения прибыли и имущества и др.

По каждому договору устанавливается правильность порядка оформления и учета совершаемых операций (наличие первичных документов, указание корреспонденции счетов в учетных регистрах, составление отчетности), правильность расчета и уплаты налогов в бюджет. Аудитор должен знать, что налог на прибыль (причитающуюся ее часть) и налог на имущество (переданное в совместную деятельность) платит каждый участник самостоятельно. Другие налоги, возникающие в рамках осуществления совместной хозяйственной деятельности, уплачивает участник, который ведет бухгалтерский учет. Стоимость имущества, передаваемого в совместную деятельность (и возвращаемого участникам), а также часть прибыли, поступающая конкретному участнику, НДС не облагается. Аудитор выясняет, составлялись ли квартальные балансы и другие формы отчетности (форма № 2, форма № 4), как рассчитывались налоги и велся ли по ним расчет с бюджетом и другими фондами.

В ходе проверки необходимо также установить правильность отражения в учете разницы между договорной и балансовой стоимостью имущества, передаваемого в совместную деятельность. Вклад в совместную деятельность учитывается у предприятия-участника как долгосрочные или краткосрочные финансовые вложения (счет 06 «Долгосрочные финансовые вложения» или 58 «Краткосрочные финансовые вложения»).

К счетам 06 или 58 вводится отдельный субсчет «По совместной деятельности», внутри которого ведется аналитический учет по каждому договору о совместной деятельности и видам взносов.

2.9 Типичные ошибки, выявляемые в ходе аудита

В общем виде можно выделить следующие типы ошибок, выявляемых в ходе аудиторской проверки строительной организации:

  • отсутствуют первичные документы, такие как КС-2 «Акт о приемке выполненных работ»;
  • КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат»;
  • КС-6а «Журнал учета выполненных работ» и так далее;
  • не соблюдены сроки реализации проекта

не целевое расходование инвестиционных средств на строительство объектов недвижимости

не соответствие актов КС-2 выполненным работам.

сметная документация не соответствует проекту, строительным норматива;.

некачественная или полная документация подготовленная для сдачи объекта в эксплуатацию

не произведена смена подрядчика в разгар строительства и в связи не определен объём, стоимость и качество выполненных, на данный момент, работ;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с гражданским законодательством совместная деятельность без создания юридического лица осуществляется на основе договора между его участниками. Имущество, объединенное участниками для совместной деятельности, учитывается на отдельном (обособленном) балансе у того участника, которому в соответствии с договором поручено ведение общих дел участников договора.

Данные отдельного (обособленного) баланса в баланс предприятия-участника, ведущего общие дела, не включаются.

Каждый участник свою долю прибыли, полученную в результате совместной деятельности, включает в состав внереализационных доходов при формировании финансовых результатов.

Целью исследования в данной работе является проверка правильности ведения операций по расчетам по совместной деятельности.

В ходе аудита необходимо установить, что бухгалтерский учет на предприятии ведется согласно учетной политики предприятия и обеспечивает: отражение всех без исключения факторов хозяйственной деятельности; однозначную идентификацию хозяйственных операций и фактов хозяйственной деятельности в первичных документах так, что нет расхождений в их толковании; стоимость активов, обязательств и хозяйственных операций правильно отражена в денежном выражении (рублях); факты хозяйственной деятельности отнесены к тем периодам, в которых они имели место.

В целом, при проверке правильности расчетных операций следует обратить особое внимание на следующее:

  • заключен ли договор о совместной деятельности;
  • правильность его составления;
  • ведется ли отдельный учет по совместной деятельности у участника, ведущего общие дела;
  • правильность отражения участником, ведущим общие дела по договору о совместной деятельности, операций, связанных с его выполнением (если эти обязанности возложены на проверяемое предприятие);
  • правильность отражения участником договора о совместной деятельности операций, связанных с его выполнением;
  • правильность отражения в учете разницы от превышения оценки имущества, определенной по договору о совместной деятельности, над балансовой его оценкой (или разницы от занижения, если последняя оценка выше договорной).

Эти результаты предприятие должно отнести соответственно в кредит счета 85 «Уставный капитал» на субсчет «Добавочный капитал» (при положительном результате) с 1.01.95 г. «Добавочный капитал» или в дебет счета 81 «Использование прибыли» (при отрицательном результате) либо других аналогичных счетов (86; 87; 88);

  • правильность ведения бухгалтерского учета операций по совместной деятельности у участника, ведущего общие дела. В письме определено, что учет этих операций осуществляется в общеустановленном порядке, т.е. необходимо руководствоваться бухгалтерским учетом по основной деятельности;
  • правильность отражения в учете полученных от совместной деятельности финансовых результатов. Долю прибыли, полученную в результате совместной деятельности, участник должен включать в состав внереализационных доходов по своей основной деятельности;
  • правильность уплаты налогов в бюджет по результатам совместной деятельности;

— Существует вопрос, на который до настоящего времени нет ответа. Нужно ли сдавать в налоговую инспекцию участнику, ведущему общие дела, вместе с отчетом по основной деятельности отчет по совместной деятельности? С одной стороны, действующим законодательством такого требования не предусмотрено.

Но если учесть, что многие участники расчеты по совместной деятельности осуществляют через свой расчетный счет, платят различные налоги по совместной деятельности, то представление отдельного баланса вместе с основным отчетом представляется целесообразным.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/nalogovyiy-audit-v-stroitelnyih-organizatsiyah/

1. Грибков А.Ю. Бухгалтерский учет в строительстве. — М.: Омега-Л, 2007.

2. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изменениями от 14 декабря, 30 декабря 2001 г.).

  • «Аудиторские ведомости», № 10, октябрь 2003 г. Слатецкая Н.Ю. «Планирование аудита».
  • Правила (стандарты) аудиторской деятельности: Официальное издание.

— М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 1997.

  • Федеральное Правило (Стандарт) №3 «Планирование аудита», утвержденное постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 (с изменениями от 4 июля 2003 г.)
  • Общероссийское Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Планирование аудита» (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 25 декабря 1996 г., протокол N 6).

  • Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности» (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 15 июля 1998 г., протокол N 4)
  • Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита» (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 25 декабря 1996 г., протокол N 6)
  • Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20 октября 1999 г., протокол N 6)
  • Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20 октября 1999 г., протокол N 6)
  • Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20 августа 1999 г. протокол N 5)

Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Понимание деятельности экономического субъекта (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности» при Президенте РФ 27 апреля 1999 г. протокол N 3)

  • Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Существенность и аудиторский риск» (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 22 января 1998 г., протокол N 2)
  • Правило (стандарт) N 4. «Существенность в аудите» утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696
  • Правило (стандарт) N 8. «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом» утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696
  • Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 г., протокол N 6)

Бровкина Н.Д. Определение планируемого уровня существенности ошибки. Аудиторские ведомости. — 2000. — №3.

Правила проведения конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов (утв. постановлением Правительства РФ от 12 июня 2002 г. N 409).

Научно-методическая конференция «Аудит в соответствии с МСА», декабрь, 2002 г.

  • Бычкова С.М., Газарян А.В. Планирование в аудите. М.: Финансы и статистика, 2007. — 264 с.
  • Данилевский Ю.А.

, Аудит: Учебное пособие — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2006. — 544с.

  • Камышанов П.И., Аудит: стандарты и практика.- М.: Элиста:АПП «Джангар», 2006. — 376с.
  • Кочинев Ю.Ю., Аудит.

2-е изд. Серия «Бухгалтеру и аудитору» — СПб.: Питер, 2006. — 304с.

  • Подольский В.И., Савин А.А. и др.;
  • Аудит: Учебник для вузов. — 3-е изд.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 583с.
  • Пятенко С.М. Механизм выбора аудитора и консультанта //Финансовые и бухгалтерские консультации. — 1997. — №12.
  • Суйц В.П., Ахметбеков А.Н., Дубровина Т.А.

Аудит: общий, банковский, страховой. — ИНФРА-М, 2006 г.

  • Хахонова Н.Н. Аудит. Экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен». Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 320с.

Шеремет А.Д., Суйц В.Ц. Аудит: Учебник. — 2-е изд., доп. и перераб. — М. ИНФРА -М, 2007. — 352 с.

Приложение 1

Проверка финансово-хозяйственной деятельности строительной организации

ВОПРОСНИК ТЕСТОВ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

N п/пВопросВариант ответовБалл1Какова степень выполнения организацией договорных обязательств перед заказчиками и инвесторамиРаботы выполняются в срок в соответсвии с договорными обязательствами Выполнение работ связано с определенными трудностями Работы выполняются с нарушением договорных обязательств1 2 32Какова обеспеченность работ утвержденной проектно-сметной документациейБолее 95% 95 — 85% Менее 85%1 2 33Какова степень выполнения договорных обязательств с субподрядными организациямиРаботы выполняются в срок в соответствии с договорными обязательствами Выполнение работ связано с определенными трудностями Работы не могут быть выполнены по каким-либо причинам1 2 34Какова степень использования производственных мощностейБолее 80% 80 — 50% Менее 50%1 2 35Какова система технического контроля качества выполнения строительно — монтажных работВысокий уровень контроля Средний уровень контроля (элементы контроля) Низкий уровень контроля1 2 3 Сумма баллов 5 — 7 соответствует низкому уровню аудиторского риска; 7 — 10 — среднему уровню; 10 — 15 — высокому уровню.

ОБЩИЙ ПЛАН АУДИТА НАЧИСЛЕНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

Проверяемая организация___________________________

Период аудита___________________________

Количество человеко-часов___________________________

Руководитель аудиторской группы___________________________

Планируемый аудиторский риск___________________________

Планируемый уровень существенности_________________________

Планируемые виды работПериод проведенияИсполнители1.Проверка правильности оформления трудовых отношений2.Проверка правильности и полноты заполнения первичных документов3.Проверка правильности начисления заработной платы за отработанное время, выполненную работу4.Проверка правильности начисления отпускных5.Проверка правильности начисления пособия по временной нетрудоспособности.

Руководитель аудиторской фирмы _______________

ПРОГРАММА АУДИТА НАЧИСЛЕНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

Проверяемая организацияПериод аудитаКоличество человеко — часовРуководитель аудиторской группыСостав аудиторской группыПланируемый аудиторский рискПланируемый уровень существенности

ИндексПроцедураПредпосылки, подтверждаемые процедурамиОтметка о выполненииИсполнитель1. Подготовка к проведению аудита<file:///F:\РДА%20разные\Зарплата\Волга_Зарплата_ХМГ.xls>Формирование запроса для получения необходимых документов для проверки-2. Аналитические процедуры<file:///F:\РДА%20разные\Зарплата\Волга_Зарплата_ХМГ.xls>.1Сверка данных форм отчетности и данных регистров бухгалтерского учета по строкам 622, 623, 624 Баланса (Форма 1).Полнота, представление2.2Сверка данных синтетического учета (данные главной книги, оборотно-сальдовой ведомости) с данными аналитического учетаПолнота, представлениеИндексПроцедураПредпосылки, подтверждаемые процедурамиОтметка о выполненииИсполнитель2.3Проверка соответствия окладов действующему штатному расписаниюСуществование, представление, полнота3. Процедуры по существу (детальные тесты)3.1 <file:///F:\РДА%20разные\Зарплата\Волга_Зарплата_ХМГ.xls>Выборка периода проверки по начислению зарплаты-3.2 <file:///F:\РДА%20разные\Зарплата\Волга_Зарплата_ХМГ.xls>Проверка наличия и регистрации трудовых договоров, заключенных с работникамиСуществование, права и обязанности, представление3.3 <file:///F:\РДА%20разные\Зарплата\Волга_Зарплата_ХМГ.xls>Анализ договоров подрядаСуществование, права и обязанности, представление3.4Проверка правильности начисления заработной платы на примере различных категорий работниковТочность, существование, полнота, представление3.5 <file:///F:\РДА%20разные\Зарплата\Волга_Зарплата_ХМГ.xls>Проверка правильности начисления отпускныхТочность, полнота, представление3.6 <file:///F:\РДА%20разные\Зарплата\Волга_Зарплата_ХМГ.xls>Проверка правильности начисления пособия по временной нетрудоспособностиТочность, полнота, представление3.7 <file:///F:\РДА%20разные\Зарплата\Волга_Зарплата_ХМГ.xls>Выявление некорректных проводокПредставление4. Итоговые выводы по результатам аудита4.1 <file:///F:\РДА%20разные\Зарплата\Волга_Зарплата_ХМГ.xls>Меморандум по результатам аудита начисления зарплаты-

Руководитель аудиторской организации, имеющий право подписи аудиторских заключений от ее имени:

Руководитель аудиторской группы: