Внедрение в образовательных учреждениях разных типов (школах, гимназиях, лицеях и т. д.) предметной области «Технология» коренным образом меняет не только содержание трудового обучения, но и методы, формы, средства обучения, позволяющие вырабатывать у выпускников качества личности, предъявляемые обществом: высокую общую культуру, широкое научное мировоззрение, основанное на глубоких знаниях и жизненном опыте, стремление к саморазвитию и овладению профессией в определённой сфере труда, необходимый уровень развития познавательных и творческих способностей.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков – неотъемлемый компонент учебно – воспитательного процесса в школе. В настоящее время возникает необходимость совершенствования форм контроля для проверки знаний учащихся. Учителю предоставляется возможность дополнять и составлять свои варианты примерных вопросов, заданий и практических работ, создавать более прогрессивный инструментарий для проверки достижений требований к уровню подготовки выпускников основной школы при проведении тематического и итогового контроля.
Всё выше перечисленное актуализирует проблему совершенствования контроля технологической подготовки школьников. Поэтому темой данной выпускной квалификационной работы является «Контрольно – измерительные материалы технологической подготовки школьников».
Цель исследования – разработка контрольно – измерительных материалов технологической подготовки школьников.
Объект исследования – учебный процесс в 5 классе при организации контроля знаний учащихся.
Предмет исследования – содержание, формы, методы и средства контроля по разделу «Изготовление рабочей одежды».
Цель, объект и предмет исследования определили следующие задачи:
- провести анализ психолого – педагогической и специальной литературы по методике преподавания раздела «Изготовление рабочей одежды»;
- разработать контрольно – измерительные материалы к урокам раздела «Изготовление рабочей одежды».
- разработать и апробировать методику занятий по разделу «Изготовление фартука» в 5 классе с использованием контрольно – измерительных материалов.
Область практического применения контрольно — измерительных материалов на уроках технологии.
Технология изготовления женской одежды
... Технология современного швейного производства все более становится механической, ее эффективность в первую очередь зависит от применяемого оборудования. Целью данной курсовой работы является разработка технологической последовательности по изготовлению ... распространен на женскую одежду и верхнюю одежду для девочек платьево ... швейные. Методы контроля качества. ГОСТ 20521 Технология швейной ...
В работе использованы методы теоретического (анализ, сравнение, обобщение) и эмпирического исследований (наблюдение, анализ контрольных работ обучащиюхся, педагогический эксперимент и статическая обработка эксперимента).
-
Теоретические основы контрольно – измерительных материалов технологической подготовки школьников
1.1. Сущность понятия контрольно – измерительные материалы и задачи проверки и оценки знаний, умений и навыков
В различных источниках литературы понятие контроль имеет следующее значение:
Контроль – проверка деятельности кого – чего-либо; наблюдение за кем – чем-либо
с целью проверки [12, с.157] .
В современном толковом словаре по Т.Ф. Ефремовой:
Контроль – выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Контроль – это также способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса.
В педагогических исследованиях Ю. Б. Зотова, Г. Д. Кирилловой, Т. Б. Лихачёва,
М. И. Махмутова, М. Н. Скаткина, И. М. Чередова, Ю. К. Бабанского и др. подчёркивается большая роль контроля в процессе обучения. Под контролем учебно–познавательной деятельности учащихся обычно понимают возвращение к прежде изученному материалу с целью усовершенствования и закрепления знаний.
Контроль –
1.Наблюдение с целью проверки; проверка.
2. Учет, проверка отчётности;
3. Контролировать – проверять, проверить отчётность [16, с.153].
Анализ литературы показал, что существуют различные формулировки понятия «контроль». Но не зависимо от вида, назначения я бы дала следующее определение контролю.
Контроль – это способ проверки знаний и умений учащихся.
Как пишет В. А. Онищук, контроль учебного материала проводится со следующими целями:
1.Для закрепления знаний.
2.Для углубления и расширения сведений о ранее изученных предметах и явлениях, усовершенствования знаний, ликвидации пробелов в изученном материале, более полного усвоения представления и понятий.
3.Для формирования у учащихся практических навыков и умений.
4.Для обобщения и систематизации знаний [9, с.138]
Характеризуя уроки повторения, контроля знаний учащихся, П. И. Пидкасистый подчеркивает, что они психологически стимулируют учащихся к систематическому повторению больших разделов, крупных блоков учебного материала, позволяют им осознать его системный характер, раскрыть способы решения типовых задач и постепенно овладеть опытом их переноса в нестандартные ситуации при решении возникающих перед ними новых необычных задач [10, с.276].
Использование информационных технологий для контроля и оценки ...
... использовать информационные технологии в процессе оценки знаний, умений и навыков, то повысится качество обучения, так как использование компьютера намного облегчает саму процедуру контроля для преподавателя и делает ее интересной для учащихся. Задачи ...
1.2.Задачи проверки и оценки знаний, умений и навыков
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся имеет большое учебное и воспитательное значение.
Проверка знаний, умений и навыков может быть устной, письменной и практической.
Устная проверка позволяет установить уровень знаний учащихся, их прочность и осознанность.
Письменная проверка знаний по технологии применяется сравнительно редко, как правило, в тех случаях, когда нужно сделать «срез» знаний учащихся, т. е. установить, с какими знаниями по тому или иному вопросу подходят они к изучению данной темы, насколько эти знания пополнились после изучения темы и т. д.
Практическая проверка занимает особое место в обучении технологии, т. к. деятельность учащихся на уроках технологии заключается главным образом в изготовлении общественно полезных вещей и, таким образом, находит материальное воплощение.
По форме проведения различают фронтальную и индивидуальную практическую проверку. На уроках технологии создаются особенно благоприятные условия для индивидуальной проверки, т. к. контроль одного из учащихся не отвлекает остальных от работы. Фронтальная проверка применяется реже и используется в тех случаях, когда необходимо проверить, насколько правильно освоен всей группой какой – либо сложный трудовой приём [9, с. 77].
1.3. Виды, методы и формы контроля знаний учащихся
Контроль или проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого – либо раздела программы и завершения степени обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету.
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по образовательной области «Технология»
Выпускники должны знать
— роль техники и технологии в развитии цивилизации, социальные и экологические последствия становления промышленного и с/ х производства, энергетики и транспорта;
— свойства наиболее распространённых конструкционных и текстильных материалов (физические, технические, технологические);
— традиционные и новейшие технологии обработки различных материалов;
— значение питания для здоровья человека, состав пищевых продуктов (белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы);
— способы передачи, использования и экономии электрической энергии;
— возможны и области применения ПЭВМ в современном производстве, сфере обслуживания;
Методы машинного обучения для моделирования и прогнозирования ...
... что является частным случаем метода деревьев принятия решений с ... данное направление, является работа Ватсала Х. Шаха. В ней проводится обзор эффективности работы ряда методов машинного обучения. Так рассматривались методы однослойного принятия решения, ...
— роль проектирования в преобразовательной деятельности, основные этапы выполнения проектов;
— основные понятия, термины графики, правила выполнения чертежей в системе ЕСКД, методы проецирования, виды проекций;
— основные элементы предпринимательской деятельности (бизнес – план, менеджмент, маркетинг);
— требования к выбору профессии и соответствие им личностных возможностей и способностей.
Дополнительно для выпускников сельских школ:
— основные биологические и продуктивные характеристики изученных сельскохозяйственных растений и животных, технологии их выращивания с учётом экологических подходов;
— способы сбора урожая, предварительной переработки и хранения сельскохозяйственной продукции [25, с.11].
Выпускники должны уметь
— рационально организовывать своё рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;
— выполнять разработку несложных проектов, конструировать простые изделия с учётом требования дизайна;
— читать схемы, чертежи, эскизы деталей и сборочных единиц;
— составлять или выбирать технологическую последовательность изготовления изделия в зависимости от предъявляемых к нему технико – технологических требований и существующих условий;
— выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, заготовок, фурнитуры, инструмента, приспособлений, орудий труда;
— изготавливать простые швейные изделия ручным и машинным способами;
— определять доброкачественность пищевых продуктов, их правильный подбор и готовить блюда для дневного рациона;
— выполнять не менее одного вида художественной обработки материалов с учётом региональных условий и традиций;
— управлять простыми электротехническими установками, диагностировать их исправность;
— осуществлять анализ экономической деятельности (производственной и семейной), проявлять предпринимательскую инициативу.
Образовательное влияние контроля обеспечивается тем, что учитель привлекает всех учеников к прослушиванию ответов своих товарищей, рекомендует делать поправки и дополнения. Все ученики в процессе опроса систематизируют, повторяют усвоенное и закрепляют его.
Воспитывающее влияние контроля проявляется в его стимулирующем воздействии на учеников, в формировании чувства ответственности, долга, дисциплинированности. Развивающее влияние его проявляется в формировании устойчивого внимания, памяти, приёмов самоконтроля [2, с.198].
Главные задачи контроля: проверить усвоение учащимися учебного материала; способствовать его систематизации; повторить и закрепить изучаемое; вовремя обнаружить пробелы в знаниях, умениях, опыте творческой деятельности и принять меры к их устранению.
«Электронное тестирование как способ контроля знаний на ...
... тестовую грамотность обучающихся; Задачи исследования: Определить значимость тестирования обучающихся в учебном процессе. Рассмотреть возникновение тестов, содержание понятия «тест». Выявить различные подходы к классификации тестов. Сформулировать требования к тестам, предназначенным для контроля знаний ...
В учебном процессе различают три вида контроля:
1) внешний контроль над работой ученика;
2) взаимоконтроль учащихся;
3) самоконтроль.
Внешний контроль имеет несколько целей:
а) установление характера выполнения учащимися заданий учителя;
б) установления соответствия достигнутого учащимися уровня овладения изучаемыми понятиями принятым нормам;
в) выявление пробелов и недостатков в их знаниях и умениях;
г) научение учащихся приёмам и методам взаимоконтроля и самоконтроля;
д) формирование у них потребности и привычки к самоконтролю [14, с.162].
При этом последние две цели являются наиболее важными. Поэтому постепенно внешний контроль следует заменять взаимоконтролем и самоконтролем.
Система контроля, по мнению психологов, должна удовлетворять следующим требованиям:
1)контроль должен быть систематическим и всеохватывающим;
2)контролю следует подвергать все без исключения важнейшие действия каждого ученика;
3)контроль учителя должен постепенно заменяться взаимоконтролем и самоконтролем, для чего при изучении каждого действия следует указывать способы его контроля.
Как указывает Ю. К. Бабанский, полнота и всесторонность контроля обеспечиваются включением в содержание его всех основных элементов учебного материала, предусмотренных программой по данному предмету, проверку не только предметных знаний, но и усвоения специальных и общеучебных умений и навыков.
Систематичность контроля реализуется путём переодической проверки знаний и умений у всех учеников, накопления ряда отметок за разные виды работы в течение учебной четверти. Сравнительно равномерное распределение индивидуального и фронтального опроса, письменных работ позволяет наблюдать за динамикой усвоения учениками учебного материала, поддерживать постоянный рабочий тонус их учебной деятельности [2, с.197].
В педагогической теории существуют различные классификации видов контроля.
Приведём классификацию, предложенную Ю. К. Бабанским:
а) по характеру получения информации в процессе контроля выделяют устный, письменный и лабораторный контроль;
б) по методу контроля на основных этапах обучения – текущий, промежуточный и итоговый контроль;
в) по средствам, используемым в ходе контроля и самоконтроля, его подразделяют на машинный и безмашинный;
г) по способу организации контроля все ранее названные его виды можно разделить на программированные и не программированные.
Видам контроля соответствуют методы контроля. В педагогике методы контроля определяются как способы диагностической деятельности, обеспечивающие обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса [2, с.201].
Мультимедийные уроки как инновационная форма организации учебной ...
... -2/ синтез; обобщение; моделирование. Методологическая основа:, Практическая основа:, Структура дипломной работы:, ГЛАВА 1.МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ 1.1.Мультимедийный компьютер Формальный подход к определению ... становится не только источником знаний, но и организатором познавательной деятельности учащихся. Цель исследования : определить место мультимедийного урока в решении обновленных образовательных ...
Выделяются следующие методы контроля: методы устного контроля (беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, карты, схемы, сообщение об опыте и т. д.); методы письменного контроля (контрольная работа, изложение, сочинение, диктант, реферат); методы практического контроля (лабораторные работы, практикумы, создание изделий и т. д.); дидактические тесты, наблюдение.
Отдельные ученые выделяют также методы графического контроля (Т. И. Щукина), методы программированного и лабораторного контроля (Ю. К. Бабанский), пользование книгой, проблемные ситуации (В. Оконь) и др.
Одной из эффективных форм проверки знаний учащихся являются контрольные работы. При творческом подходе даже обычную контрольную работу можно сделать продуктивной, т. е. такой, которая помогает определить уровень знаний и навыков и одновременно является своеобразной формой самообучения.
Некоторые контрольные работы можно построить по блочному принципу (вся работа состоит из пяти блоков):
1.Терминологический блок.
2.Блок на установление общего компонента в предложенных заданиях.
3.Блок «чистого знания»: факты, характеристика экономических объектов…
4.Блок на вычисления, аналитические задания и т. д.
5.Блок практического задания.
В каждом блоке от одного до трёх вопросов или заданий учащимся. В сумме каждый блок оценивается в пять баллов. Максимальное число баллов, которое оценивается отличной оценкой: 5 × 5 = 25.
Педагог должен учитывать, что не все учащиеся имеют одинаковые знания. Вот почему на таких контрольных работах вводится система смены задания. Учитель разрешает заменить тот или иной вопрос, задание (иногда даже блок)
Другой дополнительной задачей, которая заранее написана на карточке или доске. Эту же дополнительную задачу может решить любой ученик, который тревожится о том, что не набирает зачётной суммы баллов [12, с. 298].
В условиях возможности выбора и замены заданий ученики учатся верно оценивать свои способности; ощущают, что даже на контрольной работе они находятся не в роли пассивной жертвы, а могут сами влиять на обстоятельства и добиваться успеха. Для учителя этот приём служит своеобразной формой диагностики: если какой – либо вопрос заменяет целая группа учеников, то это является показателем недостаточно обработанных знаний. Учителю нужно вернуться к данному заданию на последующих уроках [12,с.279].
Зачёты являются активной формой проверки знаний учащихся по изученной теме. При проведении зачётных занятий можно привлекать учащихся ассистентов, которых учитель назначает учитывая их успеваемость по соответствующим темам программы или принимает зачёт до начала урока. Каждому учащемуся выдаётся «зачетный лист» с зачётными вопросами. Ученик – ассистент принимает ответы только по одному вопросу и выставляет оценку. Учитель во время зачёта выполняет роль эксперта и выставляет учащимся итоговую оценку.
Работа с бумагой на х технологии как средство формирования знаний ...
... свойствах бумаги; Область исследования:, Объект исследования: Предмет: Формирование знаний учащихся 2ого класса о видах и свойствах бумаги на уроках технологии. Проблема исследования:, Гипотеза: Теоретические - изучение педагогической и ... Бумага стала удобным и не таким дорогостоящим как например, пергамент (рис. 2), материалом, что во многом повлияло на развитие литературы и живописи. Когда ...
В связи с внедрением в учебный процесс электронно – вычислительной техники создаются контролирующие программы. Среди них прежде всего следует назвать диагностические программы, направленные на выявление исходного уровня обученности школьников: наличия предметно – специфических знаний и уровня сформированности учебных умений. Однако ЭВМ может не только предъявлять, но и обрабатывать полученную информацию, выдавать её учителю (а если необходимо и самим обучающимся) в удобной для дальнейшего анализа форме [12, с.282].
Наряду с диагностикой с помощью ЭВМ целесообразно осуществлять текущий, тематический и итоговый контроль, что даёт возможность корректировать процесс усвоения и таким образом реализовать и обучающую функцию.
Современные контролирующие программы для ЭВМ, как правило, носят тестовый характер (тесты – альтернативы, тесты – соответствия, тесты – множественного выбора и др).
Наиболее распространена методика ответа, однако современные компьютеры позволяют применять и более совершенную методику, по которой обучаемый вводит в машину самостоятельный составленный ответ. Вместе с тем, машина позволяет накапливать статику и выдавать её в виде информации двух типов: индивидуальной и обобщённой.
Индивидуальная информация включает время решения учеником каждого задания, перечень допущенных ошибок за контрольную работу, возможную их причину, оценку по каждой задаче и общую оценку за работу.
Обобщенные сведения содержат среднее время решения каждой задачи в зависимости от уровня подготовки школьников, среднее количество ошибок, допущенных учащимися в соответствии с уровнем их подготовки, информацию о неусвоенных элементах умений [12, с.284].
Иными словами, ЭВМ записывает в свою память «историю» обучения каждого ученика и всего класса. Полученные от машины данные учитель может использовать для корректирования своей дальнейшей работы.
Итак, основные достоинства контролирующих программ – это объективность, оперативность, массовость и учет индивидуальных особенностей учащихся.
1.4. Особенности КИМов по «Технологии»
Анализ педагогических исследований показал, что в качестве КИМов в основном используются тесты.
Особенности образовательной области «Технология» порождают необходимость разрабатывать КИМы, учитывающие в себе требования как тестовой технологии В.М.Аванесова, разработанные для системы школьного образования, так и требования тестового контроля, действующие в профессиональной педагогике (В.П.Беспалько, М.И.Ерецкий ).
Л. Алексеева в статье
Тесты I-го уровня, Тест опознания, Тест опознания:
— К физиологическим потребностям человека относятся:
Ответы: А) вода; Б)дружба. Эталон ответа: а.
Число существенных операций — 1.
Оценка уровня качества продукции (2)
... и у проектируемого изделия. Типовая схема оценки уровня качества изделия приведена на рис. Рис. Схема оценки уровня качества изделий Оценка технического уровня заключается в установлении соответствия продукции мировому, региональному, национальному уровням или уровня отрасли. Соответствие оцениваемой продукции мировому уровню ... этой работы в существующих условиях. Условия, принципы и требования, ...
Тест различения, Тест различения:
Что относится к непредвиденным расходам:
Ответ: А) ремонт телевизора; Б) покупка дивана; В) покупка одежды. Эталон ответа:А
Число существенных операций — 1.
Тесты II-го уровня
тестах соотнесения
-
найти общее или различное в изученных объектах, причем сравниваемые свойства или параметры обязательно указываются в задании;
-
установить соответствие между элементами двух составляющих.
Эталон ответа: 1-Б, 2-А, 3-Г, 4-В. Число существующих операций – 4
Тест-подстановка
Пример: вставьте пропущенные слова
Бизнес – это система, направленных на совершение каких-либо сделок с целью получения, и удовлетворения _____________ их участников.
Эталон: отношений, прибыли, потребностей.
Число существующих операций — 3
Тест на установление правильной последовательности —
Задание: укажите правильную последовательность этапов сервировки стола:
А) сервировка тарелками и приборами;
Б) накрытие стола скатертью;
В) расстановка приборов для специй, ваз с цветами;
Г) раскладывание салфеток;
Д) сервировка стеклянной посудой.
Эталон ответа: Б-А-Д-Г-В.
Число существующих операций -5
Тесты III-го уровня, Конструктивные тесты
Пример: По силуэту юбки разделяются на (подписать)
Эталон ответа: прямые, расширенные книзу, зауженные книзу, овальные
Число существенных операций — 4
Тест-задача
Пример: рассчитайте количество ткани ( при ширине 1 метр) для изготовления прямой юбки, если Ди=50
Эталон ответа:( Ди +10)*2=(50+10)*2=60*2=120см
Тесты IV уровня, Тест-процессы
Пример: Проанализируйте последовательность проведения второй примерки и добавьте пропущенный пункт
Тема работы Технология проведения товарно-коммерческих операций ...
... форме: ЗАДАНИЕ на выполнение выпускной квалификационной работы Дипломной работы Студенту: Группа ФИО 3-2Т01 Адушкин Антон Валерьевич Тема работы: «Технология проведения товарно-коммерческих операций с нефтью ... бюджетной эффективности ИР и потенциальных рисков - Расчет экономической эффективности 4. Оценка ресурсосбережения - Расчет ресурсосбережения. Дата выдачи задания для раздела по линейному ...
А) проверить общую посадку;
Б) проверить посадку воротника и исправить дефекты;
В) наметить места пришивания карманов;
Г) уточнить равномерность длины изделия.
Эталон ответа: После проверки посадки нужно наметить места пришивания пуговиц.
К тестам V уровня
Пример: Что нужно сделать для того, чтобы убрать горизонтальные складки под воротником на спинке?
Эталон ответа
При составлении тестов V-го уровня следует исходить из того, что учащийся должен уметь выполнять действия, общая последовательность и методика выполнения которых изучены на занятиях, но содержание и условия выполнения их новые. В тест-процессе V уровня можно предложить учащемуся:
-
описать порядок проведения процесса, если исходные условия изменены по сравнению со стандартными;
-
предложить выбрать оборудование и инструменты, исходя из определенных условий или учета производственных соображений (экономичности, высокой производительности, автоматизации и т.д.).
Эталоном будет правильно описанная операция или технологическая карта. Можно составить тестовые эталоны на проектирование небольших по объему процессов, например, одной операции. Примером такого задания может быть:
1. Определение неисправности двигателя, если…
2. Предложите способы устранения брака…
3. Составьте технологическую последовательность обработки детали…
Тест-процессы V уровня рекомендуется разрабатывать для профильной подготовки учащихся в 10-11 классах.
Соотношение показателей степени обученности учащихся
и уровня тестовых заданий
Степень обученности
Уровень теста
1
2
3
4
5
I
II
III
IV
V
[2, с. 35]
1.5. Оценка знаний учащихся
Большую роль в процессе обучения играет оценка знаний учащихся. Под оценкой знаний умений и навыков понимается процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владениями с эталонными представлениями, описанными в учебной программе.
Результаты контроля, как известно, выражаются в оценке. Не касаясь всех сложных проблем, связанных с оценкой успеваемости школьников, хотелось бы более подробно остановится на её психологических критериях.
Учитель систематически оценивает своих учеников по их фактическим успехам в овладении знаниями. Уровень овладения в соответствии с требованиями учебной программы является основным критерием её усвоения.
Однако, как подчёркивает И. С. Якиманская, педагогическая оценка отражает не только уровень усвоения знаний. Её функции более сложны и разнообразны. Через педагогическую оценку формируются положительные мотивы учения. Она используется в качестве воспитательной меры воздействия на личность ученика, стимулируя его самостоятельность, организованность, дисциплинированность, прилежание. Оценка приучает учащихся ответственно относиться к своим обязанностям [18, с.108].
Как показано в целом ряде исследований (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. Л. Липкина и др.), педагогическая оценка прямым образом влияет на формирование учебного самосознания. На её основе создаётся адекватная самооценка, критическое отношение к своим достижениям и успехам одноклассников. От правильности педагогической оценки нередко зависит поведение ученика в коллективе: неадекватное завышение или занижение своих возможностей – неуверенность в себе или, наоборот, чрезмерная самоуверенность, определённое отношение к своей учебной деятельности. Школьная отметка является важным инструментом воздействия на личность ученика. Она формирует такие качества, как правдивость, честность, трудолюбие, прилежание [7, с.39]. В зависимости от типа контроля оценка может быть внешней (учителя, товарища) или самооценкой. Всякая оценка выражает степень (уровень) соответствия результатов действий ученика каким – то образцам или нормам. Следовательно, для оценки должна существовать какая – то шкала этого соответствия. Она может быть самой простой – бинарной («выполнил – не выполнил», «правильно – неверно» и т. д.), или более сложной (например, в виде пятибалльной шкалы отметок, где отметка выступает как закодированное выражение оценки).
За последние годы было много различных предложений по изменению системы контроля и оценки учебной работы учащихся, многие учителя на практике пытались апробировать различные варианты: «поурочный балл» и т. д. было много попыток отказа от двойки, с тем чтобы снять карающую функцию отметок, избавить учащихся от страха за оценку, сделать учение «победным», по выражению В. Ф. Шаталова. Но в опыте самого В. Ф. Шаталова это привело к девальвации учительской оценки, когда отметка «пять» выставляется за ответ на любой простейший вопрос [14, с. 150].
Наиболее радикальные изменения сделаны в системе контроля и оценки работы учащихся, реализованной Ш. А. Амоношвили показал, что такая система не может быть распространена, несмотря на все свои положительные стороны, на всю среднюю школу и после начальной школы, где ведётся этот эксперимент, в старших классах переходят на обычную систему контроля и оценки.
В странах Европы и Америки имеются довольно многочисленные попытки отойти от цифровой, символьной системы. В Германии был эксперимент по введению диагностических листов, в которых давались цифровые оценки знаний учащихся, мотивов учения, развития мышления, показанных при изучении школьного предмета и отдельных его тем. Они заносились в специальные таблицы. В Англии, подобно этому, имеются так называемые «профили». Они представляют тест и результаты, сведённые в таблицу – матрицу. При этом описание результатов обучения рассчитаны не только на специалистов, но и на понимание родителей и учеников [10, с.345].
В. П. Беспалько предлагает в рамках педагогической технологии свою систему объективного контроля и оценки знаний учащихся. Главное в ней составляет разработка диагностических целей обучения, описание уровней усвоения знаний и инструментарий подсчета баллов по 12 – бальной системе отметок [4, с. 53].
На современном этапе апробируется рейтинговая оценка знаний учащихся. Использование рейтинговой оценки знаний и результатов деятельности учащихся позволяет максимально индивидуализировать процесс обучения.
Этому способствуют следующие факторы:
— отсутствие жестких рамок, что позволяет ученику продвигаться в изучении материала со скоростью, способствующей его способностям;
— строгое требование полного усвоения материала и возможность перехода к новому только тогда, когда усвоен предыдущий;
— система обучения предполагает как следствие продуманную систему изложения материала, выделение опорных проблем, тем, право ученика на индивидуальную консультацию и сдачу зачётных работ только по мере их готовности.
Введение новой системы, оценивая знаний, позволяет решить многие проблемы, которые обычно становились причиной формирования у школьников мотива избегания, способствовали невротизации и психопатизации детей, имевших определённые нервно – психические отклонения и вследствие этого испытывающих стойкие трудности в усвоении школьной программы.
Не менее важным развивающим фактором является то, что учащийся имеет возможность из объекта педагогического воздействия стать субъектом собственной учебной деятельности. У него формируются такие ценные психологические свойства, как самостоятельность, ответственность. В зависимости от субъективной самооценки ученик может выбрать те виды отчётности, которые соответствуют его возможностям, и отвечают его интересам. В свою очередь учитель имеет возможность через систему заданий руководить процессом творческого развития детей. Среди заданий выделяются три уровня сложности, отвечающие репродуктивному, эвристическому, креативному уровням деятельности. Формированию креативного уровня способствуют задания, выходящие за рамки учебной программы, рассчитанные на творческое, самостоятельное осмысление и переработку материала (проектное обучение).
Креативность – свойство личности, которое предопределяет в конечном счёте успех во всех видах деятельности, его формирование есть главная цель образовательного процесса. На наш взгляд, осознание качественной стороны оценки, выраженной в баллах, ориентирует детей не на осознание качественной стороны оценки, выраженной в баллах, ориентирует детей не на результат, а на процесс получения знаний: творческий, самостоятельный, а не репродуктивный. Именно в этом факторе, по нашему мнению, кроется будущая революция всех отношений в традиционной школе.
Приводим таблицу, помогающую оценить знания учащихся.
Таблица №1
В настоящее время на уроках технологии проверка знаний, умений и навыков завершается оценкой. Оценкой называют характеристику ценности, уровня или значения каких – либо объектов или процессов. Оценить – значит установить уровень, степень или качество чего – нибудь. На занятиях по технологии применяется пятибалльная система оценки, как и по остальным учебным предметам [14, с.82].
На основании практики преподавания технологии установлено, что оценки следует выставлять школьникам за выполнение отдельных технологических операций или за выполнение определённого вида работы. Общая же оценка за изготовление изделия в целом складывается из этих оценок и зависит от качества изделия [9, с.79].
Качественным выражением оценки является отметка. Оценка и отметка – понятия хотя и близкие, но далеко не идентичные. Оценка понятие более широкое и ёмкое, поскольку она выражает качественное состояние подготовленности учащегося, тогда как отметка даёт лишь условную количественную его характеристику [3, с. 457].
Оценка должна быть мотивированной, т. е. учитель объясняет учащимся, почему данная работа оценена тем или иным баллом. Это требование очень важно соблюдать на протяжение всего обучения, и особенно в 5 – 7 классах, когда учащиеся не умеют ещё самостоятельно оценить свою практическую работу и поэтому о своих достижениях судят исключительно на основании заключения учителя. Мотировка оценки учителем, заключающая по сути в анализе работы учащихся, позволяет последним понять свои ошибки, осознать требования, предъявляемые к их деятельности в мастерских. В результате учащиеся постепенно приучаются к самооценке своей работы. Опыт показывает, что в 8 – 9 классах учащиеся умеют уже сами оценить свою работу на основании технических требований к трудовому заданию, сформулированных учителем. Значение этого обстоятельства трудно переоценить, если учесть, что самооценка своей деятельности является очень важным качеством, необходимым для любого участника современного общественного производства.
Оценка должна быть объективной. В связи с этим требованием нужно, прежде всего, указать, что на оценку не должна влиять дисциплина учащихся. Однако учащимся надо объяснять, что нарушение дисциплины часто приводит к снижению качества работы. Например, отвлекаясь от работы разговорами, ученики не следят за правильным положением инструментов и допускают ошибки. В таких случаях, снижая оценку, необходимо указывать учащимся причину ошибки. Тогда оценка будет способствовать укреплению сознательной дисциплины [14, с. 86].
Объективность оценки основывается на количественных и качественных показателях (точность изделия, количество изделий и др.), позволяющих сопоставить результаты труда отдельных учащихся. Объективность оценки заключается также в том, что она выявляется на базе единых требований. Рассмотрим эти требования более подробно:
1.Точность и качество обработки. Точность изготовления швейных и кулинарных изделий – основное требование, предъявляемое учителем к выполнению школьниками заданий на уроках технологии. Этому вопросу уделяют огромное внимание на швейных фабриках и предприятиях общественного питания, потому что от точности обработки во многом зависит качество готовой продукции.
Наблюдения за работой учащихся показывают, что соблюдение требования точности обработки изделий повышает их ответственность, интерес к работе, обязывает самостоятельно пользоваться инструкционно – технологическими картами, технической документацией, наглядными пособиями и т. д.
2. Знания учащихся. Все практические работы выполняются учащимися на основе теоритических знаний по технологии изготовления швейных и кулинарных изделий, материаловедению и машиноведению, изучаемых по программе технология. При оценке деятельности школьников учитель учитывает объём, глубину и прочность знаний, умение использовать их на практике.
3. Правильность выполнения трудовых приёмов. Правильность заключается, во – первых, в соблюдении последовательности выполнения определённых операций. Из – за нарушения технологической последовательности осуществление отдельных приёмов становится невозможным. Например, если сделали прорезь в кармане, то разутюжить детали становится очень трудно. Во – вторых, правильность выполнения трудовых приёмов зависит от точности движений, обеспечивающих и наименьшую затрату сил школьника, и наибольшую производительность.
Учитель анализирует и оценивает правильность выполнения учащимися трудовых приёмов.
4. Норма времени. При оценке практической работы школьников учителю технологии следует учитывать, что весь труд на предприятиях нормируется, т. е. на его выполнение отводится определённое время, соответственно должна нормироваться и работа учащихся. Но практика показывает, что в младших (5 – 6) классах скорость выполнения заданий отрицательно сказывается на качестве работы. Поэтому ограничивать учащихся временем следует только в более старших (7 – 9) классах, после усвоения ими трудовых приёмов, а от учащихся 5 – 6 классов надо добиваться более качественного их выполнения.
Оценивая работу школьников, учитель анализирует этот показатель и объясняет, что качество работы не должно зависеть от темпов её выполнения. Если школьники из – за нехватки времени допускают ошибки, он настаивает на исправлении ошибки, переделке детали или изделия. Это дисциплинирует учащихся, приучает их к самоконтролю и экономному расходованию времени.
5. Организация рабочего места. Правильная организация рабочего места способствует повышению производительности труда, обеспечивает безопасность в работе, является звеном воспитания культуры поведения. Поэтому очень важно, на первых же занятиях в учебной мастерской, приучить школьников содержать в чистоте и порядке своё рабочее место, все инструменты используемые для ручных работ: иглы, напёрсток, нитки, сантиметровую ленту, линейку, ножницы, мел, кусочек мыла следует хранить в специальной коробочке, для сбора мусора надо использовать мешочки, прикреплённые к столу (мусоросборники), или корзины и т. д.
6. Соблюдение правил безопасности труда. Это очень важное требование к работе школьников в мастерских, пренебрежение им влечёт за собой случаи травматизма. Учащиеся иногда небрежно относятся к соблюдению санитарно – гигиенических требований в кухне – лаборатории, часто торопятся, забывают убрать отходы продуктов, чисто вымыть стол, а в швейной мастерской могут работать без напёрстка, иглы вкалывать в лацканы или карманы халата, шить на швейной машине без косынки и т. д. Чтобы не допускать этого, необходимо строго требовать соблюдения всех правил безопасности труда, учитывать любые нарушения при оценке выполнения трудовых заданий.
Основными критериями оценок, как показала практика и проводимые исследования, являются:
— качество выполненной работы;
— самостоятельность в выполнении;
— точность соблюдения технологической последовательности и трудовых приёмов;
— техническая грамотность в применении теоретических знаний и уровень их применения;
— соблюдение нормы времени и правил безопасности труда, организация рабочего места.
Оценка «5» ставится тогда, когда все назначенные требования соблюдаются, оценка «4» — тогда, когда один или два критерия нарушены, и оценка «3» ставится тогда, когда нарушены три критерия, особенно первые из них. Оценка «2» обычно ставится, когда работа совсем не отвечает предъявляемым к ней требованиям, если брак, допущенный в работе, исправить невозможно.
Учителю технологии следует помнить, что не всегда критерии оценок оказываются на одном уровне. Так, часто бывает, что учащиеся качественно шьют изделие, но нарушают выполнение трудовых приёмов, часто прибегают к помощи учителя, а теоретический материал школьник знает хорошо и получает за устный ответ оценку «5», а применяет эти знания на практике с ошибками, изготовленное им изделие оценивается в «4» балла [9, с.83].
1.6. Учет возрастных и психофизиологических возможностей обучающихся 5 класса.
Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в V – VIII классах средней школы и охватывают возраст от 11 – 12 до 14 – 15 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в V класс и происходить на год раньше или позже [21, с.101].
Установлено, например, что у детей десяти и старше лет костно–мышечная и нервная система развиты настолько, что становится возможным систематическое трудовое обучение учащихся в школьных мастерских.
В этом возрасте происходит наиболее интенсивное физческое и психическое развитие детей, но развитие различных органов неравномерно [9, с51].
Костная система развивается очень быстро, часто опережая развитие мышечной системы, вследствие чего усложняется координация движений, а это, в свою очередь, отрицательно влияет на усвоение трудовых действий. Не так стремительно развивается и сердечно – сосудистая система, что в совокупности с отставанием мышечной системы приводит к быстрому утомлению подростков. Поэтому контрольная работа не должна быть сложной и большой по объёму.
В результате усиления деятельности щитовидной железы дети в этом возрасте становятся более возбудимыми, раздражительными, неуравновешенными, способность к самообладанию у них снижается. Особенно болезненно реагируют они на неудачи. Следовательно, нужно заранее объявлять критерии оценки [9, с.52]. Наряду с этим в результате некоторых изменений происходящих в коре головного мозга, у 10 – 15 – летних школьников появляются анатомо–физиологические предпосылки для формирования абстрактного мышления. Учителю технологии следует знать и использовать эту особенность с целью обучения подростков систематизации знаний, обобщению их, умению делать выводы; поддерживать стремление школьников к осознанию и осмыслению трудовых действий при помощи постановки творческих заданий.
Появляется у детей и стремление к независимости, самоутверждению, при этом они часто переоценивают свои возможности, торопливо берутся за любое дело, порой совершенно им незнакомое. Учитель должен понимать природу подобных явлений, ни в коем случае не квалифицировать их как отрицательные стороны характера, чутко относиться к проявлениям самоутверждения учащихся, не высказывать недоверия, а тактично помогать им в преодолении трудностей, внушать уверенность в своих силах.
Таким образом, при обучении трудовым действиям педагог должен обязательно учитывать возрастные особенности учащихся. Игнорирование их приводит к серьёзным отрицательным последствиям, а это и нарушение здоровья учащихся, и всевозможные конфликты с педагогами.
1.7. Опыт коллег
1. Зарубежье:
Из опыта работы Гаврис Тамары Ивановны учителя технологии Городского Учреждения
Образования «Средняя общеобразовательная школа № 158 г. Минска»
Для повторения пройденного материала очень часто на уроках использую карточки – задания и тесты, ребята, поработав с материалом, выполняют взаимопроверку, таким образом, все учащиеся повторяют изученный материал. [31].
2. Россия:
Из опыта работы Бобровой Л.В. Ростов-на-Дону. Ростовская обл. Р.Ф.[ 27]
Да, на уроках довольно часто использую КИМы несколькими способами:
1. Дифференцированный контроль. В течение урока сажаю за свой компьютер по 1 ребенку, а с остальными веду урок (получается протестировать несколько человек за урок);
2.Прикатываю интерактивную доску и работаем со всеми вместе. с разбором, с комментариями. Очень хорош здесь прием «показательный ответ».
3. Договариваюсь с кабинетом информатики поменяться кабинетами, и тогда каждый работает индивидуально за компьютером. Главное преимущество этого теста — справедливая оценка, ведь учитель как бы и не причём.
-
Ульяновская область
Данилова Т.Н. СОШ № 26 г. Ульяновск.
КИМы использую в групповых формах, очень удобно, все дети получают оценку за урок.
Распаева М.А. Теренгульский район с. Байдуллино
КИМы использую, как проверочную работу пройденного раздела.
Анализ показал, что многих педагогов волнует проблема контроля знаний, использования тестового контроля знаний.
Необходимо отметить работу учителя Ульяновской области, р.п. Вешкайма
Жегановой Т.Ю. (МОУ СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов имени Б.П.Зиновьева) «Тестовый метод контроля знаний учащихся на уроках технологии», учителей МОУ СОШ №15 Тамаровой З.Б., Бдиль Т.В. в разработке тестов по технологии для учащихся 5-7 классов.
Тестовый контроль знаний в последние годы стал достаточно актуальным.
Многие учителя используют данный метод контроля на уроках, применяя уже готовые тесты. Но есть учителя, которые самостоятельно разрабатывают тестовые задания.
Анализ работы педагогов в данном направлении в МОУ Новоульяновская СШ № 2 показал, что из 42 педагогов школы 39 человек применяют тестовые задания на уроках. 15 учителей используют на уроках тесты, разработанные самостоятельно. Анализируя полученную информацию, получили следующие результаты по школе.
Полученные данные говорят о том, что с введением ЕГЭ почти все учителя школы стали использовать тестовый контроль знаний на своих уроках. Причём используют большинство учителей уже готовые задания. Но несмотря на то, что многие учителя критикуют, изменяют используемые готовые задания, всего 20% учителей более подробно изучают данный метод контроля знаний, сами разрабатывают тесты.
На уроках технологии я использую карточки – задания, тесты, кроссворды. Девочки с удовольствием выполняют задания, каждый ребёнок получает оценку за урок, и появляется возможность опросить как можно больше обучающихся.
Таким образом, КИМы очень удобно использовать в повторение и закрепление изученного материала.