Исследования. Они должны продемонстрировать степень владения технологией работы с графическим карандашом, навыки анализа фигуры

Курсовая работа

студента представляет собой труд, в котором систематизированы знания умения и навыки, полученные в ходе освоения дисциплины «Академический рисунок».

Основной целью выполнения студентом курсовой работы является формирование у него способности и готовности к научно-исследовательской деятельности.

Написание курсовой работы по Академическому рисунку является итогом демонстрации умений по рисунку с выявлением знаний по Линейно-конструктивному анализу характера пластики поверхностей гипсовой фигуры человека, гипсовой головы. Апробация курсовых работ может производиться на внутри- и межвузовских студенческих просмотрах.

Курсовая работа проходит процедуру защиты и оценивается коллегиально членами кафедры.

В процессе выполнения курсовой работы студентом должны решаться следующие задачи:  формирование умений и навыков самостоятельной организации научно исследовательской работы;  овладение технологией поиска информации и методами ее обработки, анализа и использования;  систематизация знаний по академическому рисунку, овладение умением изучать информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике курсовой работы;  приобретение профессионально-значимых знаний, умений и навыков в области конструктивного рисунка; Формируемые компетенции:

ОК-10 Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу.

ОК-10.1 – знает методы и средства абстрактного мышления, анализа и синтеза информации, явлений и предметов окружающей действительности;

  • ОК-10.2 – способен осуществлять выбор методов и средств абстрактного мышления, технологии анализа и синтеза для профессиональной деятельности.

ОПК–1 «Способность владеть рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиций и переработкой их в направлении проектирования любого объекта, иметь навыки линейно-конструктивного построения и понимать принципы выбора техники исполнения конкретного рисунка».

ОПК–1.1 — знать основы линейно-конструктивного построения и принципы выбора техники исполнения конкретного рисунка;

  • ОПК–1.2 – способен владеть рисунком в практике составления композиций и переработкой их в направлении проектирования любого объекта.

В результате выполнения работы обучающийся должен

знать:

  • исторически сложившиеся наиболее распространенные методы изображения предметно-пространственной среды: — светотеневой изобразительный метод;
  • линейный метод;
  • силуэтно-плоскостной изобразительный метод;
  • основы линейно — воздушной перспективы;
  • изобразительные формы композиционного анализа на плоскости (бумаги, картона, холста);
  • принципы конструктивного рисунка;
  • основы рисования фигуры человека;
  • основы рисования интерьерного пространства. — теоретические основы композиции, особенности восприятия художественной формы;
  • основные методы пространственных построений на плоскости;
  • принципы сбора и систематизации подготовительного материала;
  • профессиональную терминологию рисунка;
  • опыт классического художественного наследия и современную художественную практику;
  • основные факты и закономерности историко-художественного процесса, принципы анализа конкретных произведений искусства и явлений художественной практики;
  • об условиях хранения произведений изобразительного искусства;
  • об основных этапах развития изобразительного искусства;
  • о значении художественного наследия для современности.

уметь:

3 стр., 1236 слов

Основы технологии швейных изделий

... . На рисунке 2 цифрами обозначены контурные конструктивные линии деталей одежды из основного ... технологии предусматривают применение технологичных конструкций, позволяющих применять малооперационные методы обработки. На лекалах деталей указывается направление нитей основы ... одежды эффективного выполнения процессов, для которых она предназначена (для работы, отдыха и др.). Рисунок 3 - Детали одежды ...

  • изображать предметы в средовом пространстве с учетом линейной и воздушной перспективы с натуры и по воображению;
  • анализировать изображение графическим линейно-конструктивным методом;
  • образно-пластическим методом изображать заданный сюжет;
  • осуществлять процесс изучения и профессионального изображения натуры и окружающей ее предметно-пространственной среды, их художественной интерпретации средствами рисунка;
  • творчески использовать средства рисунка и живописи, их изобразительно выразительные возможности, разнообразные технологии;
  • находить новые живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;
  • осуществлять целевой сбор, анализ и обобщение подготовительного материала, выбор художественных и изобразительных средств в соответствии с творческой задачей;
  • последовательно вести работу над композицией;
  • технически умело выполнять этюд;
  • использовать основные изобразительные техники и материалы. — делать эскизы, наброски, необходимые при поисках оптимального решения;
  • решать в рисунке композиционные задачи от элементарной компоновки пятна натуры в лист до композиционных построений по воображению;
  • рисовать по памяти и по представлению, строить объемную форму по ортогональным проекциям;
  • оптимально использовать различные изобразительные материалы и технические приемы;
  • свободно рисовать по воображению, по памяти и представлению.

    владеть:

  • пространственно-пластическим художественным видением;
  • креативным творческим решением;
  • конструктивно-аналитическим подходом в изображении предметно пространственного строя окружающей среды;
  • инструментарием графических изобразительных средств: уголь, сангина, пастель, сепия, карандаш, тушь и т.д.;
  • анализом художественных изобразительных принципов классического и современного искусства. — навыками применения полученных знаний и умений в смежных изобразительных дисциплинах.

Тематика курсовых работ должна соответствовать предусмотренным в Государственном образовательном стандарте задачам подготовки бакалавров по направлению 54.03.01 «Дизайн» профиль подготовки «Графический дизайн» соответствовать современному уровню развития данной отрасли наук.

5 стр., 2300 слов

Контрольная работа: Организация санитарно-эпидемиологического ...

... пассажиров, которые делают пересадку на другой рейс и не покидают территорию аэропорта. Санитарный контроль и соответствующие меры защиты распространяются и на воздушные ... (certificateofvaccination - immunisation). Вакцинация и контроль, за ее выполнением производятся в соответствии с требованиями международных санитарных правил, принятых "Всемирной организации здравоохранения" (WHO - worldhealth: ...

Тематика курсовых работ должна быть актуальной в научном или прикладном аспектах, соответствовать современному состоянию и перспективам развития академического рисунка, совпадать с проблематикой научных исследований факультета и кафедры. Формулировки тем курсовых работ должны четко отражать характер ее содержания.

Темы курсовых работ предлагаются студентам на выбор, согласно обеспеченности мастерской рисунка гипсовыми слепками фигур, портретов, предметами натюрмортного фонда. При выборе темы студент консультируется с научным руководителем, и вправе предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования, после чего тема курсовой работы утверждается научным руководителем и фиксируется в индивидуальном плане студента.

Требования к курсовым работам и рекомендации по их выполнению доводятся до сведения студентов в начале учебного года.

Изменение темы курсовой работы допускается в исключительных случаях по обоснованному ходатайству самого студента или по инициативе научного руководителя.

Тема курсовой работы определяется индивидуально для каждого студента, утверждается распоряжением по факультету. Выполнение курсовой работы идет в соответствии с индивидуальным планом (Приложение 7).

I. РУКОВОДСТВО КУРСОВОЙ РАБОТОЙ

Общее руководство по организации своевременного выполнения студентами курсовых работ осуществляют заместитель декана факультета и научные руководители работ.

Для этих целей разрабатывается сводный план-график подготовки курсовых работ, в котором отражаются данные о студентах (курс, группа), темы курсовых работ, предполагаемые даты сдачи и ее защиты, руководители курсовых работ и т. п.

В ходе работы студент обязан в согласованные с руководителем сроки отчитываться перед ним о ходе исследования и обсуждать промежуточные результаты.

На период выполнения курсовой работой разрабатывается индивидуальный план работы студента с указанием этапов и сроков выполнения курсовой работы. План утверждается руководителем курсовой работы. На каждом этапе работы предоставляется отчет — фотофиксация о выполнении рисунка.

Руководитель курсовой работы назначается и утверждается распоряжением по факультету. Руководитель обеспечивает методическое и научное руководство, разрабатывает задания по выбранной студентом теме, определяет совместно со студентом график индивидуальных консультаций и план-график выполнения курсовой работы. К функциям руководителя курсовой работы относятся:  практическая помощь студенту в выборе темы курсовой работы, разработке плана и графика ее выполнения;  разъяснение цели и задачи исследования;  рекомендации по подбору литературы и фактического материала;  систематический контроль хода выполнения курсовой работы в соответствии с разработанным планом;  информирование деканата в случае несоблюдения студентом установленного графика выполнения работы;  квалифицированные консультации по содержанию работы;  оценка качества выполнения курсовой работы в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями. Ответственностью руководителя курсовой работы является:  грамотность формулировки цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования;  грамотность формулировки оценки в соответствии требованиям конструктивного академического рисунка;  адекватность интерпретации результатов и сформулированных выводов.

28 стр., 13735 слов

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ОП.06. ...

... за 2 месяца до выполнения курсовой работы. 3.3 Составление плана подготовки курсовой работы В самом начале работы очень важно вместе с руководителем составить план выполнения курсовой работы. При составлении плана ... СЦБ и ЖАТ. ПК 2.5. Определять экономическую эффективность применения устройств автоматики и методов их обслуживания Владение методами определения показателей экономической эффективности ...

При выполнении курсовой работы студент обязан:  соблюдать сроки выполнения разных этапов курсовой работы, в соответствии с индивидуальным планом и сроками, установленными деканатом;  выполнять рекомендации и задания руководителя курсовой работы, своевременно являться на консультации, отчитываться руководителю курсовой работы о выполнении плана подготовки в установленные сроки;  проявлять самостоятельность и активность в подготовке курсовой работы;  соблюдать профессиональные этические принципы;  предоставить курсовую работу к защите в установленные сроки.

Законченная и полностью оформленная курсовая работа сдается руководителю в установленные сроки, не позднее, чем за неделю до даты защиты. Руководитель рекомендует (или не рекомендует) ее к защите. Работа, рекомендованная к защите, докладывается студентом на заседании комиссии, определяемой деканатом, с участием руководителя работы. Комиссия создается из числа преподавателей факультета. По итогам защиты за курсовую работу выставляется оценка. К защите студент готовит устное выступление не более чем на 7 минут. Выступление студента на защите курсовой работы должно:  быть четким и лаконичным;  знания по освещаемой проблеме;  рисунок должен содержать четкие линии построения конструктивного рисунка, его предмет и гипотезу, а также обоснование;  выводы и результаты проведенного исследования пластики гипсового слепка фигуры человека, портрета человека;  содержать наглядно-иллюстративный материал: зарисовки, рисунки и пр.

Курсовая работа оценивается дифференцированной отметкой («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

Оценка проставляется на титульном листе с подписью руководителя. Оценка за курсовую работу учитывается при назначении академической стипендии. Оценка выставляется комиссией по результатам защиты, вносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку. Отрицательная оценка в зачетную книжку не ставится. Полные названия курсовых работ вносятся в приложение к диплому. В соответствии с «Инструкцией о порядке выдачи государственных документов о высшем профессиональном образовании, изготовления и хранения соответствующих бланков документов», утвержденной приказом Минобрнауки России от 10 марта 2005 г. № 65, запись названия курсовой работы в приложении к диплому сопровождается указанием оценки. Названия курсовых работ приводятся без кавычек.

Не представленная к защите или оцененная неудовлетворительно курсовая работа считается академической задолженностью.

Студенты, не получившие положительной оценки по курсовой работе, к сессии не допускаются. Курсовая работа по дисциплине учебного плана, не допущенная к защите или оцененная неудовлетворительно, перерабатывается и возвращается на проверку руководителю.

Итоги защиты курсовых работ анализируются на заседании кафедр и Совета Университета.

Согласно сводной номенклатуре дел курсовые работы хранятся в течение двух лет на соответствующих кафедрах. Студенты имеют право воспользоваться своими курсовыми работами (электронными копиями), находящимися на кафедре, при написании выпускных квалификационных работ.

6 стр., 2634 слов

Технологии защиты информации в Wi-Fi сетях

... сети на базе WI - FI. Wi-Fi - торговая марка Wi-Fi Alliance <#"725189.files/image001.gif"> Рис. 1 Защита в беспроводных сетях обеспечивается за счет аутентификации и шифрования Цель работы: защита информация беспроводная сеть Целью данной курсовой работы является изучение технологии защиты информации в Wi-Fi сетях. ...

II. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

1. Курсовая работа должна выполняться на достаточном теоретическом уровне и соответствовать следующим требованиям:  Наличие композиционного решения (Компоновка изображения на листе).

 Выверенность пропорционального строя. Наличие характера и пропорций натурного объекта.  Выявление конструктивных и функциональных особенностей формы и составных частей.  Выявление Тектоничности (Передача пластических особенностей объема, формы элементов, взаимосвязь форм с другими элементами).

 Выявление общей логики композиции. (Постановка форм на плоскость, логика их взаимодействия, выявление тоном удаления (приближения) форм)  Выявление тональных градаций. (Использование тона. Выявление пластических особенностей.)  Наличие аккуратности, качества исполнения. (Общее художественное впечатление от работы)

2. При выборе темы необходимо учитывать:  ее актуальность, сложность в решении задач;  профессиональную ориентированность или теоретическое значение;  возможность последующего более глубокого исследования проблемы (написание выпускной квалификационной работы).

3. В процессе выполнения и написания курсовой работы можно выделить ряд взаимосвязанных этапов и сроков их выполнения.

Этап выполнения курсовой работы Сроки выполнения Форма контроля 1. Закрепление за научным 1 неделя Распоряжение по руководителем. факультету о

закреплении

руководителей. 2. Выбор и утверждение темы курсовой 1 неделя Распоряжение по работы. факультету об

утверждении тем

курсовых работ. 3. Планирование выполнения курсовой 2 неделя Отчет о выполнении у работы. руководителя курсовой 4. Поиск литературы по теме, работы составление библиографии 5. Составление развернутого плана- 2 — 3 неделя Отчет о выполнении у этапов курсовой работы, зарисовок к руководителя курсовой курсовой работе. работы Межсессионная

аттестация 6. Фотофиксация основных этапов, В процессе Отчет о выполнении у зарисовок и т.п. выполнения работы руководителя курсовой

работы 8. Анализ и предоставление чернового 4- 6 неделя Отчет о выполнении у варианта, зарисовок к курсовой работе. руководителя курсовой

работы 9. Доработка курсовой работы с учетом 7 — 14 неделя Межсессионная замечаний руководителя. аттестация 10. Оформление курсовой работы, 15 — неделя Допуск к защите приложений предоставление курсовой курсовой работы работы к защите. 11. Защита курсовой работы. 17 неделя Защита курсовой работы

В зависимости от индивидуальных особенностей студента, уровня его теоретической подготовки и общей исследовательской культуры, работа может быть выполнена в более короткие сроки.

4. Курсовая работа имеет следующую структуру:  работа на листе бумаги (ватман) формата 550х750 мм./ или 590 х 840 мм.  титульный лист; (Приложение 1):  фотография постановки (ч/б тональность, без дефекта, засветлённых пятен, шума, марашек, 300 dpi, размер 1800х2600 пикс.).

 листы фотофиксации (формат А4) поэтапного ведения работы (количество должно быть обосновано логикой развития исследования темы);  библиографический список используемых источников, по которым выполнены зарисовки;  приложения (линейно-конструктивные, тональные зарисовки элементов, частей формы и целой формы (в масштабе или реальном размере), композиционные наброски и др.).

15 стр., 7393 слов

Обязательства по производству работ курсовая

... -данско-правовых обязательств по производству работ. Виды обязательств по производству работ. Основными обязательствами по производству работ являются обязательства, вытекающие из ... обязательств по производству работ, ибо результат работы в таких случаях всегда имеет нематериальный (неовеществленный) характер. Здесь речь идет о нематериальных услугах, результат которых хотя и имеет товарную форму, ...

Например, тема курсовой:

  • Конструктивный рисунок и его задачи.«Бельведерский торс» Одной из ведущих учебных дисциплин, интегрально определяющих содержание и структуру подготовки специалистов в области дизайна и являющимся базовым средством формирования профессиональных компетенций является «Академический Рисунок». Под словом «рисунок» подразумевается ясное, выразительное и лаконичное выражение основной формы предметов. Рисунок – основа профессионального мастерства. Школа рисования – определенная система знаний, усвоение которых требует длительного времени на основе специальных заданий и упражнений. Рисунок является основой основ изобразительного искусства – живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, основой всякого реалистического изображения, или, как говорил Микеланджело, это высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры;
  • рисунок – источник и корень всякой науки. Многие недооценивают роль и значение рисунка в работе инженера, строителя, техника, архитектора и дизайнера. Рисунок для дизайнера является основным средством выражения художественного замысла. Никакой другой вид изображения не в состоянии заменить рисунок. Даже начертательная геометрия, которая учит определенным законам изображения трехмерной формы на плоскости, не в состоянии подменить рисунок. Основные положения изображения объемной формы на плоскости, которые трактует начертательная геометрия, помогают детально разработать проект и изготовить макет, но они не в состоянии способствовать самому процессу проектирования, связанного с созданием художественного образа. Грамотное рисование есть основное условие для плодотворной творческой деятельности. С проблемами преподавания рисунка педагог сталкивается с первых практических занятий. Поэтому задача состоит в том, чтобы разработать программу, позволяющую в короткие сроки дать первоначальные навыки рисовальной грамоты и познакомить студента с основами линейно-конструктивного рисунка. Основы линейно-конструктивного рисунка Великий итальянский живописец, скульптор и архитектор Микеланджело Буонаротти говорил: «Рисуют не руками, а головой». Этим он хотел подчеркнуть, что художник не автоматически копирует природу, а передает то образное представление и понятие о предмете, которое сложилось в его сознании. Что же нужно понимать под термином «конструкция»? Термин «конструкция» происходит от латинского слова constructio, что означает «строение», «построение», «структура», «план», «взаимное расположение и соотношение частей». Конструировать – это значит организовывать, создавать, строить, складывать согласно определенному плану. Во время рисования с натуры, анализируя конструкцию формы предмета, необходимо ясно представлять его строение во всех составных частях, как видимых глазом, так и невидимых. Уметь видеть натуру – это значит уметь анализировать ее строение. Рисовать надо всегда сознательно, а не копировать механически все, что видит глаз. Например, при рисовании куба необходимо прежде всего правильно понять его строение и наметить в рисунке его линейно-конструктивную основу, т. е. показать, как располагаются в пространстве поверхности тела, каким образом его поверхности отграничиваются от общего пространства – как образуется объем. Линейно-конструктивный рисунок дает возможность построить изображение правильно в перспективе, верно и убедительно передать форму. Конструктивный анализ рождает определенную целеустремленность в работе, исключает возможность механического копирования натуры. Раскрывая особенности конструктивного строения формы головы и фигуры человека, подготавливаем работу к правильному логическому анализу всякой сложной формы. Анализируя форму человеческого тела, наблюдая красоту сочетания отдельных объемов в отдельное целое, студент начинает понимать гармонию конструктивной связи. А это для дизайнера самое главное.

Фотография постановки. Фотофиксация этапов выполнения курсовой работы. Материал подаётся в хронологическом порядке, начиная с компоновки на листе, поиску пропорций, исследований формы;

42 стр., 20590 слов

Ревизия и контроль себестоимости продукции работ услуг курсовая

... Задачами курсовой работы являются: определение экономической сущности затрат на производство и их классификации, значения, задач и направлений аудита затрат на производство и себестоимости продукции (работ, услуг) в современных условиях; изучение источников информации для контроля ...

  • Приложения.

Материал в приложении подаётся в логическом порядке, обоснованном логикой исследования постановки.

Цель работы  изображать предметы в средовом пространстве с учетом линейной и воздушной перспективы с натуры и по воображению;  анализировать изображение графическим линейно-конструктивным методом;  образно-пластическим методом изображать заданный сюжет;  осуществлять процесс изучения и профессионального изображения натуры и окружающей ее предметно-пространственной среды, их художественной интерпретации средствами рисунка;  осуществлять целевой сбор, анализ и обобщение подготовительного материала, выбор художественных и изобразительных средств в соответствии с творческой задачей;  последовательно вести работу над композицией;  Выполнить академический рисунок постановки.

Задачи работы В совокупности задачи курсовой работы представляют тактику реализации поставленной цели, а по отдельности – последовательные шаги продвижения к ней. Студент ставит задачи по методике выполнения академического рисунка:

  •  исторически сложившиеся наиболее распространенные методы изображения предметно-пространственной среды:  светотеневой изобразительный метод;
  •  линейный метод;
  •  силуэтно-плоскостной изобразительный метод;
  • основы линейно — воздушной перспективы;
  •  изобразительные формы композиционного анализа на плоскости (бумаги, картона, холста);
  •  принципы конструктивного рисунка;
  •  основы рисования фигуры человека;
  •  основы рисования интерьерного пространства.  теоретические основы композиции, особенности восприятия художественной формы.  основные методы пространственных построений на плоскости;
  • принципы сбора и систематизации подготовительного материала;
  • профессиональную терминологию рисунка;
  • опыт классического художественного наследия и современную художественную практику;
  • основные факты и закономерности историко-художественного процесса, принципы анализа конкретных произведений искусства и явлений художественной практики;
  • об условиях хранения произведений изобразительного искусства;
  • об основных этапах развития изобразительного искусства;
  • о значении художественного наследия для современности.

Методы и методологию исследования в курсовой работе по Академическому рисунку являются:  «традиционное» (соединение интуиции исследователя с позитивным знанием предмета),  формально-аналитическое (проблемы композиции, формообразования),  структурно-семиотическое (использование точных методов исследования языка искусства),  культурологическое (выявление социокультурных основ художественного творчества).

19 стр., 9426 слов

Выпускная работа содержит страницу рисунка использованных

... примеров применения ПИД-регулятора является управление температурой в определенной системе [4]. Структура ПИД-регулятора представлена на рисунке 1.1. Рисунок 1.1 — Структура ПИД-регулятора Обычно ПИД-регулятор используется в ... контроля, например, управление термосистемами или системами позиционирования. В ходе работы ПИД-регулятор получает значение какого-либо параметра от объекта и воздействует ...

Также используются методы наблюдения, метод фиксации материала в виде зарисовок в ходе исследования актуального художественного опыта.

Основными методами исследования рекомендуется выбрать: зарисовки.

Библиографический список оформляется в соответствии с утвержденными библиографическими требованиями.

Список иллюстраций фотоотчёта и альбом зарисовок:

К Курсовой работе обязательно прикладывается электронная версия работы, содержащая полный текст работы с Приложениями и Альбомом иллюстраций.

Вся информация предоставляется на дисках CD.

Презентация для защиты курсовой работы должна быть полностью подготовлена к просмотру с переносного носителя.

Иллюстрации представляются без сжатия в форматах jpeg, tiff, допустимо — bmp. Размер изображения должен быть разрешением – 300 dpi , размер не менее 1024*768 пикселей.

Курсовая работа должна быть представлена в форме листа ватмана формата 550х750мм., титульного листа, фотоотчёта и приложений в печатном виде на листах формата А4 (210х297 мм), на одной стороне листа белой бумаги, в одном экземпляре и в электронном формате (электронный вариант работы, сканированный титульный лист с оценкой и подписью руководителя).

Оглавление следует печатать по посередине строки полужирным шрифтом строчными буквами, начиная с прописной буквы без точки в конце.

Все иллюстрации (фотографии, рисунки, чертежи, графики, диаграммы и т.п.) обозначаются словом «Рисунок», которое пишется под иллюстрацией и имеет сквозную нумерацию. Например, «Рисунок 1» (Приложение 4).

Слово «Рисунок» и его наименование помещают под иллюстрацией после пояснительных данных посередине строки (шрифт Times New Roman, размер (кегль) — 12).

Общий объем курсовой работы (проекта) – 1 лист (рисунок формат листа 550х750мм.), фотофиксация этапов (5 -8 листов), зарисовки 10-15 листов (формат А4).

III. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ И КРИТЕРИИ

ОЦЕНКИ

Курсовая работа по дисциплине «Академический рисунок» выполняется в течение семестра изучения дисциплины и выносится на защиту перед началом сессии.

Работа начинается с композиционного размещения изображения на листе бумаги. Предварительно надо осмотреть натуру со всех сторон, чтобы определить, как выгоднее (эффектнее) поместить изображение на плоскости, с какой точки зрения лучше будут выражены особенности строения формы. Выбор точки зрения, с которой объект изображения смотрится наиболее выразительно, помогает художнику успешнее решить композиционную задачу. Рисующий должен научиться красиво заполнять плоскость листа бумаги. Однако не следует думать, что в композиции нужно придерживаться какого-то особого правила.

Например, некоторые считают, что, рисуя торса в трехчетвертном повороте или в профиль, нужно обязательно оставлять большее поле перед лицевой частью. В произведениях великих мастеров мы не найдем примеров соблюдения такого правила. Большинство работ компонуется в середине картинной плоскости.

30 стр., 14751 слов

Урок как основная форма организации обучения технологии

... проблемы Область практического применения: на уроках технологии. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы. Глава 1. Урок – основная форма организации обучения в современной школе ...

Второй этап включает в себя определение объекта предмета исследования и фокуса творческого и исследовательского интереса студента. Кроме того, на этом этапе формулируется рабочая гипотеза курсового исследования как основное исследовательское предположение. И начинать работать с базой источников, выполнением упражнений и зарисовок. Упражнения на развитие координации руки Приступающему к изучению конструктивного рисунка необходимо проделать ряд простых упражнений с линиями. Для упражнений использовать бумагу размером А3, с переходом, в дальнейшем, на размер листа А2 (рис.1).

а) проведение параллельных линий одной силы на равном расстоянии друг от друга (параллельно краям бумаги проводить горизонтальные и вертикальные линии); б) проведение линии возрастающей силы, которые достигаются путем различного нажима карандаша (линии могут проводиться с различным ритмом); в) проведение прямых линий, сходящихся в одну точку. Эта тока может находиться на листе бумаги; г) проведение прямых линий, сходящихся в одну точку. Эта точка может находиться вне листа бумаги. Необходимо проделать ряд упражнений на пропорции. Деление линии на равные части. Деление углов на равные части. На чистом листе бумаги нужно наметить несколько произвольных отрезков, ограниченных вертикальными засечками. На первом отрезке сначала на глаз делим его пополам, на 4, 8, и 16 частей. Следующий отрезок делим на 3, 6, 9, 18 частей. Далее берем определенный отрезок, допустим 1,5 см., и этот отрезок откладываем на линиях проведенных в любом направлении. Эти упражнения следует также выполнять в процессе обучения. Правильность их исполнения проверять их на глаз или с помощью измерительных приспособлений. Контрольным заданием является композиция из линий, в которой может проявиться фантазия студента в полной мере. Композиции могут быть самыми простыми и очень сложными. В следующих упражнениях приступаем к рисованию прямых линий, определяющих направление. На листе бумаги произвольно наносятся две точки и одним движением руки соединяем их между собой (рис.2).

Следующее упражнение вытекает из первого. Теперь проводим прямую линию через две точки, являющиеся составной частью одной прямой линии. На это упражнение стоит обратить особое внимание, так как данным приемом студент будет пользоваться постоянно при работе над натюрмортами и при конструктивном построении головы. При выполнении упражнения, первые слабо намеченные точки соединяются легкой линией, как бы прицеливаясь, и с каждым последующим движением карандаша усиливается тональность линии до получения нужного результата. Вести линию следует не по частям, а сразу по всей длине одним движением руки и смотреть не на кончик карандаша, а на точку, являющуюся окончанием линии. Все эти упражнения не только ставят руку и глаз, но и вселяют уверенность в студента. Задача упражнений состоит в том, чтобы посредством повторений одних и тех же операций создавать и совершенствовать навык. Важнейшим условием эффективности упражнений является систематическое повторение упражнений и последовательность их усложнения. Первые упражнения проводятся под руководством педагога, но чем дальше, тем больше самостоятельности должно быть в работе студента. Осмысленные действия и без лишних стираний ластиком, в ходе систематических упражнений, приведут к быстроте при решении различных композиционных задач. Научиться сознательному использованию точек и линий, овладеть техникой рисунка проще, начиная с простых упражнений, двигаясь от простых к сложным. Характеристики возможных линий, определяющих поверхность тел, все их многообразие можно понять и изобразить, владея конструктивным рисунком.

а) б) в)

Рисунок 1- Типы линий

в) а) б)г) е)

д) ж)

Рисунок 2 — Рисование прямых линий

На этом этапе работы над курсовой работой необходимо составить подробный план работ. На каждый из этапов составленного плана необходимо выделить время в соответствии с собственными возможностями: , подбор литературы для изучения формы фигуры выполнение зарисовок, выполнение компоновки на листе.

Второй этап— передача характера формы торса, пропорций и положения в пространстве. Прежде чем приступить к выявлению характера формы торса, рисовальщик должен более внимательно ознакомиться с натурой, отметить наиболее характерные особенности строения формы. Познание натуры здесь должно быть объективное, правильное, возникающее не на основе субъективных впечатлений, а на основе серьезных научных знаний. Изучение натуры начинается с непосредственного наблюдения. Художник, прежде всего, замечает общий характер формы, положение торса в пространстве, а затем уже пропорциональные отношения частей и целого. Такое предварительное ознакомление с натурой служит поводом к переходу к дальнейшему анализу объекта.Изображение намечается очень легко, материал наносится на бумагу предельно скупо, карандашом рисуют без особого нажима, форма торса рисуется очень обобщенно и схематично. Выявляется основной характер большой формы — общий вид натуры. Многие рисовальщики часто спрашивают: как надо пользоваться линией в рисунке, сразу выражать четкой линией форму торса, или только легко начать? Касаясь этого вопроса, П. Чистяков писал: «Тут бывают разные приемы: карандашам иной долго смотрит и ставит формы или места, другой — живо, живо и в то же время легко водит карандашом или углем по бумаге, намечая, соображая в тот же момент и движение и место. Которая манера лучше? — Обе лучше. Главное — не чернить. Потому что черные линии затрудняют видеть ошибки, тем более исправлять их».

Анализируя и передавая в рисунке форму торса, художнику, прежде всего, надо выявить общую массу формы, ее характер, пропорциональные отношения, то есть наметить легкими линиями общий вид торса.

Третий этап— выявление линейно-конструктивной основы формы и передача явлений перспективы. Выполнение зарисовок. уточняющих строение фигуры, пластики поверхности формы.

Приступая к выявлению конструктивной основы формы, не спешите с пластической моделировкой формы и передачей эффектов освещения. Во время рисования с натуры нельзя наши наблюдения сводить только к эмоциональным восприятиям, хотя эмоциональные восприятия и играют в нашем деле большую роль. Здесь, на первоначальной стадии построения рисунка, надо все время сочетать непосредственность зрительного восприятия с переосмыслением полученной информации. В данном случае будут уместны высказывания П. Чистякова: «Предметы существуют и кажутся. Одно ли как существуют или как кажутся, или оба вместе — тогда полное рисование». Четвертой этап— уточнение и конкретизация формы.

Наметив линейно-конструктивную основу формы, можно переходить к уточнению и конкретизации рисунка.

Пятый этап— пластическая характеристика с помощью лёгкой светотени.

Наметив линейно-конструктивную основу формы торса, переходим к выявлению его объема посредством светотеневых отношений. Здесь очень важно выдержать взаимосвязь линии и тона линии. Поверхности, образующие объем, выражаются в рисунке линейно, линии как бы расчерчивают форму торса на планы и являются границами света, тени, полутени.

Шестой этап— детальная проработка формы.

На этой стадии работы над рисунком происходит постепенное насыщение большой формы деталями. Рисующий переходит от анализа большой формы к анализу малых форм, постоянно соизмеряя их с общей массой торса.

Определяя местоположение и величину одной детали, ее нужно увязывать с другой. Студент должен придерживаться строгого правила: рисуя детали, все время проверять, как они согласуются с другими и с общим.

Последний, седьмой этап курсовой работы – защита курсовой работы, которая проходит в присутствии комиссии, состоящей из ППС кафедры теории и методики технологического образования, руководителя курсовой работы и студентов направления, для которых также допускается участие в обсуждении защищаемых курсовых работах.

Критериями оценки курсовой работы являются:

Критерии оценки Макси- Снижающий балл за невыполнение

мальный критерия

балл Наличие композиционного 2 «-2» – критические ошибки (отсутствие центра (Композиция в центра).

изображении) «-1» – допустимые ошибки (смещение

центра).

Выверенность пропорционального 2 «-2» – критические ошибки (несоблюдение строя (Характер и пропорции пропорций и отсутствие конструктивных натурного объекта. Выявление особенностей модели).

конструктивных и «-1,5» – допустимые ошибки (частичное функциональных особенностей нарушение построения).

форм и объектов.) «-1» – недочеты (небольшое искажение

пропорций и особенностей объектов).

Тектоничность 6 «-2» – критические ошибки (отсутствие (Передача конструктивных передачи перспективы и пространства, особенностей объема, формы объема и формы модели).

объектов, взаимосвязь форм с «-1.5» – допустимые ошибки (отсутствие другими элементами композиции) перспективного построения).

«-1» – недочеты (отсутствие передачи

объема).

Общая логика композиции 2 «-2» – критические ошибки (композиция (Постановка форм на плоскость, выполнена без учета размеров листа).

логика их взаимодействия, «-1,5» – допустимые ошибки (смещение выявление тоном удаления композиции относительно центра листа).

(приближения) форм) «-1» – недочеты (выход композиции за

пределы листа).

Декоративно-тональные градации 4 «-2» – допустимые ошибки (не выявлен (Использование тона. Выявление пластический характер формы).

пластических особенностей «-1,5» – допустимые ошибки (линии не линией.) выявляют объём всей формы).

«-1» – недочеты (линии не выявляют

большую часть элементов объёма формы).

Качество исполнения (Общее 4 «-2» – критические ошибки (грязный лист, художественное впечатление от отсутствие качества техники исполнения).

работы) «-1,5» – допустимые ошибки (плохая

передача техники исполнения).

«-1» – недочеты (наличие следов

построения).

Итого: 20

IV. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТУ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа может быть принята к защите аккуратный лист рисунка, титульный лист, фотоотчёт список литературы, зарисовки исключительно в напечатанном виде, оформленные в файлы.

V. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

По окончании работы над курсовой работой руководитель дает отзыв на представленную работу, в котором оценивается:

  • соответствие темы работы конечному результату;
  • объем и полнота выполнения работы;
  • умение раскрыть содержание в представленном оглавлении;
  • умение самостоятельно делать выводы и последовательно излагать их в заключении;
  • умение грамотно оформлять работу, а также
  • всесторонность разработки темы;
  • теоретический уровень проведенного исследования;
  • оригинальность решений конечного результата;
  • В заключение отзыва дается общая оценка работы. При обнаружении ошибок и недочетов руководитель отмечает вопросы (пукты, разделы), требующие доработок и изменений.

На основании рецензии руководителя курсовой работы заведующий кафедрой решает вопрос о допуске студента к защите.

На защиту курсовой работы студент готовит словесный доклад с визуальным рядом (возможна форма презентации) не боле 7 минут.

Защита курсовых работ проводится в период зачетно-экзаменационной сессии и в порядке, определенном председателем комиссии. Приглашая очередного соискателя к защите, секретарь объявляет его фамилию, имя и отчество, тему курсовой работы. На доклад отводится 7 минут. Задача студента в представленном докладе кратко и ясно изложить суть выполненной работы, сопровождая текст доклада визуальным рядом, и делая акцент на собственном научном творчестве.

После доклада члены комиссии, а также присутствующие в аудитории, задают студенту вопросы, затрагивающие непосредственно тему курсовой работы.

Далее секретарем зачитываются отзыв руководителя (руководитель может устно дать отзыв работе).

Председатель комиссии (заведующий кафедры или его заместитель) дает краткую характеристику проделанной работе. Свои комментарии и замечания высказывают члены комиссии. Результаты защиты оглашаются в конце заседания.

Итоговая оценка курсовой работы выводится на основе оценки научного руководителя и оценки защиты курсовой работы перед кафедральной комиссией. Право решающего голоса в спорных случаях имеет заведующей кафедрой. Студент, не выполнивший в срок курсовую работу, или получивший неудовлетворительную оценку на защите, а также не явившийся на защиту, должен ликвидировать академическую задолженность в сроки, указанные кафедрой.

К печатному варианту Курсовой работы обязательно прикладывается электронная версия работы, содержащая полный текст работы с Приложениями и Альбомом иллюстраций.

Вся информация предоставляется на дисках CD.

Презентация для защиты курсовой работы должна быть полностью подготовлена к просмотру с переносного носителя.

Иллюстрации представляются без сжатия в форматах jpeg, tiff, допустимо — bmp. Размер изображения должен быть разрешением – 300 dpi , размер не менее 1024*768 пикселей.

Приложения

Приложение 1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АМУРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «АмГПГУ»)

ФАКУЛЬТЕТ ТЕХНОЛОГИИ, ЭКОНОМИКИ, ДИЗАЙНА

Петров Петр Петрович

КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК И ЕГО ЗАДАЧИ «БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ ТОРС»

Направление подготовки

54.03.01 Дизайн

профиль подготовки

«Графический дизайн»

Курсовая работа

по академическому рисунку

Комсомольск-на-Амуре, 2018

(Оборотная сторона стр.1)

Работа выполнена на кафедре теории и методики технологического образования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет»

Научный руководитель: Леватаев В.В., доцент кафедры теории и методики

технологического образования

Защита курсовой работы состоится: «____ » ___________ 2018 г. в 14.00 мин., в аудитории «213»

Оценка ______________________ ____________________

(цифра и прописью) (подпись руководителя)

Приложение 2 Пример оформления иллюстраций

Рисунок 1 – Бельведерский торс

Рисунок 21 – Зарисовки плечевого пояса

Рисунок 3 – Конструктивные основы рисунка торса

Продолжение Приложения 2

Рисунок 4 – Анатомические основы рисунка торса

Рисунок 4 – Зарисовки мышц торса

Рисунок 4 – Пример отбора литературы

Приложение 3

Примерная тематика курсовых работ

1. Природа тона. Тональный контраст. 2. Влияние освещения на восприятие предмета. 3. Организация тональной структуры рисунка. Тон и его изобразительные возможности. 4. Закон контраста и приемы построения пространства. 5. Тонально-живописный рисунок и его возможности. 6. Конструктивный рисунок и его задачи. 7. Тональная структура рисунка. Работа тональными отношениями в графике. 8. Цельность графического изображения. Роль тональных отношений в построении изображения на плоскости. 9. Тональная цельность в линейном рисунке. 10. Конструктивная светотень в построении изображения на плоскости. 11. Роль контраста в передаче характера освещения. Изображение фактуры материалов изображаемых предметов. 12. Тон как средство образного выражения в рисунке. Закономерности воздушной перспективы. 13. Построение пространства в рисунке. Закономерности воздушной перспективы и роль тональных отношений в ее построении. 14. Закономерность построения объемной формы тоном. 15. Роль рисунка в создании живописного произведения.

Литература к курсовой работе 1. Леватаев В.В. Графические техники [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / В.В. Леватаев, Н.В. Захарова. — Электрон. текстовые данные. — Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2012. — 60 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22306.html 2. Сторожев В.И. Приемы построения и передачи характера в рисунке головы человека [Электронный ресурс] : методические указания к выполнению текущих работ / В.И. Сторожев. — Электрон. текстовые данные. — Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2013. — 24 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16041.html 3. Черемушкин Г.В. Гравюра [Электронный ресурс] : учебное пособие / Г.В. Черемушкин. — Электрон. текстовые данные. — М. : Логос, 2012. — 240 c. — 978-5 98704-707-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13005.html 4. Царева Л.Н. Рисунок натюрморта [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л.Н. Царева. — Электрон. текстовые данные. — М. : Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2013. — 184 c. — 978-5-7264-0787-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23739.html 5. Шлеюк С.Г. Рисунок складок драпировки [Электронный ресурс] : методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Рисунок» / С.Г. Шлеюк, Е.А. Левина. — Электрон. текстовые данные. — Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2011. — 36 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21667.html 6. Пятахин Н.П. Формирование композиционного мышления. Часть 3. Изображение человека. Система заданий по дисциплине Рисунок [Электронный ресурс] : учебно методическое пособие / Н.П. Пятахин. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2011. — 60 c. — 978-5-9227-0308-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19061.html 7. Казарин С.Н. Академический рисунок [Электронный ресурс] : практикум по дисциплине по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн», профили «Графический дизайн», «Дизайн костюма»; квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / С.Н. Казарин. — Электрон. текстовые данные. — Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2016. — 87 c. — 978-5-8154-0347-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66338.html 8. Белов С.А. Техника рисования тушью пером и гелевой ручкой [Электронный ресурс] : учебное пособие / С.А. Белов. — Электрон. текстовые данные. — Омск: Омский государственный технический университет, 2008. — 80 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60883.html 9. Макарова М.Н. Рисунок и перспектива. Теория и практика [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов художественных специальностей / М.Н. Макарова. — Электрон. текстовые данные. — М. : Академический Проект, 2016. — 384 c. — 978-5 8291-1913-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60092.html 10. Кринари Е.В. Портрет. Голова и лицо человека в изобразительном искусстве [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е.В. Кринари, О.В. Ковалевская. — Электрон. текстовые данные. — Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2014. — 124 c. — 978-5-7882-1679-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61998.html 11. Шерифзянов Р.Ш. Взаимосвязь учебного и творческого аспектов в процессе обучения академическому рисунку. На примере подготовки художника-педагога [Электронный ресурс] : монография / Р.Ш. Шерифзянов. — Электрон. текстовые данные. — М. : Прометей, 2013. — 98 c. — 978-5-7042-2458-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/58114.html