Использование игровых технологий в доу

Дипломная работа

Технология – это совокупность приемов применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько)

Виды педагогических технологий:

1.«Здоровьесберегающая» технология

2.Технология «ТРИЗ»

3.Технология «Проблемного обучения»

4.Технология «Марии Монтессори».

5.«Игровая» технология

6.Технологии проектной деятельности

7.Технология исследовательской деятельности

8.Информационно-коммуникационные технологии

9.Личностно-ориентированные технологии

10.Технология портфолио дошкольника и воспитателя

Игровая технология – это ориентированная на зону ближайшего развития деятельность, совмещающая педагогическую цель с привлекательным для ребёнка мотивом деятельности и включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. ( Г.Селевко)

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Синтез игры и учения (игровое обучение или игровую технологию) в практику дошкольного воспитания одним из первых ввел Ф.Фербель. Ф.Фербель считал игру высшим проявлением детской активности и первым оценил на практике важнейшее значение игры в обучении ребёнка.Именно в игре, считал он, ребёнок выражает свой внутренный мир, получает и наиболе остро переживает жизненные впечатления, проявляет себя как деятель и творец.Работы Ф.Фребеля дали

23 стр., 11374 слов

Разработка настольной игры

... вклад в более широкое понимание взрослого игрового досуга. Объектом изучения в данной выпускной квалификационной работе служат настольные хобби-игры. Я использовала этот термин для определения ... Белла [137]. Склонность к рассмотрению только традиционных настольных игр отражается и в деятельности Международного общества по изучению настольных игр «Board Game Studies». Основанное в начале 1990-х ...

4

толчок для дальнейшей разработки игровых методов обучения дошкольников.

Сейчас

— для освоения темы или содержания изучаемого материала;

— в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

— как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.

Необходимость

— социальный заказ (родители, региональный компонент, требования ФГТ);

-образовательные ориентиры, цели и содержание образования (образовательная программа, приоритетное направление, результаты мониторинга).

Актуальность.

Ценность

— конкретизирует современные подходы к оценке достижений дошкольников;

— создаёт условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Главная цель

зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

5

Её задачи:

1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:

1.

2.

3.

4. Управляемость – предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.

5. Эффективность – должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.

9 стр., 4130 слов

Методика обучения игры в баскетбол

... и нравственного воспитания в различные возрастные периоды. Взаимосвязь между навыками техники игры и физическими качествами широко используется в отечественной системе воспитания и образования. В средних специальных и высших учебных заведениях приемы игры в баскетбол ... движения в соответствии с меняющейся игровой ситуацией. Это самое общее определение, поскольку ловкость - комплексное качество, в ...

6. Воспроизводимость – применение в других образовательных учреждениях.

Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

Её значение:

— активизирует воспитанников;

— повышает познавательный интерес;

— вызывает эмоциональный подъём;

— способствует развитию творчества;

6

— максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

— позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

Игровая технология с

При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

Концептуальные основы игровой технологии:

1. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.

2. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности – дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

7

3. Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.

4. В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.

8

43 стр., 21143 слов

Применение игровых технологий в начальной школе как условие эффективного ...

... на новые технологии начального образования». В методическом потенциале в целом, игровые технологии - это одна из уникальных форм обучения, позволяющая сделать увлекательным и интересным процесс изучения русского языка. Игра делает монотонную деятельность по ...

2.Основная часть

2.1.Требования к организации игровой технологии

На сегодняшний день

Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. От игр вообще педагогическая игра отличается чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. В обучении детей старшего дошкольного возраста игра организуется взрослыми. Это последовательная деятельность педагога по:

— отбору, разработке, подготовке игр;

— включению детей в игровую деятельность;

— осуществлению самой игры;

— подведению итогов, результатов игровой деятельности

Р

— выбор игры – зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей – происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);

— предложение игры – создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий;

— объяснение игры – кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;

9

— игровое оборудование – должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГТ;

— организация игрового коллектива – игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.

— развитие игровой ситуации – основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

— окончание игры – анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.

10

2.2. Виды педагогических игр

Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:

31 стр., 15198 слов

Игровые технологии в начальной школе

... русского языка, относятся игровые технологии. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо- ... детства — М.Мид, де Моз отмечают, что игры детей примитивных культур, как правило — имитация профессиональных действий взрослых. Дети возятся с маленькими луками, горшочками, строят маленькие ...

1. По виду деятельности – двигательные, интеллектуальные, психологические, профориентационные .

2. По характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

3. По характеру игровой методики – игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.

4. По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические

5. По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т.д.

При этом учитываются

Исходя из психологических особенностей

потому уверенно и пространно высказываются, дополняют, объясняют и тем самым упражняются в применении своих знаний, уточняют и закрепляют их.

11

Иначе говоря, использование куклы-персонажа на основе его литературной биографии — это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации .

В

При обучении детей

12

2.3 . Использование игр с правилами в обучении старших дошкольников

дидактическим играм

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами,настольно-печатные и словесные игры.

игры с предметами

И

Пример и

Дидактическая задача: учить детей называть предмет и уметь описывать его основные качества и отличительные от других признаки. Игровой материал для данной дидактической игры: кубик, матрешка, воздушный шарик, чудесный мешочек в котором находятся данные предметы.

13

Содержание игры: ребёнок должен достать из чудесного мешочка предмет или какую-нибудь игрушку, назвать его (пример: кубик).

15 стр., 7381 слов

Теоретические и методические основы организации Строительно-конструктивной ...

... детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разнообразных постройках и связанных с ними действиях. В строительно-конструктивных играх происходит замещение одних предметов ... учить коллективным играм. У детей среднего дошкольного возраста уже есть ... детьми теме, обучает более сложным приемам работы. Дети способны под руководством воспитателя отражать в строительной игре ...

Необходимо чтобы в начале игры инструкцию и правила игры рассказал воспитатель, а затем сам ребенок. Описание должно выглядеть примерно так: Кубик «Он квадратный, фиолетового цвета, у него четыре угла, на нем нарисован красный цветок». После чего ребенок будет сам доставать из мешочка предмет и по данному образцу должен будет сказать его главные характеристики.

Правило игры: ты сейчас должен будешь доставать предмет из чудесного мешочка, назвать его и охарактеризовать, послушай пример: Кубик «Он квадратный, фиолетового цвета, у него четыре угла, на нем нарисован красный цветок».

Игровое действие: ребёнок должен достать предмет из мешочка и дать ему описание

Р

Можно провести дидактическую игру —

О

классификация).

14

естественным материалом. В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камушками дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт. Так, например, дети узнают, что вода бывает холодной и теплой, разливается, в ней тонут камни, плавают щепки и легкие игрушки; что сухой снег рассыпается, а из мокрого можно лепить и т. д. В ходе игры с природным материалом (снегом, водой, песком) воспитатель, беседуя с детьми, помогает им усвоить некоторые свойства материала. Забавляясь такими игрушками, как вертушки, стрелы, мельницы, дети знакомятся с действием ветра, воды и усваивают ряд факторов, которые в дальнейшем помогут им понять простейшие физические законы (плавание предметов в воде, движение воздуха и др.)

Дидактическая игра «От какого дерева лист? »

Игра “Раскладываем по размеру”.

Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:

Расширять и уточнять знания детей

  • Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация)

Совершенствовать речь

Развивать все психические процессы

настольным играм

15

лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Цветут цветы», «Мы считаем», «Сказки»

18 стр., 8875 слов

Использование нетрадиционных техник рисования для развития изобразительных ...

... процесс художественного воспитания в ДОУ. Предмет исследования - развитие изобразительных способностей младших дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования. Гипотеза исследования - развитие ... детей дошкольного возраста. В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувствительной деятельности, в том числе в рисовании, ...

Д

Арифметический тир

Настоль

содержании, игровых действиях и правилах которых имеется элемент соревнования в ловкости, точности, быстроте, сообразительности («Настольный кольцеброс», «Настольные кегли» ) .

Наблюдая явления природы и общественной жизни, участвуя в жизни семьи и детского сада, играя и приучаясь к организованным занятиям, дети

16

старшего дошкольного возраста (6—7 лет) приобретают в меру своих возможностей сравнительно широкий круг знаний, которые должны составить основу последующего умственного развития и помочь им при обучении в школе. Вместе с расширением круга знаний происходят изменения в характере умственной деятельности, возникают новые формы мышления. Самому отгадать загадку, высказать суждение, придумать рассказ или его конец, начало, обобщить предметы по определенным признакам — вот далеко не полный перечень интересных умственных задач, решаемых детьми этого возраста. С ловесные игры ( без предметов) проводят с детьми старшего возраста для закрепления знаний, обучения краткомуи чёткому изложению мысли, воспитания находчивости. Например, в дидактической игре ”Кто это?” – дети определяют профессиии по действию.(Кто лечит больных?Кто готовит обед?). В игре “ Что делает?” – определяют действия людей разных профессий.(Что делает доктор?Что делает повар?) А способность имитировать трудовые действия, расширять знания о труде взрослых реализуются в игре «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем».

С

В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Радио», «Где был Петя?».

Словесно-дидактическая игра «Радио»

20 стр., 9926 слов

Формирование физкультурных знаний в процессе физического воспитания

... изложенного, решение проблемы формирования физкультурных знаний у школьников будет способствовать более эффективному осуществления процесса формирования физической культуры личности учащихся. физкультурный образование воспитание учащийся Глава 1 Теоретико-методологические основы физкультурного образования 1.1 Физкультурное образование сущность, ...

Цель

Количество играющих

Игровое правило

Ход

17

радио диктор будет рассказывать детей нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у нее острые, шубка тепленькая, рыженькая, она красивая, лукавая, коварная. Кто же это? Какие вы знаете сказки, в которых героиней была бы лиса? («Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т.д.)

Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: