«Использование игровых технологий на х технологии»

Курсовая работа

Обучение в школе направлено на передачу детям определенного объема знаний и навыков. Но традиционное классно-урочное обучение в школе может стать монотонным и однообразным. Монотонность — одна из основных причин снижения мотивации к учению. Учитель привык преодолевать сопротивление учеников. Нормальным считается учиться «через не хочу», естественно желание, чтобы урок поскорее закончился. Отделенный от учителя этой баррикадой, ребенок и с одноклассниками не всегда привык сотрудничать. Шанс изменить сложившуюся ситуацию дает игра. Но не игра ради игры, где ребенок пассивен, где он является не субъектом игрового действия, а объектом развлечения, а игра ради ученья. Педагоги должны понимать, что в игре ребенок накапливает знания, развивает способности, формирует познавательные интересы. Именно поэтому, наверно, игра в истории развития педагогических систем была связана с образовательными задачами. Развивались игры, приспособленные к тому, чтобы обучать детей речи, счету, письму. Например, в педагогике Фребеля игра давала детям представление о форме, величине, цвете предметов, в системе О.Декроли, например, игры использовались как образовательное средство.

Исследования Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и других свидетельствуют, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживаются в игровой деятельности детей. Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи, мастерить. А также он советовал сделать серьезный учебный труд детей по возможности занимательным и этим облегчить его.[1] Позднее выдающиеся советские педагоги Н.К.Крупская и А.С.Макаренко указывали, что игра — это потребность детского организма. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполняют задания, соблюдая правила игры. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: В.Н. Аванесовой, Ф.Н. Блехер, З.М. Богуславской, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером, Е.Ф.

Иваницкой, Е.И. Радиной, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, А.П. Усовой, Б.И. Хачапуридзе. В исследованиях утвердилась идея взаимосвязи обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Ценнейшим качеством дидактических игр является их возможность индивидуализировать работу на уроке, обеспечивать задания, посильные каждому ученику, с учетом его умственных возможностей и физического развития, и максимально развивать способности каждого ученика.[2] В настоящее время не достаточно хорошо изучены условия эффективности применения на практике дидактических игр и занимательного материала на уроках в целом и на уроках технологии в частности. Согласно всего перечисленного можно выделить проблему нашего исследования, определить цели исследования, выделить объект и предмет исследования, наметить задачи исследования.

5 стр., 2362 слов

Исследование фонтанных скважин

... Р=20-40 МПа). 3.3 Исследование фонтанных скважин Исследование фонтанных скважин проводятся по двум методам. На установившихся и неустановившихся режимах. Исследование на установившихся режимах ... которым понимают максимальный дебит скважины, допустимый условиям рациональной эксплуатации залежи и обеспечиваемый продуктивной характеристикой скважин. Исследования на неустановившихся режимах заключается ...

Проблема исследования:, Цель исследования:, Объект исследования:

Предмет исследования: условия использования развивающих игр и упражнений в учебном процессе.

Задачи исследования:

  • Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

  • Составить план урока технологии с использованием развивающих игр и занимательного материала.

  • Применить на практике данную разработку.

  • Выявить, как влияет применение развивающих игр и занимательного материала на развитие мыслительных процессов личности в рамках урока.

  • Разработать методические рекомендации.

Гипотеза исследования:, Методы исследования:, Методологическая основа исследования:, База исследования:

Основой всех современных подходов к построению учебно-воспитательного процесса является то, что развитие учащегося – совершенствование психических процессов и свойств его личности – происходит в результате его личной активной деятельности. Наиболее эффективным способом организации учебного процесса является использование дидактических игр. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные и практическо-действенные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу как практическую, игровую; это повышает его умственную активность.[3] Игра как средство обучения служит целям обучения и воспитания, а также переводит указанные цели в реальные результаты. Способность эта заключена в игровом моделировании в условных ситуациях основных видов деятельности личности, направленных на воссоздание и усвоение социального и профессионального опыта, в результате чего происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие. Педагогическая дидактическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно–познавательной деятельностью.

13 стр., 6354 слов

Теоретические и правовые основы исследования результатов оперативно-розыскной ...

... работа для достижения своей цели в ходе исследования ставит перед собой следующие задачи: формулирование авторского определения понятия результатов ОРД; формулирование определения понятия и содержания ОРМ; - разработка ... практике, что обуславливает собой распространение данного вида правоохранительной деятельности. Отдельные стороны проблемы использования результатов ОРД в уголовном ...

Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура — основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры: 1) дидактическая задача; 2) игровые действия; 3) правила игры;4) результат.[4] Один из основных элементов игры – дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Игровые действия – основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить знания и умения для достижения целей игры. Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила игры имеют обучающий, организационный, формирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой.

Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета. Подведение итогов – результат подводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды–победительницы. При этом необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей. Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование. В процессе подготовки и проведения дидактической игры каждый ученик должен иметь возможность для самоутверждения и саморазвития. Учитель обязан помочь ученику стать в игре тем, кем он может стать, показать ему самому его лучшие качества, которые могут раскрыться в динамике общения. Успех в имитируемой ролевой деятельности вызывает у исполнителей веру в свои силы и возможности, желание вновь пережить игровые ситуации, чтобы найти в себе нечто новое, профессионально важное. При организации игры немаловажен правильный подбор заданий и разработка критериев оценки деятельности учащихся. Причем, подбор заданий может быть произведен учителем самостоятельно или совместно с учащимися (например, они могут готовить задания для команды соперников).

24 стр., 11720 слов

Применение современных методик игровой деятельности на х музыки ...

... в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития»]. Актуальность Объект – игровая деятельность на уроках музыки в начальной школе Предмет – процесс использования (применения) современных технологий на уроках музыки Цель – освещение современных теоретических технологий ...

Успех игры зависит также и от атмосферы, от настроения в данный момент в группе. Если состояние ребят не соответствует настроению игры, лучше отложить ее для другого случая. Игра, игровой элемент на уроке – это возможность такой организации учебного труда детей, которая, не требуя слишком продолжительных усилий, делает процесс обучения привлекательным, а, как известно, процесс преодоления препятствий, трудностей развивает волю ребенка. Через игру ребенок познает окружающий мир и самого себя, учится анализировать, обобщать, сравнивать. Наглядность, преподнесенная в игровой форме, способствует конкретизации изучаемого материала. Применяемый на уроках игровой прием должен находиться в тесной связи с наглядными пособиями, с темой урока, с его задачами, а не носить исключительно развлекательный характер. Игры в своем развитии эволюционируют от предметных к ро­левым и от ролевых к дидактическим. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче.

Практика показывает, что игра на уроке требует очень тонкой инструментовки, умения хорошо чувствовать уровень подготовки и развития детей, их отношение к предлагаемой игре и ее дидактическую направленность, чтобы игровая задача полностью совпадала с учебной. Игра, игровой элемент на уроке – это возможность такой организации учебного труда детей, которая, не требуя слишком продолжительных усилий, делает процесс обучения привлекательным, а, как известно, процесс преодоления препятствий, трудностей развивает волю ребенка. Через игру ребенок познает окружающий мир и самого себя, учится анализировать, обобщать, сравнивать. Наглядность, преподнесенная в игровой форме, способствует конкретизации изучаемого материала. Применяемый на уроках игровой прием должен находиться в тесной связи с наглядными пособиями, с темой урока, с его задачами, а не носить исключительно развлекательный характер.[3]

Конечно, придумать игру на каждый урок практически невозможно, а частое использование одних и тех же игр грозит полной потерей к ним интереса. Здесь, прежде всего, нужно хорошо знать уровень подготовки детей, их отношение к той или иной предлагаемой игре. Порой игровая ситуация складывается стихийно и идет от самих детей. Этого не следует опасаться, хотя урок придется корректировать «на ходу». Одним словом, игра требует очень тонкой инструментовки. Нельзя предвосхищать игру и давать ей свою оценку. Ведь она может обмануть надежды детей и вызвать у них обратную реакцию. И дальнейшие попытки активизировать внимание учащихся аналогичным способом могут вызвать у детей недоверие и настороженность. Ни у кого не вызывает сомнения, что игра для детей – это явление радостное и желанное. Но иногда используются такие игровые приемы как эстафета, коллективные соревнования «Кто, быстрее?», а, упустив из виду, что дети имеют разный уровень знаний и поэтому могут не справиться с заданием, игра может обернуться для некоторых детей слезами: ведь они подвели своих товарищей, свою команду. Вводя игровой прием, всегда надо помнить, равны ли возможности детей, участвующих в игре, слабоуспевающим ученикам целесообразно подобрать несложные задания, с которыми они справятся.

23 стр., 11002 слов

Формирование познавательного интереса младших школьников на х ...

... игры на уроках технологии в начальных классах, то это будет способствовать успешному формированию познавательного интереса у обучающихся, тем самым, делая занятия творчеством более интересными, яркими и увлекательными для детей, ... работ по изучаемой нами проблеме; анализ продуктов деятельности обучающихся начальных классов на уроках технологии; анализ учебных программ по предмету «Технология»; ...

Также игровым материалом для таких учащихся могут являться задачи-шутки, загадки, ребусы и ролевые игры с коллективным трудом, они несут в себе не только эмоциональный заряд, а, забавляя, поучают. [4] Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические про­цессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, трени­руют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых из них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, в других — только отдельные элементы: действие или правило, или то и другое. Поэтому по структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные эле­менты игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх-упражнениях она выражена явно. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в них умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий.

Дидактическая игра особенно необходима в обучении и воспитании детей. В ней удается сконцентрировать внимание даже самых инертных школьников. Вначале они проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого игра невозможна. Постепенно у детей пробуждается интерес и к учебному предмету. При подборе игр необходимо помнить о том, что они должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помочь ребен­ку овладеть умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать. В процессе проведения игр интеллектуальная деятельность ребенка должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам. По характеру познавательной деятельности можно выделить следующие группы игр:

1. Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу.

2. Игры, требующие воспроизводящей деятельности

3. Игры, в которых запрограммирована преобразующая дея­тельность детей. С помощью этих игр дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними

4. Игры, в которые включены элементы поиска и творчества. [5]

Делая ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, в школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы или раздела учебного предмета;
  • в качестве урока или его части (введения объяснения, закрепления, контроля знаний); — как внеклассная работаПри урочной форме занятий реализация игровых приёмов и ситуаций происходит по следующим основным направлениям:

— дидактическая цель ставится перед учащимся в форме игровой задачи;

13 стр., 6428 слов

По физике «Игра и игровые технологии обучения. Организационно-деятельностные ...

... Игра является главной сферой общения детей. В ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей. Игровые технологии на уроках физики Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, ... поставленные задачи. Применение нетрадиционных, нестандартных форм обучения благотворно сказывается на учебном процессе. ...

  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Игровая деятельность может выполнять следующие функции:

— воодушевления и пробуждения интереса;

  • освоения диалектики общения, коммуникативной функции;
  • самореализации в игре;
  • преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности, в других ситуациях;
  • самопознания в процессе игры;
  • внесения позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  • включения в систему общественных отношений, усвоения норм человеческого общения.[5] Проведение игры с детьми и умелое руководство ею требуют большого мастерства от учителя.

Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудо­вание, сделать нужные записи на доске. Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с детьми учитель — должен обратить на нее внимание. В игре (в той или иной роли) должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски осуществляет игровую деятельность часть учащихся, то все остальные дети должны выполнять роль контролеров, судей, учителя. Характер деятельности учащих­ся в игре зависит от места ее на уроке или в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока. Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками.

На уроках закрепления материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приемов. В этом случае использо­вание средств наглядности следует ограничить и усилить внимание в игре к проговариванию вслух правила, свойства, вычислитель­ного приема. В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью используются средства обратной связи с учеником.[6В большинство игр надо вносить элементы соревнования ( Приложение А) , что также повышает активность детей в процессе обучения. В конце урока учитель вместе с детьми, подводя итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Учитель может сказать ребенку, допустившему ошибку, что он еще не стал «ка­питаном» в игре, но если будет стараться, то непременно им станет. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать впечатления от игры. К разбору ошибок надо привлекать самых слабых учащихся. В процессе работы следует опасаться чрезмерного насыщения урока играми, чистой развлекательности, отягощенности некоторых игр подготовительной рабо­той. В своем рабочем арсенале иметь игры «синтетические», такие игры, которые не требуют какой-то основательной, фундаментальной подготовки, в которых можно варьировать игро­выми элементами, и, конечно, все они должны быть обучающими. Какое же место должна занимать игра на уроке? Конечно, не может быть точного рецепта, где, когда и на сколько минут включать игровой материал в урок. Здесь важно одно: чтобы игра помогла достичь цели. Количество игр на уроке должно быть разумным. Целесообразно продумать и поэтапное их распреде­ление: в начале урока игра должна помочь заинтересовать, организовать ребенка; в середине урока игра должна нацелить на усвоение темы; в конце урока игра может носить поиско­вый характер. Но на любом этапе урока она должна быть инте­ресной, доступной, включающей разные виды деятельности учащихся.

14 стр., 6949 слов

Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения географии

... критического мышления 3. Описать технологии развития критического мышления подростков в процессе обучения географии (на уроках и практических работах) 4. Произвести отбор соответствующего учебного материала по географии с точки зрения развития критического мышления. 5. Апробировать технологию развития критического мышления учащихся в процессе обучения географии ...

При организации игры на уроке важно продумать и то, в каком темпе она будет проводиться. Очень интересны для учащихся сюжетные игры. Они не требуют какой-то особой подготовки, здесь нужна только тщательная продуманность хода таких уроков. Важно отметить, что сю­жетные игры можно проводить в течение всего урока, подчиняя работу единой цели. А тематика игр может быть разнообразной.

Организация игровых форм обучения проходит в двух направлениях:

Использование игровых элементов на уроке.

Урок – игра.[7]

Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил:

Предварительной подготовки. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.

Обязательные атрибуты игры: оформление, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну, эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.

2.Обязательна констатация результата игры.

Компетентное жюри.

Ни в каких видах деятельности ребенок не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных способностей, как в игре являющейся регулятором всех жизненных позиций ребенка. Школа игры такова, что в ней ребенок может являться и учеником, и учителем одновременно. Учитель сам в определенной степени должен включаться в игру, иначе руководство и влияние его будет недостаточно естественным. Однако, несмотря на всю важность и значение игры в процессе обучения, она не должна являться самоцелью. Предметная сторона содержания игры всегда должна выдвигаться на передний план. Только тогда она будет выполнять свою роль в развитии детей и воспитания интереса их к предмету.

Подготовка школьников к трудовой деятельности остается одной из основных и актуальных задач современной школы. Началом такой подготовки является формирова­ние у учащихся интереса к труду и потребности овладеть определенными трудовыми умениями, которые являются вехами формирования творческой деятельности учащихся. Наиболее успешному осуществлению данной цели способствуют дидактические игры на уроках технологии. Особый вариант педагогического общения представляют дидактические игры, в ходе которых цели обучения достигаются при помощи и посредством решения игровых задач. Управляя процессом игры, преподаватель одновременно и руководит учебно-познавательной деятельностью, и связывает ее с положительным мотивационным и эмо­циональным фоном игры, с увлеченностью соревнования и стимулирует развитие творческой деятельности на разных этапах школьной жизни ребёнка. На уровне дошкольного обучения основной точкой приложения дидактических игр является собственно процесс игрового обучения, обучения через игру. Обучаясь правилам игры, ребенок познает окружающий мир, основы взаимоотношений между членами коллектива, учится самоконтролю, приобретает навыки планирования поведения. При обучении детей младшего школьного возраста дидактические игры все в большей степени становятся формами для передачи вполне определенных знаний и навыков, элементами их творчества. Особое значение в этих занятиях имеют игровые моменты уроков, связанные с упражнениями, закреплением пройденного материала, со снятием напряжения и переутомления детей. Игра – это «дитя труда». Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру. Ребенок играет сначала с окружающими его предметами, а затем с воображаемыми, которые для него физически недоступны. В этих играх он овладевает предметами окружающего мира.[8] Возникающая потребность действовать и поступать, как взрослый, не всегда удовлетворяется. Играя, ребенок принимает на себя социальную функцию взрослого и воссоздает ее в своих действиях. Игры детей чаще всего отражают профессиональную деятельность взрослых. В них дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. Нормы человеческих взаимоотношений через игру становятся источником развития мо­рали самого ребенка; дети получают возможность для развития как личности в целом, так и отдельных психических процессов: внимания, памяти, наблюдательности, мышления. При использовании игровых форм обучения главное – уважение к личности ученика, не убить интереса к работе, а наоборот стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах, что позволяет раскрыться творческому потенциалу ребёнка.

10 стр., 4530 слов

«Понятие о технологии обучения. Классификация технологий обучения»

... им была сформулирована важнейшая идея технологий - гарантия позитивного результата. Первоочередной задачей реализации идеи Коменский считал создание механизма обучения, называя его «дидактической машиной». «Для дидактической машины, - писал он, - необходимо ...

Исходя из этого, можно сказать, что технология игровых форм обучения на уроках технологии нацелена на то, чтобы:

— научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни;

— научить учащихся формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты;

— научить учащихся осмысленно приобретать определённые навыки и умения практической работы.

— раскрыть потенциал и послужить основой формирования творческой деятельности ребёнка.

Игровые формы намного сложнее игровых моментов и приёмов. Они требуют большей подготовки учителя. Например, их можно применить на уроке технологии в седьмом классе при изучении темы «Построение чертежа халата». Урок можно построить так, что каждый ребёнок побывает в роли конструктора-модельера в известном доме моды. Дидактическую основу могут иметь и имитационные, деловые игры, в процессе которых учащиеся в ходе соревнования выбирают тот или иной оптимальный путь решения задачи или выполнения практического задания. При изучении точных наук такого рода игры могут быть связаны практически с решением любого типа задач, связанных с измерением. Например, в теме по определению площади многоугольников можно использовать игры типа «проектировщик интерьера» или «строитель загородного дома», при изучении основ математики—игры типа определения расстояния до звезд или до подводной лодки противника. Что также можно использовать как элемент на уроках технологии, используя метапредметные связи или интегрированные уроки. Особое распространение приобрело применение деловых игр для практики профессионального, производственного обучения. На уроках технологии дидактические игры и занимательный материал позволяют не только проводить обучение учащихся практическим приёмам работы в нестандартной ситуации (игровом моменте), но и решать педагогические задачи:

13 стр., 6245 слов

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения химии

... Технология проблемного обучения Проблемное обучение -- это целостный тип обучения, в основе которого лежит особый вид взаимодействия учителя и учащихся, характеризующийся систематической учебно-познавательной деятельностью ... В методике обучения химии выделяют ... в системе. Осуществление проблемного обучения требует довольно много времени и подготовки [7]. 1.3 Технология игрового обучения Игра в обучении ...

  • Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.

  • Развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.

  • Развитие критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог.

  • Формирование умений у учащихся применять полученные знания на практике.

  • Воспитание активной жизненной позиции и чувства патриотизма.

Основные задачи развития учащихся:

  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей.

  • Расширение кругозора учащихся.

  • Развитие общеучебных умения и навыков.

  • Развитие конкретных трудовых умения и навыков.

  • Развитие умений и навыков сотрудничества, взаимопомощи и взаимовыручки, ученического самоуправления.

Развитие личной целеустремленности, самоконтроля.[10]

Решение данных задач осуществляется как через урочные формы обучения и дополнительные занятия по технологии, с использование различных образовательных технологий и методов, так и внеурочные формы обучения.

Вывод к Главе 1:

Экспериментальное исследование

В большинстве этих случаев преподаватель имеет дело с ситуаци­ей, в которой обучение направлено на приобретение конкретных навыков и умений действовать в четко определенной роли, например, в роли организатора производства, менеджера по продажам, управляющего делопроизводством. Во всех этих ситуациях обучение удобно проводить в виде ролевых игр, в которых слушатели могут многократно разыгрывать варианты решения одной и той же задачи, каждый раз меняясь ролями. Принципиальное значение в процессе таких деловых игр приобретает послеигровой разбор результатов, возможных страте­гий, линий поведения, мотиваций.

Дидактическая игра содержит как бы два элемента – познавательный и игровой. И очень важно, чтобы ни один из них не был упущен, иначе ее эффективность может быть сведена к нулю. Выбирая игру, обязательно надо стремиться к тому, чтобы она способствовала достижению учебно-воспитательной цели: закреплению и углублению знаний, воспитанию внимания, сообразительности, выдержки. Игра должна быть динамичной, поэтому недопустимы пространные объяснения и обилие замечаний дисциплинарного порядка.[11]

Необходимо хорошо владеть методикой проведения дидактических игр и занимательного материала, четко представлять их цель, соблюдать определенный темп, представляя детям относительно большую самостоятельность. Дидактические игры могут решать разные учебные задачи. Одни игры помогают формировать и отрабатывать у учащихся навыки контроля и самоконтроля. Другие, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний. Результаты таких игр, в принципе, должны привести к объективной оценке участником игры своих профессиональных качеств, достижений, целей и возможностей, к часто нелицеприятному взгляду на себя со стороны и, естественно, к осознанию путей самосо­вершенствования. Рассмотрим, какие игры (типы игр) учитель может использовать. Игры с правилами, игры-соревнования, совместные игры со сверстниками в работе с импульсивными и недисциплинированными школьниками. Игры с правилами хороши тем, что в них четко предусмотрены требования к по­ведению детей. Ребенок вынужден подчи­няться этим требованиям (не нарушать правила), если он желает играть и не хочет разрушить игру. В играх-соревнованиях правила отли­чаются не только четкостью, понятностью, но и открытостью: выполняет ребенок пра­вила игры или нарушает их — это сразу же замечают другие игроки, что создает наи­лучшие условия для самостоятельного контроля за собственным поведением и одновременно за выполнением правил. Игры-соревнования — наиболее сильное испытание для импульсивного, нетерпели­вого ребенка. Популярная настольная игра лото, которую можно приспособить для уроков технологии — это пример игры с правилами и одновременно игры-соревнования. Элементарная на первый взгляд, она чрезвычайно полезна для младших школьников с импульсивным поведением. От ребенка здесь потребуется:

— быть внимательным и собранным, чтобы не пропускать у себя на карточке на­зываемые цифры;

— быть сдержанным и не выражать бурно свои эмоции, если объяв­ленная цифра есть;

— быть терпеливым и не указывать другим игрокам на имеющиеся или пропущенные ими цифры;

— быть выдержанным и не обижаться до слез в слу­чае проигрыша. Типичным примером в области естественнонаучных дисциплин, в том числе и технологии, является метод «мозгового штурма», когда группе учащихся, предлагается сыграть в игру особого типа. Условно ее можно назвать дидактической игрой «открой закон». Участникам предлагается вести себя абсолютно раскованно в интеллектуальном смысле, не стесняться высказывать любые, на первый взгляд, «бредо­вые» идеи по поводу решения заранее заданной проблемы. Ролевые функции в такой ситуации выбираются естественным образом самими участниками в согласии с их темпераментом, авторитетом, социаль­ным положением и привычками.[12] Важная составляющая и одновременно индикатор личностного развития школьника — его поведение. Любые нарушения в развитии личности ученика (неадекватная самооценка, слабый самоконтроль, искаженные представления о себе и своих возможностях) закономерно прояв­ляются в его поведении. В учебной деятельности формирование социально одобряемого, произвольного, поведения происходит в процессе преодоления ребенком трудностей при выполнении усложняющихся учебных заданий (классных и домашних).

В игровой деятельности — уже хорошо освоенной младшими школьниками — дети легче решают межличностные проблемы, приобретают опыт терпимости, совместимости, партнерства, дружбы, а также навык ориентации в собственных поступках и в поведении других. В коллективных дидактических играх элементы сотрудничества и ориентация на партнера являются не второстепенной, а необходи­мой составной частью игрового процесса, важной в труде. Вот, например, игра «Собери кораб­лик». Дети играют парами (в паре с кон­фликтным ребенком желателен уравнове­шенный или застенчивый сверстник).

Играющим предлагается образец: вырезанный из цветной бумаги кораблик. Каждый ребенок должен составить такой же из выданного ему набора фрагментов — «деталей» кораблика. Причем набор составлен так, что, только обменявшись с партнером недостающими деталями, каждый участник игры может точно воспроизвести ко­раблик. Для усиления игровой мотивации детей предупреждают, что эта игра с секретом, который они должны разгадать, чтобы у них все получилось. То есть игра построена таким образом, что без обращения к партнеру и установления контактов с ним игровое задание не может быть выполнено. Постепенно, путем проб и ошибок, дети приходят к пониманию, что «мы должны с тобой обменяться деталями, и тогда у нас все получится». Участвуя в подобных играх, прежде упрямые, эгоистичные ребята постепенно осознают, что получить удовлетворение от игры можно только при взаимодействии с партнером. Найденная в игре атмосфера сотрудничества, взаимопонимания стано­вится личностно значимой для ребенка и в дальнейшей жизни. Если учитель знает коррекционно-развивающие ресурсы каждого типа игр, располагает точной информацией о причинах неконструктивного поведения ребенка, то он может так расставить акценты в сюжетно-ролевой игре, что она будет эффективна не только для детей с демонстративным по­ведением, но и для всех импульсивных, недисциплинированных, агрессивных и конформных младших школьников. Длительные совместные игры со сверстниками показаны ребятам. Вхождение ребенка в роль на длительное время способствует становлению его целеустремленности, а необходимость согласовывать свои действия с другими игроками помогает ребенку избавиться от негативных качеств, стать более сосредоточенным и внимательным. Этими моментами решаются задачи воспитания через труд на уроках труда, так как целью образования является всестороннее развитие личности. В дидактических играх по трудовому — обучению технологии, в основном сохраняется традиционная структура игр. Для успешного их проведения необходимо заранее подготовить материальную базу. К этому привлекаются и родители учащихся. Так, на первом родительском соб­рании учитель знакомит родителей с выставкой изделий, которые предстоит выполнить детям в течение четверти. Кроме того, можно провести для родителей мини-урок по одной из выбранных тем, а затем обсудить вопрос о том, какие материалы и инструменты необходимо заранее заготовить для учащихся в предстоящей четверти. Практика показывает, что разработанные дидактические игры способствуют проведе­нию урока в комфортных условиях. Учащие­ся в более короткий срок усваивают трудовые умения, приучаются самостоятельно анализировать образец, составлять план предстоящей работы, совершенствуя конструкции изделий. За счет экономии учебного времени удается выполнять более сложные изделия.

Данные нашего исследования позволяют рекомендовать учителям основные подходы к организации и проведению дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности учащихся при изучении технологии, как предмета школьного образования. Методические рекомендации по применению дидактических игр на уроках технологии:

1. Учителю требуется чётко представлять способы управления познавательной деятельностью учащихся конкретного класса.

2. В содержание учебного материала должна входить совокупность дидактических игр. С этой целью перед началом учебного года учитель в календарно-тематическом планировании предусматривает виды дидактических игр, распределяя их по темам и урокам.

3. Предварительная подготовка содержания и методики проведения игры необходима всегда, чтобы уяснить и выделить цели и задачи конкретного урока с учётом применения дидактических игр, учесть уровень подготовки учеников, их количество и время для проведения игры.

4. Организация игры требует подготовку участников и включает следующие этапы: — Постановка и объяснение сущности заданий игры.

Разъяснение учащимся цели их участия в игре.

— Распределение учащихся по группам, определение содержания их деятельности, разъяснение отдельных поручений как части общей игры. — Планирование каждым участником игры своих действий.

— Тренировка перед решением игровых ситуаций.

— Выбор и подготовка руководителя игровой ситуации. При этом учитель полностью сам руководит игрой либо учитель готовит ученика для этого, а в отдельных случаях идёт сочетание руководства учителем с ученическим активом. Дидактическая игра требует объективных критериев оценки участников и динамичности её проведения. Учителю следует предусмотреть выходы из затруднений учащихся, способы оказания помощи, средства стимулирования по промежуточным моментам. Участники дидактической игры получают оценки всей работы и рекомендации по совершенствованию знаний и умений. Учитель анализирует подготовку и проведение дидактической игры на уроке с позиции достижения цели урока. Исследование, проведенное мной на базе пятых классов МОУ « Большеелховская СОШ» Лямбирского района Республики Мордовия, позволило определить содержание дидактических игр и объединить их в систему, состоящую из трех блоков, уточнить технологию организации и проведения дидактических игр по технологии :

блок игр направлен на формирование умений учащихся подготавливать свое рабочее место, соблюдать порядок на нем в течение всего урока;

блок игр направлен на формирование умений учащихся самостоятельно анализировать представленную конструкцию, видеть пути ее совершенствования, определять технологию выполнения, выбирать рациональные трудовые операции, планировать предстоящую работу и сознательно реализовывать ее;

блок игр направлен на формирование умений учащихся качественно выполнять трудовые операции:

  • разметку по шаблону, чертежу, рисунку;

вырезание заданных фигур, деталей;

сборку изделий и их оформление. Дидактическая задача ДИТО адекватна соответствующей цели, содержащейся в программе по трудовому обучению, и конкре­тизирована задачей данного этапа урока.[10] Игровые правила включают в себя условия одновременного начала игры, объявления поощрений, выяснение критериев оценки изделия и правил выполнения заданий. Сюжет игры предполагает осуществление трудовых операций учащимися в рамках игры и их оценивание. Итог игры подводится на основе подсчета выигранных фишек после выполнения определенных трудовых действий. Большинство преподавателей с удовлетворением отмечают, что использование дидактических игр на различных этапах урока заметно стимулируют учебный процесс. При изучении, объясняя материал темы раздела, можно использовать ассоциативную игру «Что на что похоже?». Следующую тему излагать без применения игр или игровых ситуаций. Через определённое время проводим контрольную работу, охватывающую ту и другую изученные темы. Результат проверки контрольной работы показывает, что наиболее полные, точные ответы были даны по вопросам из темы, изложенной с использованием игры. При проведении игры особое внимание уделяли оценке эмоционального состояния учащихся, которые во многом обеспечивают успешность процесса обучения. Были проведены анкетирование учащихся и анализ их творческих работ по впечатлениям от проведённых дидактических игр.

План – конспект урока технологии 5 класс

Раздел: Материаловедение. Тема: «Натуральные волокна животного происхождения».

Тип урока: комбинированный

Цели урока: Образовательная

Воспитательная способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических качеств личности;

Развивающая способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить выделять главное, анализировать, сравнивать, доказывать и опровергать, ставить и решать проблемы); способствовать формированию интереса учащихся к предмету.

Профориентационная –

Инструменты и приспособления: ножницы, клей, свеча, пинцет, огнеупорная чашка, мультимедиа установка, библиотека наглядных пособий «Технология».

  1. Дидактическое обеспечение: тетрадь; учебник; плакаты; информационные карты (ИФК): образцы объектов труда, коллекции материалов, образцы различных тканей.

Время: 45 минут. Методы обучения: Словесные (рассказ, объяснение); наглядные (демонстрация презентации, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся); практические (упражнения по закреплению знаний, практическая работа).

Формы организации познавательной деятельности учащихся: дидактическая игра. Методы проверки ключевых компетенций учащихся: устный опрос, выполнение и анализ практической работы.

Ход урока

1. Организационный момент: Проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку, настрой учащихся на работу.

2.Постановка темы урока:

Сегодня на уроке я вас познакомлю с натуральными волокнами животного происхождения; вы научитесь различать волокна по своему составу и мы с вами проведём интеллектуальный марафон, который будет называться «Обработка материалов».

  1. Повторение пройденного материала.

Давайте вспомним, какие волокна мы изучали? Ответ: Натуральные волокна растительного происхождения – хлопок и лён.

— На какие две группы делятся текстильные волокна? Ответ: Текстильные волокна делятся на натуральные и химические.

— Назовите ассортимент хлопчатобумажных тканей и их применение? Ответ: Ситец, сатин, бязь, байка, бумазея, батист, поплин, применяют для изготовления различных швейных изделий

— детского, женского, мужского ассортимента, постельного белья. Ответ: Льняные ткани применяют для изготовления летней одежды, постельного белья, скатертей, салфеток, полотенец.

  1. Изложение нового материала.

Приложение Б), Приложение В

6. Закрепление изученного материала. (Фронтальный опрос).

Какие волокна относятся к натуральным? На какие две группы делятся натуральные волокна?

Перечислите животных, из шерсти которых можно получить волокно?

Что называют шерстью?

— Как называют сплошной пласт при стрижке овец (руно). Назовите отрицательное свойство шерстяных тканей. ( пылеёмкость).

Как горит чистошерстяное волокно?

— Что называют натуральным шёлком?

— Назовите четыре стадии развития шелкопряда.

— Что называют шёлковым клеем? (серицин) Какова цель первичной обработки шёлка? (получение шёлка-сырца).

7. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания. На уроке перечислены основные свойства волокон, но существуют и основные свойства тканей, к ним относятся: механические, физические и технологические. Домашнее задание: выписать к каждой основной группе свойств принадлежащие им свойства.

8 .Уборка рабочих мест. Дежурные собирают и сдают учителю инструменты, приспособления, коллекции

9. Подведение итогов урока учителем:

  • сообщение учителя о достижении целей урока;
  • объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке;
  • выставление отметок в классный журнал и дневники учащихся;
  • Вы все сегодня работали хорошо, и я надеюсь, что тот материал, те знания, которые вы получили сегодня на уроке пригодятся вам в жизни. — Благодарю за урок! До встречи!

Вывод к Главе 2:

Проведя исследовательскую работу, изучив материалы по педагогике и в частности по дидактической игре, ряд практических занятий с учащимися можно сделать следующие выводы. На мой взгляд, наиболее полно отражает дидактическую сущность и роль дидактических игр и занимательного материала в учебно-воспитательном процессе на уроках технологии, основанием которой являются современные трактовки частно-дидактических целей, сути познавательных задач и специфики учебно-познавательной деятельности. Тип дидактических игр те, частно-дидактическая цель которых — формирование у обучаемых умений выявлять во внешнем плане то, что от них требуется, на основе данного им алгоритма деятельности и посылок на эту деятельность, содержащихся в условиях задания (формирование знаний и деятельности первого уровня по В.П. Беспалько).

Познавательная деятельность обучаемых при этом должна заключаться в узнавании объектов данной области знаний при повторном восприятии информации о них или повторных действий с ними. Познавательная деятельность обучаемых в этом случае заключается в четком воспроизведении или частичном реконструировании, преобразовании структуры и содержания усвоенной ранее информации. Это предполагает необходимость анализировать данное описание объекта, различные возможные пути выполнения задания, выбирать наиболее правильные из них или последовательно находить логически следующие друг за другом способы решения. Знание и учет показанных характерных особенностей дидактических игр должно лежать в основе своевременного и последовательного включения их в учебный процесс. Если такое включение организуется и с учетом дидактических целей этапов обучения, то тогда можно говорить о том, что работа обучаемых на уроках технологии реализуется в качестве органичного элемента целостной системы обучения и воспитания. Основное внимание при разработке методик обучения должно быть обращено на условия и методы:— четкого определения целей функционирования учебного процесса и каждого его этапа;— учета и реализации специфики психологических механизмов функционирования учебной познавательной деятельности и в этой связи взаимодействия деятельностей обучающего и обучаемых (методов, средств и организационных форм обучения);— согласования специфики психологичес­ких механизмов усвоения знаний со специфи­кой познавательных задач различного типа, способов подачи и усвоения учебной информации, педагогическими возможностями различных информационных структур управления в системе «преподаватель — учащийся», методов и организационных форм обучения. Всё это регулируется подбором определённых дидактических игр и занимательного материала с учётом особенностей класса и контингента учащихся. Научная новизна исследования состоит в том, что в результате проведения дидактических игр на занятиях:

  • уточнены принципы отбора содержания дидактических игр в активизации учебно-познавательной деятельности на уроках технологии;
  • теоретически обоснована и экспериментально подтверждена совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование познавательной деятельности учащихся на уроках технологии;
  • определена и проведена опытно-экспериментальная работа путём методики формирования познавательной деятельности на уроках технологии, основанная на теории развивающего обучения.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что представленный в нём анализ сущности познавательной деятельности учащихся и теоретическое исследование основных аспектов её формирования с учётом психолого-педагогического механизма практической познавательной деятельности способствуют созданию нового научно-теоретического подхода к трактовке и решению проблемы познавательной деятельности на уроках технологии. Предложенный подход позволяет приблизить уроки технологии к требованиям времени, реально приобщить их к системе общего образования. Практическая значимость результатов исследования заключается в: а) разработке научно обоснованного содержания методикидидактических игр, которые способствуют активизациипознавательной деятельности учащихся средних общеобразовательных школи повышают интерес и интеллектуальный уровень обучающихся; б) полученные результаты могут быть использованы в разработкеучебно-методической литературе по технологии трудового обучения; г) разработанные научно-методические рекомендации помогают учителю-методисту технологии проводить уроки, консультации, внеклассную работу и экскурсии.

  1. Аникеева Н.П. «Воспитание игрой.» Книга для учителя — М.: Просвещение, 1987.-160 с.

  2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе — М.: Просвещение. 1985. – 256 с.

  3. Букичева О. Дидактические игры и дети //Учитель. — 2006. — №6.- С. 62-66.

  4. Гуревич Р.С. Кроссворды по трудовому обучению. // Школа и производство -№ 9, 1989. — с 79-81.

  5. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. — М., Педагогика, 1975. — 110с.

  6. Занков Л.Е. Наглядности и активизация учащихся в обучении. — М.: Просвещение, 1960. – 164 с.

  7. Ильин В.С. Проблема воспитания потребности в знаниях у школьников — Ростов — на — Дону, 1971. — 86 с.

  8. Кроль В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие. — М.: Высшая школа,2004. — 412 с.

  9. Манвелов О.Н. Манвелов С.Г. Основы конструирования урока. — Армавир, 1993. – 96 с.

  10. Телеева Е.В., Залесова Н.В. Педагогические технологии. Учебное пособие. – Шадринск, 2007. – 90с.

  11. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Т 1. – М.: Просвещение, 1960. – 164 с.

  12. Фридман Л.Н. Наглядность и моделирование в обучении — М.: Просвещение, 1984. – 122 с.

  13. Шибанов А.А. Трудовое обучение и воспитание в школе — М.: Просвещение, 1989. – 312 с.

  14. Шмаков С.А. Игра и дети. — М: Знание, 1968. — 64с.

  15. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.- М.: Просвещение, 1987. – 194 с.

Приложение А, Общие викторины и игры для уроков технологии

Ход проведения: детям были даны карточки с нижеприведёнными упражнениями. На их выполнение даётся 20минут. Жюри проверяет работы и определяет победителя, которому вручается медаль. Сгруппируй слова по смыслу. А) 0,7; обтачать; шов; ширина. Б) утюжить, проутюжильник, вода, изделие. Подбери подходящий по значению термин. пояс карманобтачать притачать подшить обтачать стачать притачать Выбери слова, относящиеся к теме «Изготовление юбки» Бретели, пояс, карман, задняя половинка, нагрудник. Исключи лишнее, объясни почему.

  1. Разутюжить, приутюжить, подшить, заутюжить.

  2. Сметать, приметать, наметать, отутюжить.

  3. Стачать, пришить, обтачать, притачать.

2. Слова наоборот. Цель: развивать у детей способность производить мыслительные операции анализа и синтеза. Ход проведения: детям говорится, что им сейчас будут зачитываться слова, и они должны в уме переставить буквы наоборот и тут же записать в тетрадь получившийся результат. Набор слов: шов – вош Ножницы – ыцинжонИгла – алги Сметать – ьтатемсСуп – пус Одежда – аджедоТкань – ьнакт Швейная машина – анишам яанйевш. Ответы детей проверяются и тот, кто допустил меньше ошибок, награждается аплодисментами. Цель: развивать логическое мышление, способность анализировать и умение выявлять закономерности. 3. Четыре прямые. Ход проведения: на доске зарисовывается расположение точек. Необходимо перечеркнуть все точки четырьмя прямыми линиями не отрывая руки4. Сосчитайте. Ход проведения: на доске зарисовывается фигура. Необходимо сосчитать, сколько треугольников в фигуре? 5. Разруби подкову. Ход проведения: детям даётся задание «разрубить» подкову «топором» на 6 частей, не перемещая частей после удара. Каждый рисует подкову и пробует её «разрубить» на листочке. 6. Сколько кошек? Ход проведения: детям зачитываются задания. Тот, кто знает правильный ответ, поднимает руку. Если он отвечает неправильно, то может ответить другой желающий. Задание: в комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по 3 кошки, на хвосте у каждой кошке по 1 кошке. Сколько всего кошек в комнате. 7. Делёж. Ход проведения: детям зачитываются задания. Тот, кто знает правильный ответ, поднимает руку. Если он отвечает неправильно, то может ответить другой желающий. Задание: как разделить 5 яблок между пятью лицами так, чтобы каждый получил по яблоку и 1 яблоко осталось в корзине?

Приложение Б, Использование занимательного материала

Натуральный шёлк – это тонкие нити, которые получают при размотке коконов гусеницы тутового шелкопряда. Тутовый шелкопряд относится к ночным бабочкам. Когда гусенице приходит время превратится в куколку, чтобы затем стать бабочкой, она выпускает из себя нить, прикрепляет её к сухой ветке и сплетает из этой нити себе гнездышко, который называется — кокон. Шёлковая нить уложена в коконе в 40-50 слоёв. Шёлковая коконная нить состоит из двух шелковинок склеенных между собой особым веществом – серицином. Четыре стадии развития шелкопряда – яичко, гусеница, куколка, бабочка. Собирают коконы со дня завивки на 8-9 день и отправляют на первичную обработку. Цель первичной обработки – размотать коконную нить длина которой 600-900 метров. и соединить нити нескольких коконов одновременно в одну нить. Такую нить называют шёлком – сырцом. На текстильных фабриках из шёлка – сырца получают ткань. Шелк стали изготавливать в Китае ещё в третьем тысячелетии до нашей эры, история знает Великий Китайский шёлковый путь. Об этом свидетельствует современное название одной из шелковых тканей “крепдешин”, которое переводится как “ткань, сделанная в Китае”, (креп – шероховатая ткань из крученых нитей; шин – Китай.) Получению шёлка в России положил начало Пётр Великий в 17 веке, «дабы иметь парчовые изделия из собственного шёлка».

Приложение В

Дидактические игры «Практическая работа с материалами на уроках технологии. Организация работы. Разметка. Раскрой»

Дидактическая задача: формировать уме­ние организовывать рабочее место. Правила игры. С включением музыки раздается команда «Начали!». Водящий определенного ряда раздает инструменты и материалы каждому игроку. После выполне­ния задания водящий поднимает синий флажок. Игрок не имеет права прикасаться к предметам, пока водящий не положит их на стол, после этого он должен разложить все предметы на условные места. Выигрывает тот ряд учащихся, водящий которого первым раздаст все предметы, а игроки за это же время выполнят свое задание. На выполнение действий отводится 5-7 минут. Сюжет игры. — Дети, сначала нам нужно определить водящих. Предлагаю сегодня быть водящими тем учащимся, которые сидят слева за вторыми партами. (Дети выходят.) Посмотрите, пожалуйста, что лежит в ваших поддонах, и подумайте, какие предметы вы раздадите первыми, а какие потом. Остальные учащиеся должны подумать, куда они положат полученные предметы. Игра начнется по моей команде. Водящие раздают инструменты и материалы. Каждый решает свою задачу: кто-то вна­чале раздает ножницы, кто-то бумагу. Учащиеся раскладывают предметы на свои места. Окончившие раздачу водящие берут со стола учителя синий флажок. Итог игры. — У нас уже есть победителя, опустим в копилку этого ряда красную фишку. Как вы думаете, почему этот ряд победил? (Ответы учащихся.) Таким образом, вводя в урок дидактичес­кую игру, можно за короткий срок приучить учащихся иметь все необходимое для работы под рукой, содержать в чистоте рабочее место. Дидактическая задача: формирование умения анализировать представленную конструкцию и определять технологию ее выпол­нения. Правила игры. Каждой команде предоставляется возможность ответить на одинако­вое количество вопросов. За правильный ответ — красная фишка в копилку ряда. Сюжет игры. — Дети, я приглашаю вас принять участие в новом соревновании, которое поможет вам разобраться в конструкции изделия и определить технологию его выполнения. Вам предстоит ответить на вопросы, правильный ответ оценивается одной красной фишкой, дополнение — двумя. Итак, что это? (Учитель демонстрирует небольшой шарик.) Верно, это украшение на елку — ребристый шар. (Обращается к водя­щим.) Возьмите с моего стола шары, рассмот­рите их с игроками команды и ответьте на вопросы: из чего сделан шар? Может ли он быть другого цвета? Что можно сказать о его размерах? Из скольких деталей он состоит? Дети рассматривают изделия. По мере то­го как дети отвечают на вопросы, учитель опускает в копилки красные фишки. Итог игры. — Подсчитав количество заработан­ных фишек, их оказалось поровну у каждого ряда игроков. Значит, проигравших нет. Следующая игра называется «Продолжи речь». Она поможет нам узнать технологию выполнения изделия. За правильное описание демонстрируемых трудовых действий присуждается красная фишка. Вам поможет инструкционная карта. Я буду показывать, а вы комментируйте мои действия. Для того чтобы сделать елочный шар, я беру… (Учи­тель показывает цветную бумагу.) Затем я… Игра продолжается.— Для того чтобы определить победителя в данной игре, надо быстро составить план предстоящей работы. За правильное составление плана — красная фишка. Итог игры:— Подсчитав количество красных фишек, мы пришли к выводу, что счет один — один, проигравших вновь нет. Благодаря игре мы разобрались не только в конструкции изде­лия, но и в том, как его сделать. Игры II блока направлены на формирование у учащихся умения анализировать образец, разбираться в его конструкции, составлять план работы. Каждый ученик получает возможность самостоятельно прийти к определенному выводу. Дидактическая задача: определить тот вид операции, который предстоит выполнить (разметка, вырезание, склеивание и т.п.).

Проиллюстрируем это на примерах. Сюжет игры.— Дети, прежде чем сделать аппликацию, вы должны заготовить детали по шаблону. Наша игра называется «Волшебный шаблон». Красную фишку получит тот, кто правильно обведет шаблон. А что значит правильно? Левой рукой надо плотно прижать шаблон: обводить карандашом, зажатыми в правой руке, начинать движение «из-под» руки, а заканчивать «под рукой». Линия карандаша должна быть одинарной. Приготовились, начали! Для формирования у учащихся умения правильно работать с клеем и ножницами проводятся игры «Клей-невидимка», «Ножницы-художницы». Правила этих игр предусматривают, кроме общих указаний начала игры, специальную инструкцию пользования данными предметами. Причем эти выводы дети проговаривают сами, а учитель их только обобщает.

Например: — Как вы думаете, почему игра называется «Клей-невидимка»? Верно, ведь поделка должна быть чистой, то есть правильно склеенной. Для этого клей наносится тонким слоем на обратную сторону детали.