ОАО «КАМАЗ» образован в 1969 году как Камский комплекс заводов по производству большегрузных автомобилей (производственное объединение «КАМАЗ).
В 1990 году ПО «КАМАЗ» преобразовано в акционерное общество. завод инвестиция актив
ОАО «КАМАЗ» выпускает широкую гамму грузовой техники: грузовые автомобили (более 30 моделей, свыше 400 комплектаций, автомобили с правым рулём), прицепы, автобусы, тракторы, двигатели, силовые агрегаты и различный инструмент. Грузовые автомобили марки КАМАЗ представлены более чем 50 базовыми модификациями с разнообразной комплектацией. За последние годы гамма выпускаемой продукции расширилась за счёт новых моделей и семейств автомобилей — от городских развозных грузовиков до автомобилей повышенной грузоподъёмности для эксплуатации в составе автопоездов полной массой до 120 тонн.
Единый производственный комплекс группы организаций ОАО «КАМАЗ» охватывает весь технологический цикл производства грузовых автомобилей — от разработки, изготовления, сборки автотехники и автокомпонентов до сбыта готовой продукции и сервисного сопровождения.
В состав группы технологической цепочки входит 14 крупных заводов автомобильного производства. На набережночелнинской промышленной площадке расположены предприятия: «КАМАЗ-Дизель», «КАМАЗ-Металлургия» (литейный и кузнечный заводы), Камский прессово-рамный завод, автомобильный завод, «КАМАЗинструментспецмаш», «Ремдизель». Крупнейшие из дочерних предприятий за пределами города Набережные Челны: ОАО «Нефтекамский автозавод» и ОАО «Туймазинский завод автобетоносмесителей» (Республика Башкортостан), ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» (г. Ставрополь), ООО «КАМАЗавтотехника» (г. Заинск, Республика Татарстан).
Сегодня группа организаций «КАМАЗ» включает в себя более 150 организаций, расположенных в России, СНГ и дальнем зарубежье.
В подразделениях и дочерних обществах ОАО «КАМАЗ» работает около 50 тысяч человек.
Структура группы представлена в приложении 1.
Целью деятельности Общества является извлечение прибыли и использование её в интересах акционеров, а также насыщение рынка товарами и услугами.
Видами деятельности Общества являются:
— производство грузовых автомобилей и автобусов;
— производство деталей, узлов и агрегатов автомобилей и сельскохозяйственной техники;
— инвестиционная деятельность;
— оказание услуг в сфере управления;
Машиностроение в Республике Татарстан (на примере ОАО КамАЗ)
... промышленности активно происходят процессы интеграции автомобильных заводов, а также производителей автомобильных компонентов в укрупненные бизнес-группы. С участием ведущих мировых автомобильных фирм создаются новые мощности по производству автомобилей ... работы является анализ машиностроительной отрасли Республики Татарстан (на примере ОАО КамАЗ). Для достижения поставленной цели необходимо решить ...
— научно-техническая деятельность;
— разработка и внедрение стандартов управления бизнес-процессами, бухгалтерского учета и отчетности;
-внешнеэкономическая деятельность; и
-иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством и не противоречащие целям деятельности Общества.
Анализ управления инвестиционной привлекательностью на автомобильном заводе «Камаз». Автомобильный завод «Камаз» входит в состав основного общества ОАО «КАМАЗ». С его главного и других сборочных конвейеров сходят готовые автомобили около двухсот модификаций.
Виды деятельности автомобильноого завода это:
- сборка грузовых автомобилей, автобусных шасси, кабин, мостов и других узлов и агрегатов;
- механическая обработка деталей и узлов;
- производство запасных частей к автомобилям (около 3000 позиций 500 наименований);
- производство оснащенное высокопроизводительным оборудованием, имеющим повышенную жесткость конструкции, высокую точность обработки и высокий режим резания;
- сборка автомобилей на специальных стендах, смонтированных на воздушных подушках.
ОАО «Камаз» осуществляет совместную деятельность 1
Таблица 1. — Совместная деятельность эмитента
Наименование организации |
Величина вложений, тыс.руб. |
Цель вложений |
Финансовый результат, тыс.руб. |
||||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
4 кв.2010 |
||||
АО «КАМАЗ-Инжиниринг» |
422 280 тыс.тенге (65 385 тыс. руб. по балансу ОАО «КАМАЗ») |
получение прибыли |
96 |
46 929 |
89 314 |
35 455 |
-344 209 |
128 767 |
|
ООО «ЦФ КАМА» |
694 017,2 |
получение прибыли |
-3 077 |
316 |
42 902 |
-33 846 |
-48 653 |
86 075 |
|
ЗАО «КАММИНЗ-КАМА» |
266 064,6 |
получение прибыли |
— |
6 714 |
11 556 |
-42 048 |
-44958 |
-59 579 |
|
ООО «Кнорр-Бремзе КАМА» |
69 250,0 |
получение прибыли |
— |
— |
— |
-18 058 |
32738 |
29 822 |
|
ООО «Федерал-Могул Набережные Челны» |
590264,7 |
получение прибыли |
— |
— |
— |
18791 |
-49156 |
-55878 |
|
Уставный капитал Общества составляется из номинальной стоимости акций Общества, приобретенных акционерами, и составляет 35 361 477 950 (тридцать пять миллиардов триста шестьдесят один миллион четыреста семьдесят семь тысяч девятьсот пятьдесят) рублей. Количество акций выпущенных обществом составляет 707229559 обыкновенных акций номиналом 50 рублей . Free -float составляет 0,15 или 106084433 акции находящихся в свободном обращении на рынке акций.Структура уставного капитала представлена в таблице 2.
Таблица 2. Структура распределения уставного капитала
Категория держателей акций |
На 01.01.2011 |
На 01.01.2010 |
На 01.01.2009 |
На 01.01.2008 |
|||||
Количество акций |
Доля в УК (%) |
Количество акций |
Доля в УК (%) |
Количество акций |
Доля в УК (%) |
Количество акций |
Доля в УК (%) |
||
Государство |
267 209 085 |
37,78% |
267 209 085 |
37,78% |
|||||
Юридические лица |
698 386 120 |
98,75% |
698 079 193 |
98,71% |
432 288 468 |
61,12% |
432 926 568 |
61,21% |
|
Физические лица |
8 843 439 |
1,25% |
9 150 366 |
1,29% |
7 732 006 |
1,09% |
7 093 906 |
1,00% |
|
Всего размещено акций |
707 229 559 |
100,00% |
707 229 559 |
100,00% |
707 229 559 |
100,00% |
707 229 559 |
100,00% |
|
На основе котировок ММВБ рассчитанная средневзвешенная цена акций представлена в таблице 3.
Таблица 3. Средневзвешенная цена акций ОАО «Камаз» с 2005-2010г.г.
2010 |
71,69 |
|
2009 |
39,97 |
|
2008 |
105,94 |
|
2007 |
90,75 |
|
2006 |
40,84 |
|
2005 |
15,81 |
|
Список акционеров, владеющих свыше 2 % обыкновенных акций ОАО «КАМАЗ» по состоянию реестра на 01.03.2011. приведен в табл. 4.
Таблица 4. Список держателей акций
№ п/п |
Наименование акционера |
Количество акций |
Доля в УК (%) |
|
1 |
Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии» |
352 907 550 |
49,90% |
|
2 |
Avtoinvest Limited / Автоинвест Лимитед |
173 513 271 |
24,53% |
|
3 |
Даймлер АГ, Германия |
77 795 251 |
11,00% |
|
4 |
KAMAZ International Management CO., L.P. |
30 040 041 |
4,25% |
|
5 |
Европейский банк реконструкции и развития |
28 289 182 |
4,00% |
|
6 |
Decodelement Services Limited/Декодэлемент Сервисиз Лимитед |
19 301 535 |
2,73% |
|
Автомобили ОАО «Камаз» занимают третью часть российского рынка грузовых автомобилей табл. 2.1.5
Таблица 5. Структура российского рынка автомобилей
№ п/п |
Наименование |
Доля на рынке, % |
||||||||
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||||
1 |
ОАО «КАМАЗ» |
Россия |
35,8 |
36,1 |
33,5 |
29,9 |
28,1 |
55 |
47 |
|
2 |
ОАО «МАЗ» |
Белоруссия |
20,6 |
17,7 |
11,4 |
9,8 |
9 |
3,4 |
9,5 |
|
3 |
ОАО «АЗ «УРАЛ» |
Россия |
9,9 |
10,1 |
10,3 |
11,3 |
10,7 |
16,9 |
17,9 |
|
4 |
ОАО «КРАЗ» |
Украина |
1,1 |
1,1 |
1,5 |
1,7 |
0,9 |
0,5 |
0,8 |
|
5 |
ОАМО «ЗИЛ» |
Россия |
0,1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
6 |
А/м иностранного производства |
Разные |
32,4 |
34,9 |
43,1 |
47,3 |
51,3 |
24,2 |
24,8 |
|
Согласно рейтинговому агентству РА Эксперт в рейтинге Эксперт -400 ОАО «Камаз» имело следующие места в списке крупнейших компаний табл..6.
Таблица 6. Место в списке крупнейших компаний по капитализации
год |
Место в Эксперт — 400 (до 2004 г. в эксперт -200) |
Место в списке крупнейших компаний по капитализации |
|
2000 |
29 |
20 |
|
2001 |
26 |
25 |
|
2002 |
31 |
28 |
|
2003 |
29 |
47 |
|
2004 |
37 |
66 |
|
2005 |
35 |
80 |
|
2006 |
42 |
63 |
|
2007 |
39 |
39 |
|
2008 |
38 |
45 |
|
2009 |
46 |
60 |
|
2010 |
76 |
— |
|
РА Эксперт присвоил ОАО «Камаз» НРКУ в рейтинге корпоративного управления. Для компаний с НРКУ от 4 до 5+ характерны умеренные риски корпоративного управления. Компания соблюдает требования российского законодательства в области корпоративного управления, однако инициативы по внедрению базовых рекомендаций российского Кодекса корпоративного поведения носят незначительный характер.
Консорциум «РИД — Эксперт РА» — подтвердил ОАО «КАМАЗ» рейтинг «В+» — «Средний уровень корпоративного управления» по шкале Национального рейтинга корпоративного управления. Пересмотр рейтинга был связан с изменениями, произошедшими в практике корпоративного управления ОАО «КАМАЗ».
Эксперты Консорциума выделяют в том числе следующие положительные моменты в обновленной практике корпоративного управления Общества: численный состав совета директоров ОАО «КАМАЗ» был сокращен с 17 до 11 человек, что позволит повысить эффективность его работы; на Интернет-сайте Общества раскрыт внутренний документ — Социальная политика ОАО «КАМАЗ» — утвержденный генеральным директором и председателем профкома работников Общества, который описывает основные принципы и направления социальной политики ОАО «КАМАЗ».
Вместе с тем, произошедшие изменения не оказали значимого влияния на рейтинговую оценку практики корпоративного управления в связи с сохраняющимися недостатками в практике корпоративного управления ОАО «КАМАЗ» — по-прежнему недостаточно прозрачной остаются структура собственности, а также структура вознаграждения членов органов управления Общества.
1.1 Анализ финансового положения автомобильного завода ОАО «Камаз»
Анализ финансового состояния компании проводится на основе финансовой отчетности по РСБУ с 2006-2010 года. В приложении 2, 3 и 4 представлен расчет финансовых коэффициентов за период с 2002-2010 год. Проанализируем данные за последние 5 лет, так как они имеют большую информативность.
В структуре баланса наблюдается тенденция к увеличению как долгосрочных, так и краткосрочных обязательств в значительной степени за последние 3 года (рис. 1).
Это вызвано необходимостью привлечения внешнего финансирования для поддержания финансового положения предприятия, которое ухудшилось в связи с ростом цен на сырье и снижением продаж.
Рис.1. Структура активов и пассивов ОАО «Камаз»
Под чистыми активами понимается стоимостная оценка имущества организации после фактического удовлетворения всех требований третьих лиц. Исходя из полученных данных, мы наблюдаем снижение чистых активов за последние 3 года с 2008 года (рис.2), что является негативной тенденцией, свидетельствующей об ухудшении финансового положения компании, хотя размер чистых активов за рассматриваемый период больше размера уставного капитала компании, что свидетельствует о сбалансированности уставного капитала и чистых активов.
Рис.2. Динамика чистых активов
Данная тенденция наблюдается и в динамике собственных оборотных средств, когда происходит их снижение за последние 3 года (рис. 3).
Необходимо отметить, что хотя идет уменьшение собственных оборотных средств, они остаются положительными, что свидетельствует о стабильности предприятия.
Рис. 3. Динамика собственных оборотных средств.
До 2008 года компания имела стабильный рост выручки и умеренный рост чистой прибыли (рис. 4 и рис. 5).
На фоне мирового экономического кризиса наблюдается снижение прибыли особенно в 2009 году, это прежде всего связано с падением спроса на грузовые автомобили и повышением цен на сырье. Главной проблемой является высокая себестоимость, что прежде всего объясняется ростом цен на сырье и запчасти, вызванных кризисом и высоким уровнем инфляции. Но уже в 2010 намечается тенденция к увеличению как выручки, так и чистой прибыли в 2010 году, хотя все таки компания получила убыток.
Рис. 4. Динамика выручки и себестоимости
Рис. 5. Динамика чистой прибыли
Для более детального анализа финансового положения компании были рассчитаны показатели ликвидности, рентабельности, финансовой устойчивости и деловой активности компании.
Рис.6. Динамика показателей ликвидности
На основе полученных данных также наблюдается тенденция к снижению как ликвидности, так и рентабельности компании. Показатели общей и быстрой ликвидности находятся в пределах нормы, что говорит об оптимальной платежеспособности компании, но показатели абсолютной ликвидности лежат ниже нормы, что говорит о дефиците денежных средств у компании.
Показатели рентабельности свидетельствуют о низкой прибыльности продаж, основной деятельности, основного и собственного капитала. А также произошло резкое снижение рентабельности в 2009 году. Такое уменьшение показателей рентабельности, прежде всего, связано со снижением чистой прибыли и получением убытка компанией за последние 2 года. Это опять же объясняется снижением продаж в связи с мировым финансовым кризисом.
Рис. 7. Динамика показателей рентабельности
Средние значения рентабельности с 2002 по 2010 года представлены в таблице 7. Данные показатели свидетельствуют о достаточно низкой рентабельности продаж, основной деятельности и капитала. Проблема заключается в получении низкой прибыли компании и довольно высокой себестоимости продукции.
Таблица 7. Средняя рентабельность
Рентабельность продаж |
0,0562 |
|
Рентабельность основной деятельности |
0,0100 |
|
Рентабельность основного капитала |
0,0063 |
|
Рентабельность собственного капитала |
0,0058 |
|
Согласно коэффициентам финансовой устойчивости (табл.8) компания является финансово независимой с преобладанием собственных средств, но данные показатели имеют тенденцию к снижению.
Таблица 8. Коэффициенты финансовой устойчивости
Показатель |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Коэффициент финансовой независимости |
0,70 |
0,68 |
0,57 |
0,53 |
0,53 |
|
Коэффициент соотношения собственных и привлеченных средств |
1,44 |
1,47 |
1,74 |
1,87 |
1,89 |
|
В целом финансовое положение компании является устойчивым. Можно наблюдать активный рост практически всех показателей до 2008 года и затем их ухудшение, а главное снижение прибыли компании и получение убытка.
Такое ухудшение положения компании объясняется кризисными тенденциями в экономике России, которые привели в начале к замедлению, а в октябре 2008 года к резкому падению спроса на грузовые автомобили. Практически во всех отраслях — основных потребителях грузовой техники российского производства — произошло падение спроса на грузовые автомобили в строительстве, в том числе дорожном, ѓ в добывающих отраслях, в том числе НГДО, в АПК,ѓ в коммерческих перевозках, в особенности технологических грузов, в торговле, в машиностроении,ѓ в металлургии.
Максимальное снижение спроса наблюдалось на рынке тяжелой строительной автотехники, что напрямую связано с замедлением темпов строительства. Кризис банковской ликвидности негативно отразился в первую очередь на этом секторе экономики. Сокращение спроса на магистральные тягачи в 2008 году было менее заметным. Однако, ожидаемое сокращение грузооборота автомобильным транспортом в 2009 году привело к дальнейшему сокращению спроса и на коммерческую автотехнику.
В условиях ухудшения финансового состояния и негативного прогноза спроса на продукцию практически всех отраслей экономики, значительно сократилась инвестиционная активность предприятий. Спрос на грузовые автомобили как на инвестиционный товар продемонстрировал значительное снижение, процесс обновления устаревших парков замедлился, а спрос снизился до уровня 2005 года.
Существенно возросли на конец года запасы готовой продукции на складах автопроизводителей и их дилеров.
Положительная тенденция наметилась в 2010, когда произошел рост основных финансовых показателей, а в частности выручки и чистой прибыли.
2. Анализ изучаемой проблемы на ОАО «Камаз»
Управление инвестиционной привлекательностью является важным элементом процесса управления предприятием. Акции ОАО «Камаз» котируются на фондовых биржах. Количество акций, находящихся в свободном обращении и доступные обычным инвесторам, составляют 0,15 или 106084433 штук.
Привлечение инвестиций в компанию осуществляется посредством :
- выпуска и продажи акций;
- привлечение займов и кредитов;
- прямых инвестиций для государственных и военных заказов.
В организационной структуре ОАО «Камаз» выделен департамент корпоративного финансирования. Целью деятельности ДКФ является управление капитализацией группы организаций ОАО «КАМАЗ» и привлечение финансовых ресурсов на западных и российских рынках капитала.
Данный отдел выполняет следующие функции:
1. формирование инвестиционно-привлекательного имиджа ОАО «КАМАЗ» и его дочерних обществ:
- разработка концепции и мониторинг позиционирования ОАО «КАМАЗ» перед инвесторами, рейтинговыми агентствами, инвестиционными компаниями, банками (далее инвестиционным сообществом), соотносящейся со стратегией ОАО «КАМАЗ»;
- координация мероприятий по размещению ценных бумаг компании на зарубежных и российских рынках капитала, прохождению процедур листинга, обеспечению выполнения требований законодательства и бирж по раскрытию информации;
- обеспечение объективной рыночной оценки стоимости группы организаций ОАО «КАМАЗ» и снижение стоимости заимствований;
- формирование и развитие базы лояльных инвесторов, вкладывающих денежные средства в ценные бумаги ОАО «КАМАЗ» и его дочерних обществ;
- координация коммуникационных потоков между инвестиционным сообществом и группой организаций ОАО «КАМАЗ», обеспечивающая информационную открытость и прозрачность;
- создание и поддержание единой информационной базы для подготовки презентаций, конференций и пресс-релизов;
2. подготовка отчетности группы организаций ОАО «КАМАЗ» в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности для внешних и внутренних пользователей:
- трансформация данных учета по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО);
- обеспечение соответствия предоставляемой отчетности требованиям международных стандартов;
- координация деятельности дочерних и зависимых обществ ОАО «КАМАЗ» с целью обеспечения своевременности и достоверности предоставления ими информации для подготовки отчетности и проведения аудита по международным стандартам;
- проведение анализа финансового положения группы организаций ОАО «КАМАЗ» на основании данных отчетности по МСФО;
- участие в автоматизации учета и подготовки отчетности в соответствии с МСФО;
- координация процесса аудита отчетности по МСФО в группе организаций ОАО «КАМАЗ»;
3. обеспечение соблюдения требований законодательства и организаторов торговли на рынке ценных бумаг (бирж) при работе с эмиссионными ценными бумагами ОАО «КАМАЗ» и его дочерних обществ:
- организационное сопровождение выпуска эмиссионных ценных бумаг ОАО «КАМАЗ» и его дочерних обществ;
- анализ положения ОАО «КАМАЗ» и его дочерних обществ на рынке ценных бумаг и определение оптимальных вариантов выпуска и размещения ценных бумаг;
- обеспечение своевременности и достоверности раскрытия информации об ОАО «КАМАЗ» и его дочерних обществах на рынке ценных бумаг в объеме, установленном законодательством РФ;
- осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов акционеров группы организаций ОАО «КАМАЗ»;
- координация деятельности дочерних обществ ОАО «КАМАЗ» с целью обеспечения своевременности раскрытия ими информации на рынке ценных бумаг в соответствии с требованиями законодательства РФ;
- сбор, подготовка, учет и хранение информации и документации, связанной с размещением ценных бумаг ОАО «КАМАЗ».
С целью анализа эффективности управления инвестиционной привлекательностью ОАО «Камаз» рассчитаем интегральный показатель инвестиционной привлекательности по модели, представленной в первой главе.
Для начала рассчитаем внешнюю инвестиционную привлекательность. Для оценки инвестиционной привлекательности региона возьмем данные рейтингового агентства «Эксперт» по инвестиционной привлекательности Республики Татарстан с 2002-2010 года (табл 9).
Таблица 9. Инвестиционная привлекательность региона
2001/2002 |
2002/2003 |
2003/2004 |
2004/2005 |
2005/2006 |
2006/2007 |
2007/2008 |
2008/2009 |
2009/2010 |
||
Ранг инвестиционного потенциала |
9 |
10 |
9 |
8 |
10 |
10 |
8 |
7 |
7 |
|
Коэффициент привлекательности Республики Татарстан |
0,89 |
0,88 |
0,89 |
0,90 |
0,88 |
0,88 |
0,90 |
0,92 |
0,92 |
|
Для оценки инвестиционной привлекательности отрасли возьмем темп прироста индекса отраслевого РТС промышленности (табл 10),характеризующий доходность данной отрасли. Акции ОАО «Камаз» входят в расчет данного индекса.
Таблица 10. Индекс РТС — Промышленность
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
Значение индекса |
41,36 |
65,81 |
94,01 |
100,82 |
115,20 |
201,85 |
310,34 |
317,66 |
84,29 |
157,25 |
|
Темп прироста |
59,1% |
42,9% |
7,2% |
14,3% |
75,2% |
53,7% |
2,4% |
-73,5% |
86,6% |
||
На основе полученных данных была рассчитана внешняя инвестиционная привлекательность табл. 11
Таблица 11. Внешняя инвестиционная привлекательность
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
Коэффициент привлекательности отрасли |
0,59 |
0,43 |
0,07 |
0,14 |
0,75 |
0,54 |
0,02 |
-0,73 |
0,87 |
|
Коэффициент привлекательности региона |
0,89 |
0,88 |
0,89 |
0,90 |
0,88 |
0,88 |
0,90 |
0,92 |
0,92 |
|
Внешняя инвестиционная привлекательность |
0,53 |
0,38 |
0,06 |
0,13 |
0,66 |
0,47 |
0,02 |
-0,67 |
0,79 |
|
В результате показатель внешней инвестиционной привлекательности для промышленности в Республике Татарстан довольно низкий и не достигает 1. Особенно данный показатель снизился в 2009 году, что объясняется ухудшением состояние всей экономике в связи с кризисом.
Затем рассчитаем внутреннюю инвестиционную привлекательность (табл. 13) для этого сначала рассчитываются промежуточные показатели деятельности ОАО ‘Челябинский цинковый завод’">показатели таблица 12.
Таблица 12. Промежуточные показатели
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
Собственный капитал |
44434,5 |
45007,8 |
45231,4 |
45503,8 |
45957,0 |
46829,9 |
47766,0 |
46390,2 |
43361,4 |
|
Чистые активы компании |
44464,9 |
45052,1 |
45269,1 |
45542,7 |
45998,7 |
46871,7 |
47764,0 |
46525,2 |
43455,3 |
|
АИСР= (СК/ЧА) |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
|
незавершенное строительство |
2635,4 |
3688,2 |
3638,7 |
3362,4 |
3721,2 |
3299,9 |
2619,0 |
2944,1 |
2658,3 |
|
долгосрочные финансовые вложения |
7531,9 |
7702,9 |
9483,4 |
10931,6 |
11310,4 |
12610,4 |
15387,5 |
16893,7 |
16242,3 |
|
долгосрочные вложения в материальные ценности |
0,00 |
221,75 |
1057,95 |
2464,75 |
3474,45 |
2616,36 |
1005,00 |
1526,85 |
2548,23 |
|
внеоборотные активы |
49101,0 |
50705,4 |
50727,6 |
49332,2 |
47604,2 |
45671,8 |
46026,0 |
48258,8 |
48419,6 |
|
ВИА= (НСТР+ ДФВЛ+ДВЛМЦ)/ВОА |
0,21 |
0,23 |
0,28 |
0,34 |
0,39 |
0,41 |
0,41 |
0,44 |
0,44 |
|
Рентабельность основной деятельности по чистой прибыли |
0,1022 |
0,0006 |
0,0011 |
0,0028 |
0,0117 |
0,0594 |
0,0104 |
-0,0730 |
-0,0251 |
|
Качество управления |
0,5 |
0,6 |
0,6 |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
0,7 |
0,6 |
0,8 |
|
Уровень инфляции |
0,151 |
0,12 |
0,117 |
0,109 |
0,09 |
0,119 |
0,133 |
0,088 |
0,088 |
|
Кр=(Р*КУ)/ (1+И) |
0,04439 |
0,00034 |
0,00062 |
0,00179 |
0,00750 |
0,03182 |
0,00644 |
-0,0403 |
-0,0185 |
|
Качество управления оценивалось экспертным путем по следующим параметрам:
- наличие эффективной организационной структуры предприятия;
- наличие эффективной управленческой команды;
- наличие эффективной информационной системы в системе менеджмента
- наличие системы постоянного обучения и повышения квалификации кадров;
- использование передовых методов управления компанией, анализа, оценки, прогнозирования, планирования и процесса принятия решений;
- наличие эффективной системы мотивации и стимулирования персонала.
Сопротивление внутренней системе оценивалось по следующим параметрам:
- наличие эффективной внутренней системы управленческого учета;
- наличие эффективной внутренней системы бюджетирования;
- наличие квалифицированного менеджмента высшего уровня;
- наличие квалифицированного менеджмента среднего уровня;
- наличие эффективной системы планирования;
- наличие эффективной внутренней системы мониторинга.
В результате проведенных расчетов была найдена внутренняя инвестиционная привлекательность ОАО «Камаз»(табл.13).
Таблица 13. Внутренняя инвестиционная привлекательность ОАО «Камаз»
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
Активность использования собственных ресурсов(АИСР) |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
|
Внутренняя инвестиционная активность(ВИА) |
0,21 |
0,23 |
0,28 |
0,34 |
0,39 |
0,41 |
0,41 |
0,44 |
0,44 |
|
Сопротивление внутренней системе(СВС) |
0,4 |
0,4 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
|
Коэффициент реализации инвестиционной привлекательности с учетом рисков(Кр) |
0,044 |
0,0003 |
0,0006 |
0,002 |
0,008 |
0,032 |
0,006 |
-0,040 |
-0,018 |
|
Внутренняя инвестиционная привлекательность |
0,027 |
0,0002 |
0,0004 |
0,001 |
0,005 |
0,022 |
0,005 |
-0,030 |
-0,014 |
|
Полученный показатель очень низкий, в 2009 -2010 он стал отрицательным. Это можно объяснить в первую очередь получением убытка компанией.
Общая инвестиционная привлекательность автомобильного завода «Камаз» |
0,55 |
0,38 |
0,06 |
0,13 |
0,67 |
0,50 |
0,03 |
-0,70 |
0,78 |
|
Согласно проведенным расчетам инвестиционная привлекательность компании средняя инвестиционная привлекательность компании с 2002-2010 года 0,27, что свидетельствует о низкой инвестиционной привлекательности компании.
Рис.8. Динамика инвестиционной привлекательности ОАО «Камаз»
Инвестиционная привлекательность компании на протяжении анализируемого периода очень низкая меньше 1, особенно данный показатель снизился в 2008-2009 году(рис.2.3.1).
Данное снижение объясняется ухудшением финансового положения компании, что обусловлено последствиями мирового экономического кризиса. В 2010 году данный показатель стал увеличится но остатется довольно невысоким. В динамике показателя инвестиционной привлекательности проследивается таже тенденция, что и во всех показателях деятельности компании.